Меню

Автоматические космические станции луна

Автоматические космические станции луна

В НПО имени С. А. Лавочкина продолжается подготовка к запуску автоматической станции «Луна-25», намеченному на октябрь 2021 года. Отраслевой журнал Госкорпорации «Роскосмос» — «Русский космос» поговорил с главным конструктором проекта «Луна-Глоб» Павлом Казмерчуком о текущем статусе работ, планируемой схеме полета, комплектации станции научными приборами и главной задаче миссии.

Недавно в отраслевом испытательном центре Роскосмоса ФКП «НИЦ РКП» (г. Пересвет, Московская область) завершились тепловакуумные испытания теплового макета станции «Луна-25». Во время проверок макет был помещен в огромную вакуумную камеру, где имитировались условия космического полета: практически полная пустота, отраженный свет Земли и Луны, холодный «черный» космос и солнечное излучение. Таким образом, воспроизводились тепловые и световые нагрузки на космический аппарат на всех этапах миссии — от старта до пребывания на поверхности Луны. Во время испытаний велась непрерывная запись всей телеметрической информации (около 600 параметров). Полученные данные позволят разработчикам оценить правильность расчета тепловой математической модели космического аппарата.

По возвращении макета в НПО Лавочкина состоялись атмосферные испытания, моделирующие работу аппарата на техническом комплексе космодрома. По словам главного конструктора станции «Луна-25» Павла Казмерчука, идет этап наземной экспериментальной отработки. В октябре планируется начать испытания вибростатического и электрического макетов. Всего в работе задействовано 16 экспериментальных изделий. По завершении проверок пройдут наземные испытания летного образца, который впоследствии отправится на космодром для запуска.

Станция «Луна-25» состоит из двух основных конструктивных частей

Нижняя часть — посадочное устройство, представляющее собой конструктив с амортизационными посадочными «лапами» — опорами, обеспечивающими мягкое касание поверхности. На нем же закреплена двигательная установка станции, с помощью которой производится коррекция траектории перелета до Луны, торможение при сходе с орбиты и мягкая посадка. Здесь же монтируются топливные баки, манипулятор грунтозаборного устройства, датчики, антенны.
Верхняя часть — негерметичный приборный отсек. На нем находятся панели солнечных батарей, радиатор системы терморегулирования, электронное оборудование станции, научные приборы, источник энергии. Всего на борту станции размещены девять различных научных приборов.

— Павел Владимирович, как идет подготовка к запуску станции «Луна-25»?

— Работы на предприятии идут по графику, и он достаточно жесткий — работаем в две смены. При необходимости используем выходные. Серьезных сбоев нет. У нас есть уверенность, что сборку и подготовку к пуску мы выполним в срок. В августе 2021 года станция будет отправлена на Восточный, а сам запуск намечен на 1 октября 2021 год.

— Какова циклограмма полета станции к Луне?

— Запуск будет произведен с космодрома Восточный ракетой-носителем «Союз 2.1б» с нашим разгонным блоком «Фрегат», который выведет станцию на траекторию полета к Луне. Перелет по штатной программе составит от 4,5 до 5,5 суток в зависимости от конкретной даты пуска. Во время перелета с помощью двигательной установки станции будет проведено две коррекции, и после отработки тормозного импульса «Луна-25» выйдет на лунную полярную орбиту. По ней летаем от трех до семи суток, в течение которых должны быть выполнены тщательные траекторные измерения для формирования предпосадочной орбиты.

Далее двигательная установка станции сведет ее с орбиты и обеспечит практически нулевую скорость в момент посадки. Это должно произойти не позднее 12 дней с даты старта. Для посадки наши коллеги в Российской академии наук выбрали две точки: основная — к северу от кратера Богуславский и резервная — к юго-западу от кратера Манцини. Каждое место посадки имеет вид эллипса 30×15 км с уклонами не более 15° и камнями не более 150 мм.

Знакомым курсом

Название «Луна-25» планируемой миссии подчеркивает преемственность по отношению к советской серии исследований Луны, завершенной в далеком 1976 году.
Среди задач первой российской лунной миссии — исследование полярного района естественного спутника Земли, отработка технологии посадки и летные испытания бортовой аппаратуры.
«Луна-25» станет своего рода первопроходцем, и от ее результатов во многом будут зависеть следующие шаги по изучению Селены. Аппарат направится к южному полюсу земного спутника: запланированная посадка в приполярной области станет первой в мире.

