Меню

Алексей исупов зимнее солнце

Зимнее солнце. Середина ХХ века

Алексей Владимирович Исупов

Оргалит, Масло
70.2X99.7

Национальная самобытность, фактурная живопись, звонкие цветовые контрасты – вот что отличает пейзажи Алексея Исупова. Художник не раз писал сцены сельской жизни, деревенские виды, лошадей. Картина «Зимнее солнце» – одна из таких. Присмотритесь к этому яркому солнцу, мягкому снегу со следами от полозьев саней, темному силуэту лошади. Все это залито воздухом и передает ощущение приближающейся весны. Художник любуется русской природой. Пейзаж написан легко, мастерски.

Среди учителей Исупова были Константин Коровин и Виктор Васнецов. А однокашник художника по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Василий Мешков восхищался: «Вот я, можно сказать, на палитре родился, а всегда, глядя на работы Алексея Исупова, с какой-то хорошей завистью думал: нет, куда нам всем до него. Я, например, чувствовал, что не могу так».

«Беззаботный маэстро» – называла Исупова итальянская пресса. По состоянию здоровья художник выехал всей семьей в Рим. В Вечном городе он прожил 30 лет. По памяти писал русские пейзажи.

«Творчество Алессио Исупова – это искусство живописца, который знает всю радость и мощь цвета», – говорил о работах художника не менее талантливый мастер кисти итальянец Микеле Бианкале. Исупов оставил богатое художественное наследие, а своей жене завещал вернуть на родину произведения его итальянского периода. Воля была исполнена.

Источник

Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 329. Исупов Алексей Владимирович(1889-1957).

«Искусство художника Алексея Исупова является искусством живописца, понимающего радость и силу цвета. Критика нашла в его картинах, которые все до единой наполнены жизнью и светом, искреннее художественное выражение; публика нашла в них правду и поэзию…»
(Антонио Манчини, итальянский художник)

Наше очередное повествование посвящено творчеству замечательного русского художника, Алексея Владимировича Исупова, в середине XX века принадлежавшего к артистическим кругам Италии и широко известного за рубежом, но на долгие годы забытого в России.

Ученик А. М. Васнецова, К. А. Коровина и В. А. Серова, Алексей Исупов относится к числу русских живописцев, творческое наследие которых еще предстоит по достоинству оценить нашим современникам. И это, несмотря на то, что при жизни художник был очень популярным и востребованным автором.

Картины Исупова приобретали в свои коллекции многие итальянские музеи. Критики отмечали «широкий размах кисти, тонкий анализ деталей, стремление к правде». Он всегда являлся значимым участником персональных и групповых выставок.
И если итальянская критика все­-таки что-­то «нашла» в картинах Алексея Исупова, то, удивительным является тот факт, что наша критика (Бенуа, Грабарь и рангом пониже) так ничего и не нашли в его картинах, ни при его жизни, ни после….. Возможно,не велено было…. А мы всё-таки попробуем.

Итак, мы начинаем…..

Алексей Исупов родился 22 марта 1889 года в Вятке(в 1934 году переименованной в Киров, где в свое время жили и работали братья Васнецовы, художники Хохряков, Аркадий Рылов…) в семье мастера по иконостасному делу, резчика по дереву и позолотчика.
«Рабочий день», холст, иасло, частное собрание

Творческая среда пробудила у мальчика интерес к живописи в раннем возрасте, что не могло не радовать отца.
«Пейзаж с монастырской стеной» 1909 год, холст, масло, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Киров

В Самаре Алексей закончил приходское сельское училище, а затем до 19 лет обучался труду и мастерству у местных богомазов. Его первыми учителями стали «казанский цеховой живописец» Анастасий Максимович Черногоров и Василий Иванович Кротов, приехавшие в Вятку с артелью палешан расписывать Успенский собор Трифонова монастыря. Под их руководством юноша обучался иконописанию и живописи.
«Рыночная сцена с лошадьми». Холст, масло 59 х 73,5 Частное собрание

