Сияла ночь. Луной был полон сад. Анализ стихотворения Фета
Это стихотворение кажется достаточно простым для понимания (да и вообще настоящая поэзия ведь не в том, насколько сложна или нет авторская мысль. Важна сила и красота выражения этой мысли или какого-то переживания, состояния души человека).
Тема стихотворения.
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад» две основные темы — любовь и искусство слиты воедино, как caмое прекрасное в человеческой жизни.
Стихотворение Фета — о чувстве любви как главном чувстве в жизни.
Переживание этого чувства имеет в тексте определенное развитие: две первые строфы посвящены прошлому, две последние — настоящему, в котором это чувство возвратилось к говорящему.
Не совсем ясно, почему именно чувство любви (которое одно — «вся жизнь») возвращено герою: то ли он опять встретился со своей любимой, то ли он с неожиданной остротой переживает сейчас воспоминание о прошлом. Дело в том, что и для читателей это не важно, главное, что …много лет прошло, томительных и скучных, / И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь… Не случайно последняя строчка второй строфы повторяется и в финале стихотворения: Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
Композиция стихотворения.
По своему композиционному решению стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад … » близко к пушкинскому «Я помню чудное мгновенье … ». И У Пушкина, и у Фета построение стихотворения двухчастное, симметричное: сопоставляются два «мгновения», может быть, лучшие в жизни человека. У Фета между«мгновениями» — всего несколько слов: «И много лет прошло томительных и скучных. Забыты эти томительные и скучные годы — важно только то, что есть сейчас: любовь, звуки рояля, чудесный голос любимой. Запечатлеть, остановить прекрасное мгновенье Фету удается с помощью глаголов настоящего времени: «слышу», «веет».
Начало стихотворения — спокойная, тихая, нежная экспозция — передается короткими предложениями: «Сияла ночь. Лцной был полон сад». Оба предложения необычные, выразительные, несмотря на свою краткость.
От строфы к строфе идет постепенное нарастание чувства, подводя к высшей точке — экстазу в последних строках.
Шестистопный ямб создает общий музыкальный фон стихотворения, придавая удивительную гибкость поэтической речи.
Художественные особенности стихотворения.
На первый взгляд, анализа требует здесь не смысл стихотворения, а те художественные средства, которые использует поэт. Именно поэтому можно сказать, что перед нами очень «фетовское» стихотворение, так как оно отличается необыкновенным мастерством, прежде всего проявленным в системе образов, звукописи и ритмическом своеобразии этого текста — как известно, именно эти моменты выделяют творчество Фета в русской поэзии.
Во-первых, сразу обращаешь внимание на неожиданные, очень яркие образы (и способы их выражения) стихотворения. Сияла ночь — уже здесь видно именно фетовское отношение к миру, его доверие к живой жизни и живой природе, у него даже ночь сияет.
Смотрим также: Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, /
Как и сердца у нас… Кстати, «рояль был весь раскрыт» —
непривычная бытовая гипербола, которая в то же время становится метафорой человеческого состояния: в чувстве любви человек весь открыт миру и другому человеку.
Такая образная система «сама по себе» еще не была бы столь выразительной без помощи других средств — ритмических и звуковых. Для этого стихотворения характерен очень стройный, гармоничный ритм. Оно написано 6-стопным ямбом, но самое главное — все стихи строго делятся на равные полустишия. Но и это еще не все.
Известно, что слова в конце каждой строки (чаще всего рифмующиеся) становятся обычно опорными (ключевыми) словами — сильными позициями текста, т.е. имеют повышенную значимость для всего содержания. Но Фет этим не ограничивается, у него опорными словами становятся здесь и слова в конце каждого полустишия, т.е. стоящие строго в центре каждой строчки. Например: Ты пела до зари… что ты одна — любовь… И так хотелось жить… Тебя любить, обнять… Что нет обид судьбы… А жизни нет конца… Как только веровать… Тебя любить, обнять… и т. д.
Кроме того, подобные опорные слова — в конце каждого
полустишия и в конце каждого стиха — связаны у Фета в единое целое при помощи звукописи — и ассонанса, и аллитерации, т.е. при помощи общего ударного гласного или общих, повторяющихся согласных звуков. Например: луной —лежали; ног — огней; раскрыт — дрожали; зари — изнеможенья и т.д.
Характерно, что стихотворение Фета построено не как безличиое — а именно как насыщенное личными местоимениями.
Объектом изображения оказывается не предметно-вещный мир, а действительность внутренней жизни, индивидуального состояния личности.
