Меню

Ахматова когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни анализ

Анализ лирического произведения

Когда лежит луна ломтём чарджуйской дыни
На краешке окна и духота кругом,
Когда закрыта дверь, и заколдован дом
Воздушной веткой голубых глициний,
И в чашке глиняной холодная вода,
И полотенца снег, и свечка восковая
Горит, как в детстве, мотыльков сзывая,
Грохочет тишина, моих не слыша слов, —
Тогда из черноты рембрандтовских углов
Склубится что-то вдруг и спрячется туда же,
Но я не встрепенусь, не испугаюсь даже…
Здесь одиночество меня поймало в сети.
Хозяйкин чёрный кот глядит, как глаз столетий,
И в зеркале двойник не хочет мне помочь.
Я буду сладко спать. Спокойной ночи, ночь.

В8. Как называется использованное в стихотворении перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы, явления, состояния (одиночество меня поймало в сети)?

В9. Как называется приём внутреннего, скрытого сопоставления предметов и явлений, делающий картину образной, многомерной (полотенца снег)?

В10. Укажите название синтаксического приёма, который заключается в повторе одного и того же слова в начале поэтических строк (когда…, когда…; и…, и…).

В11. Как называется использованный в стихотворении художественный приём, основанный на явном, открытом уподоблении предметов и явлений (лежит луна ломтём чарджуйской дыни; чёрный кот глядит, как глаз столетий)?

В12. Как называется образное, эмоциональное определение предмета или явления (воздушная ветка, рембрандтовские углы)?

С3. Как можно определить основное настроение стихотворения Ахматовой?

С4. Какие ещё стихотворения русских поэтов, в которых встречаются мотивы бессонницы, одиночества, вам известны? Как они перекликаются со стихотворением Ахматовой?

Ответы и комментарии

B8 олицетворение
B9 метафора
B10 анафора; единоначатие
B11 сравнение
B12 эпитет

Работа над стихотворением Ахматовой потребует от школьников определённых знаний о её биографии. Стихотворение написано в Ташкенте, во время эвакуации. Приметы душной азиатской ночи, бытовые подробности сосредоточены в первом, самом длинном предложении, занимающем 11 строк из 15-ти (любопытно, что на оставшиеся 4 строки приходится целых 4 предложения, два из которых занимают последнюю строчку). Этот быт прост (глиняная чашка, полотенце, свечка), но ночь делает окружающее пространство сказочным, заколдованным (луна превращается в ломоть чарджуйской дыни; кот глядит, как глаз столетий). Одиночество, которое испытывает героиня, не тягостно, не томительно, не страшно. То и дело возникают в стихотворении мотивы “отрадного”: посреди духоты вода остаётся холодной, не тает снег полотенца, свечка горит и сзывает мотыльков, как в детстве, — и даже чернота углов, склубившись, прячется обратно. “Но я не встрепенусь, не испугаюсь даже”, “я буду сладко спать” — героиня тоже, как и сам дом, зачарована одиночеством, поймавшим её в сети.

Мотивы бессонницы, одиночества в ночи встречаются во многих произведениях русской поэзии. Школьники могут привлечь для сопоставления «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» А.Пушкина, «Выхожу один я на дорогу. » М.Лермонтова, «На стоге сена ночью южной. » А.Фета, «Ночь, улица, фонарь, аптека…» А.Блока, «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» О.Мандельштама.

Источник

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе с применением элементов биоадекватной технологии
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе с применением элементов биоадекватной технологии. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни».

Цель занятия : развитие умения анализировать поэтический текст посредством развития целостного мышления и умения мыслить образами.

Скачать:

Вложение Размер
urok_vneklassnogo_chteniya_po_literature.docx 104.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по литературе с применением злементов биоадекватной технологии

Тема урока : «Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни» в контексте акмеизма».

Цели : научиться анализировать поэтический текст посредством развития целостного мышления и умения мыслить образми.

— обучать приемам анализа стихотворения;

— развивать творческое мышление и навыки устной и письменной речи;

— формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста;

— развивать навыки соотнесения поэтического текста с фактами биографии поэта и литературным направлением, в рамках которого написано произведение.

-Добрый день, ребята!

