Школьная Энциклопедия
Nav view search
Navigation
Search
Первые американские астронавты
Details Category: Встреча с космосом Published on Thursday, 29 November 2012 13:48 Hits: 20466
В области освоения космоса между СССР и США в период с 1957 по 1975 гг. существовало напряженное соперничество, известное под названием «космическая гонка»: запуски искусственных спутников, полёты в космос животных и человека, а также высадка на Луну.
В некоторой степени эта гонка является следствием холодной войны. Космические исследования имели не только большое значение для научных и военных разработок, но и эффект идеологической пропаганды.
Истоки гонки – в немецких разработках дальнобойных боевых ракет времён Второй мировой войны, однако явно гонка началась 4 октября 1957 г., когда в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли.
В ходе большой космической гонки СССР и США стали первыми и главными «космическими державами», способными выводить на орбиту спутники своими ракетами-носителями, и «космическими сверхдержавами», начавшими пилотируемые космические полёты.
Причины космической гонки
Они в общем-то лежат на поверхности: для СССР, недавно пережившей столь разрушительную Великую Отечественную войну, запуск спутника стал знаковым явлением, говорящим о переменах в стране и новых перспективах. Страна быстро восстанавливала свой потенциал и являла миру свою силу. А для США, привыкших считать себя самой технологически развитой страной, запуск спутника стал тяжёлым и неожиданным ударом. Президент США Эйзенхауэр предпринял ряд серьёзных действий, направленных на достижение технологического первенства. Но только через четыре месяца, 1 февраля 1958 года, после нескольких неудачных попыток, Соединённым Штатам удалось запустить свой искусственный спутник — «Эксплорер-1».
Первые спутники использовались только в научных целях. По данным «Спутника-1» удалось уточнить плотность верхних слоёв атмосферы, а с помощью данных «Эксплорера» были обнаружены радиационные пояса Земли.
19 августа 1960 года в СССР был запущен «Спутник-5», на борту которого находились собаки Белка и Стрелка. После орбитального полёта собаки благополучно вернулись на Землю. Это был первый в мире орбитальный полёт животных с возвратом. На это США ответили в 1961 г. запуском космического аппарата с шимпанзе Хэмом на борту – это был первый орбитальный полёт животного, осуществлённый американцами. Хэм вернулся живым.
Первым человеком в космосе и сразу на орбите был советский космонавт Ю. А. Гагарин. 12 апреля 1961 г. он совершил первый орбитальный полёт на корабле «Восток-1». Начав пилотируемые космические полёты, СССР стал первой «космической сверхдержавой».
Очень скоро второй «космической сверхдержавой» стали США. 5 мая 1961 года американский астронавт Алан Шепард совершил суборбитальный полёт до высоты 187 км, пересёкший нижнюю 100-километровую границу космоса. Суборбитальный космический полёт — космический полёт летательного аппарата по баллистической траектории со скоростью, меньшей первой космической, то есть недостаточной для вывода на орбиту искусственного спутника Земли. А 20 февраля1962 года Джон Гленн совершил первый пилотируемый орбитальный полёт.
Алан Шепард
А́лан Ба́ртлет Ше́пард- младший — американский астронавт, контр-адмирал американских ВМС. Первый американец, совершивший суборбитальный космический полёт. Второй космический полёт Шепард выполнил в качестве командира космического корабля «Аполлон-14», посадочный модуль которого совершил посадку на поверхность Луны.
Будущий астронавт родился в 1923 г. в городке Дерри в графстве Рокингхэм, штат Нью-Гэмпшир, США. Получил обширное образование и был всесторонне образованным человеком: в 1941 г. окончил морской колледж Академии адмирала Фаррагута; в 1944 г. получил диплом бакалавра естественных наук в Военно-морской академии США в Аннаполисе; в 1962 г. получил звание магистра искусств в Дартмутском колледже; в 1971 г. стал доктором естественных наук в Университете Майями; в 1972 г. получил степень доктора гуманитарных наук от Франклин Пирс колледжа. Помимо этого, в 1951 г. Алан Шепард проходил обучение в Школе морских лётчиков-испытателей Патаксент, а в 1957 г. закончил военно-морской колледж в Ньюпорте (штат Род-Айленд).
