Артемида: богиня охоты и луны, соперница и сестра
Три богини-девственницы греческой мифологии – богиня охоты и Луны Артемида, богиня мудрости и ремесел Афина, богиня домашнего очага и храма Гестия – представляют в женской психологии такие личностные аспекты, как независимость, активность и свободу от родственных уз. Когда ведущим архетипом женщины является одна из богинь-девственниц, значительная часть ее души не принадлежит никакому мужчине. Поговорим об Артемиде, чей способ адаптации – обособление от мужчин и их влияния.
Артемида (Диана у римлян) – богиня охоты и Луны. Любимая дочь Зевса и Лето, стройная Артемида весело скитается по диким лесам, лугам и холмам в окружении преданных ей нимф и охотничьих собак. Она – меткий стрелок, одета в короткую тунику, вооружена серебряным луком, за плечами у нее колчан со стрелами. Артемида также изображалась как богиня Луны – с факелами в руках и с нимбом из звезд и Луны вокруг головы.
Артемида как архетип
Артемида, богиня охоты и Луны, персонифицирует независимость женского духа. Как архетип, она дает женщине право преследовать свои собственные цели в избранной ею самой области. Архетип богини-девственницы выражается в ощущении нетронутости, самодостаточности, он определяет жизненную позицию «Я сама могу о себе позаботиться» и позволяет женщине действовать уверенно, независимо и самостоятельно. Женщина чувствует себя целостной, не испытывает потребности в мужчине-защитнике, преследует свои собственные интересы и выбирает область деятельности, не нуждаясь в мужском одобрении. Ее самоопределение и ощущение собственной значимости основываются скорее на том, кто она есть и что она делает, чем на том, замужем ли она и за кем.
Архетип Артемиды влечет женщину к безлюдным местам и дикой природе. Благодаря ему женщина приходит к согласию с собой и, когда скитается по пустынным лесам и горам, засыпает под луной и звездами или, вглядываясь вдаль, гуляет по пустынному взморью, переживая ощущение единства с бытием.
И в этом проявляется второе видение мира Артемиды — богини Луны. В лунном свете земной пейзаж выглядит размытым, прекрасным и таинственным. Усыпанное звездами небо и безбрежная панорама окружающего ландшафта притягивают взор. Соприкасаясь при свете Луны с Артемидой внутри себя, оставаясь один на один с природой, мы перестаем отделять себя от мира и сливаемся с бытием, растворяемся в нем. Оставаясь наедине с природой, женщина погружается в глубины своей души. Оказываясь среди первозданной природы, она видит ландшафт своей внутренней сущности. Глубочайшей ценностью такого переживания становится признание своего родства с миром. Женщины, которых Артемида влечет к природе, начинают иначе осознавать мир.
Работа
Женщина-Артемида вкладывает много усилий в свою работу. Конкуренция и соперничество ее только подзадоривают. Нередко она выбирает профессию, где может оказывать помощь другим людям. Свой бизнес она, как правило, начинает с выпуска продукции, которую считает несомненно полезной, в творчестве чаще всего выражает свое подчеркнуто личное видение мира. В то же время интересы многих женщин-Артемид часто далеки от какой-либо коммерции, не совместимы с карьерным ростом и не обеспечивают ни славы, ни солидного счета в банке. Они идут непроторенными путями, преследуя цели, непонятные большинству, и при этом не успевают ни установить близкие отношения с людьми, ни добиться успеха в жизни.
Взаимоотношения с женщинами: сестринские
Женщина-Артемида испытывает острое чувство женской солидарности. Подобно самой богине, окруженной спутницами-нимфами, ей очень важны дружеские отношения с другими женщинами. Работающие женщины-Артемиды легко объединяются в группы поддержки, различные женские организации, общества опеки молодых женщин в той или иной сфере деятельности – все это дает возможность выразить архетип сестры.
Даже склонные к индивидуализму и избегающие общественной деятельности женщины-Артемиды готовы защищать права других женщин. Обычно это следствие их близости с матерью, благодаря которой они полны сочувствия к женской участи.
Взаимоотношения с мужчинами: братские
Женщину-Артемиду тянет к творческим личностям с выраженными эстетическими и музыкальными наклонностями. Ее мужчина может быть целителем или же подвизаться в любой другой сфере деятельности, связанной с оказанием помощи людям. Обычно он равен ей интеллектуально и разделяет ее интересы.
Женщину-Артемиду не привлекают властные мужчины, следующие сценарию «я – Тарзан, ты – Джейн». Точно так же ее совершенно не интересуют любовные отношения типа «мать – сын». Она избегает мужчин, претендующих на то, чтобы стать центром ее жизни. Подобно тому, как сама богиня физически пребывает на высотах Олимпа, женщина-Артемида психологически всегда на высоте и считает нелепой роль «маленькой жены».
Часто Артемида состоит в браке, в котором товарищеские отношения преобладают над половыми. В таком браке партнеры являются лучшими друзьями, у них сходные интересы. Еще один вариант – увлечение мужчиной, который выступает в роли ее учителя. Это человек, к которому она «приходит в гости». Он учит ее быть внимательной к другим и восприимчивой к собственным ощущениям.
