Связь слов в словосочетании
Цели:
- систематизировать и углубить знания учащихся о словосочетании как единице синтаксиса;
- вооружить учащихся умениями и навыками видеть строение и определять грамматическое значение словосочетания;
- формировать приемы распознавания (практически) способов связи слов в словосочетании;
- учить выделять словосочетания из предложений;
- способствовать языковому развитию учащихся, выработке у них внимания к оттенкам одного и того же грамматического значения словосочетаний;
- тренировать в целесообразном и точном использовании словосочетаний в речи для передачи различных оттенков значения;
- повторить слитное написание приставок в наречиях;
- повторить правописание е-и в падежных окончаниях существительных;
- повторить правописание о-е после шипящих в окончаниях существительных.
Оборудование: таблицы: «Способы связи слов в словосочетании», «Синтаксический разбор словосочетания», «Существительные м., ж. и ср. рода» (трудные случаи)
Словарь: согласование, управление, примыкание, «строение» словосочетаний, «грамматическое значение» словосочетаний (уточнение значения терминов); олицетворение.
Межпредметные связи: русская литература (отрывки из стихотворений русских поэтов, о природе).
Внутрипредметные связи: синтаксис – морфология – лексика.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока «Связь слов в словосочетании».
II. Речевая зарядка.
1. Прочитать отрывок из стихотворения.
А весна в зазеленевшей 2 роще
Ждет зари, дыханье 1 затая,
Чутко внемлет ш. роху деревьев,
Зорко смотрит в 3 темные поля 4 .
2. Объяснить значение слова «внемлет» (устаревшее).
III. Работа с текстом речевой зарядки:
- Выполнение грамматических заданий (2 учащихся работают у
доски).
IV. Проверка самостоятельной работы (взаимопроверка, контроль учителя)
Сообщение темы урока и цели
V. Закрепление словаря: согласование, управление, примыкание.
VI. Тренировочные упражнения.
1. Подобрать к существительным прилагательные, которые бы передавали внешний признак предмета.
ср.р. м.р. м.р. ж.р. ср.р. ж.р.
1) Яблоко, 1) тюль, 2) шампунь, 2) моль, 2) пианино, 1) простыня
а) С двумя словосочетаниями устно составить простые нераспространенные предложения
б) Определить способ связи слов в словосочетаниях.
2. Работа по нахождению в тексте словосочетаний и умению делать синтаксический разбор словосочетания.
а) Пригреваются стекла лучом золотым. Вербы почки свои распустили. И с охотой гнездо над окошком моим Сизокрылые голуби свили!
б) Черемуха душистая Развесившись стоит. А зелень золотистая На солнышке горит.
Работа по вариантам
Выписать из 1-ых предложений все словосочетания и разобрать их.
3. Диктовка. Распределить словосочетания в 3 столбика: 1) с главным словом — существительным; 2) главное слово — прилагательное; 3) главное слово — глагол.
Клятва в верности; гордый товарищем, повернуть направо, довольный врачом, отчет по работе, спрыгнуть сверху, любовь к Родине, смотреть вдаль, осторожный с ножом.
Какие орфограммы повторили?
4. Вставить вместо точек предлоги в или на; с или из (работа по предупреждению ошибок в употреблении предлогов) и изменять окончания у существительных при необходимости.
уехать; приехать
(в, из) Ставрополь; (на, с) Урал; (в, из) Прибалтика; (на, с) Кавказ; (в, из) Донецк; (в, из) Петербург; (на, с) Камчатка
Записать полученные словосочетания. Каким способом связаны слова в этих словосочетаниях? (Управление)
5. Выписать словосочетания, с помощью которых автору удалось более точно и красочно описать красоту весенней природы.
Апрельский вечер. Справа за осиновой чащей стынущим золотом просвечивает солнце. Пахнет болотным туманом и недотаявшим снегом. Лес жил обычной чуткой и напряженной жизнью.
V. Закрепление словаря: олицетворение
Обратите внимание, что во всех текстах авторы говорят о природе как о живом существе. Такой перенос свойств живого существа на неодушевленные предметы и явления природы называется олицетворением.
6. Творческая самостоятельная работа. Описать картинку живой природы, чтобы она тоже стала как живая.
7. Звучит грамзапись стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза».
8. Проверка самостоятельной работы.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть еще душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
а) объяснить выражение: «не слепок», «не бездушный лик», «мните»
б) как вы воспринимаете слова поэта Тютчева?
в) дома выписать из этого стихотворения словосочетания; сделать их разбор.
VII. Подведение итогов урока.
Источник
Прочитайте текст, сформулирйте основную мысль текста и тему. Выпишите словосочетания, с помощью которых автору удалось более точно и красочно описать природу.
Апрельский вечер. Справа за осиновой чащей стынущей золотом просвечивает солнце. Пахнет болотным туманом и недотаявшем снегом. Лес жил обычной чуткой и напряжённой жизнью. Где-то пела зорянка. Она ловкр пряталась в хвое, мелькала среди бурелома и снова пропадала бесследно.
Помогиииите пожалуйста, буду признательна)
Зима – прекрасное время года. А особенно хорошо зимой в лесу.
Нам кажется, что в зимнем лесу царит покой и беззвучие, но это только на первый взгляд. Когда появляется солнце, весь лес преображается и блестит. Многие лесные жителя легли в спячку, а те, кто остался, прикладывают большие усилия, чтобы прокормиться. Вот заяц-трусишка сдирает кору с березы, а вот и синичка перелетает с дерева на дерево. Вдруг с огромной ветки ели упал снег, это белка скачет с орешком в зубах. Даже волк и лиса не сидят на месте, они рыщут по лесу в поисках добычи. Снегири, как ягоды рябины. Присели на ветке. Вдалеке важно бродит лось с огромными рогами.
А сам лес принаряжен пушистым, белоснежным снегом, искрящимся в лучах солнца.
Источник
§ 44.. Словосочетание
Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более самостоятельных слов, связанных подчинительной грамматической связью, и выражающая единое, но расчленённое понятие, например: любимая профессия, лекция по информатике, прочитать книгу, читать вслух, всегда спокойный.
В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово.
Главное слово — это слово, которое своими внутренними свойствами предопределяет связь и намечает схему построения словосочетания.
Зависимое слово — это слово, которое реализует эту связь.
По своей структуре словосочетания могут быть простыми и сложными.
Простые словосочетания состоят из двух самостоятельных слов: внимательный взгляд, слушать лекцию, дружески заботливый.
Сложные словосочетания состоят из трёх и более самостоятельных слов: хорошо усвоенная тема, внимательно читать монографию, популярность молодого поэта.
В зависимости от того, к какой части речи относится главное слово, словосочетания делятся на три вида: глагольные, именные, наречные.
Глагольные словосочетания. С глаголом как главным словом сочетаются:
а) имя существительное во всех косвенных падежах с предлогом и без предлога: слушать лектора, лечить людей, сидеть за столом, приходить без опоздания, стоять за кафедрой;
б) наречие: учиться хорошо, дружески беседовать, слушать внимательно;
в) инфинитив: просить подождать; ехать отдыхать;
г) деепричастие: идти не оглядываясь.
Именные словосочетания. Главным словом может являться существительное, прилагательное, местоимение, числительное: защита диплома, любовь к человеку, впечатление при встрече; нужный людям; скупой на слова, отчаянно смелый, готовый выполнитъ; некоторые из друзей, кто-то из выступавших, каждый из нас; второй из студентов, один из нас.
Наречные словосочетания. Главное слово *— наречие. С ним сочетаются:
а) наречие: очень хорошо, чрезвычайно увлекательно;
б) существительное: обидно до слёз, вдали от друзей.
В словосочетаниях различают следующие виды синтаксической связи слов: согласование, управление, примыкание.
Согласование — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в общйх у них грамматических формах (рода, числа, падежа), например: хороший специалист, заветная мечта, любимое дело.
При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова, например: интересное занятие (Им.п.), интересным занятием (Т.п.), об интересном занятии (П.п.).
Управление — это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово требует употреб-
ления зависимого в определённом падеже с предлогом или без предлога, например: написание реферат а, работа над проблемой, интерес к предмету.
Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово, не имея форм слово изменения, присоединяется к главному слову по смыслу, например: стараться учиться, чтение вслух, очень хорошо.
