Орден «Солнце Свободы» (Афганистан)
Орден «Солнце Свободы» | ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
Оригинальное название | Orden of the Sun of Liberty гражданам ДРА, предприятиям, учреждениям и организациям, частям и подразделениям армии ДРА, высшим учебным центрам, провинциям и городам, а также иностранным гражданам. диаметр звезды: 52 мм Орден «Солнце Свободы» — награда Демократической Республики Афганистан. Орден был учреждён 16 октября 1981 года как высшая награда ДРА. До этого высшим орденом являлся орден «Саурской Революции». СодержаниеСтатутОрден «Солнце Свободы» вручался за выдающиеся достижения в революционной, государственной, политической и общественной деятельности. Им отмечались заслуги в деле укрепления единства, братства и дружбы между всеми национальностями, племенами и народностями страны. Этим орденом так же награждались граждане за выдающиеся достижения в деле укрепления и развития дружбы и сотрудничества между народом Афганистана и народами других стран, поддержания мира между народами. Описание знакаОрден представляет собой многолучевую чеканную звезду с бриллиантироваными гранями диаметром 52 мм, в центре которой крепится накладной золоченный герб ДРА диаметром 17 мм. Оборотная сторона — гладкая, чуть вогнутая к середине, имеет надписи: вверху — «Солнце Свободы» на пушту; внизу — «Солнце Свободы» на фарси. В центре оборотной стороны знака выбит порядковый номер, расположенный между двумя штифтами, которыми крепится накладной герб на лицевой стороне. С помощью ушка и кольца орден крепится к продолговатой пятиугольной колодке покрытой шелковой муаровой лентой с равными по толщине полосками зелёного, красного и чёрного цветов. Края ленты окантованы узкими белыми полосками шириной 1,5 мм каждая. См. такжеКатегория:Кавалеры ордена «Солнце Свободы» (Афганистан) СсылкиWikimedia Foundation . 2010 . Смотреть что такое «Орден «Солнце Свободы» (Афганистан)» в других словарях:Список наград и почётных званий Брежнева — У этого термина существуют и другие значения, см. Брежнев (значения). Леонид Ильич Брежнев … Википедия Устинов, Дмитрий Фёдорович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Устинов. Дмитрий Фёдорович Устинов … Википедия Список наград Брежнева — Леонид Ильич Брежнев Восковая скульптура Л. И. Брежнева в парадной форме маршала Советского Союза … Википедия Брежнев, Леонид Ильич — У этого термина существуют и другие значения, см. Брежнев (значения). Леонид Ильич Брежнев … Википедия Ляхов, Владимир Афанасьевич — Владимир Афанасьевич Ляхов Страна … Википедия Поляков, Валерий Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Поляков. Валерий Владимирович Поляков … Википедия Гареев, Махмут Ахметович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гареев. Махмут Ахметович Гареев Махмут Гареев, 29 марта 2005 г. Дата рождения 23 июля 1923(1923 07 23) … Википедия Манаров, Муса Хираманович — Муса Хираманович Манаров Космонавт Страна … Википедия Титов, Владимир Георгиевич (космонавт) — Владимир Георгиевич Титов Космонавт Страна … Википедия Березовой, Анатолий Николаевич — Анатолий Николаевич Березовой … Википедия Источник Орден «Солнце Свободы» (Афганистан)
Орден «Солнце Свободы» (пушту د آزادۍ د امر ) — награда Демократической Республики Афганистан. Орден был учреждён 16 октября 1981 года как высшая награда ДРА. До этого высшим орденом являлся орден «Саурской Революции». СодержаниеСтатутОрден «Солнце Свободы» вручался за выдающиеся достижения в революционной, государственной, политической и общественной деятельности. Им отмечались заслуги в деле укрепления единства, братства и дружбы между всеми национальностями, племенами и народностями страны. Этим орденом так же награждались граждане за выдающиеся достижения в деле укрепления и развития дружбы и сотрудничества между народом Афганистана и народами других стран, поддержания мира между народами. Описание знакаОрден представляет собой многолучевую чеканную звезду с бриллиантироваными гранями диаметром 52 мм, в центре которой крепится накладной золоченный герб ДРА диаметром 17 мм. Оборотная сторона — гладкая, чуть вогнутая к середине, имеет надписи: вверху — «Солнце Свободы» на пушту; внизу — «Солнце Свободы» на фарси. В центре оборотной стороны знака выбит порядковый номер, расположенный между двумя штифтами, которыми крепится накладной герб на лицевой стороне. С помощью ушка и кольца орден крепится к продолговатой пятиугольной колодке покрытой шелковой муаровой лентой с равными по толщине полосками зелёного, красного и чёрного цветов. Края ленты окантованы узкими белыми полосками шириной 1,5 мм каждая. Источник Награды АфганистанаНАГРАДЫ АФГАНИСТАНА Доблесть, мужество и отвага – это те непреходящие человеческие качества, которые испокон веков ценились у любого народа. Эти понятия во все времена соотносились с вершинными проявления гражданственности и патриотизма, любви к своему Отечеству и верности его идеалам.
