Меню

12 тысяч лун это сколько

РОМАН МИХАИЛА БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА&raquo: АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПРОЧТЕНИЕ

— Ну, Тверскую вы знаете?

Фраза из романа

Двенадцать тысяч лун за одну когда-то, не слишком ли это много?

В ынесенная в эпиграф рядовая на первый взгляд фраза из романа на самом деле парадоксальна в том смысле, что в беседе двух москвичей такой вопрос о центральной улице звучит просто нелепо. И внесение ее в текст романа могло преследовать только одну цель: побудить догадливого читателя вспомнить, что эта улица с 1932 года носила имя Горького. Таким образом, хотя это имя в романе не звучит, оно все же присутствует, причем довольно явственно, появляясь в подсознании читателя независимо от его воли. Здесь Булгаков демонстрирует прекрасное владение приемами психологии, используя их для провоцирования неконтролируемых ассоциаций.

Поскольку о ходе творческого процесса Булгакова при создании романа известно мало, данный пример представляет интерес еще и тем, что дает возможность заглянуть в творческую лабораторию писателя.

Далее. В фабулу романа включены факты, на первый взгляд не соответствующие действительности и воспринимаемые как просто нелепые. Понятно, что толкование каждого из них в отдельности затруднительно; однако в совокупности они дают повод задуматься, поставить вопросы, искать на них ответы.

. В соответствии с фабулой, Мастер нашел выигрыш в сто тысяч рублей в корзине с бельем. Как бы ни толковался образ Мастера — в общепринятом, исключительно позитивном, или в более характерном для творческой манеры Булгакова диалектическом плане, вряд ли можно отрицать, что данный эпизод никак не вписывается в этот образ: такие люди в житейских вопросах всегда остаются в проигрыше. Это парадоксальное обстоятельство не только находит свое объяснение при определении прототипа образа Маргариты, но и служит ключом к идентификации в топографии Москвы «дома Маргариты» — того самого, поиски которого другими путями на протяжении вот уже двадцати пяти лет успеха не дали.

Или вот такая «неточность»: описывая «дом на Садовой», Булгаков почему-то приводит номер 302-бис, что не соответствует реальной системе нумерации улиц Садового кольца. Оказывается, что до революции Садовое кольцо Москвы имело сквозную нумерацию, которая заканчивалась номерами 447-448. В частности, описанный в романе дом И.Д. Пигита, в котором когда-то жил писатель, имел номер 166. Так что номер 302-бис (то есть, 302-а) вполне естественно вписывается именно в эту систему, что дает основание рассматривать этот факт как сигнал о том, что описываемые в романе события связаны с чем-то, происходившим еще до революции. К такому же выводу приводит и реконструированное М.О. Чудаковой начало первой редакции, где обыгрывается дата по старому и новому стилям.

Намек на сплошную нумерацию Садовых улиц Москвы вынуждает обратиться к адресным книгам дореволюционного периода, и тогда обнаруживаются два чрезвычайно интересных момента.

Первый, шокирующе неожиданный, особенно для тех почитателей творчества Булгакова, которые безуспешно занимаются поиском «дома Маргариты» в так называемых «арбатских переулках». Оказывается, что в том, дореволюционном временном измерении «арбатские переулки» — вовсе не то, что подразумевается под этим понятием в наши дни. Арбатом (Арбатской частью) называли район Москвы между Садовым и Бульварным кольцами, ограниченный с одной стороны улицей Пушкинской, с другой — Дурновским переулком и Собачьей площадкой (сейчас их нет, это — северная сторона проспекта Калинина с многоэтажными домами). В эту Арбатскую часть входил Патриарший пруд (!), часть Тверской (Горького) от площади Пушкина до площади Маяковского, дом Пигита с «нехорошей» квартирой и многое другое, но только не улица Арбат и не район Сивцева Вражка, где ведутся поиски дома. Это уже — Пречистенская часть.

Деление Москвы на 18 «частей» и один «участок» сохранилось вплоть до тридцатых годов, причем оно официально сочеталось с введенным после революции делением Москвы на шесть районов.

Путаницу, возникающую при различном толковании понятия «Арбат», можно проиллюстрировать таким примером. В недавно изданном полном тексте воспоминаний Ф.И. Шаляпина 1 есть такие интересные строки:

«Я помню характерное слово одного из купеческих тузов Москвы — Саввы Тимофеевича Морозова. Построил он себе новый дом на Арбате (выделено мною — А.Б.) и устроил большой праздник, на который, между прочим, был приглашен и я. В вестибюле, у огромной дубовой лестницы, ведшей в верхние парадные залы, я заметил нечто, похожее на фонтан, а за этим большие цветные стекла, освещавшиеся как-то изнутри. На стекле ярко выступала чудесная лошадь, закованная в панцырь, с эффектным всадником на ней — молодым рыцарем, которого молодые девушки встречали цветами».

Комментаторы книги Е. и В. Дмитриевские подправили Шаляпина: «В доме на Арбате жил А.И. Морозов, а С.Т. Морозов построил себе особняк на Спиридоньевской улице (ныне улица Алексея Толстого). Именно этот дом в «готическом» стиле имеет в виду Шаляпин».

Читайте также:  Сколько лететь до солнца от луны

Комментаторы правильно дают адрес готического особняка С.Т. Морозова. Но Шаляпин, именно его имея в виду, прекрасно знал, что дом находится именно на Арбате, у Патриаршего пруда, то есть, в Арбатской пожарной части Москвы. Кстати, титулярный советник учитель А.И. Морозов, о котором они упоминают, жил не совсем на улице Арбат, а в прилегающих переулках — вначале в доме Никулиной-Дмитриевой по Калошному, 12, позже — купца Юдина по Староконюшенному, 21.

Второй момент, извлеченный из факта сплошной нумерации Садового кольца, — дом 302 находится на Сухаревской площади, в Мещанской части. Дома с номером 302-бис (302-а) не было в природе. Ближайший с такой структурой номера — 308-а по Садово-Спасской (Сретенская часть). Этот дом ничем не примечателен кроме, пожалуй, того, что в соседнем, 310-м, жил знаменитый покровитель театрального искусства Савва Иванович Мамонтов, о котором принято упоминать, когда идет речь о Савве Морозове.

Еще один парадокс, служащий в качестве ключевого, содержится в реплике Маргариты, комментирующей слова Воланда о том, что Пилат каждое полнолуние испытывает беспокойство: «Двенадцать тысяч лун за одну когда-то, не слишком ли это много?». Броская парадоксальность этой фразы заключается в том, что с момента казни Христа до описываемых в романе событий прошло не двенадцать тысяч лунных месяцев, а почти вдвое больше — примерно 23500, если принять разницу в датах в 1900 лет. Но всеведущий Воланд не поправил Маргариту в ее ошибке; механическая ошибка со стороны Булгакова исключена, поскольку из работ М.О. Чудаковой видно, что Булгаков придавал исключительно важное значение изучению движения Луны именно в связи с написанием романа 2 . Можно предположить, что эта ошибка введена в текст преднамеренно.

Действительно, писателем была учтена астрономическая тонкость: в любой точке земного шара все полнолуния подряд наблюдать невозможно. Дело в том, что полнолуние — это не период, а миг, определяемый астрономами с точностью до минуты. Поэтому, когда оно происходит, то его можно видеть только на той стороне земного шара, которая обращена к Луне. Поскольку длительность синодического месяца не кратна земным суткам 3 , каждое последовательное полнолуние наблюдается в разных частях Земли; в целом же за длительный период времени в каждой конкретной точке, в том числе и в той, где отбывает наказание Пилат, можно наблюдать только половину от всех полнолуний.

Как видим, Маргарита не ошиблась. Более того, такая ошибка в романе не может выйти из-под пера писателя непреднамеренно, как бы «вдруг», сама-по-себе. Такую «ошибку» нужно тщательно готовить, — ведь специфика жанра не позволяет использовать в диалогах многозначных цифр; она требует округления до целого числа тысяч. Однако даже при таком вынужденном округлении истинная ошибка не вышла за пределы двух процентов, что является поразительной (если хотите — астрономической) точностью.

Хотя этот ключ непосредственно никакой информации по фабуле не раскрывает, он выполняет не менее важную функцию: сигнализирует о достоверности всех включенных в текст временных меток, позволяющих определить подразумевающиеся в романе события по зашифрованным датам. Иными словами, ключ это особый; я назвал бы его «ключом достоверности».

Как еще один такой ключ можно рассматривать и эпизод с гибелью Берлиоза под колесами трамвая на Патриарших прудах. Любителями творчества Булгакова ведется немало споров относительно правдоподобности того, ходил ли возле Патриаршего пруда трамвай вообще — ведь ни на одной из транспортных схем Москвы такой трамвайной линии нет. Да и старожилы этого района Москвы такой факт не подтверждают. В частности, Н. Кончаловская, жившая с родителями с 1912 года в том самом доме на Садовой, где в начале двадцатых годов жил и Булгаков, категорически отрицает движение трамвая у Патриаршего пруда 4 . Но вот московские краеведы как будто бы обнаружили не только остатки рельсового пути под дорожным покрытием, но и след от злополучного турникета, выход через который оказался для Берлиоза роковым. Казалось, что окончательную ясность в этот вопрос внес своими воспоминаниями о Булгакове В. Левшин, живший с ним в одном доме: «Иногда, ближе к вечеру, он [Булгаков] зовет меня прогуляться, чаще всего на Патриаршие пруды. Здесь мы садимся на скамейку подле турникета и смотрим, как дробится закат в верхних окнах домов. За низкой чугунной изгородью нервно дребезжат огибающие сквер трамваи» 5 .

Но вот, наконец, Л.К. Паршин приводит в своей книге 6 текст полученной им из архива транспортного ведомства бумаги, где говорится, что «движение трамваев по интересующим Вас улицам организовано не было», и предлагает исключить воспоминания Левшина из рассмотрения. Казалось бы, это — действительно окончательная точка; вопрос предельно ясен. Но на то, очевидно, и вовлекла этот трамвай в орбиту своей нечистой деятельности воландовская шайка, чтобы вносить неожиданные повороты именно в предельно ясные вопросы: Б.С. Мягковым, из всех исследователей наиболее полно проработавшим эти вопросы, обнаружена помещенная в газете «Вечерняя Москва» от 28 августа 1929 года заметка, из которой следует, что в ноябре того же года планировалось завершить прокладку трамвайных линий как раз на Малой Бронной и Спиридоновке (Алексея Толстого), то есть, у самого пруда 7 !

Читайте также:  Небо солнце облака луна звезды

Облекая «ключи» в форму парадоксов и противоречий, Булгаков последовательно доводит до читателя скрытый подтекст. Анализ таких аспектов позволяет убедиться, с какой тщательностью писатель подходил не только к подбору материала для ключей, но и к их органическому включению в сюжетные линии без видимых «стыков».

1. Федор Шаляпин. Страницы из моей жизни. Маска и душа. М., «Книжная палата», 1990, с. 307. (Возврат)

2. «Шестая (вторая полная) редакция, составившая 6 толстых тетрадей рукописного текста, была закончена 22-23 мая 1938 г. [. ] К этой редакции примыкают две тетради материалов для намеченной «отделки» романа: выверка календаря фабулы, [. ] зарисовки положения Луны над Пречистенкой, видной из окна квартиры писателя в Нащокинском переулке (ул. Фурманова), а также подробные описания вида небосклона, делавшиеся регулярно с 10 марта 1938 года до ночи с 8 на 9 октября 1938 г. Записи о луне от 29 и 30 марта 1939 года были последними в этой тетради» — М.О. Чудакова. Архив М.А. Булгакова, с. 131.

Как видно из приведенного отрывка, наблюдения за Луной велись писателем почти в течение года после окончания романа. Этому есть объяснение: приведенные в основном тексте романа астрономические детали давали двоякое решение задачи определения стороны света, на которую выходит фасад дома Маргариты. Видимо, обнаружив это после завершения окончательной редакции, Булгаков в написанный в мае 1939 года эпилог включил и дополнительные сведения о Луне, что устранило неопределенность. (Возврат)

4. Наталья Кончаловская. Круасаны и черный хлеб. «Дружба народов», № 1-1989 г. (Возврат)

5. В. Левшин. Садовая 302-бис. Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., «Советский писатель», 1988, с. 173. (Возврат)

6. Л.К. Паршин. Чертовщина в американском посольстве, или 13 загадок Михаила Булгакова. М., «Книжная палата», 1991, с. 132. (Возврат)

7. Б.С. Мягков. Булгаковская Москва. М., «Московский рабочий», 1993, с. 98, 99, 214. (Возврат)

Источник

Двенадцать тысяч лун или сколько лет испытывал муки совести Понтий Пилат ?

Помните тот момент, когда в последней главе мастеру показывают его героя, Пилата, и Маргарита спрашивает у Воланда : « Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?»

Одна луна равна 29 дням, грубо говоря, месяцу. Если считать, что в году примерно 12 лун, то 12 000 лун = 1 000 лет. Так как действие московских глав «Мастера и Маргариты» происходит в XX веке, то ершалаимские главы должны происходить в Х веке. Но Понтий Пилат был прокуратором римской власти, которой в Х веке уже не существовало. Есть множество других доказательств, что ершалаимские главы не могут быть так поздно. Но и московские главы не могут быть в XI веке. Таким образом, может показаться, что Маргарита ошиблась. Тогда почему Воланд не исправил её ошибку? Потому что никакой ошибки тут не было. В чем же тогда дело и почему получилась такая огромная разница в 900 лет? Может просто ошибся автор? Но и эта возможность совершенно исключена, ведь Булгаков придавал движению луны очень большое значение именно в связи с романом.

Дело в том, что полнолуние – это сравнительно небольшой период времени, астрономическое явление, которое можно наблюдать лишь в той точке Земли, которая обращена к Луне. Находясь в конкретной точке, можно наблюдать лишь половину от всех полнолуний.

Луна равна примерно 29.53 дня. Т.к. Пилат видел каждое второе полнолуние, то просидел он 24 000 лун. Это равно 708 720 дням. Если это число поделить на 365 дней, получим… 1941 год! Понтий Пилат примерно 1900 – 1940 лет испытывал муки совести.

Небольшая разница примерно в 40 – 45 лет получается из-за того, что в романе сложно было бы использовать многозначные числа. Но она настолько мала, что составляет всего две сотых от всего времени, что является поразительной астрономической точностью.

Диана Коденко Понтий Пилат После казни

Андрей Пронин – Мюзикл “Рукопись Мастера” (Мастер и Маргарита) – Ария Понтия Пилата – Двенадцать тысяч лун

Поделиться «Двенадцать тысяч лун или сколько лет испытывал муки совести Понтий Пилат ?»

Читайте также:  Луна далекая горит один

Вам также может понравиться

Образ Дома и Города в романе Булгакова “Белая гвардия”

Книга “Москва – Ершалаим. Путеводитель по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

И справочники могут ошибаться….

6 комментариев к « Двенадцать тысяч лун или сколько лет испытывал муки совести Понтий Пилат ? »

Находясь в конкретной точке, можно наблюдать лишь половину от всех полнолуний (с)
Это почему? Не совсем понятно. Не могли бы пояснить?

Т.к. Пилат видел каждое второе полнолуние (с)
А про это сказано в тексте?…

Нашла здесь: Альфред Барков Роман М.А. Булгакова ‘Мастер и Маргарита’:альтернативное прочтение
Глава IX. О парадоксах в романе (почитать можно тут http://menippea.narod.ru/), отрывок:
“Действительно, писателем была учтена астрономическая тонкость: в любой
точке земного шара все полнолуния подряд наблюдать невозможно. Дело в
том, что полнолуние – это не период, а миг, определяемый астрономами с
точностью до минуты. Поэтому, когда оно происходит, то его можно видеть
только на той стороне земного шара, которая обращена к Луне. Поскольку
длительность синодического месяца не кратна земным суткам (3), каждое
последовательное полнолуние наблюдается в разных частях Земли; в целом
же за длительный период времени в каждой конкретной точке, в том числе и
в той, где отбывает наказание Пилат, можно наблюдать только половину от
всех полнолуний.”

Об отношениях Пилата и Иисуса очень интересно написано в книге “Партия Иисуса” (можно скачать на Озоне и на Амазоне). Там, кстати, объясняется, почему Пилат хотел спасти Иисуса, и почему это ему не удалось.

Спасибо, обязательно прочитаю

Есть другое предположение.
Что, если Булгаков имел ввиду именно 12 тысяч лун? Без учёта точной продолжительности лунного месяца.
Известно, что величина 29,53059 – это не постоянное значение. Оно же усредненное, а истинная продолжительность лунного месяца постоянно меняется в пределах от 29д 6ч 15м до 29д 19ч 12м. Причина этому – неравномерное движение Земли вокруг Солнца и довольно сложное движение Луны по орбите. Таким образом,
точно рассчитать количество лун, которые видел Пилат при условии точного завершения лунного месяца и местоположения Луны в это мгновения, становится весьма нетривиальной задачей.
Что, если Булгаков имел ввиду именно 12000 лун? Каждый лунный месяц, а не через один! Ведь Пилат действительно видел полную Луну КАЖДЫЙ ДЕНЬ, и не важно, что это могло не совпадать минута в минуту с мгновением лунного месяца. Он видел полную Луну (зрительно не отличимую от абсолютно точной полной Луны), и, что ещё более неопровержимо – он проживал этот лунный месяц в своих страданиях за распятого Иешуа.
Булгаков был современником Н.Морозова – выдающегося учёного, астронома и историка. Нет сомнений, что Михаил Афанасьевич наверняка знал о сенсационных астрономических расчётах Н. Морозова, которые вносили существенные изменения в принятую хронологию древности и значительно приближали период жизни Иисуса Христа к нашему времени. Булгаков наверняка был знаком с трудом Н. Морозова “Христос”, который вышел как раз перед написанием “Мастера и Маргариты”. С этими исследованиями Н. Морозова был знаком и признал их заслуживающими внимания даже В.И. Ленин.
Не исключено, что в 12000 лунах Булгакова зашифровано послание в понимании Михаилом Афанасьевичем иной даты распятия Иисуса Христа, которая следует из гипотез Н. Морозова или из собственных вычислений М. Булгакова (конец X века по привычному нам летоисчислению).

Строго говоря, на Земле нет такой точки, где было бы видно 100% поверхности Луны, освещённой Солнцем. Потому что угол между направлением на Луну и Солнце практически никогда не бывает равным 180°. Поэтому полнолунием считается момент времени, когда центр Луны пересекает плоскость, которая перпендикулярна плоскости эклиптики (земной орбиты) и проходит через центры Солнца и Земли. То есть, полнолуние определяется не по тому какой видно Луну, а по моменту времени когда она находится в определённой точке своей орбиты (точке полнолуния).
Фаза луны зависит не от точки наблюдения, а от взаимного расположения Солнца, Луны и Земли.

Другими словами, астрономическое полнолуние это момент времени, когда Земля располагается точно между Солнцем и Луной. Так как этот момент происходит однажды в лунный цикл, получается, что полнолуние везде наступает в одно и то же время.
Момент наступления полнолуния всегда указывается по всемирному времени (по Гринвичу).

С человеческой точки зрения полнолунием называют обычно период нескольких суток, в течение которых Луна визуально почти не отличается от полной поэтому время полнолуния для каждого города свое.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Adblock
detector