Меню

Анализ стихотворения солнце духа гумилев

Николай Гумилёв — Как могли мы прежде жить в покое ( Солнце духа )

Как могли мы прежде жить в покое
И не ждать ни радостей, ни бед,
Не мечтать об огнезарном бое,
№ 4 О рокочущей трубе побед.

Как могли мы. но еще не поздно,
Солнце духа наклонилось к нам,
Солнце духа благостно и грозно
№ 8 Разлилось по нашим небесам.

Расцветает дух, как роза мая,
Как огонь, он разрывает тьму,
Тело, ничего не понимая,
№ 12 Слепо повинуется ему.

В дикой прелести степных раздолий,
В тихом таинстве лесной глуши
Ничего нет трудного для воли
№ 16 И мучительного для души.

Чувствую, что скоро осень будет,
Солнечные кончатся труды
И от древа духа снимут люди
№ 20 Золотые, зрелые плоды.

Kak mogli my prezhde zhit v pokoye
I ne zhdat ni radostey, ni bed,
Ne mechtat ob ognezarnom boye,
O rokochushchey trube pobed.

Kak mogli my. no yeshche ne pozdno,
Solntse dukha naklonilos k nam,
Solntse dukha blagostno i grozno
Razlilos po nashim nebesam.

Rastsvetayet dukh, kak roza maya,
Kak ogon, on razryvayet tmu,
Telo, nichego ne ponimaya,
Slepo povinuyetsya yemu.

V dikoy prelesti stepnykh razdoly,
V tikhom tainstve lesnoy glushi
Nichego net trudnogo dlya voli
I muchitelnogo dlya dushi.

Chuvstvuyu, chto skoro osen budet,
Solnechnye konchatsya trudy
I ot dreva dukha snimut lyudi
Zolotye, zrelye plody.

Rfr vjukb vs ght;lt ;bnm d gjrjt
B yt ;lfnm yb hfljcntq, yb ,tl,
Yt vtxnfnm j, juytpfhyjv ,jt,
J hjrjxeotq nhe,t gj,tl/

Rfr vjukb vs/// yj tot yt gjplyj,
Cjkywt le[f yfrkjybkjcm r yfv,
Cjkywt le[f ,kfujcnyj b uhjpyj
Hfpkbkjcm gj yfibv yt,tcfv/

Hfcwdtnftn le[, rfr hjpf vfz,
Rfr jujym, jy hfphsdftn nmve,
Ntkj, ybxtuj yt gjybvfz,
Cktgj gjdbyetncz tve/

D lbrjq ghtktcnb cntgys[ hfpljkbq,
D nb[jv nfbycndt ktcyjq ukeib
Ybxtuj ytn nhelyjuj lkz djkb
B vexbntkmyjuj lkz leib/

Xedcnde/, xnj crjhj jctym ,eltn,
Cjkytxyst rjyxfncz nhels
B jn lhtdf le[f cybven k/lb
Pjkjnst, phtkst gkjls/

Источник

СОЛНЦЕ ДУХА

автор: Наталия Спирина
дата: 29 ноября 1998 г.
Аудиозапись: Н.Д.Спирина — 1998.11.29 Солнце духа (5:00)
Опубликовано: Н.Д. Спирина. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВ. Том 2. Отблески: 1994-2003 / Отблески-1998

Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

У Николая Гумилёва есть одно особо пророческое стихотворение, которое обращено прямо к нам, к нашему времени; это — стихотворение «Солнце духа».

Н.С.Гумилёв был наиболее духовно озарённым поэтом XX века. Эта озарённость помогала ему в самые тёмные моменты жизни — как во время Первой мировой войны, так и в период захлестнувшего затем мир духовного мрака безбожия — провидеть наступающую эпоху «солнца духа». Ему был дан этот дар провидца, о котором так сильно сказал Пушкин в своём знаменитом «Пророке»: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли. »

В этом стихотворении Гумилёв видит далеко вперёд, он слышит голос судьбы, голос грядущего века, он всё охватывает своим духовным видением и прозревает Новую Эпоху.

О каком бое упоминает поэт? Победа — над чем? Конечно, речь идёт о борьбе сил Света и тьмы и о будущей конечной победе Света.

Ещё ничего не зная об Учении Живой Этики, Гумилёв уже его провидел, ведь «солнце духа» — это и есть Учение «Духа Чистого», посланное нам взамен всех отживших религий. С одной стороны, это великое благо для людей, но с другой — оно грозно для тех, кто его не примет.

Читайте также:  Тамань место под солнцем автокемпинг

Как в начале нашего века, так и теперь человечество обретается в духовном мраке, совершаются чудовищные убийства и вынашиваются зловещие замыслы нападений одних народов на другие. И в то же время идут непрекращающиеся поиски путей к Свету, и дух пробудившихся людей расцветает, «как роза мая», и как огонь, разрывает окружающую тьму.

Поэт обращается и к природе, в слиянии с которой «ничего нет трудного для воли и мучительного для души». И это укрепляет его веру в то, что Новая Эпоха не только наступит, но и увенчается «золотыми, зрелыми плодами» нашего пробудившегося духа.

И мы понимаем, что «ещё не поздно» пробудиться духовно, восприняв лучи «солнца духа», и возродиться к новой жизни.

Вот как говорится об этой грядущей заветной Эпохе в Учении Живой Этики: «Великая эпоха начинается. » 1 «. Мы несём весть человечеству о новой религии Духа Чистого» 2 . «Нужно вам ждать пробуждения нового духовного сознания» 3 . «. Только дух может привести Царствие Божие на землю.

Так же просто, как Мои слова, приблизится Царство Духа» 4 , — говорит Учитель. «Важно наступление очень великой эпохи, которая существенно изменит жизнь Земли» 5 .

29 ноября 1998 г.

1 Листы Сада М. Озарение. 2–IV–11.
2 Листы Сада Мории. Зов. 2.07.1921.
3 Там же. 20.02.1921.
4 Листы Сада М. Озарение. 1–IX–13.
5 Там же. 2–IV–11.

Источник

Анализ стихотворения солнце духа гумилев

Солнце духа

Слово на «круглом столе»
Сибирского Рериховского Общества

У Николая Гумилёва есть одно особо пророческое стихотворение, которое обращено прямо к нам, к нашему времени; это — стихотворение «Солнце духа».

Н.С.Гумилёв был наиболее духовно озарённым поэтом XX века. Эта озарённость помогала ему в самые тёмные моменты жизни — как во время Первой мировой войны, так и в период захлестнувшего затем мир духовного мрака безбожия — провидеть наступающую эпоху «солнца духа». Ему был дан этот дар провидца, о котором так сильно сказал Пушкин в своём знаменитом «Пророке»: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли. »

В этом стихотворении Гумилёв видит далеко вперёд, он слышит голос судьбы, голос грядущего века, он всё охватывает своим духовным видением и прозревает Новую Эпоху.

О каком бое упоминает поэт? Победа — над чем? Конечно, речь идёт о борьбе сил Света и тьмы и о будущей конечной победе Света.

Ещё ничего не зная об Учении Живой Этики, Гумилёв уже его провидел, ведь «солнце духа» — это и есть Учение «Духа Чистого», посланное нам взамен всех отживших религий. С одной стороны, это великое благо для людей, но с другой — оно грозно для тех, кто его не примет.

Как в начале нашего века, так и теперь человечество обретается в духовном мраке, совершаются чудовищные убийства и вынашиваются зловещие замыслы нападений одних народов на другие. И в то же время идут непрекращающиеся поиски путей к Свету, и дух пробудившихся людей расцветает, «как роза мая», и как огонь, разрывает окружающую тьму.

Поэт обращается и к природе, в слиянии с которой «ничего нет трудного для воли и мучительного для души». И это укрепляет его веру в то, что Новая Эпоха не только наступит, но и увенчается «золотыми, зрелыми плодами» нашего пробудившегося духа.

Читайте также:  Движение солнца по спирали

И мы понимаем, что «ещё не поздно» пробудиться духовно, восприняв лучи «солнца духа», и возродиться к новой жизни.

Вот как говорится об этой грядущей заветной Эпохе в Учении Живой Этики: «Великая эпоха начинается. » 1 «. Мы несём весть человечеству о новой религии Духа Чистого» 2 . «Нужно вам ждать пробуждения нового духовного сознания» 3 . «. Только дух может привести Царствие Божие на землю.

Так же просто, как Мои слова, приблизится Царство Духа» 4 , — говорит Учитель. «Важно наступление очень великой эпохи, которая существенно изменит жизнь Земли» 5 .

29 ноября 1998 г.

1 Листы Сада М. Озарение. 2–IV–11.
2 Листы Сада Мории. Зов. 2.07.1921.
3 Там же. 20.02.1921.
4 Листы Сада М. Озарение. 1–IX–13.
5 Там же. 2–IV–11.

Источник

Форумы : Николай Гумилёв

Солнце духа. Николай Гумилёв.

Солнце духа. Николай Гумилёв.

Post by ИванПолувеков » 25 Aug 2009, 08:13

Вы прислали мне подробное описание условий создания стихотворения. Спасибо. Но мне этого мало. Теперь объясните мне, ПОЖАЛУЙСТА, какая связь между условиями создания стихотворения и его содержанием (в частности, этого, и, в частности, у Гумилёва (подозреваю, что у разных авторов прослеживаются индивидуальные особенности подобных связей)).

Но мне и этого мало. Я подозреваю, что дело тут не в связи, а Вы обращаете моё внимание на фразу (почему-то не выделив её):

.. .. выйдя из боя, едем навстречу новому бою, потому что нас принуждает к этому дух.

Тогда я готов обсуждать с Вами этот вопрос. Правда, на двух страницах мы его не решим. Даже предварительные замечания на эту тему могут занять много страниц.

Будем надеяться, что нам помогут любители Гумилёва, лучше меня владеющие своей речью. На помощь специалистов я уже не надеюсь: «Обжегшись на молоке, на воду дуем».

Для начала одно замечание, нечто вроде флага, под которым я собираюсь выступать.
Правда, я опасаюсь, что одним, первым же своим тезисом я отпугну\оттолкну Вас от дискуссии.

Слово «дух» (поданное без уточнения, без конкретизации) объемлет много разных духов. Потому что духи бывают разные: дух противоречия, дух неповиновения, боевой дух, дух свободы, дух чинопочитания .. .. Этот список можно продолжать очень долго: чуть ли не каждому свойству человеческой личности (души) соответствует «дух этого свойства» И мы пользуемся словом «дух такого-то свойства», когда хотим подчеркнуть, в какой мере, насколько (много или мало) это свойство заполняет душу. А о каком именно духе идёт речь — становится ясно из контекста.

Какой же из духов фигурирует в «Солнце духа»?

Задира, забияка — вот слова, которыми обозначают тех, кого обуял «боевой дух», ПРИНУЖДАЮЩИЙ снова и снова идти в бой. Любой из остальных (высоких) духов, который (по мнению некоторых оппонентов) фигурирует здесь (а не выдвинутый мной) — не принуждает, а зовёт, вдохновляет, воодушевляет, мобилизует силы на борьбу с врагом. С высокими духами слово «принуждать» несовместимо.

Может ли боевой дух, который, грубо говоря, называется задириковатостью, забияковостью, — разрывать (освещать) тьму? Помогает ли он понять происходящее? Психологи говорят: боевой дух ограничивает мышление, сужает горизонты, доступные человеку; воинственность и ярость — худшие советчики.

P.S.
Указанные условия\обстоятельства создания относятся только к строфе про розу мая, про расцветающий дух. А сколько бессонных ночей провёл Гумилёв, пока написал всё стихотворение — мы не знаем.

Читайте также:  Формула расчета от земли до солнца

P.S. — 2
По крайней мере, ссылка на то, что стихотворение написано верхом на кавалерийском коне, во время изнурительного марша — ни коим образом не свидетельствует о его военном содержании. Наоборот, многие и очень многие замечательные произведения о любви были созданы на фронте, в боевой обстановке: «Бьётся в тесной печурке огонь. », «Тёмная ночь. ».

P.S. — 3
СЛЕПО тело повинуется только инстинктам. Веления же духа управляют телом через сознание, осознанно, и уж никак не слепо.

P.S. — 4
Я говорю всё это (и всё остальное, касающееся Гумилёва) совсем не для того, чтобы кого-то обратить в свою веру, сагитировать за моё прочтение Гумилёва. Слишком уж он сложный поэт, чтобы можно было его ограничить одним вариантом прочтения. Нет, я трачу всё своё время, все свои силы, всю свою жизнь на то, чтобы показать читателям: Гумилёва нельзя читать в первом смысле. Тогда его произведения нелепы и претенциозны (он учит моряков, как вести себя, когда волны ломают борта, он, плывший на корабле всего два, нет, три, четыре раза в жизни (и то, в качестве ПАССАЖИРА)!), полны противоречий и абсурдов, милитаристичны, монархически и экспансионно-агрессивно направлены, наполнены мистикой и маскарадной экзотикой. А одна ценительница Гумилева даже сказала, что «Гумилёв – топорно писал!» (см. тему в Форуме) И это правда. Если читать в первом смысле. Зато, если проникнуть в смысл иносказаний, творчество Гумилева предстанет жемчужиной, рядом с которой поставить некого, даже из великих.

P.S. — 5
О том, что не высоким духам свойственно ПРИНУЖДАТЬ, а примитивным, недозрелым, говорят уже давно (В звательном падеже (при обращении) сущ. мужского рода принимают окончание «е», например: Отец — Отче наш, иже еси. ):

Уме недозрелый, (плод недолгой науки)!
Покойся, не понуждай к перу мои руки.
(А. Кантемир.).

Источник

Солнце духа (Гумилёв)

← Священные плывут и тают ночи… Солнце духа
автор Николай Степанович Гумилёв (1886-1921)
Надпись на переводе «Эмалей и камей» М. Л. Лозинскому (Как путник, препоясав чресла…») →
← Персей Колчан Средневековье →
См. Стихотворения 1914 . Из сборника « Колчан ». Опубл.: Невский альманах жертвам войны. Пг., 1915, вып. 1, без загл. — Колчан. Источник: Н. Гумилев. Колчан. — Пг.: Гиперборей, 1916. — С. 43—44.

Как могли мы прежде жить в покое
И не ждать ни радостей, ни бед,
Не мечтать об огнезарном бое,
О рокочущей трубе побед.

Как могли мы… но ещё не поздно,
Солнце духа наклонилось к нам,
Солнце духа благостно и грозно
Разлилось по нашим небесам.

Расцветает дух, как роза мая,
Как огонь, он разрывает тьму,
Тело, ничего не понимая,
Слепо повинуется ему.

В дикой прелести степных раздолий,
В тихом таинстве лесной глуши
Ничего нет трудного для воли
И мучительного для души.

Чувствую, что скоро осень будет,
Солнечные кончатся труды
И от древа духа снимут люди
Золотые, зрелые плоды.

Примечания

Стихотворение было прочитано Гумилёвым 27 января 1915 г. в «Подвале бродячей собаки» (см. . Вечер поэтов в «Бродячей собаке» // «Петрогр. курьер». 1915, 29 янв., подп.: Ю В—н). Строфа 3 входила в первоначальную редакцию стихотворения «Война».

Источник

Adblock
detector