Начиная со второй строфы стихотворения, становится очевидным, что перед нами не пейзаж, но начинающееся природными образами изображение творческого процесса. При таком понимании «пейзажная картина», открывающая художественный мир произведения, начинает терять свое буквальное значение и становится иносказанием — воплощением существенных сторон и свойств художественного творчества.
В третьей строфе именно этот ряд уже не только продолжается, но и заверщается «синтаксически ожидаемой» сентенцией.- Вот чем певец лишь избранный владеет, / Вот в чем его и признак и венец! — теперь уже безоговорочно утверждая тему не «природы», но «природы, сущности искусства» (словесного художественного творчества).
В то же время собственно аналитический взгляд на произведение существенно уточняет наще первоначальное понимание его содержания. Мы увидели, что автор описывает не природные явления, но творческий процесс в его существенных проявлениях и с его важнейшими (метафорически выраженными) признаками-качествами.
А что именно подчеркивает автор, говоря о художественном творчестве? Какова авторская позиция в определении предназначения художественного творчества?
При ответе на подобные вопросы, по-видимому, следует обратить особое внимание на настойчивые повторы, которые играют смыслоуточняющую роль в поэтике этого произведения.
При однородном синтаксическом строении текста не сразу
выявляется оппозиция образов-метафор, которая организует в целом художественный мир стихотворения. Перечень существенных признаков подлинного творчества вначале «заслоняет» от нас четкое противопоставление двух миров (двух возможных способов человеческого существования).
Один — налаженный и привычный, устоявшийся мир повседневности, обыденности. Другой — прорыв в иную, только немногим открывающуюся «поэтическую реальность» — мир
поэзии, искусства. На одном полюсе изображаемого мы видим «живое», «необычное»: ладья живая, мир иной, цветущие берега, сладость тайных мук… На другом — именно «мертвое» (мертвенное, косное, застывшее в бездействии существование): наглаженные отливами пески, тоскливый сон, бестрепетные сердца. Поднять «в жизнь иную», вырвать человека из мира обыденной «бестрепетной» повседневности — такой способностью обладает именно искусство.
Заметим, что при повышенной метафоричности текста автор очень точен в изображении самого процесса и результата художественного творчества. Искусство позволяет не просто уйти в другую реальность, но именно вжиться в чужой для тебя мир, сделать его близким, родным: Упиться вдруг неведомым, родным… / Чужое вмиг почувствовать своим…
Чрезвычайно выразительна здесь и «грамматика текста». Обратим внимание на нагнетание инфинитивных оборотов (12 употребленных глаголов имеют форму инфинитива!) — согнать, подняться, прервать, дать, почувствовать, усилить и пр.
Наконец в финале стихотворения автор еще раз уточняет и
«суживает» наше читательское представление о предмете его
суждений: Вот чем певец лишь избранный владеет, / Вот в
чем его и признак и венец!
Лирическая позиция выражена однозначно и безоговорочно — речь не о природе творчества, а именно о сути, предназначении подлинного искусства. Еще точнее — об уникальной возможности, доступной лишь настоящему художнику. Прием сопоставления двух мотивов («живое», подлинное / «неживое», ненастоящее), организующий текст от начала до конца, в итоге не только (не столько) противопоставляет творчество обыденному существованию, но прежде всего определяет значение, уникальную роль истинного поэта (певца избранного).
Источник
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» А. Фет
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Из цикла «Мелодии», 2 августа 1877 г.
Анализ стихотворения Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»
Поэт Афанасий Фет является непревзойденным лириком, чьи произведения удивительно точно передают испытываемые автором чувства и создают необыкновенно романтичную атмосферу. Правда, юношеские стихи поэта лишены тайной грусти, навеянной трагической гибелью Марии Лазич. Фет был влюблен в эту девушку и обедневшей дворянской семьи, но отказался на ней жениться из-за финансовых трудностей. Впоследствии, вернув себе титул и родовое имение, а также удачно женившись на богатой купеческой дочери Марии Боткиной, поэт корил себя за то, что, приобретя богатство, потерял любовь.
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…», написанное в 1877 году, когда поэт уже разменял шестой десяток, является произведением-воспоминанием, посвященным одному из самых светлых и счастливых периодов жизни Фета. Он был молод и влюблен, наслаждался жизнью в обществе девушки, которая разделяла его чувства. И память об этих романтических свиданиях легла в основу стихотворения, наполненного радостью и умиротворением, которые, тем не менее, приправлены острым чувством горечи и осознанием того, что вернуть уже ничего невозможно.