Давайте выполним упражнения для расслабления, а затем начнем работу.

Протяните вперед руки, напрягите мышцы рук, удержитесь в таком положении несколько секунд, затем расслабьтесь. (Затем проделываем это упражнение с плечами, спиной, ногами.)

А теперь сделайте громкий выдох. Как вы себя чувствуете? Как настроение? Вы готовы работать?

Сегодня мы будем читать и анализировать стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни» (слайд №1).

Я приглашаю к доске пятерых ребят, прелагаю им потрогать предметы, расставленные на моем столе, и ответить на вопросы: какие ассоциации они вызывают у вас и есть ли слово, которое объединяет все эти предметы. Может быть, это слово – состояние, может, что – то другое? (На столе чашка с водой, свеча, статуэтка черного кота, зеркало, белое полотенце, ломтик дыни на тарелке,)

— Участвовать в игре могут все, так как на экране появятся слайды с этими же образами. Вы увидите их, а потом сможете помочь выступающим.

Слайды с 3 по 9 меняются под музыку (звучит «Лунная соната» Бетховена).

Затем ученики называют свои ассоциации : таинство, магия, загадка, гадание и так далее. Возможно, они назовут слово «одиночество».

— Молодцы! Присаживайтесь на свои места и запоминайте, что вы назвали.

— А сейчас закройте, пожалуйста, глаза. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь представить себе образы, о которых пойдет речь, ощутить их запах, вкус.

Читаю стихотворение «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни», затем на экране появляется слайд №2 с поэтическим текстом.

— Можно открыть глаза. Вспомните, какие слова вы называли. Какое из них является ключевым?

Назовите ассоциации к слову «одиночество», включите цветовую гамму.

— ассоциации разные, значит, и одиночество может быть разным. Какое же одиночество у героини стихотворения? Давайте обратимся к строчкам стихотворения. Найдите метафорическое сравнение в самом начале.

Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни

На краешке окна и духота кругом…

— Почему поэтесса сравнивает луну с долькой дыни? (Слайд №3)

— К какому поэтическому течению принадлежала Ахматова?

Давайте вспомним строки из стихотворения О. Мандельштама:

Нет, не луна, а светлый циферблат

Сияет мне, и чем я виноват,

Что слабых звезд я осязаю млечность?

Для Ахматовой очень важна эта тема. Вот противоречие: с одной стороны, луна – образ ирреального мира, с другой, — это дыня, ее можно потрогать, понюхать, ощутить ее вкус.

— Какая атмосфера создана автором в стихотворении? Найдите ключевые слова («заколдован дом»).

— Как пахнет глициния? Слайд №9. (Сладковатый запах, дурманящий.)

— Почему закрыта дверь? (Отгородилась от всех.)

— Что же происходит в этом заколдованном пространстве? На столе предметы: чашка с водой, полотенце, свечка. Вспомните ваши ассоциации. Это гадание? Нет, не гадание, но все же это таинство.

— Давайте посмотрим на свечку.

И полотенца снег, и свечка восковая

Горит, как в детстве, мотыльков сзывая…

-Когда героиня смотрит на нее, в памяти всплывают образы. Что это за образы? Что символизирует детство?

— Да, воспоминания светлые, но огонь манит мотыльков, которые гибнут (слайд №5).

Грохочет тишина, моих не слыша слов…

— Что это за средство выразительности? (Оксюморон)

-Почему тишина не слышит слов героини?

-Какова роль рембрандтовских углов в стихотворении? (Слайд №6)

Это известная вещь Рембрандта «Ученый в комнате с винтовой лестницей». Стиль художника узнаваем: источник света и расползающаяся темнота. Что в этой темноте? Кто знает…

— Вернемся к стихотворению:

Здесь одиночество меня поймало в сети…

— А нужно ли вырываться?

— Найдите еще метафорическое сравнение.

Хозяйкин черный кот глядит, как глаз столетий…

— Как вы понимаете это выражение? (Слайд №7)

Может быть, это опыт предшествующих поколений, то, что не может уничтожить время?

И 100 лет назад была та же духота, луна, запах глициний – это узнаваемые предметы азиатской ночи. В этих образах можно узнать что – то близкое и вместе с тем далекое. И сейчас так же, как много лет назад, льется милость с высот южного неба. Покой нерушим.

