Космическая тема в работах советских художников
Идея освоения человеком Вселенной не могла обойти стороной изобразительное искусство. Тема большая и красивая, живописных работ, с ней связанных, очень много, и многие из них прекрасны. Вот некоторые из них.
Таир Салахов. «Тебе, человечество!» 1961
Поскольку холст размером 180×594 см не умещался в мастерской Салахова, художник писал картину в помещении соседней школы. Символично, что эта работа впервые была выставлена 12 апреля 1961 года. Таир Салахов о своей работе: «Писал я это большое полотно размером два на шесть метров не по заказу, а по внутреннему, оптимистическому велению души. Мои предчувствия, как оказалось, опередили время: буквально в этот день все услышали сообщение о полете в космос Юрия Гагарина».
В том же 1961 году Александр Дейнека создал эскиз к мозаичному панно, которое должно было украсить московский Дворец съездов — «Покорители космоса». Дворец предполагалось украсить ещё несколькими большими мозаиками, объединёнными в цикл «Люди Страны Советов», который показывал бы историю СССР от гражданской войны до покорения космоса.
Александр Дейнека «Покорители космоса» 1961
Творчество советских художников передаёт ощущение сбывающегося счастья и того, что завтрашний день будет ещё лучше сегодняшнего. Это счастье человека-творца, созидателя и победителя.
А. Мазитов «Чайка» 1964. Холст, темпера. 169 x 264,5 см
Валентина Терешкова совершила полёт в космос в июне 1963 г. Картина «Чайка» была написана Амиром Мазитовым по горячим следам — в 1964 году. Терешкова занималась в Ярославском аэроклубе с 1959 по 1961 гг., и художник изобразил её на лётном поле с парашютом, картина пронизана предчувствием полёта.
Герои того времени — космические путешественники, учёные, первооткрыватели.
Леонид Тихомиров, ОльгаТихомирова «Во имя человечества»
Рубен Гевондян «Бюракан» 1971 (Бюракан — место, где расположена обсерватория в Армении)
В своей работе «Звёдный час» Рубен Гевондян вводит, подчёркивая связь времен, идущие от средневековья символы трёх стихий — водной, земной и воздушной, властелином которых стал человек на своем пути в космос.
Рубен Гевондян «Звёздный час» 1970-е
На картине Камиля Муллашева «Утро» запечатлен момент возвращения на Землю: спускаемый космический аппарат приземлился в казахской степи.
Камиль Муллашев «Юность» из триптиха «Земля и время» 1978
И конечно, главный герой времени:
В. С. Василенко «Юрий Гагарин»
Владимир Фельдман «Звёздам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин» 1961
Источник
Ad Astra: от Уорхола до Маслова – как воспевали космос художники
Космос – идеальный концепт для экспериментов. О нём мы знаем совсем немного, что позволяет нам фантазировать. Поэтому далекие галактики всегда вдохновляли творцов в различных жанрах – мы уже рассказывали о дизайнерах и режиссерах, которые посвятили жизнь пространству за пределами атмосферы, пришло время обратиться к художникам.
Хотя человечество летает в космос меньше века, люди мечтали о небесном пространстве ещё в 16500 году до н.э., когда самые ранние изображения созвездий появились на пещерных рисунках в пещерах Ласко, Франция и Куэва-дель-Кастильо, Испания. В 1915 году была открыта Проксима Центавра, в 1930 – карликовая планета Плутон, а это значит, что люди начали мечтать о космосе гораздо раньше, чем туда отправились Белка и Стрелка. Например, основатели русского космизма воспринимали “космос” как идеальное место, куда мы все должны стремиться. Впрочем, под «космизмом» подразумевался скорее ряд религиозно-философских, мистических, художественных, эстетических и научно-футурологических течений. Так появилась арт-группа “Амаравелла”, что в переводе с санскрита означает “обитель бессмертных” – это название в 1927 году предложил Николай Рерих.
Всё изменилось, когда Советам наконец удалось отправить человека в космос, и дальнейшее его освоение превратилось в гонку сверхдержав. Тогда эта тема стала одним из основных инструментов пропаганды, а космонавты и ученые – новыми героями, строящими технологичное будущее «красной» страны. Именно они станут главными героями художников-соцреалистов, до этого воспевавших образы рабочих, крестьян и красноармейцев. Работы в жанре соцреализма отличались монументальностью, идейностью, народностью, а на первый план вышли такие художники, как Александр Дейнека, Александр Самохвалов.
