Меню

Анализ стихотворения блок луна проснулась

Использование метафор и метонимий в лирическом портрете и пейзаже в лирике Александра Блока (Блок Александр)

Во многих лирических произведениях раннего периода творчества Блока пейзаж и лирический портрет создаются с помощью психологического параллелизма: сопоставляется по аналогии состояние природы и внутреннее состояние человека. Стихотворение «Окрай небес – звезда омега…» (1899) композиционно делится на две части. В первой части создаётся образ природы, где автор использует метонимию и метафору:

Окрай небес – звезда омега,

Весь в искрах. Сириус цветной.

Над головой – немая Вега

Из царства сумрака и снега

Оледенела над землёй.

Образ холодного звёздного неба создаётся с помощи метонимии «из царства сумрака и снега», метафоры «оледенела», метафорического эпитета «немая» (Вега), усиливая мотив холодного безмолвия. Метонимия «из царства сумрака и снега» — это цитата из стихотворения Фета «Ещё майская ночь» (1857).

Во второй части стихотворения с помощью развёрнутого сравнения создаётся лирический портрет:

Так ты, холодная богиня,

Над вечно пламенной душой

Царишь и властвуешь поныне,

Как та холодная святыня

Над вечно пламенной звездой!

Лексический повтор контекстуальных антонимов: холодная богиня, холодная святыня – пламенной звездой, пламенной душой (метафорический эпитет) усиливает противоречивость мира природы и мира лирической героини, которая подобна холодному, ледяному небу, а лирический герой обладает пламенной душой, как и звезда Сириус, образ которой довершает метафора «в искрах».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Греческой буквой «омега» астрономы обозначают «цветные» звёзды. Сириус – это альфа созвездия Большого Пса, самая яркая звезда на небе. Вега – альфа созвездия Лиры, одна из самых ярких звёзд Северного полушария. Время написания стихотворения – 1898 год – период влюблённости блока, о котором он написал в дневнике: «Я сильно ломался, но был уже страшно влюблён. Сириус и Вега». В стихотворении с Сириусом соотнесён лирический герой, с Вегой – её героиня. Тема её «холодности» и власти над героем ощутима в лирике 1898 – 1900 годов.

Обратимся к ещё одному стихотворению Блока «Луна проснулась. Город шумный…», которое посвящено К. М. Садовской, на это указывают инициалы, предпосланные произведению: «К. М. С.». Пространство создаётся с помощью антитезы: шумный город (метонимия) – тихое место, где уединились герои: Он и Она. Образ города создаётся с помощью метафор: «гремит», «льёт огни», «звенит». Метафора «лились» повторяется и при описании лирических героев:

Но если б пламень этой встречи

Был пламень вечный и святой,

Не так лились бы наши встречи,

Не так звучал бы голос твой.

Повтор метафоры «пламень» раскрывает силу любви между героями, но в то же время, в их душе живёт тревога, так как они боятся потерять свои чувства. Риторические вопросы указывают на это:

Ужель живут ещё страданья,

И счастье может унести?

Рассмотрим, какие метафоры использует Блок при создании лирического портрета в стихотворении «Когда толпа вокруг кумира рукоплещет…» (1899). Стихотворению предпослан эпиграф из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»: «К добру и злу постыдно равнодушны, // В начале поприща мы вянем без борьбы». Внутреннее состояние лирического героя изображено с помощью метафор, отражающий противоречия в его душе. С одной стороны, его «болезненная душа» героя стремится к «святому огню» и «младости восходу». С другой стороны, он чувствует, что «корабль надежды потопил» (метафорический развёрнутый образ). Ещё один развёрнутый метафорический образ: «Затянут в бездну гибели сердечной» — передаёт отчаяние и тяжёлую тоску героя. Лирический герой противопоставлен толпе. Антитеза построена на синтаксическом параллелизме:

Толпа кричит – я хладен бесконечно,

Толпа зовёт – я нем и недвижим.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50563

Источник

Луна проснулась. Город шумный…

К.М.С.Луна проснулась. Город шумный
Гремит вдали и льет огни,
Здесь всё так тихо, там безумно,
Там всё звенит, — а мы одни…
Но если б пламень этой встречи
Был пламень вечный и святой,
Не так лились бы наши речи,
Не так звучал бы голос твой!.
Ужель живут еще страданья,
И счастье может унести?
В час равнодушного свиданья
Мы вспомним грустное прости…[1]14 декабря 1898

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Анализ стихотворения Блока «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо»

Александр Блок является ярчайшим представителем русского символизма. Его современники говорили, что всё он делает «по-настоящему», при этом сам чувствует некую фальшь… Возможно поэтому каждое произведение поэта максимально глубоко проникает в сердце каждого читателя, передавая те ощущения, идею, заложенную автором в нём изначально. Многомудрый Литрекон провел анализ одного из ранних произведений поэта, стихотворения «Предчувствую тебя», по плану и предлагает ознакомиться с его результатами в данной статье.

История создания

Разбираемое стихотворение «Предчувствую тебя» относится к блоковскому циклу стихов «Стихи о Прекрасной Даме», который создавался на протяжении нескольких лет (1897 – 1904 гг.). Дело в том, что Александр Александрович Блок был приверженцем философии Владимира Сергеевича Соловьёва о Вечной Женственности, а точнее приверженцем отчасти, со своим пониманием данной концепции философа. «Прекрасная Дама» Блока – эта символ красоты, символ добра. В стихах поэт «Её» называет Дочерью света, Таинственной девой, Вечной любовью, Светлой, Тихой, Владычицей Вселенной… Всё это Александр Александрович нашёл в Любови Дмитриевне Менделеевой, с которой они были знакомы с самого детства. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» посвящен именно ей! Блок любил свою жену, но боялся «разрушить» свой идеал плотской любовью, чем огорчал саму Менделееву, также любившую его, своего поэта.

Близкие отношения между Блоком и Менделеевой начались в 1898 году, а в 1901 году поэт написал «Предчувствую тебя». Данный год стал очень плодотворным, Александр Александрович писал, не переставая, причем каждое стихотворение непременно посвящал своей любимой – Любови Дмитриевне.

Эпиграфом разбираемого стихотворения являются слова Владимира Соловьева, что можно считать неоспоримым доказательством того, что Блок нашёл свою «Прекрасную Даму».

«Нам, его близко знававшим, стоял он прекрасной загадкой то близкий, то дальний (прекрасный — всегда). Мы не знали, кто больше, — поэт национальный, иль чуткий, единственный человек, заслоняемый порфирою поэтической славы, как… тенью, из складок которой порой выступали черты благородного, всепонимающего, нового и прекрасного человека…» (Андрей Белый)

История

Стихотворение «Предчувствую тебя» включено в собрание стихов «Стихи о Прекрасной Даме», на написание его ушло немало времени (1897-1904). Цикл стихотворений был основан на теории философа о Вечной Женственности, где «Прекрасная Дама» представила символом добра, красоты и радости. Блок особенное место в произведениях оставил для «Ее», называя ее Дочерью света, Таинственной девой, Вечной любовью, Светлой, Тихой, Владычицей Вселенной… Такой женщиной для Блока была друг детства Любовь Дмитриевна Менделеева. Поэт любил свою жену и посвятил ей цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В 1898 году Блок сблизился с Менделеевой и начал творить еще плодотворнее, посвящая свои творения любимой.

Жанр, направление, размер

Однозначно стихотворение «Предчувствую тебя» относится к философской лирике. Философия — это особая форма восприятия мира, это мировоззрение, которое в очень редких случаях совпадает у двух личностей. Философия Блока идеалистическая, что вполне объясняет его первый сборник стихов.

Читайте также:  Солнце скорпион луна козерог мужчина

В разбираемом стихотворении также можно заметить элегические признаки. Поэт делится своими внутренними переживаниями, «предчувствиями» с читателем. Также произведение можно считать элегией, так как его стихотворная строфа представляет собой двустишие, что изначально являлось обязательным признаком данного жанра.

Стихотворение «Предчувствую тебя» относится к модернистскому направлению. Блок до глубины души — символист, все его произведения, даже поздние, приближенные к реализму, являются детищами символистского течения.

Младосимволисты, к коим относится Блок, так же, как и декаденты, опирались на идею Ницше о сверхчеловеке, но, в отличие от них, не противопоставляли себя толпе, а хотели спасти человечество, мир.

Размер стихотворения «Предчувствую тебя» – это пятистопный и шестистопный ямбы, который непоследовательно сменяют друг друга. Рифмовка перекрёстная, с чередующимися женской и мужской рифмой.

Композиция

Стихотворение «Предчувствую тебя» состоит из 6-ти двустиший. Композиция кольцевая.

