Меню

1961 год события связанные с космосом

1961 год события связанные с космосом

Полёт по околоземной орбите космического корабля «Восток» с нашим соотечественником Ю.А. Гагариным на борту ознаменовал начало эпохи пилотируемых космических полетов.

С.П. Королёв, И.В. Курчатов, М.В. Келдыш

В работах над созданием космического корабля и ракеты-носителя, подготовкой к запуску и обеспечением полёта корабля с человеком на борту принимали участие коллективы более 100 организаций.

Среди них – возглавляемые Главным теоретиком отечественной космонавтики академиком М.В. Келдышем, академиками В.П. Глушко, В.П. Барминым, Н.А. Пилюгиным, В.И. Кузнецовым, членом-корреспондентом АН СССР М.С. Рязанским.

Программа «Восток» стала точкой отсчёта для разработки и совершенствования новых космических технологий и систем, выполнения всё более сложных программ пилотируемых космических полётов с целью обеспечения продолжительной работы человека в космосе, проведения космических исследований и экспериментов в интересах фундаментальных наук и решения прикладных задач.

Совет главных конструкторов

Накопленный за полвека мощный научно-технический потенциал и развитая наземная инфраструктура средств подготовки, пуска и управления космическими полётами сегодня нацелены на формирование межпланетной инфраструктуры и переход к участию человека в исследованиях космического пространства за пределами низких околоземных орбит.

Подготовка и осуществление первого космического полета человека

Создание и развитие отечественных ракетных технологий, и прежде всего первой ракеты космического назначения на базе ракеты Р-7, обеспеченное ОКБ-1 (в н.вр. РКК «Энергия»), позволили преодолеть земное притяжение и, достигнув первой и второй космической скорости, приступить к разработке и совершенствованию технологий космических полётов.

Полёту человека в космическое пространство предшествовали первые искусственные спутники Земли, автоматические межпланетные станции и геофизические ракеты.

Постановлением Правительства от 22 мая 1959 г. была поставлена задача разработки и запуска корабля-спутника для выполнения такого полёта. Головным исполнителем по кораблю было утверждено ОКБ-1.

Эскизный проект корабля, представленный в апреле 1960 г., содержал материалы по экспериментальному кораблю-спутнику «Восток-1», предназначенному для отработки основных систем и конструкции двух новых космических изделий — спутника «Восток-2» (задача — наблюдение Земли из космоса) и корабля-спутника «Восток-3» (задача — полёт человека).

Группа разработчиков проекта создания корабля-спутника «Восток»

В разработке проекта корабля-спутника и ракеты-носителя принимали участие сотрудники ОКБ-1 К.Д. Бушуев, М.К. Тихонравов, Е.Ф. Рязанов, К.П. Феоктистов, И.В. Лавров, П.И. Ермолаев, В.В. Молодцов, А.В. Афанасьев, К.С. Шустин, Е.Н. Церерин, Л.Н. Солдатова, Б.Г. Супрун, В.Н. Дудников, Б.Н. Николаев, В.И. Бодриков, Б.П. Сотсков, В.И. Фрумсон, В.П. Кураев, В.А. Яздовский, О.Г. Макаров, В.Е. Любинский, Н.М. Терешенкова, Л.А. Волгин и др.

Одним из основных разработчиков проекта корабля был К.П. Феоктистов — начальник сектора проектного отдела. Система управления корабля разрабатывалась под руководством заместителя главного конструктора Б.Е. Чертока, система ориентации — Б.В. Раушенбаха и В.П. Легостаева. Постановлением Правительства от 11 октября 1960 г. было предписано осуществить подготовку и запуск корабля-спутника «Восток» 3КА с человеком на борту и считать это задачей особой важности.

С.П. Королев и Ю.А. Гагарин

Корабль состоял из спускаемого аппарата сферической формы массой 2,4 т и приборного отсека массой 2,3 т, в котором располагалась тормозная двигательная установка с двигателем тягой 1600 кгс. После полёта по орбите спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. Космонавт в специальном скафандре во время старта и полёта размещался в катапультируемом кресле, установленном в гермокабине этого аппарата. Скафандр был рассчитан на пребывание человека в разгерметизированной кабине в течение четырёх часов и обеспечивал его защиту при катапультировании кресла на высотах до 10 км.