— В чем принципиальные отличия «Луны-25» от советских лунных станций?

— Есть два основных отличия. Первое: советские лунные станции осуществляли посадку в экваториальной зоне, а наша станция впервые будет садиться у южного полюса. Это значительно труднее из-за более сложного рельефа местности: там скалы, большие камни, поэтому выбор площадки для посадки — важная научная задача. Сложность еще в том, что, кроме рельефа, надо учитывать много других факторов: в месте прилунения должна быть большая вероятность наличия льда, должны соблюдаться требуемые условия освещенности и радиосвязи.

Второе принципиальное отличие: приборный корпус у нас негерметичный. Это позволяет уменьшить вес конструкции и тем самым дать дополнительную массу для научных приборов.

— А как же с обеспечением температурного режима, необходимого для приборов?

— Основные приборы и устройства размещены на термостабилизационной панели. Во время лунного дня излишнее тепло отводится в космос специальными радиаторами. А лунной ночью избежать замерзания помогут радиоизотопные источники тепла.

— Будет ли корректироваться траектория во время посадки?

— Нет, во время посадки «Луны-25» такая операция не предусмотрена. Это будет реализовано на следующей посадочной лунной станции — «Луне-27». Тогда будет возможность автоматического анализа рельефа, и при необходимости можно будет скорректировать траекторию спуска для посадки в безопасном районе.

Доверяй, но проверяй

Прежде чем запустить станцию к Луне, создают несколько макетов. На одном отрабатывается технология сборки аппарата, на другом — совместимость конструктивных элементов, на третьем проверяется работа электрических приборов и систем и т.д. На макетах также испытывают воздействие на аппарат вибраций при транспортировке и выведении на орбиту. Есть макет для проверки эффективности теплозащитного покрытия, обеспечивающего работу приборов в лунный день (при нагреве) и в мороз лунной ночью.
Все изменения по результатам испытаний вносятся в конструкцию летного экземпляра станции. И по окончании проверок он стартует в космос.

— Какие научные приборы будут установлены на аппарате?

— Всего на станции девять приборов. Все они российского производства, за исключением «Пилота-Д». Это часть зарубежного прибора, который готовится в полном сборе для установки на следую­щую посадочную станцию. В полете на «Луне-25» он пройдет предварительные испытания.

Комплект научных приборов (его масса около 30 кг) имеет большой спектр задач. Главная, пожалуй, это исследование грунта контактным методом. Для этого есть манипуляторный комплекс, обеспечивающий забор лунной породы ковшом с глубины 15–30 см и перекладку ее в специальный прибор-анализатор. Состав реголита определим на месте. Цель — подтвердить наличие воды, которая была обнаружена косвенными методами. Это очень важно для последующего освоения Луны, так как вода — ценнейший ресурс. Если ее наличие будет установлено, это откроет возможность построения обитаемых лунных баз.

Помимо научных приборов, на аппарате будут установлены восемь камер, и мы будем получать изображения во время посадки и после посадки.

— Какова степень готовности научных приборов?

— Все научные приборы уже поставлены на предприятие, часть из них уже установлена на летный аппарат.

— Сформулируйте, пожалуйста, главную задачу станции «Луна-25».

— Главная задача — отработка технологии мягкой посадки, чего мы не делали с 1976 года (полагаю, мы с ней справимся). Вслед за этой станцией к Луне пойдут более сложные космические аппараты, и мы займем достойное место в освоении Луны.

Источник

Автоматические космические станции луна

50 лет назад 24 сентября 1970 года впервые в мировой истории образцы лунного грунта доставил на Землю автоматический космический аппарат. Это сделала советская межпланетная станция «Луна-16».

Сегодня Госкорпорация «Роскосмос» предлагает вашему вниманию новый комплект рассекреченных документов, рассказывающих о подготовке этой исторической миссии. Подборка содержит документы правительства, протоколы совещаний конструкторов, описания систем и агрегатов ракетно-космического комплекса.

Картина А.Леонова и А.Соколова «Луна-16»

Читайте также:  Когда ближайшая фаза растущей луны

Штурм Селены автоматическими зондами начался вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли. В начале 1959 года к ночному светилу стартовала станция «Луна-1». Достигнув второй космической скорости, но не долетев до цели, аппарат навсегда покинул Землю и стал первым искусственным спутником Солнца.