  1. 1 строфа – вступление. Первое упоминание главного образа произведения.
  2. 2 строфа – отражение чувств автора, отражение его отношения к главному образу.
  3. 3 строфа повествует о неких страхах поэта, касающихся того же главного образа. Данное двустишие начинается точно так же, как и предыдущее: «Весь горизонт в огне». Такое построение усиливает эмоциональный окрас стихотворения, позволяя читателю полнее, точнее понять переживания поэта, его трепетные отношения к «Ней».
  4. 4 и 5 строфы– это предвкушения автора. «И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду — и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты!». Лирический герой (сам поэт) представляет встречу с героиней, предвидит её превосходство над собой, над каждым, но также он предчувствует «непонимание» …
  5. 6 строфа – последнее двустишие, которое замыкает композиционное кольцо произведения. Автор упоминает и о горизонте («Как ясен горизонт!»), и «Её» облике, о которых говорилось в первых двух строфах. Данное двустишие, хоть и заканчивается упоминанием страха, но оно достаточно позитивное, наполненное надеждой, приятным предчувствием. «Как ясен горизонт! И лучезарность близко»,

Анализ стихотворения «Предчувствую Тебя» Блока

В раннем возрасте А. Блок находился под значительным влиянием философских идей В. Соловьева. Философ повлиял и на творчество молодого поэта. Одна из центральных идей Соловьева, которой придерживался Блок, — победа Вечной Женственности. Юноша стремился отыскать свой женский идеал, которому был готов поклоняться на протяжении всей жизни. Идеалистические представления о любви нашли свое воплощение в Л. Менделеевой. Блок был знаком с дочкой знаменитого химика еще с детства, но сознательные отношения между ними начались в 1898 г. Со стороны девушки это была просто игра, поэт же влюбился не на шутку. Он наконец-то нашел ту единственную, к которой бессознательно стремилась его душа. В 1901 г. он написал стихотворение «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», которое во многом стало пророческим.

Эпиграфом к стихотворению стали слова «учителя» Блока – В. Соловьева. Они означают, что пришедшая к поэту любовь разбудила его, освободила от оков будничной жизни.

В 1901 г. Блок был поглощен охватившем его чувством. Он, не переставая, писал стихи, посвященные исключительно Менделеевой. Сразу стоит отметить, что любовь юноши была слишком уж идеалистической. Он не допускал даже мысли о плотских отношениях. Возлюбленную он ставил на недосягаемый пьедестал, относился к ней, как к богине, но даже не собирался признаваться в своей любви. Девушке это казалось странным и непонятным.

Блок уже давно близко общался с Менделеевой, вместе они совершали длительные прогулки. Но в стихотворении он еще только «предчувствует» ее. Поэт имеет в виду не живую девушку, а свой идеальный образ. Вечная Женственность должна воплотиться в Менделеевой. Блок так и не уверен до конца, произойдет ли это в реальности. Его охватывает страх: «изменишь облик Ты». Речь идет не о том, что девушка откажет юноше в любви. Поэт боится разочароваться в собственных идеалистических мечтах. Он считает, что это приведет его к «горестному и низкому» падению.

Все приметы («ясен горизонт», «лучезарность близко») указывают на счастливый исход ожидания. Но Блока так и не оставляют сомнения. Стихотворение, начинаясь предчувствием, заканчивается неуверенностью: «изменишь облик Ты».

В реальной жизни сомнения поэта полностью оправдались. Он фактически вынудил Менделееву выйти за него замуж. Придя от этого в восторг, он заявил жене, что считает физическую близость низким и недостойным занятием. Менделеева была поражена таким заявлением. Она не желала жить в иллюзорном мире и тем самым не оправдала идеальных ожиданий Блока. Вечная Женственность изменила свой облик. Впоследствии она ушла от поэта к другому, что стало причиной его «горестного и низкого» падения. Блок все же продолжал считать Менделееву образцом добродетели, и их странные отношения продолжались до самой его смерти.

«Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» «Сижу за ширмой. У меня…» «Твое лицо мне так знакомо…» «Многое замолкло. Многие ушли…» Демон «Всю жизнь ждала. Устала ждать…» «Ушла. Но гиацинты ждали…» «Ночью в саду у меня…» «Ты, может быть, не хочешь угадать…» Пляски осенние «Милая дева, зачем тебе знать, что жизнь нам готовит…» Авиатор «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь…» «Ветр налетит, завоет снег…» «Жизнь – без начала и конца…» «Зачем в моей усталой груди…» «Город покинув…» «И нам недолго любоваться…» «Вот Он – Христос – в цепях и розах…» «Всюду ясность Божия…» «Он занесeн – сей жезл железный…» «Распушилась, раскачнулась…» Вдвоем Ветхая избушка Ворона И опять снега Бледные сказанья «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» «Я вижу блеск, забытый мной…» «Пусть светит месяц – ночь темна…» «Одной тебе, тебе одной…» «Ты много жил, я больше пел…» «Пора забыться полным счастья сном…» «Пусть рассвет глядит нам в очи…» «Муза в уборе весны постучалась к поэту…» «Полный месяц встал над лугом…» «Ловя мгновенья сумрачной печали…» «Она молода и прекрасна была…» «Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне…» «В ночи, когда уснет тревога…» Servus – reginae Сольвейг Ангел-хранитель «Я был смущенный и веселый…» «О, весна без конца и без краю…» «Когда вы стоите на моем пути…» «Я помню длительные муки…» «О доблестях, о подвигах, о славе…» На поле Куликовом «Как тяжело ходить среди людей…» «Когда ты загнан и забит…» «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку…» «Земное сердце стынет вновь…» «Была ты всех ярче, верней и прелестней…» Соловьиный сад Скифы «Его встречали повсюду…» Незнакомка «Ночь, улица, фонарь, аптека…» В углу дивана «Барка жизни встала…» «Ветер принес издалёка…» Гамаюн, птица вещая «Своими горькими слезами…» В ресторане «Я стремлюсь к роскошной воле…» «Сумерки, сумерки вешние…» «Погружался я в море клевера…» «Скрипка стонет под горой…» Рассвет «Бегут неверные дневные тени…» «Мне снились веселые думы…» «Вхожу я в темные храмы…» «Просыпаюсь я – и в поле туманно…» «Ты из шопота слов родилась…» Шаги Командора «Не легли еще тени вечерние…» «Я – Гамлет. Холодеет кровь…» «Как день, светла, но непонятна…» «Девушка пела в церковном хоре…» «Превратила всё в шутку сначала…» «По улицам метель метет…» «И вновь – порывы юных лет…» «Я вам поведал неземное…» «Принявший мир, как звонкий дар…» В дюнах На островах «Гармоника, гармоника. » Фабрика «Она пришла с мороза…» Балаганчик Перед судом «О, я хочу безумно жить…» Россия «Рожденные в года глухие…» Поэты «Встану я в утро туманное…» «Петербургские сумерки снежные…» «Плачет ребенок. Под лунным серпом…» Голос в тучах «Идут часы, и дни, и годы…» «Мы живeм в старинной келье…» «Верю в Солнце Завета…» «Пойми же, я спутал, я спутал…» «Мы были вместе, помню я…» «За краткий сон, что нынче снится…» «На небе зарево. Глухая ночь мертва…» «Одинокий, к тебе прихожу…» «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» «Мы встречались с тобой на закате…» Две надписи на сборнике Пушкинскому дому Седое утро Коршун Из газет «Ветер хрипит на мосту меж столбами…» «Поднимались из тьмы погребов…» «Я шел к блаженству. Путь блестел…» «Дышит утро в окошко твое…» Неведомому Богу Моей матери. («Спустилась мгла, туманами чревата…») «Ярким солнцем, синей далью…» «Лениво и тяжко плывут облака…» «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» «Хоть все по-прежнему певец…» «Ищу спасенья…» «Входите все. Во внутренних покоях…» «Я, отрок, зажигаю свечи…» «Целый год не дрожало окно…» «У забытых могил пробивалась трава…» «Не доверяй своих дорог…» «Увижу я, как будет погибать…» «То отголосок юных дней…» «Отрекись от любимых творений…» «Измучен бурей вдохновенья…» «Медленно, тяжко и верно…» 31 декабря 1900 года «Отдых напрасен. Дорога крута…» «Я вышел. Медленно сходили…» Моей матери. («Чем больней душе мятежной…») «В день холодный, в день осенний…» «Белой ночью месяц красный…» «Я жду призыва, ищу ответа…» «Ты горишь над высокой горою…» «Медленно в двери церковные…» «Будет день – и свершится великое…» «Я долго ждал – ты вышла поздно…» «Ночью вьюга снежная…» Ночь на Новый Год «Сны раздумий небывалых…» «На весенний праздник света…» «Не поймут бесскорбные люди…» «Ты – божий день. Мои мечты…» «Гадай и жди. Среди полночи…» «Я медленно сходил с ума…» «Весна в реке ломает льдины…» «Странных и новых ищу на страницах…» «Днем вершу я дела суеты…» «Люблю высокие соборы…» «Брожу в стенах монастыря…» «Я и молод, и свеж, и влюблен…» «Свет в окошке шатался…» «Золотистою долиной…» «Я вышел в ночь – узнать, понять…» Экклесиаст «Явился он на стройном бале…» «Свобода смотрит в синеву…» «Разгораются тайные знаки…» «Я их хранил в приделе Иоанна…» «Стою у власти, душой одинок…» «Запевающий сон, зацветающий цвет…» «Я к людям не выйду навстречу…» «Потемнели, поблекли залы…» «Всё ли спокойно в народе. » «Отворяются двери – там мерцанья…» «Я вырезал посох из дуба…» «Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…» «Светлый сон, ты не обманешь…» «Темная, бледно-зеленая…» «Мой любимый, мой князь, мой жених…» «Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь. » «В густой траве пропадешь с головой…» Девушка из Spoleto «Дух пряный марта был в лунном круге…» На железной дороге Унижение «Есть в дикой роще, у оврага…» Моей матери. («Друг, посмотри, как в равнине небесной…») «Усталый от дневных блужданий…» «Мне снилась смерть любимого созданья…» «Луна проснулась. Город шумный…» «Мне снилась снова ты, в цветах…» «Окрай небес – звезда омега…» «Милый друг! Ты юною душою…» Песня Офелии «Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет…» «Помнишь ли город тревожный…» «Сама судьба мне завещала…» «Я стар душой. Какой-то жребий черный…» «Не проливай горючих слез…» «Зачем, зачем во мрак небытия…» «Город спит, окутан мглою…» «Пока спокойною стопою…» Dolor ante lucem «Медлительной чредой нисходит день осенний…» «Восходишь ты, что строгий день…» «Шли мы стезею лазурною…» «Разверзлось утреннее око…» «Я шел во тьме дождливой ночи…» «Сегодня в ночь одной тропою…» «Май жестокий с белыми ночами. » Равенна Осенний день Художник Двенадцать «Я помню нежность ваших плеч…» «Ну, что же? Устало заломлены слабые руки…» Голос из хора Последнее напутствие «Смычок запел. И облак душный…» Королевна «Ты жил один! Друзей ты не искал…» Осенняя воля Русь Митинг «Я ухо приложил к земле…» «В голодной и больной неволе…» З. Гиппиус. (При получении «Последних стихов») «Сердитый взор бесцветных глаз…» «Как океан меняет цвет…» «Бушует снежная весна…» «О да, любовь вольна, как птица…» «На улице – дождик и слякоть…» «Похоронят, зароют глубоко…» «Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух…» «Свирель запела на мосту…»

