Меню

23 апреля 1971 года космос

23 апреля 1971 года космос

50 лет назад, 19 апреля 1971 года, с космодрома Байконур запущена ракета-носитель «Протон-К», которая успешно вывела на околоземную орбиту первую в мире долговременную орбитальную станцию «Салют» массой почти 20 тонн. Ее запуск открыл принципиально новый этап в исследовании и освоении человеком космического пространства.

В феврале 1970 года был выпущен проект по долговременной орбитальной станции, которая в дальнейшем стала называться «Салют». Она была создана в чрезвычайно короткие сроки. Задача разработать и подготовить станцию к запуску в течение года была поставлена на политическом уровне. Следует отметить большой энтузиазм, с которым участники этого уникального проекта разрабатывали, изготавливали и испытывали первую орбитальную станцию. Работы велись круглосуточно, без выходных дней.

Второй особенностью явилось то, что разработка станции проводилась одновременно в ЦКБЭМ и ЦКБМ (Ф), а изготовление — на Заводе имени М.В. Хруничева (сегодня входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») и Заводе экспериментального машиностроения. Проект и практически все основные системы станции разрабатывались в ЦКБЭМ, изготовление основных систем и поставка комплектующих — на ЗЭМ, конструкторская документация на корпус выпускалась в ЦКБМ (Ф), изготовление гермокорпуса, силового интерьера, основных элементов конструкции, общая сборка изделия проводились на ЗИХ. Комплексные испытания станции после сборки выполнялись в ЦКБЭМ.

Сжатые сроки диктовали особую технологию работ. Были существенно упрощены процедуры подготовки документации. Изготовление деталей часто проводилось по эскизам конструктора. Упрощение процедур принятия решений не привело к снижению качества, поскольку оперативно-техническое руководство действовало постоянно для незамедлительного принятия технических решений.

В декабре 1970 года был собран орбитальный блок станции и передан для проведения испытаний, после окончания которых в марте 1971 года он был отправлен на техническую позицию. Работы на космодроме (на вновь созданном рабочем месте) были проведены за 40 дней. От начала разработки проекта до запуска станции на орбиту прошло меньше 16 месяцев. Еще никогда космические аппараты такой сложности не создавались в крайне сжатые сроки. Разумеется, при разработке конструкции и систем станции использовался громадный опыт участников работ и технический задел по уже разработанным системам.

Первая станция представляла собой новый тип космического аппарата, позволяющий автоматически и с участием человека решать различные научно-прикладные задачи в условиях длительного полета. Орбитальные станции со сменяемыми экипажами сделали возможным непрерывную работу людей в космическом пространстве, позволили исследовать влияние космоса и невесомости на организм человека, проводить астрофизические исследования, а также исследования поверхности и атмосферы Земли.

На первом этапе полет станции «Салют» осуществлялся в автоматическом режиме. 23 апреля 1971 года на околоземную орбиту был выведен транспортный пилотируемый корабль «Союз-10» с экипажем на борту в составе командира Владимира Шаталова, бортинженера Алексея Елисеева и инженера-испытателя Николая Рукавишникова. «Союз-10» состыковался со станцией «Салют», но космонавты так и не смогли в неё перейти из-за проблем и дефектов в стыковочном узле. Экипажу «Союза-10» пришлось внепланово возвращаться на Землю.

6 июня 1971 года стартовал транспортный пилотируемый корабль «Союз-11» с экипажем в составе Георгия Добровольского, бортинженера Владислава Волкова и инженера-испытателя Виктора Пацаева. Эта была первая экспедиция посещения, которая в течение 22 суток находилась на станции и доказала возможность долговременных полетов на орбитальном комплексе. Во время своего рекордного по длительности полета экипаж выполнил большой объем научных исследований и экспериментов. К сожалению, из-за разгерметизации спускаемого аппарата экипаж погиб.

После расстыковки с кораблем «Союз-11» орбитальный блок станции «Салют» продолжал автономный полет в течение 3,5 месяца, в процессе которого в автоматическом режиме выполнялась программа научных исследований, проверялись работоспособность и ресурс работы систем в длительном полете.

Читайте также:  5 загадок космоса которые до сих пор являются тайной

11 октября 1971 года станция «Салют» прекратила существование над акваторией Тихого океана. Всего было изготовлено и выведено на орбиту пять аппаратов этой серии: «Салют-1», «Салют-3», «Салют-4», «Салют-6», «Салют-7». Станции «Салют-3» и «Салют-5» имели военное назначение и относились к серии орбитальных станций «Алмаз». Программа «Салют» продолжалась с 1971 года по 1986 год, в результате чего был накоплен гигантский опыт долговременного нахождения человека в космическом пространстве.

Источник

«Новый тип космического аппарата»: как СССР создал первую в мире долговременную орбитальную станцию «Салют»

19 апреля 1971 года ракета-носитель «Протон» успешно вывела на орбиту первую в мире долговременную орбитальную станцию (ДОС) «Салют». В отличие от выводившихся ранее пилотируемых орбитальных станций, «Салют» имел шлюз для пристыковки грузового космического корабля, что давало ему возможность автономно работать на орбите на протяжении большого периода времени.

«Запуск первой долговременной орбитальной станции открыл принципиально новый этап в исследовании и освоении человеком космического пространства. ДОС-1 представляла собой новый тип космического аппарата, позволяющий автоматически и с участием человека решать самые разные научно-прикладные задачи в условиях длительного полёта», — говорится на сайте госкорпорации «Роскосмос».

В ведомстве отмечают, что «орбитальные станции со сменяемыми экипажами сделали возможной непрерывную работу людей в космическом пространстве, позволили исследовать влияние космоса и невесомости на организм человека, проводить астрофизические исследования, а также исследования поверхности и атмосферы Земли».

Обитаемый космос

Станция «Салют», которая в документах также обозначалась как «Изделие 17К» или №121, разрабатывалась в Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, ныне НПО «Энергия»). Работы по её созданию начались в конце 1969 года. Руководил проектом главный конструктор Василий Мишин.

Масса «Салюта» составляла 18,6 т. Он предназначался для работы на околоземной орбите на высоте 200—300 км. Продолжительность полёта станции ограничивалась ресурсом системы жизнеобеспечения и бортовым запасом топлива и составляла 175 суток.

Орбитальная станция состояла из трёх отсеков: переходного и рабочего (оба герметичные) и негерметичного агрегатного.

Через пять дней после запуска и выведения «Салюта» на орбиту к станции был отправлен космический корабль «Союз-10» с первым экипажем. На борту корабля находились командир Владимир Шаталов, бортинженер Алексей Елисеев и инженер-испытатель Николай Рукавишников. Экипаж успешно произвёл стыковку со станцией, однако на «Салют» попасть ему не удалось — помешала неисправность стыковочного узла на «Союзе». В результате через 5 часов 30 минут после стыковки космический корабль был вынужден отстыковаться. 25 апреля трое космонавтов благополучно вернулись на Землю.

6 июня 1971 года СССР отправил к «Салюту» второй экипаж на борту корабля «Союз-11». На этот раз стыковка прошла штатно и космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев 7 июня 1971 перешли из пристыковавшегося корабля на станцию. Таким образом, они стали первым в истории экипажем долговременной орбитальной станции.

В общей сложности команда Добровольского провела на орбите порядка 23 суток. За это время им удалось провести картографирование звёздного неба с помощью ультрафиолетового телескопа «Орион», исследование акватории Мирового океана в интересах рыбного хозяйства и выполнить большую программу медицинских экспериментов.

Полностью выполнив программу полёта, экипаж отстыковался от станции и направился к Земле. Однако вернуться домой им было не суждено — во время спуска произошла авария. Из-за разгерметизации спускаемого аппарата трое космонавтов погибли.

Читайте также:  Циклы передач про космос

После выяснения причины трагедии Государственная комиссия приняла решение временно прекратить полёты и модифицировать космический корабль «Союз». Станция же продолжала работать на орбите в беспилотном режиме.

11 октября 1971 года по команде с Земли на «Салюте» был включён двигатель «на торможение», после чего станция вошла в плотные слои атмосферы и прекратила своё существование.

После этого Советский Союз продолжил развивать программу создания орбитальных станций. В рамках этой программы разработки велись по двум направлениям: гражданскому (ДОС) и военному (серия станций «Алмаз», которые официально всё равно назывались «Салютами»). Первым занимался ЦКБЭМ, а вторым — Центральное конструкторское бюро машиностроения (сейчас — АО «ВПК «НПО машиностроения»).

Как отмечают эксперты, работа шла непросто: советские конструкторы создавали абсолютно новое направление в науке и промышленности, поэтому многочисленные трудности и ошибки в этом деле были неизбежны.

Так, запуск ДОС-2 в 1972 году провалился из-за аварии ракеты-носителя. Станция ДОС-3 в ноябре 1973-го вышла на орбиту, но из-за неполадок в аппаратуре пришла в непригодность, какое-то время совершала пассивный полёт, а позднее при попытке изменить высоту орбиты вошла в атмосферу и прекратила своё существование. Из-за неудачных пусков эти станции формально не получили порядкового номера в рамках программы «Салют».

Более успешным оказался запуск в апреле 1973 года «Салюта-2», который разрабатывался по программе «Алмаз». Однако и в этот раз случилась нештатная ситуация: на станции произошла разгерметизация, из-за чего на орбите она провела лишь 54 дня. Экипажи к ней не отправлялись.

Исправить многие ошибки удалось при создании станции «Салют-3». Она была запущена на орбиту 25 июня 1974 года и провела в космосе 213 суток.

К «Салюту-3» был направлен экипаж в составе командира Павла Поповича и бортинженера Юрия Артюхина. После событий 1971 года было решено совершать полёты только в скафандрах, поэтому экипаж сократился до двух человек.

Артюхин и Попович провели на станции 15 дней и успешно вернулись на Землю.

Станция «Салют-3» создавалась в рамках военной программы «Алмаз», поэтому в экспериментальных целях на ней была установлена 23-мм автоматическая пушка, созданная на основе авиационной пушки НР-23.

Последующие запуски станций «Салют-4», «Салют-5», «Салют-6» и «Салют-7» прошли без эксцессов. С каждым новым пуском увеличивалось время пребывания аппарата на орбите и продолжительность работы экипажей.

Прорывным считается запуск «Салюта-8», который стал основой для первого в мире многомодульного орбитального комплекса «Мир». В его составе в общей сложности станция провела на орбите 5510 суток.

А «Салют-9», который изначально планировался как основа российского орбитального комплекса «Мир-2», в итоге вошёл в состав российского сегмента Международной космической станции (МКС) в виде модуля жизнеобеспечения «Звезда». В этом качестве станция до сих пор работает на орбите.

«Чрезвычайно сложная задача»

По словам научного сотрудника Института космических исследований РАН Натана Эйсмонта, программа создания долговременных орбитальных станций стала прорывом в освоении космоса.

«Станция «Салют» открыла новые возможности. Благодаря этому проекту впоследствии космонавты могли больше времени проводить в космосе и решать широкий спектр задач. Именно эта платформа послужила основой для реализации проекта «Мир», благодаря которому были получены серьёзные результаты, в том числе в ходе различных медицинских экспериментов», — рассказал аналитик в беседе с RT.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что в ходе разработки проекта «Салют» советским инженерам удалось решить множество сложнейших технических задач.

Читайте также:  Космос внутри меня конкурс

«Создать станцию, разместить на орбите и сделать её обитаемой — это чрезвычайно сложная задача. Например, необходимо было создать систему жизнеобеспечения, которая могла бы долгое время делать станцию пригодной для жизни. Нужно было разработать систему реабилитации космонавтов, которая позволяла бы восстановить здоровье. Были освоены вопросы выхода в космос, ремонта орбитальной станции. Всё это делалось впервые в истории нашими учёными», — подчеркнул эксперт в разговоре с RT.

По словам Кнутова, создание «Салютов» было важно и с точки зрения обеспечения обороны СССР.

«На станциях военного назначения «Алмаз» имелись уникальные технологии, в том числе возможности оптического контроля за военными и гражданскими объектами. Эти орбитальные станции играли важнейшую роль в обеспечении обороноспособности страны», — сказал Кнутов.

Все эти достижения позволили в последующем создать орбитальную станцую «Мир», а затем и МКС, добавил он.

«СССР сделал потрясающие разработки, которые будут востребованы в дальнейшем и послужат базой для создания новой орбитальной станции», — считает аналитик.

Эксперты сошлись во мнении, что вне зависимости от судьбы МКС, эксплуатационный ресурс которой подходит к концу, Россия должна продолжать развивать программу создания орбитальных станций.

«Без напряжённой каждодневной работы, которая сейчас проводится на МКС, нельзя рассчитывать на удачное проведение каких-либо экспедиций по освоению космоса в будущем. Без таких станций, без опыта, накопленного в ходе их работы, человечество не добьётся нового прорыва в этой области», — заключил Натан Эйсмонт.

Источник

Первая в мире космическая станция. Трагическая судьба «Салют 1».

19 апреля 1971 года Советский Союз запустил первую в мире космическую станцию

Когда Американцы в 1969 году отправили миссию на Луну, Советский Союз решил сделать следующий шаг в космической гонке. Правительство СССР решило вывести на орбиту космическую станцию. Космическая станция «Салют 1» была модифицированной версией секретной космической станции «Алмаз», которая ещё находилась в разработке. 19 апреля 1971 года станция «Салют 1» была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон-К».

На станции было три жилых отсека для космонавтов и одна зона в которой находились двигатели и контрольное оборудование. Станция была длиной около 20 метров и 4 метра в диаметре в самой широкой точке. Солнечные панели находились на крыльях станции.

Первые гости

21 апреля 1971 года экипаж ракеты «Союз-10» из трех человек должен был посетить космическую станцию, но из-за проблем с люком космонавты не смогли попасть на станцию им пришлось вернутся обратно домой. Вторая попытка тоже оказалась безуспешной. Из-за проблем с подачей воздуха один из космонавтов погрузился в бессознательное состояние. Они смогли выжить и вернуться на Землю.

Трагедия на станции

6 июня космонавты Добровольский, Волков и Пацаев смогли успешно состыковаться со станцией. Они пробыли на станции больше трех недель, установили рекорд выносливости. 29 июня, когда экипаж начал возвращение на Землю, произошла авария. Когда был открыт вентиляционный клапан, было сброшено давление внутри судна, так-как космонавты в то время не носили костюмы, все трое трагически погибли. После данного случая в СССР пересмотрели политику в отношение освоения космоса.

Судьба «Салют-1»

Хотя первая космическая станция «Салют-1», была омрачена проблемами, она заложила основу для более крупных и постоянных орбитальных станций. 11 октября 1971 года станция совершила контролируемое падение в Тихий океан, просуществовав на орбите 175 дней.

Источник

Adblock
detector