Меню

20 июля луна армстронг

Этот день в истории: 1969 год — первая высадка человека на Луну

20 июля 1969 года в 20 часов 17 минут по среднеевропейскому времени лунный модуль американского корабля «Аполлон-11» с двумя астронавтами на борту совершил мягкую посадку на лунную поверхность близ кратера в юго-западной части Моря Спокойствия.

Корабль «Аполлон-11» стартовал 16 июля 1969 года в 13 часов 32 минуты по среднеевропейскому времени. Экипаж корабля — командир Нил Армстронг, пилот командного модуля Майкл Коллинз, пилот лунного модуля Эдвин Олдрин.

19 июля, примерно через 76 часов после старта, корабль достиг лунной орбиты. Он был доставлен туда с помощью сверхмощной ракеты-носителя «Сатурн-V» (длина — 111 метров, стартовая масса — 3 100 тонн), разработанной под руководством конструктора-ракетчика Вернера фон Брауна (1912−1977).

20 июля Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли в лунный модуль, активировали и проверили все его системы, привели сложенные опоры посадочной ступени в рабочее положение. После этого «Аполлон-11» получил добро на расстыковку командно-служебного и лунного модулей. В начале 13-го витка, когда «Аполлон-11» находился над обратной стороной Луны, «Колумбия» и «Орёл» расстыковались.

Согласно плану полета, в конце 13-го витка над обратной стороной Луны на 29,8 секунды был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля, «Орёл» перешёл на орбиту снижения с апоселением 105,9 км и периселением 15,7 км.

В 102 часа 33 минуты 05 секунд полётного времени вблизи периселения орбиты снижения был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля, начался этап торможения.

Через восемь с половиной минут после начала торможения, на высоте чуть менее 2 км, начался этап приближения к точке посадки, бортовой компьютер перешёл к выполнению программы, в соответствии с которой управление двигателем посадочной ступени и двигателями системы ориентации осуществляется автоматически, а астронавты могут вручную лишь корректировать ориентацию.

«Орёл» начал медленно поворачиваться в вертикальное положение. На высоте 1,5 км при скорости снижения 30,5 м/с Армстронг на некоторое время отключил автоматический режим, чтобы сделать пробную корректировку ориентации, всё работало нормально.

На высоте около 460 м Армстронг увидел, что автопилот ведёт корабль в точку на ближнем краю большого кратера. Пилот быстро понял, что посадить «Орёл» в достаточно безопасном месте, не долетая кратера, не удастся. Он решил его перелететь. На высоте примерно 140 метров командир перевёл компьютер в полуавтоматический режим.

На высоте около 9 метров «Орёл» по неизвестной причине начал перемещаться влево и назад. С движением назад справиться удалось, но полностью погасить перемещение влево не получилось. Ещё более замедлять снижение или зависать было нельзя, поскольку топлива оставалось совсем мало.

Уповая на то, что в условиях слабой лунной гравитации опоры посадочной ступени должны были выдержать удар от падения с такой высоты, Армстронг решил сажать корабль немедленно. Этому решению способствовало сообщение из ЦУП в Хьюстоне — там предупредили, что до критического уровня топлива осталось 30 секунд полета.

«Орел» начал последнее вертикальное снижение и через 9 секунд Олдрин буквально заорал: «Сигнал контакта!» Это произошло в 20:17:39 UTC 20 июля (102 ч 45 мин 39,9 с полётного времени).

Синий сигнал контакта означал, что лунной поверхности коснулся как минимум один из щупов длиной 1,73 м, которые крепились к трём из четырёх опор (кроме той, где была лестница). Через 1,5 секунды после этого Армстронг заглушил двигатель. Первая в истории человечества посадка на Луну совершилась.

После этого астронавты приступили к подготовке к выходу из посадочного модуля на лунную поверхность. Это произошло 21 июля в 2 часа 56 минут. Командир корабля Нил Армстронг первым из землян ступил на поверхность Луны.

Через 15 минут лунный грунт под ногами ощутил и Олдрин. Коснувшись поверхности Луны, Армстронг произнес:

«Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».

Эти слова навсегда вошли в историю, так же как и знаменитое гагаринское «Поехали!»

Источник

День, когда люди впервые ступили на чужую планету

20 июля 1969 года американские астронавты высадились на поверхность Луны в рамках миссии «Аполлон–11» — это первый раз в истории, когда земное существо ступило на поверхность другого небесного тела.

В 1961 году президента США Джон Кеннеди заявил, что одной из целей нации станет доставка человека на Луну до конца десятилетия. НАСА столкнулось со множеством проблем в программе «Аполлон», включая гибель нескольких астронавтов во время неудачного запуска ракеты. Однако поручение удалось выполнить.

«Аполлон–11» с Нилом Армстронгом, Майклом Коллинзом и Эдвином Олдрином на борту стартовал 16 июля и на четвёртый день полёта вышел на орбиту Луны. Затем от командного модуля «Колумбия» отделился лунный модуль «Орёл» с двумя астронавтами. Во время его снижения несколько раз срабатывала аварийная сигнализация — как оказалось, компьютер был банально перегружен поступавшей информацией. Тем не менее, посадка прошла успешно, и 20 июля в 20:17 по Гринвичу сработал сигнал «Контакт».

Читайте также:  Орбита луны как изменилась

Эдвин Олдрин на Луне

Как ни странно, в первые два часа после прилунения экипаж занимался… имитацией предстартовой подготовки — на случай, если пребывание пришлось бы срочно прервать. Затем по плану был отдых, но Армстронг запросил разрешение сразу выйти на поверхность, и мешать ему не стали. Но перед этим Эдвин Олдрин как старейшина церкви успел провести церковную службу и совершил таинство причащения. Правда, делать это ему пришлось в одиночку — Нил Армстронг был атеистом и участвовать в обряде отказался.

«Прогулка» астронавтов по Луне длилась всего два с половиной часа (при том, что посадку и взлёт лунного модуля разделяли 21 час 36 минут). За это время они успели оценить рыхлость поверхности (она оказалась заметно плотнее, чем ожидалось), вдоволь напрыгаться в условиях слабого притяжения, установить флаг США и телекамеру, оставить пластины с посланием землян, взять 22 килограмма образцов грунта, а также разместить несколько научных приборов: сейсмометр, ловушку солнечного ветра и уголковый отражатель. Благодаря последнему, любой энтузиаст Земли может отправить на Луну лазерный импульс и спустя две секунды принять его отражение.

Расписание полёта на Луну

Вернувшись в лунный модуль, Армстронг и Олдрин должны были поспать в ожидании, когда орбитальная «Колумбия» совершит очередной виток вокруг спутника Земли. Но в нём было так шумно, светло и холодно, что им едва удалось подремать.

Нил Армстронг не смог заснуть в лунном модуле: «Земля светила мне прямо в глаз, как лампочка»

Кстати, в это же время к Луне приближалась советская автоматическая станция «Луна–15», которая должна была забрать образцы грунта. Увы, во время её посадки, связь с ней прервалась по неизвестной причине — возможно, из-за столкновения с горой.

На Землю «Аполлон–11» успешно вернулся 24 июля. В последующие годы американцы еще несколько раз высаживались на Луну и даже ездили по её поверхности на специальном автомобиле. Советскую же программу пилотируемых полётов к спутнику власти решили свернуть.

А 20 июля 2005 года появился сервис Google Moon — аналогичный «земному» Google Earth. Компания опубликовала карту Луны и привязала к ней фотографии, сделанные астронавтами нескольких миссий «Аполлон».

Позже Google продолжила «освоение» планет Солнечной системы. В 2009 увлечённые космосом инженеры запустили Goole Mars — карту красной планеты, раскрашенную так, как она выглядит в инфракрасном диапазоне. На ней отмечены не только горы, каньоны и кратеры, но и места посадок (в том числе неудачных) всех двенадцати автоматических аппаратов, которые человечество отправило на Марс.