— А почему далее появляется двойник? Я – во внешнем мире и я – внутри себя.

— Есть ли еще двойники в стихотворении? (Луна)

-Почему героиня так уважительно относится к ночи?

Это ее время, ведь вдохновение приходит ночью. Нужно заснуть, тогда начнется самое интересное — это восточные чудеса. Все вокруг становится предметом творчества, даже самые простые, обыденные вещи. Это творческое преображение мира.

— Какое же одиночество у Ахматовой? Нарисуйте его словами.

Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем:

1. Каким мне представляется одиночество лирической героини Ахматовой?

Тема творчества в стихотворении Ахматовой «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни…»

Источник

К стихотворению Анны Ахматовой мысли

БЛОГ НАТАЛИИ ГОРСКОЙ

Когда лежит луна ломтём чарджуйской дыни

На краешке окна, и духота кругом,

Когда закрыта дверь,и заколдован дом

Воздушной веткой голубых глициний,

И в чашке глиняной холодная вода,

И полотенца снег, и свечка восковая

Горит, как в детстве, мотыльков сзывая,

Грохочет тишина, моих не слыша слов,-

Тогда из черноты рембрандтовских углов

Склубится что-то вдруг и спрячется туда же,

Но я не встрпенусь, не испугаюсь даже.

Здесь одиночество меня поймало в сети.

Хозяйкин чёрный кот глядит, как глаз столетий,

И в зеркале двойник не хочет мне помочь.

Я буду сладко спать. Спокойной ночи, ночь.

(э к с п р о м т)
. Натали Ривара

«О, АННА!
Мятежность — стреноженной судьбы,
восторженность, неосторожность,
разломанные — мелко — все мечты
да девственной души возможность.
И — холод — чернотой подвала —
куда всё приходилось прятать,
подруг — так несминаемы все одеяла —
что не давали горько плакать!
Приют. Надежды странные души.
И гордость — что расслыша шёпот-
у стен, решёток и дверей тюрьмы,
где женщин молчаливый ропот —
отозвалась спокойными
достойными словами, где обвинений нет,
лишь горести всех человеческих страданий:
апофеоз — сравнений — забытья билет.
Ты отстояла в очереди той
с полуночи до полдня и под вой
кандальных, возникающих стихов
скитаний — мысли непокорной —
так день за днём, чтобы привет
исторгнутый — из сердца — глубины —
домашним — шёпотом — дотронулся души —
единственно любимых — мужа, сына.
Ты ОТСТОЯЛА право говорить.
Ты выстояла — и тогда-
когда — убитых дней начала —
писали — набело: » СУДЬБА!»

Источник

Ташкент в лирике А.А. Ахматовой

Воспитание любви к поэзии А.А. Ахматовой. Формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся на основе лирики поэтессы. Привитие любви к художественному слову. Анализ чтения стихотворений из цикла «Луна в зените» и «Ташкент зацветает».

Рубрика Литература
Вид разработка урока
Язык русский
Дата добавления 02.06.2016
Размер файла 31,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Байсеркешова Жулдыз Сагитжановна учительница русского языка и литературы специализированной на обучение изобразительного искусства государственной общеобразовательной школы № 33 города Нукуса Республики Каракалпакстан

Образовательная: дать целостное представление учащимся о мотивах и настроениях лирики А.А. Ахматовой в Ташкентский период.

Развивающая: развитие интеллектуальных умений и познавательных способностей; развитие филологического мышления и устной речи учащихся; развитие навыков монологической речи и выразительного чтения; умения выступать перед публикой; совершенствовать навыки анализа стихотворения.

Воспитательная: воспитание любви к поэзии А.А. Ахматовой; привитие любви к художественному слову; интерес к предмету; формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся на основе лирики А.А. Ахматовой; формирование чувства коллективизма в группе.

Оборудование урока: репродукция портретов А.А. Ахматовой работы Альтмана, Петрова-Водкина, Анненкова, Модильяни; выставка книг А.А. Ахматовой; а также материалы для анализа «Творчество А. Ахматовой в оценке критиков, писателей, поэтов, философов».

Методические приемы: лекция учителя с элементами беседы, сообщения учеников, комментированное чтение.