Словосочетание (синтаксическая единица)
1. Какую роль играют словосочетания в языке? Чем они отличаются от слова и предложения?
2. Почему словосочетание является синтаксической единицей?
3. Какова структура словосочетания?
4. С помощью каких средств связываются слова в словосочетании?
5. Какие бывают словосочетания по способу выражения главного слова?
О Упражнение 132
Прочитайте, найдите словосочетания, выражающие тему каждого абзаца, а затем те, которые рисуют «повадки* каждого вида дождя.
Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда тёплые.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими сияющими слёзами радости и горя, как не сказочной красавице царевне!
О Упражнение 133
Прочитайте текст, сформулируйте основную мысль и тему текста. Выпишите словосочетания, с помощью которых ангору удалось более точно и красочно описать природу.
Апрельский вечер. Справа за осиновой чащей стынущим золотом просвечивает солнце. Пахнет болотным туманом и не дотаявшим снегом.
Лес жил обычной чуткой и напряжённой жизнью. Где-то пела зорянка. Она ловко пряталась в хвое, мелькала среди бурелома и снова пропадала бесследно.
Источник
Апрельский вечер справа за осиновой рощей стынущим золотом просвечивает солнце
Вопрос по русскому языку:
Прочитайте текст, сформулирйте основную мысль текста и тему. Выпишите словосочетания, с помощью которых автору удалось более точно и красочно описать природу.
Апрельский вечер. Справа за осиновой чащей стынущей золотом просвечивает солнце. Пахнет болотным туманом и недотаявшем снегом. Лес жил обычной чуткой и напряжённой жизнью. Где-то пела зорянка. Она ловкр пряталась в хвое, мелькала среди бурелома и снова пропадала бесследно.
Помогиииите пожалуйста, буду признательна)
Ответы и объяснения 1
Основная мысль: Здесь автор описывает всю красоту апрельского леса(ну что то типо того с:)
стынущей золотом
просвечивает солнце
мелькала среди бурелома
снова пропадала бесследно
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Источник
Вступление. Колокола
Все:
Налились солнцем купола.
И прихожан светлы и радостные лики.
О чём поют колокола?
Что нынче праздник православный, великий.
На диво городу всему
Идёт на исповедь к святейшему старцу.
Досель кто Богу пел хулу,
Теперь покается блудник Карамазов.
Алёша:
Он мой отец, он мне не враг.
Зачем он здесь? И этот знак
Сегодня ночью снилось мне,
Что в русском небе больше солнца нет.
И будто чёрный дым войны
Застлал небес бездонных высь.
И вражий мрак и силы тьмы
Вокруг Руси сошлись.
Все, кроме Алёши:
Собрал двух старших сыновей
Здесь Карамазов по какой-то заботе.
А третий, младший, Алексей
И так при Зосиме послушником ходит.
Старик сгубил их матерей.
Алёша: Он мой отец.
И, овдовев, их состояние присвоил.
И ни копейки в сыновей.
Алёша: Он мне не враг!
. он не вложил.
И вдруг покаяться изволил!
Алёша:
Мне снилась страшная война
И будто свет одолевала тьма.
И шёпот алчущих извне:
«Вы все мертвы, в вас больше Бога нет»
Ужель отцу неведом божий страх?
Мой старец гаснет на глазах.
Что в русском небе солнца нет.
В какую ночь уж снится мне.
Остальные:
И славя вечного царя
Сольётся злато солнца с медной рекою.
Под перезвоном вся земля
Укрылась, точно под Господней рукою.
И никому и никогда.
Алёша: Приснилось мне-е-е.
. Не одолеть Руси — любимицы Божей.
Твои юга и холода.
Алёша: . Что солнца не-е-ет!
. Деревни, сёла, города.
Храни Русь, Боже наш,
И с нею нас тоже.
Храни Русь, Боже наш,
И с нею нас тоже.
Храни Русь, Боже наш,
И с нею нас тоже.
Храни Русь, Боже наш,
И с нею нас тоже.
Помилуй нас, о, Боже. (+ 7 раз)
Алёша:
Помилуй нас. О, Боже.
АВТОР ЛИБРЕТТО «КАРАМАЗОВЫ»: Александр Рагулин
Источник