Запуск экспериментального корабля 1КП (без тепловой защиты, систем жизнеобеспечения и приземления) состоялся 15 мая 1960 г. В непилотируемом орбитальном полёте были проверена работа его основных систем.

19 августа 1960 г. совершил орбитальный полёт корабль с подопытными животными — собаками Белкой и Стрелкой, которые были возвращены с орбиты на Землю.

Корабль 3КА № 1 стартовал 9 марта 1961 г., укомплектованный всеми бортовыми системами. В его спускаемом аппарате были размещены собака Чернушка и манекен человека. Программа полёта была выполнена, аппаратура работала безотказно, спускаемый аппарат с собакой нормально приземлился, а манекен был штатно катапультирован.

Запуск корабля 3КА № 2 в той же комплектации осуществили 25 марта 1961 г. В спускаемом аппарате была размещена собака Звёздочка. Программа полёта также была выполнена. Пуск завершил лётную экспериментальную отработку кораблей «Восток».

12 апреля 1961 г. свершилось долгожданное событие:

в 9 ч 06 мин 59,7 с стартовал корабль «Восток» № 3 массой 4725 кг
с лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным на борту.

Корабль был выведен на орбиту высотой в перигее 181 км и апогее 327 км.

Приземление космонавта произошло в 10 ч 55 мин на мягкую пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.

Источник

«Самый волнительный день»


(аудиохроника апреля 1961 года)

Из архивных документов известно о том, что « Речь Юрия Алексеевича Гагарина перед стартом в космос» была записана на магнитофонную ленту в Москве ещё 3 апреля 1961 года (такой же текст в этот день прочитали перед микрофоном и «запасные» космонавты — Герман Титов и Григорий Нелюбов ).

11 апреля 1961 года. Накануне.

Накануне старта — 11 апреля в пять часов утра ракету вывезли на стартовую площадку. В течение дня были проведены все положенные по инструкциям испытания носителя и корабля на стартовой позиции. Почти каждый ответственный за систему прежде, чем расписаться в журнале за проведённую операцию, приговаривал: «Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить, — замечаний нет!»

Вспоминает один из разработчиков космического корабля «Восток» академик Борис Раушенбах :

В этот предстартовый день с 10 часов с космонавтами проводил занятия Константин Феоктистов .

В 13 часов на стартовой площадке состоялась встреча Юрия Гагарина с солдатами, сержантами и офицерами боевого расчёта. Присутствовали Сергей Королёв , Мстислав Келдыш , представители промышленности. Руководитель подготовки космонавтов Николай Каманин представил собравшимся старшего лейтенанта Гагарина. Юрий Алексеевич «произнёс короткую, но прочувствованную речь, поблагодарил присутствующих за их большой труд по подготовке старта корабля», — отмечал в дневниковых записях Николай Петрович Камнин. На необходимости такой встречи (впоследствии ставшей доброй традицией для всех космонавтов, отправляющихся в полёт) настоял Сергей Павлович Королёв . Вот как об этом эпизоде вспоминает один из учёных-ракетчиков:

Из дневниковых записей Николая Каманина: «После этой встречи мы поехали в “маршальский” домик (в нём обычно останавливался маршал Неделин ), где Ю.А.Гагарину, Г.С.Титову, Е.А.Карпову, врачу А.В.Никитину и мне предстояло провести ночь перед стартом. ». Рассказывает организатор Центра подготовки космонавтов полковник медицинской службы Евгений Карпов:

Из дневниковых записей Николая Каманина: «. в “маршальском” домике я вместе с Юрой попробовал очень сытный, но не особенно вкусный обед космонавта в тюбиках по 160 граммов каждый: на первое — пюре щавелевое с мясом, на второе — паштет мясной и на третье — шоколадный соус. Юра чувствует себя превосходно. Давление — 115/60, пульс — 64, температура — 36,8. Ему наклеили датчики для регистрации физиологических функций в полёте. Эта процедура продолжалась 1 час 20 минут, но никак не сказалась на его настроении.

Он очень любит русские песни — магнитофон работает непрерывно. Юра сидит напротив меня и говорит: “Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что полечу, и сам удивляюсь своему спокойствию”. На мой вопрос: “Когда ты узнал, что полетишь первым?”, он ответил: “Я всё время считал мои и Германа шансы на полёт равными и только после того, как вы объявили нам своё решение, я поверил в выпавшее на мою долю счастье совершить первый полёт в космос”.

