Литература. 11 класс (1 часть)
Петр Васильевич Орешин
Петр Васильевич Орешин (1887—1938).
Первая книга стихов Петра Васильевича Орешина была издана в 1918 г. Называлась она «Зарево». На выход книги откликнулся рецензией Сергей Есенин. Емко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что и в стихах Есенина, Клычкова, Клюева. Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице», содружеству новокрестьянских поэтов. Если у раннего Есенина, у Клычкова почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянства. Не сказочные Лели и Лады, не утопический Город Белых Цветов волнуют воображение Петра Орешина, а безрадостная жизнь большей части русского крестьянства:
А сердце все изранено,
Все кровью истекло,
Проклятое, болезное,
Голодное село.
Когда началась Первая мировая война, Петр Орешин, так же как и Сергей Клычков, оказался во фронтовых окопах. Интересно сопоставить отношение двух писателей- фронтовиков к войне.
Романтик Клычков, стремящийся населить поэтический мир сказочно-волшебными образами, в своей поэзии игнорировал кровавый, бесчеловечный быт войны. Лишь в его последнем поэтическом сборнике есть неясный намек на страшные фронтовые воспоминания.
Продолжающий реалистическую линию крестьянской поэзии Петр Орешин воспринимает и изображает войну как беду всего народа. Не только смерть или искалеченная судьба собрата по окопу — солдата были причиной скорби поэта. Его боль обостряется от осознания того, сколько горя война принесла оставшимся вдали от боевых позиций — детям, растущим без отцовской опеки, женам, безвременно стареющим от тяжелой работы, без любви, помощи, понимания близкого человека, престарелым родителям, беспомощным перед жестокой жизнью. Не воссоздавая подробных картин окопной фронтовой жизни, непосильного быта солдаток, Орешин сумел передать всю глубину скорбных переживаний в незамысловатых, внешне спокойных по интонациям стихах:
Тятька вернулся на зорьке,
Весело будет в избе.
Будет с усмешкою горькой
Он говорить о себе.
Выставит ногу, обрубок,
Жаркому дню напоказ.
В хате березовой любо
Слушать диковинный сказ.
Будет охотно дивиться
Жутким рассказам народ.
Только жены белолицей
Грусти никто не поймет.
Характерная для «новокрестьянской» литературы поэтизация народной жизни присуща и творчеству Петра Орешина. Но это особая поэтизация. Орешин эстетизирует хлебородную мощь земли. Исследователи уже давно заметили особое значение эпитета «ржаной» в его художественной системе:
О, край родной,Как ты чудесен:
Ржаная степь, ржаной народ,
Ржаное солнце, и от песен
Землей и рожью отдает.
Рожь, жито в русском языке, русской поэзии издавна ассоциировались с жизнью. Это слово становится в стихах Орешина символом грубоватой простоты и силы, непрерывности крестьянской жизни. «Ржаное солнце» — это сразу и сила, и тепло, и свет. В послереволюционные годы поэт пишет очень много. Часто печатается в журналах и газетах, одна за другой выходят книги его стихов. Орешин, оставаясь верным активной общественной позиции своего творчества, приветствует революционные изменения в стране. Показательны названия орешинских стихотворений в те годы: «Комсомольцы», «На книжном рынке», «В покосе соревнуются бригады. », «На тракторе сидел я, управляя. », «Радио в деревне». Но было бы неверным представлять послереволюционное творчество поэта как сплошное радостное песнопение во славу нового дня. Были у него и сомнения — тем ли путем идет деревня;
Соломенная Русь, куда ты?
Какую песню затянуть?
Как журавли, курлычут хаты,
Поднявшись в неизвестный путь.
Петр Васильевич Орешин разделил общую трагическую судьбу крестьянских поэтов. Он был репрессирован, погиб в марте 1938 г.