Пути развития
Чтобы преодолеть ограниченность наиболее выраженного в ней архетипа, женщина-Артемида должна развивать свои потенциальные способности: восприимчивость и умение строить близкие отношения. Ей необходимо стать уязвимее, научиться любить и заботиться. В этом ей может помочь любимый мужчина (реже – женщина) или же она должна родить ребенка.
Нередко позитивные изменения возможны лишь в том случае, если женщина-Артемида на некоторое время «останавливается», – когда она уже достигла намеченных целей или потерпела неудачу либо же после того, как в ней гаснет упоение состязанием или «охотой». Любящему ее мужчине следует либо ждать этого момента, либо уповать на помощь Афродиты.
1. Осознание того, что время проходит.
Многие энергичные женщины не осознают скоротечности времени до тех пор, пока не достигают среднего возраста и не обнаруживают, что в их жизни остается все меньше целей, к которым стоило бы стремиться. Тогда впервые к ним приходит осознание того, что им не суждено быть вечно молодыми; они начинают размышлять о том, как жить дальше.
2. Осознание важности любви.
Под влиянием Афродиты в Артемиде пробуждается желание физической и эмоциональной близости. Подобные переживания в сочетании с осознанием неумолимости безвозвратно уходящего времени вынуждают женщину-Артемиду задуматься о любви.
3. Инстинкт продолжения рода и творчество.
Инстинкт продолжения рода, присущий Афродите (которую в этом поддерживает Деметра), заставляет многих активных, целеустремленных женщин, перешагнувших тридцатипятилетний рубеж, пересмотреть свою жизнь. Ориентированные на профессиональные успехи женщины часто оказываются застигнутыми врасплох, когда внезапно испытывают настоятельную потребность родить ребенка.
Для женщины средних лет социальный успех уже не столь значим, как прежде. Пробуждающаяся в ней Афродита заставляет ее находить глубоко личные формы самовыражения.
Когда женщина благодаря любви познает в себе Афродиту, она тем самым преодолевает односторонность архетипа Артемиды и обретает внутреннюю целостность. Теперь она не только сосредоточена на себе самой, но и способна откликнуться на чувства близкого ей человека.
Источник
Богиня Диана в греческой и римской мифологии
Мифология архаичных времен привлекает своей таинственностью и множеством интересных персон богов и богинь, каждый из которых заведует определенной областью сфер жизни или явления. Богиня Диана – прекрасная охотница и любимица древних людей, чем же снискала она себе уважение и любовь?
Кто такая богиня Диана?
Изучая корни происхождения имени Диана, историки пришли к выводу, что слово имеет индоевропейское происхождение и происходит от «дэв» или «див» — что значит бог. Римляне и греки почитали богиню под разными именами. Диана богиня Луны и охоты часто изображалась древними художниками и скульпторами в серебристой струящейся тунике с аккуратно собранными сзади в узел длинными волосами. Другие символы и атрибуты богини-охотницы, говорящие о том, кто она:
- колчан со стрелами;
- золотой лук;
- свора собак;
- щит;
- факел;
- эмблема полумесяца на голове – как символ лунной богини.
Среди исследователей культа есть разногласия по поводу: какой цветок связан с богиней Дианой? Два прекрасных растения принадлежат богине:
- Гвоздика – цветок выращенный Зевсом из крови юного пастушка в ответ на просьбу раскаявшейся Дианы, в порыве гнева убившая юношу, за то что тот своей игрой на рожке распугал всю дичь и помешал охоте.
- Ландыш – по легенде, богиня Диана преследуемая на охоте фавнами, спасаясь бегством, роняла капли пота на землю и те трансформировались в прекрасные белые душистые цветы.
Богиня Диана в греческой мифологии
Первоначально, культ богини зародился в Древней Греции. Греческая богиня Диана — это Артемида, дочь верховного владыки Олимпа – Зевса и богини Лето, ее брат сам лучезарный Аполлон. Известна также под именами Селены, Тривии и Гекаты. Здесь прослеживается больше лунный культ богини, так как греки отводили значительное место циклам луны и мистериям, поэтому косвенно, Артемида отвечает и за все процессы, связанные с плодородием. Другие функции Артемиды-Селены:
- помощница в родах;
- покровительница охотников;
- утешительница скорбящих, и облегчающая уход умирающим;
- отвечает за рождение и смерть;
- богиня мрака.
Богиня Диана в римской мифологии
Диана, богиня охоты, несла в себе те же функции, что и Артемида у древних греков. Культ быстро прижился и римляне с таким же трепетом, что и эллинский народ относились к божественной сущности. Богиня Луны Диана слыла целомудренной девой и покровительствовала девственницам. Щит, с которым часто изображается Диана, предназначен отбиваться от стрел Амура. Старая викканская традиция и итальянская Стрегерия (оккультная мистерия) почитают Диану как предводительницу ведьм. Кому еще покровительствовала Диана:
- обездоленные и рабы находились под ее защитой;
- животный мир;
- властительница трех миров: небо, земля, подземное царство.
Миф «Диана и Каллисто»
Диана в мифологии предстает нравственной и чистой девой, лишенной грез о мужчинах. От своих нимф она требует такой же невинности. Миф о Диане и Каллисто повествует о том, что Юпитера (Зевса) привлекла красота юной Каллисто и понимая, что та очень преданна Диане, решил использовать хитрость для того, чтобы соблазнить нимфу. Юпитер принял облик Дианы и принялся целовать Каллисто, которой было приятно внезапное внимание богини.
