Меню

Астрономия практическая работа по теме солнце

Решебник по астрономии 11 класс на урок №19 (рабочая тетрадь) — Солнце как звезда

вкл. 28 Ноябрь 2016 .

Решебник по астрономии 11 класс на урок №19 (рабочая тетрадь) — Солнце как звезда

1. Руководствуясь схемой строения Солнца, укажите названия внутренних областей и слоёв атмосферы Солнца.

1 Зона ядерных реакций 4 Фотосфера
2 Зона переноса лучистой энергии 5 Хромосфера
3 Зона конвекции 6 Корона
(4, 5, 6) Атмосфера 7 Солнечный ветер

2. Заполните таблицу с основными характеристиками Солнца.

Параметры Величины
Среднее расстояние от Земли 1 а. е.
Линейный диаметр 109 D
Видимый угловой диаметр 32′
Масса 330000 M
Солнечная постоянная 1.37 кВт/м 2
Светимость 3,85 ⋅ 10 26 Вт
Температура видимого внешнего слоя 5800 К
Химический состав внешних слоёв -73% — H, — 25% — He, -2% — др.
Период вращения 25 сут — у экватора, 30 сут — у полюса
Температура в центре Солнца -15 000 000 К
Абсолютная звёздная величина -48
Возраст -4,57 млрд лет
Средняя плотность 1,41 ⋅ 10^3 кг/м 3

3. Определите линейный радиус Солнца (в радиусах Земли и километрах). Угловой радиус фотосферы и расстояние от Земли до Солнца Считайте известными.

4. Определите массу Солнца, если Земля обращается вокруг Солнца на расстоянии 1 а. е. с периодом один год. Орбиту Земли считайте круговой.

5. Звезда Ригель из созвездия Орион излучает света примерно в 60 тыс. раз больше нашего Солнца. Объясните почему же тогда Солнце выглядит ярче, чем Ригель?

Решение: Солнце — ближайшая к нам звезда, и она в 23 млн раз ближе, чем Ригель.

6. Определите светимость Солнца, если солнечная постоянная равна 1370 Вт/м, а расстояние от Земли до Солнца — 1 а. е.

7. Определите температуру фотосферы, если светимость Солнца равна 3,85 ⋅ 10 26 и радиус Солнца — 696 тыс. км.

Источник

Практические работы по астрономии
учебно-методический материал на тему

В материале представлен комплект практических заданий, применяемых при обучении астрономии в учреждении среднего профессионального образованиия

Скачать:

Вложение Размер
pr_po_astronomii_dlya_povar.docx 155.44 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

КОМПЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

к рабочей программе

в рамках программы подготовки

квалифицированных рабочих и служащих

19.01.17 «Повар, кондитер».

Составитель: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель высшей квалификационной категории

цикловой комиссией (ЦК)

№___ «____»_____________2018 года

__________руководитель ЦК Шаяхметова Л.Х.

Практические задания разработаны в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Астрономия».

Цель выполнения практических работ : формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса астрономиии.

Характеристика практических заданий:

Тема практической работы

Работа с подвижной звёздной картой (ПЗК)

Практические основы астрономии

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования

использовать карту звездного неба для нахождения координат светила

Определение координат небесных объектов

Практические основы астрономии

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов

Конфигурации планет и законы движения планет

Строение Солнечной системы

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

Строение Солнечной системы

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов

Физические условия на поверхности планет земной группы

Природа тел Солнечной системы

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал

владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: описание; объяснять полученные результаты и делать выводы

Сравнительная характеристика планет

Природа тел Солнечной системы

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал

обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы

Определение основных характеристик звёзд

Солнце и звёзды

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов

Определение скорости движения звёзд в Галактике

Строение и эволюция Вселенной

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов

Оценка результата выполнения практических заданий:

Корректное поведение при выполнении работы

Записи аккуратные, отсутствуют грамматические ошибки

Содержание информации соответствует требуемой

Информация представлена чётко, логично, отсутствуют фактические ошибки

Практическая работа № 1.

«Работа с подвижной звёздной картой (ПЗК)».

  1. Рассмотрите ПЗК, которая состоит из двух частей: карты звёздного неба и накладного круга с небесным меридианом (нить).
  2. Внимательно прочитайте задания 1 — 9, выполните указания к ним, запишите полученные ответы.
  1. В каком созвездии находится Солнце 15 октября? На карте звёздного неба найдите эклиптику, определите в каком созвездии находится точка эклиптики, соответствующая дате 15 октября.
  2. Какие яркие звёзды видны 15 января в 22 часа? Совместите дату 15 января на карте звёздного неба и время 22 часа на накладном круге. Выпишите названия ярких звёзд, используя таблицу «Основные сведения о наиболее ярких звёздах».
  3. В какой стороне неба 5 мая в 23 часа видно созвездие Близнецов? Совместите дату 5 мая на карте звёздного неба и время 23 часа на накладном круге. Для определения стороны неба используйте подписи на накладном круге: С – север, Ю – юг, В — восток, З – запад.
  4. Когда 10 января происходит верхняя кульминация Спики? Расположите накладной круг так, чтобы меридиан (нить) проходил через звезду Спика ( Девы). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 10 января на карте звёздного неба.
  5. Когда 15 февраля происходит нижняя кульминация Веги? Расположите накладной круг так, чтобы меридиан (нить) проходил через звезду Вега ( Лиры) между северным полюсом мира (центр карты звёздного неба) и точкой севера (точка С на накладном круге). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 15 февраля на карте звёздного неба.
  6. Когда 25 мая восходит Альтаир? Расположите накладной круг так, чтобы звезда Альтаир ( Орла) находилась на линии горизонта в восточной части неба (внутренний вырез накладного круга вблизи точки В). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 25 мая на карте звёздного неба.
  7. Когда 10 мая заходит Арктур? Расположите накладной круг так, чтобы звезда Арктур ( Волопаса) находилась на линии горизонта в западной части неба (внутренний вырез накладного круга вблизи точки З). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 10 мая на карте звёздного неба.
  8. Когда 10 мая восходит Солнце? Расположите накладной круг так, чтобы точка эклиптики, соответствующая дате 10 мая, находилась на линии горизонта в восточной части неба (внутренний вырез накладного круга вблизи точки В). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 10 мая на карте звёздного неба.
  9. Когда 5 октября заходит Солнце? Расположите накладной круг так, чтобы точка эклиптики, соответствующая дате 5 октября, находилась на линии горизонта в западной части неба (внутренний вырез накладного круга вблизи точки З). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 5 октября на карте звёздного неба.

Практическая работа № 2.

«Определение координат небесных объектов».

  1. Разберите решение задачи. Каково склонение звёзд, которые в Москве ( ) кульминируют на высоте ?

Дано: Решение.

Запишите формулу высоты светила в верхней кульминации: .

Преобразуйте формулу и выразите склонение:

Найти: Рассчитайте склонение: .

=? Ответ: склонение звёзд равно .

  1. Разберите решение задачи. На какой географической широте звезда Альтаир кульминирует в зените?

Склонение звезды Альтаир ( Орла) найдите в таблице «Основные сведения о наиболее ярких звёздах». Высота зенита равна .

Дано: Решение.

Запишите формулу высоты светила в верхней кульминации: .

Преобразуйте формулу и выразите широту: .

Найти: Рассчитайте широту: .

? Ответ: северной широты.

  1. Разберите решение задачи. Какова высота Солнца в полдень в день зимнего солнцестояния в Мурманске ( )?

Полдень – это верхняя кульминация Солнца. В день зимнего солнцестояния склонение Солнца равно .

Дано: Решение.

Запишите формулу высоты светила в верхней кульминации: .

Рассчитайте высоту:

Найти: Ответ: (Солнце находится под горизонтом, в Мурманске – полярная ночь).

  1. Решите задачу. Каково склонение звёзд, которые в Ростове-на-Дону ( ) кульминируют в зените?
  2. Решите задачу. На какой географической широте звезда Спика кульминирует на высоте ?
  3. Решите задачу. Какова высота Солнца в полдень в день весеннего равноденствия в Новосибирске ( )?

Практическая работа № 3

«Конфигурации планет и законы движения планет»

  1. Разберите решение задачи. Через какой промежуток времени повторяются нижние соединения Меркурия?

Дано: Решение:

Т = 1год Определите синодический период Меркурия:

Т = 0,24 года Выполните преобразования формулы:

Выполните расчёты: года

Найти: S-? Переведите синодический период из лет в сутки:

Ответ: нижние соединения Меркурия повторяются через 117 суток.

  1. Разберите решение задачи. Рассчитайте продолжительность года на Венере.

Т = 1год Запишите III закон Кеплера:

а = 1 а.е. Выполните преобразование формулы:

а = 0,72 а.е. Выполните расчёты:

Переведите звёздный период в сутки:

Найти: Т -? Ответ: год на Венере длится 223 дня.

  1. Решите задачу. Через какой промежуток времени повторяются верхние соединения Венеры?
  1. Решите задачу. Рассчитайте продолжительность года на Юпитере.

Практическая работа № 4.

«Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе».

  1. Разберите решение задачи. На каком расстоянии от Земли находится Сатурн, когда его горизонтальный параллакс равен 0,9 ”?

Дано: Решение:

Запишите формулу суточного параллакса в угловых секундах:

R = 6371 км Преобразуйте формулу:

Найти: Рассчитайте расстояние: км

r — ? Переведите расстояние в а.е.: а.е.

Ответ: расстояние до Сатурна 9,7 а.е.

  1. Разберите решение задачи. Чему равен угловой диаметр Солнца, видимый с Венеры?

Дано: Решение:

Переведите расстояние Венеры от Солнца в км:

D = 1392000 км Запишите формулу углового радиуса светила:

Угловой диаметр в 2 раза больше углового радиуса:

Найти: -? Рассчитайте угловой диаметр:

Переведите угловой диаметр в угловые минуты и градусы:

Ответ: угловой диаметр Солнца, видимый с Венеры, .

  1. Решите задачу. Чему равен суточный параллакс Юпитера в противостоянии?

Решите задачу. Чему равен угловой диаметр Солнца, видимый с Марса?

Практическая работа № 5.

«Физические условия на поверхности планет земной группы».

Источник

Практическая работа по астрономии по теме «Солнце и звезды»

Практическая работа №4 по теме «Звезды»

Цель работы : проверить знания по теме «Звезды», умение анализировать, сравнивать звезды и Солнце по их характеристикам, использовать полученные знания для расширения компетенций.

Дидактическое оснащение практического занятия:

указания по выполнению практического задания;

рабочая тетрадь с конспектами

1) звезда; 2) планета; 3) комета; 4) галактика.
Б.
Масса Солнца:

1) 10 22 кг, или равна массе Луны;
2) 6× 10 27 кг, или почти равна массе Земли;
3) 2× 10 30 кг, или в 333 000 раз больше массы Земли;
4) 10 32 кг, или в 30 миллионов раз больше массы Земли.

1) красная звезда класса М;
2) желтая звезда класса G;
3) оранжевая звезда класса К;
4) белая звезда класса А.

1) Солнце — самая большая из известных звезд;
2) Солнце — самая маленькая из известных звезд;
3) Солнце совпадает по размерам с Землей;
4) Солнце больше Земли по размерам в 109 раз.

Д. Температура на видимой поверхности Солнца:

1) 3000 К; 2) 4500 К; 3) 10000 К; 4) 6000 К

II. Укажите следующие солнечные явления:

А . Яркая область, окружающая солнечное пятно в фотосфере –
Б
. Мелкие светлые фотосферные пятнышки, которые выглядят как рисовые зерна –
В
. Темные, относительно холодные области на фоне яркой фотосферы –
Г
. Массы яркого газа, как пламя вздымающиеся на сотни тысяч километров над краем диска –
Д
. Мощные короткоживущие взрывные выбросы света и вещества –
1) вспышка; 2) гранулы; 3) факельная область (флоккул); 4) протуберанец; 5) солнечные пятна.

III. Звездакак небесное тело

1) огромный раскаленный газовый шар;
2) шарообразное тело, состоящее из раскаленной плазмы;
3) шарообразное тело, которое светит отраженным светом;

Б. Размеры и массы:

1) Звезды обладают массами от 10 29 до 10 32 кг, или от 0,05 до 100 масс Солнца;
2) Звезды обладают массами менее 10 29 кг, или менее 0,05 масс Солнца;
3) Массы звезд свыше 10 32 кг, или более 100 масс Солнца.

1) Звезды состоят в основном из водорода и гелия;
2) звезды состоят в основном из углерода, кремния, железа и других тяжелых элементов;
3) состав звезд не известен.

Г . Выделение энергии в недрах звезд происходит в результате:

1) атомных реакциях распада урана и плутония;
2) химических реакций сгорания вещества;
3) термоядерных реакциях превращения водорода в гелий;
4) неизвестных науке процессов.

Д . Давление и температура в центре звезды определяются прежде всего:

1) светимостью; 2) температурой атмосферы; 3) массой; 4) химическим составом; 5) размерами.

Е. Классы звезд связаны с их цветом и температурой:

Ж . Различия в спектрах звезд определяются в первую очередь различием их:
1) возрастов; 2) температур; 3) светимостей; 4) химического состава; 5) размеров.

З . Скорость эволюции звезды зависит прежде всего от:
1) размеров; 2) массы; 3) светимости; 4) температуры поверхности; 5) плотности.

IV. Внутреннее строение звезд:

1 – зона термоядерных реакций; 2 – зона лучистого переноса; 3 – зона конвекции;
4 –изотермическое гелиевое ядро;5 – оболочка из вырожденного газа; 6 – кора;
7 – нейтронная жидкость

1) звезда главной последовательности класса А; 2) красный гигант; 3) белый карлик;
4) звезда главной последовательности класса G; 5) нейтронная звезда;
6) звезда главной последовательности класса М.

V . Связь между спектральным классом звезды и временем её пребывания на главной последовательности :

А. Звезды классов О (В) существуют:
1) десятки миллиардов лет; 2) миллиарды лет; 3) миллионы лет.

Б. Звезды классов G (K) существуют:
1) десятки миллиардов лет; 2) миллиарды лет; 3) миллионы лет.

В . Звезды класса М существуют:
1) десятки миллиардов лет; 2) миллиарды лет; 3) миллионы лет.

VI. Зависимость конечных этапов эволюции звезд от массы звезд:
А.
Звезды с ядрами массой до 1,5 масс Солнца становятся:
1) белыми карликами; 2) нейтронными звездами; 3) черными дырами;
Б.
Звезды с ядрами массой от 1,5 до 3 (10) масс Солнца становятся:
1) белыми карликами; 2) нейтронными звездами; 3) черными дырами;
В.
Звезды с ядрами массой свыше 3 (10) масс Солнца становятся:
1) белыми карликами; 2) нейтронными звездами; 3) черными дырами.

VII. Подберите описание к основным стадиям эволюции звезд:
А
. Образование элементов до железа —
Б
. Гравитационное сжатие туманности —
В
. «Горение» гелия –
Г
. Нейтронная звезда –
Д
. На конечной стадии – невидимый сверхплотный объект диаметром 3 км –
Е
. Устойчивое свечение за счет термоядерных реакций превращения водорода в гелий –
Ж
. Сильнейший взрыв –
1) черная дыра; 2) «горение» углерода; 3) главная последовательность; 4) протозвезда;
5) пульсар; 6) красный гигант; 7) Сверхновая.

VII I . Диаграмма Герцшпрунга-Рессела:

А . Диаграмма Герцшпрунга-Рессела представляет зависимость между:
1) массой и спектральным классом звезды; 2) светимостью и эффективной температурой;
3) спектральным классом и химическим составом; 4) массой и радиусом
Б
. После превращения водорода в гелий в недрах звезды «точка положения звезды» на диаграмме Герцшпрунга-Рессела перемещается по направлению:
1) к большим поверхностным температурам; 2) вверх по главной последовательности;
3) к большим плотностям; 4) к меньшим радиусам;
5) от главной последовательности к красным гигантам;

В . Какой вывод можно сделать, сравнивая положение звезд А и В на диаграмме Герцшпрунга-Рессела?
1) звезда В моложе звезды А ; 2) звезда В имеет меньший радиус;
3 ) звезда А имеет меньшую светимость;
4) звезда А является белым карликом; 5) звезда В является гигантом;

Г . Если группу из звезд нанести на диаграмму Герцшпрунга-Рессела, то большинство из них будет находиться на главной последовательности, поскольку:
1) на главной последовательности концентрируются самые молодые звезды, число которых очень велико;
2) вне главной последовательности концентрируются звезды, не принадлежащие нашей Галактике;
3) продолжительность пребывания звезд на стадии главной последовательности превышает время эволюции на других стадиях;
4) на главной последовательности находятся только самые старые звезды;
5) объясняется чистой случайностью и не связано с теорией эволюции.

Номера верных ответов на вопросы :

А.1; Б 3; В 2; Г 4; Д 4

II. А 3; Б 2; В 5; Г 4; Д 1

III. А 2; Б 1; В 1; Г 3; Д 3; Е 1; Ж 2; З 2
IV. А 2; Б 4; В 1; Г 6; Д 3; Е 5
V. А 3; Б 2; В 1
VI А 1; Б 2; В 3
VII. А 2; Б 4; В 6; Г 5; Д 1; Е 3; Ж 7. А 1; Б 1; В 2; Г 2; Д 3
VIII А 2; Б 4; В 2; Г 3.

VI. Туманность — это:
А.
1) огромное облако космического газа и пыли;
2) шарообразное тело, которое светит отраженным светом;
3) огромный раскаленный газовый шар.
Б.
1) туманности состоят в основном из водорода;
2) туманности состоят в основном из соединений углерода, азота, неона и других тяжелых газов
3) туманности состоят в основном из кремния, железа и других тяжелых элементов.
В.
В результате сверхмощных взрывов звезд образуются:
1) диффузные газопылевые туманности;
2) планетарные и волокнистые туманности.
Г.
Образование звезд происходит:
1) в волокнистых туманностях;
2) в диффузных газопылевых туманностях;
3) в планетарных туманностях.
Д
. Образование звезд происходит в результате явления:
1) слипания вещества под действием силы тяжести с последующим гравитационным сжатием;
2) гравитационного коллапса;
3) гравитационного сжатия с последующим коллапсом.

Источник

Читайте также:  Мальчик бегущий за солнцем
Adblock
detector