Читайте также:  Институт что то с космосом

Несколько минут мы занимались с Юрой уточнением завтрашнего распорядка дня. Для того чтобы облететь земной шар, требуется всего полтора часа, а космонавту необходимо сесть в корабль за 2 часа до старта и ждать начала полёта. Надо признать несовершенство подобной организации подготовки к старту. Этот вопрос занимал меня, Королёва и врачей. Мы пытались сократить время ожидания полёта космонавтом хотя бы до 1 часа 30 минут, но из этого ничего не вышло. Только на закрытие люка и на отвод установщика и ферм требуется больше часа. Проверка скафандра, связи и оборудования корабля занимает 20 минут. Мы все отлично понимаем, что бездеятельное ожидание старта очень неприятная необходимость для космонавта, и поэтому я буду занимать Юру радиоразговорами и сообщать ему о ходе подготовки к полёту. »

Вспоминает Николай Петрович Каманин :

Из дневниковых записей Николая Каманина: «. В 21.30 заходил Королёв, пожелал спокойной ночи и пошёл спать. Юра и Герман тоже собираются спать, я слышу их разговор в соседней комнате. Итак, завтра совершится величайший подвиг — первый в мире полёт человека в космос. И совершит этот подвиг скромный советский человек в форме старшего лейтенанта ВВС — Гагарин Юрий Алексеевич . Сейчас его имя никому ничего не говорит, а завтра оно облетит весь мир, и его уже никогда не забудет человечество».

12 апреля 1961 года. Легендарное: «Поехали!»

Раннее утро (местное время — 4 часа утра). Ведущий конструктор «Востока» Олег Ивановский и слесари-сборщики Владимир Морозов и Николай Селезнёв — отправились на старт, прихватив у медиков контейнер с продуктами питания для космонавта. На лифте поднялись наверх, уложили продукты.

5 :00 — начинаются заправка корабля и заключительные проверки систем связи и управления.

5 :30 — полковник медицинской службы Евгений Карпов будит Юрия Гагарина и Германа Титова. Вспоминает Евгений Анатольевич Карпов :

6 :00 — состоялось предпусковое заседание Госкомиссии. Оно было удивительно простым и коротким. Все доклады сводились к одной фразе: «Замечаний нет, всё готово, вопросов нет, можно производить пуск».

После облачения Юрия Гагарина и Германа Титова в скафандры, на шлемах красной нитрокраской аккуратно написали «СССР». Как-то раньше не подумали об этом — спохватились в последний момент: чтобы при приземлении советского покорителя космоса ненароком не приняли за иностранного разведчика.

На стартовой площадке все ждут космонавтов.

6 :50 — на бетонке показывается автобус ЛАЗ-695Б. Всё ближе. Останавливается почти у самой ракеты. Первым из него выпрыгнул врач, помог выйти Юрию Гагарину. Евгений Карпов и Павел Попович помогли Герману Титову . Попрощавшись с Гагариным, Титов возвратился в автобус.

Короткий доклад председателю Госкомиссии, последние напутствия.

Провожавших и обнимавших Гагарина перед посадкой в лифт оказалось гораздо больше, чем предусматривало где-то оговорённое расписание. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали. Скупые, но достоверные кадры кинохроники этого момента сохранились — заслуга кинооператоров студии «Моснаучфильм».

. И вот уже лифт поднимает Юрия к вершине ракеты.

7 :12 — поддерживаемый старшим техником-конструктором Фёдором Востоковым с одной стороны и Олегом Ивановским с другой, Юрий Гагарин сел в кресло и начал проверку радиосвязи и скафандра, переключил линию радио на телефоны гермошлема.

Установлена связь между бункером стартового комплекса и кораблём «Восток». До спуска в бункер Главного конструктора Сергея Королёва, связь с Юрием Гагариным поддерживали Николай Каманин, Юрий Быков (главный конструктор НИИ–695 Госкомитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике) и Павел Попович .

7 :50 — звучит команда «Готовность два часа!»

После закрытия входного люка корабля на пульте в бункере не сработал индикатор, подтверждающий герметичность. Около 8 часов утра повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта оперативно (крышка люка крепилась 32 гайками!) проделали О.Г.Ивановский и слесарь-монтажник В.И.Морозов. Других ЧП на старте «Востока» не зафиксировано.

