Меню

16 век встреча с солнцем поход

«Встреча солнца»

Когда прекратилась Смута, продвижение русских на восток возобновилось с новой силой, и уже к 1621 г. потребовалось создание Тобольской православной епархии.

Из Западной Сибири на Дальний Восток вели два пути. Устюжане в основном двигались через Мангазею на северо-восток, а казаки направлялись большей частью в Забайкалье. После 1625 г. казаки встретились с «братскими людьми» — бурятами, а в 30-е годы XVII в. русские варяги освоили бассейн Лены. Именно землепроходцы в первой половине XVII в. заложили Томск, Енисейск, Якутск, Красноярск, Иркутск. А ведь известно, что лучший показатель интенсивности освоения новых территорий — возникновение городов и острожков. Следующее десятилетие привело россиян на границы Евразии. В результате трехлетней экспедиции В.Д. Поярков, спустившись по Амуру, достиг Охотского моря (1645). В 1648–1649 гг. экспедиция Ерофея Хабарова прошла средним течением Амура.

На всем гигантском пути «встречь солнца» землепроходцы практически не встречали серьезно организованного сопротивления. Единственным исключением стали столкновения казаков с маньчжурами (чжурчженями) на границе Китая в 80-х годах XVII в. Маньчжуры, о которых мы рассказывали в связи с историей Монгольского улуса, с XVII до начала XX в. господствовали над Китаем, сохраняя еще достаточно пассионарности.

Маньчжуры — народ мужественный и благородный — остановили казаков. Те, пытаясь укрепиться, возвели на Амуре крепость Албазин (1686), но маньчжуры потребовали очистить острог. Воевода Толбузин отказался, и война с маньчжурами возобновилась. В гарнизоне Албазина было несколько сотен человек, против которых маньчжуры выставили не одну тысячу. Осажденные вынуждены были сдаться и покинуть крепость. Албазин был разрушен, но упрямые казаки и «государевы люди» уже в следующем, 1688 г. срубили на том же месте новый острог. Вторично взять крепость маньчжурам не удалось, но Албазин был оставлен русскими по Нерчинскому миру (1689).

Практически за один век, от похода Ермака Тимофеевича (1581–1583) до войн с маньчжурами на Амуре (1687–1689), землепроходцами было преодолено расстояние от Урала до Тихого океана, и Россия легко и быстро закрепилась на этом огромном пространстве. Попробуем ответить на вопрос: почему так произошло? Во-первых, русские землепроходцы были людьми очень пассионарными — жестокими, инициативными, настойчивыми, и потому часто нарывались на неприятности с тогдашним начальством — воеводами. Сибирь манила «буйные головушки» волей, а сибирских аборигенов, морозов и просторов они не боялись. Но, как мы видели на примере Ермака, воеводы двигались за землепроходцами по пятам, пытаясь прекратить их самовольные жестокости, и поневоле вынуждали тех идти все дальше и дальше. Действия администраторов были вполне логичны и объяснимы: они всеми силами защищали инородцев, плативших в казну ясак мехами. Попытки воевод навести порядок оправданны и в моральном смысле. Ведь народы Сибири в XVII в. находились в фазе этнического гомеостаза — равновесия с природной средой. У них просто не хватало сил, чтобы защищаться от притеснений русских пассионариев.

Читайте также:  Луна вся освещается солнцем

Во-вторых, продвинувшись в Сибирь, наши предки не вышли за пределы привычного им кормящего ландшафта — речных долин. Точно так же, как русские люди жили по берегам Днепра, Оки, Волги, они стали жить по берегам Оби, Енисея, Ангары и множества других сибирских рек.

Но самым важным, с точки зрения этногенеза, является третье обстоятельство. Русские переселенцы и администрация в основной своей массе легко устанавливали плодотворные контакты с народами Сибири и Дальнего Востока. Недаром противодействие миграции русских было столь ничтожно. Конфликты с русскими, если они и возникали на первых порах, например у бурят или якутов, быстро улаживались и не имели тяжелых последствий в виде национальной розни. Единственным практическим следствием русского присутствия для аборигенов стал ясак (уплата одного-двух соболей в год), который инородцы понимали как подарок, дань вежливости «белому царю». При огромных пушных ресурсах Сибири дань была ничтожна, в то же время, попав в списки «ясашных» инородцев, местный житель получал от центрального правительства твердые гарантии защиты жизни и имущества. Никакой воевода не имел права казнить «ясашного» инородца: при любых преступлениях дело посылалось на рассмотрение в Москву, а Москва смертных приговоров аборигенам никогда не утверждала. Известен характерный случай: некий бурятский лама, попытавшийся поднять восстание с целью изгнать всех русских и передать Забайкалье маньчжурам, был отправлен как «ясашный» инородец в Москву, где его просто помиловали.