20 июля 2006 года компания Tesla представила свой первый электромобиль — Roadster. Это был полностью электрический спорткар с двигателем мощностью 248 лошадиных сил, способный разгоняться до 100 км/ч за четыре секунды, а его предельная скорость составляла 210 км/ч. Роль бака в ней играли литий-ионные батареи, полного заряда которых хватало на 390 километров.

Электромобиль Tesla Roadster

К тому времени гибридные автомобили уже перестали быть экзотикой, однако они всего лишь снижали потребление топлива за счёт повторного использования энергии — она переходила в аккумулятор при торможении машины. Roardster же использовал только электричество.

Спорткар стоил больше 100 тысяч долларов, и всего в 2012 году, когда компания свернула производство модели, удалось продать примерно 2400 автомобилей. На этом Tesla не остановилась и продолжает выпускать электромобили, в том числе и более доступные.

Источник

Первая высадка на Луну.

Ровно 50 лет назад, 21 июля 1969 года, со словами «Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества», астронавт Нил Армстронг ступил на поверхность Луны.

След на Луне. Фото: NASA

Широко известно, что американская программа высадки человека на Луну — «Аполлон», была ответом на успехи в космосе Советского Союза. Она была запущена с целью поднять моральный дух обиженной сверхдержавы после: сначала запуска первого советского спутника и, особенно, после первого космического полёта Ю.Гагарина 12 апреля 1961 года. Через 43 дня после этого тогдашний президент США Джон Кеннеди поставил перед NASA задачу к концу десятилетия отправить человека к спутнику Земли.

Вид на Землю с Луты. Фото: NASA

Испытав шок от космических успехов Советского Союза в NASA были в замешательстве — Чем можно на это ответить? Агентство подготовило для президента Кеннеди несколько вариантов на выбор. Среди них был и проект изучения Луны с помощью пилотируемых космических полетов. Он был задуман не военными стратегами ради показухи, типичной для времен «холодной войны», и не политиками, обеспокоенными национальным престижем. Его автором стал один из крупнейших ученых ХХ века, человек, который посвятил себя изучению вопросов, связанных с происхождением Земли.

Читайте также:  Гайд по galacticraft луна

Физик Гарольд Юри предложил NASA начать программу по изучению Луны ещё в 1950-х годах. Юри считал, что поскольку на Луне нет атмосферного воздействия и выветривания ее поверхности, то там могли сохраниться очень древние геологические реликты раннего периода Солнечной системы, которые уже давно исчезли на Земле.

Под эту идею и была предложена амбициозная программа, направленная на проверку его теорий с использованием управляемых аппаратов для составления карт Луны. Кульминацией программы должна была стать посадка на поверхность Луны космического модуля с людьми на борту.

Лунный посадочный модуль Аполлон-16. Фото: NASA

Вначале Кеннеди сомневался, т.к. никаких гарантий на успех не было, а ему предстояло убедить конгресс выделить под программу огромные деньги. По слухам, его окончательно убедил вице-президент Линдон Джонсон словами: -«Быть вторыми в космосе значит быть вторыми во всем».

Когда программа высадки наконец заработала, в ней приняли участие более 400 тысяч человек. Иногда даже инженеры сомневались в том, что ее можно осуществить. Заставить работать каждую ступень ракеты «Сатурн-5» казалось непреодолимым препятствием. Серьезной проблемой стала безопасность командного модуля после того, как в результате пожара во время испытаний погибли три астронавта.

Ракетоноситель Саеурн 5 на стартовой позиции. Фото: NASA

Тем не менее в декабре 1968 года, всего второй пилотируемый по программе корабль — «Аполлон-8» впервые облетел Луну и успешно вернулся на Землю. А 16 июля 1969 «Сатурн 5» с астронавтами на борту поднялся с мыса Канаверал для их доставки с одного космического тела на другое. (По воспоминаниям «аксакалов» NASA, они сами больше всех были потрясены, что всё сработало 🙂 )

Около миллиона человек собралось возле космодрома во Флориде, чтобы своими глазами увидеть старт первой лунной миссии, а по телевидению за ним наблюдало более миллиарда людей.

