Меню

1 светило нежаркое солнце

ОМОНИМЫ И ОМОФОРМЫ
Задания для учащихся

1. В какой из групп (А или В) в словосочетаниях сопоставляются разные значения многозначных слов?

А: серебряное блюдо — вкусное блюдо , спокойно жить — жить в городе, еловая ветка — железнодорожная ветка , чёрствый хлеб — чёрствый приём, яркий свет — яркий цвет.

В: растворить окна — растворить краски, стоя дорого — стоя навытяжку, убитый вид — убитый щебень, самодовольная мина — подводная мина , девичья коса — песчаная коса .

2. Чем лексические омонимы отличаются от грамматических и функциональных?

3. Выпишите предложения с лексическими омонимами.

1.
Бой решили начать ночью… Ю. Покальчук
Бой принёс кофе и подал газету . К. Станюкович

2.
Дул ветер с утра…
Как свинцом налита,
Сердито вздувалась река за кормою;
Ещё раз хотел я проведать места,
Любимые некогда мною.
П. Якубович

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
А. Барто

4. Какие омонимы (грамматические или функциональные) являются этимологически родственными словами?

5. Спишите предложения в следующей последовательности:
1. С лексическими омонимами.
2. С грамматическими омонимами.
3. С функциональными омонимами.

Витя сколотил из досок кормовой столик и приладил его на опушке под старой ёлкой . Г. Скребицкий
В сумерках, когда плыть стало небезопасно, кормовой… направил лодку к берегу . Г. Марков

Вдали, в неглубокой балке, серели крыши деревни и зеленели вербы . В. Вересаев
Жестяная керосиновая лампа, подвешенная к балке низкого потолка, слабо освещает внутренность избы . В. Ян

…ко мне [в гости] пришёл старый знакомый… В. Одоевский
На террасе силуэт знакомый… А. Ахматова

6. Что вы знаете о переходе слов из одной части речи в другую?

7. Назовите частеречную принадлежность выделенных слов.

Радужное будущее — будущее лето, знакомый человек — мой знакомый , добросовестный дежурный — дежурный ответ, несомненно прав — защита прав , тайной надеждой — тайной расследования, прозрачную капельку — капельку смущён, солнечным днём — работать днём , солнце ярко — светит ярко , благодаря друга — благодаря другу, уважаем профессора — уважаем профессором.

8. В каких предложениях выделенные слова являются именами существительными?

1. На дворе сильно морозило, и в комнате было совсем не тепло. А. Герцен
2. Нынче жарко, парит, на дворе тепло пахнет разогретой муравой … И. Бунин
3. На станции Чир на перроне в холодное декабрьское утро был выстроен почётный караул . М. Шолохов
4. — Ой, караул… батюшки, грабят! — крикнул старик. Д. Мамин-Сибиряк
5. Мещанин… долго ломился в дверь и кричал «караул» … В. Вересаев
6. Светило нежаркое солнце . А. Приставкин
7.
Светило дня, краснея сквозь туман,
Садится горделиво за курган…
М. Лермонтов

Источник

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» (10 класс)

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»

1 . В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?

1. Мы любовались на выставке работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.

2. Печерский был ИСКУСНЫМ адвокатом и пользовался заслуженным уважением коллег.

3. Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно исчезала с наших лиц.

4. ИСКУСНЫЙ пловец и на море не утонет.

2. Укажите номер предложения, в котором произошло смешение паронимов БЕЗДЕЛИЦА – БЕЗДЕЛЬНИЦА.

1) Просто красивая безделица – а как приятно!

2) Только такая бездельница, как ты, могла не решить вообще ни одной задачи!

3) Хороший у вас сын, работящий. А моя безделица целыми днями дурака валяет.

4) «Ты сильно порезался?» — «Сущая безделица, не обращай внимания».

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «тот, кто удостоен диплома»

1) дипломат 2) оппонент 3) дипломант 4) адресат.

4. Какое слово является однозначным ? 1) канал, 2) биссектриса, 3) жёсткий, 4) корень

5. Выпишите омонимы, объясните их значение:

1) Светило нежаркое солнце.

2) Светило дня, краснея сквозь туман, садится горделиво за курган…

6. Найдите многозначное слово, объясните, в каком значении употреблено: …А ты? Входя в дома любые… Скажи: Какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли паркет// И посмотрели косо вслед, // Или незримый прочный след // В чужой душе на много лет. (Л. Мартынов)

7. Укажите ряд антонимов

1) добро, сочувствие 2) вражда, ненависть

3) горячий, теплый 4) соединение, разъединение

8. Определите ряд слов – синонимов

1) бережливый, экономный, расчетливый 2) невежливый, невежественный, грубый

3) грубый, резкий, ласковый 4) праздный, праздничный, нарядный

9. С данными словами придумать словосочетания или предложения в прямом и переносном значениях: 1) тонкий, 2) разбить, 3) гребень

10. Укажите предложение с фразеологизмом

1) В июне бывают самые длинные дни. 2) Я люблю прогулки в светлые ночи.

