Методическая разработка урока во 2 классе по окружающему миру «Что такое Солнце?»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок во 2 классе по окружающему миру УМК «Гармония» способствует развитию личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vo_2_klasse_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 30.08 КБ |
prezentatsiya_o_solntse.ppt | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Булатниковская средняя общеобразовательная школа»
Муромского района Владимирской области
урока во 2 классе по окружающему миру УМК «Гармония»
Учитель: Самылина Ольга Юрьевна
Предметная область: окружащий мир.
Тип урока : изучение нового материала.
Тема: Что такое солнце?
Цель: формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле, знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле; развитие умения соотносить реальный и видимый размер тела, учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоления.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Формирование умений осознания границ собственных знаний о природе; развитие способности к постановке учеником учебно-познавательных задач; оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей деятельности (Регулятивные УУД).
Развитие умений высказывать свои предположения и аргументировать их проводить не сложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов, описывать свои наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя в речевой устной форме; развитие навыков работы с информацией, представленной в разной форме и в разных источниках (Познавательные УУД).
Приобретение опыта учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, опыта совместной познавательной деятельности в парах, опыта культурного общения с одноклассниками (Коммуникативные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формировать понятия: космическое тело, звезда, Солнце – ближайшая к земле звезда.
Учебник 2 класса «Окружающий мир» О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин, 2012 с. 98 — 101; рабочая тетрадь с. 36, задания 13 – 16, проектор, презентация, свеча, настольная лампа, рисовое зёрнышко, мяч.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
Источник
Урок окружающего мира по теме «Свет наш, солнышко». 2-й класс
Класс: 2
Цели:
- формировать представление о Солнце, как о естественном источнике света и тепла, дать представление о классификации звезд;
- формировать представление о пользе и вреде Солнца;
- закрепить знания по окружающему миру о видах облаков;
- способствовать развитию умения анализировать, рассуждать, делать логические выводы;
- развивать кругозор, логическое мышление, воображение, наблюдательность, расширять словарный запас учащихся;
- развивать навыки взаимодействия, формировать умение работать в группах и в парах.
Оборудование: экран, проектор, презентация к уроку, учебник О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» 2 класс, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, 2 растения, выращенные в разных условиях, мяч и зернышко, набор предметов «бинокль», «темные очки», «лестница», «часы», «зонтик», «панамка», «краски», «компас», «альбом».
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 1.
Знакомство с гостями.
Релаксация: просмотр слайдов о космосе под музыку. Слайд 2 или Приложение 2.
Сегодня мы с вами будем учеными, которые отправятся в путешествие. Кто догадался в какое? (в космическое)
Голубой платок.
Красный голубок
По платку катается,
Людям улыбается.
(Солнце.) Слайд 3.
II. Постановка цели урока.
Мы совершим путешествие с целью изучения солнца. Как ученые изучают мир? (Делают предположение, собирают данные, доказывают его.) Мы тоже будем делать предположения и доказывать их. У нас на борту есть команда астрономов, биологов, врачей, художников и историков. Слайд 4.
III. Повторение пройденного материала.
Итак, мы отправляемся в полёт и пролетаем мимо небесных странников. О ком идет речь? (облака) Слайд 5.
Почему их так называют? Из чего состоят облака? (водяные капли, ледяные кристаллы)
Назовите виды облаков?
Расположите эти облака их по высоте. Слайды 6, 7. (слоистые, кучевые, перистые)
Какие осадки облака могут принести на землю?
IV. Работа с новым материалом.
Мы вошли в безвоздушное пространство. Слайд 8.
Прошу ученых собраться в группы.
Запишите слова – ассоциации к слову солнце. Используя эти слова,
сделайте предположение: Солнце – это.
Займите свои места на корабле.
Солнце – это источник тепла и света. Какие еще тела являются источниками света? (фонарик, спички, свеча, лампочка, огонь) Почему они светятся?
Как выглядит Солнце?
Нам понадобится помощь художников. На доске и на ваших карточках изображены рисунки предметов, форма которых сходна с Солнцем. Раскрасьте их. Слайд 8.
Проверим. Какие предметы вы раскрасили? Какую же форму имеет солнце? (форму шара)
Проверим наши предположения.
Чтение статьи учебника с. 65-66.