Объединенные единой темой, каждый из крестьянских поэтов творил свой особый художественный мир. Но и в клюевских утопически-сказочных стихах о Белой Индии, и в пейзажно-мифологических миниатюрах Сергея Клычкова, и в реалистических картинах сельского быта у Петра Орешина есть общее, главное — чувство сыновнего беспокойства за судьбу родной земли, человека, живущего на ней. Чувство сильное и предельно искреннее, острое, часто до боли сердечной. Вернувшись к читателю на исходе века, их стихи зазвучали современно, порой злободневно, ибо рождены они тревогой за судьбу красоты в живом, нерукотворном мире, и в первую очередь — в душе человека. К сожалению, последующие десятилетия доказали обоснованность такого беспокойства. Тем понятнее внимание к творчеству крестьянских поэтов сегодня.
КРУГ ПОНЯТИЙ И ПРОБЛЕМ
Русская крестьянская поэзия XIX в.
Новокрестьянская поэзия начала XX в. Биографическая основа лирических и лироэпических произведений
Идея христианской жертвенности в литературе Провидческая функция поэзии Славянская мифология в русской поэзии XX в. Величальная песня и похоронный плач как лирические компоненты лироэпической поэмы
Народно-поэтические приемы идеализации в лирической поэзии
*1. В чем отличие новокрестьянской поэзии от творчества И. Никитина, И. Сурикова и их последователей? Сопоставьте несколько стихотворений Сурикова со стихотворениями Клюева и Есенина. В чем проявилось следование традициям, а в чем вы обнаружили новаторство поэтов начала XX в.?
2. Как вы думаете, почему поэзия Н. Клюева, С. Есенина, С. Клычкова вызвала живой интерес писателя Алексея Ремизова и художника Николая Рериха?
*3. Что вы знаете о художественных традициях русского Севера? Вспомните имена сказителей, воплениц, проповедников, прославивших этот край. Что в истории русского Севера позволило Клюеву гордиться своим происхождением? Найдите примеры этой гордости в стихах поэта.
*4. В поэтике Н. Клюева множество символов из художественного мира русского фольклора, в том числе наиболее любимые им образы — птицы Сирин, Алконост. Найдите в стихотворениях и поэмах Клюева примеры использования этих образов. Попробуйте расшифровать их символику.
5. Прочитайте стихотворения одной из поэтических книг С. Клычкова («Потаенный сад», «Дубравна», «Кольцо Лады», «Домашние песни», «В гостях у журавлей»). Есть ли в них сквозные образы? Каково содержание этих образов?
6. Известно, что на первую книгу П. Орешина откликнулся рецензией С. Есенин. Прочитайте стихи П. Орешина, попробуйте ответить, что в его стихах показалось близким С. Есенину.
1. Образ Сергея Есенина в поэзии Николая Клюева.
2. Петр Орешин о поэтическом мастерстве Сергея Есенина (по литературно-критическим статьям П. Орешина).
Азадовский К. М. Николай Клюев: Путь поэта.— Л., 1990.
Книга К. М. Азадовского — документально-биографический очерк, посвященный Н. А. Клюеву. Привлекая малоизвестные и неизвестные документальные материалы, автор воссоздает сложную, драматическую судьбу поэта, его своеобразный облик, рассказывает о взаимоотношениях Клюева с выдающимися современниками — Блоком, Брюсовым, Есениным. Творческий путь Николая Клюева прослеживается на широком литературно-общественном фоне.
Базанов В. Г. С родного берега: Поэзия Николая Клюева.— Л., 1990.
В. Г. Базанов — один из первых советских литературоведов, который в своих работах 1970-х гг. объективно оценил место и роль творчества Николая Клюева в истории русской литературы. В книге подробно рассматриваются истоки клюевского художественного мира, взаимоотношения «олонецкого ведуна» с В. Брюсовым, А. Блоком, С. Есениным, его полемика с пролетарскими поэтами. В книге много фрагментов из воспоминаний современников. Главное достоинство работы В. Г. Базанова — высокопрофессиональный анализ поэтики Клюева. Специальная глава посвящена вершинному творению поэта — поэме «Погорельщина».
Михайлов А. И. Пути развития новокрестьянской поэзии.— Л., 1990.
