«Восход луны» И. Бунин
В чаще шорох потаенный,
Дуновение тепла.
Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный,
Весь из жидкого стекла.
В чащу темную глядится
Круг зеркально-золотой.
Тополь льется, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой.
Дата создания: 3 октября 1917 г.
Анализ стихотворения Бунина «Восход луны»
Темой произведения, созданного в грозовую осень 1917 г., стала теплая летняя ночь. Лирического героя занимает живая жизнь природы в ее изменчивости, в игре звуков и света. Сосредоточенность на динамике пейзажа и смене человеческих ощущений – особенности, позволяющие говорить о тенденциях импрессионизма в художественной манере Бунина.
Звукопись зачина создает впечатление неясного шелеста и легкого дуновения ветра: в первой строке применяется прием аллитерации с опорой на шипящие звуки, во второй – ассонанс с преобладанием гласных [э] и [а]. Определение «потаенный» подчеркивает атмосферу скрытости, таинственности.
Центральной фигурой художественного пространства является образ тополя. Он – настоящий король летней ночи. Поэт наделяет образ дерева эпитетами «озаренный» и «вознесенный», а также необычной характеристикой «жидкое стекло». Эти приемы помогают создать торжественный и возвышенный ореол вокруг образа и подчеркивают его динамичность, передавая трепетание глянцевой листвы.
Природное явление, которое стало заглавием стихотворения, упоминается лишь с началом второй строфы. Луна, получившая метафорическую характеристику «круга зеркально-золотого», составляет яркий контраст к темному фону чащи.
Образ тополя, освещенного светом луны, колоритен и полон жизни. В финальных строках для характеристики центрального образа применяются четыре глагола, которые передают легкое дрожание листьев, изменение оттенков цвета в ночных лучах. Яркое сравнение со «стекловидной водой» и цветообозначение «серебрится» завершают картину теплой ночи – зыбкой, загадочной и прекрасной.
В лирике Бунина неоднократно применяется сравнение спокойной водной глади со стеклом или зеркалом, а гребни волны как будто сделаны из «стекол литых». Прозрачная родниковая вода уподобляется «стеклу расплавленному». Сложный эпитет «стекловидный» встречается в прозе. В рассказе «Тишина», описывая слабые плавные волны, автор характеризует их как «стекловидные перекаты воды». Отдаленная кромка пейзажа, где вода и земля сливаются с небом, получает наименование «стекловидные дали», а река характеризуется метафорой «горячее стекло» – такую пейзажную зарисовку читатель находит в произведении «Дельта».
При помощи импрессионистических приемов автор добивается живости и яркости в изображении природы, а также передает свое восхищение скромной прелестью русского пейзажа.
Источник
Урок литературы в 11 классе. Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы в 11 классе.
Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».
-Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакомить с образным миром поэта, с особенностями восприятия им окружающего мира.
-Развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков.
-Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя, чуткое отношение к людям, к природе, философское отношение к миру.
Писатель мыслит образами.
Действительность…-только то, что я чувствую.
На доске опорные слова и выражения:
Величайший мастер слова, художник охвачен вдохновением, богатство переживаний передано в…, особенность поэтики Бунина, личные тончайшие переживания, стихотворение поражает своими художественными открытиями.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию темы. Внимание к слову, умение пользоваться им отличает настоящих писателей и поэтов. Попробуем понять, в чём красота истинной поэзии. Обратимся к стихотворению И.Бунина. Представим автора как человека и поэта и ответим на вопрос: «Как вглядывается в мир поэт и каким он его рисует?»
— Так что же такое СЛОВО в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес-лесом, зелёное-зелёным… Вот мы смотрим на небо, звёзды, дома, деревья… Попробуем описать летнюю лунную ночь, тополь растущий перед домом.
2. Проверим домашнее задание. Прочитайте этюды, которые вы написали.
3.Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина «Восход луны».
В чаще шорох потаённый,
Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный,
Весь из жидкого стекла.
В чащу тёмную глядится
Тополь льётся серебрится,
Весь трепещет и струится
— О чём это стихотворение? Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая луна, лунная ночь, тополь, который и мы пытались описать. Но давайте внимательно прислушаемся к стиху. Ночь. Всё засыпает.
— Что можно услышать в ночной тиши? Давайте послушаем ночь:
В чаще шорох потаённый…
-Назовите ключевое слово. (Это слово «шорох»)
-Слышите ли вы этот шорох?
-Сочетание шипящих согласных рождает звукообраз, передаёт ощущение шороха.
-А что ещё необычно в этой строке? (инверсия)
-С какой целью используется инверсия?
-Объясните значение слова «потаённый». Подберите синонимы (тайный, скрытый).
-Мы услышали шорох, и он – потаённый. Создано ощущение ночи, где все звуки тайные, скрытые. Но мы можем не только услышать ночь, но и почувствовать на щеке её тёплое дыхание. («Дуновение тепла», «Весь из жидкого стекла»)
-Закройте глаза и представьте на время картину: глянцевитые листья похожи на стекло в лунном свете. Они блестят, отражают лунный свет и становятся серебристыми.
-Почему «жидкое стекло»? В чём смысл этого эпитета? Сравнение просто со стеклом сделало бы картину неподвижной. А ещё — листья тополя, как капельки, и они колеблются, трепещут от «дуновения тепла». И вот стекло стало жидким. Бунин именно таким видел тополь и остановил прекрасное мгновение.
-А луны всё ещё нет. Описание её появляется во второй строфе:
В чащу тёмную глядится
-Что необычного в этих строчках? (Это метафора. И луна словно не описана, а нарисована. И всё это на фоне чащи тёмной)
-Автор использует инверсию, чтобы привлечь внимание к признаку предмета. На фоне чащи тёмной словно ярче светит зеркально-золотой круг луны.
-Но лирический герой опять смотрит не на луну, а на тополь. Почему? Ведь стих. названо «Восход луны».(Для него важно не просто нарисовать картину, важна не луна, а те ощущения, которые рождает лунная ночь. А они у него связаны с тополем:
Тополь льётся, серебрится,
Весь трепещет и струится
-Прочтите медленно эту строчку и сочетание гласных словно создаёт эту волну тёплого ночного воздуха. Двумя строчками создано ощущение тёплой летней ночи.
-Вернёмся к названию стихотворения – «Восход луны». Но о луне ещё нет ни слова.
-А чувствуете ли вы, как везде разлит её свет?
-Как создаётся это ощущение?
-Мы слушали, осязали,а теперь-видим. Бунин заставляет нас всем существом почувствовать красоту этой ночи.
-Каким видит тополь поэт?
-Почему у Бунина так построена фраза?
Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный.
(Чтобы привлечь читателя к тому, как видит тополь он сам, показать значительность этого образа).
-А что вы можете сказать о словах «озаренный», «вознесенный» с точки зрения лексики? Подберите синонимы. (освещённый, высокий).
Какие слова звучат торжественнее? Почему?(Высокий стиль, книжный стиль).
-Почему поэт использует именно эти слова?
-Какое у него настроение? Как он воспринимает мир? (Тополь-один, высокий, светлый
От луны, и он царит в этой лунной ночи).
-Смотрите-луны нет, а мы её увидели. А ещё мы почувствовали, как поэт изумлён красотой лунной ночи и находит неожиданный образ.
-С какой целью употребляются глаголы? Что обозначают? (действие)
-А здесь? Что для поэта важнее: ЧТО происходит или КАК? Тополь словно оживает. Все глаголы-это олицетворения.
4. Развитие речи. Письменно ответить 3-4 предложениями.
-Как же Бунин видит эту ночь? Какое чувство, на ваш взгляд, испытывает?
5. В качестве вывода прочитать стихотворение И.Бунина.
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный-речь!
6. Домашнее задание. Используя записанные на доске опорные слова, ответить на вопрос «Какую задачу решает автор: нарисовать ночь или передать своё ощущение от этой ночи?»
Источник
II. Лингвистический анализ стихотворения И.А. Бунина «Восход луны».
Учитель: А вот какую ночь увидел Бунин (звучит музыкальное оформление):
В чаще шорох потаенный,
Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный,
Весь из жидкого стекла.
В чащу темную глядится
Тополь льется, серебрится,
Весь трепещет и струится
Учитель: О чем это стихотворение? – Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая лунная ночь, тополь, которые и мы пытались описать. Но чтобы понять и оценить стихотворение, надо быть предельно внимательным.
— Итак, ночь. Все засыпает. Что можно услышать в ночной тишине?
— А что слышит Бунин?
Ученики: «В чаще шорох потаенный. »
Учитель:Благодаря чему слышим шорох в стихотворении?
Ученики: Сочетание шипящих согласных рождает звукообраз, передает ощущение шороха. Это аллитерация.
Учитель:А что еще необычного в этой строке?
Ученики: «Шорох потаенный» — обратный порядок слов – инверсия.
Учитель:С какой целью здесь используется инверсия?
Ученики:Чтобы выделить слово, задержать на нем внимание читателя, поэт иногда нарушает обычную расстановку слов в предложении.
Учитель: Объясните значение слова «потаенный», подберите к нему синонимы, однокоренные слова.
Ученики:Тайный, скрытый, загадочный.
Учитель: Что происходит с шорохом?
Ученики: Мы услышали шорох, и он исчезает к концу строки, его нет, он – потаенный.
Учитель: Правильно. Создано ощущение ночи, где все звуки тайные, скрытые. Но мы можем не только услышать ночь, но и почувствовать на щеке ее теплое дыхание. Где, в каких строках это происходит?
Ученики: «Дуновение тепла».
Учитель: Прочтите медленно эту строчку, и вы почувствуете, как сочетание гласных (ассонанс) словно создает эту волну теплого ночного воздуха.
Вывод: Двумя строчками создано ощущение теплой летней ночи. Через слух, осязание мы почувствовали красоту летней ночи.
Учитель:Вернемся к названию стихотворения «Восход луны». Но о луне нет еще ни слова. Так ли это?
Ученики: Нет. Мы видим, как везде разлит ее свет.
Учитель:Как создается это ощущение в 1 строфе?
Ученики:С помощью эпитета «тополь озаренный».
Учитель: Мы слушали, осязали, теперь – видим: Бунин заставляет нас всем существом почувствовать красоту этой ночи.
Учитель: Каким видит тополь поэт?
Ученики:(читают строки о тополе).
Учитель: Почему у Бунина так построена фраза:
Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный.
Ученики: — Снова встречаемся с художественным приемом поэтического синтаксиса – инверсией. – Чтобы привлечь внимание читателя к тому, каким видит тополь он сам, показать значимость этого образа.
Учитель: Подберите к словам «озаренный» и «вознесенный» синонимы.
Ученики: Озаренный – освященный, светлый; вознесенный – высокий.
Учитель: Какие из этих слов звучат торжественнее?
Ученики:Слова из стихотворения звучат торжественнее.
Учитель:Посмотрим в словарь. У этих слов стоят пометки: «высокий стиль». Когда человек говорит такими словами? Какое у него настроение, как он воспринимает мир в такие моменты жизни?
Ученики:Автор передает свое ощущение от увиденного. Тополь – один, высокий, светлый от луны, и он царит в этой лунной ночи.
Учитель: Смотрите, луны нет, а мы ее увидели. А еще – почувствовали, как Бунин изумлен красотой этой лунной ночи и находит неожиданный образ: «Весь из жидкого стекла. » — Может, это красивая фраза? (звучит музыкальное оформление) – Вдумаемся, закрыв глаза, представим этот тополь. Глянцевые листья похожи на стекло в лунном свете, они блестят, отражают лунный свет и становятся серебристыми. – Почему жидкое стекло? В чем смысл этого эпитета?
Ученики: Равнение с простым стеклом сделало бы картину неподвижной, жидкое – значит движется.
Учитель: А что еще создает ощущение движения?
Ученики:Листья тополя как капельки и они колеблются, трепещут от «дуновения тепла», и вот стекло стало жидким, это лунный свет словно течет по тополю.
Учитель: Бунин именно таким увидел тополь и остановил прекрасное мгновение. А луны все еще нет. Она появляется во 2 строфе. Прочитайте.
Ученики: В чащу темную глядится
Учитель: Что необычного в этих строчках? Как вы догадались, что речь идет о луне? Какой прием художественной выразительности использует поэт, чтобы создать образ луны.
Ученики:Это метафора – скрытое сравнение (справка: метафора – переносное значение слова, когда подмечается сходство одного явления с другим). Луна не описана, а словно нарисована: круг – по форме, зеркально-золотой – по цвету.
Учитель: И все это на фоне «чащи темной». Здесь снова перед нами инверсия. На каком слове поэт задерживает наше внимание? Почему?
Ученики: Чтобы привлечь внимание к признаку предмета. На фоне чащи темной ярче светит зеркально-золотой круг луны.
Учитель: Но Бунин опять смотрит не на луну, а на тополь. Почему? Ведь стихотворение названо «Восход луны»?
Ученики: Для поэта важно не просто нарисовать картину, важна не луна, а те ощущения, которые рождает лунная ночь. А они связаны с тополем. Это слово в стихотворении встречается 2 раза:
Тополь льется, серебрится,
Весь трепещет и струится
Учитель: Слов какой части речи больше в этом отрывке? Что они обозначают?
Ученики: Глаголов. Они обозначают действие.
Учитель: Почему так много глаголов?
Ученики:Они создают живую изменчивую картину, тополь словно оживает.
Учитель: Все глаголы здесь – олицетворения («трепещет»), помогают ярче, точнее увидеть тополь
Ученики: Почему поэт изобразил именно тополь?
– Традиционно в художественном произведении поэтический символ дерева трактуется как древо жизни, основная идея связана с жизненной силой, вечной жизнью, бессмертием, хранящимся в нем. (Мифы народов мира. Энциклопедия. – в 2 т. – М, 1991. – Т.1 – стр. 396-397)
Семантика образа тополя такова – дерево, обращенное к высшему миру; одна из наиболее значимых характеристик – стройность, высота. Образ тополя акцентирует значение одухотворенности, устремленности ввысь, в мир небесный, духовный. Значит, поэт говорит не только о красоте лунной ночи, но и о духовной красоте.
Источник