В целом с установлением власти московского царя образ жизни местного населения Сибири никак не изменился, потому что никто не пытался его сломать и сделать из аборигенов русских. Скорее наоборот. Так, в якутах русские встретили народ, оседлый быт которого был им близок. Россияне, выучив якутский язык и усвоив местные обычаи и навыки, в большей степени приближались к якутам, чем якуты к ним. Если местные жители хотели соблюдать языческие обряды — к тому не было никаких препятствий. Конечно, христианство им проповедовали, иногда успешно, чаще нет, но результаты этой проповеди интересовали только священников. Остяки, вогулы, тунгусы служили проводниками русских отрядов, охотились, гоняли оленей, шаманили и были вполне уверены в своей судьбе. Поскольку русские не стали переучивать не похожих на них людей, а предпочли найти с местными жителями общий язык, они прочно закрепились в Сибири, где живут по сей день. Так в очередной раз были подтверждены преимущества уважения к праву других людей жить по-своему.

Обобщим сказанное. За считанные десятилетия русский народ освоил колоссальные, хотя и малонаселенные пространства на востоке Евразии, сдерживая при этом агрессию Запада. Включение в Московское царство огромных территорий осуществлялось не за счет истребления присоединяемых народов или насилия над традициями и верой туземцев, а за счет комплиментарных контактов русских с аборигенами или добровольного перехода народов под руку московского царя. Таким образом, колонизация Сибири русскими не была похожа ни на истребление североамериканских индейцев англосаксами, ни на работорговлю, осуществлявшуюся французскими и португальскими авантюристами, ни на эксплуатацию яванцев голландскими купцами. А ведь в пору этих «деяний» и англосаксы, и французы, и португальцы, и голландцы уже пережили век Просвещения и гордились своей «цивилизованностью».

Читайте также:  Как долго свет от солнца доходит до земли

Читайте также

Праздник Солнца

Праздник Солнца Осенью Солнце все ниже склоняется к горизонту, и ночи становятся длиннее — это злые духи тьмы пытаются победить светлого Митру. Но напрасны их хитрости и усилия — придет зимнее солнцестояние, и дни начнут увеличиваться, побеждая силы мрака. Этот зимний

Цикл Солнца

Цикл Солнца Вы заметили, что дни недели каждый год перескакивают на другие числа месяцев. Получается так потому, что в календаре не ровно пятьдесят две недели (364 суток), а еще один день в простом году или два дня — в високосном.Если бы всегда было по 365 суток, то 1 января и

Бог солнца Уту

Бог солнца Уту Таким богом был и Уту. В мифологии он выступает прежде всего как бог солнца, сын Нанны и Нингаль, супруг богини Шанирды. Как сообщает миф о потопе, верховный бог, распределяя после потопа первые города, «четвёртый, Сиппар, отдал герою, чьё имя — Уту». Уту

Храм Солнца

Храм Солнца Однако все сказанное выше не значит, что апокалиптические предчувствия срабатывают и приводят к гибели только тогда, когда группа верующих поставлена перед выбором — сражаться или умереть. Иногда «умереть» оказывается единственным решением, потому как иных

БОГ СОЛНЦА УТУ

БОГ СОЛНЦА УТУ Таким богом был и Уту. В мифологии он выступает прежде всего как бог солнца, сын Нанны и Нингаль, супруг богини Шанирды. Как сообщает миф о потопе, верховный бог, распределяя после потопа первые города, «четвертый, Сиппар, отдал герою, чье имя – Уту». Уту

XIII. Прислужницы Солнца-«невесты Солнца»

XIII. Прислужницы Солнца-«невесты Солнца» Кориканча – общенациональный храм Тауантинсуйу – являлся основным очагом культа Солнца, поэтому совершенно логично, что он одновременно был и резиденцией Верховного жреца «солнечной религии», называвшегося Вильяк Уму

«Встреча солнца»

«Встреча солнца» Когда прекратилась Смута, продвижение русских на восток возобновилось с новой силой, и уже к 1621 г. потребовалось создание Тобольской православной епархии.Из Западной Сибири на Дальний Восток вели два пути. Устюжане в основном двигались через Мангазею