Книга посвящена творчеству новокрестьянских поэтов (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, А. Ширяевец, П. Орешин). Впервые их поэзия рассматривается в плане общего для них поэтического направления. Автор обращается к крестьянской поэзии XIX в. и отечественному фольклору, выявляя традиции и новаторство певцов «золотой бревенчатой избы».
Солнцева Н. М. Китежский павлин: Филологическая проза. Документы. Факты. Версии.— М., 1992.
Герои «Китежского павлина» — Сергей Есенин, Николай Клюев, Сергей Клычков, Алексей Ганин, Александр Ширяевец, Петр Орешин, Павел Васильев, их друзья и подруги, их недруги-гонители, их окружение: Блок, Белый, Пришвин, Мережковский, Ремизов, голгофские христиане, эсеры, имажинисты, философы и вожди. Эта книга — об их творчестве, их любви, их смерти.
Клюев Н., Клычков С., Орешин П. Избранное / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. П. Журавлев.— М., 1990.
В книгу вошли стихотворения и поэмы новокрестьянских поэтов. Включенные в сборник письма, заметки, рецензии помогут читателю лучше представить эпоху, характер взаимоотношений поэтов.
Источник
Ржаное солнце
15 марта 1938 года расстрелян Пётр Орешин
.
Есть вещи, объяснения которым нет. Например : зачем государство убивает поэтов? Смысл в этом какой? Счастье народа? Но ведь, даже если погубить всёх соловьев — весна все-равно насупит.
Вот Пётр Орешин. Ну — соловей же, волгарь, деревенщина. Как птичка Божья, с детства пробивался сам , счастье своё наклёвывая по зернышку. Родился за 13 лет до нового века. Но, бедняк, сумел с отличием закончить начальную школу, а городскую среднюю прошёл до срока, как отмечено в аттестате — » с первой наградой». И успел поучиться в бухгалтерской школе. Так до революции в конторе и работал, но в столице. Здесь же впервые и напечатался в 1911 году. Служба не мешала Петру писать стихи. Это был духовный собрат Есенина. Воспевал сельский мир. горнюю Россию. До революции успел издать две книги. Накоротке знался с Есениным Клюевым, Городецким.Когда на Родину пришла военная беда- оказался в Армии. Воевал, заслужил два Георгиевских креста. На революцию, казалось, Орешин не обратил внимания. Какая разница, кто правит страной? Поэты никому не враги
«Ах, Нью-Йорк наш — на пороге
Но нам Америкой не быть.
Своя задумана дорога,
Ржаная ленинская сыть».
Орешин пишет. Пишет много, словно торопясь. И становится именем. Тот же Есенин почти с завистью отзывается на поэму Орешина «Зарево» :» «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты».
У Орешина стремительно выходят книги. Он становится общенациональным поэтом. С его подачи при Московском Пролеткульте создана секция крестьянских писателей. Выходит сборник «Творчество народов СССР», где . Орешин был составителем и автором многих переводов . Успех, читатели, слава.
Вместе с товарищами по цеху он становится идеологом новой деревни. Той, которой была обещана земля и свобода предпринимательства.
Но получила деревня уравниловку и колхозы. Партия находит покоренной деревне новых идеологов. Партии не нужны весенние соловьи. Ей на службу слетелись вОроны.
Уже убиты Есенин и Клюев, уже уничтожены Ганин и Клычков. 20 октября страшного 1937 года пришли за Орешиным. И в марте убили на задворках суда сразу после оглашения приговора.
А весна всё-равно пришла, даже в тот год.
Соловьиные песни — они бессмертны
Буду вечно тосковать по дому,
Каждый куст мне памятен и мил.
Белый свет рассыпанных черемух
Навсегда я сердцем полюбил.
Белый цвет невырубленных яблонь
Сыплет снегом мне через плетень.
Много лет душа тряслась и зябла
И хмелела хмелем деревень.
Ты сыграй мне, память, на двухрядке,
Все мы бредим и в бреду идем.
Знойный ветер в хижинном порядке
Сыплет с крыш соломенным дождем.
Каждый лик суров, как на иконе,
Странник скоро выпросил ночлег.
Но в ржаном далеком перезвоне
Утром сгинет пришлый человек:
Дедов сад плывет за переулок,
Ветви ловят каждую избу.
Много снов черемуха стряхнула
На мою суровую судьбу.
Кровли изб — сугорбость пошехонца,
В этих избах, Русь, заполовей!
Не ржаное ль дедовское солнце
Поднялось над просинью полей?
Солнце — сноп, а под снопом горячим —
Звон черемух, странник вдалеке,
И гармонь в веселых пальцах плачет
О простом, о темном мужике.
1922
Источник
стихи Орешина. анализ любого стихотворения Орешина Петра
О «ЗАРЕВЕ» ОРЕШИНА
Петр Орешин. «Зарево» . Книга стихов.
Кто любит родину?
Ветер-бродяга ответил Господу:
— Кто плачет осенью
Над нивой скошенной и снова радостно
Под вешним солнцем
В поле босой и без шапки
Идет за сохой —
Он, Господи, больше всех любит родину.
Вот такими простыми и теплыми словами, похожая на сельское озеро, где отражается и месяц, и церковь, и хаты, наполнена книга Петра Орешина. В наши дни, когда «Бог смешал все языки» , когда все вчерашние патриоты готовы отречься и проклясть все то, что искони составляло «родину» , книга эта как-то особенно становится радостной.
Даже и боль ее, щемящая, как долгая, заунывная русская песня, приятна сердцу, и думы ее в четких и образных строчках рождают милую памяти молитву, ту самую молитву, которую впервые шептали наши уста, едва научившись лепетать: «Отче наш, иже еси. »
Петр Орешин уже знаком читающей публике. Имя его пестрело по многим петроградским газетам и журналам, но те, которые знают его отрывочно, конечно, имеют о нем весьма неполное представление. У каждого поэта есть свой общий тон красок, свой ларец слов и образов. Пусть во многих местах глаз опытного читателя отмечает промахи и недочеты, пусть некоторые образы сидят на строчках, как тараканы, объедающие корку хлеба, в стихе, — все-таки это свежести и пахучести книги нисколько не умаляет, а тому, кто видит, что «зори над хатами вяжут широченные сети» , кто слышит, что «красный петух в облаках прокричал» , — могут показаться образы эти даже стилем мастера всех этих коротких и длинных песенок, деревенских идиллий.
Перед Орешиным еще широкое будущее. Гадать о том, разовьется он или завянет, сейчас довольно трудно, но услышавшие от него через «Зарево» о том, что
Месяц ушел в облака
За туманный плетень,
Синие чешет бока
За лачугами день —
будут помнить об этом, как о черемуховом запахе, долго.
Источник
Анализ стихотворения орешина ржаное солнце
Петр Орешин — один из ведущих новокрестьянских поэтов, ставший классиком еще при жизни. В 1910–1920-е гг. Петру Орешину посвящают статьи критики, литера — туроведы, составители учебных пособий. С конца 1920-х гг. политика советской власти, направленная против крестьянина-кулака, определила отрицательное отношение марк — систской критики к творчеству крестьянского поэта. В статье прослеживается изменение литературной ситуации и места в ней Петра Орешина в 1910–1920-е гг.
Ключевые слова: русская поэзия 1910–1920-х гг.; новокрестьянские поэты;
итературный процесс начала XX века характеризовался появлением множества литературных групп и направлений. Символисты, акмеи — сты, футуристы, имажинисты создавали литературные манифесты и
программы, определяя идейные и эстетические принципы своего творчества.
В отличие от этих групп плеяда «новокрестьянских поэтов»: А. А. Га — нин (1893–1925), Н. А. Клюев (1884–1937), С. А. Клычков (1889–1937), С. А. Есенин (1895–1925), А. В. Ширяевец (Абрамов; 1887–1967), П. В. Оре — шин (1887–1938), П. И. Карпов (1887–1963) и более молодой П. Н. Васильев (1910–1937), — не выдвинула собственной творческой программы и не из — давала своего журнала. Однако их «самобытность и принципиальная новизна
«песен» [21: c. 3] дала основание воспринимать «новокрестьянских поэтов»
как еще одно литературное объединение.
Сам термин «новокрестьянские поэты» принадлежал перу известного лите — ратуроведа В. Львова-Рогачевского и впервые появился на страницах его моно — графии «Поэзия новой России. Поэты полей и городских окраин» в 1919 году. В. Львов-Рогачевский стал первооткрывателем новокрестьянской поэзии, и, выяв — ляя ее истоки, выделял две волны поэтов из народа. Яркими представителями пер — вого поколения он назвал А. В. Кольцова, И. С. Никитина и Т. Г. Шевченко. Ко вто — рому поколению принадлежали И. З. Суриков и С. Д. Дрожжин.
Поэтам-крестьянам начала XX века была посвящена последняя глава монографии Львова-Рогачевского «Поэзия новой России. Поэты полей и го- родских окраин». Исследователь привел краткие биографические сведения о поэтах из народа, выделил характерные черты их лирики. Более подробно он остановился на фигурах Клюева, Есенина, Клычкова и Орешина.
После яркого вступления в литературу М. Горького, которого восприняли как основоположника пролетарской прозы, в начале нового столетия в литературе появился целый ряд молодых талантливых поэтов-крестьян, по мнению Львова — Рогачевского, связанных с пролетарской литературой: их объединяли общие наст — роения духовного подъема и надежд на политические преобразования страны.
Об этих поэтах И. Розанов позднее написал: «Казалось, из глубины на — родной гущи на смену поэтам из интеллигенции идет уверенно и смело новая рать певцов. Сначала Клюев, потом Есенин. И Клюев немного заслонял Есенина. Ему отводили в группе крестьянских поэтов первое место, Есени — ну — второе, на третье ставили обычно Орешина» [24: c. 3–4].
Петр Васильевич Орешин родился 16 (28) июля 1887 г. в рабочем предместье г. Саратова. В детстве судьба его «была обычной для детей из бедных крестьян- ских семей» [32: c. 69]. Он получил «низшее» образование: с 1896 года четыре года обучался в начальной школе, которую закончил с «первой наградой». В две- надцатилетнем возрасте поступил в городскую четырехклассную школу, из кото — рой ушел, не доучившись год, за неимением средств: «…несколько лет жизни бу — дущего поэта прошли в скитаниях по городам и селам Поволжья и Сибири в по — исках случайного заработка» [16: c. 125]. Затем отец Орешина определил сына в лавку, где служил сам.
У Петра рано пробудился интерес к поэтическому творчеству под влия — нием книг Кольцова, Сурикова, Пушкина и Некрасова. Творчество Петра Оре — шина формировалось на прочной народно-песенной основе, а с другой сторо- ны — постоянно впитывало традиции русской классической поэзии.
Выход первого сборника Петра Орешина «Зарево» совпал с поворотными в истории России событиями: шла Первая мировая война, в стране прогремели две революции. Обессиливший народ нуждался в духовной поддержке. Тогда и появился новый поэт Петр Орешин, которого невозможно было не заметить.
Критика сразу откликнулась на выход сборника Орешина «Зарево». Первым отозвался о нем Иванов-Разумник — литературовед, принадлежащий к левым эсерам, для которых особенно важна была в то время поддержка крестьянских поэтов. В предисловии ко второму сборнику «Скифы» Иванов-Разумник писал:
«Отчего так случилось: в дни революции стали громче звучать голоса только на — родных поэтов. И притом “народных” в смысле не только широком, но и узком: Клюев, Есенин, Орешин — поэты народные не только по духу, но и по проис- хождению» [13: c. 1].
Из плеяды новокрестьянских поэтов выделяли именно Орешина, как под — линно народного поэта — от сохи. Простота и незамысловатость его поэзии соответствовала потребностям времени в литературе, доступной для народа.
Критик-большевик Н. Ангарский называл Петра Орешина «наиболее ярким и одаренным» из крестьянских поэтов, отмечая его превосходство над остальными авторами: «…Язык у Орешина меткий, образный — подлин — ный народный язык, без вымученных и фальшивых словечек, коими пестрят стихи Клюева, Есенина, Клычкова…» [2: c. 36]
124 ВеСТниК МГПУ ■ Серия «ФиЛоЛоГиЧеСКое оБрАЗоВАние»
Известный литературовед Львов-Рогачевский утверждал: «…Петр Орешин по преимуществу социальный поэт, поэт революционной бедноты, порой примы — кающий к настроению люмпен-пролетариата» [20: c. 64] Cравнивая поэта с его собратьями по перу, исследователь считал важнейшей гражданскую, «некрасов- скую» направленность поэзии Петра Орешина. «Песня озлобленного протестан — та», «волчьи строки», «песня голодного люда, нагого и босого» — такими эпите — тами характеризовал Львов-Рогачевский стихотворения Орешина. Исследователь назвал несколько основных причин, определивших характер творчества поэта. Певец, яростно воспевающий убогость, чахлость, нищету деревни, появился, во-первых, потому, что он был наделен врожденной любовью к деревне, органи — ческим состраданием к крестьянам, болью за деревенскую разруху предреволю — ционных лет. Во-вторых, как и большинство его героев-крестьян, Орешин испы — тал голод, холод, скитания и бесконечную нужду.
Проводя сопоставительный анализ творчества новокрестьянских поэтов и их прямых предшественников, В. Львов-Рогачевский указал на их преем- ственную связь, которая проявилась на идейно-тематическом уровне.
Полна оптимизма и веры в поэта статья К. Лавровой «Поэтическая речь Пе — тра Орешина». Критик заметила недостатки поэзии Орешина: «…рифма Петра Орешина не всегда достаточно глубока» [17: c. 38], неуместны архаизмы, встре — чающиеся в поэтической речи Петра Орешина, которые объясняются небрежно — стью и торопливостью в отделке поэтической формы. Возможные шероховатости поэтической речи критик объяснила «отчасти технической слабостью, отчасти слишком еще действенной близостью великих волнений времени» [17: c. 39].
Однако К. Лаврова признала, что достоинства стихов поэта более значи — тельны: «в образах достигает он порой большой выразительности» [17: c. 38];
«Особенно удаются ему образы динамические; ветер и крик — любимые об — разы Петра Орешина» [17: c. 38]; поэзию Орешина отличает энергия вырази — тельности большого мастера слова.
Книга писателя Бориса Гусмана «Сто поэтов» претендовала на объектив — ность в отношении молодых авторов начала XX века, но и в ней сказалось влияние времени. В этюде о Петре Орешине Гусман в творчестве крестьян — ского поэта тему Родины отмечает: «Веками нищавшая, изнывавшая под “ца — ревой опричиной”, разостлавшая свои длинные “страничьи” пыти, свои ши- рокие “невыхоженные” нивы, пьяная, убогая Русь подарила Петру Орешину чудесную “Дулейку”» [6: c. 194].
Действительно, в стихах Орешина послеоктябрьского периода преобладало изображение картины нищеты, разрухи деревни, голода и болезней крестьян. Причину этих бедствий поэт находил в помещичьей и кулачьей опричнине. С ним соглашался и Гусман, подчеркивая, что от них «все зло и пошло» [6: c. 195].
Петр Орешин принял революцию как представитель бедноты, желая спра — ведливого возмездия классу-эксплуататору, видя в революции карающую функ — цию. Это заметил Борис Гусман: «“Царскую опричнину” смахнула февральская
т р и б у Н а М о л о д ы х у ч е Н ы х 125
революция, но длинный хвост ее — война, помещики, фабриканты — все еще во — лочился по измученным селам и деревням. И иную песню спела “дулейка” Петра Орешина» [6: c. 196]. Пафос революционной поэмы Орешина «Микула» Гусман увидел в надежде на расцвет свободного крестьянства: «дулейка» Орешина пе — решла «к звонкой вере в грядущую солнечную радость, которую скуют на земле крепкие рабоче-крестьянские руки» [6: c. 199]
В рецензии на сборник Орешина «Ржаное солнце» И. П. Плотников от — мечал даровитость Петра Орешина, полезность его творчества революции:
«Он не первый ли из наших крестьянских поэтов, жизненно и с большим ма — стерством запевший на революционный лад?» [22: c. 23] В статье Плотникова сказано: «Орешин — единственный в плеяде сродных ему современных по- этов, который решительно выскакивает из заколдованных оглобель угарной мужицкой мистики» [22: c. 23].
В 1924 году умирает Ленин. Сталин остается генсеком, укрепляя свои по — зиции и стремительно прибирая власть к своим рукам. Укрепляется культ лич — ности вождя. Сталин предлагает концепцию обострения классовой борьбы.
В новую эпоху творчество Орешина рассматривается под другим углом. Мо — нография фольклориста В. Князева «Ржаные апостолы» (1924) носила разоблачи — тельно-иронический характер. Книга состояла из двух частей, в первой — автор рассуждал о причинах фанатичной веры крестьян в Бога, подкрепляя свою мысль многочисленными примерами. Вторая часть «Ржаных апостолов» посвящена же- сточайшей критике творчества Н. Клюева и его соратников.
Объектом критики стала религиозность крестьянских поэтов. Ризы, «не — бесные свечи», киоты, иконостасы — непременная принадлежность твор- чества Артамонова, Сурикова, Есенина и Петра Орешина.
Несколько строк, посвященных поэту, были проникнуты иронией: «Оре — шин, описывая, как зори вяжут над хатой широкие сети, добавляет: — “Вста- ли иконостасом небес изваянные стены”. У него же изба — “крыта солнеч — ным, нерукотворным покровом”» [15: c. 21].
Разоблачая отживающую свой век кондовую Русь, Василий Князев ис — пользовал любимейший эпитет Петра Орешина — «ржаной». Выход книги Василия Князева стал первым по-настоящему тревожным сигналом для плея — ды «новокрестьян» и для Орешина в частности.
В монографии специалиста по творчеству Некрасова В. Евгеньева-Макси — мова «Очерк истории новейшей русской литературы» (1925), последний раз — дел включал обзор поэзии и этюды, посвященные поэтам: В. Маяковскому, Н. Тихонову, Д. Бедному. Подробнее автор останавливался на характеристике литературных течений, включая и поэзию крестьян.
В поэзии Петра Орешина, для идеологии которого характерны черты, присущие городскому бедняку, озлобленному и ненавидящему богатых, были замечены мистико-религиозные мотивы. Автор рассмотрел стихотворения Орешина «Волчья жизнь» и «Жизнь на кресте» из сборника «Зарево», где
126 ВеСТниК МГПУ ■ Серия «ФиЛоЛоГиЧеСКое оБрАЗоВАние»
описана жизнь изголодавшегося крестьянина, способного влезть в окно Тро — ицкой лавры, чтобы взломать церковную кружку.
Автор «Очерка» отнес творчество Орешина к романтической поэзии с символистским уклоном.
Несмотря на обилие критических отзывов, в 1925 г. в первой части пособия для учителей «Современные писатели в школе» наряду со статьями о Макси- ме Горьком, Лидии Сейфуллиной и Демьяне Бедном помещена статья писателя М. Никитина «Петр Орешин». Статья была обращена к преподавателю-словесни — ку и содержала рекомендации по изучению лирики поэта. Автор выделял в сти- хотворениях и поэмах Орешина главные темы, ключевые образы и мотивы.
С 1927 года, когда крестьянин, окрещенный «кулаком», уже не мог без — наказанно оставлять себе свой хлеб, когда в деревне развернулась кровавая классовая борьба, а зажиточный крестьянин физически истреблялся, и к нему приравняли крестьянских поэтов: «…разницы между ними практически не усматривалось», Петр Орешин был подвергнут жестоким нападкам со сто — роны литературного и партийного руководства.
Поэт, воспевающий красоту родного края, того края, в котором не было места ни технике, ни коллективному хозяйству, был объявлен классовым врагом.
В девятой книге ежемесячного журнала «Молодая гвардия» за 1928 год из — вестный рапповский критик А. Селивановский опубликовал обзор стихов под на — званием «Живой мир и бутафория». В поле зрения критика попал поэтический сборник Петра Орешина «Откровенная лира». Селивановский поделил рецензи — руемые стихи на «настоящие» и «поддельные». К первым отнес стихотворения Артамонова, ко вторым — Кириллова и Зарудина. В этом контексте Орешин, ко — торый, по мнению критика, «живой, настоящий поэт» [28: c. 24], был определен как не способный стать поэтом новой, перестраивающейся деревни по причине своей приверженности к патриархальному крестьянскому укладу. Этим Селива — новский объяснял былинно-песенную стилизацию поэзии Петра Орешина и его
«тягу к сказке» [28: c. 24].
«Сусальность» и «пряничность» сборника П. Орешина «Родник» отметил М. Зенкевич в рубрике «Отзывы о книгах» журнала «Печать и революция». Небольшие поэмы Орешина, вошедшие в сборник и написанные на злобод — невные темы революционной современности («Селькор Цыганок», «Учитель Чиж», «Деревенская ячейка», «Старый Досифей» и др.), по мнению Зенкеви — ча, носили фельетонный характер. Поэма «Вера Засулич» на него произвела
«комическое впечатление благодаря не вяжущемуся с революционной темой древнерусскому былинному ладу» [12: c. 196].
М. Зенкевич не понял, почему у поэта мотивы удали и разгула сменялись мотивами нежности, умиления, отчего Петр Орешин, приветствуя новую жизнь, «в то же время о чем-то жалеет и что-то оплакивает» [12: c. 196]. Кри- тик не умалял таланта крестьянского поэта: «Однако в лучших своих стихах Петр Орешин дает по-своему, по-орешински, почувствовать русскую природу и деревню» [12: c. 196].
т р и б у Н а М о л о д ы х у ч е Н ы х 127
Критик Г. Викта в статье, напечатанной в рапповском журнале «На лите — ратурном посту», анализировал поэму Петра Орешина «Пятилетка». Сам факт появления поэмы на страницах одной из авторитетнейших газет союза «Изве- стия ЦИК СССР и ВЦИК» (как и других произведений Орешина) привел автора в глубокое замешательство. Разбирая «Пятилетку», Викт убеждал не только чи — тателей, но и самого себя в опрометчивости подобного явления. С позиций марк — систского мировоззрения он разоблачал крестьянского поэта, за которым давно
«укрепилась слава певца уходящей соломенной Руси» [3: c. 57], не веря в его же — лание «перековаться». Вместо «мелкобуржуазного меланхолика, мрачно любую — щегося журавлями и березками» [3: c. 57], Викт оценивал поэта, воспевающего индустриальную мощь советской страны. Но не удовлетворялся этим. «Какими соображениями руководствовались “Известия”, печатая эту ”железную сказку, где царствует Авиахим”?» [3: c. 58], — задавался вопросом критик. По мнению Г. Викта, поэма П. Орешина в высшей степени безобразна: нет ни богатой рифмы, ни разнообразного ритма. А по содержанию — и того хуже: в революционный сюжет поэмы Орешин напускает лирический «дым», не отражая ничего общего с советской действительностью. Опыты Орешина «только дискредитируют в гла — зах рабочего читателя работу советской литературы в этой области» [3: c. 58]. И делал вывод: «Пятилетка» — «128-строчное печальное происшествие», «крас — ная халтура» [3: c. 57].
В 30-е годы имя Петра Орешина все чаще становится объектом нападок вульгарно-социологической критики. Последний прижизненный сборник стихов П. Орешина «Под счастливым небом» появился в 1937 году. В этом же
1937 году Петр Орешин одновременно с Сергеем Клычковым и Николаем
Клюевым был арестован как «Поэт кулацкой идеологии».
Материал взят из: Вестник МГПУ Серия «Филологическое образование» № 2 (7)
Источник