Меню

Античная философия история космоса

Античная философия история космоса

КОСМОС

КОСМОС (греч. κόσμος, лат. mundus) – понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Древние греки противопоставляли космос хаосу. Первоначально термин «космос» употреблялся для обозначения «наряда», «украшения», «воинского строя» и т.д. Семантически наиболее близки в русском языке «порядок», «чин», «устройство», «красота», «лепота». Греческое сознание соединяло в понятии «космос» две функции – упорядочивающую и эстетическую, что во многом предопределило все дальнейшее развитие учения о космосе – космологии.

Философская ассимиляция термина «космос» относится к периоду становления первых философских школ Древней Греции. Впервые в значении «целого космоса» термин «космос» встречается в милетской школе у Анаксимена: «Как душа наша, сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос» (13 В2 DK). Первое философское употребление термина «космос» не просто как «порядка», или красоты, а в значении всего мира принадлежит Пифагору: «Пифагор первый назвал Вселенную «космосом» по порядку (ταξις), который ему присущ». Первое упоминание термина «космос» в философском значении относят к Анаксимандру: «Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из т.н. элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы» (12 А9 DK). Упоминание термина «космос» зафиксировано и у Гераклита: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».

Термин «космос» получает широкое употребление у Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита и у других философов-досократиков. Согласно Диогену Лаэртскому, Парменид применил понятие «космос» по отношению к небесам, Эмпедокл – к комбинации четырех элементов, Демокрит – к физической структуре мира. Заслугой Парменида можно считать осознание им различия между космосом физическим и его мысленной конструкцией. Эта идея позднее воспринимается Платоном и открывает путь для рациональной реконструкции устройства космоса.

В своем учении о космосе Платон опирался на воззрения пифагорейцев Филолая, Аристоксена и др. В «Тимее» Платон излагает учение о космосе как гармоническом целом. В этом диалоге он формулирует «космологический принцип», согласно которому космос есть живой, одушевленный и соразмерный организм и человек является родственной частью (органом) этого организма (Tim. 29 e, 30 с, 89 а). Вся дальнейшая история понимания устройства космоса вплоть до 20 в. являлась либо его отрицанием («принцип Коперника–Бруно»), либо попыткой его ассимиляции и развития («антропный принцип»).

Согласно Платону, видимый космос создается Демиургом в соответствии с Первообразом (Tim. 30 c-d) из «небытия» – бесформенной материи (μη ov). Однако прежде тела космоса Демиург создает космическую душу, которая призвана управлять самим космосом: «тело [космоса] было сотворено гладким, повсюду равномерным, одинаково распространенным во все стороны от центра, целостным, совершенным и составленным из совершенных тел. В его центре построивший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне» (Tim. 34 b). Разумная душа космоса, составленная из «тождественного» – предела и «иного» – беспредельного, имеет математически упорядоченную структуру, что позволяет поддерживать космос в надлежащем порядке (Tim, 34 с-37 с). Космической душе подчиняется жизнь как космического, так и общественного и индивидуального организмов. Общественный организм состоит из ума, души и тела. Аналогичным образом устроен и человеческий организм, для которого космос служит образцом «для подражания» (Tim. 88 c-d). В «Тимее» (69с-71а) Платон описывает отдельного человека как минимизированную модель государства. Человек состоит из трех слоев, соответствующих трем классам идеального общества. Только созерцая совершенные круговращения космоса и подражая во всем его вечно сущей природе, человек может достигнуть того состояния, которое связывалось в античном сознании с доступным человеку совершенством – калокагатией.

В стенах Академии было впервые осознано затруднение в объяснении устройства космоса: космос является божественным и поэтому движение всех небесных тел должно быть круговым и равномерным, однако наблюдения показывают, что движения планет неравномерны: Сатурн, Юпитер, Марс и Луна вращаются с неодинаковой скоростью (Tim. 39 а) и совершают «попятные движения». Евдокс решает эту проблему, построив гомоцентрическую модель космоса, состоящую из двадцати семи сфер с Землею в центре. Гераклид Понтийский считал, что Земля движется вокруг оси, по другим сведениям (согласно Халкидию), что «внутренние планеты» (Меркурий и Венера) движутся вокруг Солнца, а не Земли. Аристотель отказывается от платоновского учения о космической душе. Качествами и функциями космической души Аристотель наделяет космический Ум, который выступает как перводвигатель, управляющий космосом. Космос Аристотеля, состоящий из 56 сфер, является, в отличие от математического космоса Евдокса и Калиппа, физически связанным. Выступив с критикой пифагорейского и платоновского учения о строении космоса, Аристотель сам оказался несвободным от затруднений. Напр., в одном случае он говорит о «неподвижности» перводвигателя (Физика, III, 1, 201 а 26–27), а в другом – о присущности богу «вечного движения» (О небе, II, 3, 286 а 10–12). Однако безупречная (с логической точки зрения) аргументация Аристотеля и его опора на чувственно постигаемый очевидный мир определили господство геоцентрической модели с учетом видоизменений, совершенных в эллинистическую эпоху (Гиппархом, Птолемеем и др.) вплоть до 16 в.

Согласно учению стоиков, космос является находящимся в бесконечной пустоте одушевленным, разумным, сферическим, цельным телом. Космос рождается из огня и в огонь превращается, пройдя свой цикл развития. Космосом правит Зевс-Логос. Согласно неоплатоникам, космос есть жизнь мировой Души и движется под ее воздействием. В центре космоса находится Земля, вокруг которой вращаются планетные сферы и сфера неподвижных звезд. Космос есть иерархически упорядоченное целое: от высших тончайших слоев эфира до неподвижной и тяжелой Земли.

Читайте также:  День космонавтики гагаринский урок космос это мы классный час

Многие идеи античного учения о космосе были восприняты и развиты в работах средневековых схоластов. Восточная христианская традиция, особенно в лице представителей каппадокийской школы (Василий Великий, Григорий Нисский и др.), испытала значительное влияние платонизированной космологии. Григорий Нисский пытался совместить платоновское учение о происхождении космоса с ветхозаветной концепцией творения мира «из ничего». Латинская традиция первоначально ассимилировала античный космос как mundus и ornatus, выделив его упорядочивающую и эстетическую функции, и лишь впоследствии развила учение об «Универсуме» как собственно христианском представлении о мире в целом. Идеи античной, преимущественно платоновской, космологии проникают в западное богословие и схоластику через Иоанна Скота Эриугену, Ансельма Кентерберийского и др.

Античное учение получает развитие в эпоху Возрождения. Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоган Кеплер и др. космологи 16–17 вв. сознательно опирались на Пифагорейско-платоновские представления о космосе. В основании гелиоцентрической модели Коперника лежат основные принципы античной космологии: Вселенная должна быть сферичной, а движение тел по небосводу – равномерным. Кеплер полагал, что размеры планетных орбит и расстояния между ними подчиняются гармоническим соотношениям, о которых учили пифагорейцы.

В Новое и новейшее время понятие «космос» окончательно вытесняется из научного употребления понятием «Вселенная», сохраняя за собой историко-культурное и философское употребление. Некоторые идеи античной космологии (одушевленность природы и др.) находят отклик в кругу немецких философов кон. 17 – нач. 18 в. (И.В.Гёте, Ф.В.Шеллинг и др.).

Современная космология воспроизводит некоторые положения античного учения о космосе: космологический принцип, антропный космологический принцип и др.

1. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890;

2. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927;

3. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988;

4. Diels H. Zum Kosmos des Anaximanders. – Archiv für Geschichte der Philosophie. 10, 1897;

5. Cassirer E. Logos, Dike, Kosmos in der Entwicklung der griechischen Philosophie. – Acta Univers. Go-toburgensis, 47, 1941;

6. Mugler Ch. Deux thèmes de la cosmologie grecque: devenir ciclique et pluralité des mondes. P., 1953;

7. Kranz W. Kosmos. – Archiv für Begriffsgeschichte, Bd II, I, 1955;

8. Kerschensleiner J. Kosmos. Quellenkritische Untersuchungen zu den Vorsokratikern. Münch., 1962;

9. Lovell B. Das Unendliche Weltall: Geschichte der Kosmologie von der Antike bis zur Gegenwart. Münch., 1983.

Источник

Человек и космос в античной философии

Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов.

Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых выделялся Платон.

Античный атомизм. Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.

Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов. Демокрит всесторонне развил эту идею. Он считал, что атомы – это недилимые частицы, имеющие свою форму, протяженность, другие физические свойства. Они разделены пустотой. Пустота – это небытие, и потому непознаваема. Мир атомов может быть познан наукой, атомы составляют суть вещей, их нельзя видеть, но можно мыслить. Атомы различаются по форме и величине, они сцепляются между собой, образуя тела, доступные восприятию. Это был материалистический творческий взгляд на основу природы, ее первоначало. В дальнейшем атомистическая теория Демокрита была воспринята другими древнегреческими философами и учеными.

Эпикур считал, что не только природа, но и душа человека состоит из атомов. Также Лукреций Кар (Древний Рим), и другие. В 17-18 вв. н.э. эта теория получила дальнейщее развитие в трудах французского философа Гассенди и английского Ньютона.

Источник

Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии

Классический период в развитии античной философской традиции приходится на V – IV вв. до н. э., эпоху расцвета и упадка рабовладельческой демократии в Элладе. К середине V в. до н.

Классическая натурфилософия поднимается на более высокий уровень рационально-теоретического осмысления природы. На смену ионийской физике, благодаря плюралистическим концепциям Анаксагора и Эмпедокла, приходит философская атомистика. Это учение о дискретном строении материи было гениальной попыткой создать целостную физико-математическую модель природно-космического и социального универсума. Знаменитый древнегреческий философ Демокрит построил на основе идей атомизма целостную философскую систему, в которой он впервые высказал идею структурного единства макро- и микрокосма и обосновал свои социально-политические и этические воззрения принципами атомистической космологии.

Читайте также:  По естествознанию про космос

Дальнейшая рационализация древнегреческой философии связана с творчеством мыслителей элейской школы. Основоположник школы элеатов Парменид и его ученик Зенон Элейский противопоставили друг другу бытие и становление, умопостигаемое и чувственное, истину и мнение, отождествив бытие с умопостигаемым космосом и истинным мышлением. Предметом философии стала не чувственно созерцаемая природа, а бытие как таковое, рассматриваемое в своем общем существовании, как «то, что есть». Философия оказалась ориентированной на категориальный анализ универсума. При этом элеаты настаивали на единстве онтологии и эпистемологии, поскольку бытие и мышление суть одно и то же, законы мысли тождественны законам бытия.

Сформулированная элеатами антитеза чувственного и умопостигаемого стала ключевым звеном последующих философских дискуссий. Гераклитовскую линию «текучести» бытия, понимания его как потока, становления, в классический период продолжили софисты. Софисты (от греч. . – мудрый), или платные учителя красноречия, обучали молодежь различным знаниям, необходимым для активного участия в гражданской жизни греческих полисов. Наиболее известны старшие софисты Протагор и Горгий. Основой обучения софисты сделали представление об отсутствии абсолютной истины и объективных моральных ценностей. Они противопоставляли друг другу противоречивые оценки и нормы, господствующие у разных народов, и расшатывали тем самым веру в единый природный и нравственный закон. Общей чертой учений софистов был субъективизм и релятивизм, классически выраженный тезисом Протагора: «человек – мера всех вещей».

Рационально-идеалистическая стратегия развития философского знания, предложенная Парменидом, получила свое продолжение в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля. Натурфилософским спекуляциям «физиков» и морально-гносеологическому релятивизму софистов Сократ противопоставил диалектический анализ человеческого бытия. Главным предметом философских диалогов Сократа были проблемы этики – вопросы о том, как следует жить. При этом Сократ ориентировал своих собеседников на поиск объективной истины, заложенной в человеческой душе богом-демиургом. Приблизиться к ней можно на пути искусного определения таких важнейших философских понятий, как справедливость, мужество, прекрасное, благо.