Более очевиден был результат миссии «Луна-2», предпринятой осенью того же года, – на поверхность Луны были доставлены советские вымпелы. Их точную копию советский лидер Никита Хрущев во время визита в США подарил президенту Эйзенхауэру, после чего соперничество великих держав в космосе обрело новый импульс.

Следующие экспедиции позволили увидеть обратную сторону Луны, составить ее точную карту, а в феврале 1966 года «Луна-9» впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхность иного небесного тела. Однако лунная гонка между СССР и США требовала более ярких результатов. Задачу установления обратной связи с естественным спутником Земли решила автоматическая станция «Луна-16», созданная проектной группой НПО имени С.А.Лавочкина под руководством Георгия Николаевича Бабакина.

12 сентября 1970 года комплекс, состоящий из посадочной платформы, буровой установки и возвратной ракеты со спускаемым аппаратом был отправлен к Луне, и спустя 8 дней произвел мягкую посадку в районе Моря Изобилия.

Автомат пробурил поверхность Луны на глубину 35 см, вложил полученную колонку образцов внутрь герметичной капсулы, и 24 сентября ценный груз был доставлен на Землю. В руках советских ученых оказалось 101 г лунного грунта!

Была решена двуединая задача – осуществить беспилотный полет по маршруту «Земля–Луна–Земля» и доставить на Землю образцы инопланетного вещества, исследования которого позволили ученым ответить на множество вопросов о происхождении и эволюции Солнечной системы.

Август 1965 г.

Технический отчет «Основные положения по объекту Е-8»

Самый ранний из сохранившихся в архиве АО «НПО Лавочкина» технических документов, касающихся разработки дистанционно-управляемого аппарата, действующего на поверхности Луны на базе посадочной платформы второго поколения. Документ создан при передаче тематики по автоматическим лунным и межпланетным станциям из ОКБ-1 (главный конструктор С.П. Королёв) Машиностроительному заводу имени С.А. Лавочкина (Г.Н. Бабакин).

25 октября 1965

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №841-303 «О сосредоточении сил конструкторских организаций промышленности на создании комплекса ракетно-космических средств для облета Луны»

Партийно-правительственный документ, подписанный Первым секретарем Центрального Комитета КПСС Л.Брежневым и Председателем Совета Министров СССР А.Косыгиным, фиксирует решение об облете Луны пилотируемым кораблем (проект УР-500К-Л1 – облёт Луны на модифицированном корабле «Союз», запускаемом с помощью ракеты-носителя «Протон-К» с разгонным блоком «Д») и предписывает сосредоточить на этом направлении силы ОКБ-52 Министерства общего машиностроения (генеральный конструктор В.Н.Челомей) и ОКБ-1 Министерства общего машиностроения (главный конструктор С.П.Королёв).

Программа высадки человека на Луну Н1-Л3 (с использованием комплекса из орбитального корабля ЛОК и посадочного корабля ЛК, запускаемых с помощью сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1) испытывает трудности, в результате документом предписывается «…преобразовать Совет по «Н-1» в Совет по проблеме освоения Луны, назначив вместо т.Зверева С.А. председателем Совета т.Афанасьева С.А.»

4 февраля 1967 4 февраля 1967

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №115-46 «О ходе работ по созданию ракетно-космических комплексов УР-500К-Л1 и Н1-Л3»

Документ, подписанный года секретарем Центрального комитета КПСС Л.Брежневым и Председателем Совета Министров СССР А.Косыгиным, отмечает, что «работы по обеспечению облета Луны пилотируемым кораблем и высадки экспедиции на поверхность Луны, предусмотренные поставлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 августа 1964 г. №655-268, находятся в неудовлетворительном состоянии», и обязывает Министерства и ведомства, принимающие участие в создании комплексов УР-500К-Л1 и Н1-Л3, «обеспечить выполнение работ в объемах и сроках, согласованных с решениями Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам».

Главные конструкторы (В.П. Мишин, Н.А. Пилюгин, М.С. Рязанский, В.П. Бармин, Н.Д. Кузнецов, А.М. Исаев, В.Н. Челомей, В.П. Глушко и А.Д. Конопатов) предупреждены о персональной ответственности «за осуществление облета Луны с помощью ракетно-космического комплекса УР-500К-Л1 и высадку экспедиции на ее поверхность с помощью ракетно-космического комплекса Н1-Л3 в установленные сроки».

