Причина смерти Анастасии Рахлиной жены рок-музыканта Башлачева
Анастасия Рахлина, гражданская жена рок-барда Александра Башлачева (СашБаш), умерла 2 июня 2018 года в возрасте 53 лет. Причиной смерти стал рак. В девяностых Анастасия работала журналистом на радиостанции музыкальной организации «Центр Стаса Намина» (SNC), была знакома со многими представителя советского андеграунда. В 2000-х годах она обратилась к православной вере, и стала работать редактором интернет-издания «Православие». В 2017 году, узнав о болезни, приняла постриг в монахини с именем Иулиания.
Воистину, пути Господни неисповедимы. Известно множество историй, когда человек приходит на службу к Богу из неформальной среды. Так произошло с журналисткой Анастасией Рахлиной, гражданской супругой рок-музыканта Александра Башлачёва. Женщина покинула общество музыкантов, полностью отдав себя православной вере. Помогала людям, писала о церкви, строила планы. Однако, неизлечимая болезнь выхватила монахиню из бренного мира в относительно в молодом возрасте. Чем известна Анастасия Рахлина, какова причина её смерти, и как она пришла к вере, об этом далее.
Дата и причины смерти
2 июня 2018 года, в 14:05 умерла Монахиня Иулиания (в миру Анастасия Рахлина). Ей было 53 года. За год до смерти у Насти обнаружили онкологическое заболевание. Точный диагноз ни друзья, ни священники не комментируют. В весенний Праздник труда 1 мая 2017 года Анастасия написала пост на своей странице в социальной сети «Вконтакте», где сообщила друзьям и подписчикам об онкологии, которую врачи обнаружили на днях. Также она сообщила, что аналогичный рак обнаружили у её матери, которую прооперировали 24 апреля.
Цитата из обращения: «Одно могу сказать: когда заболеваешь, совсем по-другому смотришь на людей, и хочется у всех попросить прощения, что и делаю прямо сейчас – простите меня и помолитесь обо мне.» (Анастасия Рахлина).
Болезнь протекала стремительно. Анастасия прошла несколько курсов химиотерапии, но медицина лишь ненадолго отсрочили фатальный исход. Владыка Феофилакт, архиепископ Пятигорский и Черкесский, отмечал бойцовский характер монахини и достойное поведение в период лечения. Она сильно страдала, но при этом вела себя спокойно, была тихой и неунывающей. Последние дни жизни матушка Иулиания провела в реанимации НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.
Рис. 1 Анастасия Рахлина на речной прогулке
Где похоронена
Во вторник 5 июня состоялось прощание с Анастасией Рахлиной. Траурная церемония прошла в Храме Живоначальной Троицы в Москве на Покровке, 13. В 8:00 началась божественная литургия. В 10:00 состоялось отпевание монашеским чином и гражданская панихида. Затем гроб с усопшей отправили в Череповец, где захоронили на городском кладбище рядом с могилой бабушки Олимпиады. Так сама завещала Анастасия. Это родина Александра Башлачёва, где проживают его родственники и их общий сын Егор.
Краткая биография Анастасии Рахлиной
О детстве и юношестве Анастасии практически ничего неизвестно. Есть информация, что она родилась 28 мая 1965 года в г. Туле. После окончания средней школы девушка поехала в Москву, где поступила в ГИТИС на Театроведческий факультет.
Работа журналистом
После окончания ВУЗа в 1987 году девушка не хотела уезжать из Москвы, сняла комнату и подыскала себе вакансию журналиста в неофициальной музыкальной организации «Центр Стаса Намина» (SNC). Ещё будучи студенткой, она познакомилась со многими молодыми исполнителями рок-музыки, в числе которых был её будущий гражданский супруг Александр Башлачёв (СашБаш).
С 1991 года холдинг SNC запустил свою радиостанцию. Она была одной из самых популярных в Москве. Ведущими стали рок-музыканты: Сергей Галямин, Роберт Редникин и Юрий Спиридонов, а также журналистка Анастасия Рахлина. В студию приходили такие рок-исполнители, как:
- Леонид Федоров «АукцЫон»;
- Константин Кинчев «Алиса»;
- Янка Дягилева и Егор Летов «Гражданская оборона»;
- Юрий Спиридонов (бард);
- Борис Гребенщиков «Аквариум».
