Меню

1971 год космос станция салют

19 апреля 1971 года

ПЕРВАЯ
ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ

ПЕРВАЯ ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ

К 45-летию начала работы советской орбитальной станции «Салют».

19 апреля 1971 года стартовала ракета-носитель «Протон» с первой в мире долговременной орбитальной станцией ДОС № 1, которая получила название «Салют», открыв качественно новый этап освоения человеком космического пространства.

Орбитальная станция «Салют» (ДОС-1, также проходила в документах как «Изделие 17К» или № 121) разрабатывалась в ЦКБЭМ (ныне НПО «Энергия») под руководством Главного конструктора В.П. Мишина в конце 1969 года.

Станция имела один стыковочный узел. Продолжительность полета станции ограничивалась ресурсом системы жизнеобеспечения и бортовым запасом топлива.

Масса станции 18,6 тонн. Высота околоземной орбиты 200-300 км. Продолжительность полета 175 суток.

ПЕРВЫЙ ЭКИПАЖ

24 апреля 1971 года космический корабль «Союз-10», пилотируемый командиром Владимиром Адександровичем Шаталовым, бортинженером Алексеем Станиславовичем Елисеевым и инженером-испытателем Николаем Николаевичем Рукавишниковым, произвел стыковку со станцией, однако из-за неисправности стыковочного узла космического корабля перейти экипажу на станцию не представлялось возможным.

Пробыв в состыкованном состоянии 5 часов 30 минут, космический корабль «Союз-10» с трудом удалось отстыковать от станции.

Так и не начав работу, экипаж 25 апреля 1971 года вернулся на Землю.

Экипаж космического корабля «Союз-10», летчики–космонавты (слева направо):
В.А. Шаталов – командир, А.С. Елисеев – бортинженер, Н.Н. Рукавишников — инженер-испытатель.

Бортинженер космического корабля «Союз-10» А.С. Елисеев в барокамере.

Бортинженер космического корабля «Союз-10» А.С. Елисеев готовится к очередному научному эксперименту.

Экипаж космического корабля «Союз-10» (слева направо): бортинженер А.С. Елисеев, командир В.А. Шаталов, инженер-испытатель Н.Н. Рукавишников.

Экипаж космического корабля «Союз-10» (слева направо) инженер-испытатель Н.Н. Рукавишников, командир В.А. Шаталов и бортинженер А.С. Елисеев на занятиях по кино-фотоподготовке.

Экипаж космического корабля «Союз-10» у тренажера космического корабля «Союз» (слева направо): летчики-космонавты А.С. Елисеев – бортинженер, Н.Н. Рукавишников – инженер-исследователь и В.А. Шаталов – командир.

Экипаж космического корабля «Союз-10» (слева направо) — летчики-космонавты А.С. Елисеев, В.А. Шаталов, Н.Н. Рукавишников в тренажере космического корабля «Союз».

Экипаж космического корабля «Союз-10» во время пресс-конференции перед полетом (слева направо): Н.Н. Рукавишников, В.А. Шаталов и А.С. Елисеев.

Экипаж космического корабля «Союз-10» (слева направо): командир В.А. Шаталов, бортинженер А.С. Елисеев, инженер-испытатель Н.Н. Рукавишников перед вылетом на космодром.

Экипаж космического корабля «Союз-10» (слева направо): А.С. Елисеев, В.А. Шаталов и Н.Н. Рукавишников на космодроме.

Экипаж космического корабля «Союз-10» (слева направо): бортинженер А.С. Елисеев, командир В.А. Шаталов и инженер-испытатель Н.Н. Рукавишников в кабине космического корабля.

Летчики-космонавты В.А. Шаталов и А.С. Елисеев приветствуют встречающих.

Экипаж космического корабля «Союз-10» на родной земле.

Жители Караганды приветствуют покорителей космоса (слева направо): В.А. Шаталов, Н.Н. Рукавишников, А.С. Елисеев.

Первая пресс-конференция экипажа космического корабля «Союз-10» (слева направо): Н.Н. Рукавишников, В.А. Шаталов, А.С. Елисеев.

На вопросы журналистов отвечает Н.Н. Рукавишников.

Члены экипажа космического корабля «Союз-10» на приеме в Кремле (слева направо): Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, А.С. Елисеев, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, В.А. Шаталов, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный, Н.Н. Рукавишников.

Экипаж космического корабля «Союз-10» на Красной площади г. Москвы (слева направо): Н.Н. Рукавишников, А.С. Елисеев, В.А. Шаталов.

