Обзор вселенной «JoJo’s Bizarre Adventure». Часть 7 из 8: Steel Ball Run
Предисловие: До конца года осталось меньше месяца, и я планирую в этот период уместить последних два обзора по вселенной ДжоДжо. Должно получиться, учитывая, что больше не будет материалов длинной с обзор звездопыльных крестоносцев или разбить алмазы невозможно. Вы уже к этому привыкли — Spoilers Alert! Ну и небольшое количество букаф.
Приветствую тебя, всадник, на лихой дороге этой удивительной вселенной. На прошлом повороте Араки свернул не туда, и мы увидели ужасное завершение старой вселенной с полюбившимися нам персонажами. Теперь этот неугомонный мангака решил поиграть на чувствах ностальгии фанатов и выдал совершенно новую историю, запихнув туда ошмётки старых героев. Куда же теперь привела нас дорога, по которой, упав с лошади, скатился каменный океан?
Полностью сломав свою вселенную, Араки решил вернуться к истокам своей деятельности: когда он писал вестерн-мангу и первые части ДжоДжо. Словно Pikotaro, скрещивающий Pen-Pineapple-Apple-Pen, он соединил эти абсолютно разные концепции воедино. Теперь же, остатки знакомых нам героев встречаются друг с другом на диком западе. Со сменой большей части того, что мы любили в ДжоДжо (Качки, рояли в кустах и забытые Араки способности главных героев), сменился и тон повествования. Бизаррные сражения, стенды и интересные персонажи никуда не делись, просто основной упор сделан на психологии и поведении героев и раскрытии сложных общественных тем (расизм, религия, власть и т.д.).
Разумеется, проработка персонажей требует большого количества времени. Это вам не Stone Ocean писать. Weekly Shonen Jump, как уже понятно из названия, выходил раз в неделю, а значит, требовал от автора еженедельной отдачи. Ultra Jump же выходил ежемесячно, и поэтому, часто ленясь, можно было выпускать главы не так часто, как раньше. Выпустив несколько глав в еженедельнике, Араки понял, что так работать он не может, и переехал в другой журнал от того же издательства.
Хоть мы и потеряли старых персонажей в той вселенной, на смену им пришли их аналоги из первых трёх частей. В них угадываются отдельные черты любимых нам героев, но стали ли они от этого хуже? Не думаю, поскольку старые герои были ходячими клише. Здесь же любой персонаж — это полноценная личность со своими плюсами и минусами, а так же характером, понимая который, мы понимаем и самого героя.
Первая глава Steel Ball Run (Наконец-то Араки перестал пихать в название манги имена и фамилии Джостаров, клички домашних животных их родственников и краткое описание сюжета) увидела свет 2 февраля 2004 года. Вплоть до 19 апреля 2011 вышло 95 глав, объединённых в 24 тома. Да, глав очень мало — меньше чем у Stardust Crusaders, но больше, чем в Battle Tendency. За то SBR поставил рекорд по количеству томов. Смог ли Араки после провального каменного океана завлечь читателей новой вселенной со старыми правилами или новую, но любимую вселенную JoJo’s Bizarre Adventure ждал очередной провал?
1890 год. Эпоха первых автомобилей и железных дорог. На фоне угасающего интереса к лошадям, Стивен Стил проводит гонку невиданных масштабов. Участники соревнования любым способом (кроме поезда), должны пересечь Америку от Сан-Диего до Нью-Йорка. Победителя ожидает приз в размере 50 миллионов долларов.
Одним из участников является Джайро Цеппели — итальянец, которого в Америку привела жажда денег (На самом деле, его мотив был немного иной, но давайте для простоты пока остановимся на этом). Продемонстрировав уникальную технику своей семьи — закручивание стальных шаров (No homo), он натыкается на инвалида, который прикоснувшись к ним на несколько секунд смог ходить. Дабы выведать секрет этого чуда у Джайро, инвалид также принимает участие в гонке. И да, этот инвалид — Джонни Джостар.