Спустя некоторое время, купаясь в источнике целомудренности Дианы, другие нимфы обнажили округлившийся живот Каллисто перед изумленной Дианой. Нимфа с позором была изгнана из окружения богини. На этом страдания Каллисто не закончились. Юнона, супруга Юпитера превратила несчастную в медведицу, которая была вынуждена скитаться по лесу. Юпитер пожалел Каллисто и превратил ее вместе с сыном в созвездия Большой и Малой Медведиц.
Миф «Диана и Актеон»
Диана в греческой мифологии — Артемида, стремительная как лань, изображается в основном, занятая своим любимым делом – охотой. В свободное время любит вместе с нимфами резвиться и купаться в источниках вод, ей посвященных. Однажды молодой охотник Актеон имел несчастье приблизиться к ручью в котором купалась обнаженная Диана (Артемида). Нимфы попытались прикрыть богиню. С гневом обрушила Диана брызги воды на голову Актеона, превратив его в оленя. Увидев свое отражение в воде, охотник поспешил скрыться в лесу, но был окружен и растерзан собственными собаками.
Источник
Богиня Артемида
Артемида – в древнегреческой мифологии богиня луны, покровительница охоты, достигшая в этом искусстве огромных высот. Её брат-близнец, Аполлон, в свою очередь был богом солнца. Она – дочь Зевса и титаниды Латоны или Лето. Богиня охоты Артемида изображалась в виде молодой женщины, часто одетой в короткую лёгкую тунику, которая не мешала бы во время её странствий и охоты. Также она считалась богиней плодородия, деторождения и некоторых других сфер.
Праздники Артемиды:
- Элафеболии — 7 Элафеболиона (09 марта 2022 года)
- Мунихия — 16 Мунихиона (17 апреля 2022 года)
- Браурония — 16 Мунихиона (17 апреля 2022 года)
- Таргелии — 6-7 Таргелиона (06 мая 2022 года)
- Бендидея — 19-20 Таргелиона (19 мая 2022 года)
- Агротера — 6 Боэдромиона (12 сентября 2021 года)
Рождение Артемиды
Миф о рождении Артемиды относится к истории о детях Зевса, которые родились от нимф, богинь и женщин, не бывших его жёнами. Гера, супруга громовержца и владычица Олимпа, преследовала возлюбленных мужа. То же самое было и с титанидой Лето или Латоной, давшей позже жизнь Аполлону и Артемиде.
Лето – дочь Геи, земли, и Урана (небо). Одна из титанид. В других источниках называют её родителями титанов Коя и Фебу. В любом случае Латона была одной из богинь-матерей, воплощением плодородия, кормилицей и воспитательницей. Поэтому даже на Олимпе, несмотря на козни Геры, она была принята с почётом и заняла своё место у трона Зевса.
Однако перед этим беременная богом и богиней женщина пережила множество испытаний. По приказу Геры её много дней преследовал чудовищный Пифон, змей, живущий рядом с Дельфийским оракулом (иногда именно ему приписывали предсказания, которые давал оракул до прихода Аполлона). К тому же, Гера велела всей земной тверди не давать женщине место для родов. По всей Элладе странствовала титанида, но не могла разрешиться от бремени.
Наконец она попала на остров Ортигия, который согласился дать рожанице спокойное место для появления её детей. Взамен же Лето обещала, что Ортигия станет центром культа Артемиды и Аполлона. Позже остров переименовали в Делос, и там действительно почитали богов-близнецов, а также проводили в их честь праздники.
Также легенды рассказывают, что Делос поднял со дна моря Посейдон. Такой остров плавал по морю, соответственно, он не считался частью земной тверди, на него не действовал приказ Геры.
Но даже тогда Лето не могла разрешиться от бремени, ведь Илифия, богиня родов, не приходила к ней. Без неё ни один ребёнок не мог появиться на свет. Долгие 9 дней Гера отвлекала разговорами Илифию, и если бы не другие боги, что знали о муках Латоны, она бы не прибыла на Делос. Но едва Илифия ступила на остров, как Лето родила дочь, Артемиду. Сама юная богиня помогла затем матери родить Аполлона.
Чатсуорт-хаус в Дербишире, Англия. Франческо Поццо. Лето с детьми.
Как это часто бывает в легендах о богах, сразу после рождения Аполлон и Артемида были уже готовы к подвигам и сражениям. Богиня Фемида давала им нектар и амброзию, в результате близнецы выросли сильными и умелыми. Остальные боги чествовали их, принимая на Олимп, а остров Делос, до этого безжизненный, покрылся цветами, когда появилась на свет древнегреческая богиня Артемида.
Дева-охотница и покровительница природы
Во многих легендах Диана в первую очередь фигурирует как богиня охоты.
Это было её любимым занятием, за которым Артемида проводила большую часть времени. Сопровождаемая огромным количеством нимф, сворой собак и другими животными, богиня-охотница гуляла по холмам и лесам Греции. Хотя Артемида покровительствовала жизни, деторождению, а также природе, но была и ипостась богини, несущая смерть. Именно в охоте проявлялась её достаточно кровожадная натура.
Её отец Зевс передал дочери владычество над природой и всеми существами, что в ней обитают. Артемида стала покровительницей всего живого, что только есть на Земле. Богиня Греции Артемида не позволяла людям вредить животным, могла наказать за посягательство на свои владения. Когда богиня любила охотиться с нимфами, резвилась с ними или купалась, никому из смертных не стоило находиться рядом. Того, кто проявлял любопытство или дерзость, она лишала рассудка или даже убивала.
Наказывала богиня Древней Греции Артемида и тех, кто пытался соревноваться с богиней в охоте или хвалился своим мастерством, говорил, что искуснее Артемиды. Никто не имел право говорить, что она не самая великая охотница.
Боги Олимпа никогда не терпели дерзости и гордыни, и Диана не была исключением.
Во время охоты не всегда она была благосклонна и к животным. Александрийский поэт Каллимах упоминал, что она любит убивать зайцев и радуется виду их крови. Поэтому нельзя однозначно ответить на вопрос, богиня чего в греческой мифологии Артемида.
Скульптура у Китайского дворца в Ораниенбауме, садово-парковом ансамбле в г. Ломоносов в составе Санкт-Петербурга.
Неудивительно, что при такой связи с оружием и воинственном нраве Артемида Эфесская покровительствовала не менее воинственным девам-амазонкам. Также греки называли её множеством эпитетов, в которых нашло отражение пристрастие к охоте. Были такие имена богини Артемиды:
- Агротера – означал «охотница» или «ловчая»;
- Гегемона – «дева-воин»;
- Ифигения – «родившаяся сильной», «обладающая большой мощью»;
- Элефтерия – «свободная».
Все эти особенности ещё раз подчёркивают независимость Артемиды, её целомудренность. Богиня никогда не подпускала к себе мужчин и предпочитала свободу. Того же она требовала и от своих спутниц, нимф и наяд, а нарушивших обед безбрачия и целомудрия жестоко карала.
Богиня плодородия и деторождения
В этой ипостаси также можно заметить двойственность богини. С одной стороны, она была девственницей, никогда не знавшей мужчин. Все, кто посягал на богиню, в итоге умирали ужасной смертью. Из всех богов именно она была той, у кого не было детей. Но вместе с тем Артемиде были не чужды и функции плодородия.
В первую очередь это проявлялось в том, что каждая женщина могла попросить у богини помощи в деторождении. Беременные гречанки приносили ей дары, прося лёгкие роды. Искупительные жертвы делались также перед свадьбой. Покровительствовала богиня плодородия Артемида и браку, а также защищает детей. Но Артемиде всегда близка и сфера смерти. Это проявляется, например, в её сострадании умирающим. Так, дева-богиня облегчала их муки.
Особенно её связь с плодородием видна в статуе, которая хранилась в храме Артемиды Эфесской. Эта скульптура сильно отличалась от других, посвящённых Диане или другим богам.
Артемида Эфесская была ближе к идолу. Это была женщина с прижатыми друг к другу ногами и вытянутыми руками. Ничто не указывало на привычную деву-охотницу. Но особенно необычным были украшения на груди. Они походили на гроздья винограда, но, по некоторым теориям, на самом деле это были сосцы. Они символизировали плодовитость, связь с природой, способность дарить жизнь и урожай.
Музей-заповедник Коломенское, Москва.
Богиня луны
У Артемиды множество функций, но одна из основных заключается в том, что она – богиня Луны. Её брат Аполлон, напротив, был воплощением Солнца, в результате оба божества составляли тандем из этих двух светил. Хотя в греческой мифологии была ещё одна богиня, основная владычица Луны, Селена, которая и выезжала на небо ночью, Артемида всё равно не теряла своего значения. Иногда Артемида богиня луны даже отождествлялась с Селеной.
Артемида-Диана часто изображалась с лунными атрибутами. Например, её голову венчал полумесяц.
Римская Диана также считалась олицетворением Луны. Луна как ночное светило была неразрывна связана с колдовством, чарами. Артемида в свою очередь также стала покровительницей магии, причём именно женской. Это также нашло своё отражение в различных современных эзотерических учениях.
Полумесяц был важной частью образа Артемиды и в римской мифологии. Только там он часто помещался над бровью богини. Также Диана была изначально триединой богиней, под покровительством которой находилась луна, подземное царство и охота. Такой образ существовал у этрусков в VI в. до н. э. Позже появилась отдельная богиня луны, а подземное царство перешло во власть Гекаты, по другой версии – Прозерпины (или Персефоны у греков).
Атрибуты Артемиды
Символы Артемиды в чём-то повторяли атрибуты её брата Аполлона. В первую очередь это лук, практически неизменное оружие богини. Лук этот изготовили из золота циклопы или киклопы, одноглазые великаны. С ним дева-охотница и изображалась постоянно. Позже лук стал ассоциироваться с растущим полумесяцем.
Колчан и быстрые стрелы тоже всегда были при ней. Это оружие могло как защищать, так и карать. По легендам, стрелы Артемиды могли приносить смерть или болезни женщинам, которые чем-то прогневали богиню.
Музей Прадо в Мадриде, Испания. П. П. Рубенс. Артемида охотится.
Не такими распространёнными, но всё же важными атрибутами Артемиды были следующие предметы:
- колесница – тоже была выкована из золота, золотыми же были уздечки на златорогих оленях, которые её тянули;
- копьё – иногда заменяло на изображениях Артемиды лук;
- сети – символ Артемиды как покровительницы рыболовства;
- лира – этот символ роднил богиню с её братом-близнецом Аполлоном; когда богиня Артемида (Диана) не была занята охотой, она проводила время в танцах и песнях с нимфами.
Семейные связи богини
Боги Олимпа славились множеством возлюбленных и детей. Артемида же сильно выделяется из их числа, так как всегда упоминалась как девственная богиня, никогда не имевшая ни одного потомка. Это отличает её даже от Афины, ещё одной богини-девы. В легендах называются персонажи, которые могут быть названы детьми Афины, однако в случае с Артемидой такие мифы отсутствуют.
Иногда в качестве возлюбленного богини называют Ориона, знаменитого охотника. Огромный рост делал его похожим на великана. Орион также обладал невероятной красотой. По некоторым легендам, мужчина был всего лишь другом Артемиды по охоте, но был убит ею за то, что превзошёл деву в этом мастерстве. Но чаще всего упоминают, что либо он и правда стал возлюбленным Дианы, либо был ею отвергнут.
В некоторых легендах говорится, что он посягал на девственность Артемиды или же другой девушки. В наказание Артемида богиня и покровительница либо застрелила его из лука, либо призвала на помощь ядовитого скорпиона. Также виновницей смерти Ориона называют Гею. Та, будучи матерью-землёй, разгневалась на охотника за обещание истребить всех зверей.
Иногда в этом мифе упоминается также Аполлон. Бог из ревности или опасений за сестру обманом заставил саму Артемиду выстрелить в Ориона, когда тот был далеко в море и виднелся лишь чёрной точкой. Оплакав своего друга или возлюбленного Ориона, богиня вознесла его на небо и сделала созвездием.
Из всего семейства Артемиды именно Аполлон был самым частым её спутником. Не зря брата богини часто изображали вместе с ней. Боги-близнецы вместе защищали свою мать, Лето, карали провинившихся. Например, они отомстили змею Пифону, который много дней преследовал Лето. Когда мать-богиню оскорбила Ниоба, похваляясь своими детьми, Аполлон и Артемида снова пришли на защиту Лето. Сама же Лето, именуемая также Латоной, обитала вместе с Зевсом на Олимпе, хоть и не была его женой.
Музей Лихтенштейн в Вене, Австрия. Франческини Меркантоньо. Аполлон и Артемида убивают Пифона.
Спутницы Артемиды
Чаще всего Артемида странствовала в сопровождении множества нимф и океанид. Легенды называют её спутницами 60 океанид, нимф же было 20. Но каждая из девушек давала обед безбрачия, потому их настигала кара, когда обед нарушался по воле самих нимф или же из-за того, что на их девственность кто-либо посягал.
Самый известный пример – нимфа Каллисто. К ней воспылал страстью сам Зевс, но, чтобы подобраться к девушке, ему пришлось принять облик самой Артемиды, госпожи Каллисто. Нимфа забеременела от него, что в конце концов не укрылось от Дианы. Разгневанная богиня превратила Каллисто в медведицу. Но та всё же родила от громовержца сына Аркада, мифического царя Аркадии, от которой и произошло название области.
Позже Аркад, увидев мать в виде медведицы, хотел убить её во время охоты. Но этому помешал Зевс, перенеся возлюбленную на небо, где она стала созвездием Большая Медведица. Другие нимфы из свиты Артемиды тоже подвергались преследованиям со стороны богов, но они предпочитали смерть. Например, Дафна, которую полюбил Аполлон, превратилась в лавр, а дриада Сиринга, спасаясь от Пана, стала речным тростником.
Священные животные Артемиды
Артемиде, как и многим другим богам греческой мифологии, была присуща некоторая двойственность. С одной стороны, она покровительствовала жизни, деторождению, помогала женщинам в этом плане, защищала рожениц. Но всё же Артемиде не чужда была и сфера смерти. И это проявлялось в её образе богини-охотницы, а также в животных, которые её сопровождали.
Древнегреческие легенды описывают, как Артемида, лёгкая и стремительная, любила охотиться в лесах и горах, тогда ещё нетронутых человеком. Её сопровождали океаниды и нимфы, а главное – любимые животные богини. В первую очередь упоминалась свора охотничьих собак, а также лань (либо, по некоторым версиям, олень). В легендах указывается, что богиня была хозяйкой двенадцати псов, которых она получила в дар от Пана (бога плодородия, дикой охоты и скотоводства).
С одной стороны, лань была дорога богине, с другой – на подобных животных она же часто и охотилась. Иногда к её священным животным приписывали и других хищников, например, медведя, ястреба. Артемида покровительствовала всей дикой природе.
Но сама богиня никому не позволяла тронуть своих животных. Когда же царь Агамемнон перед походом на Трою убил её любимую лань, богиня разгневалась и лишила войско царя попутного ветра. Без этого поход не мог начаться, и под давлением воинов Агамемнон согласился принести в жертву Артемиде свою дочь, Ифигению.
Сначала он обманом пытался спасти девушку, но позже сама Ифигения согласилась пожертвовать жизнью. По одним легендам, Артемида смилостивилась, видя её отвагу, по другим – дочь Агамемнона спас Ахиллес.
Образ лани встречается и в других мифах об Артемиде, причём часто она превращает в это животное провинившихся перед ней людей.
Такая участь постигла, например, Актеона, воспитанника кентавра Харона. Греки рассказывали несколько версий этой легенды:
- Юноша случайно увидел богиню, которая купалась в реке вместе со своими спутницами-нимфами. Как зачарованный, он наблюдал за их играми, пока Артемида его не заметила.
- В другом варианте Актеон также наблюдал за богиней, но потом хвастался этим перед друзьями.
- По третьей версии, Актеон хвалился своим искусством охоты и говорил, что даже Артемида не превосходит его в этом.
- По четвёртой, юноша дерзнул попытаться взять Диану в жёны.
Итоге в любом случае был один – богиня охоты и плодородия Артемида набрасывала на Актеона шкуру оленя, превращая его в это животное. Его охотничьи собаки, не узнав хозяина, в итоге растерзали несчастного юношу.
Луи Галлош. Диана и Актеон. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Богиня могла в наказание обращать людей и в других животных, например, во львов или лошадей, что ещё раз доказывает её связь с дикой природой.
Артемида и сама обращалась в оленя. Подобное упоминается в истории про братьев-близнецов Алоадов, которых иногда называют сыновьями Посейдона. Они были очень буйными и обладали нечеловеческой силой. Алоады дерзнули бросить вызов богам, грозясь огромными разрушениями. Артемида богиня любви смогла одолеть их хитростью, когда пробежала между братьями в образе оленя. Те вознамерились убить животное, но, бросив копья, попали друг в друга.
Артемида и медведи
Прежде чем стать известной сейчас богиней-охотницей и целомудренной девой, сначала богиня войны Артемида почиталась в своём более архаическом и хтоническом виде, связанном с дикой природой. Тогда, в древнейшие времена, она также могла превращаться в медведицу, и в этом проявлялась её ипостась губительницы, опасной богини.
Само имя Артемиды, возможно, имеет значение, связанное с этой ролью. Так, по некоторым версиям его изначальное значение — «медвежья богиня», «владычица» или даже «убийца».
Больше всего следов почитания Артемиды как богини-медведицы можно найти в храме Артемиды Брауронии, на восточном побережье Аттики:
- в храме служили афинские девочки возрастом от 5 до 10 лет;
- имя таких прислужниц было «медведецы»;
- раз в четыре года в храме отмечался праздник Брауроний, во время которых девочки в одеждах, выкрашенных шафраном, проводили ритуалы, которые, по видимому, связывались именно со звериной ипостасью Артемиды.
Храм Артемиды Эфесской
Артемиду почитали по всей Греции, везде возводили её храмы. Но самым известным был храм Артемиды Эфесской, называемый также Артемисион. Иногда его именовали храм Дианы, тем самым две богини фактически объединялись в одну.
Это величественное сооружение возвышалась в городе Эфес на побережье Малой Азии. Сейчас это место находится в Турции. Храм Артемиды Эфесской был разрушен и восстановлен не один, и, хотя от него всё равно остались руины, он принадлежит к Семи чудесам Света.
Первый храм относится ещё к бронзовому веку. Каллимах, поэт и учёный из Александрии, приписывал его постройку амазонкам. Артемида действительно покровительствовала этим девам-воительницам, поэтому такое утверждение неудивительно. Но в VII в до н.э. это постройка была разрушена наводнением. В дальнейшем же храмы на этом месте пострадали уже от людей.
Следующий храм Артемиде, гораздо больший по размеру, начал строиться в 550 года до н. э. Для его завершения потребовалось около двух веков. Этот храм тоже поражал своим великолепием. Есть теории, что это было первое святилище, для строительства которого использовали мрамор. Ряд колонн с барельефами окружал внутреннее помещение со статуей Артемиды. Ещё одна скульптура располагалась под открытым небом и была сделана из чёрного дерева и украшена драгоценными камнями.
Но сооружение простояло меньше полувека. Его сжёг в 356 году до н. э. грек Герострат, единственной целью которого было прославиться. Хотя его имя и старались стереть из истории, всё же оно осталось в летописях, а сам грек добился своей цели.
В легендах говорится, что храм горел именно в ту ночь, когда появился на свет Александр Македонский. Это восприняли как предсказание – мальчик вырастит в великого полководца, который подчинит Малую Азию, именно поэтому Артемида оставила свой дом (храм) и не уберегла от огня.
Но именно Александр Македонский стал тем, кто выделил средства на строительства третьего храма, которое началось в 323 г. до н. э. Он почти полностью повторял предыдущий. Известный древнегреческий скульптор Пракситель создал для него статуи, а Скопас украсил рельефами.
Было там и полотно с изображением самого Александра Македонского – подарок от жителей города. Как и Зевс, полководец держал в руках молнию, которая будто и правда вылетала из картины.
Последний храм был разрушен в IV веке н. э., когда Римская империя провозгласила принятие христианства.
Особенности почитания Артемиды в Эфесе
Хотя храм Артемиды в Эфесе был самым известным культовым местом богини, всё же жители этих мест обращались совсем к другому её образу, чем в остальной Греции. Это сказывалось и на статуях, которые выглядели не как прекрасные и гибкие небожители Олимпа. Они подходили больше на изображения богов Ближнего Востока и Египта.
Капитолийский музей в Риме, Артемида Эфесская.
В Эфесе Артемиду изображали больше как идол, так называемый ксоан. Такие статуи относятся к доэллинской эпохе, это архаические идолы. Когда такие предметы только появились, они представляли собой всего лишь столб из дерева. Понемногу мастера стали придавать им более человеческие черты, но всё они не походили на искусно сделанные статуи Эллады.
Артемида Эфесская тоже была лишена привычной для греческих статуй гибкости. Она изображалась в виде женщины, что стоит прямо и ровно. Ноги были прижаты друг к другу, в итоге вместе с телом они образовывали фигуру, сужающуюся книзу. Выточенное из дерева изображение было украшено драгоценностями.
На груди богини были очень интересные элементы, которые называли гроздьями винограда. Но по более известной версии это груди богини, сосцы, которые обозначали её плодовитость. Несмотря на девственность Артемиды, её часто сравнивали с богинями-матерями, хранительницами жизни. Поэтому Диану стали называть Многогрудая, Полимастос.
Но позже появились противники этой версии, считавшие, что это просто украшения, ведь они отличаются по цвету от тела богини и не имеют соответствующих анатомических деталей.
Артемида в психологии
Греческая мифология значительно повлияла на разные науки и аспекты жизни людей. Образы богов приобретали важное значение, становились архетипами.
Архетип личности – это сценарии поведения, особенности личности, её мышления, которые в совокупности составляют определённый образ. Этот термин ввёл Карл Густав Юнг.
Среди разных видов архетипов есть и архетипы греческих богинь. Архетип Артемиды в первую очередь несёт в себе независимость. Он показывает сильный женский дух. Самодостаточность, уверенность, способность о себе позаботиться – это всё тоже про архетип Артемиды.
Ещё одна сторона этого образа – связь с природой, с луной. Такие представительницы прекрасного тянутся к лесам и полям, как и сама прекрасная лунная богиня.
Археологический музей в г. Пирей, Греция. Бронзовая статуя-оригинал.
Образ в астрономии
Очень часто греческие боги оставляли свой след и в астрономии. Их именами называли важные космические объекты, программы, спутники и пр.
Именем Артемиды были названы:
- астероид Артемида;
- астероид Делия (один из эпитетов богини);
- венец Артемиды у планеты Венеры;
- Артемида – американская программа НАСА по возвращению людей на поверхность луны, которая началась в 2019 г.
Гимны Артемиде
Орфический гимн Артемиде
Многоименная Зевсова дщерь, внемли, о царица!
О титанида, Бромия, великая лучница дева,
Светоч несущая, явная всем, богиня Диктина,
Муки родильной не зная, несущая в родах подмогу,
5 Поясоснятица, страстью ты жалишь, охотишься с псами,
Быстрая в беге, забот разрешитель, ты бодрствовать любишь,
Ночью бродя, стреловержица, встреча с тобою — к удаче,
Статная, мужу подобна, даруешь недолгие роды,
Демон, что смертных потомство людей и растит, и питает!
10 Ты амвросийная, ты и подземная, звероубийца,
Горных хозяйка дубрав, оленей разишь, о честная,
Ты госпожа, всецарица, всегда в неизменном цветенье.
Псов ты, лесная, хранишь, кидониянка, светлая видом.
Ныне, богиня, гряди, о любезная, встречей благая,
15 К мистам ко всем благосклонна, щедра земными плодами!
Милый нам мир приведи с Гигиеей прекраснокудрявой,
Горе и злые болезни прогнав за далекие горы!
Оригинал гимна.
Κλῦθί μευ, ὦ βασίλεια, Διὸς πολυώνυμε κούρη,
Τιτηνίς, βρομίη, μεγαλώνυμε, τοξότι, σεμνή,
πασιφαής, δαιδοῦχε, θεά Δίκτυννα, λοχείη,
ὠδίνων ἐπαρωγὲ, καὶ ὠδίνων ἀμύητε·
λυσίζωνε, φίλοιστρε, κυνηγέτι, λυσιμέριμνε,
εὔδρομος, ἰοχέαιρα, φιλαγρότι, νυκτερόφοιτε,
κλεισίη, εὐάντητε, λυτηρίη, ἀρσενόμορφε,
ὀρθίη, ὠκυλόχεια, βροτῶν κουροτρόφε δαῖμον,
ἀγροτέρη, χθονίη, θηροκτόνος, ὀλβιόμοιρε·
ἣ κατέχεις ὀρέων δρυμούς, ἐλαφηβόλε, σεμνή,
πότνια, παμβασίλεια, καλὸν θάλος αἰὲν ἐοῦσα·
δρυμονία, σκυλακῖτι, Κυδωνιάς, αἰολόμορφε.
ἐλθέ, θεὰ σώτειρα, φίλη, μύστῃσιν ἅπασιν,
εὐάντητος, ἄγουσα καλοὺς καρποὺς ἀπὸ γαίης,
εἰρήνην τ’ ἐρατὴν καλλιπλόκαμόν θ’ ὑγίειαν·
πέμποις δ’ εἰς ὀρέων κεφαλὰς νούσους τε καὶ ἄλγη.
Перевод на английский язык.
Hear me, Jove’s daughter, celebrated queen,
Bacchian and Titan, of a noble mien:
In darts rejoicing and on all to shine,
Torch-bearing Goddess, Dictynna divine;
O’er births presiding, and thyself a maid,
To labour-pangs imparting ready aid:
Dissolver of the zone and wrinkl’d care,
Fierce huntress, glorying in the Sylvan war:
Swift in the course, in dreadful arrows skill’d,
Wandering by night, rejoicing in the field:
Of manly form, erect, of bounteous mind,
Illustrious dæmon, nurse of human kind:
Immortal, earthly, bane of monsters fell,
‘Tis thine, blest maid, on woody hills to dwell:
Foe of the stag, whom woods and dogs delight,
In endless youth who flourish fair and bright.
O, universal queen, august, divine,
A various form, Cydonian pow’r, is thine:
Dread guardian Goddess, with benignant mind
Auspicious, come to Mystic rites inclin’d;
Give earth a store of beauteous fruits to bear,
Send gentle Peace, and Health with lovely hair,
And to the mountains drive Disease and Care.
Гомеров гимн IX «К Артемиде»
Муза, воспой Артемиду, родную сестру Дальновержца,
Стрелолюбивую деву, совместно взращенную с Фебом.
Поит она лошадей в тростниках высоких Мелита
И через Смирну несется в своей всезлатой колеснице
5 В Кларос, богатый лозами, – туда, где сидит, дожидаясь
Стрелолюбивой сестры-дальновержицы, Феб сребролукий.
Радуйся ж песне и ты, и с тобой все другие богини!
Первая песня – тебе, с тебя свою песнь начинаю.
Славу ж воздавши тебе, приступаю к другому я гимну.
Гимн XXVII «К Артемиде»
Песня моя – к златострельной и любящей шум Артемиде,
Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
5 И на тенистых отрогах свой лук всезлатой напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи лесные
Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем
10 Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
После того как натешится сердцем охотница-дева,
Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет
И направляется к дому великому милого брата
Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской.
15 Чтобы из Муз и Харит хоровод устроить прекрасный.
Там она вешает лук свой с концами загнутыми, стрелы,
Тело приятно украсив, вперед выступает пред всеми
И хоровод зачинает. И пеньем бессмертным богини
Славят честную Лето, как детей родила она на свет,
20 Между бессмертными всеми отличных умом и делами.
Радуйтесь, дети Кронида-царя и Лето пышнокудрой!
Ныне же, вас помянув, я к песне другой приступаю.
Гимн Каллимаха III «К Артемиде»
Полностью можно прочитать здесь
Стихотворения, посвящённые Артемиде.
А. А. Фет, «Диана»
Богини девственной округлые черты,
Во всем величии блестящей наготы,
Я видел меж дерев над ясными водами.
С продолговатыми, бесцветными очами
Высоко поднялось открытое чело, —
Его недвижностью вниманье облегло,
И дев молению в тяжелых муках чрева
Внимала чуткая и каменная дева.
Но ветер на заре между листов проник, —
Качнулся на воде богини ясный лик;
Я ждал, — она пойдет с колчаном и стрелами,
Молочной белизной мелькая меж древами,
Взирать на сонный Рим, на вечный славы град,
На желтоводный Тибр, на группы колоннад,
На стогны длинные… Но мрамор недвижимый
Белел передо мной красой недостижимой.
Франсиско де Кеведо-и-Вильегас, «Артемида и Актеон»
Эфесская охотница роняла
в лесной купальне свой жемчужный пот
в ту пору, когда знойный небосвод
на Пса направил солнечные жала.
Она глядела, как Нарцисс, в зерцало,
рисуя свой портрет на глади вод.
Но нимфы, чуя чужака приход,
ей из воды соткали покрывало.
Они слепят водою Актеона,
но на богиню он глядит влюбленно, —
не слепнет тот, кто этот свет следит.
Уже украшен он рогами зверя,
и псы бегут к оленю, зубы щеря,
но пыл его сильней ее обид.
Все стихи можно прочитать здесь
Картины с Артемидой
Музей Пушкина. Франсуа Буше. Юпитер в образе Артемиды навещает Каллисто.
Эрмитаж. Куапель Ноэль-Никола, Купание Артемиды.
Виндзорский замок, г. Виндзор, Англия. Лукас Кранах Старший. Аполлон и Диана.
Статуи Артемиды в городах мира
Музей-усадьба Кусково, Москва.
Летний сад в Центральном районе Санкт-Петербурга. Паоло Трискорни.
Парк Королевского дворца в Казерте, Италия. Фонтан с Артемидой и Актеоном. Луиджи Ванвителли и Карло Ванвителли.
Скульптуры в музеях мира
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва. Диана Версальская.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Джованни Мариа Бенцони.
Национальный археологический музей Неаполя, Италия. Артемида Эфесская, копия.
Источник