Античность язык космос бог
КОСМОС
КОСМОС (греч. κόσμος, лат. mundus) – понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Древние греки противопоставляли космос хаосу. Первоначально термин «космос» употреблялся для обозначения «наряда», «украшения», «воинского строя» и т.д. Семантически наиболее близки в русском языке «порядок», «чин», «устройство», «красота», «лепота». Греческое сознание соединяло в понятии «космос» две функции – упорядочивающую и эстетическую, что во многом предопределило все дальнейшее развитие учения о космосе – космологии.
Философская ассимиляция термина «космос» относится к периоду становления первых философских школ Древней Греции. Впервые в значении «целого космоса» термин «космос» встречается в милетской школе у Анаксимена: «Как душа наша, сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос» (13 В2 DK). Первое философское употребление термина «космос» не просто как «порядка», или красоты, а в значении всего мира принадлежит Пифагору: «Пифагор первый назвал Вселенную «космосом» по порядку (ταξις), который ему присущ». Первое упоминание термина «космос» в философском значении относят к Анаксимандру: «Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из т.н. элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы» (12 А9 DK). Упоминание термина «космос» зафиксировано и у Гераклита: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».
Термин «космос» получает широкое употребление у Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита и у других философов-досократиков. Согласно Диогену Лаэртскому, Парменид применил понятие «космос» по отношению к небесам, Эмпедокл – к комбинации четырех элементов, Демокрит – к физической структуре мира. Заслугой Парменида можно считать осознание им различия между космосом физическим и его мысленной конструкцией. Эта идея позднее воспринимается Платоном и открывает путь для рациональной реконструкции устройства космоса.
В своем учении о космосе Платон опирался на воззрения пифагорейцев Филолая, Аристоксена и др. В «Тимее» Платон излагает учение о космосе как гармоническом целом. В этом диалоге он формулирует «космологический принцип», согласно которому космос есть живой, одушевленный и соразмерный организм и человек является родственной частью (органом) этого организма (Tim. 29 e, 30 с, 89 а). Вся дальнейшая история понимания устройства космоса вплоть до 20 в. являлась либо его отрицанием («принцип Коперника–Бруно»), либо попыткой его ассимиляции и развития («антропный принцип»).
Согласно Платону, видимый космос создается Демиургом в соответствии с Первообразом (Tim. 30 c-d) из «небытия» – бесформенной материи (μη ov). Однако прежде тела космоса Демиург создает космическую душу, которая призвана управлять самим космосом: «тело [космоса] было сотворено гладким, повсюду равномерным, одинаково распространенным во все стороны от центра, целостным, совершенным и составленным из совершенных тел. В его центре построивший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне» (Tim. 34 b). Разумная душа космоса, составленная из «тождественного» – предела и «иного» – беспредельного, имеет математически упорядоченную структуру, что позволяет поддерживать космос в надлежащем порядке (Tim, 34 с-37 с). Космической душе подчиняется жизнь как космического, так и общественного и индивидуального организмов. Общественный организм состоит из ума, души и тела. Аналогичным образом устроен и человеческий организм, для которого космос служит образцом «для подражания» (Tim. 88 c-d). В «Тимее» (69с-71а) Платон описывает отдельного человека как минимизированную модель государства. Человек состоит из трех слоев, соответствующих трем классам идеального общества. Только созерцая совершенные круговращения космоса и подражая во всем его вечно сущей природе, человек может достигнуть того состояния, которое связывалось в античном сознании с доступным человеку совершенством – калокагатией.
В стенах Академии было впервые осознано затруднение в объяснении устройства космоса: космос является божественным и поэтому движение всех небесных тел должно быть круговым и равномерным, однако наблюдения показывают, что движения планет неравномерны: Сатурн, Юпитер, Марс и Луна вращаются с неодинаковой скоростью (Tim. 39 а) и совершают «попятные движения». Евдокс решает эту проблему, построив гомоцентрическую модель космоса, состоящую из двадцати семи сфер с Землею в центре. Гераклид Понтийский считал, что Земля движется вокруг оси, по другим сведениям (согласно Халкидию), что «внутренние планеты» (Меркурий и Венера) движутся вокруг Солнца, а не Земли. Аристотель отказывается от платоновского учения о космической душе. Качествами и функциями космической души Аристотель наделяет космический Ум, который выступает как перводвигатель, управляющий космосом. Космос Аристотеля, состоящий из 56 сфер, является, в отличие от математического космоса Евдокса и Калиппа, физически связанным. Выступив с критикой пифагорейского и платоновского учения о строении космоса, Аристотель сам оказался несвободным от затруднений. Напр., в одном случае он говорит о «неподвижности» перводвигателя (Физика, III, 1, 201 а 26–27), а в другом – о присущности богу «вечного движения» (О небе, II, 3, 286 а 10–12). Однако безупречная (с логической точки зрения) аргументация Аристотеля и его опора на чувственно постигаемый очевидный мир определили господство геоцентрической модели с учетом видоизменений, совершенных в эллинистическую эпоху (Гиппархом, Птолемеем и др.) вплоть до 16 в.
Согласно учению стоиков, космос является находящимся в бесконечной пустоте одушевленным, разумным, сферическим, цельным телом. Космос рождается из огня и в огонь превращается, пройдя свой цикл развития. Космосом правит Зевс-Логос. Согласно неоплатоникам, космос есть жизнь мировой Души и движется под ее воздействием. В центре космоса находится Земля, вокруг которой вращаются планетные сферы и сфера неподвижных звезд. Космос есть иерархически упорядоченное целое: от высших тончайших слоев эфира до неподвижной и тяжелой Земли.
Многие идеи античного учения о космосе были восприняты и развиты в работах средневековых схоластов. Восточная христианская традиция, особенно в лице представителей каппадокийской школы (Василий Великий, Григорий Нисский и др.), испытала значительное влияние платонизированной космологии. Григорий Нисский пытался совместить платоновское учение о происхождении космоса с ветхозаветной концепцией творения мира «из ничего». Латинская традиция первоначально ассимилировала античный космос как mundus и ornatus, выделив его упорядочивающую и эстетическую функции, и лишь впоследствии развила учение об «Универсуме» как собственно христианском представлении о мире в целом. Идеи античной, преимущественно платоновской, космологии проникают в западное богословие и схоластику через Иоанна Скота Эриугену, Ансельма Кентерберийского и др.
Античное учение получает развитие в эпоху Возрождения. Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоган Кеплер и др. космологи 16–17 вв. сознательно опирались на Пифагорейско-платоновские представления о космосе. В основании гелиоцентрической модели Коперника лежат основные принципы античной космологии: Вселенная должна быть сферичной, а движение тел по небосводу – равномерным. Кеплер полагал, что размеры планетных орбит и расстояния между ними подчиняются гармоническим соотношениям, о которых учили пифагорейцы.
В Новое и новейшее время понятие «космос» окончательно вытесняется из научного употребления понятием «Вселенная», сохраняя за собой историко-культурное и философское употребление. Некоторые идеи античной космологии (одушевленность природы и др.) находят отклик в кругу немецких философов кон. 17 – нач. 18 в. (И.В.Гёте, Ф.В.Шеллинг и др.).
Современная космология воспроизводит некоторые положения античного учения о космосе: космологический принцип, антропный космологический принцип и др.
1. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890;
2. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927;
3. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988;
4. Diels H. Zum Kosmos des Anaximanders. – Archiv für Geschichte der Philosophie. 10, 1897;
5. Cassirer E. Logos, Dike, Kosmos in der Entwicklung der griechischen Philosophie. – Acta Univers. Go-toburgensis, 47, 1941;
6. Mugler Ch. Deux thèmes de la cosmologie grecque: devenir ciclique et pluralité des mondes. P., 1953;
7. Kranz W. Kosmos. – Archiv für Begriffsgeschichte, Bd II, I, 1955;
8. Kerschensleiner J. Kosmos. Quellenkritische Untersuchungen zu den Vorsokratikern. Münch., 1962;
9. Lovell B. Das Unendliche Weltall: Geschichte der Kosmologie von der Antike bis zur Gegenwart. Münch., 1983.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Космические стихии (греческая мифология)
О_себе_-_Молчу все записи автора КОСМИЧЕСКИЕ СТИХИИ
————————————
Гемера
Гея
Космос
Никта
Океан
Тартар
Уран
Хаос
Хронос
Гемера
богиня дневного света, олицетворение дня,
дочь Эреба (мрака) и Никты (ночи),
сестра Эфира, спутница Гелиоса.
У римлян называлась Диес.
День
Адольф-Вильям Бугро, 1884 г.
Частная коллекция
Гея (G a i a, A i a, G h)
Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный.
. Гея же прежде всего родила себе равное ширью
Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду
И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных.
Гесиод «Теогония»
————————————-
ГЕЯ — мать-земля. Древнейшее доолимпийское божество,
игравшее важнейшую роль в процессе создания мира в целом.