Первые строчки стихотворения переносят читателей в старинный особняк, погруженный в темноту. Лишь лунный свет лежит у ног двух человек, которые находятся в гостиной. Из нее доносятся звуки рояля и нежный женский голос, который поет о любви. «Ты пела до зари, в слезах изнемогая», – отмечает поэт. Судя по всему, это была последняя ночь, которую он провел вместе с Марией Лазич, прощаясь с возлюбленной, но не подозревая о том, что меньше, чем через месяц она навсегда уйдет из его жизни, оставшись лишь в памяти. Однако в момент прощания поэту «так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, тебя любить, обнять и плакать над тобой».
Фет еще не осознавал, что, отказываясь от возлюбленной, он навсегда изменит свою жизнь, которая отныне будет лишена обычного человеческого счастья. Поэтому поэт признается, что «много лет прошло, томительных и скучных». Но воспоминания об утраченной любви с каждым годом становятся все острее и болезненнее, автора уже не радует финансовое благополучие, к которому он так стремился, и ради которого предал ту, которая, как оказалось, была для него дороже всех земных благ. И вот по прошествии четверти века поэту чудится, что он вновь слышит пение возлюбленной, и чарующие звуки ее голоса словно бы возвращают автора в прошлое, где «нет обид судьбы и сердца жгучей муки».
Афанасий Фет, отправляясь в путешествие по волнам своей памяти, не хочет возвращаться в пугающую его реальность, холодную и мрачную. В своей семье он чувствует себя безгранично одиноким и обреченным на безрадостную старость. Поэтому ему очень хочется, чтобы в жизни не было иной цели, «как только веровать в рыдающие звуки, тебя любить, обнять и плакать над тобой!». Но этим мечтам не суждено сбыться, так как Мария Лазич вот уже без малого 30 лет покоится не сельском кладбище. Поэт так и не отважился ни разу за всю жизнь побывать на ее могиле, считая, что косвенно причастен к смерти возлюбленной. И именно этим чувством вины объясняется неоднократное повторение в стихотворении слова «плакать». Это – единственное, что остается поэту, осознавшему, чего именно он лишился в своей жизни, и понимающему – даже все сокровища мира не в состоянии вернуть его в прошлое и позволить исправить допущенную ошибку, которая сыграла в жизни поэта роковую роль. Его удел – предаваться воспоминаниям, которые дарят радость и, вместе с тем, причиняют нестерпимую душевную боль, которой наполнено стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад».
Источник
Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – яркий представитель русской лирической литературы, один из последних романтиков литературы XIX века. Подтверждением тому является волнующее стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…», принадлежащее позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сияла ночь. Луной был полон сад…» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сияла ночь. Луной был полон сад. .
История создания – Стихотворение написано в 1877 году и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблён в молодости.
Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви. Это прекрасный образец любовной лирики.
Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается её пением, но уже много лет спустя. Четвёртая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – «сердца жгучая мука».
Эпитеты – «томительные», «звучные», «рыдающие».
Олицетворения – «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали».
История создания
Афанасий Афанасьевич написал своё стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» в 1877 году, на пороге своего 60-летия. В этот период он подводил итоги прожитой жизни и творчество его было проникнуто тайной грустью и сожалением о несбывшейся любви.
В юношеские годы Фет был влюблён в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Еёе трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.
Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел – искреннюю любовь.
Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является, по сути, воспоминанием поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблён, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.
Удивительная нежность и музыкальность стихотворения не могли не остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к нему музыку, и в настоящее время «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является одним из популярных русских романсов.
Это стихотворение – прекрасный образец любовной лирики. Центральная тема – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.
Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.
Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная мысль, которую хотел донести поэт в своём произведении – это бессмертие любви, её всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.
Композиция
Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» состоит из четырёх четверостиший, каждое из которых характеризуется собственной звукописью. Композиция имеет симметричное строение, поскольку делит стих на две равные части:
- первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
- последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.
Повествование автора идет с увеличением эмоционального напряжения, закономерно подводя к наивысшей точке накала чувств – четвёртой строфе.
Написано стихотворение шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.
Произведение относится к жанру лирического стихотворения, поскольку автор выражает в нём всю глубину чувств и переживаний лирического героя.
Средства выразительности
Невзирая на кажущуюся лёгкость и простоту стихотворения, его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.
Так, автор в своём стихотворении использует эпитеты (« томительные», «звучные», «рыдающие »), олицетворения (« лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали »), метафоры (« сердца жгучая мука »).
Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается за счёт применения ассонанса и аллитерации.
Источник