Став офицером ВМС, служил на эсминце «Когсвелл», направленном в годы Второй мировой войны в Тихий океан. После окончания войны Шепард начал готовиться к карьере военно-морского лётчика и получил это звание в1947 г. В 1950 г. Шепард поступил в Школу морских лётчиков-испытателей. В апреле 1959 г. НАСА ( Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства) стало набирать астронавтов для полетов на космических кораблях «Меркурий», одним из семи претендентов был Шепард.
Первый полет
5 мая 1961 г. ракета-носитель «Редстоун 3» вывела космический корабль-капсулу «Меркурий-Редстоун-3» («Фридом-7») на баллистическую траекторию суборбитального полёта. Капсула достигла высоты приблизительно в 186,5 километров и совершила посадку в водах Атлантического ракетного полигона США в 486 километрах от точки старта. Хотя полёт и был суборбитальным, Шепард, в отличие от Гагарина (чей полёт был полностью автоматическим), имел возможность управлять кораблём и совершил в невесомости успешное маневрирование. В историю вошли слова Шепарда, сказанные перед стартом «Редстоуна»: «Боже, пожалуйста, не дай мне облажаться». Говорят, здесь немного прибавили и изменили СМИ, но с тех пор американские летчики пользуются этой «молитвой Шепарда».
Позже Шепард готовился к другим космическим полетам, но они по разным причинам были отменены. В разгар подготовки к полету на новом космическом корабле «Джемини», в 1964 г., врачи обнаружили у него болезнь Меньера (болезнь уха, нарушаюшая работу вестибулярного аппарата), была проведена операция, после которой Шепард вернулся к активной подготовке к новым полётам.
Второй полет
В возрасте 47 лет, будучи к тому времени старейшим астронавтом НАСА, Алан Шепард выполнил свой второй космический полёт в качестве командира «Аполлона-14», который стал третьей успешной американской экспедицией на Луну. Это произошло 31 января — 9 февраля 1971 г.
После окончания карьеры
В 1971 г. Алан Шепард был делегатом Генеральной Ассамблеи ООН.
В 1994 г. совместно с двумя журналистами он издал книгу «Полёт на Луну: внутренняя история американской лунной гонки». По книге был создан телевизионный мини-сериал в 1994 г.
Умер Алан Шепард в 1998 г. от лейкемии. Через пять недель скончалась его жена Луиза Шепард. Оба были кремированы, и их пепел был развеян над морем.
У них трое дочерей (Лаура, Джулианна и Алиса (приемная дочь) и шестеро внуков.
Джон Гленн
Джон Гершель Гленн-младший — астронавт США, лётчик-испытатель, лётчик Корпуса морской пехоты во Второй мировой и Корейской войнах, сенатор от штата Огайо.
Джон Гленн — первый американский астронавт, совершивший орбитальный космический полёт. 20 февраля 1962 г. Гленн на «Меркурии-Атлас-6» три раза облетел земной шар. Продолжительность полёта составила 4 часа 55 мин. После удачного приводнения Джон Гленн стал национальным героем США – был награждён медалью НАСА «За выдающиеся заслуги».
Родился астронавт в 1921 г. в американском городе Кембридж, Огайо. Окончил начальную и среднюю школу в Нью-Конкорде, затем Маскинум-Колледж; получил степень бакалавра. Прошёл обучение по программе лётчика морской авиации и в 1943 г. был принят на воинскую службу в ряды морской пехоты. Во время Второй мировой войны Джон Гленн сделал 59 боевых вылетов, летал на F4U «Корсар» над Маршалловыми островами. После Второй мировой войны продолжал служить лётчиком на острове Гуам. Он участвовал в Корейской войне. После Корейской войны Джон Гленн окончил школу лётчиков-испытателей. С 1956 по 1959 гг. служил лётчиком-испытателем. В это же время Джон Гленн окончил Университет Мэриленда.
В июле 1957 г. Джон Гленн установил рекорд скорости трансконтинентального перелёта. Он пролетел на истребителе F8U из Лос-Анджелеса до Нью-Йорка за 3 часа 23 минуты.
Вместе с Шепардом в апреле 1959 г. Джон Гленн был зачислен в первую группу американских астронавтов, которые начали подготовку к космическим полётам по программе «Меркурий». Д. Гленн был дублером Шепарда в его первом полете.
Первый полет Гленна
Первый полет Д. Гленн совершил 20 февраля 1962 года на «Меркурии-Атлас-6» — три раза облетел земной шар. Продолжительность полёта — 4 часа 55 мин. После удачного приводнения Джон Гленн стал национальным героем США и был награждён медалью НАСА «За выдающиеся заслуги».
Второй полет Гленна
Второй полёт Джон Гленн совершил в качестве специалиста по полезной нагрузке на космическом корабле «Дискавери» (STS-95) 29 октября — 7 ноября 1998 г. Джону Гленну исполнилось 77 лет — он стал самым пожилым человеком в космосе.
После первого полета Гленн в 1964 г. покинул отряд астронавтов, занимался бизнесом, работал сенатором до 1999 г., в 1983 г. он даже был выдвинут кандидатом в Президенты США, и после перерыва в 36 лет вновь отправился в космос в 1998 г.
Джон Гленн скончался на 96-м году жизни в декабре 2016 г.
Источник
Журнал «Все о Космосе»
5 мая 1961 года американский астронавт Алан Шепард совершил суборбитальный полёт
Хорошо, когда какое-нибудь историческое событие оснащено камерами с разных ракурсов, чтобы потом можно было посмотреть, как что происходило. Ещё лучше, когда событие не очень длинное, чтобы от хроники не стало скучно. По этим двум параметрам первый американский полёт в космос 5 мая 1961 года оказывается нагляднее полёта Гагарина — на «Mercury-Redstone 3» стояли две камеры, одна из которых снимала астронавта, а вторая — приборную доску. А то, что полёт был суборбитальный, означало, что продлится он всего пятнадцать минут, в отличие от относительно длинного орбитального полёта Гагарина на 108 минут. Энтузиасты космонавтики сделали даже несколько роликов с реконструкцией этого полёта. А к тому, который понравился мне больше, я добавил русские субтитры.
Полёт «Mercury-Redstone 3»
Миссия «Mercury-Redstone 3» — это первый пилотируемый суборбитальный космический полёт США и первый в мире суборбитальный пилотируемый космический полёт. Он состоялся 5 мая 1961 года и длился всего 15 минут. Пилот — Алан Шепард.
Корабль «Меркурий» — одноместный, выполненный по схеме усеченного конуса. В узкой части корабля находились парашюты (тормозной, основной и резервный), датчики горизонта, аварийный люк. В центральной части корабля располагался астронавт, приборы и баки расходных компонентов — перекиси водорода для системы ориентации, гелия для наддува, кислорода для дыхания. Снаружи широкой стороны корабля находился воздушный посадочный амортизатор, тепловой щит (бериллиевый для суборбитальных полётов и стекловолоконный для орбитальных полётов) и связка сбрасываемых тормозных двигателей. Корабль имел длину 3,3 м, диаметр 1,8 м, массу до 1400 кг. Недостаточная грузоподъемность американских ракет привела к тому, что «Меркурий» был очень маленьким и тесным, внутренний объем составлял всего 1,7 м^3, и астронавты говорили, что не «садятся» в капсулу, а «надевают её на себя».
