Исследование «О роли художественных средств выразительности в рассказах » (по 8 главе сказки-были «Кладовая солнца»)
Исследование «О роли художественных средств выразительности в рассказах » (по 8 главе сказки-были «Кладовая солнца»)
Выполнила команда «Совята»
“… Всё счастье, вся красота и добро на земле зависят от нашего любовного внимания к каждому” ().
Гипотеза: Если мы изучим язык произведений , то сможем понять, что секрет необычности, красоты, выразительности языка писателя заключается в том, что «слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звезд над лесным краем», как считал .
Цель: исследовать стиль , выделить различные средства выразительности, которые помогают автору показать красоту и необычность явлений природы.
• провести исследование языка 8 главы сказки-были «Кладовая солнца»;
• изучить особенности использования в главе различных средств выразительности;
• составить словарь волшебных слов писателя
• Изучение теоретической литературы, касающейся особенностей языка произведений и особенностей средств выразительности;
• Наблюдение над языком 8 главы сказки-были «Кладовая солнца»;
• Анализ лексики 8 главы произведения;
• Систематизация изученного материала при составлении словаря волшебных слов писателя.
Троп — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. Рассмотрим такие тропы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора. Художественное слово — многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание. При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.
Рассмотрим названные виды тропов:
ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) — это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
• существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом;
Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение.
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
• образно охарактеризовать предмет;
• создать атмосферу, настроение;
• передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету;
• совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).
Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.
СРАВНЕНИЕ — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными.
Сравнение играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям.
МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) — вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что «слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство».
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — художественный прием, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства. Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение
Задача олицетворения — соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.
В тексте главы 8 было найдено 15 эпитетов, которые выполняют разные функции. Приведем примеры использования данного тропа главе (полный список эпитетов приводится в Приложении 1)
· образно характеризуют предмет: «вертлявые кочки», «подвижной земле»;
· создают атмосферу, настроение: «с тревожным стрекотанием», «задорно и уверенно посвистывая»
· передают отношение автора к характеризуемому предмету: «место погибельное», «поганое дело»;
· совмещают различные функции: «непонятные и неуловимые оттенки»
В сочетании «Слепая елань» автором тоже используется эпитет, который позволяет образно охарактеризовать предмет. Следует отметить, что своеобразием эпитетов в произведениях является их яркая эмоциональная окраска и часто метафорический характер, что ярко отражено в примере, приведенном выше.
Писатель часто использует в 8 главе сравнения. Нами было выделено 9 примеров этих тропов (см. Приложение 2). Образы, созданные автором при помощи сравнений, настолько яркие, что они по своей художественной наполненности и эмоциональному воздействию граничат с метафорой. Ведь сближение предметов происходит по какому-то признаку, иногда этот признак бывает неожиданным, и в результате рождается свежий образ, отличающийся от метафоры только наличием слов: «как», «будто», «как будто». В качестве примеров можно привести сравнения: «земля под ногами стала как гамак, подвешенный над тенистой бездной », «чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее»
Одним часто встречающихся в текстах тропов является олицетворение. Нами было выделено 7 примеров (см. Приложение 3). Олицетворения помогают показать необычность, сказочность окружающей природы. Все они очень яркие: «солнце было матерью каждой травинки»; «волновались старушки елки».
Использует автор и метафоры, которые помогают показать динамический характер смены состояния природы, отличаются богатым колоритом и живописностью: «солнце отдавало свое тепло», «змеилась высокая трава белоус» использует и развернутые метафоры, включающие и другие тропы: «не дает родителям-растениям передать все свое добро детям» (развернутая метафора, включающая олицетворение и эпитет). Нами было отмечено 5 метафор (см. Приложение 4).
· Писатель широко использует в тексте такие тропы, как метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, которые делают язык 8 главы сказки-были «Кладовая солнца» ярким, точным и живописным.
· Ведущую роль в тексте главы играют эпитеты, это говорит о своеобразии индивидуального стиля писателя.
· Использование ярких и необычных метафор, сравнений, олицетворений усиливает поэтическое звучание текстов и их эмоциональное воздействие на читателя.
Использования в главе 8 сказки-были «Кладовая солнца» различных тропов
Словарь волшебных слов (по тексту главы 8 «Кладовой солнца»)
Источник
Краткое содержание «Кладовая солнца»
Сказку «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д. Природа словно выступает отдельным героем сказки-были, предупреждая детей об опасности, помогая им. Через описания пейзажа Пришвин передает внутреннее состояние персонажей, смену настроений в рассказе.
Читать онлайн краткое содержание «Кладовой солнца» можно прямо на нашем сайте.
Главные герои
Настя Веселкина – девочка 12-ти лет, сестра Митраши, «была как золотая курочка на высоких ногах».
Митраша Веселкин – мальчик 10-ти «с хвостиком» лет, брат Насти; его в шутку называли «мужичок в мешочке».
Травка – собака умершего лесника Антипыча, «большая рыжая, с черным ремешком на спине».