Государственные награды, как правило, связаны с каким-либо историческим событием, с политической или религиозной идеей, движением общественной жизни или художественным образом, что является свидетельством не только преемственности поколений, но и обобщенной сутью государственной философии. В основе института государственных наград лежит традиция отличать носителей выдающихся гражданских качеств особыми, узнаваемыми каждым членом общества, знаками доблести и славы. Мировой институт государственных наград начал формироваться в средние века и принял сегодняшние очертания по мере демократизации общества, постепенного стирания сословных границ. Если в начале знаки отличия жаловались членам царствовавшего дома и самым близким к нему лицам, то по мере формирования общественных сил, оказывающих влияние на внутриполитическую ситуацию в стране, они стали вручаться за СЛУЖЕНИЕ, за четкое представление о Долге и Ответственности. Собственно, с этого момента и можно говорить о наградных системах как регулярных государственных учреждениях.
Медаль – второй по значимости вид знака отличия. Прообразом ее служат греческие и римские монеты, навсегда определившие ее форму, как правило, круглую, и барельефное изображение на одной или обеих сторонах надписи-девиза. Медаль является своеобразной летописью эпохи. Этот серийный, долговечный знак позволяет на века запечатлевать вехи времени, облик видных государственных деятелей, представителей науки и искусства. Если орден предполагал какое-либо личное деяние, в крайнем случае, многолетнюю государственную выслугу, то медаль вручалась за участие в общезначимом событии или в память о нем. Естественно, статус ее был ниже орденского, а круг награждаемых, напротив, намного шире. Со временем в обиход вошел обычай массового награждения всех участников больших походов, крупных военных кампаний специально отчеканенными по этому случаю медалями.
Хотя знаки отличия Запада и Востока развивались достаточно независимо, но нельзя не отметить влияние, которое они оказывали друг на друга: основные художественные приемы, стилистика, способы ношения наград практически совпадали. Основное различие заключалось в используемой символике. Если восточная знаковая традиция оставалась, верна многолучевой звезде и полумесяцу, то западная не переставая, варьировала тему креста, взяла со временем на «вооружение» и звезду, и восточную роскошь в отделке. И Звезда, и Полумесяц и Крест воспринимаются сегодня как знаки единства и общей судьбы, как символы Мира, безусловно, принимающие и благословляющие Вселенский порядок.
Афганская наградная система неотъемлима от символики ислама и никогда не была предметом специального изучения. Думается, что она вызовет большой интерес, как в историческом, так и художественном плане, являясь своеобразным отражением сложной и бурной истории Афганистана. Изучение наградных систем государств Среднего Востока невозможно без представления о художественных процессах и достижениях в области пластических искусств исламского мира, что предполагает анализ сложившегося архитектурного, изобразительного и орнаментального искусств, как неотъемлимой части востоковедения.
Восточная философия трактует вселенную как соразмерную гармоническую систему, где все взаимосвязано, каждый элемент имеет свое место, форму, и выполняет определенную функцию, т.е. представляет собою «совершенство и красоту». Как отмечал основоположник восточного аристотелизма арабский философ аль-Кинди, гармония имеет место во всем, и очевиднее всего она обнаруживается в звуках, в строении вселенной и в человеческих душах.
