Первые советские лётчики-космонавты Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, В.Ф. Быковский и В.В. Терешкова, совершавшие полеты в 1961-63 гг. на одноместных космических кораблях «Восток», выполнили на орбите обширную программу научно-технических и медико-биологических исследований.
Однако расширение спектра научных задач и логика дальнейшего развития пилотируемой космонавтики диктовали необходимость дальнейшего совершенствования космических аппаратов и создания более сложных лунных и межпланетных кораблей. Для решения проблем стыковки и орбитальной сборки в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева проектировался первый космический комплекс «Союз».
Одновременно с большим опережением в США разрабатывались двухместные космические корабли Gemini («Близнецы»). Для того, чтобы не отстать С.П.Королёв предложил модифицировать корабль «Восток», системы которого продемонстрировали свою надёжность.
Эскизный проект корабля, в котором три человека могли работать в течение суток, получил название «Восход» и был утверждён 12 февраля 1964 года. А уже 12 октября того же года на нем совершил полет экипаж в составе летчика-космонавта В.М. Комарова (командир корабля), ученого К.П. Феоктистова и врача Б.Б. Егорова.
Пилотируемый полет американского двухместного «Gemini» состоялся без малого через шесть месяцев – 23 марта 1965 года.
Публикуемые сегодня материалы помогут восстановить подробности разработки и полета первого в мире многоместного космического корабля «Восход».
Госкорпорация «Роскосмос» выражает признательность и благодарность государственным архивам — РГАНИ и лично директору Томилиной Наталье Георгиевне, РГАНТД и лично директору Власовой Марине Андреевне, а также руководству ПАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королёва» и АО «ЦНИИмаш» за предоставленные материалы и помощь в подготовке публикации.
Проспект «Многоместный космический корабль «Восход»»
В документе, подписанном главным конструктором ОКБ-1 С.П. Королёвым 12 февраля 1964 года указывается, что на базе одноместного космического корабля «Восток» может быть создан многоместный корабль «Восход» при сохранении основной концепции и схемных решений исходного изделия.
«Для обеспечения возможности полета трех человек в корабле «Восход» необходимо (по сравнению с кораблями «Восток») провести перекомпоновку оборудования в спускаемом аппарате, установить три кресла для пилотов, соответственно сняв катапультируемое кресло и скафандр, доработать ряд бортовых систем и установить дополнительное оборудование».
Альбом чертежей и иллюстраций к техническому описанию и инструкции по эксплуатации системы индикации, сигнализации и ручного управления СИС-3-3КВ космического корабля «Восход»
Фотографии, описания и схемы работы индикаторных приборов и органов управления в кабине корабля «Восход», разработанных для ОКБ-1 в Специальном конструкторском бюро Летно-исследовательского института (СКБ ЛИИ) под руководством главного конструктора С.Г. Даревского.
Письма С.П. Королёва о необходимости доработок систем для корабля «Восход»
Письма, отправленные С.П. Королёвым 2 февраля 1964 г. в адрес руководителей предприятий кооперации, а также в Главный Штаб ВМФ с запросом необходимых доработок систем связи, передачи телеметрии и поиска кораблей «Восток» для использования на кораблях «Восход» с учетом того, «что полеты кораблей «Восход» предполагается провести в июне-июле сего [1964] года».
Записка руководителей советской промышленности и науки в ЦК КПСС
Документ, подписанный 25 марта 1964 года, подчеркивает, что запуски «Восходов» позволят «получить экспериментальный материал для комплекса «Союз», а также обеспечить приоритет Советского Союза в осуществлении космических полетов многоместных кораблей…»
Приказ Государственного комитета по оборонной технике СССР №200 от 28 марта 1964 года
Документ, подписанный заместителем председателя Государственного комитета по оборонной технике СССР Б.А. Комиссаровым, определяет перечень организаций и лиц, ответственных за подготовку к пускам кораблей «Восход» и ракет-носителей для них, содержит детальный план-график поставок оборудования и проведения работ. Содержит многочисленные распоряжения и указания С.П. Королёва своим заместителям.
Постановление Президиума ЦК – с приложением постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №294-117 «О подготовке пилотируемых космических кораблей»
Документ, подписанный 13 апреля 1964 года, постановляет принять предложения Государственных комитетов (по оборонной технике, по радиоэлектронике, по авиационной технике), Минобороны и АН СССР «о подготовке во II — III кварталах 1964 года четырех трёхместных пилотируемых космических кораблей «Восход» на базе космических кораблей «Восток»…»
Приказ Государственного комитета по оборонной технике СССР №330 от 23 марта 1964 года
Документ, подписанный заместителем председателя Государственного комитета по оборонной технике СССР Г.А. Тюлиным, указывает на то, что работы по изготовлению и подготовке к пускам объектов «Восход». ведутся с отставанием от установленных сроков. Указываются организации — основные виновники задержек и даются поручения должностным лицам в целях ликвидации отставаний «взять под личный контроль ход изготовления изделий и еженедельно докладывать о ходе работ в Госкомитет по оборонной технике».
