Алиса. «Для тех, кто свалился с Луны» (1993)
«Всем, кому полнолунье наполняет сердца тоской о потерянной родине и гонит из сонных домов в ночь – чистую, трепетную, вечно юную ночь, к вам, цветы не от мира сего, к вам, упавшие с Луны братья и сёстры, обращаю я слово своё: я проведу вас тропой тайны, где на лесных полянах из трав заповедных готовят напиток любви колдуны, где раз в году цветок папоротника лопается красным сполохом, где ты – это я, я – это ты, там и только там МЫ ВМЕСТЕ !» (К.Кинчев)
Эта пластинка, вне всяких сомнений, магическая, и она действительно – «для тех, кто…». Недаром ассоциативной ссылкой к ней значится «Степной волк» Германа Гессе. Ранней осенью 1992-го стало известно о том, что долгожданная новая студийная программа «Алисы» записана, сведена и вот-вот будет издана. Я помню, как на радио «SNC» состоялась «секретная» премьера первых трёх песен, в альбомном порядке – в передаче «Армия Алиса», ведущей которой были супруга Константина Кинчева – Александра и вдова СашБаша – Анастасия Рахлина. Но выход альбома откладывался – возможно, из-за работы художника над обложкой (одной из лучших, я считаю, обложек у нас – но здесь надо сделать уточнение, что я имею ввиду первое издание, со стилизованными вариациями рисунков Ивана Билибина к русским народным сказкам, а не последующее переиздание с совершенно другим уже оформлением и бонус-треком 1996 года), а возможно (и скорее всего) из-за подготовки большой концептуальной концертной программы — и ставшей, собственно, презентацией диска. На концерт пришлось ехать в конвоируемой гопниками и ОМОНовцами электричке (а затем в забрызганном кровью и осаждаемом местной урлой обледенелом автобусе) в Сетунь, в УДС «Крылья Советов». В моём случае было это 16 февраля 1993 года, и было это весело – кто выжил тот помнит, что такое был поход на концерт «Алисы» в конце 80-х/начале 90-х. Но сейчас речь не об этом, а о том, что программа была хороша до чрезвычайности – правда, с «гуляющим» по всему спорткомплексу звуком – приходилось «ловить», в прямом смысле, зоны лучшей слышимости. Затем, впрочем, вышла качественная видеоверсия данного действа, и зато хоть на ней всё — слава богу. Программой «Для тех, кто свалился с Луны» завершился большой (возможно, лучший) отрезок Пути одной из сильнейших наших рок-групп – в том же году, в День Космонавтики, выбросился из окна чрезвычайно одарённый гитарист «Алисы» Игорь «Чума» Чумычкин, а вскоре группу покинул, посвятив себя религии, клавишник и автор собственных удивительных песен Андрей Королёв. Эти два человека, по большому счёту, не говоря о Константине Кинчеве, безусловно, и сделали «Алису» тех лет — «АЛИСОЙ»: если говорить о чём-то большем, чем музыка.
На альбоме собраны песни разных лет: например, «Маленький, забытый всеми театр», «Республика» и «Для тех, кто свалился с Луны» – это середина 80-х, «Камикадзе» и «Плач» — самое начало 90-х, московская премьера песни «Смутные дни» состоялась в июне 1991 года на презентации концертного альбома «Шабаш».
В красивой дорожной песне «Кибитка», впервые «обнародованной» в тех же «Крыльях Советов» 16 мая 1992-го на легендарном трибьютном концерте «Бригады С» «Всё это рок-н-ролл», звучит столь узнаваемая скрипка покойного ныне питерского музыканта Никиты Зайцева («ДДТ»).
«ДЛЯ ТЕХ, КТО СВАЛИЛСЯ С ЛУНЫ» (1993) :
сторона 1 – «Для тех»: 1.Театр 2.Для тех, кто свалился с Луны 3.Республика 4.Камикадзе
сторона 2 – «О тех»: 5.Кибитка 6.Смутные дни 7.Плач 8.Пасынок звёзд.
Диск имел красиво оформленный внутренний конверт (что в нашей стране было достаточной редкостью даже в начале 90-х). Прикол: на стильном чёрном «яблоке» грампластинки песня «Плач» значилась красивыми серебристыми литерами как «Палач». Впервые явленная в дни прощания с лидером «Зоопарка» Майком Науменко в августе 1991-го, содержащая прямое цитирование Александра Башлачёва, песня эта и стала необычайно лиричным, щемящим сердце реквиемом по Великой Эпохе Героических Весьмидесятых. Начиналось новое время.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 23.09.2005. Dire Straits. «Brothers In Arms» (1985)
- 20.09.2005. Мумий Тролль. «Морская» (1996)
- 16.09.2005. Аквариум. «Радио Африка» (1983)
- 14.09.2005. Nautilus Pompilius. «Родившийся в эту ночь» (1990)
- 12.09.2005. Мара. «Откровенность» (2003)
- 09.09.2005. Крематорий. «Живые и мёртвые» (1989)
- 07.09.2005. Black Sabbath. «Sabbath Bloody Sabbath» (1973)
- 05.09.2005. Алиса. «Для тех, кто свалился с Луны» (1993)
- 03.09.2005. Сплин. «Коллекционер оружия» (1995)
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
АЛИСА — история альбома «Для Тех, Кто Свалился с Луны» (1992)
«Только для сумасшедших,
плата за вход — разум.»
