Алексей леонов космонавт открытый космос
18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей ЛЕОНОВ во время полета на космическом корабле «Восход-2» 18-19 марта 1965 года. Командиром корабля был Павел БЕЛЯЕВ, Алексей ЛЕОНОВ — вторым пилотом.
Ракета-носитель с экипажем корабля «Восход-2» стартовала 18 марта 1965 года ровно в 10:00 по московскому времени с космодрома Байконур. Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера и начата подготовка к выходу в космическое пространство.
Шлюзовая камера корабля сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины как автоматически (с помощью специального механизма с электроприводом), так и вручную. Управление приводом осуществлялось с пульта.
В шлюзовой камере были размещены две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру и выхода из нее, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.
После выхода космонавта в космос, перед спуском на 3емлю, основную часть шлюзовой камеры отстреливали, и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде — имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого нужно было надеть скафандры и, разгерметизировав корабль, и высунуться в люк.
Для выхода в космическое пространство был разработан скафандр «Беркут» с многослойной герметичной оболочкой, с помощью которой внутри скафандра поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей и от возможных механических повреждений герметичной части скафандра. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космос.
Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Павел БЕЛЯЕВ с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться ЛЕОНОВЫМ с пульта, установленного в шлюзовой камере.
БЕЛЯЕВ наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. ЛЕОНОВ «вплыл» в шлюзовую камеру, а командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.
В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Алексей ЛЕОНОВ вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство.
Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.
В открытом космосе Алексей ЛЕОНОВ начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.
После выполнения ряда экспериментов Алексею Архиповичу была дана команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и ЛЕОНОВ не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного.
Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. ЛЕОНОВ стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. С большим трудом ЛЕОНОВУ удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами вперед, как положено.
Алексей Архипович находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея ЛЕОНОВА в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 9 секунд.
С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея ЛЕОНОВА в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.
После возвращения в кабину Алексея ЛЕОНОВА космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.
В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка.
Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.
Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 9 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Архиповичу ЛЕОНОВУ высшую награду — Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, а лётчику-космонавту СССР Павлу БЕЛЯЕВУ были вручены диплом и медаль ФАИ.
Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американских астронавтов. Первым американцем побывавшем в космосе стал Эдвард УАЙТ, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле «Джемини-4» (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.
Первый выход в открытый космос, совершенный Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ, стал очередной точкой отсчета для мировой космонавтики. Во многом благодаря опыту, полученному в этом первом полёте, сегодня выход в открытый космос является уже стандартной частью экспедиций на Международную космическую станцию.
В наши дни во время выходов в космос проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и целый ряд других операций.
Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура БЕКМАМБЕТОВА и Евгения МИРОНОВА на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея ЛЕОНОВА в космос. Фильм создан кинокомпанией «Базелевс» при поддержке Госкорпорации «РОСКОСМОС».
«Время первых» — это не документальное кино, в котором были бы скрупулёзно восстановлены события полёта космического корабля «Восход-2». Это скорее научно-фантастический фильм, в основу которого лег реальный полёт Павла БЕЛЯЕВА и Алексея ЛЕОНОВА. Фильм выйдет в прокат 6 апреля 2017 года.
Также, сегодня, 18 марта 2017 года, многие издания и интернет-порталы отметили историческую дату. Так, редакция газеты «Комсомольская правда» выпустила спецвыпуск, с титульной страницей, оформленной в стиле газеты 1965 года.
Источник
Алексей Леонов. Космонавт в открытом космосе капитализма.
В наше время понятие родина на первый взгляд не так уж и важно. Многие люди предпочитают какие-то корыстные интересы и ставят на первое место материальные ценности. Особенно это явление широко распространилось в среде молодежи. Доводилось ли вам слышать, как ругают современную молодежь? О, я неоднократно слышал высказывания о том, что раньше были другие люди. Честные, порядочные и вообще не люди, а просто золото. Сейчас же выросло совсем другое поколение, и оно нехорошее.
Однако осуждать молодых людей тут не за что. Можно написать высокопарные рассуждения о каких-то там нравах и временах. Тяжко вздохнуть, но дело в том, что эти времена и соответственно нравы создавало старшее поколение. То поколение, которое ещё вчера было советским. Те люди, что вступали в комсомол, клялись там в чём-то идя служить в армию. Опять же не стоит забывать и о присяге. И вот с наступлением новой эры они вдруг благополучно забыли о своей родине. Им стали безразличны все эти клятвы и присяги. И именно они своим примером и вдохновили современную молодежь быть такой, какая она есть.