1. Организационный момент

Сегодняшний наш внеклассный урок, приуроченный к 70-й годовщине Дня Победы «Подвиг, долг, стойкость» начнем со слов А. Ахматовой «Коротко о себе: Третью весну встречаю вдали от Ленинграда…»:

«… Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву.

До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий жар, древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.

В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.»

В годы Второй мировой войны Анна Ахматова пишет стихи «Клятва» (1941), «Мужество» (1942), «На Смоленском кладбище» (1942), «Первый дальнобойный в Ленинграде» (1941), «Птицы смерти в зените стоят…» (1941), «Три осени» (1943), «Победа» (1942-1945) и др.

В своей знаменитой «Клятве» она выражает всенародную стойкость, героизм, мужество и отвагу, непокорность, силу воли народа:

И та, что сегодня прощается с милым, —

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

(Ленинград. Июль 1941)

Стихи Ахматовой военного периода лишены картин фронтового героизма, написаны от лица женщины оставшейся в тылу. Сострадание, великая скорбь сочетались в них с призывом к мужеству, гражданской нотой: боль переплавлялась в силу. «Было бы странно назвать Ахматову военным поэтом, — писал Б. Пастернак. — Но преобладание грозовых начал в атмосфере века сообщило ее творчеству налет гражданской значительности».

Ташкент сорок первого…

Но вернемся в Ташкент…

Что она дала Ахматовой, какие произведения здесь она написала, каковы ее впечатления от величественного Ташкента?

Ташкент не был прифронтовым городом, но он, действительно сыграл огромную роль в победе над фашизмом. Это был главный тыловой город, о котором можно с гордостью сказать «Ташкент — город хлебный».

В 1941 году в Ташкент приехали знаменитые поэты, писатели, искусствоведы, литературоведы, которые разместились на месте нынешнего Сената — в те годы здесь располагалось общежитие писателей. Тут жили и встречались величайшие умы человечества, многие из которых оставили свои свидетельства об этом времени. Это был огромный этап в развитии современной многонациональной культуры, и Ташкент сыграл в этом значительную историческую роль.

2. Проверка индивидуальных заданий

На дом учащимся было задано самостоятельное, предварительное ознакомление с лирикой Анны Ахматовой Ташкентского периода и выразительное чтение наизусть по выбору учащегося.

Чтение стихотворения «Третью весну встречаю вдали от Ленинграда…»:

Третью весну встречаю вдали

Третью? И кажется мне, она

Но не забуду я никогда,

Как был отраден мне звук воды

В тени древесной.

Персик зацвел, а фиалок дым

Кто мне посмеет сказать, что здесь

(«Луна в зените» (5))

Беседа по вопросам:

Учитель: 1. Почему эпиграфом сегодняшнего урока мы выбрали именно эти строчки из цикла стихотворений Анны Ахматовой «Луна в зените»?

Ответы учащихся: Эти строчки подчеркивают важность темы родины, именно той родины, которая в годы войны дала ей и многим другим ленинградцам кров и хлеб.

Учитель: Да, той родины, которая в годы войны была пристанищем для многих людей, в числе которых была она — поэтесса до глубины души признательная за кров, хлеб, человечность, гуманность, доброту, которой одарили ее здесь, в хлебном краю, о котором она впоследствии напишет:

«Бессмертных роз, сухого винограда,

Нам Родина пристанище дала…».

Учитель: 2. Какова главная мысль стихотворения «Третью весну встречаю вдали от Ленинграда…» и как она доносится до читателей?

Ответы учащихся: Основная мысль стихотворения заключается в том, что она приобрела здесь, в Ташкенте, вторую Родину, именно здесь она за эти годы чувствовала себя как дома.