27 июня 1967

Приказ Министра общего машиностроения за №221

о выделении средств для премирования работников, отличившихся при выполнении работ по темам Е-8 (посадка на Луну автоматической лаборатории), М-69 (запуск автоматической станции второго поколения для исследования Марса), «Прогноз» (искусственный спутник Земли для изучения процессов солнечной активности, их влияния на межпланетную среду и магнитосферу Земли) и ДОК-ДПО (вспомогательные двигательные установки лунных кораблей ЛОК и ЛК).

19 июля 1967

Предложения о создании лунной астрономической обсерватории на базе комплекса 8К82К-Е-8

Документ, подписанный года директором ЦНИИМаш Ю.А. Мозжориным, описывает предложения по созданию стационарной автоматической астрономической обсерватории на Луне на базе станции Е-8, реализация которых позволит «использовать не только готовые носитель и разгонный блок Д, но и все разработанные в настоящее время системы и блоки аппарата Е-8, за исключением лунохода»

29 декабря 1967

Предварительный отчет по теме 166, том I «Космические средства для проведения научных исследований в околоземном и межпланетном пространствах, Луны и планет»

Документ ЦНИИМаша содержит обоснование проекта плана работы отрасли на 1968 – 1975 годы. В нем приведен интереснейший анализ задач и средств научных исследований, проведенных в период 1957-1966 гг., а также перспективной космической программы на 1968 – 1975 годы.

«Подводятся итоги и делаются некоторые выводы относительно дальнейших целесообразных путей проведения космических исследований, в частности, предлагаются возможные перспективные космические объекты и системы, обеспечивающие достаточно полное решение возможных научных задач».

23 января 1968

Приказ Министра общего машиностроения за №31 об обеспечении разработки аванпроекта на автоматическую станцию для исследования Луны — объекта Е-8-5 (в варианте возврата на Землю, будущую станцию типа «Луна-16»).

Документ определяет головных разработчиков и разрешает начать работы по объекту Е-8-5 за счет бюджетного финансирования, выделенного предприятиям и организациям на 1968 год по теме Е-8 («Луноход»).

Февраль 1968

Система «Е8-5» Эскизный проект, Том II (Конструкция)

Выдержки из пояснительной записки к Эскизному проекту системы Е8-5, подписанному в Г.Бабакиным (главный конструктор Машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина ), А.Исаевым (главный конструктор КБ-2) и Ф.Ткачевым (директор НИИ АУ (авиационных устройств). Содержит схемы первоначальной компоновки посадочной ступени и возвратной ракеты, которые отличаются от окончательного варианта, реализованного «в железе».

26 февраля 1968

Научные исследования космического пространства и небесных тел Солнечной системы в 1968-1971 годах. Том I. Исследования Луны, планет и космического пространства автоматическими станциями

Выдержки из документа, одобренного на заседании Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР (МНТС по КИ при АН СССР), рекомендованного в качестве основы для разработки плана научных исследований и подготовки дальних космических аппаратов научного назначения.

Документ подписан председателем МНТС по КИ при АН СССР академиком М.В.Келдышем и завизирован ученым секретарем Совета М.Я.Маровым

12 марта 1968

Приказ Министра общего машиностроения за №78 об обеспечении выполнения работ по ракетно-космическому комплексу 11А52-Л3 и изделиям Е-8, В-69, М-69 в заданные сроки

Интересны пункты, приписывающие директору Машиностроительного завода им. С.А.Лавочкина тов. Лукину «построить хозяйственным способом и ввести в эксплуатацию в I квартале 1969 года общежитие на 400 мест. Начальнику Главного материально-технического снабжения и сбыта т.Денисенко- выделить во II квартале 1968 г. целевым назначением для Машиностроительного завода им.Лавочкина 2 автобуса. »

28 марта 1968

Приказ Министра общего машиностроения за №104

Документ отмечает, что «работы по объекту Е-8 ведутся с отставанием на 3-4 месяца от сроков, установленных приказами Министерства от 2 августа 1967 г. № 288 и от 30 ноября 1967 г. №477» и предписывает «обратить внимание директора и главного конструктора завода им.Лавочкина тт.Лукина и Бабакина, директоров НИИ приборостроенич, НИИ прикладной механики тт.Гусева, Байкова, главного конструктора КБ «Салют» т.Никитина, директора завода «Радиоприбор№ и Московского завода электромеханической аппаратуры тт.Нестерова и Лапина на неудовлетворительный ход работ и допущенное отставание по теме Е-8».