В то время как советская власть вовсю развивала социалистический реализм как единственно верный путь художественной мысли, по ту сторону железного занавеса разворачивалась совсем другая история. Впрочем, началась она раньше. Например, американского художника Александра Колдера, прославившегося кинетическими скульптурами, вдохновило открытие карликовой планеты Плутон в 1930 году. В честь этого он создал одну из самых известных своих работ – скульптуру “Вселенная”. Говорят, что эту работу оценил сам Альберт Эйнштейн, когда ее впервые выставили в Нью-Йоркском музее современного искусства – гений в течение сорока минут наблюдал за двумя движущимися сферами.
Две карты Северного и Южного небесных полушарий из научно-популярной книги стали фоном для загадочной шкатулки, которую американский художник Джозеф Корнелл посвятил Джудитте Паста, оперной звезде XIX века, чей голос, как говорили, пробуждал красоту ночного неба. Корнелл, прославившийся миниатюрными коробочными диорамами в технике “ассамбляж”, издавна интересовался астрономией. Он внимательно следил за новыми научными разработками, а также изучал историю астрономии. С 1936 года участвовал в выставках сюрреалистов и дадаистов, хотя сам никогда не причислял себя к сюрреализму, не интересовался ни подсознательным, ни чудесным: его ориентирами были американские трансценденталисты. Его работы нашли отклик у представителей новой волны нью-йоркского авангарда – Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Сьюзен Зонтаг. Слава к Корнеллу пришла как раз после коллективной выставки «Искусство ассамбляжа», где его ностальгическим коробкам, вроде этой, был предоставлен отдельный зал.
К слову, об Уорхоле: такое событие, как высадка американских астронавтов на Луну, не могло пройти мимо короля поп-арта. Работа “Лунная прогулка” посвящена исторической высадке на Луну в июле 1969 года, когда командир «Аполлона-11» Нил Армстронг и астронавт Базз Олдрин стали первыми людьми, ступившими на спутник Земли. Фотография Олдрина на Луне, сделанная Армстронгом, стала одним из определяющих образов эпохи. Уорхол поместил Олдрина рядом с американским флагом для дополнительного эффекта. Его красочный принт вызывает ощущение потерянной эйфории и гламура, окрашенного ностальгией. Интересно, что Уорхол стал одним из семи художников, чьи работы присутствуют на Луне.
Более абстрактно изобразила космос “мать американского модернизма” Джорджия О’Кифф – для неё космические просторы оставались безмерно далеким, отстраненным явлением, за которым она могла бесконечно наблюдать. О’Кифф нарисовала “Звездную ночь” в 1917 году и воспроизвела её на своих рождественских открытках в 1963 году. В картине, на которой изображены плоский синий горизонт, очерченный последними остатками сумерек, и бледно-голубое ночное небо, темнеющее до зенита, видны отблески творчества постимпрессионистов, в частности Винсента Ван Гога. Художественное видение о’Кифф вдохновлено миром природы – особенно знаменитыми пейзажами Нью-Мексико, которые она часто посещала и куда в 1949 году переехала из Нью-Йорка на постоянное проживание.
Меловые наброски, будто бы сделанные в состоянии исступления, были характерным почерком теоретика постмодернизма Йозефа Бойса. Эту картину, которую он позже назовет астрологической картой, он нарисовал во время публичной лекции в Чикаго в 1974 году и дал ей имя – «Искусство в общество, общество в искусство». Бойс хотел проиллюстрировать идеальное состояние, в котором уравновешиваются естественные и социальные порядки. В центре композиции – андрогинная человеческая фигура, изображающая Землю, сопровождаемая оленем, который символизирует животную и духовную природу человека. Мечтающий о стирании границ между искусством и жизнью, а также фактом и вымыслом, Бойс был в авангарде движения 1960-х годов – Fluxus, которое балансировало между литературой, музыкой и визуальным искусством.
Космической тематикой вдохновлялись и казахстанские художники. “ Мне нравится идея Зои Фальковой про колонизацию Марса – о том, что мы его «колонизируем», не покидая планету. Просто превратим Землю в Марс, через, например, засуху и смену климата. Или “Чаепитие” Александра Угая. Мне кажется, это всё про разрушение утопических надежд писателей-шестидесятников”, – рассказывает о направлении их замыслов куратор Владислав Слудский.
Космос и степь – главные темы в творчестве казахстанского мифотворца Сергея Маслова. Впрочем, космос его интересовал не в связи с научными достижениями, а скорее как абстрактная материя, позволяющая фантазировать и изобретать собственные смыслы. Например, одной из известнейших его работ стала инсталляция “Байконур-2” – миф о том, что казахи являются прямыми потомками инопланетной цивилизации. И даже юрта, по его словам, это не просто жилище, это объект, который может быстро трансформироваться в ракету и полететь в космос.
Источник
Космос как галерея искусства: арт-объекты на орбите Земли
Автор фото, AMKK
Должен ли космос быть территорией только для ученых и военных? Несколько представителей мира искусства решительно заявили о правах сказать свое слово в исследовании космического пространства.
Исследование космоса — лишь мгновение в истории человечества. Но задолго до того, как мы запустили спутники за пределы земной атмосферы, художники представляли побег с нашей скромной планеты в вечном стремлении достичь звезд.
Космические исследования проводят ученые и военные, однако движущей силой нашего стремления заглянуть в неизвестное всегда были писатели и художники. Потому что они представляют будущее раньше, чем оно станет реальностью — как говорится, жизнь имитирует искусство.
Сегодня художники становятся полноправными участниками космической гонки, считая таинственную пустоту за пределами нашей атмосферы следующим музейным или галерейным пространством.
Художник и музыкант Нахум уверен, что космос — это не только площадка для завоевания богатых наций. Чтобы человечество не повторило ошибок колониализма прошлого, в дискуссиях об исследовании космического пространства, должны участвовать художники.
Кто является владельцем земли на Луне или комете и имеет право добывать минералы и драгоценные металлы на них? Как только мы покинем нашу планету, перед нами сразу появятся фундаментальные аспекты цивилизации, например, право собственности и границы.
«Если художники имеют другой взгляд на мир, они должны обогатить дискуссию», — отметил Нахум.
Автор фото, Nahum
Работа Нахума «Контур присутствия», запущенная с мыса Канаверал во Флориде
Впервые с тех пор, как ученые смогли преодолеть земное притяжение и вырваться из атмосферы Земли, художники начали задумываться о космосе как о новой художественной площадке.
29 июня 2018 года, мечта Нахума, над которой он работал много лет, наконец осуществилась. На борту ракеты SpaceX Falcon 9, которая направлялась к Международной космической станции, на орбиту попала уникальная интерактивная скульптура.
Перформансы, устроенные с Земли, позволили зрителям взаимодействовать с арт-объектом на орбите, показывая им, что космос на самом деле гораздо ближе и доступнее.
Есть ли место искусству в космосе?
За разработку космических художественных проектов взялись и другие художники, например, Тревор Паглен, Таварес Страхан и Макото Азума.
После нескольких неудачных попыток 3 декабря 2018 года наконец на орбиту отправили еще два произведения искусства.
Это — «Орбитальный отражатель» (Orbital Reflector) Тревора Паглена, созданный в сотрудничестве с Музеем искусств Невады, и «Енох» (Enoch) Страхан, разработанный совместно с Музеем искусств округа Лос-Анджелеса (LACMA).
Обе работы полетели в космос и на борту SpaceX.
Скульптура Тревора Паглена похожа на спутник, но на самом деле ее цель сугубо эстетическая и философская. Проект вызвал протесты среди астрономов, которые утверждали, что объект с такой высокой отражательной силой будет препятствовать научным наблюдениям.
Автор фото, Courtesy of the artist and Nevada Museum of Art
Скульптура Тревора Паглена похожа на спутник, но на самом деле ее цель сугубо эстетическая и философская
Нахум отрицает их утверждения. Однако проект является одним из первых, задающих вопрос о том, кто имеет право запускать объекты в космос или кто владеет орбитой Земли.
Почему ученые имеют неограниченную власть в космосе, а художники или кто-то другой — нет?
Космическая скульптура Страхана больше похожа на то, что можно увидеть в музее. Это — бюст Роберта Генри Лоуренса-младшего, первого афроамериканца, избранного для участия в космической программе США.
Лоуренс погиб в авиакатастрофе еще во время учений и не осуществил свою мечту попасть в космос, пока Страхан не отправил туда его бюст.
Запуск космических экспонатов Нахума, Паглена и Страхана стали поворотным моментом во взаимодействии искусства с космосом. Сейчас три работы трех разных художников вращаются вокруг нашей планеты.
Автор фото, Strachan, the Los Angeles County Museum of Art
Бюст Роберта Генри Лоуренса-младшего вращается вокруг Земли, осуществив мечту астронавта после его смерти
Иными словами, эти проекты, хотя и находятся за пределами планеты, имеют целью объединить людей.
Каждый спутник, когда запущен в космос, направлен к Земле. Первая фотография, сделанная из космоса, была фотографией нашей планеты, а не звезд.
«В космических исследованиях мне больше всего нравится то, что они прежде всего касаются Земли.
Проблемы миграции и национализма сразу исчезают, если представить будущее, когда мы сможем просто сказать: «Я — с Земли», — объясняет Нахум.
Наряду с наукой и научной фантастикой искусство открывает новые способы взглянуть вдаль на звезды и одновременно внутрь нашего коллективного сознания.
Автор фото, Courtesy of Space Affairs
Нахум и другие художники в российском космическом центре, куда они прибыли, чтобы испытать состояние невесомости
50 лет искусства в космосе
Нахум, который родом из Мехико, а сейчас работает в Берлине, исследует космос как предмет и цель искусства уже в течение почти десяти лет.
Перед выставкой «Вопрос невесомости» в 2015 году в Мехико Нахум вместе с небольшой группой художников поехал в Россию, чтобы в параболическом полете испытать приближенное к невесомости состояние на Земле.
Нахум и его единомышленники стали первыми, кто провел художественные эксперименты в условиях невесомости. Их результаты были представлены во Дворце изящных искусств в Мехико в виде аудио- и видеоинсталляций и скульптур.
Автор фото, AMKK
В 2017 году Макото Азума запустил букет цветов на гигантских воздушных шарах на высоту 30 км над пустыней штата Невада
В 2017 году японский художник Макото Азума отправил во внешние слои атмосферы первый космический натюрморт.
Художник привязал букет живых цветов к гигантским воздушным шарам, которые подняли его на высоту 30 км над пустыней штата Невада. При температуре -60 градусов по Цельсию цветы начали крошиться и опадать на Землю ярким конфетти.
Его произведение было намеренно непрочным, чтобы показать хрупкость и преходящесть всего живого и органического, даже нашей планеты, в большом космосе.
И, таким образом, космическое художественное исследование снова, в первую очередь, касалось жизни на Земле.
Проект, названный «Экзобиотаника», предлагает поэтический взгляд на исследование космоса, как бы говоря: если мы и собираемся окунуться в неизвестное, мы должны взять с собой красоту.
Автор фото, Alamy
«Звуки Земли» — это, по мнению Карла Сагана, «дар одного острова цивилизации другому в безграничном космическом океане»
Впрочем, история искусства в космосе охватывает чуть больше времени, чем последние несколько лет.
Двумя самыми известными аэрокосмическими миссиями стал запуск идентичных космических аппаратов «Вояджер-1» и «Вояджер-2», на борту каждого из которых были два золотых диска с произведениями искусства.
С момента их запуска в 1977 году они продолжают свой путь в неизвестное, с каждой секундой становясь самыми отдаленными объектами в космосе, созданными людьми.
«Вояджер-1» покинул пределы Солнечной системы в 2012 году, а «Вояджер-2» в декабре прошлого года, теперь он летит на расстоянии 18 млрд км от Земли.
Каждый золотой диск содержит сообщения потенциальной внеземной цивилизации — фото, музыку и приветствия на многих языках мира. Это — послание человечества о красоте и творчестве.
Сверхсложную задачу составить содержание диска, который представлял бы всю человеческую цивилизацию, поручили Карлу Сагану.
Ученый назвал его «даром одного острова цивилизации другому в безбрежном океане космоса».
Наше исследование космоса, будь то художественное или по-научному отстраненное, — это исследование нашей души и взаимосвязи Вселенной.
Прочитат ь оригинал этой статьи на английском в ы можете на сайт е BBC Culture
Источник