Гея родилась вслед за Хаосом. Она одна из четырех первопотенций
(Хаос, Земля, Тартар, Эрос), сама из себя породившая Урана-небо
и взявшая его в супруги.
Вместе с Ураном Гея породила шесть титанов и шесть титанид, среди которых
Кронос и Рея, родители верховных божеств греческого пантеона —
Зевса, Посейдона, Аида, Геры, Деметры и Гестии.
Ее порождением были также Понт-море, оры, трое киклопов и трое сторуких.
Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их
на свет из чрева матери. Гея, страдая от тяжести скрытых в ней детей, решила
пресечь стихийную плодовитость своего супруга, и по ее наущению Кронос
оскопил Урана, из крови которого появились на свет чудовища (гиганты, эринии)
и прекрасная Афродита.
Брак Геи и Понта дал начало целому ряду чудовищ.
Внуки Геи во главе с Зевсом в битве с детьми Геи — титанами —
победили последних, сбросив их в тартар, и поделили между собой мир.
Гея не живет на Олимпе и не принимает активного участия в жизни олимпийских
богов, но следит за всем происходящим и часто дает им мудрые советы.
Она советует Рее, как спасти Зевса от прожорливости Кроноса, который
пожирает всех своих новорожденных детей:
Рея вместо младенца Зевса завернула камень, который Кронос благополучно
заглотнул. Она же сообщает о том, какая судьба ожидает Зевса.
По ее совету Зевс освободил сторуких, которые сослужили ему службу в титаномахии.
Она же посоветовала Зевсу начать Троянскую войну.
Золотые яблоки, растущие в садах гесперид — ее дар Гере.
Известна мощная сила, которой Гея поила своих детей: ее сын от союза с Посейдоном
Антей был неуязвим благодаря именной ей: его нельзя было повергнуть, пока он
прикасался стопами к своей матери — земле.
Иногда Гея демонстрировала свою независимость от олимпийцев:
в союзе с Тартаром она породила чудовищного Тифона, которого уничтожил Зевс.
Ее порождением был дракон Ладон.
Потомство Геи — ужасно, отличается дикостью и стихийной силой, несоразмерностью
(один глаз у киклопов), уродством и миксантропизмом,
то есть смешение животных и человеческих черт
(например, Ехидна — дева-змея — дочь Геи и Тартара).
С течением времени стихийно порождающие функции Геи отошли на второй план.
Она оказалась хранительницей древней мудрости, и ей были ведомы веления судьбы
и ее законы, поэтому она отождествлялась с Фемидой и имела свое древнее прорицалище
в Дельфах, которое потом стало прорицалищем Аполлона.
Культ Геи был распространен везде: и на материке, и на островах, и в колониях.
Алтарь Геи
Элси Расселл, 1992 г.
Гея и Дафна
Сандра Стэнтон
ГЕЯ
Гея
Оберон Зелл
Богиня Земли
Ребекка Синз
Союз Земли и Воды
Питер Пауль Рубенс, ок. 1618 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
=======================================================
Космос
(от греч. k o s m o z, «порядок», «упорядоченность»,
«строение», «устройство», «мировой порядок», «мироздание») ·
мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в
соответствии с определенным законом вселенная.
Также служит обозначением и самого закона, управляющего космосом,
универсальной формы организации разных уровней космоса и определенного
состояния, характеризующего его.
Космос воплощает в себе идею эстетически отмеченного порядка, украшенности.
Он противостоит Хаосу: Космос всегда вторичен по отношению к Хаосу как во времени,
так и по составу элементов, из которых он складывается.
Он и возникает из Хаоса путем восполнения, прояснения его свойств:
тьма преобразуется в свет, пустота — в заполненность, аморфность — в порядок,
безвидность — в «видность».
Для Гераклита Космос един, гармоничен, пластичен, прекрасен, и из
разнообразия создается «прекраснейшая гармония»,
для Платона «Космос — прекраснейшая из возникших вещей», «изваяние вечных богов».
Космос подчинен действию общего закона меры, справедливости,
выравнивающего нарушения космической структуры.
Этот закон равно определяет и сам Космос, и его крайнее звено — человека,
о есть выступает как принцип, лежащей в основе мифологической «физики
Космоса», с одной стороны, и человеческой нравственности — с другой.
Космический закон еще более связывает Космос и человека
(макрокосм и микрокосм). Этот параллелизм продолжается и в развитых
вариантах философской космологии:
Платон в «Тимее» выдвигает именно Космос в качестве образца человека,
строимого по той же модели; та же мера кладется им в основание и идеального
общественного устройства государства, которое отражает и продолжает
идеальный Космос.
Аналогия человека и Космоса облегчается и тем, что, согласно Платону,
сам Космос представляет собой живое, разумное существо, вместилище
космического ума, космической души и космического тела.
ХАОС
Рождение мира из Хаоса
А. Фанталов, 1993 г.
Никта
Никта (N u x) · олицетворение ночи, потивопостовляемой Гемере (Дню).
Никта родилась от Хаоса вместе с богом мрака Эребом, Эфиром (вечный свет)
и Гемерой и является одной из первичных мирообразующих сил.
Никта породила целый сонм божеств: Танатоса (смерть),
Гипноса (сон с тяжелыми видениями), Эриду (раздор), Ату (обман),
Кер (уничтожение), Немесиду (отмщение за преступление),
Мома (злословие и насмешка), мойр (божеств судьбы) и гесперид,- силы,
скрывающие в себе тайну жизни и смерти, вызывающие дисгармоничность
в бытии мира, без которых, однако, не мыслим ни мир, ни его конечная гармония.
Жилище Никты расположено в бездне Тартара;
там ежедневно встречаются Ночь и День,
сменяя друг друга и попеременно обходя землю.
Рядом находятся дома сыновей Никты — Сна и Смерти,
на которые никогда не смотрит Гелиос.
Здесь же обитают Аид и Персефона.
Величественная богиня ночи покидает свой дом,
неся в руках Гипноса и Танатоса.
К людям она была благосклоннее многих своих потомков, навевала покой,
успокаивала страсти.
Никта участвовала в битве с гигантами на стороне олимпийских богов.
Некоторые сказания сближают Никту с божеством смерти и понимают ее
как первопричину существующего в мире раздора.
Изображалась Никта с закутанным лицом и в темной одежде.
НОЧЬ
НОЧЬ
НОЧЬ
НОЧЬ
Ночь
Адольф-Вильям Бугро, 1883 г.
Летящая Ночь
Джина Уитт
Ночь
Борис Валледжо
Ночь и Сон
Эвелин де Морган
=======================================================
Океан
Ты, породитель бессмертных богов и смертного люда,
Круг ты земной омываешь, собою его ограничив,
Все от тебя происходят моря и глубокие реки,
Влага святая подземных ключей и ручьи — от тебя же.
Орфический гимн
—————————————-
Океан (W k e a n o z) · божество бескрайней и глубокой,
величайшей и древнейшей в мире одноименной реки,
омывающей всю землю (Гомер «Илиада», XIV 245-246).
На крайнем западе он знаменует собой границу между миром жизни и миром смерти.
От этой безбрежной реки берут начало все остальные реки и морские течения;
из нее восходят и в нее опускаются Солнце, Луна и звезды.
Океан — титан первого поколения, сын неба Урана и земли Геи,
брат и супруг титаниды Тефиды, с которой он породил три тысячи дочерей —
океанид и столько же сыновей — речных потоков.
Он отец Метиды — мудрой супруги Зевса. Океан также известен своим миролюбием
и добротой (пытался безуспешно примирить Прометея с Зевсом).
Согласно мифам, Океан не участвовал в битве титанов против Зевса, поскольку был
не в силах поднять с поверхности земли своего текучего тела, но принял в этой борьбе
сторону богов нового поколения, поэтому и сохранил свою власть,
а также доверие олимпийцев.
Океан и Тефида постоянно живут в своем подводном дворце,
не участвуя в делах остальных богов.
Титан Океан
Тартар
Тартар (T a r t a r o z) · пространство, находящееся в самой глубине космоса,
ниже аида.
Тартар на столько отстоит от аида, на сколько земля от неба.
Если бросить медную наковальню с неба на землю, то она долетела бы до земли
за девять дней.
Столько же потребовалось бы ей, чтобы долететь с земли до тартара.
В тартаре залегают корни земли и моря, все концы и начала.
Он огорожен медной стеной, и ночь окружает его в три ряда.
В тартаре — жилище Никты, Танатоса и Гипноса.
Великой бездны тартара страшатся даже боги.
В тартар были низринуты титаны, побежденные Зевсом, а также древние
хтонические чудовища, побежденные олимпийскими богами.
Там они томятся за медной дверью, которую стерегут сторукие.
На Олимпе обитают боги нового поколения — дети свергнутых титанов;
в тартаре — боги прошлого поколения, отцы победителей.
Тартар — это нижнее небо (в противоположность Олимпу — верхнему небу).
В дальнейшем тартар был переосмыслен как самое отдаленное место аида,
где несут наказание святотатцы и дерзкие герои — Алоады, Пирифой, Иксион,
Салмоней (Verg. Aen. VI 580-601), Сисиф, Титий, Тантал (Hom. Od. XI 576-600).
Как и все области царства мертвых, тартар локализовался на далеком Западе.
Вергилий придает тартару облик города, обнесенного тремя стенами с железной башней.
Изменение облика тартара и его расположения в подземном мире Вергилием
обусловлено лучшим знакомством с восточной литературой, египетской,
вавилонской, где мифологема подземного мира более разработана.
Само слово «тартар» имеет восточное происхождение, но оно было известно уже Гомеру
(Гомер «Илиада», VIII, 13 след.).
В «Теогонии» Гесиода тартар персонифицирован.
Он — в числе четырех первопотенций — наряду с Хаосом, Геей и Эросом (116-120).
Гея порождает от Тартара чудовищных Тифона (821 след.) и Пифона.
Дочерью Тартара и Геи, по одному из мифов, была Эхидна (Apollod. II 1, 2).
=======================================================
Уран
Уран (O u r a n u z) · божество, олицетворяющее небо;
супруг земли Геи, принадлежащий к первому, самому древнему поколению богов.
Гея родила Урана и, вступив с ним в брак, породила горы, нимф, море Понт,
титанов, киклопов, сторуких.
Уран обладал бесконечной плодовитостью. По разным источникам, у Урана было
от двенадцати до сорока пяти детей.
Дети его были ужасны своим видом и отцу своему ненавистны;
он прятал их в тартаре, в утробе Геи, тяжко от этого страдавшей.
Земля задумала облегчить свою судьбу, и по ее просьбе младший сын Кронос
серпом оскопил Урана, его действия поддержали другие титаны.
Но плодоносная сила божества была настолько велика, что из капель крови,
упавшей на землю, родились гиганты, эринии, нимфы мелии («ясеневые»)
и богиня Афродита.
Так Уран оказался отстраненным от продолжения рода богов-чудовищ,
уступив власть своему сыну Кроносу.
Ниспровержение Урана в свою очередь открыло возможность дельнейшей смены
поколения богов и совершенствования божественных властителей мира в духе
антропоморфизма, упорядоченности и правопорядка.
Миф об Уране — свидетельство архаических истоков классической мифологии.
Небо и земля мыслятся одним целым, которое затем в космогоническом процессе
разделяется на две сущности.
Из них Уран — мужское начало, одновременно является сыновним началом,
вторичным по отношению к Гее.
Уран нуждается в лоне земли как восприемницы его плодоносной силы.
Земля же, пережив период бурного и непроизвольного продолжения рода,
устраняет Урана. Она рождает потомство и вступает в другие браки,
руководствуясь собственными замыслами и целенаправленной волей,
что указывает на первичность именно мифологии земли, а не неба.
УРАН
(ФОТО)
=======================================================
Хаос
В начале был бесформенный,
неопределенный в своих размерах Хаос.
————————————-
Хаос, греч. c a o z, chaos, согласно Гесиоду,
Хаос располагается среди первопотенций наряду с Геей, Тартаром и Эросом;
ему дается одновременно и физическое (Хаос как бесконечное и пустое мировое
пространство) и мифологическое понимание Хаоса (он порождает из себя Эреб
и Никту, и они Эфир и Гемеру).
Из досократиков Акусилай и Ферекид считали Хаос началом всякого бытия.
При этом Ферекид отождествлял Хаос с водой, то есть с заполненным пространством.
Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляют этот термин.
У Еврипида Хаос является пространством между небом и землей, а Проб,
который приводит этот фрагмент из Еврипида, считает Хаос воздухом,
заполняющим место между небом и землей.
В космогонии Аристофана «Птицы» Хаос фигурирует в качестве первопотенции
наряду с Эребом, Ночью и Тартаром (о Земле говорится, что вначале ее не было).
От Эреба и Ночи — мировое яйцо, а из мирового яйца — эрос.
Эрос же из смеси всего порождает Землю, Небо, Море, богов и людей.
От Хаоса Эрос порождает в тартаре птиц, которые тоже, очевидно, понимаются
здесь как дно из первых космогонических начал (так, Хаос у Аристофана
выступает уже как мифологический персонаж, порождающий мировую жизнь,
на пародийном языке Аристофана — птиц).