Гидрокомбинезон, принадлежавший летчику-космонавту А.С. Елисееву (из комплекта ГК-2 для экипажей космического корабля «Союз»). 1971 г.

Перчатки (трехпалые) из комплекта ГК-2 для экипажей космического корабля «Союз», принадлежавшие летчику-космонавту А.С. Елисееву. 1981 г.

Поясная система физиологических датчиков А.С. Елисеева.

Шлемофон летчика-космонавта А.С. Елисеева.

ВТОРОЙ ЭКИПАЖ

6 июня 1971 года на космическом корабле «Союз-11» к станции «Салют» стартовал второй экипаж: командир Георгий Тимофеевич Добровольский, бортинженер Владислав Николаевич Волков и инженер-испытатель Виктор Иванович Пацаев.

7 июня 1971 года корабль успешно состыковался с орбитальной станцией «Салют» и экипаж корабля стал первым в мире экипажем долговременной орбитальной станции.

Читайте также:  Нод речевое развитие подготовительная группа космос

Экипаж провел на орбите около 23 суток. Были проведены: картографирование звездного неба с помощью ультрафиолетового телескопа «Орион» (такие работы не могут проводиться на Земле из-за поглощающих свойств атмосферы в ультрафиолетовой области), исследование акватории Мирового океана в интересах рыбного хозяйства, большая программа медицинских экспериментов.

Полностью выполнив программу полета, при возвращении на Землю экипаж первой долговременой орбитальной станции погиб в результате разгерметизации спускаемого аппарата. В связи с аварией полеты экипажей на станцию не проводились, и станция работала на орбите в беспилотном режиме.

11 октября 1971 года по команде с Земли на станции был включен двигатель «на торможение», станция вошла в плотные слои атмосферы над акваторией Тихого океана и прекратила свое существование.

Летчик-космонавт СССР Г.Т. Добровольский во время тренировки в барокамере.

Летчики-космонавты СССР В.Н. Волков, А.С. Елисеев, В.Н. Кубасов и В.В. Горбатко на занятиях по изучению системы управления космического корабля «Союз» в демонстрационном зале.

В.Н. Волков, летчик-космонавт СССР.

Экипаж космического корабля «Союз-11» на заседании Государственной комиссии.

Экипаж космического корабля «Союз-11» с главным конструктором В.П. Мишиным перед полетом.

Ракета-носитель «Союз» с космическим кораблем «Союз-11».

Космодром Байконур, 6 июня 1971 г.

Временный обелиск на месте приземления космического корабля «Союз-11».

Летчики-космонавты СССР Н.Н. Рукавишников и А.А. Губарев возлагают к подножию монумента на месте приземления космического корабля «Союз-11» венок от Центра Подготовки Космонавтов им. Ю.А. Гагарина.

Значок «Слава героям», посвященный Г.Т. Добровольскому, В.Н. Волкову и В.И. Пацаеву.

Конверт «10-летие полета первой пилотируемой орбитальной станции “Салют”».

Использованы фотоматериалы из фондов ГМИК им. К.Э. Циолковского.

Источник

Первая в мире космическая станция. Трагическая судьба «Салют 1».

19 апреля 1971 года Советский Союз запустил первую в мире космическую станцию

Когда Американцы в 1969 году отправили миссию на Луну, Советский Союз решил сделать следующий шаг в космической гонке. Правительство СССР решило вывести на орбиту космическую станцию. Космическая станция «Салют 1» была модифицированной версией секретной космической станции «Алмаз», которая ещё находилась в разработке. 19 апреля 1971 года станция «Салют 1» была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон-К».

На станции было три жилых отсека для космонавтов и одна зона в которой находились двигатели и контрольное оборудование. Станция была длиной около 20 метров и 4 метра в диаметре в самой широкой точке. Солнечные панели находились на крыльях станции.

Первые гости

21 апреля 1971 года экипаж ракеты «Союз-10» из трех человек должен был посетить космическую станцию, но из-за проблем с люком космонавты не смогли попасть на станцию им пришлось вернутся обратно домой. Вторая попытка тоже оказалась безуспешной. Из-за проблем с подачей воздуха один из космонавтов погрузился в бессознательное состояние. Они смогли выжить и вернуться на Землю.

Трагедия на станции

6 июня космонавты Добровольский, Волков и Пацаев смогли успешно состыковаться со станцией. Они пробыли на станции больше трех недель, установили рекорд выносливости. 29 июня, когда экипаж начал возвращение на Землю, произошла авария. Когда был открыт вентиляционный клапан, было сброшено давление внутри судна, так-как космонавты в то время не носили костюмы, все трое трагически погибли. После данного случая в СССР пересмотрели политику в отношение освоения космоса.

Судьба «Салют-1»

Хотя первая космическая станция «Салют-1», была омрачена проблемами, она заложила основу для более крупных и постоянных орбитальных станций. 11 октября 1971 года станция совершила контролируемое падение в Тихий океан, просуществовав на орбите 175 дней.

Источник

Салют-1

Из Википедии — свободной энциклопедии

Полётные данные корабля Название корабля Салют Ракета-носитель «Протон-К» Стартовая площадка Байконур Запуск 19 апреля 1971 01:40:00 UTC Посадка корабля вошёл в атмосферу
11 октября 1971 04:00:00 UTC Место посадки Тихий океан Длительность полёта 175 суток Апогей 222 км [1] Перигей 200 км [1] Наклонение 51,6° Период обращения 88,5 мин Масса 18 425 кг NSSDC ID 1971-032A SCN 05160 Полётные данные экипажа Членов экипажа 3 космонавта Длительность полёта 22 дня Фотография экипажа Станция «Салют-1» и корабль «Союз-11» на почтовой марке СССР

Читайте также:  Российские аппараты исследования космоса

ОКС «Салю́т» (ДОС-1, также проходит в документах как «Изделие 17К» или № 121) — первая в мире пилотируемая орбитальная станция. Создана по программе гражданских орбитальных пилотируемых станций «Долговременная орбитальная станция» (ДОС).

Станция была отправлена с завода-изготовителя на космодром Байконур в феврале 1971 года. Выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» 19 апреля 1971 года [2] [3] .

11 октября 1971 года, пробыв на орбите 175 суток, станция по командам ЦУПа была сведена с орбиты и вошла в плотные слои атмосферы. Несгоревшие обломки упали в Тихий океан. [4]

Источник

Первая в мире орбитальная научная станция «Салют»

19 апреля 1971 года в Советском Союзе был произведен запуск первой в мире орбитальной научной станции «Салют». Это был новый тип космического аппарата, позволяющий автоматически и с участием человека проводить комплексные научные исследования в условиях продолжительного полета.

«Салют» — серия пилотируемых орбитальных станций СССР. Под общим названием «Салют» на орбиту выводились орбитальные станции по гражданской программе «Долговременная орбитальная станция» разработки Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева) и по военной программе «Алмаз» (ОПС) разработки Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ, ныне Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения»).

Долговременная орбитальная станция (ДОС), начала разрабатываться в ЦКБЭМ под руководством главного конструктора Василия Мишина в конце 1969 года.

Она создавались на базе орбитальной пилотируемой станции военного назначения «Алмаз», которая была разработана в ЦКБМ под руководством главного конструктора Владимира Челомея.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке и создании долговременных орбитальных станций вышло 16 февраля 1970 года, а уже в феврале 1971 года станция была отправлена на космодром.

Она состояла из двух герметичных (переходного и рабочего) и одного негерметичного (агрегатного) отсеков. Переходный отсек — один из жилых отсеков станции (диаметр два метра, длина три метра), был предназначен для проведения научных наблюдений и экспериментов. Стыковочный узел отсека обеспечивал многократную стыковку станции с транспортным космическим кораблем на орбите и переход космонавтов через люк-лаз. Внутри отсека были установлены оборудование систем терморегулирования, жизнеобеспечения, научная аппаратура. Снаружи находились панели солнечных батарей, антенны, датчики, агрегаты системы терморегулирования, блоки звездного телескопа и др. В рабочем отсеке, расположенном в средней части станции и состоявшем из двух зон диаметром 2,9 и 4,15 метра, общей длиной 9,1 метра, были установлены основные приборы и агрегаты систем управления станцией, жизнеобеспечения, энергопитания, аппаратура радиосвязи, а также аппаратура для проведения научных исследований и наблюдений. Он был предназначен для проведения основных операций по управлению полетом, научных исследований и наблюдений, для выполнения космонавтами комплекса физических упражнений, приема пищи, отдыха.

За рабочим отсеком находился негерметичный агрегатный отсек, в котором были размещены корректирующая двигательная установка с запасами топлива, исполнительные органы системы ориентации, основные и дублирующие двигатели малой тяги, а также ряд других агрегатов и приборы. Всего на борту станции было размещено свыше 1300 приборов и агрегатов.

Первоначально долговременную орбитальную станцию планировалось именовать «Зарей», но, узнав, что такое же название уже носит летающий спутник Китая, перед стартом станцию было решено именовать «Салют». Это название и закрепилось за всеми последующими станциями данного типа.

Читайте также:  Космос который мы изучили

Орбитальная станция «Салют» была выведена на орбиту с космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К» 19 апреля 1971 года. Первая экспедиция на станцию (космонавты Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников) на космическом корабле «Союз-10» стартовала 23 апреля 1971 года. Полностью состыковаться с «Салютом» не удалось — не произошла «стяжка» корабля и станции до образования внутреннего герметичного перехода. Экипаж облетел станцию, сфотографировал стыковочный узел и возвратился на Землю.

В течение последующих 1,5 месяцев станция совершала полет в автоматическом режиме; проводились работы по контролю состояния и функционирования бортовых систем, поднятию орбиты, приему и обработке научной информации, а на Земле были проведены дополнительные наземные испытания стыковочных узлов и серия интенсивных тренировок космонавтов.

Второй экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева, стартовавший 6 июня 1971 года на корабле «Союз-11», 7 июня успешно состыковался с «Салютом». На орбите начала работать первая в мире пилотируемая орбитальная станция с первым экипажем на борту.

В течение 23 суток полета космонавты провели астрофизические наблюдения, испытания в различных режимах работы бортовых систем, агрегатов и научной аппаратуры. В полете были отработаны методы и автономные средства ориентации и навигации, системы управления космическим комплексом при маневрировании на орбите. Космонавты вели визуальные наблюдения и фотографирование геолого-географических объектов земной поверхности, атмосферных образований, метеорологической обстановки. Они также провели разносторонние медико-биологические исследования.

По завершении программы испытаний 29 июня космонавты перенесли научные материалы из станции в транспортный корабль, расконсервировали его системы, закрыли люки и произвели расстыковку. 30 июня 1971 года космический корабль «Союз-11» совершил посадку в заданном районе. Но на участке спуска корабля за 30 минут до приземления произошло быстрое падение давления в спускаемом аппарате вследствие нарушения герметичности, что привело к гибели космонавтов. Из-за этого дальнейший полет станции «Салют» проходил в беспилотном режиме. В это время на ней систематически проводились научно-технические исследования и контроль работы систем, агрегатов и научной аппаратуры в условиях длительного пребывания в космическом пространстве.

11 октября 1971 года были проведены заключительные операции с целью спуска «Салюта» с орбиты. В результате торможения станция перешла на траекторию спуска, вошла в плотные слои атмосферы над заданным районом акватории Тихого океана и прекратила существование. Первая долговременная орбитальная станция находилась на орбите 176 суток.

Общая масса станции «Салют» после стыковки с транспортным кораблем была равна 25,6 тонны, в том числе масса орбитального блока — 18,9 тонны, масса транспортного корабля — 6,7 тонн. Общая масса научных приборов и инструментов весила свыше 1,2 тонн. Длина в состыкованном состоянии составляла 23 метра, длина орбитального блока — 16 метров, максимальный диаметр — 4,15 метра, максимальный поперечный размер станции по раскрытым солнечным батареям — 11 метров, объем герметичных отсеков — около 100 кубических метров.

Эксплуатация первой ДОС «Салют» выявила ряд ее конструктивных и технических недостатков, которые накладывали существенные ограничения на эффективность использования станции и значительно ограничивали время ее функционирования. Поэтому конструкция следующих станций была доработана и усовершенствована.

С 1973 года по 1986 год были запущены еще шесть орбитальных станций под названием «Салют» — «Салют-2» (1973; из-за разгерметизации не эксплуатировалась в пилотируемом режиме), «Салют-3» (1974-1975), «Салют-4» (1974-1977), «Салют-5» (1976-1977), «Салют-6» (1977-1982) и «Салют-7» (1982-1991), на которых работали советские и зарубежные космонавты. В космосе было проведено множество различных научных экспериментов, отработана система жизнедеятельности космонавтов.

Конструкция «Салютов» стала основой создания не только долговременных орбитальных станций, но и орбитального комплекса «Мир» и российского сегмента Международной космической станции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Adblock
detector