Частная программа работы космонавта — научного сотрудника в полете на корабле «3КВ»
Документ, утверждённый главным конструктором ОКБ-1 академиком С.П Королёвым 9 июня 1964 года, определяет специальные задачи, содержание и расписание выполняемой работы космонавта – научного сотрудника как одного из членов экипажа «Восхода». Подчёркивается, что общие задачи (несение вахтенной службы, медицинские эксперименты и пробы, и т.п.) определяются «полётным заданием экипажа корабля».
Протокол заседания Главных конструкторов
Документ, подписанный 6 июля 1964 года первым заместителем главного конструктора ОКБ-1 В.П.Мишиным, фиксирует доклады совещания, проведенного 1 июля 1964 года с участием представителей руководства предприятий-смежников по состоянию дел с готовностью ракет-носителей 11А57 к запуску космических кораблей серии «Восход»* (объектов «3КВ*» и «3КД**»).
* Объект ЗКВ — космический корабль «Восход» ** Объект ЗКД — космический корабль «Восход-2»
Протокол заседания технического руководства по объектам «3КВ» и «3КД» от 8 июля 1964 года
Документ, подписанный С.П. Королёвым, содержит доклады ответственных исполнителей о ходе подготовки испытаний объектов «3КВ*» (трёхместный корабль «Восход») и «3КД**» (двухместный корабль «Выход») и основных этапных сроках, а также содержит обмен мнениями, в ходе которого главный конструктор ОКБ-1 отвечает на вопросы ответственных исполнителей работ. Среди прочего С.П. Королёв отмечает: «Я думаю, для решения вопроса [бортовых] кино- и фотосъёмок космонавтов. необходимо привлечь специализированные учреждения и высококвалифицированных специалистов».
11284 [космодром Байконур] по утверждённой программе.
* Объект ЗКВ — космический корабль «Восход» ** Объект ЗКД — космический корабль «Восход-2»
8 июля 1964
Записка руководителей советской промышленности и науки в ЦК КПСС
Документ, составленный 13 августа 1964 года, сообщает, что среди задач, решаемых при запусках кораблей «Восход», будут:
«- получение первого практического полета экипажа в многоместном космическом корабле;
— изучение… особенностей совместной деятельности экипажа из трех человек, состоящего помимо командира корабля из двух членов экипажа с различными специальностями;
— проведение расширенных медико-биологических исследований… при непосредственном участии врача-космонавта, входящего в состав экипажа…»
Протокол заседания технического руководства по объекту 3КВ
Документ, подписанный С.П. Королёвым, фиксирует доклады ответственных исполнителей на заседании, проведённом 14 августа 1964 года по вопросу готовности кораблей «Восход» (объектов 3КВ №1 и №3). Протокол отмечает, что «работы по подготовке объектов 3КВ и носителей к ним проводятся в соответствии с технической документацией и на достаточном уровне»
Протокол заседания технического руководства по изделию 11А57* (август 1964 г.)
Документ отмечает, что «при условии выполнения разработчиками систем возложенных на них технических заданий и поручений объекты 3КВ №1 и №3 и носителей к ним могут быть допущены к дальнейшим испытаниям в в/ч 11284 [космодром Байконур] по утверждённой программе.
Постановление Совета Министров СССР «О запуске космических кораблей «Восход»
Документ, подписанный 19 августа 1964 года, одобряет предложение о проведении «в августе-сентябре 1964 года запуска одного-двух кораблей «Восход» с манекенами для отработки систем и аппаратуры кораблей и носителей, и в сентябре-октябре – пилотируемого… корабля «Восход» с тремя космонавтами на борту», а также возлагает руководство подготовкой и запусками на комиссию, состав которой уточняется в документе. Одобряется также проект сообщения ТАСС о запуске пилотируемого корабля «Восход» с прилагаемым текстом.
Сборка РН
Заправка РН
Пуск
19 августа 1964
Распоряжение Совета Министров СССР от 21 августа 1964 года
Документ, подписанный 21 августа 1964 года заместителем председателя Совета Министров Союза ССР Д.Ф.Устиновым предписывает Министерству морского флота выделить суда для дислокации в точках Тихого океана для проведения поисково-спасательных и эвакуационных мероприятий при запуске объектов «Восход».
Бортовой журнал космического корабля «Восход» 1964
Командир первого в мире трёхместного корабля «Восход» В.М. Комаров управлял космическим аппаратом, проводил сеансы радиосвязи с Землей, контролировал этапы полёта и работу бортовых систем, руководил действиями членов экипажа. По изменению почерка в бортжурнале четко видно, какие записи сделаны до, а какие- во время полёта. Для разработчиков особенно ценными были замечания по удобству пользования кабинными системами.