Двигатель последней ступени ракеты-носителя включился через 2 часа 44 минуты и 22 секунды после старта и проработал 347 секунд, после чего корабль начал самостоятельное движение к Луне.

Старт Аполлон-11 с мыса Канаверал во Флориде.

Ещё через 55 часов Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли в спускаемый модуль, а Майкл Коллинз остался в командном. Через 76 часов после старта корабль достиг орбиты Луны и ещё через 24 часа модули были расстыкованы.

Схема полётов к Луне по программе Аполлон.

Схема перестыковки орбитального и посадочного модулей Аполлонов на пути с Земли к Луне

Прилунение было возможно в автоматическом режиме, но Армстронг еще на Земле решил, что на высоте примерно 100 метров возьмет управление на себя, сказав при этом: «Автоматика не знает, как выбирать посадочные площадки».

Посадочный модуль Аполлон-11, снятый с орбитального модуля, на фоне Луны и Земли. Фото: NASA

Он как в воду глядел, потому что перейти на ручной режим пришлось даже раньше. Во-первых, автоматическая программа вела корабль в заваленный камнями кратер диаметром около 180 метров. Армстронг перелетел его, чтобы избежать переворачивания при посадке. Во-вторых, во время снижения бортовой компьютер по неизвестной причине зажег аварийный сигнал.

Внутри лунного модуля Аполлон-11. Фото: NASA

Оператор в Хьюстоне верно предположил, что лампочка загорелась из-за перегрузки компьютера, который должен был одновременно управлять посадкой и поддерживать связь с орбитальным модулем, и посоветовал Армстронгу и Олдрину не обращать на сигнал внимания (впоследствии он получил за это специальную награду NASA).

В центре управления полётами Аполлонов. Реставрация к 50-летию полёта Аполлона-11.

Лунный модуль опустился в Море Спокойствия 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу. Согласно утверждённому плану, перед выходом астронавтам полагалось поспать, но они заявили, что все равно не уснут, и медицинский руководитель полета разрешил сначала погулять по Луне, а отдохнуть перед стартом.

Стойка лунного модуля Аполлон-11 на поверхности Луна. Фото NASA

Нил Армстронг ступил на поверхность Луны в 2часа 56 минут по Гринвичу 21 июля 1969 года.

Шаг по Луне. Фото: NASA

Олдрин вышел через пятнадцать минут после Армстронга. «Аполлон-11» пробыл на Луне 21 час 36 минут.

Базз Олдрин возле лунного модуля. Фото: NASA

Первым делом астронавты опробовали разные способы передвижения по Луне, и нашли самым удобным обычную ходьбу. Затем установили телевизионную камеру и американский флаг на проволочном каркасе (Конгресс еще до полета отверг идею NASA установить флаг ООН), в течение двух минут поговорили по радио с президентом Никсоном, собрали 24,9 кг лунных камней и грунта (при максимально допустимом весе 59 кг), установили два научных прибора — сейсмометр и отражатель лазерного излучения — и вернулись на корабль. Пришлось повозиться с одной из двух солнечных панелей сейсмометра, которая автоматически не развернулась, и ее приводили в рабочее положение вручную. Армстронг оставался вне корабля 2 часа 10 минут, Олдрин — чуть больше полутора часов. Системы жизнеобеспечения в скафандрах были рассчитаны на четыре часа у каждого.

Читайте также:  Как сейчас исследуют луну

Базз Олдрин готовит лунное оборудование к установке. Фото: NASA

Базз Олдрин развёртывает предварительный комплект научных инструментов Аполлона. Фото: NASA

Вернувшись на борт, астронавты выбросили наружу мешок с мусором, проверили бортовые системы, пообедали куриным супом, ветчиной и пирогом с финиками, проспали около семи часов (Армстронг в гамаке, подвешенном над кожухом двигателя взлетной ступени, Олдрин — свернувшись на полу), еще раз слегка перекусили, и в 17 часов 57 минут 21 июля дали старт на возвращение.

Выброшенный мешок с мусором Аполлона-11. Фото: NASA

Все понимали, что первые люди на Луне рискуют, но лишь через 30 лет, когда за истечением срока давности были опубликованы секретные документы Белого дома и NASA, стало по настоящему ясно, насколько сильно.

Известна заранее заготовленная речь Ричарда Никсона на случай гибели астронавтов,. Спичрайтеры президента США написали президентское обращение к нации: — «Судьба распорядилась так, что людям, полетевшим на Луну ради мирного ее освоения, суждено упокоиться там в мире. Их оплакивают их семьи и друзья; их оплакивает их отечество; их оплакивают народы мира; их оплакивает сама родина Земля, рискнувшая направить двоих своих сыновей в неизведанную даль. За ними последуют другие и непременно найдут дорогу домой», — говорилось в тексте речи, которая, к счастью, не была произнесена.

Базз Олдрин возле установленного на поверхности Луны американского флага. Фото: NASA

Ученые весьма серьезно относились к метеоритной опасности. Многие полагали, что поверхность Луны находится под непрерывным обстрелом мелких частиц, а с учетом космических скоростей, даже пылинка обладает убойной силой крупнокалиберной пули. И это не подтвердилось.

Лунный посадочный модуль Аполлон-11, установленные научные приборы и маршруты космонавтов на поверхности Луны.

В случае разгерметизации скафандра во время лунной прогулки астронавт мог прожить всего две минуты — недостаточно, чтобы добежать до корабля, подняться по лесенке и протиснуться в узкий люк.

Подъём лунного модуля. Фото: NASA

Командный и сервисный модули, сфотографированные с орбиты Луны. Фото: NASA

Больше всего опасались, что лунный модуль не сможет взлететь из-за неисправности двигателя или бортовых систем. В этом случае астронавты были бы обречены на мучительное ожидание конца в течение примерно трех суток — пока не иссякнет воздух и опасное «ЧП», едва не погубившее экспедицию, произошло при выходе из корабля. С трудом двигаясь в тесном отсеке в громоздких скафандрах, кто-то из астронавтов — вероятнее всего, Олдрин — задел одну из кнопок на пульте управления. Вернувшись на борт, путешественники сразу увидели на полу кусочек черной пластмассы. Невероятно, но факт: из примерно двухсот кнопок и тумблеров пострадала именно та, которая включала зажигание двигателя для взлета с Луны, а дублирование ее не было предусмотрено!

Когда астронавты доложили о случившемся на Землю, в протоколе переговоров единственный раз за весь полет появилась запись: «Долгая пауза». В конце концов, астронавты стартовали, потыкав в образовавшуюся дырку шариковой ручкой. При этим им пришлось пережить неприятные минуты. Протокол сохранил слова Олдрина, несколько раз докладывавшего в Центр управления полетом: «No fire!» («Нет зажигания!»). Оказалось, клапан гелиевого баллона во втором топливном баке не сразу сработал, и топливо не поступало в двигатель.

Вид на Землю, снятый с борта Аполлона 11. Фото: NASA

Зато полет на Землю прошел без происшествий. Стыковка с орбитальным модулем, где ждал Майкл Коллинз, состоялась примерно через три часа. 24 июля, через 195 часов 15 минут 21 секунду от начала экспедиции, «Аполлон-11» приводнился в Тихом океане в точке с координатами 13 градусов 30 минут северной широты и 169 градусов 15 минут восточной долготы.

Возвращение экипажа Аполлона-11 на Землю. Фото: NASA

Проекция старта Аполлона-11 на монумент Джорджа Вашингтона перед Белым Домом, на праздновании 50-ти летия первой высадки человека на Луну.

Источник

Adblock
detector