Перед тем, как перейти к анализу персонажей, вкратце расскажу о системе этой вселенной. Тут всё так же есть стенды, а способность закручивать шары — спин, является аналогом хамона из первых частей. И, конечно же, Цеппели «заморской технологией» владеет лучше, чем Джостар. Но давайте в первый и последний раз за эту часть поругаем Араки за пару вещей. Первое — изменённый концепт гонки. В самом начале нам рассказали о правилах — кто первый достигнет Нью-Йорка, то и победитель. Затем он зачем-то вводит контрольные точки и результаты на них. То есть теперь, даже если ты прискачешь первым в Нью-Йорк, то это ещё не значит, что ты победитель. Тебе нужно прийти первым на большинстве контрольных точек до Нью-Йорка и, тем самым, получить очки. Чем больше очков — тем выше ты в турнирной таблице. Заметили, как сильно это контрастирует с изначальной задумкой? Ну и второе — это стенды и спин. Если изначально спин нам показывали как просто технику владения закручиванием шаров, то в ходе развития сюжета выясняется, что спин — это способность стенда. Каким образом у разных людей появилась одна и та же способность стенда — спин, нам не объясняется. Да, до этого уже были стенды со схожими способностями — The World и Star Platinum (Кулаки и остановка времени), но там это обусловлено телом Джонатана, в которое Дио воткнул стрелу, тем самым обозначив, что у родственников могут быть похожие стенды (Hermit Purple Джозефа и та фигня на спине у Холли). Но Джайро и Джонни вообще не родственники. Они даже не из одной страны. Оставим это на совести Араки. И да, теперь стенды получаются не из стрелы.
Теперь же перейдём к персонажам. Первый на очереди — Джонни Джостар. Я уже шутил на тему, что в героях становится всё меньше силы, так в этой части герой начинает со способностями со знаком «минус». Он парализован ниже спины и участвует в гонке по двум причинам. Первое — выведать секрет спина у Джайро, что позволил ему ненадолго, но ходить. Второе — показать своему отцу, что он действительно достойный сын. Помните отца Джонатана — Джорджа, что любил Дио больше, чем своего сына? Так вот тут всё ещё хуже. Не стану это описывать более подробно, но, думаю, что суть вы уловили. И по сравнению с предыдущими двумя Джостарами — Джорно (Просто давайте считать, что он Джостар) и Джолин, Джонни действительно лучше проработан как персонаж. Из мерзкого паренька, который получил по заслугам по законам дикого запада, он вырастает в действительно интересного героя сей истории. Но у этой манги такой герой не один.
Вторым же героем этой истории является Джайро Цеппели. Парень из Италии, что прибыл в Америку ради спасения маленького мальчика, которого собирались казнить. Деньгами за гонку, да и статусом победителя, он собирался отменить эту казнь. Если сравнивать Джайро с давно забытыми Уиллом и Цезарем, то по характеру он ближе ко второму, хоть и обучает Джостара как Уилл. По своей значимости и участию в сюжете он также является главным героем SBR. Хоть особого роста, как персонажа у него нет, но с его помощью растёт ДжоДжо как протагонист.
Вот что мы точно ждали со времён Stardust Crusaders — так это одинаково хорошей проработанности главных и второстепенных персонажей. Если Полнарефф имел достаточные мотивы для приключения, как Джотаро и Джозеф (Какёина и Абдула мы благополучно опустим), то в четвёртой части второстепенные персонажи ну такие себе. Окуясу — история Какёина, но тупее. Коичи — Араки забыл, что у него должна быть любовная линия с Юкако. Рохан — просто «камео» автора в манге. Джотаро — очень слабый второстепенный герой (Ха, двойной смысл). Золотой ветер — Джорно как гг смотрится слабо, но очень сильный пул банды Бучелатти. Каменный океан — тут плохо всё, и Джолин, и её помощники. Что мы имеем в SBR? Хот Панц. Нет, так назвал её Араки, а не я. Девушка, которая в начале чуть не казнила главных героев, стала помощником в их дальнейших приключениях. И точно так же, как и они, она имеет собственные мотивы для участия в гонке. Оказывается, что в местах, где проходит маршрут соревнования, лежат останки некоего святого (Чуть дальше по сюжету нам расскажут, что это останки Иисуса), которые при соприкосновении с телом живого человека дают различные способности. Церковь, чтоб эти останки не попали в чужие руки, отправила Хот Панц собирать эти мощи, а заодно и денег раздобыть.