3) Многие приезжают на север посмотреть белые ночи.

4) Мальчики пришли на экзамен в белых рубашках.

Читайте также:  Юбка солнце своими расчет ткани

11. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?

1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека. 2) Сено в стогу — СЫТЫЙ корм скоту. 3) СЫТЫЙ голодного не разумеет. 4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.

12. Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЖИЗНЕННЫЙ вместо слова ЖИТЕЙСКИЙ .

1) Он прошёл непростой житейский путь.

2) Житейский опыт очень помогает людям в трудных ситуациях.

13. Подберите к данным словам синонимы : искренний, умалить, реформатор

14. Подберите к данным словам антонимы: душевный, созидать, будущее

15. Объясните фразеологический оборот, составьте с ним предложение: метать бисер перед свиньями.

Контрольная работа по русскому языку по теме «Лексика и фразеология» (10 класс).

Данная работа представлена в форме теста.

Задания теста построены по принципу выбора правильного ответа и соответствуют заданиям теста ЕГЭ, что позволяет использовать данный тест в ходе подготовки к экзамену.

Данный тест проверяет знания, полученные в ходе изучения темы «Лексика и фразеология», а также навыки нахождения синонимов, антонимов, омонимов, однозначных и многозначных слов.

В тесте также представлены задания с паронимами и фразеологизмами, которые вызывают у учащихся определенные трудности.

Номер материала: 120243

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

Правительство выделило дополнительные средства на кешбэк за детский отдых

Время чтения: 1 минута

В Волгоградской области оснащают лаборатории первого школьного технопарка «Кванториум»

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

1 светило нежаркое солнце

1)В доме Чехова в Ялте, на стене над камином, очень простой пейзаж Левитана — стог сена в осенних поздних сумерках, когда на траву уже ложится холодная роса. (2)Левитан оставил Чехову картину как подарок из милой сердцу России. (З)Очень прост этот пейзаж. (4)Прост, как все картины Левитана. (5)Перед ними можно стоять и час, и два и всё же до конца не понять, в чём сила этих элегических красок, в чём тайна этого молчаливого художника, покорившего наши сердца. (6)Тайна (если это можно назвать тайной) в том, что Левитан показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране. (7)Он показал нам нашу любовь, застенчивую и до него не высказанную в полной мере.

(8)Средняя полоса России — страна необыкновенная. (9)Достаточно увидеть, как ветер уносит лиственный убор лесов в синеющую осеннюю даль или каким застенчивым счастьем блестят глаза белоголового мальчика со свистулькой в руках — того мальчика, что сидит на песчаном косогоре и тихонько посвистывает. (10)Достаточно увидеть хотя бы это, чтобы сердце надолго, навек, навсегда покорилось этой стране с её светлой и чистой, как родниковая вода, красотой.
(11)С глубочайшей властью России над человеком бороться нельзя. (12)Миллионы людей нашли Россию как свою вторую родину. (13)Жизнь Левитана полностью это подтверждает. (14)Для меня с поздней юности лучшей на свете страной стала Средняя Россия. (15)Это вначале удивляло меня самого: я вырос на юге. (16) Впервые я увидел Среднюю Россию, когда мне было двадцать лет. (17)Это было осенью. (18)Я ехал из Киева в Москву. (19)Невдалеке от Москвы я увидел из окна вагона неправдоподобно синюю, совершенно индиговую маленькую реку, засыпанную жёлтыми листьями. (20)Я высунулся в окно и вдруг задохнулся. (21)Отчего я задохнулся, в то время я ещё не догадывался.
(22)Сейчас я хорошо знаю, что задохнулся тогда от радости, от внезапного приобщения к красоте страны, что проносилась за окнами в холодеющем воздухе. (23)В лицо светило нежаркое сентябрьское солнце. (24)Я смотрел до головокружения на шумливые рощи, трепет осин и берёз, блеск светлых речушек, на увядающие луга, далёкие ямщицкие увалы и сияние кромки строгих, как кремлёвские стены, сосновых боров по горизонту. (25)Так, мелькнув, впервые появилась и захватила всё моё сердце новая родина.
(26)На следующий день в Москве, куда я попал впервые, я пошёл в Третьяковскую галерею. (27)Вошёл в боковой зал наверху и вдруг снова задохнулся. (28)Невольные слёзы обожгли глаза (я тогда очень стыдился слёз) — я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. (29)Эта картина вошла в моё сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что до тех пор я даже не мог поверить в существование такой красоты на свете.
(З0)Все семь дней, какие я тогда пробыл в Москве, я провёл в галерее у полотен Левитана — изумлённый, взволнованный, притихший. (31)Всё дрожало у меня на душе. (32)Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное. (33)Я не мог тогда ещё ясно знать, что происходит со мной.
(34)А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашёл свою родную страну. (35)Я уже любил её до последней прожилки на каждом незаметном дубовом листке. (36)Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда ещё молодого сердца. (37)Тогда впервые дошёл до меня подлинный смысл таких слов, как «священная земля», «Отечество», «Отчизна».
(38)С тех пор Срединная Россия стала для меня действительно священной землёй, и я часто видел её так, как в первый раз, — покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины и залитую сиянием нежаркого солнца.