Команда астрономов, что же такое солнце? Солнце – это центр солнечной системы, вокруг которого движутся планеты. Слайд 9. Солнце намного больше нашей планеты. (Мяч и зернышко). Почему мы видим его небольшим кругом? К каким объектам природы относится Солнце? (к неживой природе) Докажите.
Солнце – это звезда. Давайте посмотрим, каким его видят ученые через телескоп. Слайд 10 или Приложение 3.
Не все звезды имеют одинаковый цвет, размер и температуру. Слайд 11. Самые горячие звезды – белые и голубые, желтые и красные холоднее. К каким звездам относится Солнце? (желтый карлик) Есть звезды намного больше Солнца. Почему же на небе мы не обращаем на них внимание? (Они очень далеко.)
Как вы думаете, долго ли нам лететь до солнца?
Учебник с.76. (читает учитель)
Нам понадобится помощь биологов. Учебник с.68. Посмотрите на картинки. Для чего нам нужно Солнце? Чтение учебника с.68.
Посмотрите на два растения. Одно росло на солнышке, а другое в темноте. Что мы можем сказать про эти растения? Слайд 12 или Приложение 4.
Человек выращивает овощи и фрукты. Энергия солнца достигает растения.
Растение использует солнечную энергию для жизни и роста. Листья получают солнечный свет и плод, который является хранилищем энергии, растет. Когда мы едим плоды, эта энергия питает наше тело. Таким образом, вся энергия, которую мы получаем с едой, приходит к нам от солнца.
Скажите, а солнышко нам светит все время? (ночью не светит) А в разные времена года оно светит одинаково?
Смена дня и ночи, смена времен года связана с Солнцем. Об этом мы поговорим, изучая планету Земля.
Ученые садятся для работы в парах. РТ с. 25 №13. Догадайтесь, в какое время года так бывает? (летом день длиннее, зимой день короче, весной и осенью – одинаковые) Слайд 13.
Нам понадобится помощь врачей. Как выдумаете, Солнце вредно или полезно?
Сейчас доктор (в белом халате) покажет вам предметы, а мы выберем те, которые понадобятся для наблюдением за Солнцем. (Бинокль, темные очки, лестница, часы, зонтик, панамка, краски, компас, альбом.)
Какие еще советы вы можете нам дать?
Проверим наши предположения.
Чтение учебника с. 69.
Теперь нам понадобится помощь историков. Учебник с. 70. Посмотрите на картинки. Какой знак люди часто использовали для украшения одежды и предметов быта? Почему?
Люди часто одушевляли Солнце. Как вы думаете, почему?
V. Итог урока.
Посмотрите, как много мы узнали о Солнце.
Как вы думаете, сможем ли мы близко подлететь к нему? Почему?
Нам пора возвращаться на Землю. Подведем итог исследования:
Что такое солнце?
К какой природе относится солнце?
Солнце приносит пользу или вред?
Что вы узнали нового?
Давайте прочитаем, совпадает ли наш вывод с выводом других ученых.
VI. Оценивание.
Дополнительно.
Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться на Землю.
А по дороге домой мы будем заполнять отчет о путешествии.
Работа с тестом в парах. Тест:
- Солнце – это.
- Спутник
- Планета
- Звезда
- Звезда состоит из…
- Газа
- Пыли
- Камней
- Солнце относится к …
- Живой природе
- Неживой природе
- Рукотворным предметам
- Солнце имеет форму…
- Круга
- Овала
- Шара
- Солнце приносит…
- Пользу
- Вред
- Вред и пользу
- Ученые, изучающие звезды, называются…
- Астрономы
- Физики
- Биологи
Проверка. Кто не допустил ни одной ошибки? 1-2 ошибки?
Источник
Окружающий мир 2 класс Солнце и его значение для живого
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Солнце и его значение для живого»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 32.04 КБ |
prezentaciya1_6.ppt | 512.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по теме «Солнце и его значение для живого »
Тип урока: урок « открытия» новых знаний.
Цель: создание условий для открытия детьми новых знаний по теме урока.
Задачи: формировать представление об источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии до Солнца; развивать рационально логическое и наглядно – образное мышление, умение работать с текстовой информацией; развивать воображение, воспитывать интерес к окружающему миру.
— иметь представление о Солнце как ближайшей звезде, его размерах и расстоянии до него;
— находить связи в природе, между Солнцем и жизнью на Земле;
— понимать, что Солнце является источником света и тепла.
-контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания
-принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
— работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
— задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
— строить сообщения в устной форме.
— развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре;
— развивать умение принимать коллективное решение.
— осознание необходимости учения;
— учиться выражать свое мнение;
— работать над осознанием ответственности за общее дело.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация на тему « Солнце», листы с текстами для учеников, сигнальные карточки для деления на группы( красные, синие, зеленые, желтые ), книги о Солнце, энциклопедии , карточки для самооценки, рисунок солнца для самооценки.
- Организационный момент.( Создание ситуации успеха)
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: « Доброе утро!»
— Доброе утро солнцу и птицам!
— Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас сегодня весь урок и весь день.
— Как называется наш урок?
-Что мы узнаем на уроках окруж.мира?
-Достаточно ли у нас знаний об окружающем мире?
-Кому хочется узнать больше?
Проверьте готовы ли вы к уроку: сигнальные карточки, книги, конверты.
Раньше вы изучали объекты живой и неживой природы. Вот сейчас проверим, кто был внимательным. Игра «Будь внимательнее». Если я называю объекты живой природы, то вы поднимаете руки вверх, а если объекты неживой природы – хлопаете в ладоши. Слайды 2-11
-Бабочка, река. дерево, волк, вода, лягушка, комар, камень. ракета.
— Почему вы замерли при слове ракета? ( ответы детей)
— Понравилось играть? Давайте продолжим. Следующая игра «Лишнее слово», но здесь нужна помощь товарища, поэтому поработаем в паре. У вас на столе конверт с заданием, открываем его. Вам даны слова , какое из них лишнее? Посоветуйтесь друг с другом и объясните почему оно лишнее?( Дышит, питается, растет, развивается, размножается, умирает , раздвигается) Слайд 12-14
3.Работа над новым материалом. Слайд 15
— Теперь, посмотрите на эти фотографии. Как вы думаете, что их объединяет? ( Неживая природа)
— А сегодня мы будем говорить о главном объекте неживой природы. Я прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о каком предмете идет речь. Слайд 16
Оно игриво золотится
В песчинках, что хранит земля.
Оно, как сказочная птица,
У стен Московского кремля.
Оно в автобусе зеркальном
Играет зайчиком в пути.
Оно в созревших помидорах…
Оно гуляет на просторах
У всей вселенной на виду! (Солнце)
— Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
Учитель обобщает ответы. Слайд 19
Солнце и его значение для живого .
-Вся природа делится на две группы, какие? ( живая и неживая)
-Как вы думаете Солнце это объект какой природы? (неживой)
-Ребята, а часто ли вы смотрите в небо?
-Что вас больше всего поражает в нем?
-Для каких животных небо родная стихия?(насекомые, птицы, бактерии)
-Как вы думаете какая цель нашего занятия? Слайд 20
-Итак, мы узнаем новое о Солнце и определим его значение для жизни на Земле.
Еще с древних времен люди поклонялись Солнцу, приносили ему жертву, сочиняли стихи и пели песни, посвящали танцы, изучали его, радовались теплу и свету. А необходимы ли нам эти знания, ведь Солнце далеко от нас?
-Что вы знаете о Солнце?
-А хотите узнать еще что-то новое?
Тогда нам нужно выступить в роли исследователей и провести свое исследование по проблеме: «Солнце и его значение для жизни на Земле.»
-Что такое исследование? (научная работа)
-Кто такой исследователь? (человек, который занимается научной работой)
Сейчас мы проведем «Динамическую паузу» , отдохнем и разделимся на группы для выполнения нашей исследовательской работы. У каждого из вас есть цветной жетон.(красный, желтый, оранжевый, розовый) Займите свое место за столом с солнышком вашего цвета . Слайд 21
У нас получатся 4 группы. Сейчас я дам задание и материал для его выполнения. (5 человек)
1группа. Красные. Прочитать текст. Подготовить рассказ о Солнце.
2группа. Желтые. Работа с разными источниками. Рассказ о Солнце.
3группа. Оранжевые. Солнце в жизни растений и животных.
4группа.Розовые. Солнце в жизни человека. Слайд 23-26
Выступление каждой группы исследователей.
4. Обобщение по теме.
-Вы рассказали о Солнце и доказывали на примерах , что Солнце-жизнь. Мы достигли цели нашего занятия.
Кто хочет еще больше знать продолжит сам эту работу.