Раз уж начали с женских второстепенных персонажей, то ими и продолжим. Люси Стил — жена Стивена Стила, организатора гонки. Да. четырнадцатилетняя, но жена. Нет, её муж не педофил, просто у неё судьба тяжёлая. И вообще, девчонка была втянута в опасную игру, где на кону стояла жизнь и судьба её, её мужа, Хот панц, Джонни и Джайро, и вообще всей Америки. так что она является «тёмный лошадкой» данной «сюжетной гонки». Про Стивена Стила ничего сказать не могу, так как он больше был жертвой обстоятельств, чем двигателем повествования.
Ну и куда же без каноничного злодея. Диего или Дио Брандо. Поначалу он может у вас вызвать смешанные чувства, вроде «Ну он не совсем говнюк, как в Phantom Blood или Stardust Crusaders», но гоните эти мысли прочь. Дио есть Дио. Пусть по канону он и злодей, но в SBR он пешка более умелого игрока. Пешка, в конце своего пути, хоть и ненадолго, превращающаяся в королеву (Нет, он не стал женщиной, но от того, каким он предстал в конце, по щеке прошла скупая фанатская слеза).
А вот и настоящий злодей сей истории. Фанни Валентайн — президент США и охотник за останками Иисуса. Со времён Киры мы не видели злодея, который бы действительно был угрозой для героев. Дьяволо — появился только в конце и с ним довольно быстро разобрались. Пуччи — ну при слитом Джотаро, любой злодей третьего эшелона представляет угрозу. А тут и президент, имеющий огромную власть и обладающий по-настоящему имбовым стендом — Dirty Deeds Done Dirt Cheap или же D4C. В этот раз Араки решил не выдавать главгаду стенда, управляющего временем. Он сделал лучше — это стенд, управляющий пространством. Пусть он и не такой фрик как Йошикаге и не такой харизматичный, как Дио из первой и третьей части (Если честно, Диего Брандо тоже не настолько харизматичен, как его предшественник), но он первый злодей с серой моралью. Фанни одновременно хочет, чтобы все в его стране жили счастливо, но идёт он к этому любыми способами, даже если придётся жертвовать чужими жизнями. А не просто злой, потому что злой.
Что же мы получили в итоге? Лучшую часть, которая не забыла свои корни, придерживается правил оригинальной вселенной, с достойной сюжетной линией, замечательно проработанными персонажами и всего лишь парой косяков Забываки. Steel Ball Run можно читать даже без знакомства с предыдущими творениями мангаки в этой вселенной. Она всё равно принесёт вам приятные эмоции и захватит на несколько дней увлекательного чтения.
Я решил написать про данное ранобэ здесь, чтобы этот обзор был не очень коротким и рассказывал не только про мангу. Раз в Steel Ball Run было всё замечательно и прекрасно, то тут мы достигли дна того, что выходило по вселенной JoJo’s Bizarre Adventure. Знакомьтесь, ранобэ Jorge (Читается не как «Джордж», а как «Хорхе») Joestar. Дьявольское отродье Отаро Майдзё изрыгнул это писание 19 сентября 2012 года. И это худшее, что я вообще обозревал. Чем же плоха данная книга?
Перед вами типичная иллюстрация романа. Знаю, King Krimson выглядел стрёмно и в оригинале, но тут иллюстрацией занимался даже не Боинго. Какие-то невнятные очертания Дьяволо, будто это скетч, вылетевшие из орбит глаза стенда и очень странные блики на этих же глазах. Видимо, на Араки бюджета не хватило, раз он иллюстрировал все ранобэ, кроме этого. Хотя, будь я автором вселенной, по которой написали фанфик с убогим сюжетом, то я тоже не стал сотрудничать. Кстати, о сюжете.