26 апреля 1968

Приказ Министра общего машиностроения за №131

об установлении фонда для премирования руководства и работников Машиностроительного завода им. С.А.Лавочкина, НИИ приборостроения, НИИ прикладной механики, КБ «Салют» и КБ химического машиностроения за разработку и предоставление аванпроекта по объекту Е-8-5 в установленный срок.

29 августа 1968

Приказ Министра общего машиностроения за №297

о принятии мер «в связи с неудовлетворительным состоянием работ на заводе им.С.А.Лавочкина по созданию объектов Е-8, В-69, М-69 и дополнительным заданием изготовить в I квартале 1969 г. 2 объектов Е-8-5. »

1 ноября 1968

Приказ Министра общего машиностроения за №363

о мерах по обеспечению работ по исследованиям космического пространства, Луны и планеты Марс в указанные сроки, предписывающий передать ряд изделий, не относящихся к объектам Е-8 и М-69, с завода им.Лавочкина для производства на завод «Арсенал» им.Фрунзе и машиностроительный завод «Вымпел».

19 ноября 1968

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 899-314 «Об усилении работ по созданию ракетно-космических комплексов 7К-ОК, УР-500К-Л1 и Н1-Л3»

Документ, подписанный секретарем Центрального комитета КПСС Л.Брежневым и Председателем Совета Министров СССР А.Косыгиным, отмечает, что решения об осуществлении в 1967-1968 годах «стыковки пилотируемых космических кораблей 7К-ОК [«Союз»] на околоземной орбите, облета Луны пилотируемым кораблем с использованием комплекса УР-500К-Л1 и начало летно-конструкторских испытаний комплекса Н1-Л3 для высадки экспедиции на поверхность Луны», предусмотренные Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 февраля 1967 г. № 115-46 и от 21 июля 1967 г. № 715-240, в надлежащие сроки не выполнены.

Постановление обязывает решить задачу по стыковке пилотируемых кораблей 7К-ОК на околоземной орбите в 1968 году, отработать ракетно-космический комплекс УР-500К-Л1 для решения задачи облета Луны в 1968 году, начать летные испытания комплекса Н1-Л3 в IV квартале 1968 году с тем, чтобы осуществить «высадку экспедиции на поверхность Луны с последующим возвращением и посадкой на Землю… в сроки, обеспечивающие приоритет Советского Союза в решении этой задачи».

8 января 1969

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №19-10 «О плане работ по исследованию Луны, Венеры и Марса автоматическими станциями»

Документ, подписанный секретарем Центрального комитета КПСС Л.Брежневым и Председателем Совета Министров СССР А.Косыгиным, отмечает «важное значение работ по исследованию Луны и планет Солнечной системы Венеры и Марса автоматическими станциями, в целях обеспечения приоритета Советского Союза в этой области» и постановляет:

«1. Считать главной задачей в исследовании Луны автоматическими станциями в 1969 году доставку на Землю образцов лунного грунта с помощью объектов Е8-5.

2. Принять предложения Министерства общего машиностроения и Академии наук СССР… о плане запусков автоматических станций в 1969 году».

Постановление предусматривает запуски:

  • объектов Е8-5 для доставки на Землю образцов лунного грунта с помощью возвратных ракет (УР-500К);
  • объектов Е-8 для проведения исследований на поверхности Луны и отработки методики управления лунными самоходными установками с Земли (ракета-носитель УР-500К);
  • объектов В-69 «для продолжения исследований атмосферы Венеры во время снижения спускаемого аппарата на парашюте в атмосфере планеты» (ракета-носитель 8K78М на базе Р-7А).

Задача пилотируемого облета Луны и высадки на ее поверхность снимается с повестки дня; актуальными становятся доставка образцов лунного грунта на Землю автоматической станцией и проведение исследований поверхности Луны с помощью телеуправляемого аппарата «Луноход».

16 января 1969

Приказ Министра общего машиностроения №13

об изготовлении (в порядке оказания помощи заводу им.Лавочкина) ряда деталей, узлов и инструментов для объекта Е-8-5 на других заводах Министерства общего машиностроения.