В философии Платона – знаменитого афинского мыслителя, родоначальника платонизма, также отсутствует интерес к натурфилософской проблематике. Человек, «последние вопросы» его бытия, мораль и право, как основные регуляторы человеческой жизни в обществе, отношения личности и государства – этот круг тем Платон полагал приоритетными для философского исследования. Они как нельзя более точно воспроизводили особенности гражданской жизни Афин.

Учение о космосе Платон разрабатывал в связи с необходимостью обосновать свои социально-политические взгляды. В основании теологии и космологии Платона находится учение об идеях-парадигмах, или эйдосах. Материя и идея, как вечные и неизменные начала мира, соединяются третьим, высшим началом – умом-демиургом, который при помощи мировой души объемлет весь космос, как чувственный, зримый, так и умопостигаемый. Структура космоса отражена в структуре человеческого тела, в организации общества и государства. В основании же его устройства лежит рационально-идеалистический принцип – материя подражает идее, воспроизводит в многообразии своих форм структуру ума-демиурга. Учение Платона с характерной для него рационально-идеалистической интерпретацией космоса, заложило основы европейского философского идеализма.

Кульминацией в развитии древнегреческой философии было творчество Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Вслед за своим учителем Платоном Аристотель высказывал самое возвышенное представление о назначении философии, считая ее вершиной всех наук, высшим родом познания. Он был великим систематизатором философии, благодаря его творчеству она приобретает вид целостной системы знания.

Философия делилась Аристотелем на теоретическую часть (цель которой – знание ради знания), практическую (цель которой – знание ради деятельности) и пойетическую (цель которой – знание ради творчества). Далее теоретическая философия делилась на метафизику («первую философию»), математику и физику. При этом логику и теорию познания Аристотель считал вспомогательными дисциплинами, своеобразной пропедевтикой ко всему комплексу наук. К практической философии относились этика и политика, а к пойетической – риторика и поэтика.

Основное внимание знаменитый мыслитель уделял фундаменту теоретического познания – учению о сущем. Собственно Аристотель возвысил онтологию элеатов и теологию Платона до статуса метафизики («первой философии»).

Аристотель, соглашаясь с Платоном, что предмет философии – исследование сущности вещей, расходился со своим учителем в определении последней. У Платона сущность отделялась от материальных предметов и обитала в царстве вечных и неизменных идей. Аристотель же наоборот, считал, что каждое явление проникнуто идеей и служит живым ее выражением. Не объективное бытие понятий отрицает Аристотель, но отделимость этого бытия от материи. Идею Аристотель называет формой, считает чем-то присущим вещи и отделимым от нее только мысленно, при помощи логической абстракции. Другими словами, существенное отличие философии Аристотеля от учения Платона заключается в том, что он отвергает возможность существования идей отдельно от вещей.

Расхождение с платонизмом по поводу одного из важнейших вопросов метафизики позволило Аристотелю поставить перед философией новую задачу: исходя из общих положений (идей), объяснять природу частных явлений. Исследуя многообразие действительности, наука составляет общие понятия, устанавливает начала и чрез сочетания их образует свои теории и доказательства. Указав философии цель, Аристотель, дал и средства для ее достижения, систематически разработав законы и правила формальной логики.

Читайте также:  Как делаются снимки космоса

Исторически философия и наука в западной культуре возникают и развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. В античности философия отождествлялась с наукой. Наиболее развернутое исследование данной проблемы мы обнаруживаем у Аристотеля. Великий мыслитель определяет философию как наиболее совершенную науку о сущем, о первых началах и причинах бытия («Метафизика», I, 2).

Систематизируя рассуждения Аристотеля по данному вопросу, известный российский философ-антиковед В.Ф. Асмус отмечает, что среди важнейших характеристик научного (т.е. теоретического) знания, присущих соответственно и философии, Аристотель выделяет следующие.[x] Во-первых, знание имеет всеобщий и необходимый характер, а, следовательно, является доказательным. Научное знание направлено на поиск общего в вещах, того, что обладает безусловным постоянством в изменяющемся мире явлений. Знание общего есть знание сущности. Мы обладаем знанием о вещи, считает Аристотель, если знаем суть ее бытия. Поэтому наука стремится к определению сущности, слагается их общих и необходимых положений, которые она способна доказывать. «Само же доказательство, – подчеркивает В.Ф. Асмус вслед за Аристотелем, – может быть доказательством только о том, что не может происходить иначе. Оно состоит в получении заключения из начал истинных и необходимых, относящихся к предмету доказательства. Доказательство невозможно ни о случайном бытии, ни о том, что возникает и разрушается, но лишь об общем».[xi]

Во-вторых, наука обладает способностью объяснения. Объяснительный характер научного знания заключается в том, что наука не только фиксирует некоторое объективное состояние действительности, определенный факт, но и пытается исследовать его сущность, выяснить причины такого положения дел. Объяснение в науке осуществляется в понятийной форме посредством логического выведения частных (иногда случайных) следствий из общих и необходимых причин. Объяснить наличие тех или иных свойств у исследуемого предмета – значит, согласно Аристотелю, доказать при помощи логического вывода, каким образом они происходят из его сущности.

В-третьих, научное знание обладает внутренним единством, которое сочетается с подчинением одних знаний другим, т.е. наука представляет собой целостную систему иерархически организованного знания. Решая вопрос о классификации наук, Аристотель в своих трактатах («Метафизика», «Топика», «Никомахова этика») наивысшее положение отводит теоретическим наукам. И здесь в его классификации намечаются определенные отличия одних наук от других, и, что особенно важно для рассматриваемого нами вопроса, об отличии философии, как наивысшей, божественной науки, от прочего знания.

Аристотель разделяет науки на теоретические, практические и пойетические (поэтические). К теоретическим относятся те, которые дают нам знание начал и причин. Поэтому они составляют условие наук практических, предметом которых выступает практическая деятельность людей. Пойетические же науки способствуют развитию творчества. И практическая и творческая деятельность должны строиться на основе и в соответствии с достоверными знаниями о действительности. В отличие от всех прочих наук теоретические, среди которых наиболее достойной Аристотель полагает философию, стремятся к достижению знания ради самого знания. Их высшая цель – истина, а не польза. Поэтому предмет философии – сущность, созерцательно постигаемая лишь умом, мышлением о мышлении. Философию Аристотель, в конечном итоге, отождествляет с метафизикой (или «первой философией»), которая категориально осваивает универсум в соответствии с наиболее общими родами бытия.

Подобно тому, как последующее подчинено предшествующему, вид – роду, часть – целому, все науки подчинены философии, и рассматриваются Аристотелем как частные ветви философского знания, которые исследуют определенные виды сущего и то, что этим видам присуще (их свойства и отношения). В то время как «первая философия» исследует сущее как таковое.

Наиболее близки философии физика и математика, как наиболее сложные и абстрактные науки, проникающие в глубинную суть вещей, лежащую за поверхностью чувственных образов. Так, физика, в отличие от метафизики, изучает не сущее как таковое, не бытие вообще, а лишь материальное и подвижное. Она рассматривает привходящие свойства и начала вещей с точки зрения их способности к движению. Математика изучает наиболее отвлеченное в вещах, опуская все чувственно воспринимаемые качественные различия. Она исследует только количественное и непрерывное, изучает взаимное расположение предметов, их соизмеримость и несоизмеримость, их соотношение в пространстве. Поэтому учение о природе (физику) и математику Аристотель считает только частями мудрости. Высшая же мудрость – философия «не рассматривает частичного…, а исследует каждое такое частичное лишь по отношению к сущему как сущему» («Метафизика», XI, 4).

Называя философию «самой главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить» («Метафизика», III, 2), Аристотель отмечает, что «знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочитает науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, – та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще – наилучшее» («Метафизика, I, 2).

Источник

Adblock
detector