Ракета-носитель «Редстоун», полное название «Mercury-Redstone Launch Vehicle» — это модифицированная для пилотируемых полётов БРСД «PGM-11 Redstone», прямой потомок «Фау-2», разработки команды Вернера фон Брауна. В боевом варианте ракета несла термоядерную боеголовку, космические варианты использовались для запуска первого спутника США и других космических программ. Стартовая масса до 30 тонн, диаметр 1,78 м, длина 25,4 м.
А́лан Ба́ртлет Ше́пард-младший, родился 18 ноября 1923, умер 21 июля 1998. Закончил военно-морскую академию в Аннаполисе, служил на эсминце во время Второй Мировой войны. После войны пошёл в летчики, стал летчиком-испытателем и в 1959 году стал одним из семи астронавтов США первого набора. Рост 180 см, вес 77 кг.
Ход миссии
Первоначально пуск запланировали на 2 мая. Шепард и его дублёры Гриссом и Гленн проснулись в час ночи, позавтракали и стали ждать команды к отъезду на старт. Но из-за погодных условий старт отменили. Вторая попытка была совершена 5 мая. Шепард занял место в корабле за два часа до старта, в 5:15 утра ET. В 7 утра старт отложили на час из-за облачности — облака мешали наблюдениям ракеты, и было необходимо чистое небо для наблюдений поверхности Земли. Затем перегрелся инвертор, и пришлось стравливать излишнее давление в кислородном баке. Старт задерживался уже на два часа. Появилась проблема, о которой не задумались ни инженеры, ни медики — для полёта, который должен был продлиться всего пятнадцать минут, никто не задумался о санитарно-гигиенических потребностях астронавта. Проще говоря, в скафандре отсутствовал мочеприёмник. Четыре с лишним часа ожидания в ракете, не считая времени на поездку и прочее привели к тому, что первому американскому астронавту пришлось опорожнить мочевой пузырь в скафандр с риском короткого замыкания. Но ничего страшного не случилось. Шепард с юмором отнесся к ситуации, назвав себя «мокрой спиной» и призвал ЦУП «решить свои проблемы и зажечь наконец эту свечу». В итоге старт состоялся в 9:34 ET. Старт в прямом эфире смотрели от 45 до 70 миллионов человек, проще говоря, вся Америка. В школах были остановлены занятия, учреждения прекратили работы, даже уличное движение остановилось — все следили за прыжком в космос.
План полёта был расписан буквально по секундам, и в нем были следующие эксперименты:
Ручная ориентация. Шепард проверил возможность и удобство ориентации по трем осям — тангажа, крена и рыскания.
Наблюдение за поверхностью Земли. В перископ Шепард наблюдал Землю и сообщил, что Землю видно хорошо, можно распознавать большие озера, острова и прочие элементы ландшафта.
Наблюдения ракеты. Ракета не должна была быть далеко, но, тем не менее, Шепард её не увидел. Впрочем, у «Меркурия» был весьма плохой обзор, так что это никого не удивило.
Наблюдения звезд. Шепард должен был наблюдать звезды/планеты в смотровой иллюминатор. К сожалению, из-за сильного фонового света он ничего не увидел. Попытки увидеть звезды привели к тому, что он несколько выбился из графика, и впервые, по собственным воспоминаниям, занервничал.
Неисправности:
За время полёта произошла только одна заметная неисправность — отказал датчик сброса ТДУ. На приборной доске была возможность сбросить операцию — нажатием кнопки сообщить системе что операция состоялась, чем Шепард и воспользовался.
В книге «The Right Stuff» Вулфа утверждается, что Шепард забыл снять снижающий яркость фильтр с перископа перед стартом, и не решился снимать его потом, поэтому он видел в перископ черно-белую слабо контрастную картинку и не совсем искренне говорил ЦУПу «Какой красивый вид». Но подтверждения этой информации по другим источникам я не нашёл, достоверность этого неизвестна.
Приземление:
Видеореконструкция
Ролик, выложенный на YouTube, использует следущие источники:
Наземная камера, снимает старт ракеты.
Камера, снимающая астронавта.
Камера, снимающая приборную доску.
Реконструкция полёта в Orbiter.
Источник