Художниками Ближнего и Среднего Востока была создана арабеска – система орнамента, состоящая из ритмически повторяющихся в бесконечном переплетении и пересечении геометрических и растительных (в разной мере стилизованных) узоров, иногда включающих зооморфные мотивы, а также надписи.
Гармония и ритм внесли эмоционально-художественное начало в каллиграфию. Формы букв часто служили поэтическими метафорами. Усовершенствованное архаическое арабское письмо приобрело вид монументального почерка куфи, отличающегося прямолинейным и угловатым начертанием букв. А с 8 века разрабатывались курсивные, по преимуществу криволинейные округлые почерки, получившие общее название насх. Художественно исполненные тексты украшают рукописные книги, стены зданий, предметы обихода, органично вплетаясь в тонкое кружево арабески.
Хотелось бы сказать несколько слов о роли восточной цветовой символики. Учитывая религиозные запреты и осуждения, которые накладывались на изобразительное искусство, художники востока отводили особую роль цветовой гамме, которая играла важную роль в духовной жизни общества, удовлетворяя эстетические потребности людей. Со временем цвет становится одним из главных выразительных средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни. На Востоке свет, а также наиболее светлые и яркие цвета, являются символами блага, божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с Богом. Так белый цвет выражает чистоту и духовность, и в мусульманской литературе ассоциируется с «лучшим из цветов».
Красный цвет считается священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета — рубины и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. Наиболее почитаемым и «священным» считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка), символизирующий оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета означали жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах. Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики является не столь негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет. Священный камень храма Кааба — черный. Черный — цвет земли. Он же был цветом одежды и знамени аббасидских халифов.
Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам является одной из особенностей исламской цветовой символики.
Пожалования. Исторически сложившаяся система поощрений в мусульманском мире особо приближенных к эмиру и отличившихся, — земли, деньги, шитая золотом и драгоценными камнями одежда, кони в богатой сбруе, оружие, украшения (кольца, перстни, золотые шейные цепи и т.п.). Период шах Шуджа (1839 — 1842). Первые «афганские» награды, учрежденные по европейскому образцу: орден Дурранийской империи и медаль Гузни. Орденом Дурранийской империи награждались в основном английские генералы и офицеры, которые помогли шах Шуджа захватить власть в Афганистане.
Период Абдул-Рахман-хана (1880 — 1901) и эмира Хабибуллы (1901 — 1919). Возникновение наград этого периода связанно с укреплением структуры государственного управления и власти, проводимых афганскими эмирами. Абдул-Рахман-хан начал, а эмир Хабибулла продолжил осуществлять серию реформ, направленных на усовершенствование административной системы и государственного аппарата, создание регулярной армии. Наметившиеся в стране экономические и социальные реформы позволили упорядочить налогообложение и улучшить систему коммуникаций. Все это способствовало появлению знаков отличия — орденов и медалей. Так в этот период были учреждены высшие афганские ордена Солнца и Вождя. Имеются изображения ещё одного ордена, названного в английской прессе Звездой Абдул-Рахман-хана Установить, является ли этот орден отдельным знаком или же ранней формой ордена Солнца выяснить не удалось. В этот период было учреждено несколько медалей в честь знаменательных событий: обращению народности хазар в ислам, подписанию договоров о границах Афганистана с Россией и Великобританией и.т.д.
Период шах Аманулла-хан (1919 — 1929). Правление шах Амануллы-хана связано с завоеванием политической независимости Афганистана и проведением ряда реформ, ориентированных на трансформацию всей политико-экономической и социальной структуры страны. Будучи глубоко убежденным, в том, что консолидация разрозненной племенной структуры в единое централизованное унитарное государство, его успешное политическое развитие возможно юридическими средствами Аманулла инициировал принятие первой в истории Афганистана Конституции, Уголовного кодекса и целого ряда законов, что способствовало повышению авторитета шаха и престижа страны в глазах исламского мира. В 1919г. шах Аманулла-хан учредил не только государственные награды, но и ввел статуты наград, в которых определил критерии награждений, старшинство орденов и медалей т.д. На ряду с новыми орденами Независимости, Звезды, Верности, Великого Хана и За Храбрость, были сохранены ранее учрежденные ордена Солнца и Вождя, хотя и с измененным внешним видом.