16 января 1969

Приказ Министра общего машиностроения №20

об утверждении графика подготовки к пуску первого летного объекта Е-8 и «обеспечении подготовки и пуска комплекса УР-500К-Е8». Пуск назначен на 19 февраля 1969 года

21 января 1969

Приказ Министра общего машиностроения за №21

о выплате единовременных премий «за выполнение отдельных этапов опытно-конструкторских работ по объектам Е-8-5 и Е-8 в связи с завершением работ в установленные сроки»

26 марта 1969

Приказ Министра общего машиностроения за №90

Документ отмечает, что «работы по космическим объектам [Е-8 (посадка автоматической лаборатории на Луну), В-69 (запуск станции к Венере), М-69 (запуск станции к Марсу), Е-8-5 (доставка на Землю образцов грунта с Луны)] на заводе им.Лавочкина ведутся со значительным отставанием от сроков, установленных решениями Правительства и приказами Министерства. Пуск первого объекта Е-8 19 февраля 1969 года закончился аварией из-за разрушения обтекателя на активном участке выведения. »

14 апреля 1969

Письмо директора Института геохимии и аналитической химии им.В.В.Вернадского академика А.П.Виноградова в адрес Председателя Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР академика М.В.Келдыша и главного конструктора ОКБ Завода им.С.А.Лавочкина Г.Н.Бабакина

с предложением о создании рабочей группы «по научно-методическому руководству отбором и доставкой лунного грунта объектом Е8-5».

23 апреля 1969

Приказ Министра общего машиностроения №115

Документ возлагает персональную ответственность на «генерального конструктора ЦКБ машиностроения т.Челомея, главного конструктора КБ химавтоматики т.Конопатова, директоров заводов им. Хруничева и Воронежского механического завода тт.Рыжих и Чевелы за доработку и поставку носителя 8К82К, доработку и испытания его на технического и стартовой позициях о прилагаемому графику, а директора и главного конструктора завода им.Лавочкиан т.Лукина и Бабакина — за изготовление, испытание и подготовку к пуску изделия Е-8-5».

Пуск намечен на 14 июня.

Июнь 1969

Письмо директора ЦНИИМаш Ю.Мозжорина председателю МНТС по КИ при АН СССР М.Келдышу

Блок документов с Планом освещения в СМИ полета объекта Е8-5 (станции для доставки на Землю образцов грунта с Луны) заготовками Сообщений ТАСС об этапах полета станции «Луна-15». Утверждены Председателем государственной комиссии Г.Тюлиным и Председателем Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям (МНТС по КИ) при АН СССР М.Келдышем

6 июня 1969

Приказ Министра общего машиностроения за №167

о выделении денежных средств для исполнителей предстартовых операций на космодроме «в целях обеспечения подготовки объектов Е-8-5 и носителей 8К72К в сжатые сроки и с обеспечением высокого качества и надежности».

11 июня 1969

Выписка из протокола совещания у Председателя Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР

Документ, подписанный Ученым секретарем МНТС по КИ М.Я.Маровым, описывает вопросы оснащения объектов Е-8 и Е-8-5 научной аппаратурой. Докладчики обсудили три типа предлагаемых модификаций объектов Е8-5 и уточнили данные по научной аппаратуре объектов Е-8.

15 июня 1969

Приказ Министра общего машиностроения за №176

о назначении комиссии для изучения причин неудачного пуска первого летного объекта Е8-5 14 июня 1969 года.

18 июня 1969

Приказ Министра общего машиностроения за №185 по результатам анализа аварийного пуска первого летного объекта Е8-5

Документ определяет виновных в возникновении аварийной ситуации, а также предписывает принятие организационно-технические мер для НИИ и КБ, занимающихся разработкой космической техники, и, прежде всего, включенных в разработку проекта Е-8.

21 июня 1969

Копия письма ученого секретаря Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР М.Я.Марова директору Института космических исследований (ИКИ) АН СССР академику Петрову Г.И.

В письме сообщаются планы пусков объектов Е-8 и Е8-5 на 1969 год и указание «об ускорении подготовки уточненных программ научных исследований перечисленных объектов на 1969-1971 годы»

26 июня 1969

Письмо ученого секретаря Астрономического совета АН СССР О.Б.Длужневской ученому секретарю Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР

Письмо сообщает о предложении руководителя обсерватории Пульсниц (ГДР) отправить в СССР «образцы лунной породы, которую предполагается получить из США после полета «Аполло-11» в обмен на «аналогичные образцы лунной породы, как только они будут получены советскими учеными».