В конце сентября 1941 года поэтесса Ахматова вылетела на самолете в Москву, а затем она в ноябре этого же года, была эвакуирована в Среднюю Азию, а именно в солнечный, величественный Ташкент. Средняя Азия для десятка тысяч людей стала родным домом, об этом поэтесса впоследствии напишет следующие слова: «Ташкент стал для нас тем пристанищем, которого дала нам Родина». Здесь она до мая 1944 года провела три года, чувствовала себя как дома. Об этом поэтесса писала в стихотворении:

«Кто мне посмеет сказать, что здесь

В Ташкентский период ею было написано много произведений. Среди них стихотворный цикл «Луна в зените» (1942-1944); стихотворения «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни» (1944), «Это рысьи глаза твои, Азия» (1945), «Ташкент зацветает» (1944). В них она выразила чувство глубокой благодарности за «Звездный кров», веру в прочность азийского дома:

«Он прочен, мой азийский дом,

И беспокоиться не надо…»

Однако, находясь в Ташкенте, она не забывала кровавые дни войны, страдания и мужество людей.

Чтение стихотворения Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

(23 февраля 1942 года. Ташкент)

III. Работа в группах. Комментированное чтение стихотворений из цикла «Луна в зените», «Ташкент зацветает».

Учитель: 3. Какие чувства по отношению к Востоку передаются Ахматовой, как она описывает эти чувства?

Ответы учащихся 1-й группы: «Я буду помнить звездный кров В сиянье вечных слав», «И азийских светил мириады», «Халимы соловьиное пение». поэзия ахматова лирика стихотворение

Ответы учащихся 2-й группы: «Персик зацвел, а фиалок дым все благовонней», «Я не была здесь лет семьсот», «Он прочен, мой азийский дом, И беспокоиться не надо…Еще приду.»).

Чтение стихотворения из цикла «Луна в зените».

Увидеть, как красен мак.

В твое святилище, мрак!

Как дым твой горек

И как твой тополь высок…

Так вот ты какой, Восток!

(«Луна в зените» (1))

С грозных ли площадей Ленинграда

Иль с блаженных летейских полей

Ты прислал мне такую прохладу,

Тополями украсил ограды

И азийских светил мириады

Расстелил над печалью моей?

(«Луна в зените» (2))

Все опять возвратится ко мне:

Раскаленная ночь и томленье

(Словно Азия бредит во сне),

Халимы соловьиное пение,

И библейских нарциссов цветенье,

И незримое благословенье

Ветерком шелестит по стране.

(«Луна в зените» (3))

И в памяти, словно в узорной укладке:

Cедая улыбка всезнающих уст,

Могильной чалмы благородные складки

И царственный карлик — гранатовый куст.

(«Луна в зените» (4))

4. Что для поэтессы есть Ташкент?

Комментированное чтение стихотворения «Ташкент зацветает».

Словно по чьему то повеленью,

Сразу стало в городе светло —

Это в каждый двор по привиденью

Белому и легкому вошло.

И дыханье их понятней слова,

А подобье их обречено

Среди неба жгуче-голубого

На арычное ложится дно.

Я буду помнить звездный кров

В сияньи вечных слав

И маленьких баранчуков

У чернокосых матерей

На молодых руках.

5. Какой смысл вкладывается поэтессой в следующие строки:

«Я не была здесь лет семьсот,

Но ничего не изменилось…»

Комментированное чтение стихотворения «из цикла «Луна в зените».

Я не была здесь лет семьсот,

Но ничего не изменилось…

Все так же льется божья милость

С непререкаемых высот,

Все те хоры звезд и вод,

Все так же своды неба черны,

И так же ветер носит зерна,

И ту же песню мать поет

Он прочен, мой азийский дом,

И беспокоиться не надо…

Еще приду. Цвети, ограда,

Будь полон, чистый водоем.

(«Луна в зените» (6))

Ответы учащихся 3-й группы: В этих строчках поэтесса хотела показать прочность Азии, что в ней присутствует какая-то особенная нерушимая благодать, она не хочет расставаться с этим прочным, нерушимым азийским домом, восточным своеобразным укладом жизни, восточным бытием, а также неимоверное желание вновь и вновь вернуться сюда: «Еще приду… .»

Комментированное чтение стихотворения из цикла «Луна в зените».

Как в трапезной — скамейки, стол, окно

С огромною серебряной луною,

Мы кофе пьем и черное вино,

Мы музыкою бредим…

И зацветает ветка над стеною.

И в этом сладость острая была,

Неповторимая, пожалуй, сладость.

Бессмертных роз, сухого винограда,

Нам Родина пристанище дала…»

(«Луна в зените» (8))

6. Почему в следующих строчках:

«Бессмертных роз, сухого винограда,

Нам Родина пристанище дала…»

поэтесса говорит не только от своего имени, но использует местоимения «мы», «нам»?