Либо это собственная космогония Аристофана, либо это пародия на орфическую
космогонию, где тоже фигурирует мировое яйцо, порожденное Никтой.
В «Облаках» Хаос вместе с Облаками и Языком является богом Сократа,
и тот даже им клянется. Так, к концу классического периода в Греции существуют
две концепции Хаоса, исходящие из гесиодовской концепции.
Одна выдвигает на первый план понятие Хаоса как физического пространства,
пустого или чем-нибудь наполненного;
а другая понимает Хаос как нечто живое и животворное, как основу мировой жизни.
Первая концепция углубляется Аристотелем и еще больше Платоном.
Аристотель в «Физике» понимает Хаос Гесиода просто как физическое место,
где находятся те или иные физические тела.
Платон же, хотя сам и не использует этого понятия, по свидетельству
гесиодовского схолиаста, под Хаосом понимал свою «всеприемлющую природу»,
то есть то, что обычно называется у Платона материей.
Это — то невидимое и неосязаемое, лишенное всяких физических качеств начало,
которое получается после исключения из физического тела всех его реальных
свойств, то, что нельзя даже назвать каким-нибудь именем, ибо всякое имя
предмета всегда приписывает ему то или иное свойство.
Это — чистая материя, самый факт существования тела, не зависимый ни от каких
его реальных качеств.
Хаос — не какое-нибудь тело, но принцип непрерывного становления тела.
Стоики не вышли за пределы классического определения Хаоса.
Хаос объявлялся либо «влагой», либо просто «водой».
Зенон так понимал гесиодовский Хаос: из оседания Хаоса, по его мнению,
получался ил, из отвердения его — земля.
Другое понимание стоиками Хаоса как пространства — вместилища вещей: «…
Хаос есть место, вмещающее в себя целое.
Именно, если бы он не лежал в основании, то ни земля, ни вода, ни прочие
элементы, ни весь космос не могли бы и возникнуть.
Даже если мы по примышлению устраним все, то не устранится место, в котором
все было. Но оно остается, содержа три измерения: длину, глубину и ширину,
не считая сопротивления».
У ряда авторов обе точки зрения совмещены, то есть Хаос есть вода,
первоэлемент, но вода путем сгущения или разрежения превращается в разные
тела, так что сам по себе «хаос есть расчленение и разделение на элементы» и,
по Корнуту «Хаос есть возникшая до разделения влага».
Манилия: «Хаос некогда расчленил смешанные первоначала вещей при их
возникновении» («Астрономия»).
Таким образом, стоики объединили понятие Хаоса с элементами, так что Хаос
представлялся им как бы пределом разреженного состояния элементов и,
с другой стороны, творческим началом, «принципом» разделения элементов,
хотя сам он и лишен всякого разделения и расчленения.
Понимание Хаоса как бесконечной протяженности, причем не относительно
пространства, как обычно, а времени, встречается у Марка Аврелия:
«Обрати внимание на то, как быстро все предается забвению, на Хаос времени,
беспредельного в ту и другую сторону…»,
Хаос мыслится как некоего рода вечность.
Далее Хаос понимается как беспорядочное состояние материи.
Этот момент в скрытом виде находился во всех тех учения, которые вообще
понимали Хаос как принцип становления.
Досократики Эмпедокл и Анаксагор и поэт Аполлоний Родосский уже оперируют
первозданной беспорядочной смесью материальных стихий.
Но у Овидия его мироздание прямо начинается с хаоса вещей, и сам Хаос
трактуется как rudis indigestaque moles, «нерасчлененная и грубая глыба»,
хотя уже с животворными функциями.
В обстановке надвигающегося монотеизма в религии и принципата в политике
Овидий уже чувствует необходимость некоего специального, творческого начала
для превращения беспорядочной материи в упорядоченный космос.
Для этих целей выступает у него сначала некий deus et melior natura,
(«бог и лучшая природа»), затем quisquis illi deorum («тот какой-то из богов»),
даже cura dei («промысел бога»), потом и прямо mundi fabricator,
(«устроитель мира») и opifex rerum («мастер вещей»).
Это оформляющее и организующее начало получает в «Фастах» Овидия
глубокую философскую формулировку.
Античная мысль вообще двигалась в направлении тех формул, которые можно
было бы привлечь для характеристики Хаоса как принципа становления.
Стали замечать, что в Хаосе содержится своего рода единство противоположностей:
Хаос все раскрывает и все развертывает, всему дает возможность выйти наружу,
и в то же самое время он и все поглощает, все нивелирует, все прячет вовнутрь.
Образ Хаоса в виде двуликого Януса, выступающего как творческое, начало
имеется у Овидия. Янус называет себя res prisca («древняя вещь») и Хаосом.
Когда все стихии распределились по своим местам и образовался стройный космос,
то Янус, который раньше был globus et sine imagine moles (» глыба и безликая громада»),
получил определенный facies («лик») и достойный бога вид.
Но и теперь, говорит он, имеется у него остаток прежнего состояния, а именно:
способность видеть все вперед и назад. Кроме того, Янус своей собственной рукой
все открывает и закрывает, являя как бы мировой дверью.
Он может развернуть мир во всей его красоте и может придать его уничтожению.
Античная концепция Хаоса выдвигала на первый план творческие и
животворные моменты этого понятия.
У орфиков Хаос оказался в самом близком отношении к мировому яйцу,
породившему из себя весь мир.
Интересно рассуждение у Климента Римского («Беседы»), излагающего эти древние учения:
«Орфей уподобляет Хаос яйцу. Ведь в яйце — слияние первых элементов.
Гесиод предположительно называет Хаосом то, что Орфей называет
порожденным яйцом, выброшенным из безграничности материи».
Климент Римский пишет о первоначальном беспорядочном состоянии материи,
которое постепенно превратилось в этот Хаос-яйцо, а отсюда появляются
и все реальные формы мира.
О гесиодовском Хаосе у Симпликия в Комментариях к «Физике» Аристотеля
говорится:
«Ясно, однако, что это — не пространство, но беспредельная и изобильная
причина богов, которую Орфей назвал страшной бездной».
Симпликий развивает мысль, что Эфир и Хаос являются теми тезисом и
антитезисом, из слияния которых образуется все бытие:
из Эфира — эманации богов, а из Бездны- Хаоса возникает вся беспредельность.
В окончательной форме эта концепция сформулирована у Гермия Александрийского:
монада — Эфир, диада — Хаос, триада — яйцо.
Следовательно, хаос диадичен в орфико-пифагорейском смысле этого слова.
Однако исходным пунктом является здесь не диада, а монада, и уже в монаде
заключено в свернутом виде все развертываемое в диаде.
Поэтому и неоплатоники представляли Хаос как монаду.
В Комментарии к «Государству» Платона Прокл говорит о noeton chaos ,
то есть об «умопостигаемом хаосе» как об исходном пункте всех эманаций и
как о той конечной точке, к которой возвращаются все эманации.
Учение о совпадении начал и концов в Хаосе для античного мышления —
одна из типичнейших тем. Из этого видно, что Хаос действительно есть принцип
непрерывного, неразличимого и бесконечного становления, то есть то, что
пифагорейцы и орфики называли диадой и без чего невозможно существование
ни бога, ни мира, ни людей, ни божественно-мировой жизни вообще.
Хаос получил яркое развитие и в качестве мифологического персонажа, начиная
еще с Гесиода. У орфиков Хаос вместе с Эфиром был порождением Хроноса, но
сам Хронос рисовался как крылатый дракон с головой быка и льва и с лицом бога,
который к тому же именовался еще и Гераклом. С другой стороны, Хаос и Эфир
порождали из себя некоего Андрогина, муже-женское начало, являвшееся
началом всех вещей. Сам же Хаос у орфиков трактовался как «страшная бездна».
Отсюда уже очень близко до того нового значения слова «хаос», которое
встречается по преимуществу в римской литературе и которое либо очень близко
связывает Хаос с аидом, либо прямо отождествляет его с ним.
Хаос есть та бездна, в который разрушается все оформленное и превращается
в некоторого рода сплошное и неразличимое становления, в ту «ужасную бездну»,
где коренятся только первоначальные истоки жизни, но не сама жизнь.
Римляне прибавили к этому еще и острый субъективизм переживания,
какой-то ужасающий аффект и трагический пафос перед этой бесформенной и
всепоглощающей бездной.
Уже у Вергилия перед самоубийством Дидоны жрица взывает к богам, Эребу и
Хаосу — характерная близость Хаоса к подземному миру.
У Овидия Хаос прямо отождествляется с аидом.
У Сенеки Хаос — общемировая бездна, в которой все разрушается и тонет.
В других текстах Сенеки Хаос понимается как аид.
В трагедиях Сенеки Хаос из абстрактной космической картины превратился в
предмет трагического пафоса («Медея», «Федра», «Эдип» и др.),
в тот мифологический образ, который одновременно и универсален, и космичен,
и переживается глубоко интимно и экстатически.
Последним этапом в развитии античного представления о Хаосе является его
неоплатоническое понимание. Поскольку неоплатонизм является позднейшей
реставрацией всей древней мифологии, он по необходимости превращал живую
и конкретную мифологию в философскую систему абстрактных понятий и по
необходимости становился абсолютным идеализмом, в котором главную роль
играла теория чистого мышления.
Но и в области чистого мышления тоже имеются свои формы и своя бесформенность,
свой предел и своя беспредельность, свои законченные образы и свое непрерывное
и бесконечное становление. Именно в этом плане древний образ Хаоса опять
начинал играть свою основную роль. Но уже как один из организующих
принципов чистого мышления.
Хаос представляется как величественный, трагический образ космического
первоединства, где расплавлено все бытие, из которого оно появляется и в
котором оно погибает, поэтому Хаос есть универсальный принцип сплошного
и непрерывного, бесконечного и беспредельного становления.
Античный Хаос есть предельное разряжение и распыление материи, и потому
он — вечная смерть для всего живого.
Но он является также и предельным сгущением всякой материи.
Он — континуум, лишенный всяких разрывов, всяких пустых промежутков
и даже вообще всяких различий.
И потому он — принцип и источник всякого становления.
Вечно творящее живое лоно для всех жизненных оформлений.
Античный Хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, но сам бесформен.
Он — мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто.
Но это такое ничто, которое стало мировым чудовищем, это — бесконечность
и нуль одновременно.
Все элементы слиты в одно в одно нераздельное целое, в этом и заключается
разгадка одного из самых оригинальных образов античного мифологически-
философского мышления.
см. выше :
«ХАОС» и «Рождение мира мз Хаоса»
=======================================================
Хронос
Хронос (C r o n o z, «время») ·
одна из системообразующих космических сил, персонификация времени.
Хронос порождает огонь, воду и воздух.
У орфиков сам Хаос вместе с Эфиром был порождением Хроноса.
Народная этимология сблизила это понятие с образом Крона, одного из титанов,
отца центральных божеств олимпийского пантеона, вследствие чего именно
Крону приписывался контроль над временем.
Он сам становится олицетворением всепоглощающего времени. Все рождается
и исчезает во времени, так и дети Крона рождаются и уничтожаются им.
В Древней Греции 12 число каждого месяца было днем,
посвященным этому божеству.
В римской мифологии Крон известен под именем Сатурна,
который воспринимался как символ неумолимого всепоглощающего времени.
Сатурн, пожирающий собственных детей
Франсиско Хосе де Гойа
=======================================================
Эреб
Эреб (E r e b o z) · олицетворение мрака.
Вместе со своей сестрой Никтой (Ночью) они являются детьми Хаоса.
В дальнейшем Эреб и Никта породили Гемеру (день) и Эфир.
=======================================================
Эрос
Эрос (E r w z) · одно из космогонических первоначал,
наряду с Хаосом, Геей и Тартаром, извечная, существовавшая еще до появления мира сила влечения.
Эрос, стоявший в начале мироздания, исключает то, что понимается под словом
«любовь».
Он исключает какое бы то ни было чувство;
это то, что можно назвать силой тяготения, существующей в мировом
пространстве как закон. И эта сила приводит в движение и Хаос и Землю.
По мифографу 5 в. до н.э. Акусилаю, Эрос, Эфир и Метида — дети Эреба и Ночи,
происшедших от Хаоса.
У Парменида Эрос мыслится также древнейшим божеством, созданным Афродитой.
У орфиков он Протогон («перворожденный»), Фанет («явленный»), Фаэтон («сияющий»).
По Ферекиду (6 в. до н.э.), сам Зевс, создавая мир, превратился в Эрос —
таким образом, он мыслится всевластной мировой силой.
Лишь традиция классической эллинистической поэзии превращает эту
всеобъемлющую силу в порождение олимпийских божеств и называет его
спутником Афродиты — легкомысленным крылатым божком любви Эротом.
=======================================================
Эфир
Эфир — одна из первичных мирообразующих сил,
самая легкая и прозрачная часть воздушного пространства, которой достигала
вершина горы Олимп — место жительства всех олимпийских богов.
Согласно Гесиоду, Эфир — это сын от брака Эреба (подземного мрака) и Никты (ночи).
Порождениями Эфира и Гемеры (дня) являются Земля, Небо, Море, Океан, Тартар.
=======================================================
Источник