Волк Старый помещик
А ещё у нас есть:
Краткое содержание
Глава 1
В селе «возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей» – Настя и Митраша. «Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне» . Детям осталась изба и хозяйство. Сначала ребятам помогали управляться с хозяйством соседи, но вскоре те сами всему научились.
Дети жили очень дружно. Настя рано вставала и «хлопотала по хозяйству до ночи» . Митраша же занимался «мужским хозяйством» , мастерил бочонки, лоханки, деревянную посуду, которую продавал.
Глава 2
В селе весной собирали клюкву, перележавшую всю зиму под снегом, она была вкуснее и полезнее осенней. В конце апреля ребята собрались за ягодами. Митраша взял с собой отцовское двуствольное ружье и компас: отец объяснял, что по компасу всегда можно найти путь домой. Настя взяла корзинку, хлеб, картофель и молоко. Дети решили пойти к Слепой елани: там, по рассказам отца, есть «палестинка» , на которой растет много клюквы.
Глава 3
Еще затемно ребята пошли к Блудову болоту. Митраша рассказал, что на болотах живет в одиночку «страшный волк, Серый помещик» . Как подтверждение этому, вдали раздался волчий вой.
Митраша вел сестру по компасу на север – к нужной полянке с клюквой.
Глава 4
Дети вышли к «Лежачему камню» . Оттуда шли две тропинки – одна хоженная людьми, «плотная» , а вторая «слабенькая» , но идущая на север. Поссорившись, ребята разошлись в разные стороны. Митраша пошел на север, а Настя – по «общей» тропе.
Глава 5
В картофельной яме, у развалин домика лесника жила гончая собака Травка. Ее хозяин, старый охотник Антипыч, умер два года назад. Тоскуя по хозяину, собака часто взбиралась на холм и протяжно выла.
Глава 6
Несколько лет назад недалеко от Сухой речки «целая команда» людей истребляла волков. Убили всех, кроме осторожного Серого помещика, которому только отстрелили левое ухо и половину хвоста. Летом волк убивал в деревнях скотину и собак. Охотники пять раз приезжали, чтобы поймать Серого, но ему каждый раз удавалось сбежать.
Глава 7
Услышав вой собаки Травки, волк направился в ее сторону. Однако Травка учуяла заячий след и пошла по нему, а возле Лежачего камня ощутила запах хлеба и картошки, и рысью побежала за Настей.
Глава 8
Блудово болото с «огромными запасами горючего торфа и есть кладовая солнца» . «Тысячи лет это добро под водой сохраняется» и потом «торф достается человеку от солнца в наследство» .
Митраша шел к «Слепой елани» – «погибельному месту» , где в трясине погибло много людей. Постепенно кочки под его ногами «становились полужидкими» . Чтобы сократить путь, Митраша решил идти не по безопасной тропинке, а напрямую через поляну.
С первых шагов мальчик начал тонуть в болоте. Пытаясь вырваться из трясины, он резко дернулся и оказался в болоте по грудь. Чтобы трясина не затянула его полностью, он держался за ружье.
Издалека раздался крик звавшей его Насти. Митраша ответил, но ветер унес его крик в другую сторону.
Глава 9
Увлекшись сбором клюквы, Настя не заметила, как сошла с тропы и неожиданно оказалась у той самой «палестинки» , усыпанной ягодами, к которой хотел дойти Митраша. Настя начала поспешно собирать клюкву. Отвлеклась только тогда, когда случайно зацепила рукой плеть, на которой лежала гадюка. Оглянувшись, Настя заметила собаку Травку. Девочка ласково ее позвала, поделилась с собакой хлебом и наконец вспомнила о Митраше. Девочка громко позвала брата, но, не услышав унесенный ветром ответ, присела возле корзины и заплакала.
Глава 10
Травка, «чуя беду человеческую» , подняла высоко голову и завыла. На вой собаки спешил с другой стороны болота Серый. Травка услышала, что поблизости лиса загоняет зайца-русака, и побежала за добычей в сторону Слепой елани.
Глава 11
Догоняя зайца, Травка выбежала к тому месту, где затянуло в трясину Митрашу. Мальчик узнал собаку и подозвал к себе. Когда Травка подошла ближе, Митраша схватил ее за задние лапы. Собака «с безумной силой рванулась» и мальчику удалось выбраться из болота. Травка, решив, что перед нею «прежний прекрасный Антипыч» радостно бросилась к Митраше.
Глава 12
Вспомнив о зайце, Травка побежала за ним дальше. Голодный Митраша тут же сообразил, «что все спасение его будет в этом зайце». Мальчик притаился в кустах можжевельника. Сюда же Травка погнала зайца, и сюда же прибежал на лай собаки Серый. Увидев волка в пяти шагах от себя, Митраша выстрелил в него и убил.
Настя, услышав выстрел, закричала. Митраша позвал ее, и девочка прибежала на крик. Ребята развели костер и сделали себе ужин из пойманного Травкой зайца.