После окончания Первой мировой войны и приобретения независимости Афганистаном шах Аманулла-хан рассматривался многими как новый лидер мусульман всего мира. Стараясь подчеркнуть свои претензии на лидерство он учредил новые ордена и медали с гербом, сильно напоминающим герб Османской империи. В 1923г. шах Аманулла-хан отходит от идеи лидерства и утверждает новый герб Афганистана, который и был утверждён в законе о наградах Афганистана. После утверждения Лойя Джирга новый герб появляется на государственных наградах страны. Отличительной особенностью наград этого периода является отсутствие золота в наградах. Впервые в истории страны учреждается медаль для депутатов Лойя Джирга. Причём эта медаль являлась не только «депутатским значком» но и была внесена в список официальных наград и носилась наравне с другими государственными наградами. Впоследствии все медали для депутатов Лойя Джирги сохранили этот статус. После прихода к власти Надер-шаха наградная система, созданная при эмире Аманулла-хане, была почти полностью восстановлена. Известно, что в существующую наградную систему был добавлен орден За подавление восстания узурпатора. Для награждения использовали запасы знаков отличия сохранившихся со времён эмира Аманулла-хана. На наградах, имевших герб или тугру эмира Аманулла-хана, они перебивались или заменялись. Первые годы правления Захер-шаха также не принесли существенных изменений в наградную систему. Единственным заметным событием того времени было изменение герба Афганистана. В этот период были учреждены несколько новых медалей связанные с важными событиями в жизни Афганистана: подавление восстаний в провинциях Кунар и Пактия, годовщины восстановления независимости и.т.д. Некоторые медали получили степени, которых ранее не имели. Наградная система стала запутанной и уже не отвечала требованиям времени. Государственные награды этого периода изготавливаются в Афганистане или в Индии.
Захер-шахом были учреждены новые ордена (Родина, Отчизна, Меча, Просвещения и Успеха), а также медали (Верность, Культура, Посев, Успех, Отчизны, Санитария, Образование и Промышленность).
Период Дауда (1973 — 1978). С провозглашение Афганистана Республикой королевские награды не были запрещены или отменены. Ношение их разрешалось и дальше, но новые награждения ими не производились. В этот период были учреждены только две медали: Первая годовщина демократической революции и медаль для депутатов Лойя Джирга. Период Тараки – Амина. В 1979г. в Советском Союзе были изготовлены новые награды для Афганистана (ордена Саурской революции и За Храбрость, а также медали За отличие в охране общественного порядка, За хорошую охрану границ и За отличную воинскую службу). Сведений о том, были ли приняты какие либо указы о новых наградах и были ли произведены награждения этими наградами, на данный момент отсутствуют. Отличительной чертой наград этого периода является присутствие герба Афганистана с характерной надписью Хальк в центре.
— Закон «Об орденах ДРА» от 24 декабря 1980г.; — Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении ордена «Саурской Революции» от 24 декабря 1980г.; — Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении ордена «Красное Знамя» от 24 декабря 1980г.; — Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении ордена «Дружба народов» от 24.12.1980г.; — Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении ордена «Звезда» от 24.12.1980г.; — Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении медали «За отличную воинскую службу» от 24.12.1980г.; — Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении медали «За хорошую охрану границы» от 24.12.1980г.; — Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении медали «За хорошую службу» от 24.12.1980г.; — Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении медали «За отвагу» от 24.12.1980г.