Читайте также:  Сосулька тает от солнца

Родина- это место, которое тебе нравится, где приятно находиться, здесь чувствуешь умиротворение и спокойствие. В предложенном для анализа тексте К.Г Паустовский поставил проблему проявления любви к Родине.

Рассуждая о проблеме, автор говорит, что его любовь к Родине проявилась, лишь в двадцать лет, когда он ехал из Киева в Москву. Рассказчик, смотря в окно, поражался красотой Средней России. Он буквально «задыхался» от радости и великолепия увиденного.

Этим примером автор хочет показать, что Родиной необязательно должна является страна, в которой ты родился. Родиной становится место, которое тебе близко по духу, его ты любишь «до последней прожилки на каждом незаметном дубовом листке».

Далее автор повествует о Левитане, чьи картины поражают каждого. А происходит это из-за того, что художник в своих пейзажах показал проявление всей силы нашей любви к Родине.

С помощью этого примера К.Г Паустовский доносит мысли о том, что даже красота картин может проявлять всю силу любви к родной стране.

Оба примера дополняют друг друга и позволяют понять, что такие вещи , как вид из окна или картина, могут притягивать и про

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Ночевала тучка золотая

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Ночевала тучка золотая

Посвящаю эту повесть всем ее друзьям, кто принял как свое личное это беспризорное дитя литературы и не дал ее автору впасть в отчаяние.

Это слово возникло само по себе, как рождается в поле ветер. Возникло, прошелестело, пронеслось по ближним и дальним закоулкам детдома: «Кавказ! Кавказ!» Что за Кавказ? Откуда он взялся? Право, никто не мог бы толком объяснить.

Да и что за странная фантазия в грязненьком Подмосковье говорить о каком-то Кавказе, о котором лишь по школьным чтениям вслух (учебников-то не было!) известно детдомовской шантрапе, что он существует, верней, существовал в какие-то отдаленные непонятные времена, когда палил во врагов чернобородый, взбалмошный горец Хаджи Мурат, когда предводитель мюридов имам Шамиль оборонялся в осажденной крепости, а русские солдаты Жилин и Костылин томились в глубокой яме.

Был еще Печорин, из лишних людей, тоже ездил по Кавказу.

Да вот еще папиросы! Один из Кузьменышей их углядел у раненого подполковника из санитарного поезда, застрявшего на станции в Томилине.

На фоне изломанных белоснежных гор скачет, скачет в черной бурке всадник на диком коне. Да нет, не скачет, а летит по воздуху. А под ним неровным, угловатым шрифтом название: «КАЗБЕК».

Усатый подполковник с перевязанной головой, молодой красавец, поглядывал на прехорошенькую медсестричку, выскочившую посмотреть станцию, и постукивал многозначительно ногтем по картонной крышечке папирос, не заметив, что рядом, открыв от изумления рот и затаив дыхание, воззрился на драгоценную коробочку маленький оборвыш Колька.

Искал корочку хлебную, от раненых, чтобы подобрать, а увидел: «КАЗБЕК»!

Ну, а при чем тут Кавказ? Слух о нем?

Вовсе ни при чем.

И непонятно, как родилось это остроконечное, сверкнувшее блестящей ледяной гранью словцо там, где ему невозможно родиться: среди детдомовских будней, холодных, без дровинки, вечно голодных. Вся напряженная жизнь ребят складывалась вокруг мерзлой картофелинки, картофельных очистков и, как верха желания и мечты, — корочки хлеба, чтобы просуществовать, чтобы выжить один только лишний военный день.

Самой заветной, да и несбыточной мечтой любого из них было хоть раз проникнуть в святая святых детдома: в ХЛЕБОРЕЗКУ, — вот так и выделим шрифтом, ибо это стояло перед глазами детей выше и недосягаемей, чем какой-то там КАЗБЕК!

Читайте также:  Солнце это слава луна это

А назначали туда, как господь бог назначал бы, скажем, в рай! Самых избранных, самых удачливых, а можно определить и так: счастливейших на земле!

В их число Кузьменыши не входили.