Переночевав на болоте, дети вернулись утром домой. В деревне сначала не верили, что мальчик смог убить старого волка, но вскоре сами в этом убедились. Собранную клюкву Настя отдала эвакуированным ленинградским детям. За два следующих года войны Митраша «вытянулся» и повзрослел.
Эту историю рассказали «разведчики болотных богатств», которые в годы войны готовили болота – «кладовые солнца» – для добычи торфа.
Заключение
В произведении «Кладовая солнца» Михаил Михайлович Пришвин затрагивает вопросы выживания людей, в частности детей, в сложные периоды (в рассказе это время Отечественной войны), показывает важность взаимной поддержки, помощи. «Кладовая солнца» в сказке является сборным символом, обозначающим не только торф, но и все богатство природы, и людей, живущих на той земле.
Рекомендуем не только прочесть пересказ «Кладовой солнца», но и оценить произведение полностью.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Источник
4 глава кладовая солнца олицетворение
Рассказ Кладовая солнца Глава 4 Пришвин читать
Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.
Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца. И светлые лучи, пролетающие над головами детей, еще не грели. Болотная земля была вся в ознобе, мелкие лужицы покрылись белым ледком.
Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания. Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своем высоком мостике, показал свое белое чистейшее белье подхвостья, подкрылья и крикнул:
По-тетеревиному «чуф», скорее всего, значило «солнце», а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй».
В ответ на это первое чуфыканье Косача-токовика далеко по всему болоту раздалось такое же чуфыканье с хлопаньем крыльев, и вскоре со всех сторон сюда стали прилетать и садиться вблизи Лежачего камня десятки больших птиц, как две капли воды похожих на Косача.
Затаив дыхание сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. Тогда верхний Косач, приветствуя солнце, перестал подпрыгивать и чуфыкать. Он присел низко на мостике у вершины елки, вытянул свою длинную шею вдоль сука и завел долгую, похожую на журчание ручейка песню. В ответ ему тут где-то вблизи сидящие на земле десятки таких же птиц, тоже каждый петух, вытянув шею, затянули ту же самую песню. И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем побежал по невидимым камешкам.
Сколько раз мы, охотники, выждав темное утро, на зябкой заре с трепетом слушали это пение, стараясь по-своему понять, о чем поют петухи. И когда мы по-своему повторяли их бормотанья, то у нас выходило:
Так бормотали дружно тетерева, собираясь в то же время подраться. И когда они так бормотали, случилось небольшое событие в глубине еловой густой кроны. Там сидела на гнезде ворона и все время таилась там от Косача, токующего почти возле самого гнезда. Ворона очень бы желала прогнать Косача, но она боялась оставить гнездо и остудить на утреннем морозе яйца. Стерегущий гнездо ворона-самец в это время делал свой облет и, наверно, встретив что-нибудь подозрительное, задержался. Ворона в ожидании самца залегла в гнезде, была тише воды, ниже травы. И вдруг, увидев летящего обратно самца, крикнула свое:
Это значило у нее:
— Кра! — ответил самец в сторону тока, в том смысле, что еще неизвестно, кто кому оборвет круты перья.
Самец, сразу поняв, в чем тут дело, спустился и сел на тот же мостик, возле елки, у самого гнезда, где Косач токовал, только поближе к сосне, и стал выжидать.
Косач в это время, не обращая на самца вороны никакого внимания, выкликнул свое, известное всем охотникам:
И это было сигналом ко всеобщей драке всех токующих петухов. Ну и полетели во все-то стороны круты перья! И тут, как будто по тому же сигналу, ворона-самец мелкими шагами по мостику незаметно стал подбираться к Косачу.
Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.
В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь. Но у самого камня довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная, тропа шла направо, другая, слабенькая, — прямо.
Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая на слабую тропу, сказал:
— Нам надо по этой на север.
— Это не тропа! — ответила Настя.
— Вот еще! — рассердился Митраша. — Люди шли, — значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше.
Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.
— Кра! — крикнула в это время ворона в гнезде.
И ее самец мелкими шажками перебежал ближе к Косачу на полмостика.
Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь. Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.
— Смотри, — сказала она, — какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?
— Пусть ходят все люди, — решительно ответил упрямый Мужичок в мешочке. — Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.
— Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, — сказала Настя, — и, наверно, на севере вовсе и нет никакой палестинки. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти — как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.
— Ну ладно, — резко повернул Митраша, — я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
И в самом деле пошел туда, не подумав ни о корзине для клюквы, ни о пище.
Насте бы надо было об этом напомнить ему, но она так сама рассердилась, что, вся красная, как кумач, плюнула вслед ему и пошла за клюквой по общей тропе.
— Кра! — закричала ворона.
И самец быстро перебежал по мостику остальной путь до Косача и со всей силой долбанул его. Как ошпаренный метнулся Косач к улетающим тетеревам, но разгневанный самец догнал его, вырвал, пустил по воздуху пучок белых и радужных перышек и погнал и погнал далеко.
Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце, со всеми его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали.
Источник