8 :45 — звучит команда «Объявляется готовность пятнадцать минут! Дежурному расчёту покинуть старт! Отвести фермы обслуживания!»

8 :50 — все предстартовые работы завершены, Николай Каманин объявил 10-минутную готовность.

Рассказывает Юрий Алексеевич Гагарин :

Всех волновал вопрос: как будет себя чувствовать человек в космосе? Не отразится ли, например, невесомость на активности его деятельности, адекватности реакций, способности принимать правильные решения?

На «Востоках» предусматривался полностью автоматизированный цикл управления кораблём: от старта до посадки. И только при отказе автоматики космонавт должен был перейти на ручное управление. Однако прежде он должен был преодолеть специальный «логический замок» — набрать на шестикнопочном пульте определённое трёхзначное число и лишь после этого мог включить ручное управление.

Из опасения непредсказуемых действий космонавта решили не сообщать ему код заранее. Запечатанный конверт с «магическим числом» был приклеен к внутренней обшивке кабины рядом с креслом Гагарина. Достаточно было сорвать печать, чтобы за раскрывшимися лепестками конверта увидеть заветное число. Но вот что любопытно: спустя много лет выяснилось, что «магическое число» — 125 — стало известно Гагарину ещё на Земле до старта. Об этом позаботились ведущий конструктор корабля «Восток» Олег Ивановский и инструктор-методист группы космонавтов Марк Галлай . Они не могли смириться с решением утаить от космонавта, пусть и до поры, возможность перейти на ручное управление…

Воспоминания участников запуска 12 апреля 1961 года (эти фрагменты интервью впервые прозвучали спустя пять лет после старта «Востока» — весной 1966 года):

Отведены фермы обслуживания.

9 :02 — звучит команда «Всем службам космодрома объявляется минутная готовность!»

Наконец, пришли последние команды пускающего А.С.Кириллова: « Ключ на старт! » — « Есть ключ на старт! » — «Пуск!» — и, повинуясь последней команде, оператор нажал кнопку. Раздался вулканический гул двигателей, ракета медленно оторвалась от стартового стола и, быстро набирая скорость, исчезла из глаз. « Поехали! »

В кабине пилота была установлена телекамера, транслировавшая картинку в стартовый комплекс — новинка аппаратуры того времени система «Трал–Т» (имевшая, правда, весьма скромные характеристики: число строк в кадре всего 100, а не 625 как в обычном телевидении; частота передачи кадров — 10 Гц; количество градаций по яркости — 8). Но это было первое в мире космическое телевидение! А переговоры Сергея Королёва (позывной « Заря 1 ») и Юрия Гагарина (позывной « Кедр ») записывались на плёнку в стартовом комплексе и бортовым магнитофоном космического корабля:

Другой аудио- или кинохроники старта корабля «Восток», которую также можно считать подлинной, не существует. Всё на космодроме находилось в режиме строжайшей секретности. Кинооператоров, командированных на Байконур, к моменту старта ракеты отвезли на «безопасное расстояние». шесть километров от стартовой площадки.

Справедливости ради, необходимо отметить, что, начиная уже со следующего старта человека в космическое пространство (полёта Германа Титова 6 августа 1961 года), на Байконуре всегда присутствовала небольшая группа журналистов (ее называли «пресса космодрома») — представители информагентств, центральных газет, радио и телевидения. Благодаря им, со временем была собрана внушительная библиотека, фоно- и фильмотека жизни космодрома.

Журналистская работа на Байконуре быстро приобрела свой стиль, породила определённые традиции. Например, строго запрещалось единоличное использование полученной информации, сделанных наблюдений. Все детали — в общий котёл, а как с ними обращаться — личное дело каждого.

Научный обозреватель ТАСС Александр Романов стал первым корреспондентом, аккредитованным на Байконуре. В команду журналистов, освещавших космические старты 1960-х входили Николай Денисов , Сергей Борзенко , Василий Песков , Юрий Летунов , Ярослав Голованов , Виктор Болховитинов , Владимир Губарев , Борис Коновалов и другие.

. Известные кадры общения Сергея Королёва из бункера стартовой площадки с находящимся в космическом корабле Юрием Гагариным были сняты гораздо позже, а не 12 апреля 1961 года — специально для документального кино.

Читайте также:  Раскраска тема космос раскраски

Вновь на космодроме собрали всех основных участников запуска корабля «Восток» и на цветную киноплёнку эффектно сняли инсценировку исторического события. Вполне возможно, что такая псевдодокументалистика (или, если использовать современный термин, «реконструкция событий») при тотальной секретности в СССР всего того, что было связано с космонавтикой, и давала поводы сомневаться некоторым журналистам и писателям: действительно ли летал Гагарин в космос? Послушайте и сравните предыдущую запись (перепись с магнитофонной ленты от 12 апреля 61-го) с вот этим фрагментом звука кинохроники:

Человек в космосе!

9 :07 — (в техническом отчёте время старта — 09:06:59,7) 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин вошёл в историю:

9 :18:07 — корабль «Восток» отделился от ракеты-носителя. Перегрузки закончились.

Из дневниковых записей заместителя начальника боевой подготовки ВВС Николая Каманина: «Старт прошёл отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королёв , стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегчённо вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту».

Из воспоминаний инженеров космодрома Байконур:

Специальный выпуск «Последних известий» Всесоюзного радио

1 0:02 — специальный выпуск «Последних известий» длился до 10 часов 20 минут, читал его Юрий Борисович Левитан :

Сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство:

«1 2 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик лётчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.

Старт космической многоступенчатой ракеты прошёл успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полёт по орбите вокруг Земли.

По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89 целых одну десятую минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты.

Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4 тысячи 725 килограммов, без учёта веса конечной ступени ракеты-носителя.

С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частота бортовых коротковолновых передатчиков составляет 9 целых 19 тысячных мегагерца и 20 целых 6 тысячных мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143 целых 625 тысячных мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полёте.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенёс удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально.

Полёт корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается».

Из воспоминаний о событиях 12 апреля 1961 года Алексея Архиповича Леонова :

Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Юрия Гагарина в космос. Первое — «Об успешном полёте». Оно подлежало оглашению сразу после выведения корабля на орбиту. Если б, например, космонавт «в случае невыхода корабля-спутника на орбиту в связи с недобором скорости» опустился в океан или приземлился на территории другого государства, то прозвучавшая информация о запуске космического корабля, облегчила бы быструю организацию спасения, а также «исключила бы объявление каким-либо иностранным государством космонавта разведчиком в военных целях». Второе сообщение ТАСС — «Об успешном возвращении человека из космического полёта» и третье («Обращение к правительствам других стран») с просьбой к государствам оказать помощь в спасении космонавта.

Вспоминает Юрий Алексеевич Гагарин:

Из сообщений ТАСС от 12 апреля 1961 года:

«По полученным данным с борта космического корабля «Восток», в 9 часов 22 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: “Полёт проходит нормально, чувствую себя хорошо”.

В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля “Восток”: “Полёт протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо”.

В 10 часов 25 минут по московскому времени, после облёта земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза».

1 0:09:15 — система ориентации корабля привела его в исходное положение, а ТДУ (тормозная двигательная установка), отработав положенные 40 секунд, перевела «Восток» на траекторию спуска.

Из воспоминаний мамы космонавта Анны Тимофеевны Гагариной: «В тот день я была дома, а дочка Зоя и сын Борис с женой собирались на работу. Я убиралась и выключила радио. Вдруг прибегает Маруся — жена старшего сына, Валентина, плачет и говорит:

. Я уже не могла говорить, только сказала: “Поеду в Москву”.

На станции подошла я к железнодорожной кассе, подала десять рублей. Билет стоит два девяносто — я взяла десять копеек сдачи, а остальное забыла. Кассирша кричит: “Верните её, она сдачу оставила!” Я подошла, взяла деньги, поблагодарила. Потом в вагоне, помню, сижу, ни с кем не разговариваю. А там ехали наши гжатские. Один мужчина подошёл ко мне, у него на глазах слёзы, пожал мне крепко-крепко руку и молча ушёл.

Приехала я в Москву, пересела на другую электричку. А народ уже говорит про Юрия. Его фотографию уже показывали по телевидению и рассказали, что у него есть жена и две дочки. А я сижу тихонько и говорю сама с собой: “Это сынок мой!” Ну, народ услышал — как? У некоторых недоверие. Я в спешке не пальто одела, а стёганку. Думаю: ну, а что мне там, я же никуда не пойду! Буду только ребёнка в садик водить и что-нибудь Валино одену. Ведь совсем недавно, 25 марта, от них уехала. Привезла жену Юры из роддома и вернулась к себе в деревню — мне дети прислали телеграмму: отец болеет.

И вот кто-то из недоверчивых спрашивает: “А как его детей зовут?” Я говорю: “Старшую — Леночкой, а младшую — не знаю, потому что отца дома не было, а мать не решилась без Юры назвать!” А младшую, мне говорят, зовут Галей. Ну, может быть, и Галей, говорю. Назвали, пока я была в деревне. »

1 0:48 — обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 километров и удалении 33 километра. Цель отслеживалась локатором до Земли.

1 0:55 — обгоревший спускаемый аппарат упал на левом берегу Волги, на поле колхоза «Ленинский путь», в тридцати километрах юго-западнее города Энгельса, в полукилометре от деревни Узморье. Оставив круглую ямку на вершине пригорка, он прокатился и остановился нескольких метрах от крутого склона.

Космонавт приземлился минут через пять, километрах в четырёх от спускаемого аппарата, в шести километрах от Волги, в полутора от деревни Смеловка Энгельского района, Саратовской области:

. В радиокомитете раздался долгожданный телефонный звонок, а вслед за ним застрекотал телетайп.

Сообщение ТАСС об успешном возвращении человека из первого космического полёта:

«После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полёта 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль “Восток” совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза.

Читайте также:  Покорителям космоса памятник ракета

Лётчик-космонавт майор Гагарин сообщил: “Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею”.

Осуществление полёта человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством».

Из всех систем космического корабля особую сложность имела система приземления. Страшась перегрузки, при ударе о землю было решено не рисковать спускать космонавта в самом аппарате. Систему сделали двухступенчатой: спускаемый аппарат и космонавт приземлялись раздельно!

На высоте 7 километров происходил отстрел люка, через который космонавт катапультировался вместе с креслом. Космонавт находился в свободном падении, ожидая раскрытия своего парашюта, до высоты 4 километра. Наконец основной парашют раскрывался, а затем отделялось кресло, которое свободно падало. Спускаемый аппарат на собственном парашюте приземлялся рядом.

Говорят участники запуска космического корабля «Восток»:

Из-за сбоя в системе торможения приземление произошло не в запланированном районе (расчётная точка посадки корабля была в 110 километрах южнее Сталинграда), а с перелётом относительно расчёта — в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса.

Первым спускаемый аппарат космического корабля заметил колхозный механик Анатолий Мишанин . Он ехал на мотоцикле по краю поля и притормозил у диковинного двухметрового металлического шара. Не побоялся подойти. Прикоснулся. Обшивка аппарата была ещё горячей.

Анатолий залез внутрь в открытый люк, увидел пульт управления. Всё было чудно: на окнах светофильтры, кругом таблички, кнопочки, рукоятки. Особенно поразили колхозника небольшой глобус и космическая еда в тюбиках, напоминающая зубную пасту.

Подбежавшим сельчанам Мишанин стал раздавать аварийный запас питания космонавта.

Каждый старался оторвать от спускаемого аппарата кусок обшивки: авось пригодится в хозяйстве (на фотографии видно как изрядно успели общипать колхозники космический аппарат):

Но подоспевшие военные оцепили капсулу импровизированной оградой: деревянными колышками и шнуром. Прилетевшие следом инженеры специальной поисковой службы Военно-воздушных сил сняли показания приборов, отключили питание, зафиксировали положение рукояток и тумблеров.

Подобрав один из ломов, что приволокли местные жители для разборки аппарата, военные выбили на нём зубилом историческую дату и заколотили в лунку рядом с «Востоком». А в лунке от первого касания «шарика» врыли деревянный столбик с табличкой:

После, прибывшие в район приземления работники КГБ принялись изымать у местного населения детали космического корабля. На подмогу специалистам прислали из Саратова кинологов с собаками. Захваченные с «Востока» «сувениры» колхозники отдавали со слезами на глазах.

А жительница села Смеловка жена лесничего Анна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита оказались ближе всех к месту приземления Юрия Гагарина. Они в это время сажали картошку в огороде и наблюдали как в поле, недалеко от дома, приземляется парашютист в необычном оранжевом одеянии.

Позже, в одном из интервью Анна Акимовна Тахтарова вспоминала: «Я сначала испугалась, побежала от него, а потом оглянулась, а он. улыбается».

В канун 1962 года Юрий Гагарин — выпускник саратовского аэроклуба — записал вот такое звуковое письмо, адресованное Анне Тахтаровой и саратовским лётчикам:

. На поиски приземлившегося космонавта из Энгельсского аэродрома вылетела команда на вертолёте Ми-4. Но рядом со спускаемым аппаратом Гагарина не оказалось. Местные жители сообщили, что космонавт уехал на грузовике в город. Вертолёт взял курс на Энгельс. По дороге был замечен грузовик, с которого махал руками Гагарин. Его подобрали, и вертолёт полетел на базу, послав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».

Там Гагарина уже ждали. Присутствовало всё руководство базы. Космонавту вручили поздравительную телеграмму советского правительства. На «Победе» Юрия Алексеевича повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой. К полудню на аэродром с Байконура прибыли два самолёта. Ил-18 и Ан-10, на них были сам заместитель Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами Филипп Агальцов и группа журналистов.

В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи лично доложил Брежневу и Хрущёву о выполнении полёта.

О возвращении космонавта на Землю доложили в Главный штаб ВВС: «Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву. »

Юрия Алексеевича ждали на заводском аэродроме в Куйбышеве, как было запланировано заранее.

«К этому времени здесь собралась уже значительная толпа народа, — записал 12 апреля 1961 года в дневнике Николай Каманин. — Приехали: секретарь Куйбышевского обкома КПСС, председатель облисполкома, командующий ВВС округа и другие руководители. Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку.

Не успели мы на машинах подъехать к самолёту, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолёта, и первым стал спускаться Юра — он был в зимнем лётном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались. Со всех сторон щёлкали фотоаппараты, толпа людей нарастала. Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но выглядел сильно переутомлённым. Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу обкома. Часа через три из Тюра-Тама* прилетели Руднев, Королёв, Келдыш и другие члены комиссии.

Часов в десять вечера все собрались за столом. Присутствовали шесть космонавтов, члены Госкомиссии, руководители области. Произносили тосты, но пили очень немного — чувствовалось, что все очень устали. В одиннадцать часов разошлись по спальням. Так закончился этот тревожный, радостный, победный день.

День 12 апреля 1961 года человечество никогда не забудет, а имя Гагарина навеки впишется в историю и будет одним из самых известных».

1 9:00 — в эфир вышел выпуск «Последних известий» Всесоюзного радио, продолжавшийся 24 минуты. Фрагмент содержания выпуска:

«Президент Соединенных Штатов Америки Кеннеди поздравил советских учёных и инженеров с выдающимся достижением — запуском космического корабля с человеком на борту и благополучным возвращением его на землю.

“Достижение СССР, который вывел человека на орбиту и благополучно вернул его на землю, — заявил Кеннеди, — представляет собой выдающийся успех техники. Мы поздравляем советских учёных и инженеров, которые сделали возможным этот подвиг.

Исследование нашей солнечной системы — цель, которую мы и всё человечество разделяем с Советским Союзом, а данный успех — важный шаг к этой цели”.

Вот что нам сказала народная артистка Советского Союза Ольга Лепешинская:

— То, что мы сегодня услышали по радио, настолько великолепно, что трудно подыскать слова, чтобы определить, как это много значит для человечества.

Я только что прилетела из Целинограда и очень сожалею, что эта поразительная новость не застала меня там. Мне очень хотелось услышать о ней в кругу тех замечательных людей, которых мы встретили на целине.

По телевизору показывали портрет Юрия Гагарина. Видимо, он молод, очень молод. Таких же, как он, его сверстников, встретили мы в Целинограде, и мне подумалось, глядя на этого храброго, простого советского человека, что таких, как он, в нашей стране множество.

Юрием Гагариным гордится и наш Советский Союз, и всё прогрессивное человечество, ибо они двигают время вперёд».

О событиях на космодроме Байконур, происходивших 12 апреля 1961 года, вспоминает один из разработчиков радиоэлектронной аппаратуры корабля «Восток» профессор Борис Васильев :

Источник

Adblock
detector