Желание к самостоятельному творчеству возникла у молодого художника уже под влиянием известного в те годы вятского пейзажиста Николая Николаевича Хохрякова. Кроме этого самое активное участие в судьбе молодого человека принимал и Аполлинарий Михайлович Васнецов, тоже уроженец Вятки. Начиная с 1903 года Алексей Исупов принимает участие в вятских художественных выставках.
«Монастырь», 1910 год Холст, масло. 72,9 х 90,1 Частное собрание

Читайте также:  Где всходит солнце весной

Его работы получали хорошую критику, и это подтолкнуло его к мысли о продолжении учёбы в Москве. Несмотря на возражения родителей, в 1908 году молодой художник на вырученные от продажи этюдов средства отправляется в Москву где поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
«Подводы на улице старой Москвы зимой». Холст, масло 75 х 99.5 Частное собрание

В училище Исупову преподавали такие известные живописцы как Абрам Архипов, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов, Валентин Серов. Особенно благоволил к земляку Аполлинарий Михайлович Васнецов, его подкупали огромная работоспособность и усердие ученика.
«Старая Москва», 1910 год, холст, масло. 70,9 х 90,1 Частное собрание

Алексей был вхож в дом Васнецова, который часто звал к себе на вечернюю чашку чая, чтобы поговорить об искусстве, расширить его кругозор… постепенно ввел его в круг художников, устроил кое-какие заработки.
«Кочующие цыгане». холст масло, частное собрание

Первый успех не заставил себя долго ждать: репродукции работ молодого художника печатали столичных журналах Нива, Огонек, Солнце России, его пейзажи были выпущены в виде открыток издательством Ришар. Тонкая тональная разработка пейзажной среды в картине «Дворик в провинции» (1910) позволила ему передать впечатление наполненных влагой облаков и подтаявшего снега.
«Дворик в провинции», 1910 год. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Киров

В годы учебы Исупов представлял свои пейзажи на выставках Союза русских художников. Уже в ранних произведениях проявились его незаурядное живописное дарование, тонкое понимание естественной красоты природы. Произведения периода обучения в МУЖВЗ раскрывают диапазон восприятия художником реального мира.
«На станции», 1911 год, Фанера, масло 105 х 129,5 Частное собрание

После окончания училища в 1912 году Алексей Владимирович отправился путешествовать по Уралу.
«Казахская невеста». Холст, положенный на картон, масло. 83,3 х 71,5 см. Написано около 1914 года, Частное собрание

После начала Первой мировой войны, в 1915-м был мобилизован в армию и направлен в Ташкент. Все три года (1914 – 1917) Алексей Исупов служил в Туркестане в так называемом «запасном полку». А поскольку талант требовал выхода, то Исупов охотно писал окружающие его мечети, дворы, базары, чайханщиков, узбеков, таджиков – все было красочно, живо, привлекательно.
«Чайхана». 1916 год. Холст, масло, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Киров

Военные же темы не находили удачного воплощения в творчестве Исупова. Время от времени художник работал в портретном жанре, портретируя местных военных.
‘Портрет полковника Н.Ф. Халецкого», 1916 год. Частное собрание

В этот период появились замечательные пейзажи, в которых он рассказывал «о светлом и гармоничном мире, царившем в душе художника, о радости, рождаемой в нем поэтическим явлением бытия».
Русская деревня, 1916 год Холст, масло, Частное собрание

А потом пришла официальная бумага из Московского правления Союза русских художников – с просьбой отпустить Исупова для участия в художественных выставках. В конце 1917 года Исупова освободили от воинской службы по состоянию здоровья. Алексею Владимировичу удалось выехать в Москву, побывать на родине и создать ряд лирических пейзажей. Но прежде чем вернуться в Москву, Исупов успел поработать в Ташкенте преподавателем рисования в художественной школе.
«Деревенский ландшафт», 1918 год. Холст, масло, Частное собрание

В мае 1918 года художник возвратился в Туркестан. Грянула революция и Алексея Исупова, искренне принявшего её, уже как спеца и знатока юга страны, направили в Самарканд: вести работу по сохранению памятников старины, а именно: запечатлеть для истории восточные строения, окружающие пейзажи и сцены.
«Базар в Самарканде», 1918 год, холст, масло, частное собрание

Здесь он продолжал много и плодотворно работать. Тамара Николаевна Исупова (жена) отмечала, что «Туркестан был чудесным краем для настоящего творчества Исупова, обладая русской школой, он нашел здесь все, что искал, свет, солнце, тени… из него получился блестящий, не сравнимый ни с кем творец поэзии, цветов и красок»
«Тень в Самарканде», 1918 год холст, масло, частное собрание

Читайте также:  Михалков барто маршак пусть всегда будет солнце

В многочисленных картинах среднеазиатского периода проявилось собственное понимание художником Востока. Изучая национальные типы, быт, одежду, утварь, художник расширил тематику своих работ: изображал шумные базары, чайханы, кузницы, сцены на улицах, архитектурные памятники. Значительно обогатилась и палитра Исупова. В картинах «Шахи Зинда, Самарканд» и «Самарканд. Ювелирный ряд,» (обе — 1920) мастерски передан яркий солнечный свет, смягчающий очертания предметов и заставляющий интенсивно звучать изумрудно-синие тона в изразцах, красные, желтые, лиловые пятна — в одеждах людей.
«Самарканд. Ювелирный ряд», 1920 год, холст, масло частное собрание

«Шахи Зинда, Самарканд». 1920 год, холст, масло, Частное собрание

Осенью 1921 года Алексей Исупов смог вернуться в Москву. На первых порах Алексея Владимировича угнетали неустроенность с жильем и материальные трудности. В этот сложный, напряженный период ему в прямом смысле слова приходилось бороться за существование.
«У монастырской мельницы». 1918 год.,Холст, масло. 89х104, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Киров

Он стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). Как и другие художники, он писал картины на революционные темы и портреты государственных деятелей, руководил подготовкой альбома Великая революция и жизнь Красной Армии, по заданию АХРР работал над картиной В.И. Ленин, играющий в шахматы. Эта деятельность художника была оценена по достоинству; его работы выдвинули на выставку советского и зарубежного искусства в Соединенных Штатах Америки в 1925 году.
«Весенний пейзаж», 1925 год, холст масло, частное собрание

В феврале 1925 года обострилась болезнь художника – костный туберкулез. Врачи советовали: нужно сменить климат; поезжайте куда¬нибудь на юг, а еще лучше – в Италию. Безусловная лояльность художника Исупова позволила ему отправиться в 1926 году на лечение за границу, а если точнее – в Рим. Не только погода, морской климат помогли ему забыть о болезни. Вся обстановка свободы, творчества, путешествий по Италии содействовала его успехам в живописи.
«Сирень». холст, масло, частное собрание

В Риме Алексей Исупов снял мастерскую и сразу же приступил к работе. Дописывал то, что привез с собой, трудился над созданием новых произведений, будучи свободным в своем творческом выборе.
«На конюшне», II четверть ХХ века, дерево, масло; 25,5х33 частное собрание

Многочисленные путешествия по стране обогатили его новыми впечатлениями, открыли широкие возможности для изучения наследия великих мастеров в музеях Италии.
«Утро в порту», 1936 год Масло на картоне. 45,9 х 72 см

Большинство пейзажей на русские мотивы Исупов создавал, фантазируя, по памяти или по этюдам, привезенным из России
«У стойла», II четверть ХХ века доска, масло; 40х50; левый нижний угол «Alessio Issupoff.»

Творчество Алексея Исупова в итальянский период многогранно.
«Сбор урожая». Холст на картоне, масло. 41 х 69,6 см Частное собрание

Он обращался к различным жанрам (от натюрморта до анималистики), но популярность приобрел как портретист.
«Девушка с вазой». 1940 год, частное собрание

Живописная манера, в которой исполнены его полотна, кажется импровизационной, однако в действительности каждое из них хорошо «срежиссировано» в соответствии с поставленной задачей.
«Портрет женщины в белой кофточке». 1935 год, холст, масло, частное собрание.

Обращаясь к портретному жанру, он разрабатывал разнообразные приемы для решения живописных задач: стремился найти сложный ракурс, обычно выбирал низкую точку зрения для того, чтобы передать динамику развития композиции, большое значение придавал контрасту света и тени.
«Модистка» 1946 год, Холст, масло 124 х 73, Частное собрание

Уже в 1926 году, вскоре после приезда из России, Алексей Владимирович Исупов устроил первый показ своих произведений. В 1928—1929 годах его выставки прошли в Риме и Милане. Картины Исупова начали приобретать музеи, о нем писали газеты, художника называли «настоящим откровением», «прекрасным рисовальщиком и волнующим живописцем». В дальнейшем он регулярно становился экспонентом персональных и групповых выставок (всеитальянских и международных).
«Женский портрет», Конец 1920-х годов, холст, масло; 100×75; левый нижний угол Alessio Issupoff

Читайте также:  Во сколько будет уходить солнце

При жизни Алексей Исупов всегда был очень популярным и востребованным автором. Западные критики отмечали «широкий размах кисти, тонкий анализ деталей, стремление к правде», но особенно его произведения любили за «нежные краски». Что бы ни создавал художник, во всем в полную силу раскрывался его талант, мощно выразившийся в гармоничной, чистой палитре картин.
«Женщина из Сканно». 1928 год, Холст, масло, Частное собрание

Весь творческий путь мастера отражает верность традициям русской школы, его искусство продолжает и сегодня волновать своей искренностью и эмоциональной правдивостью, позволяя оценить художника как яркое явление в контексте русского и мирового искусства.
«Женщина с букетом». 1944 год, холст, масло, частное собрание

На протяжении всех лет, проведенных за границей, Алексей Владимирович постоянно тосковал по России, мечтая когда-нибыдь вернуться на родину. Самое трудное время Исупову пришлось пережить в годы Второй мировой войны. Художник не мог оставаться в стороне от борьбы с установленным в Италии фашистским режимом и активно помогал делу итальянского Сопротивления.
«Старая Москва. Нескучный сад». Холст масло, 102х121.

Во время войны и в последующие годы он продолжал заниматься творчеством, но уже в начале 1950-х почти ничего не писал: одолевала болезнь, осложнявшаяся частыми приступами депрессии.
«Натюрморт». 1947 Холст, масло. 105×77.Частное собрание

Скончался Алексей Владимирович в Риме 17 июля 1957 года. Похоронен на кладбище Тестаччо, где покоятся Ф.М. Матвеев, К.П. Брюллов, П.Н. Орлов, братья П.А. и А.А. Сведомские. Свои работы он завещал родине: «Тамара, запомни, если что, картины мои должны быть на родине. В Третьяковской галерее, в Вятском музее…»
«Лошади у стога». Первая четверть XX века. Холст, масло. 100 х76. (дар вдовы Государственной Третьяковской галерее)

Тамара Николаевна Исупова вернулась в Москву в 1966 году. Выполняя завещание мужа, она привезла его наследие в Россию. Около 300 живописных и графических произведений было передано в Вятку — в художественный музей, одним из основателей которого являлся мастер.
«Мать и сын». Первая треть XX века.Холст, масло. 79,5×63,1

Алексей Владимирович Исупов умер, чуть-чуть не дожив до семидесяти. Но помнят его разве что в Вятке, где главным образом и находятся его картины. Несколько работ мастера украшают коллекции музеев музеях Иркутска, Раменского, Тулы, Хабаровска, Ярославля, Бердянска.
«Кормление лошадей», 1944 год, холст, масло, частное собрание

А еще – в Риме (Национальная галерея современного искусства), а еще во Флоренции (галерея Уффици), а еще и в Миланской и Неаполитанской галереях…..
«Натюрморт. Мясо». Государственная Третьяковская галерея (дар Т.Н. Исуповой)

Вот таким он был, наш русский итальянец, волею судьбы вынужденный жить и творить вдалеке от родины, но никогда не перестававший считать себя РУССКИМ ХУДОЖНИКОМ….
«Золотая осень», средина ХХ века, холст масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .

18+ © 2013—2021. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.

Источник

Adblock
detector