С 1994 года радиокомпания получила новое название «Ракурс». В нем остался работать практически весь коллектив ведущих. В 1997-м эфиры закончились. С 2000-х годов Настя обратилась к православной вере. Здесь также пригодился её талант журналиста и нашлась вакансия в издательстве Сретенского монастыря. Затем она стала редактором интернет-портала Православие.ру.
Рис.2 Молодая Настя Рахлина
Друзья, знакомые
Анастасия Рахлина была коммуникабельным человеком. Со студенческих лет она дружила с Ольгой Швыковой. Именно в её съёмной квартире Настя познакомилась с СашБашем. Была в приятельских отношениях с Виктором Цоем, начинающим режиссером Борисом Юханановым, Джоанной Стингрей и многими людьми музыкального андеграунда.
В священнослужении познакомилась и сдружилась с Архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом, с епископом Душанбинским и Таджикистанским Питиримом, с епископом Тарским и Тюкалинским Савватием.
*В декабре 2016 года в издательстве Сретенского монастыря вышла книга Анастасии Рахлиной «В руки, Твои, Господи…». Труды посвящены священнику Игорю Розину, убитому в 2001 году в Георгиевском храме города Тырныауз, на Северном Кавказе.
Рис. 3 Настя Рахлина и друзья
Личная жизнь
В 1985 году студентку Рахлину покорили песни молодого музыканта Александра Башлачёва, такие как: «Ванюша», «Время колокольчиков», «От винта». Встретиться с ним было сложно, ведь молодой исполнитель жил на 3 города: Череповец, Санкт-Петербург, Москва. В один из дней судьба свела их вместе. Пара осталась жить в Москве гражданским браком. Быт оказался настолько сложным, что семье иной раз негде было ночевать. Музыкант пребывал в сильнейшей творческой депрессии.
Спустя 3 года СашБаш покончил с собой, выбросившись из окна Питерской квартиры. В северную столицу он приехал по трудовым вопросам в знаменитую «Камчатку» (угольная котельная). Здесь СашБаш был «на подвесе» – то есть трудовая находится в бухгалтерии и человек не числится тунеядцем. Спустя полгода Настя родила сына Егора. Большую часть времени мальчик жил и воспитывался в Череповце у бабушки с дедушкой, родителей Башлачёва.
Обращение к вере
С 2000-х Настя работала в православном издании и всё больше веровала в Господа. Долго собиралась с мыслями принять постриг и обратиться в монахиню. Узнав о своей неизлечимой болезни, приняла твёрдое решение стать официальным священнослужителем.
В декабре 2017 года Анастасия Рахлина приняла монашеский постриг с именем Иулиания – в честь святой благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской. Практически на смертном одре причастилась, находясь в реанимации НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.
Друзья и знакомые часто вспоминают её, публикуют статьи на Православие.ру и в общественной группе памяти Анастасии Рахлиной в социальной сети «Вконтакте».
Рис.4 Анастасия Рахлина подписывает книгу читателю
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
Анастасия Рахлина: «Тайны гибели Башлачева не существует»
История про невостребованность
Анастасия Рахлина: «Тайны гибели Башлачева не существует»
2007-06-01 / Елена Кутловская
«Бесы, толкающие под руку, всегда интересней, чем какой-то творческий кризис. «
Год я уговаривала Настю Рахлину, гражданскую жену Александра Башлачева, дать мне интервью. Дело в том, что о смерти Башлачева (он покончил с собой в 1988 году) в СМИ говорится многое. Правда мешается с вымыслом. Настя соглашалась со мной, что надо «расчистить» пространство вокруг гибели Саши. 27 мая, в день рождения Александра Башлачева, мы все-таки встретились в одном из московских кафе.
– Расскажи, когда Саша проявился как рок-музыкант?
– Еще когда он учился в университете в Свердловске, он писал какие-то тексты, которые, если я не ошибаюсь, даже присутствуют на ранних записях «Наутилуса», однако эти тексты были таковы, что впоследствии он мало кому их показывал. Потом он вернулся в Череповец, где работал, как сам однажды выразился, «в газете с поэтическим названием «Коммунист». Писал фельетоны про детское кафе «Буратино» – в таком духе. Продержался год.
– Он был политизированным человеком?
– Надо понимать, что собой представлял, например, на тот период город Череповец. То есть система политизировала тебя сама. Я вот, например, припоминаю, как уже после Сашиной смерти к нам пришла с визитом дама из «Коммуниста», который к тому времени уже был переименован в «Речь», сложила руки на груди и сказала: «Саша работал у нас в такой интересный период – как раз было открытие домны «Северянка». Конечно, Саша не был политизированным – с одной стороны, с иронией относился к советскому строю. Как, например, Тимур Кибиров, его хороший друг. Хорошее представление об этом дает «Петербургская свадьба», посвященная, кстати, именно Тимуру.
– Как он начал писать?
– Вот это как раз очень интересный момент. Как-то очень резко. Собственно, с осени 1984-го – к более раннему времени относятся несколько из всех написанных им песен, а вот сентябрь 1984-го – это что-то поразительное: «Время колокольчиков», «Лихо», «Некому березу заломати», «Зимняя сказка» и так далее.
– Как он попал в Москву?
– В Череповец приехал Артем Кивович Троицкий – зачем, не скажу, не знаю, у него надо спрашивать. Но суть да дело, как-то они оба оказались в гостях у Леонида Геннадьевича Парфенова, который на тот период был в Череповце, – они, собственно, с Сашей в одной школе учились. Ну вот Троицкий послушал песни, страшно впечатлился и стал говорить, что Саше надо ехать в Москву. Саша, собственно, уже и сам был к этому готов. Он съездил несколько раз в Москву, дал там какое-то количество концертов, но в итоге осел в Питере, где была, да думаю и остается, куда более приятная, расслабленная и естественная атмосфера.
– С кем он дружил?
– Вопрос сложный. Со многими. И в Москве, и в Петербурге. Люди были ему интересны – это, кстати, редко встречающееся свойство – ну и, понятное дело, он был интересен людям. Я никакие списки сейчас оглашать не буду, поскольку кто-нибудь обязательно останется неупомянутым, а это неправильно. Были люди, которых он любил, которые его любили, но в общем и целом Саня был одинок. Что, наверное, естественно. Хотя был довольно общительным человеком.
– Ты сказала, что в Питере было больше свободы, чем в Москве.
– В том смысле, что там все время кипел на тихом огне некий питательный бульон, из которого, как мы знаем, кто только не вышел, от всем известных музыкантов до всем известных художников. Это было единое поле – поле общения, поле электрического напряжения, как угодно. Питер был очень живым городом – чтобы убедиться в этом, достаточно было пройтись, допустим, по Невскому и поздороваться со всеми встреченными на этом пути гражданами типа того же БГ, Тимура Новикова, Сергея Курехина или Виктора Цоя, которые никак не являлись звездами, а были просто людьми, себе в оттяг занимавшиеся тем, что потом стали называть рок-музыкой или артом.
Все это изменилось в конце восьмидесятых, уже после Сашиной смерти, и надо сказать, что прозорливый БГ заметил это первым, на Сашиных похоронах обронив фразу: «Вот все и закончилось». Закончилось время, когда через то, что мы за скудостью словарного запаса или из-за лени подбирать слова называем рок-музыкой, перестал выражаться дух времени. А в восьмидесятых в России дух времени говорил с нами именно на этом языке. На языке Гребенщикова, Кинчева, Науменко, Башлачева, Цоя и так далее.
– Башлачев, Цой, Науменко – почему они так неожиданно все ушли… друг за другом…
– Ты знаешь, что диск Майка «Белая полоса» разошелся тиражом шесть миллионов экземпляров? В принципе это то, что называется «платиновый диск». Майк узнал о том, что пластинка вышла, отправившись за пивом в ларек. Не знаю, сколько ему в итоге заплатили, но доподлинно известно, что за свой первый виниловый диск, выпущенный на «Мелодии», Борис Гребенщиков получил сорок рублей. Не в деньгах счастье. Но вот что касается Майка и группы «Зоопарк» – они были и как бы их не было. Как будто их платиновый диск распродался в Австралии, а они при этом жили в Бангладеш. Майк устал. Это история про невостребованность. Рок-звезда должна быть рок-звездой, иначе… Понятно, что иначе. А Цой – ну послушай, тут вот совершенно не стоит никакие специальные истории накручивать в том стиле, что его довел до кончины ужасный шоу-бизнес. Цой, как известно, возвращаясь с рыбалки, заснул за рулем.
