Меню

Архитектура руси храм образ космоса

Храм как образ космоса, наполненного Богом

Храм как образ космоса, наполненного Богом

Константинопольский храм Святой Софии является прообразом русских церквей, образом мира, в котором обосновался Бог. Это уже не привилегированное, особое место, как в Ветхом Завете. Христианский храм представляет весь мир. Врата между небом (алтарное пространство) и землей (пространство, занимаемое верующими) открываются во время литургии. Христос и святые присутствуют здесь благодаря иконам, апостолы — это опоры церковного здания.

В завершение мы хотели бы привести слова П. Евдокимова: «Храм воспроизводит мир, деяние Бога, но он выражает также и присутствие Трансцендентного, он есть «Дом Божий» и «Врата небесные’’ (Быт. 28, 17) […]. В старинных соборах чувствуется сила и какая–то сверхъестественная напряженность, их энергия даже сегодня заставляет замирать дыхание и вызывает восторг. В готических храмах вертикальные линии и массы камня неудержимо устремлены к бесконечному, увлекая за собой человеческий дух. Напротив, Святая София вся расположена вокруг центральной оси, опоясана величавым куполом и выражает красоту более эзотерическим образом. Как бы выходя из таинственной глубины и безграничной высоты, она опускается на человека и наполняет его душу нездешним покоем»[1653]. Однако вся вселенная предназначена стать храмом Божиим. И «софиология» являет энергию этого становления.

Читайте также

Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Уроки из празднуемого события: а) мы должны чаще посещать храм Божий; б) должны твердо хранить данные обеты, и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет)

Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Уроки из празднуемого события: а) мы должны чаще посещать храм Божий; б) должны твердо хранить данные обеты, и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет) I. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким

Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?)

Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?) I. Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, дали обет посвятить Богу на служение в храме Его дитя свое, если Бог им дарует его. Господь даровал им

МАСШТАБЫ КОСМОСА

МАСШТАБЫ КОСМОСА Тибетский космос — обширный, не имеющий начала и конца во времени и безграничный в пространстве. Непосредственно окружающий нас мир — в модели, полученной из древней индийской космологии, — выглядит как плоский диск. В его центре находится гора Меру,

Красота космоса

Красота космоса Аллегорический метод истолкования космоса включает в себя размышления, способные изнурить наш дух. Чтобы облегчить восхождение духа к Богу, считает Василий Великий, достаточно любоваться красотой мироздания[980]. Говоря о природе, русские философы

«Церковное» измерение космоса

«Церковное» измерение космоса «Вне Церкви нет спасения»[1061]: таким образом, Церковь тоже вовлечена в процесс спасения космоса. Она есть, как говорит П. Светлов, орудие осуществления Царства Божия в нравственном и космическом смысле[1062].Или, как говорит Вл. Лосский, «вся

Униформизм современного космоса

Униформизм современного космоса Богословы традиционно отличают Божие творение от Его промысла, провидения. Это различие полностью библейское и в то же время глубоко научное. Исследование природных процессов современного мира показало, что все они без исключения

Посмотрев из космоса…

Посмотрев из космоса… Вы всегда говорите о Якове с особой любовью, даже большей, чем об Аврааме и Ицхаке. Объясните, почему?Потому что Яков – это свойство, с помощью которого человек начинает приближаться к своему исправлению. Яков – это от ивритского слова «экев» –

Читайте также:  Мероприятие сценарий тема космос

Временность космоса

Временность космоса Откуда появилась Вселенная?Какое назначение, какой смысл, какая цель всего окружающего нас Мирозданья? Создал ли Космос сам себя или он был Кем-то создан?Согласиться с учеными материалистами, обожествляющими мертвую материю, что Вселенная всегда

II. Всеединство в строении космоса

II. Всеединство в строении космоса Из приведенных примеров видно, как относится к нашему повседневному опыту то откровение Божества в творении, о котором говорит апостол Павел. Это — откровение Божества в его другом, т. е. в несовершенном, обманчивом, тусклом зеркале. Оно

ИСЛАМ ОБ ОСВОЕНИИ КОСМОСА

ИСЛАМ ОБ ОСВОЕНИИ КОСМОСА Как известно, в основе нынешней человеческой цивилизации лежат мировые религии, а потому и неудивительно, что верующие люди с живым и неподдельным интересом следят за суперсовременными открытиями, стараются быть в курсе всей научной

(16) «ОБРАЗ БОГА» И «ОБРАЗ РАБА»

(16) «ОБРАЗ БОГА» И «ОБРАЗ РАБА» «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил

Вторжение из космоса

Вторжение из космоса В 1898 году Герберт Уэллс написал свою «Войну миров», и до сих пор эта книга считается одним из самых ярких образцов научной фантастики. Задолго до начала механизированных войн автор повествует, как в бой идут машины более тридцати метров высотой, и в

3. и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему (Исааку) жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу,

3. и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему (Исааку) жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, «и клянись мне Господом Богом. что ты не возьмешь. » Это — первая, отрицательная сторона миссии Елиезера: ему запрещалось брать Исааку в

Источник

Архитектура Руси X-XII веков. Храм – образ космоса

Описание презентации по отдельным слайдам:

Архитектура Руси X-XII веков.
Храм – образ космоса.

Цель:
познакомиться с архитектурой Древней Руси

Задача урока — выделить и сформулировать особенности древнерусского зодчества, источник происходящих перемен в архитектурном облике Древней Руси.

Крестово-купольный храм— архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столпами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой на подпружных арках возвышается барабан с куполом.

В сознании наших предков он олицетворял Вселенную, Космос. Не случайно на главках церквей нередко изображали звёзды на синем фоне. Под куполом-небом развёртывалось литургическое действо.

Собор святой Софии в Киеве

Храм Софии
в Новгороде

Дмитриевский собор
во Владимире

Храм Покрова Богородицы на Нерли
Дмитриевский собор
во Владимире

…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.
В. Боровицкая

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

На базе МГППУ будет создан координационный центр психологической службы

Время чтения: 1 минута

Принят закон о зачислении в одну школу братьев и сестер независимо от их прописки

Читайте также:  Конспект логопедического занятия по связной речи космос

Время чтения: 1 минута

В Волгоградской области оснащают лаборатории первого школьного технопарка «Кванториум»

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования

Время чтения: 3 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Архитектура Руси X-XII веков. Храм – образ космоса. Цель — Цель — познакомиться с архитектурой Древней Руси 1 Задача урока — выделить и сформулировать. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемelena ozhiganova

Похожие презентации

Презентация на тему: » Архитектура Руси X-XII веков. Храм – образ космоса. Цель — Цель — познакомиться с архитектурой Древней Руси 1 Задача урока — выделить и сформулировать.» — Транскрипт:

1 Архитектура Руси X-XII веков. Храм – образ космоса. Цель — Цель — познакомиться с архитектурой Древней Руси 1 Задача урока — выделить и сформулировать особенности древнерусского зодчества, источник происходящих перемен в архитектурном облике Древней Руси.

2 КИЖИ Святая София Константинопольская, Айя-София, основан 324 году Строительство годы Софийский собор времён Византийской империи (реконструкция) 2

3 3 РОДИЧИ В грубые передники одеты У кого в деревне ни спроси Вечно мои прадеды и деды Плотниками были на Руси. Не на них ли с малолетства глядя, В руки брали сыновья топор? Потому и мастерами дяди Значатся в округе до сих пор. Сколько обтесал отец мой бревён! Вот они встают передо мной: Если бы в одно сложить их вровень, Был бы опоясан шар земной. На земле стоят дома и хаты, Где б я ни был, я как дома в них: Может, здесь стучал топор когда-то Одного из родичей моих. Разве мы когда-нибудь забудем То, чем родословная жила, Коль несли крупицу счастья людям Вздох пилы и поворот сверла. Пусть пора иная наступила: Век электропил твоя пора. Только родились электропилы От простой пилы и топора. (Дмитрий Блынский) КИЖИ

4 Каменное строительство на Руси Началось только с X века, это строительство христианских церквей, по византийскому типу. 4 Успенский собор г. Владимир 1158 год Храм Покрова на Нерли 1165 год Дмитриевский собор во Владимире

5 Крестово-купольный храм архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столпами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой на подпружных арках возвышается барабан с куполом.

6 Внутреннее устройство храма Внутреннее пространство церкви делится на две части. В самой просторной, ближе к западному входу, во время богослужения находятся верующие. В восточной части храма расположено святилище – алтарь. В древние времена он был отделён невысокой перегородкой, уставленной иконами – иконостас. 1. С западной стороны к нему пристроен притвор, который отделяется от церкви глухой стеной с дверью. В притворе во время богослужения находились те, кому за совершённые грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только ещё готовился принять крещение. 7. Паперть – вход с запада притвор; 2. придел; 3. жертвенник; 4. престол; 5. диаконник; 6. иконостас; 7. паперть.

Читайте также:  Стол игровой с проволочными лабиринтами космос

7 Внутреннее устройство храма 3. В северной части алтаря есть ещё одно помещение – жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения – литургии – на нём готовят для причащения священные дары – хлеб и вино. 4. В глубине алтаря стоит главная святыня храма – престол. Это четырёхугольный каменный стол, символизирующий «гроб Господень». 5. В южной части алтаря находится особое помещение – диаконник, где перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница 7 1. притвор; 2. придел; 3. жертвенник; 4. престол; 5. диаконник; 6. иконостас; 7. паперть.

8 В подклети Архангельского собора находятся 35 гробниц русских цариц и княгинь, перенесенных сюда в 1929 г. из Вознесенского монастыря 8

9 Внешний облик храма Храм венчают купола (3) с крестами (4 ). Каждый купол опирается на барабан (5). Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или колоннах. Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары (2 ), повторяющие очертания внутренних сводов. Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды (6), в которых размещается алтарь. Количество апсид (1, 3, 5) зависит чаще всего от размеров храма. Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление – портал (7). Нередко храм украшает аркатурный пояс (1). 9

10 Особое внимание уделялось куполу. В сознании наших предков он олицетворял Вселенную, Космос. Не случайно на главках церквей нередко изображали звёзды на синем фоне. Под куполом- небом развёртывалось литургическое действо.

11 Форма купола имеет символический смысл. Яйцевидная –заимствованная из Византии. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Луковичная символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы свет миру». 11

13 Цвет купола важен в символике храма. 13 Золото символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны зелеными или серебряными куполами.

14 Купол – образ неба. Количество куполов имело символический смысл. Два купола трактовались как проявление торжественного и человеческого начал в Христе. Три – как ипостаси, то есть сущности Бога (Отец, Сын, Святой Дух). Пять – как Христос и четыре евангелиста. Тринадцать – как Христос и двенадцать апостолов. 14

15 Назовите основные элементы внутреннего устройства храма 15 Притвор Придел Жертвенник Престол Диаконник Иконостас Паперть

16 Назовите части храма 16 Аркатурный пояс Купола Крест Закомары Апсиды Портал Барабан

17 Вывод Таким образом, православный храм – это символический образ космоса, он воплотил в себе и небесное и земное. 17

18 Практическая работа Выполнить эскизы куполов православного храма. 18

Источник

Adblock
detector