Сюжета тут два и они разные. Один из сюжетов рассказывает про Хорхе Джостара, его службу в королевский военно-воздушных силах и атаку зомби. Второй из сюжетов — про Джоджи Джостара, который встретил 36 Карсов на Марсе. Хотите знать, как они туда попали? Вариант с Илоном Маском интересный, но нет. Пуччи 36 раз рестартил Землю, а Карс был в космосе. Таким образом Пуччи сделал 36 марсоходов. Если вы думаете, что я взял самые странные моменты из ранобэ, то вы ошибаетесь. Это капля в море безумия и наркотиков, которые принимал автор. Кто-то скажет «В оригинале тоже творилась дичь. Вспомни инопланетянина из DiU». С этим аргументом я соглашусь, но частично. инопланетянин стал жертвой сюжета, когда Араки просто решил не продолжать сюжетные линии второстепенных персонажей. Да и случай с инопланетянином был единичным. А тут это в каждой главе. Да, приключения у ДжоДжо «биззарные», но «биззарные» они только потому, что ситуация складывается в пользу героев и при этом не нарушает законов этой вселенной. По тем же законам работает рояль Араки, который вылезает из кустов в самый нужный момент. В Хорхе Джостаре рояль стал гитарой, побывал на луне и построил свой лунапарк с блэкджеком и Бендером.
Конец близок. В последнем обзоре по этой вселенной мы узнаем, где слишком долго плавал моряк и почему без хила часть плоха.
Источник
Обзор вселенной «JoJo’s Bizarre Adventure». Часть 6 из 8: Stone Ocean
Предисловие: После долгого перерыва необходимо пройтись галопом по Европам и всё-таки завершить обзор вселенной. Потому что не очень-то хорошо потратить почти полтора года на текстовый разбор «небольшой» франшизы. Как всегда Spoilers Alert! А букаф тут не очень многа, по сравнению с прошлыми частями.
Всем привет. Наверняка вы сталкивались с такой аксиомой — всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Не обошло это стороной и ДжоДжо. Из «золотых времён» этой вселенной мы попадаем в тот период, когда идеи заканчиваются, переплюнуть прошлые успехи становится сложнее и даже Араки начинает забывать по-крупному. И не смотря на то, что у Stone Ocean есть свои фанаты, мне бы хотелось сравнить её с предыдущими частями и показать, почему от неё не получаешь тех же эмоций, что и от предыдущих пяти. Манга-ридерам шалом, а аниме-онли я предупредил в предисловии.
Неугомонный Хирохико Араки решил вновь сменить место действия части, перенеся похождения нового ДжоДжо в Америку. Ранее Соединённые Штаты уже появлялись во вселенной, но это было давно (В Battle Tendency) и неправда. Однако вместо того, чтобы показать нам знакомые места, мангака запихивает гг в камерную обстановку — тюрьму Green Dolphin Street во Флориде.
Но новый ДжоДжо не совсем прост, ведь она новая ДжоДжо, то есть женщина. В принципе, можно понять задумку Араки, ведь каждый гг был чем-то новым для читателя: джентльмен Джонатан, пройдоха Джозеф, бунтарь Джотаро, модник Джоске и мафиозник Джорно. Учитывая то, что из части в часть герои где-то теряли мышечную массу, то женский персонаж является «очередной ступенью эволюции главного героя» в ДжоДжо.
А если серьёзно, то на Араки вновь снизошло «вдохновение» в виде Сары Коннор из второго Терминатора. То бишь, мангака вернулся к истокам, когда за основу гг первой части брал Шварценеггера. Араки посчитал, что за 12 лет, с момента выхода Phantom Blood, мир кардинально изменился во взглядах и теперь идеалом главного героя становится сильная и независимая женщина. В этом плане мангака опередил своё время, ведь эпоха, когда борцы за социальную справедливость требовали пихать сильных женских персонажей куда надо и не надо, наступила гораздо позже.
Первый день нового 1999 года порадовал фанатов ДжоДжо первой главой новой части: JoJo’s Bizarre Adventure Part 6 Jolyne Cujoh: Stone Ocean (Ну, мы почти добрались до части без подзаголовка с именем главного героя. Хоть последние два слова совпадают с названием части на сто процентов). Вплоть до 21 апреля 2003 года вышло 158 глав (Что на одну больше, чем в Vento Aureo), объединённых в 17 томов издательства Shueisha. Является ли Каменный океан успешной частью, не посрамившей успехи предыдущих частей, или пересадка со стероидов на тюремную койку под руководством Араки всё же имела свои недочёты?