Мы начали наше занятие с игры и закончим ею. Если высказывание верно — вы хлопаете в ладоши.
—-Солнце – это планета . Слайд 27
—-Солнце – это звезда.
—- Солнце гораздо меньше Земли.
—-Солнце гораздо больше Земли.
—-Солнце – это огромный раскаленный газовый шар.
5. Рефлексия. Слайд 28
Подведем итог. Продолжите мое предложение:
Я узнал, что Солнце……….
Мне было интересно……..
6.Оценивание. Слайд 29
Дети—- Узнал много нового, могу поделиться знаниями. (красный)
Узнал новое, хочу узнать больше. (оранжевый)
Узнал новое, но рассказать пока не могу.( желтый)
А теперь давайте солнышку на нашей доске добавим лучики-оценки и посмотрим, что у нас получится.
Спасибо за работу!
- Что такое. Кто такой. С. П. Алексеев, А. Г. Алексин, Издательство «Педагогика-Пресс», Москва,1994г, с.106-107.
- Атлас. Природоведение 5класс, « Дрофа», Москва, 2005г., с.2-3.
- Мир и человек. Географический атлас. И. К. Жданов, Из-во «Картография», Москва, 1989г., с.10-11.
- Детская энциклопедия. ООО «Издательство « Росмэн- Пресс»,2009г., с.13-14.
- Детская энциклопедия. Том 2. Д.Д. Благой, В.А. Варсанофьева, Академия Педагогических Наук РСФСР, 1978г., с.246-247.
- Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения в 3-4 классах. Ю.Ф. Сухарев, ОАО «ЧИПО», 2003,с. 30-32.
Прочитай текст. Подготовь рассказ о Солнце. 1 гр.
Солнце – космическое тело, желтого цвета, температура на его поверхности пять тысяч пятьсот градусов ( 5.500 градусов ). Если представить, что зернышко пшена- это наша Земля, а арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли. Солнце – звезда, которая дает нам свет и тепло. Без Солнца погибнет на Земле жизнь.
Прочитай текст. Подготовь рассказ о Солнце. 1гр.
Солнечный свет преодолевает расстояние от Солнца до Земли за 8 минут 20 секунд. От Земли до Солнца 150 миллионов километров. Можно ли долететь до Солнца? Можно уже за 5-6 месяцев, но приблизившись к Солнцу космический корабль вначале расплавится, а потом превратится в пар ( и сгорит без следа). Солнце- это раскаленный газовый шар.
Прочитай текст. Подготовь рассказ о Солнце. 1гр.
Солнце не самая горячая звезда. Есть звезды намного его горячее. Многие звезды больше Солнца, но есть звезды меньше Солнца. Солнце – обыкновенная небольшая желтая звезда. Солнце светит и греет уже многие миллионы лет и еще многие миллионы лет будет греть и светить. Оно посылает свет и тепло ровно. Солнце немножко разгорается и притухает каждые 11 лет.
Прочитай текст. Какие факты из жизни растений ты узнал? 3гр
Цветы с восходом Солнца раскрывают свои цветки, а с заходом закрывают. Головки подсолнухов все время поворачиваются за солнышком. Куда Солнце, туда и подсолнух. Солнце – главный источник света и тепла. Растениям, животным и человеку нужны солнечный свет и тепло. Без них все живое погибнет на планете.
Прочитай текст. Какие факты из жизни растений ты узнал? 3гр
В растениях под действием солнечного света и тепла образуются органические вещества, которые необходимы для жизни и роста всех растений, животных и человека. Если растение поместить в темное место , оно пожелтеет, начнет болеть и погибнет. Нет Солнца, нет растений, значит нет животных и человека.
Прочитай текст. Как человек относится к Солнцу? 4гр
В старину на Руси Солнце называли Ярило. Наши предки поклонялись Солнцу, как богу, приносили ему жертвы, молили его о хорошей погоде, богатом урожае, здоровье в семье. Люди верили в его могучую силу и понимали будет Солнце – будет и жизнь.
Прочитай. Как люди используют энергию Солнца? 4гр
Ученые строят станции , которые накапливают солнечную энергию и хранят ее в солнечных батареях. При необходимости человек может ей воспользоваться и получить свет и тепло.
Солнечный загар полезен для здоровья.
Человек выращивает себе пищу (растения, животные) благодаря солнечному свету и теплу.
Источник