(Герман Гессе)
«Для тех»:
Доктор (К. Кинчев) — голос
Шатл (А. Шаталин) — гитара
Чума (И. Чумычкин) — гитара, голос
Королевич (А. Королев) — клавиши, голос
Граф П. С. Самойлов — бас, голос
Шаровая Молния (М. Нефедов) — барабаны
Н.Зайцев — скрипка (5)
Певчие православных церквей (8):
Анатолий Кулешов
Виктор Балкаров
Андрей Журавлёв
Юрий Вишняков
Записан на ВПТО «Видеофильм» (Москва) в 1992, издан фирмой «Мелодия» на MC, CD, LP и VHS (концерт-презентация альбома);
В 1997 г. альбом был переиздан фирмой «Extraphone» с дополнительным трэком — песней «Ямщик», написанной Кинчевым на стихи В. Высоцкого (трэк 6 — между «Кибиткой» и «Смутными днями»).
Звукорежиссеры — А.Худяков, Д.Канов, Ю.Шлапаков
(c) (p) 1993 Moroz Records MR 2011 [LP]
(c) (p) 1993 Moroz Records MR 93005 [CD]
(c) (p) 1994 Moroz Records MR 94013 [MC]
(c) 1997 РАЙС-ЛиС_C [MC, CD; bonus track: «Ямщик»; новая обложка].
Из интервью с К. Кинчевым, газета «Шабаш», январь 1992:
— …что с новым альбомом?
— Так вот мы сейчас все время и занимаемся тем, что готовимся к записи. Альбом будет называться «Для Тех, Кто Свалился С Луны».
— И чем он будет отличаться от предыдущих?
— Прежде всего, самой концепцией. Это, я так для себя определил, как бы черная романтика.
— Что туда войдет?
— Соответственно «Для тех, кто свалился с Луны», «Маленький, забытый всеми театр», я не знаю, как она будет называться, во пока такое название. «Плач». Она уже существует в электричестве. За последнюю пару недель на точке у КОРРОЗИИ плодотворно поработали, сделали две песни — «Камикадзе» и «Смутные дни». Остальное — «Это республика», «Наш дух» — все было уже сделано раньше, в Питере.
— И когда вы все это планируете?
— В феврале, я думаю, нет, а вот в марте наверняка засядем в студии. К лету должны закончить. Отдохнем и будем готовиться к туру. Хотелось бы все-таки проехаться по всей стране с новой пластинкой. Концерт где-то часа на два.
— Новая пластинка также, будет за свой счет, как «Шабаш»?
— Да. То есть мы хотим все делать исключительно своими силами. Как «Шабаш».
— АЛИСА-Рекордз.
— Типа того. Вов под «Шабаш» брали деньги, ссуду определенную…
— Так выплатили же ее давно.
— Выплатили. Я к тому, что так можно работать.
***
Из интервью с К. Кинчевым, газета «РК-презент», январь 1993:
— Знаю, что группа долго работала в студии. Скоро ли выйдет новая пластинка?
Кинчев. Новая пластинка выйдет по всей видимости, в начале 1993 года и будет называться «Для тех, кто свалился с Луны.» Сейчас мы зняты оформлением конверта и вкладки. Как только закончим, в течение 45 дней будет отпечатан тираж.
— Расскажи подробнее об этой работе, в чем будет заключаться ее философия?
Кинчев. «Для тех, кто свалился с Луны» — по-моему, тут все сказанно в самом названии. Другими словами, для тех, кто не от мира сего. А эпиграфом ко всей паботе мы взяли слова Германа Гессе: «Только для сумасшедших! Плата за вход — разум». Поэтому сразу предупреждаю, чтобы родители всячески препятствовали своим детям и не разрешали им покупать нашу пластинку. Потому что, не дай Бог, съедет крыша. Так что те родители, которые заботятся о будущем своих чад, должны не допустить, чтобы их дети услышали наш альбом. Помните: «Плата за вход — разум».
И еще. По канту альбома будет написано пожелание, которое звучит примерно так:
«Тем, кому полнолуние наполняет сердца тоской о потерянной Родине и гонит из сонных домов в ночь, чистую, трепетную, вечно юную ночь. Вам цветы — не от мира сего. Вам, упавшие с луны братья и сестры, обращаю я слово свое! Я проведу вас тропою тайны, где на лесных полянах из трав заповедных готовят напиток любви седые колдуны; где берегами рек блестят костры и звенит смех простоволосых девушек; где раз в году, налитой соком, лопается красным всполохом цветок папоротника; где ветер, разгорясенный бешеной пляской, срывает с хороводов одежды и делает танец простым и свободным; где любовь — это только воздух, воздух — верхушки деревьев, да сабли рек где-то там далеко-далеко внизу; где ты — это я. Я — это ты. Там, и только там, — мы вместе!»
— Здорово! И все это на обложке уместится?
Кинчев. Все уместится. Да еще и луна, лешии, Баба-Яга, избушка на курьих ножках, ну и мы сами, конечно.
***
Рассказ К. Кинчева, его жены и басиста АЛИСЫ П. Самойлова о записи альбома:
Кинчев: Я по этому альбому ничего припомнить не могу. Всё, как один день. О! Помнишь, Петруха, как мы с тобой в Гжель собирались? Мы репетировали тогда «Плач», вот это место: «Где на рассвете звездой я встал».
Саша: А Вера тогда маленькая была совсем, ей полгода было. И пока они репетировали восемь раз подряд вот это место, она все тужилась в кровати, пытаясь встать. И вот ровно на этих словах она в первый раз в жизни и встала.
Пётр Сергеевич: «Для тех, кто свалился с Луны» — серьёзнейшая была работа, там тоже попарились. Мы тогда катались по всей стране, зарабатывали деньги и половину всего дохода отправляли в этот альбом. И так: полгода катались — полгода работали на студию.
Кинчев: А запись происходила также на «Видеофильме». Петь, расскажи.
Пётр Сергеевич: Я не помню.
Кинчев: Ладно, я сам расскажу. Запись альбома происходила на территории бывшего особняка баронессы фон Мекк. Чем ценна эта женщина, она безвозмездно, поскольку Пётр Ильич определённой ориентации был человек, финансировала все проекты Чайковского. А потом этот особняк перешёл во владение небезызвестной личности по фамилии Берия, где он пытал людей, насиловал женщин и делал всяческие гадости. Поэтому эта студия обладала некой нехорошей энергетикой.
…Пётр Сергеевич: Альбом хороший записали.
Кинчев: В этот момент, когда мы его писали, а писали дико долго, всю весну и лето, и вот в это время мы впервые поехали в Иерусалим. Вот это очень важно, потому что это был поворотный момент. Иерусалим меня вставил очень сильно. Я приехал и после этого крестился.
***
Интервью с К. Кинчевым, «Музыкальный Олимп», октябрь 1994 г.:
— Почему предыдущий альбом был таким мягким, я бы даже сказал лиричным?
— Я сам человек нежесткий, решил немного приоткрыть свой внутренний мир. Послание это предназначалось не всем — прежде всего людям не от мира сего, поэтому и называлось «Для тех, кто свалился с Луны».
А.Худяков: — Следующим альбомом стал «Для тех, кто свалился с луны» (одна сторона — для тех, а другая — о тех). Вся драматургия альбома от первой до последней песни очень четко выстроена с расчетом на театрализацию.
…Что же касается аппаратуры — то это был первый альбом Алисы, где использовались сэмплерные пачки, из которых мы собирали многоголосье. Кроме того, здесь было много работы с секвенциями: клавишник Андрей Королев, очень самобытный музыкант, провел практически всю сессию записи в аппаратной и многое из того, что он там сделал, присутствует на пленке. Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что «Для тех, кто свалился с луны» стал альбомом, на котором Алиса испробовала многие модные фишки, связанные с новыми технологиями. Кроме того, это был последний альбом, который не мастерился.
К. Кинчев: — Делали его там же, на Видеофильме, но в отличие от «Шабаша» аранжировки создавались непосредственно в студии.
А.Худяков: — Альбом чисто студийный. И только после студии, уже в отработанном виде он пошел на концертной площадке.
— Сколько времени заняла студийная работа, ведь за плечами уже имелся опыт?
К. Кинчев: — Мы могли бы писать долго. Начали в феврале, но в конце осени Андрей стал гнать и мы быстренько все свели.
А.Худяков: — Хорошо, что успели, потому что на студии начали ругаться и нам не дали бы закончить.
***
Из интервью К.Кинчева для портала Звуки.ру, февраль 2013:
Звуки: «Для тех, кто…», возможно, единственная пластинка Алисы, в которой явно слышны фолк-роковые интонации. Что тогда побудило Вас обратиться к этим мотивам, и что вообще инспирировало запись пластинки?
КК: Есть альбом, его надо записать. Никакой «инспирированности». И никакого фолк- рока в этом альбоме, тоже, нет.
***
Этот альбом стал последним выпущенным на виниле все последующие издавались только на кассетах и CD.
_______________________________________________________________________
Источник