2011 год. Дочь Джотаро — Джолин Куджо обвиняется в преступлении, которого она не совершала. После вынесения приговора, её временным домом становится тюрьма Green Dolphin Street. Спустя некоторое время Джолин навещает отец и говорит, что её заключение было подстроено кем-то. А уже потом выясняется главная цель помещения Джотаро и Джолин в тюрьму — уничтожить весь род Джостаров.
Кем же является эта ваша Джолин Куджо? Это девятнадцатилетняя дочь Джотаро и какой-то женщины (Серьёзно, Араки не придумал матери имя), унаследовавшая характер своего отца. И всё. Мне серьёзно больше нечего про неё сказать. Араки не заморачивался придумывать ей характер, так зачем мне заморачиваться её описывать? Да, я прекрасно понимаю, что мангака хотел показать конфликт отцов и детей, и как бы ни старалась Джолин максимально быть не похожей на своего отца — она всё равно идёт по его стопам. Но серьёзно, дайте ей кепку, пальто и цепь и у вас получится Джотаро с правилом 63. Даже Джоске и Джорно были не похожи характерами на своих родителей. Но тут-то прям один в один.
Прежде чем переходить к друзьям Джолин, я бы хотел остановиться на её бате. Так сливать персонажа, который в 17 лет останавливал столетнего вампира, а сейчас не может заюзать тайм-стоп — ещё постараться надо. Я молчал про него в четвёртой части, потому что в нём тогда не было такого запала: мать не стояла на таймере в 50 дней, и можно было целую вечность потратить на поиски Киры. Но сейчас-то твоя дочь угодила в тюрячку. И он даже не напряжётся. Да, в Каменном океане нам показывают, как он её очень редко навещает, но вспомните отношения Джотаро с матерью в Стардастах — там он прямо в лицо ей говорил, какая она плохая, но рвал жопу ради её спасения. Ну, или если сам уже не может, не молодой всё-таки, то пусть напряжёт фонд Спидвагона. Ах, да…
Я часто в этом обзоре буду отсылаться к прошлым частям, потому что, мать его, Араки всё забыл, но я-то помню. А вы помните? Помните, как ближе к середине третьей части фонд Спидвагона подогнал героям субмарину, которую они благополучно утопили? Помните, как в Египте стардасты получили Игги, но потеряли двух работников и вертолёт? Помните, как в четвёртой части выделили целую яхту для перевозки Джозефа из Америки в Морио, потому что дед бы ещё один самолёт угробил? Так в этой части фонд Спидвагона не может отмазать Джолин от тюрьмы. Только задумайтесь, мультимиллиардная компания, которая в своих кулуарах содержит останки человека из колонн, проигрывает гею-священнику в плане денег, чтобы отдать/не отдать кого-то под суд. Зато передачки из тюрьмы вывозить на голубях и содержать Джотаро в вегетативном состоянии они молодцы.
Ладно, со старыми элементами вселенной мы разобрались. Что же нам предложит новый состав второстепенных персонажей? Знаете, я не стану расписывать каждого персонажа в отдельности. Но не потому что мне лень описывать их характеры, а потому что это делать лень Араки. Так что у нас там? Баба без особых черт, два забытых мужика, коротышка, который растёт как второстепенный герой и единственный персонаж, за которого переживаешь — автономный стенд Foo Fighters. Тупо за стенд переживаешь больше, чем за всех второстепенных героев. А вы помните помощников гг в первой, второй, третьей, четвёртой и пятой части? У них были характеры. За ними было интересно наблюдать. Да в пятой части они переросли самого гг. Но Араки решил сделать даунгрейд всего в этой части, и что есть — то есть.
Перейдём к не менее странному объекту в этой части — главный злодей. Это Энрико Пуччи — чернокожий гей-священник (Теперь можно претендовать на оскар), а по совместительству один из прислужников Дио. Имеет особую ненависть к Джотаро, поскольку тот сжёг вампирский дневник (То самое ранобэ из обзора третьей части). Но несмотря на два уничтоженных источника (Дио и книга), Пуччи всё же знает путь в рай, и помимо уничтожения Джостаров, он ещё преследует и эту цель. Окей, у него есть проработанная мотивация — он уже лучше Дьяволо, но гляньте на его дизайн на картинке ниже. Это же просто безвкусно. Подстилки Дио из третьей части выглядели куда колоритнее (Шутка не про цвет кожи), чем Пуччи. Кстати, о третьей части. А вы помните, как Пуччи боролся за Дио в третьей части? Вот и я не помню. Если он так восхищался харизмой вампира, то где он был в стардастах? Почему не избавился от Джотаро в Морио? Почему не завербовал Джорно на свою сторону, когда в шестой части он нашёл ещё трёх сыновей Дио? Как вы уже поняли, Араки просто взял злодея из воздуха и вкинул его фанатам.
Ну и напоследок — концовка и её влияние на вселенную. Для тех, кто не понял, что произошло в конце SO — Пуччи проиграл, но смог перезапустить вселенную. Теперь все люди знают свою судьбу наперёд, но у них теперь другие имена и личности. Старых персонажей уже больше нет — они умерли в старой вселенной. Всё. Я пояснил концовку Каменного океана в трёх предложениях. У Араки на это ушло дофига страниц и всё равно многим этот конец не понятен. Причём в интервью мангака заявил, что на момент написания манги эта концовка была апогеем его творчества. Чтоб вы знали — продолжения этой вселенной больше не будет. А теперь давайте задумаемся, действительно ли был данный конец апогеем? Возьмём четвёртую часть. Для шестой части она не играет особой роли. Нам лишь немного показали Джотаро, который является точной копией себя из шестой части. К тому же нет внятной сюжетной линии Шизуки Джостар — тот невидимый ребёнок, которого подобрал Джозеф в Морио. Смог ли отец Окуясу вылечиться? Я уже не говорю о просто недоделанных сюжетных линиях Микитаки и семейства Каваджири. Но раз показали Джотаро — то давайте будем считать, что события четвёртой части всё же влияли на шестую часть. Тогда перейдём к Vento Aureo. Она никаким боком не касается событий Каменного океана. Получается, что самая популярная часть в Японии является всего-лишь спин-оффом, так как кардинальных событий в ней не было. Реквиемы благополучно забыты. Полнарефф зря в черепаху залезал. А GER так вообще показали один раз и всё. Замечательно, Араки. Четыре года писать спин-офф и продавать его как полноценную часть. Браво, ох, браво!
Лично для меня эта часть является плевком в лицо фанатов и отпиской, которая не должна была иметь ничего общего с прошлыми пятью частями. Ну просто нельзя делать такие продолжения, где характер гг стырен у персонажа предыдущих частей, где второстепенные герои вообще не запоминаются, где главный злодей высосан из пальца, и где сюжетный поворот просто выбрасывает в помойку одну из частей. Да, у этой части есть фанаты, но для меня это место, где умерла старая вселенная ДжоДжо.
22 декабря 2012 года вышла самая странная реклама бренда Gucci от Араки. Он решил выпустить небольшой ваншот про Джолин, Польпо, Бучелатти и Аббакио. Если появление дочки Джотаро ещё можно оправдать рекламой женских нарядов, то почему в качестве мужских персонажей не использовать Везера, Анасуя или того же самого безвкусного Пуччи (Гы, Пуччи — Gucci) — я не знаю. Да и смотрится данный ваншот, мягко говоря, странно. Если в случае с Роханом Кишибе и его рекламой Gucci был сюжет, подвязанный к спин-оффу «Thus Spoke Kishibe Rohan», где мангака встречался с паранормальщиной, то здесь же сюжет таков: Мать Джолин умерла десять дней назад. И по такому случаю дочь решает прилететь в Японию. Однако в аэропорту неизвестной страны её встречают Аббакио, Бруно и Польпо. Начнём с того, что мать Джолин была жива вплоть до самого ресета. А после ресета у Джолин уже другое имя. Что забыл капо Польпо и его подручные Бруно и Аббакио в аэропорту? С каких пор мафия подрабатывает осмотром багажа, а не его воровством? Господи, я ищу логику в рекламном спин-оффе от бога памяти Араки. В общем, какая часть — такой и спин-офф.
Давайте забудем эту часть как страшный сон и дождёмся следующего обзора, где вы познаете мир истинных мужчин и увидите последствия взятия первым салфетки со стола.
Источник