США получили первый ракетный двигатель на замену российским РД-180
Компания United Launch Alliance (подрядчик NASA) получила от аэрокосмической компании Blue Origin, основанной самым богатым человеком планеты Джеффом Бэзосом, первый ракетный двигатель BE-4, созданный для замены российских РД-180. Об этом сообщил портал Space News.
По словам представителя Blue Origin, двигатель не является серийным, его будут использовать для испытаний вместе с носителем.
Он также сообщил, что второй двигатель BE-4 планируется поставить ULA в течение июля.
Двигатели РД-180 были разработаны НПО «Энергомаш» (предприятие «Роскосмоса») в середине 1990-х годов на базе советского РД-170, который был мощнейшим ракетным двигателем в мире и использовался на сверхтяжелой ракете-носителе «Энергия». РД-180 поставляются на экспорт в США, где их используют в запусках ракет семейства Atlas. Соглашение о поставках двигателей РД-180 американцам было заключено в 1997 году. По данным «Энергомаша», всего в Штаты было отправлено 119 двигателей, при этом выполнено 89 полетов на ракетах Atlas.
В 2014 году РД-180 попали под санкции США — в апреле американский суд по федеральным искам запретил United Launch Alliance использовать эти двигатели. ULA было запрещено «производить какие-либо покупки или платежи с НПО «Энергомаш». Однако уже в мае того же года Вашингтон отменил запрет. В 2016 году конгресс пытался отказаться от использования РД-180 с 2019 года, однако из-за отсутствия аналогов прекратить закупки российских двигателей не получилось.
В сентябре 2016-го газета The Wall Street Journal узнала, что Пентагон не сможет отказаться от импорта двигателей РД-180 как минимум до 2025 года. Однако в октябре 2017 года стало известно, что компания Blue Origin провела первые огневые испытания двигателя BE-4, которым, по плану американских властей, оснастят ракеты нового типа. Ими Вашингтон намерен заменить ракеты Atlas V, оснащенные российскими РД-180.
Разработанный Blue Origin двигатель BE-4 работает на кислороде и метане. Им оснастят ракеты Vulcan Centaur, разработанные United Launch Alliance. Планируется, что первый пуск ракеты состоится в 2020 году. Blue Origin заключила соглашение о поставке двигателей BE-4 подрядчику NASA в сентябре 2018 года.
Источник
Осколок империи. Основатель Amazon «убил» российские двигатели для ракет
Двигатели РД-180 теперь могут оказаться на обочине космической гонки между США и Россией.
Фото © ТАСС / Сергей Бобылев, © Shutterstock
РД-180 — самый востребованный ракетный двигатель последних десятилетий. Соглашение о закупках двигателей этой модели между США и Россией в середине 90-х вывело сотрудничество двух стран на качественно новый уровень. Строго говоря, без российских двигателей не было бы и современной американской космической программы, по крайней мере в том виде, в каком её можно наблюдать сейчас. Особенность российских РД-180 в том, что они в некотором роде стали «народными» двигателями для США на 25 лет. С 1996 по 2020 год Россия поставила в Соединённые Штаты 120 двигателей. Эти двигатели в силу своей простоты, надёжности и недорогого технологического процесса пришлись по душе не только гражданским ведомствам, но и Пентагону.
Королёв перевернулся бы в гробу. Сможет ли «Роскосмос» догнать NASA в лунной гонке?
РД-180 на славу потрудились на гражданке. NASA/ESA запустили на российских РД-180 целый ряд научных миссий к ближайшим мирам Солнечной системы — Марсу, Юпитеру, Венере. Благодаря российским двигателям удалось узнать больше о природе Солнца и структуре астероидов. Но свой главный вклад РД-180 внесли в. укрепление обороноспособности США. Почти все спутники видовой и радиотехнической разведки до появления в США Илона Маска и сверхдешёвых ракет, а также сверхсекретный космический беспилотник X-37B выводились в космос с помощью российских РД-180. Созданная силами двух американских промышленных гигантов, Lockheed и Boeing, корпорация United Launch Alliance неплохо на этом заработала.
