2к6 луна ракетный комплекс
История создания ударного тактического ракетного комплекса 2К6 «Луна»
Советский тактический ударный ракетный комплекс 2К6 «Луна» (по классификации НАТО: FROG-3 / FROG-5, в зависимости от типа ракеты) был создан в начале 1960-х г.г. под руководством Н. П. Мазурова. Учитывая весьма скромные боевые возможности ракетной техники того времени, 2К6 «Луна» был тактическим боевым комплексом, то есть фактически машиной «переднего края» наступления, способной работать по ближнему тылу противника.
В первую очередь целями ракет комплекса 2К6 «Луна» были аэродромы, стартовые позиций ракет, огневые позиций артиллерии и т.п. малоподвижная инфраструктура.
Ракеты комплекса «Луна» были неуправляемые одноступенчатые твердотопливные, и различались между собой исполнением головной части и типом боевого заряда. Надкалиберная головная часть ракеты ЗР-10 несла в себе специальный ядерный заряд, а ракеты ЗР-8 и ЗР-9 были оснащены калиберной головной частью с осколочно-фугасным боевым зарядом. Интересно, что различалась не только «начинка» применяемых комплексом ракет, но даже их устройство: ракеты ЗР-8, ЗР-9 и ЗР-10 изготовлены с переходным конусом между головной и хвостовой камерами сгорания, а ракеты Р-65 и Р-70 имеют цилиндрический корпус без переходного конуса в центральной части.
Чертеж-схема самоходной пусковой установки 2П16 ракетного комплекса 2К6 «Луна»
В состав ракетного комплекса 2К6 «Луна» входили:
- Самоходная пусковая установка 2П16 (1 ракета).
- Машина транспортировки запасных ракет (2 ракеты).
- Самоходный кран для перегрузки ракет.
Запуск ракет осуществляется с самоходной пусковой установки 2П16, каждая из которых имела одну направляющую, и, соответственно, оснащалась одной ракетой.
Кроме Советского Союза тактические ракетные комплексы «Луна» использовались в армии КНДР (24 комплекса) и Кубы (до 50 комплексов), кроме того, на Кубе же базировались 12 советских «Лун», доставленных туда в состав вооружения Группы советских войск на острове Куба в ходе операции «Анадырь», проведённой с 12 июля по 22 октября 1962 года («Карибский кризис»). Всего же в СССР было произведено по меньшей мере 400 комплексов типа 2К6 «Луна».
Ударный тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна»
Машины тактического ракетного комплекса 2К6 «Луна»
Самоходная пусковая установка 2П16 способна в снаряженном виде (с ракетой на направляющей) двигаться как по дорогам, так и вне дорог. При этом, стоит учитывать, что при движении своим ходом 2П16 к марш-броскам по бездорожью была не предназначена. Из-за опасной качки снаряженной машины на марше (все-таки ракета была довольно большой и расположенной довольно высоко), существовала вероятность завала на бок, что учитывая возможность оснащения ракетой с ядерным боезарядом, было очень опасно. Поэтому вместо теоретически возможной скорости в 40 км/ч, пусковая установка 2П16 в таких условиях двигалась «черепашьим шагом», выдавая не более 20 км/ч.
Поэтому, чаще всего, при транспортировке установки на большие расстояния, проще было перевозить её автопоездом в составе полуприцепа и четырёхосного полноприводного тягача типа МАЗ-535В, МАЗ-537 или другого седельного тягача того же класса.
Для перевозки ракет служит транспортная машина 2У663, построенная на базе автомобильного полуприцепа под буксировку трёхосным полноприводным седельным тягачом ЗиЛ-157В или аналогичным того же класса. Вместимость транспортной машины — две ракеты. Разгрузка транспортной машины и заряжание пусковой установки производятся с помощью автокрана.
Ракетный комплекс 2К6 «Луна» изготовленный к бою
Конструкция тактического ракетного комплекса 2К6 «Луна»
Шасси пусковой установки 2П16 ракетного комплекса 2К6 «Луна» было построено на базе плавающего танка ПТ-76. Снаряженная ракетой ЗР-10, 2П16 на три тонны тяжелее танка ПТ-76, кроме того, центр тяжести пусковой установки с ракетой на направляющей расположен значительно выше, чем центр тяжести базовой машины. Поэтому, несмотря на использование в конструкции 2П16 корпуса, схожего с герметичным корпусом ПТ-76, пусковая установка не обладает водоходными качествами, у неё отсутствуют водомёты и волноотражающий щит.
Посадка и высадка боевого расчёта пусковой установки производится через три люка. Посадочный люк механика-водителя выполнен в верхнем лобовом листе, его крышка — однотипная с танковой: при переходе в открытое положение приподнимается и поворачивается вокруг вертикальной оси, что позволяет безопасно вести машину с открытым люком. Два других посадочных люка с откидными на петлях крышками размещены на крыше корпуса. На верхнем лобовом листе по обе стороны от люка механика-водителя закреплены резиновые рифлёные коврики, а на крыше корпуса, у правого борта пусковой установки, оборудована площадка из просечных листов, что повышает удобство и безопасность расчёта при действиях на машине.
Моторно-трансмиссионное отделение установки 2П16 размещается в корме. Двигатель — четырёхтактный шестицилиндровый дизель В-6 жидкостного охлаждения — расположен вдоль корпуса и способен развивать мощность до 240 л.с. Входящие в состав трансмиссии 2П16 пятискоростная механическая коробка передач и фрикционные механизмы поворота однотипны с КПП и МП среднего танка Т-34-85.
Ударный тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна»
Ходовая часть пусковой установки 2П16 включает по шесть односкатных опорных катков оснащенных наружной амортизацией и два необрезиненных поддерживающих катка на борт. Направляющие колеса расположены спереди, ведущие колёса двойного цевочного зацепления — сзади. Зубчатые венцы ведущих колёс — несъёмные. Механизмы натяжения гусениц размещены снаружи корпуса. Гусеницы — с открытым металлическим шарниром. По элементам ходовой части, за исключением поддерживающих катков, которые на ПТ-76 отсутствуют, установка 2П16 совместима с базовым танком.
Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. Две передние и две задние пары узлов подвески оснащены гидравлическими рычажными амортизаторами и пружинными упорами ограничителей хода опорных катков с плоскими спиральными пружинами сжатия. Упоры остальных опорных катков имеют резиновые демпферы.
Пуск ракет производится с места, при этом для повышения устойчивости направляющей и точности стрельбы пусковая установка фиксируется двумя домкратами, закреплёнными на кормовой части её корпуса. Перед пуском с помощью механизмов наведения артиллерийской части выполняется подъём направляющей и точное наведение по горизонту. Во время наводки расчёт действует с двух площадок, которые при переводе в походное положение складываются и крепятся к верхнему кормовому листу.
Источник
2к6 луна ракетный комплекс
ТАКТИЧЕСКАЯ РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА 2К6 «ЛУНА». TACTICAL ROCKET SYSTEM 2К6 «LUNA»
ТАКТИЧЕСКАЯ РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА 2К6 «ЛУНА» TACTICAL ROCKET SYSTEM 2К6 «LUNA» При активной эксплуатации тактических ракетных систем первого поколения «Марс» и «Филин» в войсках, испытаний на полигонах были выявлены существенные недостатки в их конструкции и боевой эффективности. Поэтому сразу из-за малой дальности и низкой кучности стрельбы комплексов «Марс» и «Филин» встал вопрос о создании нового тактического комплекса с более высоким ТТХ. К тому же, к этому времени, в 1956 году, КБ-11 провело успешные натурные испытания малогабаритного атомного заряда, предназначенного для использования в артиллерийском снаряде, что значительно облегчало работу ракетчиков по новому «изделию». Ракета «Луна» создавалась с двумя типами боевых частей: специальной и осколочно-фугасной. При оснащении калиберной фугасной боевой частью 3Н15 весом 358-360 кг ракета с дальностью от 12 до 44,6-45км именовалась 3Р9 (длина 9,1 м, стартовый вес 2,15-2,175 т), а при снаряжении специальной головной частью 3Н14 (вес 500-503 кг) с ядерным зарядом мощностью 10-50 Кт калибром 540мм — 3Р10 (длина 10,73 м, стартовый вес 2,287-2,29 т), при этом максимальная дальность снизилась до 32-32,5 км, минимальная – до 10 км. Ракета 3Р10 с надкалиберной боевой частью из-за увеличения ее веса имела дальность стрельбы на треть меньше чем у ракеты 3Р94. Для проведения учебных стрельб был создана ракета 3Р11, по массогеометрическим характеристикам аналогичная 3Р10. Кроме того, для ракеты была разработана химическая боевая часть массой от 450 до 503 кг. В специальной боевой части использовалась система контроля СК-4. Для ракеты «Луна» разработку прибора воздушного подрыва поручили двум организациям: в НИИ-504 МРТП создавалась система «Тругольник-2» и в СКБТ (СКБ-326, гл. конструктор В.П.Курячьев, вед. конструктор Г.М.Горев) Горьковского СНХ — «Ласточка». После сравнительных испытаний для ракеты «Луна» был принят прибор ВПР-1 «Ласточка». Приборы системы автоматики БЧ были частично заимствованы у «Филина» и «Марса», частично новой разработки. Повышение точности стрельбы (КВО 500 м) ракетой «Луна» достигалась за счет увеличения скорости вращения ракеты вызванного специальным пороховым двигателем, расположенным между двух раздельных камер маршевых двигателей и имеющего тангенциальные сопла, которые начинали вращать ракету еще на направляющей ПУ. В те годы многие артиллерийские, танковые КБ и другие были привлечены к созданию ракетной техники, она тогда считалась самой перспективной системой вооружения. Заниматься ракетами считалось почетным делом. Поэтому в рамках работ по тактическим ракетам и в знаменитом «котинском» КБ-3 ленинградского Кировского завода были созданы опытные образцы самоходных гусеничных пусковых установок для тактических ракет: «объект 806» на базе бронетранспортера БТР-50П массой 16,5 т с одной ракетой; «объект 807» на базе тяжелой самоходной установки ИСУ-152 массой 44 т с тремя ракетами. В этом же КБ был создан транспортировщик ракет — «объект 808» массой 38 т с краном для установки ракет на ПУ. Все это было логично потому, что ранее на базе тяжелого танка КБ-3 уже создало пусковую установку «объект 803» для оперативно-тактических ракет Р-11М и СПУ «объект 804» «Тюльпан» для тактических ракет «Филин». Однако новые детища главного конструктора Ж.Я.Котина «объекты 806, 807 и 808» не нашли своего дальнейшего продолжения и остались только в проектах на бумаге и опытных образцах. В тоже время, еще до выхода постановления по РК «Луна», в 1958 году были произведены испытания тактической ракеты с модифицированного артиллерийского колесного тягача ЗИЛ-135Б1. Тогда же во исполнение постановления правительства в ОКБ-221 завода №221 «Баррикады» под руководством Г.И.Сергеева продолжилась разработка колесной ПУ. В короткий срок было создано несколько вариантов таких установок: на шасси автомобиля ЯАЗ-214 Ярославского автомобильного завода (в дальнейшем производство этих автомобилей под маркой КрАЗ-214 было передано на Кременчугский автозавод) — Бр-226-1; на шасси автомобиля ЗИЛ-134 — Бр-226-II; на шасси автомобиля ЗИЛ-135Л — Бр-226-III. В тоже время для транспортировки ракет в штатном комплексе «Луна» в ОКБ-221 была создана специальная транспортная машина 2У663 (Объект 161). Эта машина предназначалась для перевозки по всем видам дорог и бездорожью одной ракеты 3Р9 или 3Р10, а так же для временного хранения на ней одной или двух ракет. Транспортная машина 2У663 состоит из тягача ЗИЛ-157КВ с седельно-сцепным устройством и специального одноосного полуприцепа. Она может перевозить одну — две ракеты 3Р9 или 3Р10 или одно — два изделия 3Ц6 (РДТТ ракеты). Для погрузки ракет на пусковую установку использовался специальный подъемный кран типа К-51 (9Т31М) грузоподъемностью в пять тонн. Серийное производство ракет 3Р10 было начато в 1961 году. После испытаний ракетный комплекс «Луна» с гусеничной самоходной пусковой установкой 2П16 и ракетой 3Р9 был принят на вооружение 6 августа 1961 года и уже в 1962 году принял участие в сегодня хорошо известной операции «Анадырь» по доставке ракетного и другого вооружения на о.Куба, и последовавшем за ней Карибским кризисе. Когда Мир стоял на пороге ядерной войны. Тогда 12 ракет 3Р10 и шесть пусковых установок были отправлены на Кубу. Как довесок к десяткам ракет средней дальности Р-12 и Р-14, фронтовым ракетным комплексам ФКР и авиации. Разработчик НИИ-1 ГКОТ ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА: ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ОПЫТНАЯ): ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА: КРАН: А.В.Карпенко, ВТС «Бастион», 28.06.2018 Источники: Источник ➤ Adblockdetector |