Ответы учащихся 4-й группы: Анна Ахматова чувствует необходимость говорить от имени всех, от тех тысячи и тысячи людей, эвакуированных во время блокадного Ленинграда в Ташкент.

Также в ее словах мы можем услышать глубокую признательность, чувство благодарности за кров, за «прочное» пристанище и за хлеб-соль, которого они никогда не забудут.

Чтение стихотворений «И комната, в которой я болею…», «Это рысьи глаза твои, Азия…», «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни…».

И комната, в которой я болею,

В последний раз болею на земле,

Как будто упирается в аллею

Высоких белоствольных тополей.

А этот первый — этот самый главный,

В величии своем самодержавный,

Но как заплещет. Возликует он,

Когда, минуя тусклое оконце,

Моя душа взлетит, чтоб встретить солнце,

И смертный уничтожит сон.

(Январь 1944. Ташкент)

Это рысьи глаза твои, Азия,

Что-то высмотрели во мне,

Что-то выдразнили подсудное,

И рожденное тишиной.

И томительное, и трудное,

Как полдневный термезский зной.

Словно вся прапамять в сознанье

Раскаленной лавой текла,

Словно я свои же рыданья

Из чужих ладоней пила.

Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни

На краешке окна, и духота кругом,

Когда закрыта дверь, и заколдован дом

Воздушной веткой голубых глициний,

И в чашке глиняной холодная вода,

И полотенца снег, и свечка восковая

Горит, как в детстве, мотыльков сзывая,

Грохочет тишина, моих не слыша слов, —

Тогда из черноты рембрандтовских углов

Склубится что-то вдруг и спрячется туда же,

Но я не встрепенусь, не испугаюсь даже…

Здесь одиночество меня поймало в сети.

Хозяйкин черный кот глядит, как глаз столетий,

И в зеркале двойник не хочет мне помочь.

Я буду сладко спать. Спокойной ночи, ночь.

Не скрывая глубокой благодарности, признательности Ташкенту, его жителям, за прочный, нерушимый «азийский дом», за прекрасное солнце, за величавые тополя, за «Халимы соловьиное пение», за кров, за «звук воды, журчанье Анхора», за «мангалочий дворик», который был виден из окна комнаты Анны Ахматовой, за все лучшее, что ей удалось пережить в этом цветущем Ташкенте, поэтесса, как и все остальные, искренне, от всего сердца благодарит: «Рахмат, Ташкент!»

«… Рахмат, Айбек, рахмат, Чусти,

Рахмат, Ташкент, — прости, прости,

Мой тихий древний дом… .

Я восемьсот волшебных дней

Под синей чашею твоей,

Тобой дышала, жгучий сад… .»

Теперь я всех благодарю,

Рахмат и хайер говорю

И вам машу платком.

Рахмат, Айбек, рахмат, Чусти,

Рахмат, Тошкент! — прости, прости,

Мой тихий древний дом.

Рахмат и звездам и цветам,

И маленьким баранчукам

У чернокосых матерей

На молодых руках.

Я восемьсот волшебных дней

Под синей чашею твоей,

Тобой дышала, жгучий сад.

( 28 сентября 1945 Ленинград)

Именно в эти годы, когда Анна Ахматова жила в Ташкенте, Айбек написал свое замечательное стихотворение, посвященное Анне Ахматовой. Его переводили многие, настолько оно было глубоким и пронзительным.

3. Выразительное чтение стихотворения Айбека, посвященное Анне Ахматовой

Из комнаты пустой и душной

Из тех военных долгих лет

Так величаво безыскусно

Выходит женщина на свет.

Она, седин своих не пряча,

Идет всем горестям назло.

И зонтик так ее прозрачен,

Как стрекозиное крыло.

Тут тюбетейки и пилотки

Под сводом выцветших небес,

Информбюро скупые сводки,

И хлеб по карточкам в обрез,

И всех наречий первородство

Войне и горю вопреки

Еще в судьбе ее строки.

И я, не отрывая взора

Смотрю за дальний поворот,

Где мужественно вдоль Анхора

Сама поэзия идет.

(Перевод Рудольфа Баринского)

В мае 1944 года Анна Ахматова вернулась из Ташкента в Москву, затем в июне 1944-го — в Ленинград. Именно в этот период появилось стихотворение «С самолета» (май, 1944). Ее возвращение на родину с «азийского прочного дома» было связано с победой, навстречу которой она «летела, обгоняя солнце».

После чтения учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Что нового для себя вы узнали об А. Ахматовой?

2. Какая мысль объединяет прочитанные вами произведения?

3. Какие чувства выразила в них Ахматова?

4. Как чувствовала себя Ахматова в Ташкенте?

5. Как описан Ташкент в лирике А.А. Ахматовой?

6. Какое стихотворение Айбек написал в честь А.А. Ахматовой?

7. Как поэтически, возвышенно говорил о ней Айбек?

8. Какова главная идея стихотворения «Мужество»?

Каждому из учащихся можно задать на выбор задания следующего характера:

1. Письменно опровергните или дайте утвердительный ответ на статью Никиты Струве, который в своих «воспоминаниях» писал о ней такие слова: «Но, конечно, сверх всего и прежде всего, Ахматова покоряла той музыкой, той божественной гармонией, которая исходила из нее и все вокруг преображала. Не только в стихах, но всем существом своим, — и не в том ли ее необычайность? Ахматова была самой поэзией, высшим и чистейшим ее воплощением.» (Из воспоминаний «Восемь часов с Анной Ахматовой»)

2. Чтение наизусть стихотворения на выбор учащихся из Ташкентского периода.

3. Выполнить тест (См. Приложение 4).

1. Подготовиться к устному анализу стихотворения «Мужество».

2. Дать письменный сравнительный анализ стихотворениям Анны Ахматовой «Ташкент зацветает» и Юлии Друниной «Ташкенту» (Приложение 1).

3. Выполнить тест (См. Приложение 4).

1. Выучить наизусть стихотворение Айбека, посвященное Анне Ахматовой (Приложение 2 и 3) на выбор учащегося.

2. Написать сочинение на тему: «Победившее смерть слово» (на материале стихотворения «Мужество»).

3. Выполнить тест (См. Приложение 4).

1. Выучить наизусть стихотворения, написанные Ахматовой в 1946 году «Вторая годовщина», а также стихотворение, написанное ею в 1950 году в мае «Прошло пять лет, — и я залечила раны…», посвященное 5-й годовщине со Дня Победы. Сделать письменный сравнительный анализ этим стихотворениям.

2. Написать сочинение на тему: «Тема Памяти в лирике А.А. Ахматовой» (на материале стихотворений Ташкентского периода (на выбор учащихся)).

3. Выполнить тест (См. Приложение 4).

Когда взлетали к небу города

И дыбом уносились ввысь деревни,

Издалека, величественный, древний,

Сиял Ташкент, как добрая звезда.

Да он и вправду доброй был звездой

И самым щедрым городом на свете:

Великой опаленные бедой,

К нему стекались женщины и дети.

Забудут ли когда-нибудь они,

Согретые тобою, о минувшем!

Твои незатемненные огни

И скромное твое великодушье!

Как будто виноватое немножко:

«Мол, я обычный город,

Мне не грозят обстрелы и бомбежки,

Я не Москва, не Минск, не Ленинград.

хоть в том не виноват».

Звезда Востока. — 1989. — № 6. — С. 172.

(«МЕДЛЕННО ВЫШЛА ИЗ КОМНАТЫ ЖЕНЩИНА. «)

Медленно вышла из комнаты женщина,

Комнаты жаркой и душной.

Словно из крыльев стрекозьих, трепещущих,

Зонт ее легкий, воздушный.

А на дорогах наречий сплетение,

Пестрых, гудящих потоков течение,

Трудное бденье ночное.

Гулких солдатских сапог громыхание

Бьет, словно градом свинцовым,

По сердцу матери. О, испытания

Этой годины суровой!

Женщина молча идет, одинокая,

Точно царица ступая.

Следом за ней прохожу по дороге я —

Молча за ней наблюдаю.