26 июня 1969

Письмо председателя рабочей группы академика А.П.Виноградова в адрес главного конструктора ОКБ завода им.С.А.Лавочкина Г.Н.Бабакина, начальника СКБ И.Г.Комиссарова, директора ИКИ АН СССР Г.И.Петрова и ученого секретаря МНТС по КИ при АН СССР М.Я.Марова

с просьбой дать указание «продолжить испытания грунтозаборного устройства…, подготовить программу и провести съемку аналоговых участков поверхности Луны с целью использования снимков для выбора места отбора проб »

11 июля 1969

Письмо заместителя Министра общего машиностроения СССР В.Я.Литвинова председателю Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР Келдышу М.В.

В документе содержится план-график работ по созданию дополнительных объектов Е-8-5 и Е-5, предусмотренных решением Комиссии Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам от 20 июня 1969 года.

5 августа 1969

Ответ на запрос председателя комиссии президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам Смирнова Л.В.

Документ сообщает, что «Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 июля 1967 г. № 715-240 и от 19 ноября 1968 г. №899-314 было предусмотрено изготовление в 1968-1969 гг. 5 лунных самоходных установок (объектов Е-8) для исследования Луны и обеспечения лунной экспедиции комплекса Н1-Л3 и 5 автоматических лунных станций с возвращаемой ракетой для доставки на Землю образцов лунного грунта (объектов Е8-5). Учитывая большую сложность решения задачи , Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам своим решением от 20 июня 1969 г. № 153 приняла предложение Академии наук СССР и Минобщемаша о дополнительном изготовлении в 1969-1971 гг. 7 объектов Е8-5 и 3 объектов Е-8».

29 августа 1969

Приказ Министра общего машиностроения за №260 подводит итоги рассмотрения на коллегии Министерства вопроса «О ходе изготовления, отработки объектов Е8-5, Е-8, В-70, М-71 и мерах по обеспечению успешных пусков»

Состояние работ документ определяет как неудовлетворительное, и предписывает «директору и главному конструктору завода им.Лавочкина тт.Лукину и Бабакину под личную ответственность обеспечить выполнение работ по объектам Е8-5 и Е-8 в соответствии с прилагаемым графиком »

10 сентября 1969

«Программа полёта автоматического космического аппарата для доставки на Землю лунного грунта (объект РЕ8-5)»

Документ, подписанный главным конструктором НПО имени Лавочкина Г.Н. Бабакиным, свидетельствует о непростом пути к космическим победам. Первые запуски станций типа Е-8-5, предназначенных для доставки лунного грунта на Землю, цели не достигли по вине средства выведения. И только четвёртый пуск 12 сентября 1970 года «Луны-16» был успешен.

16 сентября 1969

Письмо президенту АН СССР академику Келдышу М.В. за №3/2267с

В документе содержатся заготовки сообщений ТАСС о запуске объектов Е8-5, в том числе описания запуска станции «Луна-16». В качестве даты запуска называется 23 сентября 1969 года. Однако из-за отказа разгонного блока аппарат остался на околоземной орбите и получил официальное обозначение «Космос-300».

29 сентября 1969

Письмо директора Института космических исследований АН СССР Г.И.Петрова председателю МНТС по КИ при АН СССР Келдышу М.В. и главному конструктору завода им.Лавочкина Бабакину Г.Н.

В документе содержатся рекомендации по выбору основной посадочной площадки для объекта Е8-5. Поскольку возвратная ракета лунной станции имела жестко настроенную систему управления, и траектория её возвращения не предусматривала промежуточных коррекций, для посадки и забора грунта годились очень ограниченные по площади и расположению участки Луны. Письмо также указывает, что «рекомендованные площадки являются наиболее благоприятными в малой зоне, определяемой баллистическими ограничениями, хотя по ряду позиций они существенно не удовлетворяют «Предварительным требованиями…» завода имени С.А.Лавочкина к характеристикам рельефа »

26 декабря 1969

Письмо главного инженера 3 Главного управления Министерства общего машиностроения СССР Ю.Труфанова ученому секретарю Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при АН СССР Марову М.Я.

В документе представлена научная программа исследований Луны, а также технические детали и сроки изготовления объектов типа Е-8-5 и Е-8.

Копия письма М.Келдыша и С.Афанасьева председателю комиссии президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам т.Смирнову Л.В.

Документ о расширении программы научных исследований Луны, предусматривает запуски «искусственных долгоживущих спутников Луны , подвижной каротажной станции (на базе Е-8) для бурения лунного грунта на глубину до 0,8 м , неподвижной каротажной станции (на базе Е8-5) для бурения лунного грунта на глубину до 3-5 м ».

Для обеспечения астрофизических и геофизических исследований с поверхности Луны предполагается разработка «унифицированной платформы (на базе Е8-5) для доставки на поверхность Луны автоматических обсерваторий различного типа»

3 февраля 1970

Приказ Министерства общего машиностроения СССР №43

Документ определяет, что четыре пуска комплекса Е8-5, проведенные в 1969 году, закончились аварийным исходом (14 июня – авария ракеты-носителя, 13 июля – «Луны-15» разбилась при посадке на Луну, 23 сентября – не было второго включения блока «Д», станция осталась на околоземной орбите («Космос-300»), 22 октября – авария блока «Д», станция осталась на околоземной орбите («Космос-305») и предписывает «строго указать директору и главному конструктору завода им.Лавочкина тт.Милованову и Бабакину на допущенное отставание в изготовлении объектов Е8-5 и Е-8 и обязать их принять действенные меры, обеспечивающие выправление создавшегося положения »

15 апреля 1970

Приказ Министерства общего машиностроения СССР №102

о переименовании «Совета главных конструкторов по комплексам ВЕ-8 и его модификациям, М-69 и В-69» в «Совет главных конструкторов по комплексу Е-8 и его модификациям и автоматическим комплексам для изучения планет Марс и Венера» и об изменениях в составе Совета главных конструкторов.

Сентябрь 1970 Сентябрь 1970

ДЕЛО о научно-технических достижениях и рекордах, установленных автоматической космической станцией «Луна-16»

Комплект официальных документов («Карточка общих сведений», «Программа полета», «Акт о старте» и т. п.) для Международной авиационной федерации FAI (Fédération Aéronautique Internationale), подписанный спортивным комиссаром Федерации авиационного спорта СССР И.Г.Борисенко и др. Дело фиксирует научно-технические достижения (возвращение на Землю после посадки на поверхность Луны; доставку на поверхность Луны космической ракеты „Луна — Земля “ с возвращаемым аппаратом; автоматический старт с Луны и доставку лунного грунта на Землю) и мировые рекорды, достигнутые автоматической межпланетной станцией «Луна-16».

27 сентября 1970

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №814-270 «О мероприятиях, связанных с завершением полета станции «Луна-16″»

Документ, подписанный секретарем Центрального комитета КПСС Л.Брежневым и Председателем Совета Министров СССР А.Косыгиным, придает «важное значение успешному завершению полета автоматической станции «Луна-16» и решению задачи доставки на Землю лунного грунта с помощью этой станции», и постановляет «разрешить Министерству общего машиностроения совместно с Академией наук СССР, наградить орденами и медалями наиболее отличившихся работников министерств и ведомств, организаций и предприятий, принимавших участие в создании и обеспечении полета автоматической станции «Луна-16″»

Кроме того, разрешается «Министерству общего машиностроения совместно с Академией наук СССР, в виде исключения, представить работы по созданию автоматической станции «Луна-16» на соискание одной Ленинской премии и двух Государственных премий за 1970 год ».

17 ноября 1970 17 ноября 1970

Экспресс-отчет «Предварительные результаты исследования физических свойств лунного грунта, доставленного на Землю автоматической межпланетной станцией «Луна-16»

Документ, утвержденный руководителем предприятия п/я Г-4461 Научно-исследовательский институт тепловых процессов (НИИТП) В.Я.Лихушиным, описывает методику и результаты исследования физических свойств (внешний вид, плотность, удельная теплоемкость, диэлектрическая проницаемость и т.п.) образцов лунного грунта, доставленных «Луной-16».

21 декабря 1970

Приказ №349 от 21 декабря 1970 года о выплате премии разработчикам и изготовителям объектов наземной космической инфраструктуры за выполнении отдельных этапов опытно-конструкторских работ по объекту Е-8-5

14 ноября 1975 14 ноября 1975

Предложение по использованию объектов типа Е8 для исследования Луны и окололунного пространства в 1977-1980 гг.

Чрезвычайно интересный документ, утвержденный главным конструктором НПО имени С. А. Лавочкина С.С.Крюковым, описывает пути решения задач, поставленных перед предприятием, в том числе до 1983 г. посадку автоматических космических аппаратов на невидимую сторону Луны с последующей доставкой образцов грунта на Землю.

Для решение этой задачи проектанты НПО имени С. А. Лавочкина предлагали создать новые автоматические станции на базе материальной части испытанных в полете изделий типа Е-8 с использованием перспективных комплектующих систем.

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector