Меню

1975 год космос событие

1975 год космос событие

17 июля 1975 года произошло знаменательное событие — «рукопожатие в космосе» — совместный экспериментальный пилотируемый полёт советского «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Именно в этот день произошла памятная стыковка двух кораблей.

Исторический запуск кораблей «Союз-19» и «Аполлон» состоялся 15 июля 1975 года. В экипаж «Союза-19» входили Алексей ЛЕОНОВ и Валерий КУБАСОВ, на «Аполлоне» летели Томас СТАФФОРД, Вэнс БРАНД и Дональд СЛЕЙТОН. 17 июля корабли успешно состыковались, космонавты приветствовали друг друга на двух языках, а ЛЕОНОВ со СТАФФОРДОМ пожали друг другу руки в шлюзовом отсеке — знаменитое «рукопожатие в космосе». Космонавты побывали в обоих кораблях, обменялись флагами и сувенирами, проводили научные эксперименты, а позже побеседовали напрямую с президентом США Джеральдом ФОРДОМ.

«Рукопожатие в космосе» стал первым серьезным проектом международного сотрудничества, которое нашло свое отражение не только в отношениях между людьми — космонавтами и астронавтами, но и в технологических процедурах двух стран. Для согласования технических требований по обеспечению совместимости существующих на тот момент советского и американского кораблей — «Союза» и «Аполлона» были образованы рабочие группы. 26-27 октября 1970 года в Москве состоялась первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей.

Реализация стала возможна после подписания 24 мая 1972 года в Москве председателем Совета министров СССР Алексеем КОСЫГИНЫМ и президентом США Ричардом НИКСОНОМ «Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Статьёй №3 соглашения предусматривалось проведение экспериментального полета кораблей двух стран со стыковкой и взаимным переходом космонавтов в 1975 году.

Для программы ЭПАС обеими сторонами были разработаны специальные модификации космических кораблей серий «Союз» и «Аполлон». В то время как корабль серии «Союз» подвергся внешне незначительным изменениям (за исключением того, что он стал двухместным, появились панели солнечных батарей, изменились его грузоподъёмность и двигательные установки), он был снабжен участвующим в стыковке андрогинно-периферийным стыковочным узлом АПАС-75.

Оставшийся без изменений корабль «Аполлон» околоземной версии (без лунного модуля) был дополнен специальным стыковочно-шлюзовым переходным отсеком, который в свою очередь содержал разработанный и произведённый в США стыковочный узел, совместимый с АПАС-75. Подобные отсеки использовались во всех последующих совместных программах.

При совместном полёте «Союза-19» и «Аполлона» были проведены несколько научных и технических экспериментов:

  • Искусственное солнечное затмение — изучение с «Союза» солнечной короны при затмении Солнца «Аполлоном»;
  • Ультрафиолетовое поглощение — измерение концентрации атомарного азота и кислорода в космосе;
  • Зонообразующие грибки — изучение влияния невесомости, перегрузок и космического излучения на основные биологические ритмы;
  • Микробный обмен — исследование обмена микроорганизмами в условиях космического полёта между членами экипажей;
  • Универсальная печь — изучение влияния невесомости на некоторые кристаллохимические и металлургические процессы в полупроводниковых и металлических материалах.
  • Этот совместный полет стал последним и для программы «Аполлон» — американцы начали готовиться к запуску шаттлов, а в космическом сотрудничестве СССР и США наступила пауза, которая в итоге продлилась 20 лет.

Источник

1975 год космос событие

17 июля 1975 года произошло знаменательное событие — «рукопожатие в космосе» — совместный экспериментальный пилотируемый полёт советского «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Именно в этот день произошла памятная стыковка двух кораблей.

Для согласования технических требований по обеспечению совместимости существующих на тот момент советского и американского кораблей — «Союза» и «Аполлона» были образованы рабочие группы. 26-27 октября 1970 года в Москве состоялась первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей.

Реализация стала возможна после подписания 24 мая 1972 года в Москве председателем Совета министров СССР Алексеем КОСЫГИНЫМ и президентом США Ричардом НИКСОНОМ «Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Статьёй №3 соглашения предусматривалось проведение экспериментального полета кораблей двух стран со стыковкой и взаимным переходом космонавтов в 1975 году.

Для программы ЭПАС обеими сторонами были разработаны специальные модификации космических кораблей серий «Союз» и «Аполлон». В то время как корабль серии «Союз» подвергся внешне незначительным изменениям (за исключением того, что он стал двухместным, появились панели солнечных батарей, изменились его грузоподъёмность и двигательные установки), он был снабжен участвующим в стыковке андрогинно-периферийным стыковочным узлом АПАС-75.

Оставшийся без изменений корабль «Аполлон» околоземной версии (без лунного модуля) был дополнен специальным стыковочно-шлюзовым переходным отсеком, который в свою очередь содержал разработанный и произведённый в США стыковочный узел, совместимый с АПАС-75. Подобные отсеки использовались во всех последующих совместных программах.

Читайте также:  Доклад ко дню космоса 4 класс

Исторический запуск кораблей «Союз-19» и «Аполлон» состоялся 15 июля 1975 года. В экипаж «Союза-19» входили Алексей ЛЕОНОВ и Валерий КУБАСОВ, на «Аполлоне» летели Томас СТАФФОРД, Вэнс БРАНД и Дональд СЛЕЙТОН.

17 июля корабли успешно состыковались, космонавты приветствовали друг друга на двух языках, а ЛЕОНОВ со СТАФФОРДОМ пожали друг другу руки в шлюзовом отсеке — знаменитое «рукопожатие в космосе». Космонавты побывали в обоих кораблях, обменялись флагами и сувенирами, проводили научные эксперименты, а позже побеседовали напрямую с президентом США Джеральдом ФОРДОМ.

При совместном полёте «Союза-19» и «Аполлона» были проведены несколько научных и технических экспериментов:

  • Искусственное солнечное затмение — изучение с «Союза» солнечной короны при затмении Солнца «Аполлоном»;
  • Ультрафиолетовое поглощение — измерение концентрации атомарного азота и кислорода в космосе;
  • Зонообразующие грибки — изучение влияния невесомости, перегрузок и космического излучения на основные биологические ритмы;
  • Микробный обмен — исследование обмена микроорганизмами в условиях космического полёта между членами экипажей;
  • Универсальная печь — изучение влияния невесомости на некоторые кристаллохимические и металлургические процессы в полупроводниковых и металлических материалах.
  • Этот совместный полет стал последним и для программы «Аполлон» — американцы начали готовиться к запуску шаттлов, а в космическом сотрудничестве СССР и США наступила пауза, которая в итоге продлилась 20 лет.

Источник

1975 г. в космосе — 1975 in spaceflight

1975 год в космическом полете

Орбитальные запуски
Первый 10 января
Последний 27 декабря
Всего 132
Каталогизированный 125
Национальные новинки
спутник Индия
Ракеты
Первые полеты Atlas SLV-3D Centaur-D1AR
Delta 3000
Diamant-BP4
Long March 2C
N-I
Scout F-1
Titan III (34) B
Пенсии Atlas SLV-3D Centaur-D1A
Delta 1000
Diamant-BP4
Saturn IB
Scout F-1
Полеты с экипажем
Орбитальный 4
Суборбитальный 1
Всего путешественников 9

В 1975 году несколько примечательных событий произошло в космических полетов , таких как запуск и прибытия на Венеру из Venera 9 и 10 , запуск к Марсу из викингов Orbiter / Ландерс миссии, совместного проекта Аполлон-Союз , и запуск спутника Арьябхатта .

  • Миссия «Венера-9» была запущена 8 июня 1975 г. и 20 октября 1975 г. стала первым космическим аппаратом, вышедшим на орбиту Венеры; два дня спустя его посадочный модуль вернул первые изображения с поверхности любой планеты (кроме Земли).
  • «Венера-10» спущена на воду 14 июня 1975 года; он вышел на орбиту Венеры 23 октября 1975 года, а его спускаемый аппарат прибыл на поверхность Венеры 25 октября 1975 года. И «Венера-9», и «Венера-10» вернули различные научные наблюдения Венеры и черно-белые телевизионные изображения с поверхности планеты.
  • «Викинг-1» был запущен 20 августа 1975 года, а » Викинг-2″ — 9 сентября 1975 года. Этот орбитальный аппарат должен был сфотографировать поверхность Марса в 1976 году.
  • «Аполлон-Союз» положил конец космической гонке с США и СССР. Миссия была запущена в период с 15 июля 1975 года по 17 июля 1975 года.
  • 19 апреля Индия успешно запустила свой первый спутник Aryabhatta .

Источник

«Союз-Апполон»: Рукопожатие на орбите 17 июля 1975 года

Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.
Директор Центра Проекта «Союз-Апполон» сопровождает русскую делегацию

Основными целями программы были:
испытание элементов совместимой системы сближения на орбите;
Дик и Вэнс на тренировках в барокамере

Во время обучения в Хьюстоне


испытание активно-пассивных стыковочных агрегатов;
Томас Стаффорд на советском тренажере

проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль;
Во время тренировок в советском космическом центре

накопление опыта в проведении совместных полетов космических кораблей СССР и США.
Слева направо: астронавты Дональд Слейтон К., Д. Вэнс Бранд и Томас Стаффорд П., космонавты Валерий Кубасов и Алексей Леонов

Никсон знакомится с устройством командного модуля «Апполона» после брифинга

Кроме этого программа предполагала изучение возможности управления ориентацией состыкованных кораблей, проверку межкорабельной связи и координации действий советского и американского центров управления полетами.
Экипажи

Американский:
Томас Стаффорд — командир, 4-й полёт;

Вэнс Бранд — пилот командного модуля, 1-й полёт;

Дональд Слейтон — пилот стыковочного модуля, 1-й полет;

Советский:
Алексей Леонов и Валерий Кубасов, экипаж Союза-19

Алексей Леонов — командир, 2-й полёт;
Валерий Кубасов — бортинженер, 2-й полёт.

Хронология событий
15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут с космодрома «Байконур» запущен «Союз-19»;

В 22 часа 50 минут с космодрома на мысе Канаверал запущен «Аполлон» (с помощью ракеты-носителя «Сатурн-1Б»);
Ракета-носитель «Сатурн-1Б» на пусковой установке

Экипаж «Аполлона» позирует возле «Сатурна-1Б» на площадке за день до старта

За день до старта

17 июля в 19 часов 12 минут была совершена стыковка «Союза» и «Аполлона»;
«Аполлон» заходит на стыковку

19 июля была проведена расстыковка кораблей, после чего, через два витка «Союза», совершена повторная стыковка кораблей, еще через два витка корабли окончательно расстыковались.
Во время совместного полета


Атмосфера на кораблях
В «Аполлоне» люди дышали чистым кислородом под пониженным давлением (≈0,35 атмосферного), а на «Союзе» поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению. Непосредственный переход из корабля в корабль по этой причине невозможен. Для решения этой проблемы был специально разработан и запущен вместе с «Аполлоном» переходный отсек-шлюз. Для создания переходного отсека использованы наработки по лунному модулю, в частности, использовался тот же стыковочный узел для соединения с кораблём. Роль Слейтона именовалась «пилот переходного отсека». Также давление атмосферы в «Аполлоне» немного подняли, а в «Союзе» снизили до 530 мм рт. ст., повысив содержание кислорода до 40 %. В результате длительность процесса десатурации при шлюзовании сократилась с 8 часов до 30 минут.
Президент Джеральд Форд разговаривает с членами американского экипажа в прямом эфире

Время полета:
«Союз-19» — 5 суток 22 часа 31 минута;
«Аполлон» — 9 суток 1 час 28 минут;
Центр управления полетами во время совместной советско-американской экспедиции

Общее время полета в состыкованном состоянии — 46 часов 36 минут.
Приводнение «Аполлона»

Командный модуль «Аполлона» опускается на палубу USS New Orleans после приводнения в Тихом океане, к западу от Гавайских островов

Ко дню стыковки космических аппаратов фабрика «Новая Заря» и предприятие «Ревлон» (Бронкс) выпустили по одной партии духов «Эпас» («Экспериментальный Полёт „Аполлон“ — „Союз“»), объёмом 100 тыс. флаконов каждая. Упаковка духов была американской, содержимое флакона — русским, с использованием некоторых французских компонентов. Обе партии были моментально распроданы.
Часы «Омега» выпущенные к данному событию

В Советском Союзе в 1975 году были выпущены сигареты «Союз — Аполлон» совместного с США производства, которые пользовались большой популярностью благодаря высокому качеству табака и были в продаже в течение нескольких лет.
Макет Союза-19 в Звездном городке

Нашивка на скафандрах участников экспедиции

Источник

Встреча над Эльбой: 40 лет назад началась экспедиция «Союз» — «Аполлон»

МОСКВА/ВАШИНГТОН, 15 июля. /Корр. ТАСС Алексей Песляк, Милена Синева, Иван Лебедев/. 40 лет назад советский космический корабль «Союз» впервые в истории осуществил стыковку с американским кораблем «Аполлон». По просьбе ТАСС командир экипажа «Союза» Алексей Леонов вспоминает, как готовился, чуть не был отложен, но все же состоялся в срок этот исторический полет.

Полет кораблей «Союз» и «Аполлон» начался 15 июля 1975 года и продолжался, соответственно, около шести и чуть более девяти суток. Через два дня после старта корабли совершили стыковку и находились в таком состоянии 46 часов 36 минут.

Инициатива Никсона

Даже в обстановке холодной войны нашлись люди, которые предложили реализовать программу стыковки двух космических кораблей, вспоминает Леонов.

«Поступок этих людей говорит о глобальном мышлении, о большой заботе обо всем человечестве, а не о своей выгоде. Проявил инициативу президент США Ричард Никсон. Он позвонил председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину и предложил реализовать программу стыковки двух космических кораблей на орбите, чтобы космонавты и астронавты поработали вместе и обратились к жителям Земли с одним лозунгом: «Ребята, давайте жить дружно», — рассказал Леонов.

Позднее Никсон прилетел в Советский Союз, где им и Леонидом Брежневым был подписан соответствующий документ, и советский экипаж представили главам государств.

Встреча не по сценарию

Еще до старта «Союза», при проверке оборудования, обнаружили отказ телевизионной системы.

«Она представляла собой набор из пяти цветных телекамер. Мы узнали об этом еще на Земле. Даже стоял вопрос о переносе старта на сутки. Но министр общего машиностроения Сергей Афанасьев принял жесткое решение – стартовать в запланированный день», — отметил космонавт.

Позднее выяснилось, что отказал коммутатор телевизионной системы, и его надо было просто убрать. Примерно в это же время американские астронавты обнаружили, что на «Аполлоне», который уже был на орбите, не работает люк из корабля в переходной модуль.

«Для ремонта телевизионной системы у нас были только ножницы, специальные ключи и отвертка. После выведения «Союза» на орбиту мы получили инструкцию, что делать. Мы сняли три болта, чтобы демонтировать комутатор, а на четвертом болте сломались отвертка и ключ. Но я еще на Земле купил охотничий нож, у которого были два лезвия и отвертка, заменил аварийный нож на свой, достал отвертку и сбил ненужный болт», — рассказал Леонов.

В итоге космонавты сняли коммутатор и сделали новую схему без него.

«Система заработала и связь пошла. Мы потратили на это ночь. Американцы тоже исправили люк на «Аполлоне», и мы в заданное время пошли на сближение и состыковались», — вспоминает командир корабля.

По сценарию открытие люка и рукопожатие должно было произойти над Москвой, рассказывает Леонов. Но процесс стыковки ускорился.

«В итоге мы открыли люк и пожали руки над Эльбой – это символично. Я пожал Стаффорду руку и втащил его в наш корабль. За столом мы сидели все вместе в нашем корабле», — сказал Леонов.

Стыковка на всю жизнь

Сейчас из пятерых членов экипажей «Союза» и «Аполлона» живы только трое – Леонов, командир американского корабля Томас Стаффорд и астронавт Вэнс Бранд. Дональд Слейтон умер в 1993 году, а Валерий Кубасов ушел из жизни в прошлом году.

Бортинженер Кубасов был из группы, набранной в НПО «Энергия», говорит Леонов.

«Он уже летал в космос, когда проводилась первая в космосе сварка внутри корабля. Потом мы вместе летали. Он был первым командиром экипажа станции «Салют», но за 11 часов до старта нас поменяли. Полетели Волков, Добровольский и Пацаев, которые погибли при возвращении на Землю», — вспоминает он.

Слейтон – бывший военный летчик, участник войны, бомбил Берлин, был руководителем группы американских астронавтов. Это был его первый полет, Бранд тоже летел в первый раз, а Том Стаффорд уже четвертый раз побывал на орбите.

С Томом мы дружим до сих пор, рассказывает Леонов. Он назвал своего внука в честь меня — Алексеем. А я назвал внучку Кариной в честь дочки Стаффорда.

«Леонов и Кубасов для меня как братья», — признается Стаффорд.

Леонов и Стаффорд убеждены, что стыковка на орбите космических кораблей двух стран имела огромное историческое значение. «Может быть, впоследствии это помогло разработать нынешнюю программу Международной космической станции», — говорит Стаффорд .

«Только ненормальные люди могут нарушить те отношения, которые у нас сейчас в космосе с США, — добавляет Леонов. — Мы продлили работу МКС до 2024 года. Этим объектом сегодня управляют новые российские и американские пилоты. Никогда за эти годы у нас с американскими партнерами не было никаких проблем. Мы и на Марс можем вместе полететь, только решение об этом должно быть подписано правительствами двух стран, а не какими-то инвесторами».

Швейцарский производитель часов Omega выпускал две серии памятных часов, посвященных экспедиции. В 1975 г. была выпущена ограниченная серия из 500 наручных часов Speedmaster Professional с изображением логотипа экспедиции на циферблате и рисунка стыкуемых кораблей на тыльной стороне. В честь 35-летия экспедиции в 2010 г. Omega выпустила ограниченную серию (1975 экземпляров) наручных часов той же модели. Для изготовления циферблата использовался материал из настоящего метеорита, на обратной стороне часов выгравирован момент стыковки советского и американского космического кораблей. В 1975 г. фабрика «Новая заря» и американская фирма Revlon выпустили 200 тыс. духов EPAS (экспериментальный полет «Аполлон» — «Союз»). Сами духи были российскими, упаковка и дизайн флаконов — американскими. В 1975 г. после успешной стыковки советского и американского кораблей Главтабак по поручению Совета министров СССР разработал новую марку сигарет «Союз» — «Аполлон». Для создания рецептуры были привлечены американские специалисты из компании Philip Morris. Первоначальный дизайн для пачки сигарет разработал космонавт и художник-любитель Алексей Леонов. Производство на табачном заводе «Ява» в Москве продолжалось 5 лет, всего было выпущено около 500 млн сигарет. Делались сигареты из смеси табака из Молдавии и американского штата Вирджиния, контроль качества осуществляли американские специалисты. Возобновилось производство «Союз» — «Аполлон» в 1996 г. на Краснодарской табачной фабрике, но уже по новой рецептуре. На российском рынке марка занимает бюджетную ценовую нишу, с долей около 1,5% от общего числа продаваемых в России сигарет. Также в 1975 г. были изданы серии почтовых марок СССР и США различных номиналов, в продажу поступили тематические наборы конфет (коробки для них, так же, как и к сигаретам «Союз» — «Аполлон», оформлял Алексей Леонов). Памятные монеты в честь полета выпускали в 1989 г. Маршалловы острова (50 долларов, серебро), а в 2009 г. — Казахстан (50 тенге из сплава меди, никеля и цинка (нейзильбера) и 500 тенге — из серебра и тантала).

Источник

Космос, солнце и луна © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector