Тесты по античной философии
1. Началом всех вещей является число, считал
2.Главная особенность ранней греческой философии
3. Основоположник классической греческой философии
4. Вещи состоят из атомов, считал
5. Автор апорий «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела»
2. Зенон из Элеи
4. Зенон из Стои
6. Картина мира, представленная ранними греческими философами …………………………………..(натурфилософская)
7. Кто впервые стал использовать понятие «бытие»?
8. Элеаты называли умение вести спор, умение в споре поставить противника в затруднительное положение …………………. (субъективная диалектика)
9. Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором ……………………………(«Человек есть мера всех вещей»
10. Счастье есть высшая цель человеческой жизни. Эту позицию утверждает
11. Каким термином Сократ называл искусство поиска истины путём противопоставления различных мнений ……………..(майевтика)
12. Продолжите формулировку правила «золотой середины» — «добродетель – это середина двух ………… (пороков)
13. Действительным бытием является «мир идей», считал
14. Этическая позиция, утверждающая наслаждение в качестве высшего блага
15. « Учитесь не воспринимать внешние воздействия» — это принцип этики
16. Сторонники аскетизма проповедуют
2. отречение от мирских соблазнов*
3. наслаждение жизнью
4. извлечение пользы из всего
17. Выдающийся мыслитель и учёный Античности и создатель Ликея
18. В исследование общества наибольший вклад внесли античные мыслители
1. Парменид и Зенон
2. Фалес и Анаксимен
3. Платон и Аристотель*
4. Сенека и Марк Аврелий
19. Согласно древнегреческим философа, природа есть
2. живые существа
3.вечный и неизменный мир
4. неживые предметы
20. Исторически первой попыткой постижения количественной стороны мироздания является учение
21. Вопрос о первоначале бытия был центральным в Античной философии на этапе
3. ранней классики
4. поздней классики
22. Переориентация античной философии с темы природы на тему человека связана с именем
23.Разумные чувственные удовольствия являются высшей ценностью человеческой жизни, считал
2. Зенон из Стои
24. Свобода – высшая добродетель, считали
25. Истинное бытие познаётся только в состоянии экстаза, считал
26. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ -.
27. Если свободу понимать по принципу «куда хочу, туда поворочу», то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии, например, с нормами.
28. первая попытка объяснить мир в НЕ-мифологических образах предпринята в эпоху:
4. Нового времени
29. Перипатетиками называли последователей
30.Ядром теории познания учение о припоминании признавал:
31.Философские позиции Элейской школы выражают суждения:
1. Движение невозможно*
2. Вся Вселенная есть различное сочетание атомов
3. Для движения атомов необходимо существование пустоты
4.Основой мироздания является «вода».
32. Правило «золотой середины» сформулировал:
33.Древнегреческий философ, доказывающий в своих апориях противоречие между
разумом и чувствами:
2. Зенон Элейский*
3. Зенон из Стои
34. Философ, провозглашавший самопознание как добродетель:
35. Автор высказывания — «В ту же реку вступаем и не вступаем»:
36. Наиболее яркое развитие объективной диалектики в ранней греческой философии получило у
37.Автор высказывания: » Начало всего есть огонь»
38.Основное положения философии Платона выражено в суждении:
1. Познание есть припоминание
2. Управлять обществом должны философы*
3. Есть бытие, небытия нет
4. Мир состоит из атомов
39.Древнегреческий философ, утверждавший, что основой всего сущего является
41.Античный философ, считавший, что справедливость выступает идеалом устройства общества:
42.Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к
реальному бытию вещей:
43. Автор высказывания «Знание есть основа добродетели»:
44. Материя — субстрат, согласно Платону — это
1. Чувственно воспринимаемые вещи
2. Благодаря идеям превращается в чувственные вещи*
45.Материя пассивна, а форма активна, считал
46. Под «истинным бытием» Платон понимал:
2. Чувственно воспринимаемые вещи.
47.Кто из философов считал, что только воля является плохой или хорошей. Она позволяет человеку стать свободным
48. Философская школа греко-римского периода:
1. Пифагорейский Союз
49. Представитель объективного идеализма
50. Какая позиция характерна для Аристотеля?
1. Бытие – это атомы
2. Бытие – это чувственные вещи и сверхчувственный мир*
3. Бытие – это идеи
4. Бытие — это то, что мыслится
51. Кто из философов утверждал, что моральные добродетели абсолютны (существуют вечно)?
1 Сократ, Платон*
3. Ксенофан, Диоген
4. Платон и Аристотель
52.Критерием правильного устройства общества Аристотель считал:
1. Государство может быть счастливым, если счастливы его граждане*
2. Человек должен быть свободен от государства
3. Главное, чтобы было счастливо государство
4.В государстве должен существовать один образец правильной жизни
53.Основатель диалоговой формы изложения философии . (Сократ)
54. Кому бы могло принадлежать изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»?
55.Учение Аристотеля правильно выражают суждения:
1. Существуют высшие существа, которые не обладают материей*
2. Материя содержит в себе форму
3. Вещь формой наделяет человек
4.Бога не существует
56. Первая философская школа в истории европейской философии:
Источник
Философия: Шпаргалка
В. П. Огородников, 2011
В пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы курса философии. Книга окажет вам неоценимую помощь в подготовке и сдаче экзамена. Информация, содержащаяся в данной книге, получена из источников, рассматриваемых издательством как надежные. Тем не менее, имея в виду возможные человеческие или технические ошибки, издательство не может гарантировать абсолютную точность и полноту приводимых сведений и не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.
Оглавление
- 1. Основания возникновения философии
- 2. Объект и предмет философии как специфического мировоззрения
- 3. Основные разделы философского знания
- 4. Основные философские направления
- 5. Диалектика и метафизика
- 6. Философская мысль Древнего Китая (учения Конфуция, Лао-Цзы)
- 7. Основные философские учения Древней Индии
- 8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)
- 9. Философия средневековья
- 10. Философия эпохи Возрождения
- 11. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
Из серии: Завтра экзамен!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)
Древнегреческая философия — совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII в. до н. э. до VI в. н. э. Для древнегреческой философии характерно:
1. Единое, своеобразное, хотя отнюдь неизолированное явление в развитии философского сознания человечества.
2. Связь с учениями о природе, потом это будут самостоятельные науки: астрономия, физика, биология.
3. Нерасчлененность единства первоначальных философских понятий и понятий научных.
4. Представляет единство двух линий развития: материализм и идеализм.
5. Начало формирования двух методов познания: диалектики и метафизики.
Первые греческие философы — диалектики.
Милетская школа (VII–VI вв. до н. э.) — Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.
1. Пытаются заменить мифологическое мировоззрение рациональным объяснением.
2. Оперируют понятием «природа». Природа — совокупность самых разнообразных материальных явлений, которые возникают, функционируют и уходят в небытие.
3. Природа — совокупность переходящих друг в друга свойств, качеств, состояний (холод и тепло, влажное и сухое и пр.).
4. Хотят найти первоматерию («первопричину»).
Гераклит (VI–V вв. до н. э.) считал, что в мире нет ничего неподвижного, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою противоположность, идет борьба противоположностей. Первоосновой всего является огонь как некая подвижная субстанция. Гераклит является зачинателем диалектики в античной философии.
Школа эллиатов (V в. до н. э.) — Парменид, Зенон. Выступали против учения Гераклита. Парменид считал, что абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы. Мы можем выразить то, что существует; что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что небытия нет. Гераклит — это линия материализма, Парменид — идеализма.
Для Парменида вещь и мысли об этой вещи — одно и то же. Эту идею в последующем примет Гегель. Зенон прославился апориями — затруднительными положениями, в которые попадает разум при анализе явления. Например, движение противоречиво, ибо состоит из неподвижных моментов (летящая стрела — покоится).
Сократ (V–IV вв. до н. э.), в противоположность Демокриту, считал ненужным и даже вредным изучение природы. «Богам не угождает человек, который допытывается того, чего они не пожелали открыть людям. Да мы и не способны управлять природными явлениями».
Сократ ставит вопрос: «В чем природа, сущность человека?» По его мнению, — это душа как «сознающее Я». А если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа; и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души.
Сократ изменяет отношение к системе ценностей. Истинные ценности не те, что связаны с внешними ценностями (богатство, слава) и телесными факторами (жизнь, физическое здоровье, красота), а сокровища души. Отсюда следует высокая оценка мудрости.
Платон (V–IV вв. до н. э.) — родоначальник объективного идеализма. Существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей — тот мир, с которым человек контактирует постоянно. Материальные предметы крайне несовершенны, они возникают и исчезают. Мир идей совершенен, любая вещь — слабая копия идеи. Идея абсолютна, неизменна, совершенна. Мир идей определяет мир вещей. Идея Платона — идеальное государство. Основа — труд рабов. В идеальной аристократической республике Платона правят философы, охраняют воины, материальные блага производят ремесленники. Единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным возмущениям.
Одно из самых замечательных учений античности — «атомизм» Левкиппа и Демокрита, учителя и ученика (V–IV вв.). Они считают, что есть бытие и небытие, понимая бытие как бесконечное количество атомов, а небытие — как пустоту, пространство. Атомы не возникают и не уничтожаются, они вечны и неизменны, неделимы и непроницаемы. Атомы — мельчайшие частицы, двигающиеся в пустоте. Атомы разнообразны по форме, величине, тяжести. Они находятся в постоянном движении, и не нужно искать источник движения атомов вне их. Атомы, «складываясь и сочетаясь… рождают вещи», изменения в вещах происходят вследствие изменений конфигурации атомов. Атомисты говорили, что существовал первичный атомный хаос, затем в нем вследствие столкновений возникают вихри и далее образуются миры. Так как число атомов и пустота бесконечны, то существует множество вихрей и миров; эти миры находятся на разных стадиях развития.
Атомистическая концепция оказала большое воздействие на последующую философию и естествознание.
В работах Аристотеля (IV в. до н. э.) философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Его учение, энциклопедически вобравшее в себя достижения античной науки, являет собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.
Исходя из своего учения о четырех причинах (материальной, формальной, действующей и конечной, то есть целевой), Аристотель приходит к идее первой причины. Бог есть первая причина движения, начало всех начал.
Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его форм: понятия, суждения, умозаключения и т. д. Аристотель является основоположником логики.
Источник
Античная философия
В понятии античности заключена не только временная характеристика, но и пространственная: античный мир охватывает средиземноморский ареал – прежде всего Грецию, Рим, Египет. Временные рамки античной философии – с VII – VI вв. до н. э.
до III – V вв. н. э.
Среди античных философов можно отметить следующих: Пифагор, Парменид, Зенон, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека.
В центре античного миросозерцания находится космос.
Для описания космоса более всего подходят такие понятия, как порядок, мера, гармония, и такие эпитеты, как живой, одушевленный, разумный, чувственно-телесный. Античный космос замкнут подобно куполу, и даже греческие боги живут под этим куполом, а не в ином мире. Жизнь космоса протекает согласно вечным циклам; он рождается, расцветает, распадается и погибает, – и так вечно. Для античности не характерно понимание человека как неповторимой индивидуальности. Человек не выделяет себя из космоса, он – «человек-в-космосе»; он не уникален, а повторяет собой космос. Человек – это целый малый космос, или, по-другому, микрокосм. И так же, как космос, живой, разумный и прекрасный. Ранние философы пытались выявить основания космоса. В истории философии эта проблема известна как проблема первоначал. Краеугольный вопрос для ее разрешения формулировался следующим образом: из чего все (возникло)?
Самоочевидными казались предположения о том, что первоначалом является один из четырех элементов (или стихий) – земля, вода, воздух или огонь. Так, Фалес Милетский (624 – 547 гг. до н. э.) высказал мысль о том, что первоначалом всего является вода.
Он мотивировал это тем, что все рождается из воды, из нее же состоит и в нее же
(или из-за нее) распадается.
Другие философы предлагали свои варианты, выдвигая в качестве первоначала то один, то другой элемент, то различные их комбинации или переходные вещества. В конце концов Эмпедокл высказал мысль, что все четыре стихии являются первоначалами.
Продолжателем этой традиции, в определенном смысле, являлся великий диалектик античности Гераклит Эфесский (544 – 484 гг. до н. э.). Учение Гераклита – это одна из первых попыток перейти к понятийно-категориальному представлению мира. Гераклит считал, что «мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Введенное им понятие «логоса» как мировой закономерности утверждало борьбу, царящую в природе и общественной жизни, в виде постоянного движения, изменения и превращения друг в друга противоположностей.
Принципиально иное решение проблемы первоначал выдвинул Пифагор (580 – 500 гг. до н. э.). Он предположил, что космическим первоначалом являются числа. Пифагор объяснял это так: во-первых, космос сотворен согласно числу (с его помощью); во-вторых, уже в сотворенном космосе числа описывают вещи и выражают отношения между ними. Пифагор также известен тем, что ввел слово «философия». Дословно «философия» означает «любовь к мудрости». Тем самым Пифагор хотел отличить философа от мудреца.
В чем состоит различие между мудрецом и философом?
Исходя из этого различия, какую можно выявить специфическую черту философии?
Парменидаиз Элеи (ок. 540 – ок. 470 гг. до н. э.) принято считать современником Гераклита. Что же касается его учения, то оно не оставляет сомнений в том, что глава элейской школы был самым решительным противником эфесского философа. Противопоставление истины и мнения ознаменовало замечательное философское открытие элеатов. О любой вещи можно высказать самые различные мнения, сколько бы ни было мнений, истина всегда одна. Истина открывается не чувствам, а разуму, возвещающему: бытие есть, небытия нет; мыслить – то же, что быть; бытие неделимо и неподвижно
(не случайно, что основной термин, применяемый философом для обозначения бытия, это единое). Примечателен сам характер рассуждений Парменида. В отличие от всех предшествующих ему философов, он не просто прибегает к сравнениям и образам,
а доказывает то, что представляется ему истиной. И, идя по пути доказательства и логической аргументации, он приходит к новым и в высшей степени важным идеям – прежде всего к идее тождества бытия и мышления. Знание истины есть результат мышления, и этот результат следует признать, с ним необходимо считаться, даже если разум приходит к выводу, находящемуся в резком противоречии с той картиной мира, которую рисуют нам наши чувства.
Разрыв умопостигаемой реальности и очевидного стал основной темой творчества ученика Парменида – Зенона Элейского. Зенон не создал своего оригинального учения,
но ему принадлежит изобретение остроумного способа доказательства доктрины учителя. Речь идет о так называемых апориях Зенона, или примерах затруднений, возникающих на пути мышления, если оно признает существование небытия и следствия такого признания – движение и делимость бытия. Зенон доказывал то, что явно противоречило очевидности –
он говорил, что летящая стрела на самом деле не летит, ибо в каждый момент полета находится в определенной точке, и зафиксировать момент движения не удается («Летящая стрела»), что быстроногий Ахилл не сможет догнать медлительную черепаху, так как каждому его шагу соответствует шаг черепахи («Ахилл и черепаха») и пр.
Последующая греческая философия являет нам различные формы компромисса между Гераклитом и элеатами, – те, кто пришел им на смену, стремились, по существу, к решению одной центральной проблемы – в каком смысле можно, не впадая в противоречие, допустить существование небытия? Первой среди таких компромиссных концепций стал атомизм (Левкипп, Демокрит).
Резкое противопоставление истины и мнения роднит атомистов с элеатами.
Однако, согласно учению атомистов, по истине существует не только бытие (атомы), но и небытие (пустота). Пустота в представлении атомистов – это и есть то самое небытие, благодаря которому только и может иметь место движение. Причем и то, и другое – и бытие, и небытие – недоступно органам чувств. И атомы, и пустота постигаются только умом.
Демокрит (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) полагал, что первоначалом космоса являются атомы. Он утверждает, что весь мир состоит из совокупности атомов (атом – неделимый) – мельчайших неделимых частиц, и пустоты, в которой движутся эти атомы. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи. Различие между вещами объясняется тем, что все вещи имеют особую организацию, тогда как сами атомы отличаются разными характеристиками (величина, вес, форма и т. д.).
Мир представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов; соединение и разъединение атомов означает возникновение и разрушение вещей. Развивая систему материалистического детерминизма, Демокрит смотрел на мир не как
на хаос случайных явлений, в нем все необходимо, закономерно, причинно обусловлено.
Почему в античной философии возникают такие варианты решения проблемы первоначал, которые не находят непосредственного подтверждения в наблюдении за космосом?
Проблема первоначал была главенствующей в античной философии вплоть до Протагора и Сократа. Начиная с них, античные философы отдают предпочтение антропологическим вопросам.
Протагор был главой античной школы софистов. Он полагал, что главное
в философии – это умение рассуждать, критиковать, отстаивать свою точку зрения и, в конечном счете, побеждать в споре. Как считали софисты, философия – это мастерство, и потому можно научиться философии и научить ей других. Сам Протагор известен тем, что первым стал брать плату за занятия философией.
В каких сферах общественной жизни можно применять умение спорить, критиковать, доказывать обоснованность своей позиции?
Пользуясь энциклопедическими знаниями и искусством красноречия, софисты опровергали казавшиеся непоколебимыми истины и обосновывали порой самые необычные воззрения. Они способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий, позволяющих соединить казалось бы несоединимое. Доказать – значит убедить, уговорить. Софисты считали: доказать можно все, что угодно, что требуется в тех или иных обстоятельствах. Человек только в себе самом может найти истину. Протагор формулирует эту идею следующим образом: «Человек есть мера всех вещей (существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют)».
Каким образом в данном высказывании выражается отношение человека к миру?
Против софистов выступил Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н. э.). Он не согласился с софистическим пониманием философии и трактовкой истины. Сократ полагал, что философия должна заниматься поисками истины; что она не может зависеть от мнений разных людей, а человеческие ценности имеют непреходящий характер (к примеру: добро, долг, умеренность). Впрочем, были моменты, которые объединяли Сократа и софистов. Сократ так же, как и Протагор, считал, что философия должна быть неразрывно связана с жизнью человека, его интересами и потребностями. Он видел, что проблема первоначал более не волнует умы людей; ему было интересно, как и чем живут люди – ремесленники, политики, риторы, поэты и т. д., считая главными проблемами вопросы человеческой жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека, справедливость, мужество и другие нравственные добродетели. Он начинает свою философию с фиксации этического момента, часто отождествляя понятия добра и мудрости. Новым в учении Сократа являлось и то, что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия.
Разумеется, попытки Сократа исследовать нравы людей и, тем более, вынести их на обсуждение, со временем навлекли на него немилость афинских граждан. В результате против него было сфабриковано обвинение в развращении юношества и искажении религии, и Сократ был приговорен к смерти. Сократ должен был принять яд цикуты. Ученики хотели спасти Сократа, предложив ему побег, но он отказался. Он считал, что гражданин должен следовать законам, даже если по этим законам его приговаривают к смерти.
Можно ли считать смерть Сократа самоубийством?
Сократ ввел принципиально новый способ философствования. По словам русского мыслителя А. Ф. Лосева, его философствование «никогда не оставляло человека в покое, всегда побуждало спорить, подвергать сомнению, «взрывать» устоявшиеся представления». Этим Сократ продемонстрировал, что истина никогда не бывает завершенной и устоявшейся, что истина – в рассуждении, в самом поиске истины. Поэтому его ученик Платон
(427 – 347 гг. до н. э.) для изложения взглядов избирает форму диалога, в котором сам Сократ становится действующим лицом.
Какие преимущества предоставляет форма диалога для реализации сократовского способа философствования?