Этим же Законом были учреждены: — за особые заслуги в Саурской революции, защите Родины, укрепления нового общественно-политического и экономического строя, развития и укрепления братской дружбы всех национальностей, народностей и племён, проживающих в единой Родине – Афганистане, развитии дружбы и сотрудничества между народами, укреплении мира и дружбы, заслуги перед государством и трудящимися: — орден Красное Знамя; — орден Дружбы Народов; — за особые заслуги в защите Родины и другие военные заслуги: — орден Звезда I, II и III степени; — медаль За Отвагу; — медаль За хорошую службу; — медаль За отличную воинскую службу; — медаль За хорошую охрану границы. Что интересно, в Законе орден Саурской революции не упоминается.
— выдающиеся заслуги в борьбе за победу Саурской революции, защиту независимости, суверенитета, территориальной целостности ДРА и народовластия в стране, — выдающиеся достижения в труде на благо развития национальной экономики страны, — отвагу и мужество в боях с врагами народа и государства. Кроме того, орденом Солнце Свободы отмечались отличная служба и заслуги в деле укрепления обороноспособности страны, выдающиеся достижения в революционной, государственной, политической и общественной деятельности, заслуги в деле укрепления единства, братства, дружбы между всеми национальностями, племенами и народностями страны. В 1982г. были учреждены орден Славы и медали Верность и Самоотверженность. Орденом Слава награждались граждане ДРА, предприятия, учреждения, организации, провинции и города и иностранные граждане за: — большие заслуги в развитии промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей национальной экономики ДРА, — выдающуюся государственную и общественную деятельность, — большие успехи в развитии национальной культуры, литературы и искусства, — особо плодотворную деятельность по подготовке национальных кадров, — безупречную работу в государственном аппарате, направленную на всемерное развитие в укрепление завоеваний Саурской революции, — большие заслуги в защите революционных завоеваний, — большие заслуги в укреплении экономических и культурных связей ДРА с другими государствами.
Хотя Указ Президиума Революционного Совета ДРА об учреждении ордена За Храбрость был опубликован в 1985г., но встречаются ордена с первым гербом Республики Афганистан (1979г.). В соответствии с Указом орденом За Храбрость награждались военнослужащие Вооружённых Сил ДРА, сотрудники органов Главного управления службы государственной информации при Совете Министров ДРА и Министерства Обороны ДРА, воинские части и соединения, а также иностранные граждане. Награждение орденом За Храбрость производилось за личную храбрость, проявленную в боях, за успешные боевые действия воинских частей и соединений, в результате которых противнику было нанесено поражение или значительный урон, за отвагу и стойкость, проявленные при защите границ ДРА, за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского или служебного долга, в условиях, сопряжённых с риском для жизни, за героизм, проявленный при защите мирного населения, а также государственного и общественного имущества от посягательств врага.
Герою Демократической Республики Афганистан вручались высшая награда ДРА – орден Саурской Революции, знак особого отличия – медаль Золотая Звезда, Грамота Президиума Революционного Совета ДРА, Книжка Героя ДРА и денежная премия в размере 15 тысяч афгани. В последующих награждениях вместо ордена Саурской Революции вручался орден Солнце Свободы. Период Наджибуллы (1986 — 1992) Принятие 30 ноября 1987г. новой редакции Конституции повлекло не только изменение названия страны – Республика Афганистан, но и изменение государственной символики, что повлекло изменение во внешнем виде некоторых наград. Изменения коснулись орденов Солнце Свободы, За Храбрость и Звезды.
Современные награды (1992 – 2005). На данный момент информация о существовании, каких либо наград за время правления правительства моджахедов и Талибан отсутствует. После свержения режима Талибан в Афганистане вновь стали награждать правительственными наградами. Среди первых награждённых были преимущественно солдаты и офицеры ISAF. За неимением новых наград, новое правительство воспользовалось некоторыми наградами периода Наджибуллы, внешний вид которых был достаточно нейтральным.
В настоящий момент готовится издание монографии о наградной системе Афганистана. Мы будем искренне признательны Вам за уточнения и дополнения тех сведений, которые изложены в настоящей статье, а также за любую информацию (фотографии лиц, удостоенных наград Афганистана, фотографий и/или сканов самих наград и орденских книжек, сведениях об истории создания наград), которая позволит создать целостную картину наградной системы Афганистана. Источник ➤ Adblockdetector |
---|