Напишите пожалуйста анализ стихотворения федора глинки «луна»
Луна прекрасная светила
В тиши лазоревых полей
И ярче золота златила
Главы подкрестные церквей.
А бедный узник за решеткой
Мечтал о божьих чудесах:
Он их читал, как почерк четкий,
И на земле и в небесах.
И в тайной книге прошлой жизни
Он с умиленьем их читал,
И с мыслью о святой отчизне
Сидел, терпел — и уповал!
Федор Николаевич Глинка (8 (19) июня 1786-11 (23) февраля 1880) прожил долгую яркую жизнь. Будучи слабым и болезненным, он, тем не менее, активно участвовал в общественной жизни: служил, путешествовал, занимался географией, археологией, социологией и благотворительностью, писал стихотворения, поэмы, записки. Не оставался в стороне от событий своего времени. Поэтому после подавления восстания декабристов, с которыми он был связан, не разделяя, однако, их заговорщицких идей, Федор Глинка несколько месяцев провел в Петропавловской крепости. Духовно-лирическое стихотворение «Луна» автобиографично и, очевидно, выражает настроение автора.
Тема стихотворения: настроение узника.
Идея: надеяться можно только на Бога.
Лирический герой – узник. Он попал за решетку не за кражи и разбой, а из-за патриотизма, так как его мысли – об отчизне, во имя которой и пострадал.
Все, что видит узник из окна камеры – это луна, ярко освещающая церковные купола. Рисуя эту картину, поэт намекает, что Россия погружена во мрак: светло только под крестом. Такие же мысли рождаются и у узника. Герой не удручен, он испытывает умиление, вспоминая чудеса Божии, о которых читал, и которые явно присутствовали раньше в его жизни. Это дает ему надежду на счастливый исход, а неволю считает испытанием, которое надо пройти. Он, как человек религиозный, проявляет смирение, терпение и уповает на милосердие Божие для него и для отчизны.
Настроение стихотворения, несмотря на то, что речь идет о человеке, находящемся в заточении, не мрачное и подавленное, а спокойное, пронизанное светом. Это духовное стихотворение. Оно нацеливает читателя на размышления о своей жизни и поиски в ней «божьих чудес» .
Стихотворение учит не унывать в любых обстоятельствах, жить не бездумно, а размышляя, и, прославляя каждый день, надеяться на лучшее.
Художественные средства обычные. Дело не в изощренном их применении, а в создании настроения.
Автор использует много эпитетов, относящихся к красоте и религии: прекрасная, лазоревых, подкрестные, тайные, четкий, святой. Эпитет, описывающий узника, всего один: бедный.
Сравнение (метафора): читал чудеса, как четкий почерк.
Метафора: тайная книга прошлой жизни.
Интересна звукозапись. В стихотворении много шипящих и свистящих звуков, создающих впечатление шепота или тихой молитвы вполголоса.
Хотя при делении на 3 строфы прослеживается перекрестная рифмовка, поэт 12 стихов стихотворения не разделил на строфы, видимо, для того, чтобы оно было более цельным, связывая разделенное решеткой: пейзаж за окном и мечты и надежды узника.
Антитеза : прекрасный простор за окном и подразумеваемое замкнутое пространство узника. Но оно формальное. Земля, небеса, тайны прошлой жизни, — все это находится неотъемлемо в сердце и уме лирического героя, наполняя его жизнь.
В конце стихотворения имеется восклицание, подчеркивающее отсутствие уныния узника.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, передающим плавный характер повествования. Нечетные рифмы женские, четные – мужские. Стихотворение можно легко напевать.
Мне очень понравилось это стихотворение. Захотелось больше узнать о личности поэта, чтобы не путать Федора Николаевича с другими славными обладателями этой фамилии. Его подробная биография произвела на меня огромное впечатление. Федор Глинка — настоящий поэт и человек.
Приложение: 1. Луна золотит купол. 2. Федор Николаевич Глинка.
Всё очень просто. Художественную литературу читают, чтобы понимать людей и жизнь, научную читают чтобы понимать явления и предметы.
Вы читаете учебник по астрономии, когда хотите понять, где находится галактика M35, но вам влом самому запускать орбитальный телескоп. Точно также вы читаете Достоевского, потому что Достоевский может вам предложить, что мир спасёт красота, и таким образом избавить вас от необходимости выяснять это на собственной шкуре — ну просто потому что технически запускать телескоп может быть и сложнее, но эмоционально после него вы ещё сможете функционировать — тогда как самому выяснить, что мир спасёт красота, можно только став тем, кто может об этом сказать. Другое дело, что если без телескопа вы ещё проживёте, то без красоты — вряд ли.
Иными словами, это опосредованный опыт, который не заменяет собственного, но сокращает дистанции. Собственный всё равно требуется, поскольку средства для обработки всей этой информации тоже надо откуда-то наработать — литература не сделает всё за вас, она скорее помогает не умереть по дороге.
Можно конечно обманываться тем, что без красоты прожить так же легко, как и без телескопа. Это заманчивая мысль, да. Тем более что если бы красота действительно могла спасти мир, то за последние 4 тысячи лет мы наверняка должны были накопить этой красоты достаточно для его спасения. Но видимо мир спасается не весь сразу, а по одному человеку за раз — и так уж получилось, что именно это человеку почему-то всё-таки нужно. Иначе литература не была бы буквально первым, чем мы предположительно начали заниматься сразу же, как разобрались с огнём, пещерой и палкой. Просто эта потребность не возникает столь же очевидно, как потребность в огне и пещере — она скорее как воздух, который замечают только тогда, когда его становится слишком мало.
Это нужное можно откладывать в 20, и в 30, и в 40 лет, но рано или поздно оно о себе напомнит — в виде чувства, что что-то было пропущено, чего-то не хватило, где-то была какая-то вещь, которая могла помочь, и непонятно, где она была, и что она вообще такое. А главное — что чем дольше это откладывается, тем больнее оказывается пробуждение. Так что можно смело умножать познания — скорби меньше всё равно не будет.
Ну а если человек считает, что он всё уже понял, и ему ничего не нужно — ну, тогда может не читать, Бога ради, всё равно помочь ему невозможно.
Источник
Федор Глинка — Луна: Стих
Луна прекрасная светила
В тиши лазоревых полей
И ярче золота златила
Главы подкрестные церквей.
А бедный узник за решеткой
Мечтал о божьих чудесах:
Он их читал, как почерк четкий,
И на земле и в небесах.
И в книге тайной прошлой жизни
Он с умиленьем их читал
И с мыслью о святой отчизне
Сидел, терпел — и уповал!
Анализ стихотворения «Луна» Глинки
Произведение «Луна» Федора Николаевича Глинки было написано в период заключения поэта в Петропавловской крепости.
Стихотворение создано весной 1826 года. Сорокалетний поэт состоит на государственной службе, имеет военный чин, известен как автор записок о временах походов против Наполеоновской армии, живо интересуется деятельностью тайных политических обществ в России (в некоторые он вступил, а в одном даже был сооснователем). Впрочем, собственно перед восстанием декабристов он уже больше занимался литературой, а не политикой. Однако это не помешало его аресту. Разбирательство продолжалось несколько месяцев, поэт был разжалован и отправлен служить при губернском правлении в Карелии. Жанр – элегия, дума на фоне пейзажной зарисовки, размер – ямб с рифмовкой перекрестной, разделения на строфы нет, рифмы как открытые, так и закрытые. Лирический герой – сам арестованный автор. Интонация подкупает своей искренностью и простодушием. Ф. Глинка как бы смотрит на себя со стороны, пишет в прошедшем времени. Начинается стихотворение с образа «прекрасной луны», освещающей «лазоревые поля» (метафора небес; если поэт все же имел в виду собственно поля, значит, ночью издали они отливали синевой). Третья строка – сочетание лексического повтора, аллитерации и метафоры. «Подкрестные церквей»: Петропавловский и Троице-Петровский (снесен в советское время) соборы, прежде всего. Именно их мог видеть Ф. Глинка, находясь в крепости. «Бедный узник»: со времен А. Пушкина – расхожий образ (и эпитет к нему). В мировой романтической поэзии обычно подчеркивается свободолюбивый, независимый характер такого героя. Однако Ф. Глинка переносит переживания героя в иную, духовную плоскость. «За решеткой» он размышляет о чудесах Бога, принимает происходящее как возможность извлечь для себя жизненные уроки, стать сильнее духом, не терять надежду. Чудеса настолько повсеместны, что люди перестали их замечать. Их больше ничего не удивляет, совпадение и случайность стали единственным объяснением любых обстоятельств. «Как почерк четкий»: сравнение с инверсией. Далее начинается перечислительная градация. Герой всюду видит знаки, в его воззрениях можно различить даже начатки натурфилософии и идеи о переселении душ (тайной книге прошлой жизни). «О святой отчизне»: в контексте произведения возможны два толкования. Небесное Отечество, ожидающее христианина или же образ земной Родины, которая для поэта патриотических убеждений свята. Финал – сплошь из экспрессивных глаголов.
«Луна» Ф. Глинки – образец русской религиозной лирики первой половины XIX века.
Источник
Фёдор Николаевич Глинка
«Луна»
Луна прекрасная светила
В тиши лазоревых полей
И ярче золота златила
Главы подкрестные церквей.
А бедный узник за решеткой
Мечтал о божьих чудесах:
Он их читал, как почерк четкий,
И на земле и в небесах.
И в книге тайной прошлой жизни
Он с умиленьем их читал
И с мыслью о святой отчизне
Сидел, терпел — и уповал!
Экспресс- анализ стихотворения
Cтихотворение состоит из 12 строк
Строфа: двенадцатистишие
Стихи астрофические (без разделения на строфы).
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
Рифмы: светила-полей-златила-церквей
решеткой-чудесах-четкий-небесах
жизни-читал-отчизне-уповал.
Рифмовка: ABAB CDED FGFG
Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени
Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов
Строфа
Строфа — это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии — четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах
Стихотворная стопа
Стопа — это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) — самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы — последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа — пеон — четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон — пеон с ударением на первом слоге, второй пеон — с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон — ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах
Размер стихотворения
Размер — это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах
Рифма
Рифма — это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах
Рифмовка
Рифмовка — это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке
Источник
Напишите пожалуйста анализ стихотворения федора глинки «луна»
Луна прекрасная светила
В тиши лазоревых полей
И ярче золота златила
Главы подкрестные церквей.
А бедный узник за решеткой
Мечтал о божьих чудесах:
Он их читал, как почерк четкий,
И на земле и в небесах.
И в тайной книге прошлой жизни
Он с умиленьем их читал,
И с мыслью о святой отчизне
Сидел, терпел — и уповал!
Федор Николаевич Глинка (8 (19) июня 1786-11 (23) февраля 1880) прожил долгую яркую жизнь. Будучи слабым и болезненным, он, тем не менее, активно участвовал в общественной жизни: служил, путешествовал, занимался географией, археологией, социологией и благотворительностью, писал стихотворения, поэмы, записки. Не оставался в стороне от событий своего времени. Поэтому после подавления восстания декабристов, с которыми он был связан, не разделяя, однако, их заговорщицких идей, Федор Глинка несколько месяцев провел в Петропавловской крепости. Духовно-лирическое стихотворение «Луна» автобиографично и, очевидно, выражает настроение автора.
Тема стихотворения: настроение узника.
Идея: надеяться можно только на Бога.
Лирический герой – узник. Он попал за решетку не за кражи и разбой, а из-за патриотизма, так как его мысли – об отчизне, во имя которой и пострадал.
Все, что видит узник из окна камеры – это луна, ярко освещающая церковные купола. Рисуя эту картину, поэт намекает, что Россия погружена во мрак: светло только под крестом. Такие же мысли рождаются и у узника. Герой не удручен, он испытывает умиление, вспоминая чудеса Божии, о которых читал, и которые явно присутствовали раньше в его жизни. Это дает ему надежду на счастливый исход, а неволю считает испытанием, которое надо пройти. Он, как человек религиозный, проявляет смирение, терпение и уповает на милосердие Божие для него и для отчизны.
Настроение стихотворения, несмотря на то, что речь идет о человеке, находящемся в заточении, не мрачное и подавленное, а спокойное, пронизанное светом. Это духовное стихотворение. Оно нацеливает читателя на размышления о своей жизни и поиски в ней «божьих чудес»
.
Стихотворение учит не унывать в любых обстоятельствах, жить не бездумно, а размышляя, и, прославляя каждый день, надеяться на лучшее.
Художественные средства обычные. Дело не в изощренном их применении, а в создании настроения.
Автор использует много эпитетов, относящихся к красоте и религии: прекрасная, лазоревых, подкрестные, тайные, четкий, святой. Эпитет, описывающий узника, всего один: бедный.
Сравнение (метафора): читал чудеса, как четкий почерк.
Метафора: тайная книга прошлой жизни.
Интересна звукозапись. В стихотворении много шипящих и свистящих звуков, создающих впечатление шепота или тихой молитвы вполголоса.
Хотя при делении на 3 строфы прослеживается перекрестная рифмовка, поэт 12 стихов стихотворения не разделил на строфы, видимо, для того, чтобы оно было более цельным, связывая разделенное решеткой: пейзаж за окном и мечты и надежды узника.
Антитеза : прекрасный простор за окном и подразумеваемое замкнутое пространство узника. Но оно формальное. Земля, небеса, тайны прошлой жизни, — все это находится неотъемлемо в сердце и уме лирического героя, наполняя его жизнь.
В конце стихотворения имеется восклицание, подчеркивающее отсутствие уныния узника.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, передающим плавный характер повествования. Нечетные рифмы женские, четные – мужские. Стихотворение можно легко напевать.
Мне очень понравилось это стихотворение. Захотелось больше узнать о личности поэта, чтобы не путать Федора Николаевича с другими славными обладателями этой фамилии. Его подробная биография произвела на меня огромное впечатление. Федор Глинка — настоящий поэт и человек.
Приложение: 1. Луна золотит купол. 2. Федор Николаевич Глинка.
Источник