При себестоимости пуска ракет-носителей Atlas-V и Antares в 50–70 миллионов долларов ULA получала от Правительства США по 400 миллионов за каждый пуск. Цена двигателя РД-180 при этом оставалась неизменной — без малого 10 миллионов долларов за единицу. Поскольку о двигателях собственного производства в США долго не вели даже разговоров, а Илон Маск был никому не интересным «мальчиком с электрическими машинами», российские ракетостроители успели заработать больше миллиарда долларов. Однако после появления частников на рынке космических услуг всё изменилось.
Почти как на Земле. NASA представило план по освоению Луны, и там много интересного
Частники, которых винят во всём
Построить собственный кислородно-керосиновый ракетный двигатель американцы так и не смогли. Несмотря на то что Стратегия национальной безопасности США чётко предписывает уход от любых зарубежных технологий (в том числе российских) до 2022 года. И даже лицензионное производство двигателей РД-180 в США оказалось под большим вопросом. Сразу после внезапного и очень громкого появления на космической арене Илона Маска с ракетой Falcon 9 и кислородно-керосиновыми двигателями Merlin, которые, в отличие от РД-180, «не теряются в космосе», а используются многократно, наступила новая космическая реальность, в которой на господство крупной промышленной корпорации посягнули частные производители.
Но Илон Маск оказался несколько хитрее, чем ожидалось. Продавать свои двигатели для других ракет он отказался, а все попытки удешевить космос сводил к предложениям летать на орбиту верхом на ракете Falcon 9. Зависимость от российских двигателей и новую монополию, созданную Илоном Маском, хорошо просчитал и другой космический частник — миллиардер и основатель Amazon Джефф Безос, у которого к началу нулевых были выработаны первые решения по собственной частной космической компании. Хорошо понимая, что технологии дешёвого и надёжного двигателя никто просто так не отдаст, Безос решил не искать уже проверенные пути для решения проблемы, а создать свой собственный двигатель.
Русский «Сокол» для космоса. Российский аналог ракеты Илона Маска может оказаться никому не нужен
Кандидат технических наук, бывший сотрудник одного из ведущих российских НИИ в области ракетостроения, независимый консультант американской компании Thiokol Валдис Малис пояснил, что главная цель Безоса в США — предложить продукт с полным производственным циклом.
Итогом работ должны стать три серийные ракеты. Доработанная версия многоразовой ракеты Shepard, готовая к серии New Glenn и решение для лунных миссий. Неясная перспектива сейчас только по лунному проекту, потому что он находится на старте. Через пару лет уже можно будет делать какие-то выводы о том, удалось ему это или нет. Плюс в том, что Безос активно вкладывается в инфраструктуру. Первый полноценный частный космодром, который построен не просто для галочки, может появиться именно у него
Независимый консультант американской компании Thiokol
Работу над ВЕ-4 начали в 2011 году. Ещё на этапе проектирования Безос и его команда из Blue Origin решили отказаться от использования любого токсичного топлива. В результате вместо керосина или более токсичных «классических» смесей для создания тяги ВЕ-4 стали создавать как энергетическую установку на топливной паре метан — кислород. Темпы создания нового двигателя были взяты ударные, и уже в 2014 году Безос получил первый контракт на двигатель, которого ещё не было в металле: компания ULA публично подтвердила обещания использовать двигатели ВЕ-4 на уже существующих и перспективных ракетах. И здесь важно сказать, что классическая космонавтика с одноразовыми ракетами — это не какой-то далёкий миф, а вполне надёжный инструмент для завоевания космоса. Весь вопрос в том, сколько это стоит и как к этому подходить.
Источник
На чем американцы в будущем будут летать в космос, если не будет дальнейших поставок российских двигателей РД-180 и РД-181
В условиях очередного противостояния с Западом многие любители космической темы наверное не раз задумывались, на чем же американцы в будущем будут летать в космос, если Россия прекратит доставку американских астронавтов на своих ракетах, и перестанет поставлять двигатели РД-180 и РД-181.
Я уже предвижу, что многие злопыхатели, не дочитав до конца, сразу бросятся писать в комментариях. Многие скажут, что у американцев уже есть аналоги, копии или что-то в этом роде.
Но вот сами американские конструкторы признают свое бессилие и утверждают, что даже если бы и очень захотели бы его скопировать, то при всем желании и хотении просто бы не смогли этого сделать.
Стоит напомнить, что в середине 90-х годов двигатель РД-180 был разработан в НПО Энергомаш на основе уже имеющего РД-170. С двигателем РД-180 энергомашевцы выиграли тендер с большим отрывом от конкурентов.
Можно сказать, что РД-180, это кастомизированный двигатель РД-170, который разрабатывался под ракету Атлас-5. Он и по сегодняшний день продолжает работать исключительно на американский космос, и в России для ракет не используется.
И ничего зазорного в этом нет, так как у российской космонавтики на вооружение имеется более продвинутый двигатель для космоса РД-191, РД-191М и РД-193, который также производят в НПО Энергомаш.
Есть и российский сертифицированный аналог РД-180, проходящий под обозначением РД-180В, который был сертифицирован для своих собственных нужд, но на сегодняшний день их строительство уже прекращено.
Некоторые до сих пор утверждают, что американцы просто разместили свой заказ в Энергомаше, а вся интеллектуальная собственность, по двигателю РД-180 и РД-181 принадлежит только американцам, и к России не имеет никакого отношения.
То есть, якобы теперь не существует никаких ограничений и возможностей воспрепятствовать американцам вернуть свою интеллектуальную собственность.
Так же многие утверждают, что в условиях любых ограничений с российской стороны, американцы в любое время смогут разместить свой заказ на производство РД-180 в Европе или Китае.
Но это совсем не так, даже с точки зрения коммерческого права. Вся документация и интеллектуальная собственность принадлежит компании РД-Амрос. Конечно, компания РД-Амрос зарегистрирована в США.
Но вот в нее кроме дочки Энергомаша входит и Pratt & Whitney, которые в свою очередь являются просто посредником и занимаются логистической составляющей, а та же поставкой необходимых комплектующих для производства двигателей.
А вот все интеллектуальные права по-прежнему находятся в собственности НПО Энергомаш.
Еще один вопрос терзает многих скептиков, которые в комментариях пишут, что американцы на сегодняшний день способны наладить производство собственных ракетных двигателей.
Но стоит вспомнить, почему же американцы в свое время отказались от дальнейшего производства своих собственных ракетных двигателей, и что произошло, когда на ракету Антарес американские конструкторы ставили двигатели собственной разработки AJ-26.
Дело все в том, что поле того, как ракета Антарес с AJ-26 вспыхнула еще на старте, от идеи производства собственных двигателей отказались, так российские РД-180 были дешевле, причем более мощные и более надежные.
При такой жесткой конкуренции смысла никакого не было продолжать заниматься производством более слабых собственных двигателей.
Многие надеялись, что поставки двигателей РД-180 прекратят, особенно после санкционной западной политики и в момент очередного политического противостояния. Вопреки всем предсказаниям, в 2014 с американцами был подписан очередной контракт на поставку двигателей РД-181.
Еще вначале 90-х ведущий конструктор корпорации Lockheed Martin Боб Фоурд, который работал над проектом американской ракеты «Атлас-5», и который одним из первых получил доступ к технологиям русских ракетных двигателей РД-180, произведенных в НПО Энергомаш, вспоминал:
«Сначала нам казалось, что русские вешают нам «лапшу на уши». Мы не могли понять, как русским удалось добиться подобных результатов в двигателестроении для ракетоносителей. По техническим характеристикам давление в камере сгорания РД-180 было выше, чем в любом ракетном двигателе США. Для нас казалось, что это фантастика.
Мы не могли поверить, что все американские двигатели проигрывали по мощности как минимум в 4 раза. А так как мы еще не привыкли к таким супертехнологиям, то нам пришлось самостоятельно проверять на испытательных стендах Энергомаша.
Но когда информация подтвердилась, это был переворот в нашем научном мировоззрении. Оказалось, что для производства этих двигателей было разработано целое семейство огнеупорной стали, которое было неизвестно на западе, да и вряд ли в ближайшее время удастся получить что-то подобное в нашей промышленности.
Нам было немного обидно, что даже после окончания Холодной войны старые советские технологии до сих пор готовы преподать нам урок. Многие не хотели признавать, что технологии США были далеко позади от российских, которые там в свою очередь считались уже немного устаревшими».
Его так же поразило, что в России конструкторы отдают чертежи двигателя инженерам, которые его непосредственно строили. В США же производственный процесс выглядит иначе.
Инженеры отдают чертежи на завод, говоря, что нужно нам это как то производить. И уже завод ломает над этим голову, превращаясь в очередную лабораторию.
В результате посреднических услуг цена проекта от этого очень сильно возрастает, а полученный двигатель значительно уступает по характеристикам РД-180.
Так что на сегодняшний день у американской космонавтики нет альтернативных вариантов, кроме как продолжать летать в космос, либо на российских ракетах, либо на ракетах с российскими силовыми установками. Да вряд ли, как минимум в ближайшее десятилетие такая возможность появиться.
Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и оставлять комментарии.
Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ
Источник
Правда ли американцы до сих пор летают в космос на наших двигателях?
Под каждой публикацией о достижениях в ракетостроении, тем более, когда речь о ракетных двигателях, не меньше десятка комментариев, как под копирку сообщают, что «американцы до сих пор летают на наших двигателях» .
В данном случае, речь всегда о РД-180 и, иногда, РД-181. Люди здесь, как правило, пускаются в крайности, но всё куда более прозаично.
NASA от ВВС получило почти бесплатно 100 ракет-носителей, так как их изготовление было оплачено Пентагоном. Чтобы модернизировать их для доставки полезной нагрузки в космос, в 1995 году General Dynamic объявила тендер на разработку двигателя для этих РН семейства «Атлас», победу в котором одержало НПО «Энергомаш» (сегодня АО «НПО Энергомаш»), предложив самую низкую цену .
Руководство НПО «Энергомаш» можно понять в стремлении любыми способами получить контракт — в середине 90-х предприятия буквально выживали. Ну а тут не то, чтобы очень сложная задача (для специалистов, конечно) — взять готовый советский РД-170 и «уполовинить» его — за хорошие деньги.
Таким образом, фраза «до сих пор летают на наших двигателях» не имеет никакого смысла, так как РД-180 был создан в рамках конкретного проекта для определённой ракеты-носителя . Да используется этот двигатель лишь на первой ступени, в то время как на двух других стоят американские RL-10A-4-2. РД-181 — это вообще лишь экспортная модификация РД-193 для РН «Антарес», так что тут всё ещё проще. Да и странно так говорить, ведь в 2020 году американцы «Атлас-5» пускали 5 раз, а «Антарес» дважды при общем количестве пусков 37 .
Да, РД-180 — российский двигатель, созданный на основе советских разработок, тут и спорить не о чем, но создавался он с самого начала по заказу американцев и для американских ракет-носителей.
Следующим пунктом в этой истории идёт тот факт, что «американцы не смогли его повторить, имея всю документацию» . Ну конечно. Этот двигатель настолько не похож на любой другой, что, имея документацию, и, собственно, сам двигатель, его не смогли воспроизвести на собственном производстве. В это действительно кто-то верит?
Дело в том, что никто не собирался его повторять. РД-180 позволил NASA максимально удешевить вывод полезной нагрузки на ракетах-носителях, за производство которых, напомню, оно не платило, благодаря тому, что российское предприятие демпинговало цену, чтобы точно заполучить контракт. На минуточку, согласно открытым данным, в 2008—2009 годах чистый убыток «НПО Энергомаш» от поставок РД-180 в США составил 880 миллионов рублей , или почти 68% всех убытков предприятия. Счётная палата России выявила, что двигатели продавались только за половину стоимости затрат на их производство .
С 2014 года новых контрактов не заключалось и все поставки ведутся по старым. Более того, наш двигатель не отвечает новым экологическим стандартам, из-за чего его точно не собираются «повторять». В качестве замены РД-180 Aerojet Rocketdyne работают над двигателем AR1, который можно будет установить на РН «Атлас-5» без особых доработок самой ракеты. Ну а Blue Origin разрабатывает принципиально новый двигатель BE-4, работающий на метане.
При этом, не сто́ит забывать о том, что на данный момент все 92 пуска за 20 лет эксплуатации РД-180 являются успешными. Да, это повод для гордости, который, тем не менее, не должен перерастать в торможение развития, обретая масштаб общегосударственной истерии. Этот двигатель, по большому счёту, произведён на основе разработок страны, которой уже нет. Если уж на то пошло, то по-настоящему хорош он был именно в своё время. Сегодня было бы неплохо создавать что-то действительно новое.
Подписывайтесь на S&F , канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.
Источник