Империя солнца

Империя солнца Колыбель человечества находилась не на Ближнем Востоке, как утверждает библейское учение, и не в Восточной Африке, как предполагает современная наука. Она находилась на ныне исчезнувшем континенте в Тихом океане. Название этой обширной Земли – Му, что

Читайте также:  Сколько планет вращается вокруг солнца какие

Дворец Солнца

Дворец Солнца Решение переместить правительство и двор в Версаль было принято в 1677 году, тогда как осуществили этот проект лишь в мае 1682 года. Резиденция Версаля — этот блестящий архитектурный шедевр — становится инструментом королевского величия. Изменения

Закат солнца

Закат солнца Через четыре дня после счастливого окончания предыдущего процесса Джон Готти с женой Викторией уехал на отдых во Флориду. Они отправились в далекий путь на «мерседесе», потому что Даппер Дон страдал аэрофобией. Виктория что-то предчувствовала, боясь

Религия Солнца

Религия Солнца По мнению атлантологов, поклонение Солнцу как главному божеству было одной из основных черт атлантской культуры, которая перешла ко всем народам, подпавшим под влияние атлантов.В Египте, например, культ Солнца был самым древним и самым длительным из всех

Б. Самовозрождение солнца

Б. Самовозрождение солнца Места, в которых говорится, что солнце восходит в своем «явлении» (хпрв) как «Йот живой», позволяют уже сами по себе предполагать, что принятие солнечным существом образа «Йота» приурочивалось к утру. Это полностью подтверждает надпись слева во

Цветок Солнца

Цветок Солнца Под Краснодаром на опытном поле «Круглик» Василий Степанович Пустовойт вывел новый сорт подсолнуха, «цветка Солнца». Предел содержания масла в подсолнухах составлял 30–32 %. Преодолев поражение подсолнухов заразихой при помощи скрещивания сортов с сильным

Источник

16 век встреча с солнцем поход

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

НАЧАЛО СИБИРСКОГО ПОХОДА

БИТВА У ЧУВАШСКОГО МЫСА

Владислав Бахревский
ХОЖДЕНИЕ ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ [25]

ПОХОДЫ И ОТКРЫТИЯ.
Рассказы землепроходцев, описания путешествий, работы историков

А. Н. Радищев
СОКРАЩЁННОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ О ПРИОБРЕТЕНИИ СИБИРИ [114]

«СКАСКА» КАЗАКА НЕХОРОШЕГО КОЛОБОВА
О ПОХОДЕ ОТРЯДА ИВАНА МОСКВИТИНА
К ОХОТСКОМУ МОРЮ [147]

ЧЕЛОБИТНАЯ КАЗАКА ИВАНА ЕРАСТОВА С ТОВАРИЩАМИ
С РАССКАЗОМ О ПОХОДАХ НА ЯНУ И ИНДИГИРКУ [163]

«СКАСКА» ВАСИЛИЯ ПОЯРКОВА
О ПОХОДЕ НА АМУР И ОХОТСКОЕ МОРЕ [176]

«ОТПИСКА» ЯКУТСКИХ ВОЕВОД
О ПОХОДЕ ЕРОФЕЯ ХАБАРОВА НА РЕКУ АМУР [197]

ДВЕ «ОТПИСКИ» ТИМОФЕЯ БУЛДАКОВА
О ЕГО ПЛАВАНИЯХ ПО ЛЕДОВИТОМУ МОРЮ [205]

«ОТПИСКА» ПРИКАЗЧИКА АНАДЫРСКОГО ОСТРОГА
КУРБАТА ИВАНОВА О МОРСКОМ ПОХОДЕ К ЧУКОТСКОМУ МЫСУ [230]

«ОТПИСКА» ИРКУТСКОГО ВОЕВОДЫ Л. К. КИСЛЯНСКОГО
О ПОИСКАХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. 1684 г. [251]

ДВЕ «СКАСКИ» ВЛАДИМИРА АТЛАСОВА
ОБ ОТКРЫТИИ КАМЧАТКИ [256]

ИЗ «ЗАПИСОК О РУССКОМ ПОСОЛЬСТВЕ В КИТАЙ
(1692—1095)» ИЗБРАНТА ИДЕСА [328]

ГРАМОТА ИЗ СИБИРСКОГО ПРИКАЗА
НЕРЧИНСКОМУ ВОЕВОДЕ С. Ф. НИКОЛЕВУ
О СЫСКЕ В СВЯЗИ С ВОССТАНИЕМ В НЕРЧИНСКЕ [359]

Источник

Adblock
detector