Командир В.М. Комаров
12 октября 1964
12 октября 1964
Бортинженер К.П. Феоктистов
Бортовой журнал космического корабля «Восход» 1964
Во время полета научный сотрудник (по современной терминологии – бортинженер) корабля «Восход» К.П. Феоктистов следил за выполнением полётного задания, поминутно отмечая различные моменты, связанные с работой систем корабля и выполнением тех или иных экспериментов, «проводил фото- и киносъёмку космоса, наземных объектов, полярных сияний, линий горизонта и светящихся частиц через иллюминатор, пытался опознавать характеристики объектов съемки».
Журнал врача космического корабля «Восход» 1964
Врач Б.Б. Егоров в полёте брал пробы крови у экипажа, измерял кровяное давление, проводил медицинский самоконтроль, биологические эксперименты и тесты. Он написал: «10:45. У всех легкий гипергидроз. Включили осушитель. После первых минут акклиматизации рьяно приступили к работе. Все стараемся двигаться как можно более плавно. »
Врач Б.Б. Егоров
12 октября 1964
31 июля 1965
Отчет по результатам экспериментально отработки системы сброса головного обтекателя
Документ, подписанный С.П. Королёвым 31 июля 1965 года, обобщает результат экспериментальной отработки сброса головного обтекателя ракеты-носителя корабля «Восход» на наземном стенде. Отмечается, что «методика подготовки и проведения испытаний, состав экспериментальной установки позволяют… получить при проведении эксперимента, необходимые данные по которым… можно судить о работе испытуемой системы в летных условиях..».
Первый в мире многоместный космический корабль «Восход» был запущен на орбиту 12 октября 1964 года.
В состав его экипажа вошли командир – инженер-полковник В.М. Комаров, научный сотрудник-космонавт – К.П. Феоктистов и врач-космонавт – Б.Б. Егоров.
За сутки пребывания в космосе корабль 16 раз облетел земной шар и, выполнив программу полета, успешно приземлился на советской территории.
В условиях суточного космического полёта был испытан новый многоместный пилотируемый космический аппарат, выполнены расширенные медико-биологические исследования, проверены работоспособность и взаимодействие в полёте космонавтов-специалистов в различных областях науки и техники, выполнены научные физико-технические исследования, продолжено изучение влияния различных факторов космического полёта на человеческий организм.
Экипаж «Восхода» установил четыре мировых рекорда в своем классе:
— максимальной высоты космического полета (408 км);
— максимальной массы (5320 кг), поднятой на такую высоту;
— дальность (669 784,027 км);
— продолжительность полета (24 часа 17 минут 03 секунды).
Полёт «Восхода» положил начало новому этапу в развитии космической техники: многоместные корабли позволили усложнить целевые задачи полетов и выполнять комплексные научно-технические и медико-биологические исследования.
Сеансы связи с экипажем:
Связь с кораблем поддерживалась через измерительные пункты (ИП), разбросанные по территории всей страны. ИП-6 (космодром Плесецк) принял следующее сообщение: «Рубин-1» (В.М. Комаров) докладывает о состоянии систем корабля, в конце прибавляя): «Самочувствие всех членов экипажа — отличное. Выполняем полетное задание согласно программе»
Запись произведена на пункте в/ч 14109 (п. Школьное, Крым) на втором витке полета «Восхода»:
«Внимание! Внимание! Говорит борт космического корабля «Восход»! Народам Советского Союза! Советскому народу, строителю коммунизма, пионеру освоения космоса — пламенный привет! Космонавты Комаров, Феоктистов, Егоров»
Пресс-конференция, посвящённая полету корабля «Восход», прошла 21 октября 1964 г. в актовом зале МГУ. Со вступительным словом выступил президент Академии наук СССР академик М.В. Келдыш. Далее слово было предоставлено командиру корабля полковнику В.М. Комарову. Он отметил: «Наш корабль-спутник «Восход» в сложных космических условиях показал свои отличные качества. Программа подготовки к полету была очень обширной и сложной. Для ее полного уяснения и выполнения потребовалась большая напряжённая работа всех кандидатов, отобранных для космического полета на корабле «Восход». Мы благодарны всем специалистам, инструкторам, которые непосредственно проводили с нами подготовку по всему комплексу задач. В успех нашего полета вложена большая доля и их благородного труда»
Далее своими впечатлениями о полете поделились ученый-космонавт и врач-космонавт. По словам К.П. Феоктистова, «этот полет знаменует собой начало нового этапа в развитии космической техники, новый этап в космических исследованиях, поскольку на многоместных кораблях появляется возможность вести комплексные физико-технические и медико-биологические исследования. Причем присутствие на борту корабля нескольких человек дает возможность получения более объективных данных». Б.Б. Егоров подчеркнул: «Увеличение экипажа до трех человек и введение в его состав врача-исследователя открыли принципиально новые возможности для изучения ряда проблем космической биологии и медицины. Я бесконечно благодарен всем, кто своим энтузиазмом и трудом способствовал созданию космической лаборатории «Восход> и обеспечил этот замечательный звездный рейс».