Смерть Сократа сильно повлияла на Платона. В его сознании она разрушила представление о мировой гармонии. В самом деле, можно ли считать совершенством мир, в котором гибнет мудрый и законопослушный Сократ?! Это привело Платона к мысли, что где-то, за пределами космоса, существует иной мир, действительно прекрасный и совершенный. Тот мир, запредельный космосу, населяют идеи или, по-гречески, эйдосы. Каждая единичная вещь имеет свою идею (так, существуют идеи стола и чаши, идеи лошади и человека, идеи прекрасного и счастья). Платон говорит, что вещи причастны своим идеям. Земные, материальные, несовершенные, преходящие предметы – лишь тусклый отблеск, тень мира идей. Человек, как телесное существо, смертен, однако он имеет бессмертную душу. Путешествуя в поднебесной сфере, она созерцает мир идей. Поэтому суть познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Чтобы быть счастливым, нужно быть причастным идее счастья. Но что это за идея? Согласно Платону, счастливый человек мужествен и справедлив, он здоров и красив, живет в достатке, имеет добрую славу, удачлив в делах, у него есть друзья, отечество его процветает.
Могут ли эти качества сочетаться в одном человеке? Можно ли, исходя из современных представлений, назвать такого человека прекрасным, счастливым?
В чем заключается различие между воззрениями Сократа и Платона на проблему отношения человека к миру?
С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик – Аристотель(384 – 322 гг. до н. э.). Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира: «невозможно, чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность». Вещи – это единство материи и формы: материя – это первичный материал, потенция вещей, форма – это активное начало, начало жизни и деятельности, которое придает материи актуальное состояние, превращая ее из возможности в действительность. Душа присуща лишь живому существу, у человека она разумна. Интеллектуальная жизнь предполагает нравственную позицию, главные добродетели – мудрость, разумная деятельность, благоразумие. Общим мотивом, звучащим в этических предписаниях Аристотеля, является стремление найти среднюю линию поведения: «середина – принадлежность добродетели».
В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, признавал изначальное природное и социальное неравенство людей, а также стремление к справедливому государству с соблюдением хороших, совершенствующих человека законов. Человек предназначен к жизни сообща, будучи общественным существом, способным только в общежитии формироваться и воспитываться как нравственная личность.
Аристотель оставил после себя множество сочинений по философии, этике, эстетике, естествознанию, логике, риторике. Его учение завершает классический период в развитии греческой философии и классическую триаду античных философов (Сократ, Платон, Аристотель).
С распадом империи Александра Македонского, учителем которого был Аристотель, наступает новая эпоха – эпоха эллинизма, а позже так называемый римский эллинизм
(с I в. до н. э. по V в. н. э.), основными философскими направлениями которого были стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и неоплатонизм. Эти основные направления эллинистической философии следует считать результатом и отражением духовного мира эпохи распада Римской империи, в них все больше ставились вопросы морали, смысла жизни, счастья, непротивления злу и пессимизма. Этим определялась и характерная особенность эллинистической философии – ее максимальная практическая, моральная и жизненно утилитарная ориентация.
Для стоиков главным было понятие судьбы, т. е. причинной цепи всего сущего.
Судьба – это разум, по которому движется мир. Изменить движение судьбы невозможно; остается лишь уловить ее направление и идти с ней вместе. Стоицизм – философия мудрости, достижения согласованности человеческой жизни с логикой мировой закономерности. Клеанф говорит: «Судьба желающих ведет, нежелающих – тащит». Становиться поперек судьбы опасно и бесполезно. Нельзя избежать того, что будет. Нужно просто жить, совершая то, что должно. Вот почему Сенека полагает, что ко всему следует относиться равнодушно и спокойно. Господство безликой судьбы над беспомощным человеком – таков печальный лейтмотив стоической школы.
Согласно представлениям стоической школы, можно ли быть счастливым?
Эпикурейцы также не питали особых иллюзий относительно возможностей человека изменять мир согласно собственным желаниям. Вместе с тем они постарались показать, что в космосе нет ничего такого, что могло бы помешать человеку быть счастливым: боги не вмешиваются в его жизнь, а судьбы и смерти попросту не существует. Сам Эпикур так и говорит: «Смерть для нас ничто». Для живых смерти нет, а умершие уже нечувствительны, и смерть им также не страшна. Так что ни боги, ни смерть, ни судьба не могут помешать человеку наслаждаться своей жизнью. Наслаждение эпикурейцы усматривали в движении (радость и удовольствие) и в покое (безмятежность и безболезненность). Эпикур отказывается от социальной этики Платона и Аристотеля в пользу индивидуальной этики (общество – не цель, а лишь средство достижения личного благополучия индивида), основанной на его атомистической теории. «Живи незаметно», – так советует Эпикур. Если человек не испортит себе жизнь в погоне за богатством или властью, он может наслаждаться ей и быть счастливым.
Скептицизм(Пиррон, Секст Эмпирик) выражал сомнения в возможности действительного познания истины. Собирая и сопоставляя отдельные положения различных философских систем и факты обыденной жизни, человеческой практики, скептики выявляли в них противоречия, показывая, как мало способен человек найти верное отличие истинного от ложного.
Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм страстно враждовали друг с другом, однако имели общую логику развития, общий предмет исследования – человека, человеческую жизнь, цель которой они усматривали в счастье и спокойствии личности; свою же задачу видели в определении условий и средств достижения этой цели.
Представьте ответы представителей разных школ эллинистической философии на вопросы: Как обрести спокойствие? Как стать счастливым? Что есть истина? Что есть зло?
Противоположная линия эллинистической философии представлена неоплатонизмом, основателем которого был Плотин (III в. до н. э.), а систематизатором и завершителем – Прокл (V в. н. э.). В рамках античного мировоззрения это учение было своего рода философским ответом на духовные запросы образованной части римского общества в условиях кризиса, охватившего все стороны жизни – от хозяйства до идеологии. Неоплатоники пытались восстановить ощущение единства человека и космоса, их учение было своеобразным сплавом мистики и логики. В основе его лежала триада: Единое (совершенный абсолют) и истекавшие из него Ум, Душа. Материя – аморфная субстанция (или прямо – зло), которая гасит импульс духовности, исходящий через Ум и Душу от Единого. Душа, присутствующая в человеке, должна взойти к Единому через состояние экстаза и воссоединиться с ним. Неоплатоники не отрицали существования низших богов и демонов, но концепции Бога-личности у них, в отличие от христиан, не было.
Неоплатонизм явился переходной ступенью от древнегреческой к средневековой философии и выступил в качестве среднего звена, завершившего идеалистические направления античности и послужившего одним из элементов в становлении христианской теологии Средневековья.
Сделаем выводы. В античной философии сложились представления о гармонических отношениях в космосе. Человек сам по себе гармоничен; он поддерживает и укрепляет мировую гармонию. Если софисты видят источник гармонии в самом человеке, то платоники обращаются к запредельным космосу идеям. Если для стоиков определяющей
силой взаимоотношений человека и мира выступила всемогущая судьба, то эпикурейцы оставляют за человеком возможность счастливого устройства в мире, невзирая на богов, судьбу и смерть.
В суммарной характеристике античной философии и ее проблематики выделим следующие содержательные моменты:
1. Философия явилась изобретением определенного типа мышления:
а) абстрактно-теоретического (понятийно-категориального);
б) систематического (организованного в теориях и учениях на основе законов логики);
в) методологического (реализующегося на основе принципов, организующих и направляющих его на получение новых знаний);
г) прагматически ориентированного, т. е. направленного на организацию человеческой жизнедеятельности;
д) критического (постоянного преобразующегося и переосмысливающего самого себя).
2. Философия оформилась в виде метафизики:
а) как первофилософия, имеющая своим предметом «первые начала» и «первопричины» (Аристотель);
б) как учение о сверхчувственном, о предполагаемых основах бытия и познания;
в) как учения о подлинном и истинном бытии.
3. Философия как социальное явление обрела организационную форму своего существования в виде школы. Это сообщество профессионально занимающихся ею людей-философов, разрабатывающих ее проблематику и воспитывающих учеников. В качестве социального явления она – совокупность идейных течений внутри культуры и одна из форм духовной жизни общества.
4. Философия обозначилась как область теоретической деятельности, обосновывающей формы и способы человеческого общежития, как попытка реализовать (или, по крайней мере, способствовать реализации) принцип «как должно жить». Здесь философия обозначает себя как идеология, т. е. как учение о природе идей, функционирующих в духовной
жизни общества.
5. Философия проявилась как образ жизни определенной категории людей, для которой теоретическая, нравственно-этическая и художественно-эстетическая формы реализации духовности становятся главным содержанием их жизнедеятельности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник