Использование метафор и метонимий в лирическом портрете и пейзаже в лирике Александра Блока (Блок Александр)
Во многих лирических произведениях раннего периода творчества Блока пейзаж и лирический портрет создаются с помощью психологического параллелизма: сопоставляется по аналогии состояние природы и внутреннее состояние человека. Стихотворение «Окрай небес – звезда омега…» (1899) композиционно делится на две части. В первой части создаётся образ природы, где автор использует метонимию и метафору:
Окрай небес – звезда омега,
Весь в искрах. Сириус цветной.
Над головой – немая Вега
Из царства сумрака и снега
Оледенела над землёй.
Образ холодного звёздного неба создаётся с помощи метонимии «из царства сумрака и снега», метафоры «оледенела», метафорического эпитета «немая» (Вега), усиливая мотив холодного безмолвия. Метонимия «из царства сумрака и снега» — это цитата из стихотворения Фета «Ещё майская ночь» (1857).
Во второй части стихотворения с помощью развёрнутого сравнения создаётся лирический портрет:
Так ты, холодная богиня,
Над вечно пламенной душой
Царишь и властвуешь поныне,
Как та холодная святыня
Над вечно пламенной звездой!
Лексический повтор контекстуальных антонимов: холодная богиня, холодная святыня – пламенной звездой, пламенной душой (метафорический эпитет) усиливает противоречивость мира природы и мира лирической героини, которая подобна холодному, ледяному небу, а лирический герой обладает пламенной душой, как и звезда Сириус, образ которой довершает метафора «в искрах».
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Греческой буквой «омега» астрономы обозначают «цветные» звёзды. Сириус – это альфа созвездия Большого Пса, самая яркая звезда на небе. Вега – альфа созвездия Лиры, одна из самых ярких звёзд Северного полушария. Время написания стихотворения – 1898 год – период влюблённости блока, о котором он написал в дневнике: «Я сильно ломался, но был уже страшно влюблён. Сириус и Вега». В стихотворении с Сириусом соотнесён лирический герой, с Вегой – её героиня. Тема её «холодности» и власти над героем ощутима в лирике 1898 – 1900 годов.
Обратимся к ещё одному стихотворению Блока «Луна проснулась. Город шумный…», которое посвящено К. М. Садовской, на это указывают инициалы, предпосланные произведению: «К. М. С.». Пространство создаётся с помощью антитезы: шумный город (метонимия) – тихое место, где уединились герои: Он и Она. Образ города создаётся с помощью метафор: «гремит», «льёт огни», «звенит». Метафора «лились» повторяется и при описании лирических героев:
Но если б пламень этой встречи
Был пламень вечный и святой,
Не так лились бы наши встречи,
Не так звучал бы голос твой.
Повтор метафоры «пламень» раскрывает силу любви между героями, но в то же время, в их душе живёт тревога, так как они боятся потерять свои чувства. Риторические вопросы указывают на это:
Ужель живут ещё страданья,
И счастье может унести?
Рассмотрим, какие метафоры использует Блок при создании лирического портрета в стихотворении «Когда толпа вокруг кумира рукоплещет…» (1899). Стихотворению предпослан эпиграф из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»: «К добру и злу постыдно равнодушны, // В начале поприща мы вянем без борьбы». Внутреннее состояние лирического героя изображено с помощью метафор, отражающий противоречия в его душе. С одной стороны, его «болезненная душа» героя стремится к «святому огню» и «младости восходу». С другой стороны, он чувствует, что «корабль надежды потопил» (метафорический развёрнутый образ). Ещё один развёрнутый метафорический образ: «Затянут в бездну гибели сердечной» — передаёт отчаяние и тяжёлую тоску героя. Лирический герой противопоставлен толпе. Антитеза построена на синтаксическом параллелизме:
Толпа кричит – я хладен бесконечно,
Толпа зовёт – я нем и недвижим.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50563
Источник
Луна проснулась. Город шумный (Блок)
Точность | Выборочно проверено |
← «Мне снилась смерть любимого созданья…» | «Луна проснулась. Город шумный…» автор Александр Александрович Блок | «Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене…» → |
См. Стихотворения 1897—1904 . Из цикла « Ante Lucem (1898—1900). ». Дата создания: 14 декабря 1898, опубл.: 1911. Источник: А. А. Блок . Собрание сочинений в восьми томах. — М.—Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. — Т. 1. Стихотворения. 1897—1904. — С. 13. |
Луна проснулась. Город шумный
Гремит вдали и льет огни,
Здесь всё так тихо, там безумно,
Там всё звенит, — а мы одни…
Но если б пламень этой встречи
Был пламень вечный и святой,
Не так лились бы наши речи,
Не так звучал бы голос твой.
Ужель живут еще страданья,
И счастье может унести?
В час равнодушного свиданья
Мы вспомним грустное прости… [1]
14 декабря 1898
Примечания
«Луна проснулась. Город шумный…» Впервые — «Собр. стих.» I (1911). В рукописи после 8-го стиха («Не так звучал бы голос твой. ») — еще четверостишие:
Зачем мы здесь? Кружится, реет,
Проходит прежнее, как сон,
Но отчего забытым веет
Над нами звездный небосклон?
Там же — помета, относящаяся к 1918 г.: «Кажется, мы в последний раз встретились с К. М. С. (?)» К. М. С. — Ксения Михайловна Садовская (1862—1925), «первая любовь» Блока, в ту пору светская дама, обладавшая музыкальными способностями (училась в Петербургской консерватории по классу пения), подолгу жившая за границей. Блок познакомился с К. М. Садовской летом 1897 г. в Бад Наугейме (Германия), встречался с нею в Петербурге вплоть до конца 1899 г. Кроме ряда стихотворений, обращенных к К. М. Садовской в 1897—1900 и в 1903 гг., с воспоминаниями о ней связан стихотворный цикл «Через двенадцать лет», написанный в 1909—1910 гг., частично в том же Бад Наугейме, а также отдельные стихи, например — «Посещение» (1910). До нас дошло двенадцать писем Блока к К. М. Садовской от 1898—1900 гг. (не опубликованы). Заключительное двустишие — цитата из стих. Я. П. Полонского «Прощай».
Источник
Александр Блок
«Луна проснулась. Город шумный. »
Луна проснулась. Город шумный
Гремит вдали и льет огни,
Здесь всё так тихо, там безумно,
Там всё звенит,- а мы одни.
Но если б пламень этой встречи
Был пламень вечный и святой,
Не так лились бы наши речи,
Не так звучал бы голос твой.
Ужель живут еще страданья,
И счастье может унести?
В час равнодушного свиданья
Мы вспомним грустное прости.
Экспресс- анализ стихотворения
Cтихотворение состоит из 12 строк
Строфа: двенадцатистишие
Стихи астрофические (без разделения на строфы).
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
Рифмы: шумный-огни-безумно-одни
встречи-святой-речи-твой
страданья-унести-свиданья-прости.
Рифмовка: ABCB DADA EFEF
Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени
Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов
Строфа
Строфа — это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии — четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах
Стихотворная стопа
Стопа — это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) — самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы — последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа — пеон — четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон — пеон с ударением на первом слоге, второй пеон — с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон — ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах
Размер стихотворения
Размер — это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах
Рифма
Рифма — это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах
Рифмовка
Рифмовка — это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке
Источник
Луна проснулась. Город шумный (Блок)
Точность | Выборочно проверено |
← «Мне снилась смерть любимого созданья…» | «Луна проснулась. Город шумный…» автор Александр Александрович Блок | «Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене…» → |
См. Стихотворения 1897—1904 . Из цикла « Ante Lucem (1898—1900). ». Дата создания: 14 декабря 1898, опубл.: 1911. Источник: А. А. Блок . Собрание сочинений в восьми томах. — М.—Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. — Т. 1. Стихотворения. 1897—1904. — С. 13. |
Луна проснулась. Город шумный
Гремит вдали и льет огни,
Здесь всё так тихо, там безумно,
Там всё звенит, — а мы одни…
Но если б пламень этой встречи
Был пламень вечный и святой,
Не так лились бы наши речи,
Не так звучал бы голос твой.
Ужель живут еще страданья,
И счастье может унести?
В час равнодушного свиданья
Мы вспомним грустное прости… [1]
14 декабря 1898
Примечания
«Луна проснулась. Город шумный…» Впервые — «Собр. стих.» I (1911). В рукописи после 8-го стиха («Не так звучал бы голос твой. ») — еще четверостишие:
Зачем мы здесь? Кружится, реет,
Проходит прежнее, как сон,
Но отчего забытым веет
Над нами звездный небосклон?
Там же — помета, относящаяся к 1918 г.: «Кажется, мы в последний раз встретились с К. М. С. (?)» К. М. С. — Ксения Михайловна Садовская (1862—1925), «первая любовь» Блока, в ту пору светская дама, обладавшая музыкальными способностями (училась в Петербургской консерватории по классу пения), подолгу жившая за границей. Блок познакомился с К. М. Садовской летом 1897 г. в Бад Наугейме (Германия), встречался с нею в Петербурге вплоть до конца 1899 г. Кроме ряда стихотворений, обращенных к К. М. Садовской в 1897—1900 и в 1903 гг., с воспоминаниями о ней связан стихотворный цикл «Через двенадцать лет», написанный в 1909—1910 гг., частично в том же Бад Наугейме, а также отдельные стихи, например — «Посещение» (1910). До нас дошло двенадцать писем Блока к К. М. Садовской от 1898—1900 гг. (не опубликованы). Заключительное двустишие — цитата из стих. Я. П. Полонского «Прощай».
Источник
КРАСИВЫЕ СТИХИ ПОЭТОВ
Стихи о луне
Моя походка не лунная, просто у Луны — моя. (Майкл Джексон)
Александр Пушкин
«На небесах печальная луна»
На небесах печальная луна
Встречается с веселою зарею,
Одна горит, другая холодна.
Заря блестит невестой молодою,
Луна пред ней, как мертвая, бледна.
Так встретился, Эльвина, я с тобою.
Александр Блок
«Луна проснулась. Город шумный. «
Луна проснулась. Город шумный
Гремит вдали и льет огни,
Здесь всё так тихо, там безумно,
Там всё звенит,- а мы одни.
Но если б пламень этой встречи
Был пламень вечный и святой,
Не так лились бы наши речи,
Не так звучал бы голос твой.
Ужель живут еще страданья,
И счастье может унести?
В час равнодушного свиданья
Мы вспомним грустное прости.
Марина Цветаева
«Луна — лунатику»
Оплетавшие — останутся.
Дальше — высь.
В час последнего беспамятства
Не очнись.
У лунатика и гения
Нет друзей.
В час последнего прозрения
Не прозрей.
Я — глаза твои. Совиное
Око крыш.
Буду звать тебя по имени —
Не расслышь.
Я — душа твоя: Урания:
В боги — дверь.
В час последнего слияния
Не проверь!
Федор Тютчев
«В ночи лазурной. «
В ночи лазурной почивает Рим.
Взошла луна и овладела им,
И спящий град, безлюдно-величавый,
Наполнила своей безмолвной славой.
Как сладко дремлет Рим в ее лучах!
Как с ней сроднился Рима вечный прах.
Как будто лунный мир и град почивший —
Всё тот же мир, волшебный, но отживший.
Сергей Есенин
«Месяц рогом облако бодает. «
Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли.
В эту ночь никто не отгадает,
Отчего кричали журавли.
В эту ночь к зеленому затону
Прибегла она из тростника.
Золотые космы по хитону
Разметала белая рука.
Прибегла, в ручей взглянула прыткий,
Опустилась с болью на пенек.
И в глазах завяли маргаритки,
Как болотный гаснет огонек.
На рассвете с вьющимся туманом
Уплыла и скрылася вдали.
И кивал ей месяц за курганом,
В голубой купаяся пыли.
Афанасий Фет
«Месяц и роза»
Встал я рано над горой,
Чтоб расцвет увидеть твой,
И гляжу с мольбой всю ночь.
Ты молчишь, не гонишь прочь,
Но навстречу мне твой куст
Не вскрывает алых уст.
Не сравнится вздох ничей
С чистотой твоих лучей!
Но не им будить меня:
Жду — лобзаний жарких дня,
Жду — венчанного царя;
Для него таит заря
Благовонные красы
Под алмазами росы.
Николай Гумилёв
«Уронила луна из ручек»
Уронила луна из ручек
— Так рассеянна до сих пор —
Веер самых розовых тучек
На морской голубой ковер.
Наклонилась… достать мечтает
Серебристой тонкой рукой,
Но напрасно! Он уплывает,
Уносимый быстрой волной.
Я б достать его взялся… смело,
Луна, я б прыгнул в поток,
Если б ты спуститься хотела
Иль подняться к тебе я мог.
Антон Дельвиг
Я вечером с трубкой сидел у окна;
Печально глядела в окошко луна;
Я слышал: потоки шумели вдали;
Я видел: на холмы туманы легли.
В душе замутилось, я дико вздрогнул:
Я прошлое живо душой вспомянул!
В серебряном блеске вечерних лучей
Явилась мне Лила, веселье очей.
Как прежде, шепнула коварная мне:
«Быть вечно твоею клянуся луне».
Как прежде, за тучи луна уплыла,
И нас разлучила неверная мгла.
Из трубки я выдул сгоревший табак,
Вздохнул и на брови надвинул колпак.
Владимир Маяковский
«Лунная ночь»
Будет луна.
Есть уже
немножко.
А вот и полная повисла в воздухе.
Это Бог, должно быть,
дивной
серебряной ложкой
роется в звезд ухе́.
Валерий Брюсов
«При свете луны»
Как всплывает алый щит над морем,
Издавна знакомый лунный щит,-
Юность жизни, с радостью и горем
Давних лет, над памятью стоит.
Море — змеи светов гибких жалят
И, сплетясь, уходят вглубь, на дно.
Память снова нежат и печалят
Дни и сны, изжитые давно.
Сколько ликов манят зноем ласки,
Сколько сцен, томящих вздохом грудь!
Словно взор склонен к страницам сказки,
И мечта с Синдбадом держит путь.
Жжет еще огонь былой отравы.
Мучит стыд неосторожных слов.
Улыбаюсь детской жажде славы,
Клеветам забытых мной врагов.
Но не жаль всех пережитых бредней,
Дерзких дум и гибельных страстей:
Все мечты приемлю до последней,-
Каждый стон и стих, как мать — детей.
Лучший жребий взял я в мире этом:
Тайн искать в познаньи и любви,
Быть мечтателем и быть поэтом,
Признавать один завет: «Живи!»
И, начнись все вновь, я вновь прошел бы
Те ж дороги, жизнь — за мигом миг:
Верил бы улыбкам, бросив колбы,
Рвался б из объятий к пыли книг!
Шел бы к мукам вновь, большим и малым,
Чтоб всегда лишь дрожью дорожить,
Чтоб стоять, как здесь я жду,- усталым,
Но готовым вновь — страдать и жить!
Михаил Лермонтов
«Посреди небесных тел. «
Посреди небесных тел
Лик луны туманный:
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный:
Видно, там, на небесах
Масленица вечно!
Анна Ахматова
«Явление луны»
Из перламутра и агата,
Из задымленного стекла,
Так неожиданно покато
И так торжественно плыла, —
Как будто Лунная Соната
Нам сразу путь пересекла.
Павел Катенин
«К Луне»
Среди безмолвия ночного
Луна так весело глядит,
И луч ее у часового
На ясном кивере горит!
Ах! Погляди ко мне в окошко
И дай мне весть о вышине,
Чтоб я, утешенный немножко,
Увидел счастье хоть во сне.
Шарль Бодлер
«Печаль луны»
Сегодня вечером, полна истомы нежной,
Луна не может спать; не так ли, в забытьи
Лаская контуры грудей рукой небрежной,
Томится девушка, тоскуя о любви.
Луна покоится среди лавин атласных,
Но, в долгий обморок меж них погружена,
Все бродит взорами в толпе теней неясных,
Чьих белых венчиков лазурь еще полна.
Когда ж на землю к нам с небес она уронит
Украдкою слезу, ее возьмет поэт
И на груди своей молитвенно схоронит
Опал, где радуги мерцает бледный свет;
Презрев покой и сон, он скроет, вдохновенный,
От Солнца жадного осколок драгоценный.
Омар Хайям
К сиянию луны, красавицы ночной,
Добавлю я тепло, даримое свечой,
Сверканье сахара, осанку кипариса,
Журчание ручья… И выйдет облик твой.
Иосиф Бродский
«Вечером, дорогая. «
Вечером, дорогая,
здесь тепло. Тишина
молчанием попугая
буквально завершена.
Луна в кусты чистотела
льет свое молоко:
неприкосновенность тела,
зашедшая далеко.
Павел Катенин
«К Луне»
Среди безмолвия ночного
Луна так весело глядит,
И луч ее у часового
На ясном кивере горит!
Ах! Погляди ко мне в окошко
И дай мне весть о вышине,
Чтоб я, утешенный немножко,
Увидел счастье хоть во сне.
Мила Григ
«Луна доверчиво ко мне»
Луна доверчиво ко мне
В окошко спальни заглянула,
Дорожкой лунною во мгле
Блеснул халат на спинке стула.
Ты навсегда в моей судьбе,
И вновь, доверчиво и свято,
Я, руки распахнув, к тебе
Иду по лунному канату.
Автор на сайте стихи. ру: https://www.stihi.ru/avtor/milagrig
Самуил Маршак
«Владеет морем полная луна. «
Владеет морем полная луна,
На лоно вод набросившая сети.
И сыплет блёстки каждая волна
На длинный берег, спящий в бледном свете.
А кипарисы тёмные стоят
Над морем, не пронизаны лучами, —
Как будто от луны они таят
Неведомую ношу под плащами.
Юрий Чёрных
«Две луны»
Мы гуляли у реки,
В ней мерцали огоньки.
Над рекой плыла луна,
А под ней ещё одна!
Плыли рядышком они
И дразнили: догони!
Я за ними на мысок,
А двойняшки наутёк!
Я назад — они назад,
Я стою — они стоят!
Перед сном одна луна
Мне сияла из окна,
А в мои цветные сны
Заплывали две луны!
Константин Бальмонт
Луна богата силою внушенья,
Вокруг нее всегда витает тайна.
Она нам вторит: «Жизнь есть отраженье,
Но этот призрак дышит не случайно».
Своим лучом, лучом бледно-зеленым,
Она ласкает, странно так волнуя,
И душу побуждает к долгим стонам
Влияньем рокового поцелуя.
Своим ущербом, смертью двухнедельной,
И новым полновластным воссияньем,
Она твердит о грусти не бесцельной,
О том, что свет нас ждет за умираньем.
Но нас маня надеждой незабвенной,
Сама она уснула в бледной дали,
Красавица тоски беспеременной,
Верховная владычица печали!
Иннокентий Анненский
«Зимнее небо»
Талый снег налетал и слетал,
Разгораясь, румянились щеки.
Я не думал, что месяц так мал
И что тучи так дымно-далеки.
Я уйду, ни о чем не спросив,
Потому что мой вынулся жребий,
Я не думал, что месяц красив,
Так красив и тревожен на небе.
Скоро полночь. Никто и ничей,
Утомлен самым призраком жизни,
Я любуюсь на дымы лучей
Там, в моей обманувшей отчизне.
Асадов Эдуард
«Лунный вечер»
Закат хрустально-алый мост
Над речкой воздвигает,
И вверх в сопровожденье звезд
Луна, поднявшись в полный рост,
Торжественно шагает.
Ей все принадлежат сердца
И замки на планете,
А у тебя же ни дворца,
И, кроме одного певца,
Нет никого на свете.
Но это, право, не беда,
Взвей гордость, словно стяг.
Один, он тоже иногда
Уж не такой пустяк!
Готов я верить и любить,
О бедах не трубя.
Одно не знаю: как мне быть?
Какую песню сочинить,
Достойную тебя?
Твои слова, улыбки, взгляд
Я в сердце собирал,
И, встреться мы лет сто назад,
Я так бы написал:
Всегда поэзии полна,
То холодна, то страстна,
Ты — как полночная луна
Таинственно-прекрасна!
А впрочем, и средь наших дней
Горит живая сила:
И горделиво-светлой ей
Ты, с строгой скромностью своей,
Навряд ли б уступила.
Ведь гордо-чистая луна
Средь всех других планет
Одной лишь стороной видна,
Другой как словно нет.
А та, другая, для кого,
Где все темно и строго?
Для неба или для того,
Кто всех дороже. Для него —
Сверхдруга или Бога!
Луна одна и ты — одна.
И знаю я: твой взгляд,
Твоя дневная сторона
И звездно-тайная страна
Лишь мне принадлежат!
И так как в верности своей
Ты, как луна, тверда,
Живи ж средь песен и людей
И ныне, и всегда!
А если вечность обойдет
Капризно стороною
И бабка старая придет
С железною клюкою,
Ну что ж, не нам белеть, как снег!
Мир вечен — как замечено,
Как горы, как движенье рек.
В моих стихах тебе навек
Бессмертье обеспечено!
Юлия Старостина
«Свет полнолуния»
Свет полнолунья лёг
Кошкой у самых ног,
В ночь, превратив вечер.
Из позабытых снов
Я позову любовь,
Кругом зажгу свечи.
В доме, в канун зимы,
Запах лесной травы,
Над головой небо.
Всё рождено мечтой.
Просто пойдём со мной
В мир, где никто не был.
Голос часов дрожит.
Не опоздай, спеши,
Тенью пройди время.
Веря в мою любовь,
Силой молитв и слов,
В вечность открой двери.
Здесь облака — река,
Все берега в цветах
И жемчуга — звёзды.
Только, как сон, как дым,
Тают черты твои
В первых лучах солнца.
Instagram автора: https://www.instagram.com/starostina3/
Сайт автора: starostina-julya.ru
Александр Одоевский
Встал ветер с запада; седыми облаками
Покрыл небес потухший океан.
Сквозь тонкий видишь ли туман,
Как, увлекаемый волнами,
Челнок летает золотой?
Вот он исчез. блеснул.
вот скрылся за волной,
Вот снова он и выплыл, и сияет,
И ангел светлых звёзд кормилом управляет.
Фёдор Глинка
Луна прекрасная светила
В тиши лазоревых полей
И ярче золота златила
Главы подкрестные церквей.
А бедный узник за решёткой
Мечтал о божьих чудесах:
Он их читал, как почерк чёткий,
И на земле и в небесах.
И в книге тайной прошлой жизни
Он с умиленьем их читал
И с мыслью о святой отчизне
Сидел, терпел — и уповал!
Андрей Белый
«Вечер»
Точно взглядами, полными смысла,
Просияли,-
Мне ядом горя,-
Просияли
И тихо повисли
Облаков златокарих края.
И взогнят беспризорные выси
Перелетным
Болотным глазком;
И — зарыскают быстрые рыси
Над болотным,-
Над черным — леском.
Где в шершавые, ржавые травы
Исчирикался летом
Сверчок,-
Просвещается злой и лукавый,
Угрожающий светом
Зрачок.
И — вспылает
Сквозное болото;
Проиграет
Сквозным серебром;
И — за тучами примется кто-то
Перекатывать медленный гром.
Слышу — желтые хохоты рыси.
Подползет; и — окрысится: «Брысь!».
И проискрится в хмурые
Выси
Желточерною шкурою
Рысь.
Джордж Гордон Байрон
«Не бродить уж нам ночами. «
Не бродить уж нам ночами
Хоть душа любви полна
И по-прежнему лучами
Серебрит простор луна
Меч сотрет железо ножен
И душа источит грудь
Вечный пламень невозможен
Сердцу нужно отдохнуть
Пусть влюбленными лучами
Месяц тянется к земле
Не бродить уж нам ночами
В серебристой лунной мгле
Иоганн Вольфганг Гёте
«К луне»
Света первого сестра,
Образ нежности в печали,
Вкруг тебя туманы встали,
Как фата из серебра.
Поступь легкую твою
Слышит все, что днем таится.
Чуть вспорхнет ночная птица,
Грустный призрак, я встаю.
Мир объемлешь взором ты,
Горней шествуя тропою.
Дай и мне взлететь с тобою
Силой пламенной мечты!
Чтоб, незримый в вышине,
Соглядатай сладострастный,
Тайно мог я ночью ясной
Видеть милую в окне.
Созерцаньем хоть в ночи
Скрашу горечь отдаленья.
Обостри мне силу зренья,
Взору дай твои лучи!
Ярче, ярче вспыхнет он, —
Пробудилась дорогая
И зовет меня, нагая,
Как тебя — Эндимион.
Игорь Кобзев
«Помедли, ночь. «
Нам по Москве гулять бы до рассвета.
Но летом ночь, как песня коротка.
Зачем так быстро кружится планета?
Смотри: уже — в бруснике облака.
Уходит ночь, и время встреч уводит
И крутит стрелок тонкие усы.
Кто там на Первом часовом заводе
Завёл такие быстрые часы?
На скверах ветер весь пропах сиренью.
Но ведь сирень недолго будет жить.
Не говорю: «Остановись, мгновенье!»
Одно прошу: «Не надо так спешить!»
Луна всё тает. Звёзды спать ложатся.
Помедли, ночь, хотя бы полчаса!
Так хочется сиренью надышаться
И наглядеться в милые глаза.
Анатолий Мариенгоф
«Ночь, как слеза, вытекла. «
Ночь, как слеза, вытекла из огромного глаза
И на крыши сползла по ресницам.
Встала печаль, как Лазарь,
И побежала на улицы рыдать и виниться.
Кидалась на шеи — и все шарахались
И кричали: безумная!
И в барабанные перепонки воплями страха
Били, как в звенящие бубны.
Осип Мандельштам
«Когда городская выходит на стогны луна»
Когда городская выходит на стогны луна,
И медленно ей озаряется город дремучий,
И ночь нарастает, унынья и меди полна,
И грубому времени воск уступает певучий;
И плачет кукушка на каменной башне своей,
И бледная жница, сходящая в мир
бездыханный,
Тихонько шевелит огромные спицы теней
И жёлтой соломой бросает на пол
деревянный.
Игорь Губерман
«Гарики»
Век за веком: на небе — луна,
у подростка — томленье свободы,
у России — тяжелые годы,
у еврея — болеет жена.
Вероника Тушнова
«Тропинка»
Ночами такая стоит тишина,
стеклянная, хрупкая, ломкая.
Очерчена радужным кругом луна,
и поле дымится позёмкою.
Ночами такое молчанье кругом,
что слово доносится всякое,
и скрипы калиток, и как за бугром
у проруби ведрами звякают.
Послушать, и кажется: где-то звучит
железная разноголосица.
А это всё сердце стучит и стучит –
незрячее сердце колотится.
Тропинка ныряет в пыли голубой,
в глухом полыхании месяца.
Пойти по тропинке – и можно с тобой,
наверное, где-нибудь встретиться.
Зинаида Гиппиус
«Пятно»
Кривое белое пятно
Комочком смято-мутным
Висит бесцельно и давно
Над морем неуютным.
Вздымая водные пласты,
Колеблет море сваи.
А солнце смотрит с высоты,
Блистая и скучая.
Но вот, в тот миг, когда оно
Сердито в тучу село,
Мне показалось, что пятно
Чуть-чуть порозовело.
Тревожит сердце кривизна,
И розовые тени,
И жду я втайне от пятна
Волшебных превращений…
Валентин Берестов
«Лунное»
Две стороны, как у медали,
У нашей спутницы Луны.
Но лишь недавно увидали
Луну с обратной стороны.
Из века в век на небосклоне
Блестит знакомый лунный лик.
Как плохо, как односторонне
Мы знаем спутников своих!
Источник