Познание мира
Юнгианские архетипы
Карл Густав Юнг, пожалуй, самый известный диссидент классического психоанализа. Он отклонился от Фрейдовских идей и исследовал наследственные корни и коллективное бессознательное и имел много революционных идей. Одними из них были 12 юнгианских архетипов личности.
Чтобы определить свои 12 архетипов личности, Юнг изучал символы и мифы разных культур. Эти архетипы представляют собой образцы поведения, которые составляют разные способы существования. Это также культурные символы и образы, которые существуют в коллективном бессознательном.
Важно! Он определил 12 юнгианских архетипов как врожденную тенденцию генерировать образы с интенсивным эмоциональным значением, которые выражают первичное отношение человеческой жизни. Это отпечатки, которые похоронены в нашем бессознательном состоянии. Эти термины определяют конкретные черты, которые у всех нас есть.
12 юнгианских архетипов
Мудрец
Мудрец — свободный мыслитель. Их интеллект и знания — причина их жизни, их сущность. Они стремятся понять мир и свое бытие, используя свои интеллектуальные и аналитические навыки. У них всегда есть факт, цитата или логический аргумент.
Невинный
Они оптимистичны и всегда ищут счастья. Видят добро во всем. Они хотят чувствовать себя хорошо приспособленными к окружающему их миру, а также хотят понравиться другим и чувствовать, что они им принадлежат.
Исследователь
Исследователь — смелый путешественник. Они всегда всегда без четкого пути и всегда открыты для новизны и приключений. Испытывает глубокую любовь к открытию новых мест и новых вещей о себе. Недостатком архетипа исследователя является то, что они всегда ищут совершенства и никогда не удовлетворяются.
Правитель
Правитель является классическим лидером. Они считают, что они должны быть теми, кто наведет порядок в любой ситуации. Правитель стабилен, стремится к совершенству и хочет, чтобы каждый следовал их примеру. У них, как правило, много причин, почему каждый должен их слушать. Это один из 12 юнгианских архетипов, связанных с властью. Правитель, желая навязать свою волю другим, легко может стать тираном.
Создатель
Создатель имеет глубокое желание свободы, потому что они любят новизну. Они любят преобразовывать вещи, чтобы сделать что-то совершенно новое. Создатель умный, нонконформистский и самодостаточный. Они творческие и добродушные. Однако они также могут быть непоследовательными и тратить больше времени на размышления, чем на самом деле.
Родитель
Родитель чувствует себя сильнее, чем другие люди. Следовательно, они предлагают материнскую защиту окружающим. Они хотят защитить людей от вреда и стараются не допустить угрозы или риска для счастья других людей. В крайних случаях родитель превращается в мученика, который постоянно напоминает всем о своих жертвах.
Волшебник
Волшебник похож на великого революционера. Они восстанавливаются и обновляются не только для себя, но и для других. Они постоянно растут и трансформируются. Негативная сторона архетипа волшебника в том, что его настроение может быть заразительным. Иногда они превращают позитивные события в негативные.
Герой
Ось жизни героя — сила. Герой обладает необычайной жизненной силой и сопротивлением, которые они используют для борьбы за власть или честь. Они сделают все, чтобы не потерять то что имеют. На самом деле, они не проигрывают, потому что никогда не сдаются. Герой может быть слишком амбициозным и контролирующим.
Бунтарь
Бунтарь — преступник. Они провоцируют людей и не заботятся о мнениях других людей. В результате им нравится идти против общества и думать самостоятельно. Они не любят, когда на них оказывают давление или оказывают влияние. Отрицательная сторона такого архетипа в том, что они могут стать саморазрушительными.
Любовник
Любовник — это все сердце и чувствительность. Они любят любовь и любят распространять это на других людей. Их самое большое счастье — чувствовать себя любимым. Они наслаждаются всем, что приятно для чувств. Они ценят красоту (во всех смыслах этого слова) превыше всего.
Шут любит смеяться даже над собой. Они не носят никаких масок и имеют тенденцию ломать стены других людей. Они никогда не воспринимают себя всерьез, потому что их цель — наслаждаться жизнью. Отрицательная сторона шута в том, что они могут быть непристойными, ленивыми и жадными.
Сирота
Они чувствуют себя обманутыми и разочарованными. Они хотят, чтобы другие люди отвечали за их жизнь. Когда никто этого не делает, они чувствуют разочарование. Они склонны проводить время с людьми, которые чувствуют себя так же, как они. Сирота часто играет жертву. Они притворяются невинными. У сироты циничная сторона и манипулятивный талант.
12 описанных юнгианских архетипов — не единственная версия идей Юнга. Другие версии включают разные архетипы. Тем не менее, они по сути одинаковы, только с немного другими именами. Вы можете использовать эти архетипы во многих областях, включая психотерапию, маркетинг и искусство.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
АРХЕТИП — что это. Примеры архетипов по Юнгу
Архетип. В переводе с греческого архетип — это «прообраз». Теорию архетипов разработал ученик великого З. Фрейда Карл Густав Юнг. Он переработал психоанализ и в результате появился целый комплекс сложных идей, основанный на философии, психологии, литературе, мифологии и других областях знаний. В чем заключается понятие архетип – в этой статье.
Архетип – что это?
Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение. Архетип – это коллективное бессознательное, унаследованное от предков через фольклор. Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д. Имея представление об этой врожденной структуре личности, психотерапевт может помочь человеку избавиться от комплексов и даже поменять сценарий его жизни.
Архетипы Юнга
Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь. Сначала автор проводил аналогию, затем тождество, а после высказал мысль, что одно порождает другое. Архетипы по Юнгу принадлежат всему человеческому роду и переходят по наследству. Первообразы концентрируются в глубоком бессознательном, выходящем за границы личности.
Их эмоциональная насыщенность и отчетливость определяют таланты человека, его творческий потенциал. В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Позднее он использует архетип для обозначения общечеловеческих фундаментальных (мифологических) мотивов, лежащих в основе любого рода структур. Особое место в своей теоретической системе от отводил «маске», «аниме», «тени», «самости». Многие отождествлялись автором с героями литературных произведений. «Тень» – это Мефистофель Гёте в «Фаусте», «Мудрый старик» – это Заратуштра у Ницше.
Архетип мудрец
Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота. Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки. Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.
Архетип Анима
Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины. Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь. Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку. Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными. Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.
Архетип Анимус
Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины. Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение. Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям. А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок. Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины. И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус.
Последний может брать на себя функции и коллективной совести. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят выше индивидуальных суждений. Такая своеобразная «судебная коллегия» архетипа и является персонификацией анимуса. Он и реформатор, под влиянием которого женщина вплетает в свою речь незнакомые слова, использует выражения «общеизвестно», «так поступают все», черпая знания из книг, подслушанных разговоров и пр. Ее интеллектуальные рассуждения могут легко превратиться в абсурд.
Архетип самости
Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности. Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики. Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим. Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей. Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа. У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.
Архетип тени
Юнг называет его «анти-Я». Это те черты характера, которые человек в себе не признает и видеть не хочет. Архетип тень по Юнгу является темной, дурной, животной стороной личности, которую носитель подавляет. Это касается неприемлемых обществом страстей и мыслей, агрессивных поступков. Данный архетип пример имеет такой: если по доминантной функции человек чувственный, склонный к сильным эмоциям, то его тенью будет мыслительный тип, который в самый неожиданный момент может проявлять себя как черт из табакерки.
Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни. Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление. Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.
Архетип персона
Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли. Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации. Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики. Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими. Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами. Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.
Архетип бог
Последователем юнгианского учения является Джин Шинода Болен, которая изучала женские и мужские архетипы в мифологии. К мужским архитипическим образам она относила следующих Богов:
- Зевса – волевого и властного, уверенного в себе.
- Гадеса – тихого и загадочного, отстраненного.
- Аполлона – зрелого и рационального, обладающего здравым смыслом.
- Гефеста – трудолюбивого и сильного.
- Диониса – увлекающегося и неконфликтного.
Виды архетипов по Юнгу среди Богов-женщин такие:
- Артемида – сильная и рискованная. Она не терпит ограничений.
- Афина – мудрая и волевая, способная отбросить эмоции и анализировать только факты.
- Афродита – чувственная и нежная.
- Тюфе – противоречивая, стремящаяся объять необъятное, но при этом неспособная предусмотреть последствия своих действий.
- Геката – великий мистификатор. Предрасположенные к этому типу часто занимаются оккультными практиками.
В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа. Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам. Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.
Юнг – архетип матери
Это зло всех вещей и начало всех вещей. Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура. При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами. Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения. Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.
Архетип ребенка
Этот архетип в психологии называют Божественным. А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного. С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.
Архетип ведьмы по Юнгу
Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании. Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой. Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки. Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция. Примеры архетипов по Юнгу включают Мери Поппинс. Данный прообраз продемонстрирован и в фильме «Муза». Так называют светлую сторону ведьмы. Темная сторона проявляется в способности интриговать и соблазнять, хитрить, руководить, вызывать желание.
Архетип шута по Юнгу
Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи. Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие. Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.
Архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Они открыты и приветливы, и способны даже самую рутинную и скучную работу превратить в творческий процесс, внести нотку задора и веселья. Яркий пример – Семен Семенович в фильме «Бриллиантовая рука». Чарли Чаплин и смешная девочка Тося из фильма «Девчата» также являются яркими представителями шута.
Источник