Я думаю вам не надо рассказывать о том кто такой Алексей Леонов. Если же вы вдруг забыли, то пунктиром пробегусь по его пёстрой биографии. Во-первых, это космонавт №11. А во-вторых первый человек, вышедший в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР и по совместительству генерал-майор авиации.
Глядя на весь этот перечень регалий понимаешь, что ещё во времена СССР страна дала ему всё. Теория о том, что вот, человек добился всего сам, не работает применительно к тому роду деятельности, которым он занимался. Авиация и космонавтика это государственные отрасли, где места индивидуализму нет. Это целая совокупность различных производств и результат труда тысяч людей. И вот все эти люди ни в коем случае не вопреки, а именно благодаря руководству Советского Союза смогли и ракету запустить и выпустить человека в открытый космос. Собственно этим человеком как раз и стал Алексей Леонов. И здесь прослеживается очень любопытный момент. Это не он создал условия для работы учёных. Не он придумал и разработал костюм для той процедуры, благодаря которой вошёл в историю. По большому счёту он был точно таким же инструментом, как и условный гаечный ключ. Возможно, именно этим и объясняется его последующая деятельность.
Крушение Советского Союза повлекло за собой невероятные процессы. Тысячи вчерашних ученых оказались выброшены на улицу. Закрывались предприятия, и вчерашние работники заводов оказывались, никому не нужны. Наступила эпоха дельцов, где творческому человеку ловить было нечего. Ведь инженер он творец в своём роде. Просто не стихи сочиняет, а изобретает новую продукцию. Но в 90-е годы их труд был не востребован. Зато генерал-майор авиации и дважды Герой Советского Союза быстро сориентировался, как жить в новых реалиях.
Так вот уже в начале 90-х он устроился работать советником в «Альфа-Банк». Человек, который никогда не занимался экономикой, никогда не изучал банковское дело, вдруг появляется на должности советника. По-моему очень странный штрих биографии. Но самое тут удивительное то, что «Альфа-Банк» это частная контора. То есть деньги там считать умеют.
Просто представьте себе в теории, что у вас есть некое своё дело. Допустим, что вы зарабатываете миллиарды, но будете ли вы сажать на должность человека просто так? Тем более на должность советника. Там явно зарплата была не как у рядового менеджера. Вот то-то же. Здесь кроется что-то другое и, на мой взгляд, объяснение простое. Новой фирме нужно было лицо, которое имело вес в Советском Союзе, и было там популярно. Таким лицом как раз и являлся Алексей Леонов. В своих же интервью он отзывался негативно об СССР. Тем самым намекая своим соотечественникам, что новые реалии прекрасны. И впереди всех ждёт долгая и счастливая жизнь.
Пересказывать в сотый раз то, что происходило все 90-е у нас в стране бессмысленно. Кто жил, тот прекрасно всё это помнит. Но вы же не забыли с чего я начал свои размышления? Так вот возвращаясь к молодежи, мне хочется задать вопрос – а какие собственно к ней могут быть претензии? Ведь они росли, в том числе и на высказываниях вчерашних героев Советского Союза. Алексей Леонов отзывался о стране, которая дала ему вообще всё не самым лучшим образом. Это дело его, осуждать тут не за что. Все мы имеем разные точки зрения на какие-то вещи. Но удивляться, что современный молодой человек больше думает не о родине, а о личном обогащении тоже не стоит. Фундамент этого мировоззрения был заложен, в том числе и такими офицерами как Алексей Леонов.
К слову уже в нулевых годах Леонов занял должность вице-президента «Альфа-Банка». Что тоже говорит о многом. Такая вот судьба космонавта в открытом космосе капиталистических реалий. У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.
Источник
Алексей Леонов: невероятная история первого человека в открытом космосе
Советский космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, побывавшим в открытом космосе. Это произошло 18 марта 1965 года. В 10 часов утра космический корабль «Восход-2» с находящимися внутри пилотом Алексеем Леоновым и командиром Павлом Беляевым стартовал с космодрома Байконур.