– Невостребованность? Но они же, я имею в виду не только Науменко, были очень популярны?
– Если говорить о Майке или о Башлачеве, это называется «хорошо известен в узких кругах».
– Мне так не кажется.
– Проверить очень просто – давай просто встанем из-за нашего столика, подойдем вон к тем людям и спросим их, знают ли они, кто такой Башлачев. Или Науменко.
– Саша был человеком трагического мироощущения?
– Ну точно не комического. У него была близкая подруга, Марина Тимашева, театральный критик Марина, очень много для него сделавшая. И, кстати, его последний концерт был как раз в квартире у Марины. И вот однажды Марина ему сказала – Саша, я послушала концерт, у меня такое в голове творится! Саша ей ответил: «А вот представь, что у меня в голове такое творится все время». Я бы не стала называть это трагическим мироощущением. Это скорее адекватное мироощущение – когда твое духовное видение дает тебе возможность видеть мир если уж не таким, как он есть, то очень приближенно к реальной картине. И настроение от этого, прямо скажем, не улучшается.
– Как вы познакомились?
– Это была занятная история. Я к тому времени уже посетила квартирные концерты Кинчева, Гребенщикова и Юры Наумова. У меня была очень продвинутая подруга, Оля Швыкова, которая дала мне кассету, где было записано пять Сашиных песен. «От винта», «Время колокольчиков», «Ванюша» и что-то еще. И я слушала эту скрипящую от старости кассету с утра до вечера. На Сашин концерт попасть никак не получалось. И вот наступает 11 мая 1986 года – Москва, весна, полное сумасшествие. Каким-то образом я оказываюсь в гостях у этой самой Оли, которая снимала квартиру в районе Ботанического сада. И вот мы сидели с ней, пили чай и разговаривали. О чем принято разговаривать в 20 лет по ночам, особенно если ты учишься на театроведческом факультете? Конечно, о том, как все в мире на самом деле устроено. И в принципе мы уже почти все поняли, но тут у нас кончились спички, которые в советские времена в два часа ночи взять было совершенно негде. А Швыкова дружила с молодым режиссером Борисом Юханановым, учеником Анатолия Васильева. И тут звонит телефон – Юхананов сообщает, что он и какой-то его приятель стоят на «Патриках» и не знают, где бы им переночевать. Приезжайте, сказала Швыкова, потому что нам очень были нужны спички. Приятелем оказался Башлачев. В четыре утра с приездом двух умных молодых людей разговор о том, как устроен мир, обрел новую силу в основном благодаря Юхананову. Утром Борис пошел на репетицию. А позже и Саня засобирался, и я в ужасе сжалась. Он неожиданно спросил: «Как тебя найти»? Я ответила честно: «Никак», потому что снимала квартиру без телефона. Саша думал ровно секунду и сказал: «Собирайся, пошли». И мы пошли. Вот, собственно, и все. Через день он уехал в Череповец – так я впервые оказалась на перроне Ярославского вокзала у фирменного поезда «Шексна», который встречаю и провожаю уже двадцать лет – то родственники приезжают, Сашина мама, папа, сестра, то наш сын Егор Башлачев туда едет, и так далее.
– Ты сразу влюбилась в Сашу?
– Я бы не назвала это словом «влюбилась». Мы потом говорили об этом – ну вот знаешь, все эти «а ты меня увидел – что подумал?» Я его узнала. И он меня тоже. Мы «слиплись» как две ложки. У нас даже дни рождения почти в один день: у него 27 мая, а у меня 28-го – мы Близнецы. Вот близнецами мы и были.
Сначала все было очень весело. Мы жили между Питером и Москвой, в Питере – в квартире у Жени Каменецкой, его фиктивной питерской супруги, где, собственно, 17 февраля все и случилось. Потом стало не очень весело. Только не спрашивай меня, почему он покончил с собой. Это самый неправильный вопрос из всех возможных. Его, по моему разумению, батюшкам можно задавать, но никак не мирским людям, которые просто не в силах на него ответить.
У всего этого было как минимум две стороны. Одна – бытовая. То есть отсутствие денег, жилья и так далее. Я, к примеру, прекрасно помню, как в январе 1988-го мы стояли часов в десять вечера в телефонной будке и звонили каким-то знакомым, чтобы переночевать. Другая сторона – духовная. Обозначим ее как творческий кризис – с 1986 года он ничего не писал. Он искал какие-то новые формы и был близок к тому, чтоб найти, что искал, – по крайней мере летом 1987-го на даче у Сашиных родителей что-то появлялось, но не проявилось, видимо, до конца.
– Он понимал, что талантлив?
– Он в полной мере осознавал степень своего таланта.
– Друзья пытались его как-то взбодрить?
– «Саша, у тебя дар, крепись, твои песни нужны людям». Но, видишь ли, Саша считал, что ничего даром не дается. И, в общем, людям он точно не должен.
– Мне не хочется тебя спрашивать об этом, но в разговорах людей, знавших Сашу, иногда всплывает тема наркотиков.
– Вот давай ее закроем раз и навсегда. Не веришь мне – спроси вот хоть у Жени Каменецкой, могу дать тебе ее телефон. Или у Марины Тимашевой. Саша не употреблял наркотики. Точка. Напротив, у него была стройная теория о наркотиках, как о неком лифте, на котором, конечно, можно куда-то подняться в своих, скажем так, интеллектуальных исканиях, но, во-первых, все равно назад приедешь, а во-вторых, душа должна работать сама. Потому что даром, как уже говорилось, ничего не дается.
Откуда все эти разговоры берутся, понятно – откуда взялся фильм про Сергея Александровича Есенина и история про его убийство. Потому что так значительно интересней. Это куда интересней, чем какой-то там творческий кризис или, к примеру, бесов, толкающих под руку.
– Он был тяжелым человеком в повседневном общении, в быту? Посуду вряд ли мыл…
– Гениев в быту терпеть достаточно трудно. Посуду-то он как раз вполне мог помыть – было б где. Тяжелый? Конечно, в чем-то – да, как многие мужчины, «не в духах» – не подходи! Когда его «заштормило», начался кризис, он стал по-настоящему тяжелым, причем не столько для меня, сколько для окружающих. Потому что довольно сложно общаться с человеком, взгляд которого направлен сквозь тебя на что-то такое, о чем ты и думать не хочешь, занимаясь приятными повседневными делами.
Мне было чуть больше 20, я не знала, как ему помочь. Потом наступил вот этот февраль. Саня уехал в Питер – ему нужно было появиться в известной кочегарке, где он работал, как тогда говорили, «на подвесе» – то есть трудовая книжка там лежала. Я отправилась к маме в Тулу. Через неделю мы должны были встретиться в Питере. Мне казалось, что он прошел пик депрессии. А оказалось, все наоборот.
– У тебя не появлялось желания уйти от этого проблемного человека?
– Нет. Вообще никогда. Даже в голову не приходило.
– Почему у Башлачева не было своей группы, он был мизантропом?
– Нет. Не складывалось. Он был очень одинок. Почему? Трудно объяснить. Очевидно, его духовное видение было каким-то особенным. С этим, кстати, как я полагаю, сталкиваются верующие и по-настоящему воцерковленные люди, общаясь со своими чересчур светскими знакомыми. То есть взаимопонимание возможно до какого-то определенного момента. До какого-то барьера, который невозможно преодолеть. Ты видишь то, что не видят другие. Ты видишь, а они нет. Комплекс Кассандры – так, по-моему, это называется.
– Почему ты не пытаешься написать книгу о Саше, на худой конец статью?
– Я скептически отношусь к такого рода воспоминаниям. Могу посоветовать почитать стихи или песни послушать – там куда больше Саши, чем в любых воспоминаниях.
Анастасия Рахлина: у Башлачева был комплекс Кассандры.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
http://community.livejournal.com/bashlachev/79006.html
сообщество Александра Башлачева в Живом Журнале
спасибо,solehlebon
Книга стихов Александра Башлачева была издана в количестве 1000 номерованных экземпляров.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
«Хочется пить, но в колодцах замерзла вода. »
Фото из книги «Александр Башлачев. Стихи. 1997»
Анастасия Рахлина: у Башлачева был комплекс Кассандры.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
————
специальная благодарность Хеку, за предоставленный материал
http://www.liveinternet.ru/users/xek/profile/
[/more*]
Рубрики: | рок проза и стихи |
Метки: рок русский рок сашбаш александр башлачев
Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю
Источник