Читайте также:  Каких размеров рыба луна

Одной из жемчужин в коллекции стихов о Прекрасной Даме (1898-1904) считается стихотворение с мистическим подсмыслом «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо», которое Александр Блок написал осенью 1901 года. В строках один из кадров видения поэтом идеальной, своей женщины, где просматривается оригинальные подход к подаче мысли и глубина передачи эмоций. Стихи пишутся от имени лирического героя, всю жизни ищущего, ждущего и восхваляющего образ Дамы.

Образы и символы

Лирический герой разбираемого стихотворения, герой цикла «Стихи о прекрасной Даме», герой 1 тома «трилогии вочеловеченья» — это юный герой- романтик, герой-идеалист, стремящийся к идеалу, верующий в «Вечную Женственность», ищущий «Прекрасную даму».

Главным образом стихотворения «Предчувствую тебя» является «Она», «лучезарность», которую он видит в своей избраннице, в Любови Менделеевой, с которой возобновил отношения после долгой разлуки в 1900 году.

Данное произведение является пророческим, является символом само по себе, хоть и не пестрит символами как таковыми. Поэт пишет:

«Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду,— тоскуя и любя.»

Данные строки можно считать авторским провиденьем. Поэт смотрит в будущее и видит его светлым и радостным.

Огонь – символ победы, торжества добра жизни, света над тьмой, символ очищения, а также символ домашнего богатства, что объясняет ожидание автора скорого обручения с любимой.

Молчание является знаком согласия, соответственно, если поэт пишет, что он «молча ждёт», значит он смиренно подчинился происходящим событиям.

Но далее автор пишет о сомнениях:

«Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты.»

То есть «горизонт в огне», но поэт сомневается, что его избранница разделит с ним его мировоззрение. И ведь Блок был прав. Любовь Менделеева негодовала по поводу блоковского отречения от неё как от обычной женщины, негодовала по поводу своей «неприкасаемости», что в дальнейшем привело к её уходу к Андрею Белому, другу Александра Александровича.

В следующем двустишие поэт пишет, можно сказать, о своей «ошибке», называя её «смертельной мечтой», которая почти разрушила брак поэта.

Но все же «ясен горизонт», то есть автор видит своё будущее светлым, называет свою возлюбленную «лучезарностью», которая и осветит его дальнейшую жизнь.

Важным является также то, что поэт обращается к героине на написанное с большой буквы «Ты», что объясняет его отношение к ней. Для автора она является родной, но помимо этого он её превозносит, ставит на пьедестал, преклоняется пред ней.

Обращение к Даме

Символично обращение на Ты с большой буквы – так обращаются к Богам, так Блок в лице лирического героя обращается к Женщине. Некоторые строчки повторяются по нескольку раз, это помогает автору сделать акцент в нужных местах и придать стихотворение блоковский шарм. Строчка «Но страшно мне…» повторяется дважды. Этим автор показывает, что радость от встречи равняется страху ожидания

, но и по такой формуле герой готов не отступиться от образа.

Также идёт повтор фразы из заголовка «предчувствую Тебя…». Предчувствовать – это больше, чем ждать – это быть уверенным в неизбежности прихода! Повторение акцентирует читателя на этом моменте.

В конце стихотворения приближение Дамы чувствуется – уже близка лучезарность, уже горизонт освобождается от огня, но страх не проходит. Чувство страха перед изменением созданного облика и радостью встречи перемешиваются в душе героя. Не этот ли коктейль считается счастьем, не ради этих ли мгновений хочется не существовать, а жить? Не каждый ли из нас придумывал себе образ Незнакомки, которая должна, обязана рано или поздно прийти?

О, как паду — и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты!

Эти смертельные мечты и являются одной из основных жизненных ценностей, ведь они отличают человека от создания неразумного, через них в душу проникает искра Божья, а в лёгкие глоток свежего воздуха, разносящего по крови ощущение счастья.

И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду,- тоскуя и любя.

Изучая поэзию «Серебряного века», желательно читать стих «Предчувствую Тебя» Блока Александра Александровича. Это стихотворение было написано за два года до того, как Блок женился на Любови Менделеевой, дочери знаменитого ученого. Для поэта был характерен символизм, которым он руководствовался не только в творчестве, но и в повседневной жизни. В каждом событии он пытался найти предзнаменования свыше.

С первых строчек стихотворения оно становится исповедью лирического героя. Он боготворит свою возлюбленную, о чем свидетельствует обращение к ней, написанное с большой буквы. Идеализированный образ далек от реальности, и герой где-то в душе осознает это. Его преследует страх, основанный на то, что любимая с течением времени может измениться, не оправдав его надежд. Эти слова стали пророческими, брак Блока и Менделеевой был очень непростым. Не последнюю роль в этом сыграло и то, что Блок предпочитал физической близости духовные отношения, а супруга не разделяла таких взглядов.

Чтобы самостоятельно проанализировать текст стихотворения Блока «Предчувствую Тебя» необходимо скачать его полностью. Можно также учить его в классе на уроке литературы в режиме онлайн.

И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя. Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Все стихотворения цикла «Стихи О Прекрасной Даме», принёсшего Александру Блоку огромную известность, посвящены Любови Дмитриевне Менделеевой.

Культ Прекрасной Дамы возник ещё в Средневековье. Уже тогда в произведениях поэтов этот образ вбирал в себя черты и конкретной красавицы, и Мадонны. И у Блока Прекрасная Дама — это слияние земной женщины и Пресвятой Девы. Она предстаёт в трёх обликах: в космическом восприятии — это Душа мира, в религиозном — это Царица Небесная, в повседневном — это нежная, немного надменная девушка, в образе которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой.

Лирический герой называет её высокими словами: Дева, Заря, Величавая Вечная Жена, светлая, ясная, лучезарная, непостижимая, Владычица вселенной. Во всех стихах цикла слова, обозначающие этот образ, написаны автором с заглавной буквы.

Образ Прекрасной Дамы неотделим от образа на иконах в золоте риз и сиянии лампад. Лирический герой мыслит свою жизнь лишь как молитвенное служение своей возлюбленной. Он предчувствует Её появление — « весь горизонт в огне ». Свет, огонь являются цветовой доминантой в стихотворении: «горизонт в огне», «ясен нестерпимо», «лучезарность близко». Над Ней льётся поток света. Свет исходит и от Неё самой, словно от святой. Но, предчувствуя. что Её появление близко, лирический герой вдруг ощущает страх. Он боится, что её «привычные черты» изменятся, что он не узнает своего идеала и что его мечты окажутся только сном.

Читайте также:  Растущая луна для стрижки волос августе 2020

Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: «И тяжкий сон … ты отряхнешь … ». с символом крушения мечты связаны такие выразительные средства, как эпитеты (дерзкое подозренье; падение горестное и низкое) и метафора (смертельные мечты). «Лучезарность близко», но герою страшно, что Прекрасная Дама изменит свой облик. Мотив нетерпеливого ожидания возлюбленной перекликается с мотивом боязни этой встречи. Герой боится, что непорочная Прекрасная Дама может превратиться в греховное земное создание, а её схождение в мир окажется падением. Как хотелось бы лирическому герою, чтобы его Прекрасная Дама всегда воплощалась в некое Божественное начало, способное спасти человечество и возродить его к новой прекрасной жизни!

Александр Блок придерживался теории символизма не только в творчестве, но и в повседневной жизни, поэтому каждое событие воспринимал, как предзнаменование. Стихотворение « Предчувствую Тебя … » было написано за два года до того, как Любовь Менделеева стала его женой. Оно действительно оказалось пророческим. Предчувствия Блока оправдались, его семейная жизнь была сложной, но поэт до самой смерти верил в то, что его избранница дарована ему свыше. Стихотворение написано двустишиями, разностопным ямбом.

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении «Предчувствую тебя» затронута тема любви, тема ожидания чудесных перемен, связанных с появлением в жизни поэта любимой женщины.

Также в произведении затронута актуальная на сегодняшний день проблема, а точнее, вечная проблема. Она заключается в шествии рука об руку, неразлучности радости, счастья и тревоги, возникающей из-за страха потери этого самого счастья. Поэт в стихотворении «Предчувствую тебя» несколько раз упоминает о своем страхе, чем придает произведению не совсем радостное звучание.

Настроение «Предчувствую тебя» можно назвать неровным. Оно светлое, радостное, ведь оно о будущем, о приятных изменениях в жизни лирического героя, но в то же время этот «свет» приглушают сомнения, беспокойство.

«Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты.»

Основная идея

Смысл произведения «Предчувствую тебя» заключается в парадоксальности жизни, в сплетении противоположностей: мечта у Блока смертельна, счастье у Блока тревожно, приход любимой — страшен. Данным стихотворением автор хотел сказать, что он знает о неразлучности радости и тревоги, но это его не угнетает, он с этим смирился, данное обстоятельство не заставит его отказаться от счастья, надвигающегося на него.

«Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду,— тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты…»

Данные строки вместили в себя основную мысль произведения «Предчувствую тебя». Здесь отражено и радостное ожидание, и смиренное терпение, и страх перед изменениями. Лирический герой боится, что «лузезарность» потеряет свой свет, что любовь потеряет сакральный смысл. Возможно, именно здесь поэт выразил свои опасения по поводу последствий физической близости с женой. Быть может, он боялся, что его идеал непременно разрушится, «изменит облик», если бытовая и физическая стороны любви сделают их отношения тривиальными и пустыми.

Произведение невелико по размеру, каждая строфа состоит из двух строк. Это также можно объяснить авторским глубоким пониманием, чувствованием жизни, которая не нуждается в излишних комментариях.

Анализ стихотворения А.Блока «Предчувствую Тебя. »

Творчество Блока наиболее ярко воплотило тенденцию поэзии того времени к укрупнению формы, соединению отдельных лирических стилей в циклы.

В 1898-1904 годах Александр Блок создает стихотворный цикл «Стихи о прекрасной даме». Позднее эти стихи составили первую книгу поэта. В ней отразились напряженные, подчас трагические переживания личной жизни Блока, его отношения с Л.Д. Менделеевой. Это был своеобразный «роман в стихах». Прекрасная дама – воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой – служитель Прекрасной дамы, который ожидает предстоящее преображение жизни. Надежды Блока на появление, на пришествие «вечной женственности» свидетельствуют о неудовлетворенности поэта действительностью. Поэт хочет замкнуться на личных переживаниях, стремится прочь от всего земного:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую тебя

Весь горизонт в огне – и ясен нетерпимо,

И молча жду, — тоскуя и любя.

Стихотворение «Предчувствую Тебя…» было написано в 1901 году и является одним из лучших шедевров любовной лирики Блока вообще и цикла «Стихи о Прекрасной Даме», в частности. Поэт глубоко вглядывается в свою душу, напряженно ищет свой идеал, трагически сильно воспринимает малейшее изменение в отношениях с возлюбленной. Александр Блок творит идеал женщины в разрыве с действительностью. И как бы не была Прекрасная Дама вне времени, реальность все же вторгается в мир блоковской мечты, нарушая гармонию. Где-то таится смутное, едва уловимое ощущение разлада, неудовлетворенности, неблагополучия в мире и душе поэта:

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо.

И молча жду, тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик ты…

Чувства лирического героя так же вне времени. Оно не может повлиять на любовь: «Года проходят мимо». Его страх, что любимая изменится, связан с тем, что лирический герой боится разрушения идеала, разрушения мечты:

О, как паду – и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Его внутреннее состояние, душевные переживания легко проследить в речи лирического героя. Обращения к возлюбленной осуществляется местоимением «Ты», которое автор дает с заглавной буквы, таким образом передается обожествление героини, отношение к ней. Автор в стихотворении прибегает к анафоре, то есть к параллельным синтаксическим конструкциям: «весь горизонт в огне» повторяется два раза. Это изобразительное средство помогает читателю лучше понять чувства героя, который тоскует и любит. Также замечательна анафора «изменишь облик Ты». Эта фраза «глубоко сидит» в душе лирического героя и не дает ему покоя, она снова и снова возникает в его мыслях, следовательно, герой сильно боится этого изменения, ибо боится разочарования.

Стихотворение представляет собой монолог-исповедь, поскольку лирический герой признается «ей» в своих мечтах, чувствах, любви. Поэт не кричит о своих чувствах, нет! Он просто «молча ждет», но внутри него «бушует стихия». Об этом свидетельствуют восклицательные конструкции: «Не одолев смертельные мечты. », «Как ясен горизонт!»

Александр Блок создает образ возлюбленной, к которой обращен монолог. Я думаю, что, читая это произведение, мы чувствует героиню, как и лирический герой, за счет глаголов в первом лице (предчувствую, жду, пойду).

Особое внимание хотелось бы уделить эпиграфу к стихотворению. Слова В.Соловьева заставляют читателя задуматься о назначении любви: «И тяжкий сон житейского сознанья ты тряхнешь, тоскуя и любя». Я думаю, что в этом заключен весь Блок, которого я назвал бы «максималистом в чувствах». Для него любить — это буря чувств, это радость и страдание, стремление к любимому и неизмеримая тоска. Александр Блок считает, что часто за жизненной рутиной мы забывает о вечном. Посредственность, обыденность заполняет нашу жизнь. И в этой действительности людям не хватает настоящих чувств, и любовь – та сила, которая спасает человека от обыденности. Любовь для поэта – чувство, которое доставляет высшее напряжение и наслаждение. Без нее автор не мыслит человеческого существования. При этом один из любящих всегда страдает сильнее другого. Это катастрофа, но такая, которая позволяет пережить невиданное счастье. Эпиграф удивительным образом соотносится со стихом: он словно оправдывает то гнетущее состояние лирического героя, которое он испытывает. Автор хочет сказать: «Да, любовь есть страдание, любовь есть страх и сомнение, но тем не менее это то, что возвышает человека, делает его лучше, делает думающим, чувствующим. Человек словно просыпается от долгого сна».

«Стихи о Прекрасной Даме» все же ознаменовали и начало кризиса художественного сознания Блока. Вскоре наступает кризис юношеской веры поэта, он пытается выйти за пределы личной лирики.

Средства выразительности

Анализ стихотворения Блока «Предчувствую тебя» был бы не совсем полным без перечисления тропов:

  1. Эпитеты: «ясен нестерпимо», «молча жду», «дерзкое подозренье», «привычные черты» «горестно и низко (паду)», «смертельные мечты».
  2. Метафора: «весь горизонт в огне».
  3. Олицетворение: «года проходят мимо», «лучезарность близко».
  4. Анафора:

«Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты…»

  1. Автором использовано такое средство выразительности как рефрен. «Но страшно мне: изменишь облик Ты…» повторяется в конце 3-й и 6-й строф, что указывает на важность данной строки, на её определяющее значение в передаче главной идеи произведения.
  2. Также поэтом использована инверсия.
  3. Многосоюзие: «и ясен нестерпимо, и молча жду…», «и горестно, и низко…».
  4. Риторическое восклицание: «О, как паду — и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты!».
  5. Просматривается аллитерация: «дерзкое возбудишь подозренье» (звенящий звук «з» режет слух, передавая резкость и боль происходящего, в данном случае боль предчувствия).

Автор: Кристина Асаулова

Тема стихотворения

Главная тема стихотворения «Предчувствую тебя» — это ожидание героем Дамы. Мимо бегут года – это не имеет веса перед таинством встречи, горизонт горит огнями – они не в силах вспугнуть надежду ожидающего.

Герой одновременно ждёт и боится встречи с девушкой, ведь он заранее придумал себе образ, который может не соответствовать действительности. Он опасается, что Дама изменит свой облик или сменит привычные, но надуманные черты.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Источник

Adblock
detector