(Перевод с узбекского А. Глезер)

АННЕ АХМАТОВОЙ *** («ВСЕ МНЕ КАЖЕТСЯ: ДЕНЬ УБЕРЕГ. «)

О, муза плача. Стихотворения, посвященные Анне Ахматовой. — М., 1991. — С. 120-121.

Все мне кажется: день уберег

Дымку памяти с летнего часа

И на давний высокий порог

Выйдет женщина та величаво.

Но по силам задача. И четко,

И ревниво блестит седина

В ее гладкой и черной прическе.

Солнце низится за горизонт,

Полнит тысячи глиняных оспин.

Как крыло стрекозиное, зонт

Пропускает малиновый отсвет.

Ей, идущей, далеко видна

Вся в тенях тополиных дорога.

В истомленном арыке вода

Пробирается в тень понемногу.

А ташкентское лето кипит,

Перепутав наречья и лица,

И под цоканьем частым копыт

Мостовая горит и дымится.

Но встают перед женщиной той

На экране духовного зренья

Кровь, и дымы, и город пустой —

Весь немыслимый ад разоренья.

Горе горькое в гору свали —

И под всеми завалами теми

Ты не сыщешь уже, где — свои,

Где — отчизны скорбящей потери.

Но осанка идущей — стройна,

Крылья шарфа недвижны косые,

Полной мерой дала ей страна

Горы, ветры и силы России.

Вижу я в отдаленье глухом,

Как черты ее чутки и строги:

В золотящихся струях Анхор

Золотые ей жалует строки.

1968 (Перевод с узбекского А. Наумова)

Тест по творчеству Анны Ахматовой

(Ташкентский период, военная лирика)

1. Какие стихотворения были написаны Ахматовой в годы Великой Отечественной войны?

А) «Мне голос был…»

С) «Песня последней встречи»

Д) «Вечерняя комната»

2. Из какого произведения следующие строки:

«И та, что сегодня прощается с милым, —

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!»

А) «На Смоленском кладбище»

Д) «Ташкент зацветает»

3. Куда эвакуируют Анну Ахматову в начале Великой Отечественной войны из Ленинграда?

4. Сколько счастливых лет Ахматова провела в Ташкенте?

5. «Где мужественно вдоль Анхора

Сама поэзия идет.».

Кто автор этих возвышенных строк?

С) Абдулла Кадыри

6. В какие годы Ахматова прожила в Ташкенте?

7. Из какого произведения эти строки:

«Третью весну встречаю вдали

А) «Ташкент зацветает»

В) «Это рысьи глаза твои, Азия»

С) Цикл стихотворений «Луна в зените»

Д) «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни»

8. В каком году было написано стихотворение «Мужество»?

9. «Где мужественно вдоль Анхора

Сама поэзия идет.».

Кто описан Айбеком в этих возвышенных строках?

А) Марина Цветаева

В) Анна Ахматова

Д) Мария Белкина

10. «Бессмертных роз, сухого винограда,

Нам Родина пристанище дала…».

О каком пристанище идет речь в вышеизложенных строках?

11. Из какого произведения эти строки:

«Он прочен, мой азийский дом,

И беспокоиться не надо…»

А) Цикл стихотворений «Луна в зените»

В) «Это рысьи глаза твои, Азия»

С) «Ташкент зацветает»

Д) «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни»

12. Довершите четверостишие:

«Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

А) русское слово

В) народное дело

13. Из какого произведения эти строки:

«Я буду помнить звездный кров

В сияньи вечных слав

И маленьких баранчуков

У чернокосых матерей

На молодых руках.»

А) Цикл стихотворений «Луна в зените»

В) «Это рысьи глаза твои, Азия»

С) «Ташкент зацветает»

Д) «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни»

14. Из какого произведения эти строки:

«Здесь одиночество меня поймало в сети.

Хозяйкин черный кот глядит, как глаз столетий,

И в зеркале двойник не хочет мне помочь.

Я буду сладко спать. Спокойной ночи, ночь.»

А) Цикл стихотворений «Луна в зените»

В) «Это рысьи глаза твои, Азия»

С) «Ташкент зацветает»

Д) «Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни»

15. В каком году она вернулась из Ташкента, сначала в Москву, а затем в Ленинград?

Источник

Читайте также:  Как выгнали американцев с луны
Adblock
detector