На протяжении всей истории своего существования люди стремились не только узнать о космосе как можно больше, но и побывать в этой будоражащей темноте. И вот ожидаемое событие произошло: первый человек в открытом космосе. Превращение мечты в реальность осуществил советский космонавт Алексей Леонов. 18 марта 1965 г. смельчак шагнул из шлюза космического корабля «Восход-2» в бездну, оказавшись от Земли так далеко, как до этого не удавалось никому.
Подготовка к полёту
Разразившаяся после Второй мировой войны гонка вооружений между Советским Союзом и Соединёнными Штатами постепенно становилась всё шире. Так, в 60-х гг. она распространилась за пределы планеты и продолжилась в космосе. Если с первым полётом человека в космос СССР опередил потенциального противника, теперь предстояло решить следующую задачу: совершить выход космонавта в открытое пространство.
Корабль «Восход»
Для того чтобы советский космонавт смог выйти в открытый космос, нужен был большой и надёжный корабль, способный продержаться там длительное время и самостоятельно вернуться на Землю. В качестве опытного образца был взят уже испытанный вариант «Восхода». Вторая модель была более доработанной, имела не только большую по площади кабину, в которой смогли свободно разместиться двое взрослых, облачённых в скафандры, но и отличалась другими характеристиками.
Модель имела надувной шлюз, предназначенный для того, чтобы при выходе космонавта не разгерметизировать весь корабль. В момент посадки она отделялась и облегчала вес на 250 кг, экономя топливо.
Экипировка космонавта
Скафандры «Беркут», разработанные НПО «Звезда», испытывались в самолёте «Ту-104», салон которого был переоборудован в виде макета внутренностей «Восхода-2». Тренировки совершались во время коротких перелётов, проходящих по параболической траектории, необходимых для того, чтобы создать состояние невесомости.
За спиной космонавта находился ранец с необходимой системой жизнеобеспечения — таким образом, вся конструкция весила более 100 кг. Для того чтобы оценить сложность передвижения для первых советских космонавтов, следует добавить, что вся конструкция была очень неудобной. Например, для банального сжатия пальцев в кулак требовалось приложить усилие, равное 25 кг. По неофициальной версии, Алексей Леонов имел лучшую физическую форму, что и повлияло на окончательное решение в выборе его кандидатуры.
Полёт
18 марта 1965 г. в 10 часов утра космический корабль «Восход-2» с находящимися внутри пилотом Алексеем Леоновым и командиром Павлом Беляевым стартовал с Байконура. Уже на земле они были облачены в скафандры — при необходимости оставшийся внутри смог помочь напарнику возвратиться на корабль. Когда они оказались на орбите, была надута шлюзовая камера, но действия, направленные на выход в открытое пространство, начались, лишь когда корабль пошёл на второй виток.
Когда Леонов покинул шлюзовую камеру, его организм подвергся значительным нагрузкам, проявившимся тахикардией, гипертермией и гипергидрозом. Всё это время сердце билось в бешеном ритме, достигая 165 ударов в минуту.
«Вышел, посмотрел — впереди Черное море, Румыния, Италия, голову поднял — Балтийское море и Куршская коса. И тихо-тихо. Я слышу, как бьётся моё сердце, слышу своё дыхание. И вдруг в этой обстановке Левитан: «Внимание-внимание! Человек вышел в открытое космическое пространство и находится в свободном плавании». У меня первая мысль — о ком это он?», — шутил он после полёта.
В общей сложности советский космонавт, впервые в мире побывавший в космосе, 5 раз отдалялся от шлюза на максимальную длину фала 5,35 м. В открытом пространстве он пробыл 12 минут 9 секунд.
Возвращение героя на Землю
Процесс приземления должен был начаться после того, как корабль облетит Землю 17 раз. Однако снова произошло непредвиденное обстоятельство — автоматическая система посадки не запустилась. В результате, экипаж получил разрешение сажать вручную. Произошло это на 18-м витке.
19 марта в 12:02:17 «Восход-2» приземлился в тайге, между Соликамском и Пермью. Сложные климатические и географические обстоятельства стали причиной того, что первые спасатели добрались до них лишь к вечеру следующего дня, а эвакуация началась лишь 21 марта. На следующий день, после расчистки площадки 70 х 200 м посреди заснеженной тайги был вывезен и «Восход-2».
Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов. Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьей в соц. сетях.
Источник