И не было в мыслях, что доведется войти. Это был удел блатяг, тех из них, кто, сбежав от милиции, царствовал в этот период в детдоме, а то и во всем поселке.

Проникнуть в хлеборезку, но не как те, избранные, — хозяевами, а мышкой, на секундочку, мгновеньице, вот о чем мечталось! Глазком, чтобы наяву поглядеть на все превеликое богатство мира, в виде нагроможденных на столе корявых буханок.

И — вдохнуть, не грудью, животом вдохнуть опьяняющий, дурманящий хлебный запах…

Ни о каких там крошечках, которые не могут не оставаться после сваленных, после хрупко трущихся шершавыми боками бухариков, не мечталось. Пусть их соберут, пусть насладятся избранные! Это по праву принадлежит им!

Но как ни притирайся к обитым железом дверям хлеборезки, это не могло заменить той фантасмагорической картины, которая возникала в головах братьев Кузьминых, — запах через железо не проникал.

Проскочить же законным путем за эту дверь им и вовсе не светило. Это было из области отвлеченной фантастики, братья же были реалисты. Хотя конкретная мечта им не была чужда.

И вот до чего эта мечта зимой сорок четвертого года довела Кольку и Сашку: проникнуть в хлеборезку, в царство хлеба любым путем… Любым.

В эти, особенно тоскливые, месяцы, когда мерзлой картофелины добыть невозможно, не то что крошки хлеба, ходить мимо домика, мимо железных дверей не было сил. Ходить и знать, почти картинно представлять, как там, за серыми стенами, за грязненьким, но тоже зарешеченным окном ворожат избранные, с ножом и весами. И кромсают, и режут, и мнут отвалистый сыроватый хлебушек, ссыпая теплые солоноватые крошки горстью в рот, а жирные отломки приберегая пахану.

Слюна накипала во рту. Схватывало живот. В голове мутнело. Хотелось завыть, закричать и бить, бить в ту железную дверь, чтобы отперли, открыли, чтобы поняли, наконец: мы ведь тоже хотим! Пусть потом в карцер, куда угодно… Накажут, изобьют, убьют… Но пусть сперва покажут, хоть от дверей, как он, хлеб, грудой, горой, Казбеком возвышается на искромсанном ножами столе… Как он пахнет!

Вот тогда и жить снова станет возможным. Тогда вера будет. Раз хлебушко горой лежит, значит, мир существует… И можно терпеть, и молчать, и жить дальше.

От маленькой же паечки, даже с добавком, приколотым к ней щепкой, голод не убывал. Он становился сильней.

Однажды глупая учительница стала читать вслух отрывок из Толстого, а там стареющий Кутузов во время войны ест цыпленка, с неохотой ест, чуть ли не с отвращением разжевывая жесткое крылышко…

Ребятам такая сцена показалась уж очень фантастической! Напридумывают тоже! Крылышко не пошло! Да они бы тотчас за косточку обглоданную от того крылышка побежали бегом куда угодно! После такого громкого чтения вслух еще больше животы скрутило, и они навсегда потеряли веру в писателей; если у них цыпленка не жрут, значит, писатели сами зажрались!

С тех пор как прогнали главного детдомовского урку Сыча, много разных крупных и мелких блатяг прошло через Томилино, через детдом, свивая вдали от родимой милиции тут на зиму свою полумалину.

В неизменности оставалось одно: сильные пожирали все, оставляя слабым крохи, мечты о крохах, забирая мелкосню в надежные сети рабства.

За корочку попадали в рабство на месяц, на два.

Передняя корочка, та, что поджаристей, черней, толще, слаще, — стоила двух месяцев, на буханке она была бы верхней, да ведь речь идет о пайке, крохотном кусочке, что глядится плашмя прозрачным листиком на столе; задняя — побледней, победней, потоньше — месяца рабства.

А кто не помнил, что Васька Сморчок, ровесник Кузьменышей, тоже лет одиннадцати, до приезда родственника-солдата как-то за заднюю корочку прислуживал полгода. Отдавал все съестное, а питался почками с деревьев, чтобы не загнуться совсем.

Кузьменыши в тяжкие времена тоже продавались. Но продавались всегда вдвоем.

Если бы, конечно, сложить двух Кузьменышей в одного человека, то не было бы во всем Томилинском детдоме им равных по возрасту, да и, возможно, по силе.

Но знали Кузьменыши и так свое преимущество.

В четыре руки тащить легче, чем в две; в четыре ноги удирать быстрей. А уж четыре глаза куда вострей видят, когда надо ухватить, где что плохо лежит!

Пока два глаза заняты делом, другие два сторожат за обоих. Да успевают еще следить, чтобы у самого не тяпнули бы чего, одежду, матрац исподнизу, когда спишь да видишь свои картинки из жизни хлеборезки!

Источник

Adblock
detector