Описание картины Айвазовского Вид Константинополя при лунном освещении
Вид Константинополя при лунном освещении – картина, написанная в 1846 году. Картина писалась в Турции, во время оплаченного отпуска. Российская Империя полностью спонсировала творческие изыскания мужчины, даровав ему право выставлять созданные в этот период картины в государственных учреждениях. Поездка длилась в период с 1846 года, по 1848. Два года Айвазовский жил на территории Османской империи, узнавая, как же живут турки изнутри.
История создания
Картина писалась в течение целого года. Так как Айвазовский никогда не жил на одном месте дольше одного месяца, то все свои краски он всегда перевозил с собой. Турецкая власть выделила в его распоряжении специальных носильщиков, которые должны были следить за тем, как именно сохраняются краски и холсты. Помимо работы над данным проектом, художник постоянно брал маленькие заказы из рук частных коллекционеров. Работа писалась бы раньше, если бы Айвазовский не продавал свои услуги как мелкий мастеровой. Но в тот момент времени, художник еще не умел отделять заказчиков. Расставляя правильные приоритеты конечных целей.
Стиль написания
Работа писалась в два этапа, хотя между ними частично были большие перерывы. Картина создавалась не спеша, в редкие промежутки свободного времени. Сначала рисовалась правая часть переднего плана. Городские сооружения, так как уже от них работал остальная композиция. Уже на этом этапе заказ постоянно менял свои фактические формы. Айвазовский долго не мог решить, какие именно сооружения создать на свободном месте. Были наброски, где существовало сразу несколько башен, которые автор увидел во время одной своей поездки на море. Левая часть переднего плана рисовалась после. На нее художник потратил всего месяц, выбирая темные разводы специальное, чтобы изобразить вечернее море. Использовалась обычная трех миллиметровая кисть из мягких волос. Эффект узорчатых складок получался после того, как при нажатии на холст кисточка слегка отводилась в сторону.
Небо рисовалось в последнюю очередь. Перед этим, весь участок холста покрывался атолловым спиртом, дабы масло сразу же впитывалось, и высыхало в течение нескольких часов.
Сюжет
На картине изображен вечерний город, который медленно погружается в сон. Уже взошла луна, и последние корабли медленно плывут в сторону портов. Луна постепенно поднимается в свои законные владения.
Вид Константинополя при лунном освещении в Государственном Русском музее
Источник
Вид Константинополя при лунном освещении 1846 124х192,5 Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)
Иван Константинович Айвазовский – Вид Константинополя при лунном освещении 1846 124х192,5
Редактирование атрибуции
Скачать полный размер: 1000×625 px ( 0,1 Mb )
Художник: Иван Константинович Айвазовский
Навигация по альбому: Ctrl Ctrl
Лучшие работы современных авторов
КОММЕНТАРИИ: 2 Написать Ответы
хочется скачать весь альбом. где эта функция.
Елен, нет такой функции конечно же, и не планируется.
На картине есть что-то из этого: закат солнца, рассвет, воды, вечер, смеркаться, река, силуэт, отражение, пейзаж, озеро, легкий, средство передвижения, небо, гидроциклов, с подсветкой, туман, на открытом воздухе, дерево.
Кому понравилось
Пожалуйста, подождите
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Источник
Art on Web — художники в сети
Вид Константинополя при лунном освещении
Над картиной «Вид Константинополя при лунном освещении» Иван Константинович Айвазовский начал работать в 1846 году (спустя год после своей самой важной поездки в Турцию) и в этом же году закончил работу. Картину сразу показали на выставке, которая проводилась в честь небольшого юбилея творческой деятельности художника. В 1877 году на протяжении нескольких месяцев полотно выставлялось в Императорской Академии художеств. Искусствоведы предполагают, что картина «Вид Константинополя при лунном освещении» некоторое время находилась в коллекции великого князя Константина Николаевича, немного позже — в собрании Мраморного дворца. Сейчас полотно находится в Государственном музее России, который расположен в Санкт-Петербурге.
На картине «Вид Константинополя при лунном освещении» Айвазовский изобразил окраину города Константинополя, которая очень плотно заставлена жилыми домами и всевозможными зданиями. Черты окраины очерчены берегом моря. Оно практически спокойно, по нему идёт лишь едва заметная рябь, от плавающих лодок.
По небу плывут только редкие воздушные облака. Ярко сияет луна, но в эту ночь от нее исходит весьма необычный свет. Вместо привычного бело-голубого блеска всё как будто закутано в дымку красно-оранжевого цвета, которое гораздо привычнее видеть на закате солнца.
Может показаться, что в Константинополе сейчас песчаная буря, которая так сильно изменила цвет, исходящий от луны либо и вовсе пожар. А еще возникает ощущение, что над городом повис туман, так как люди в лодках и все строения видны совсем нечётко и даже немного размыто.
Размер полотна «Вид Константинополя при лунном освещении» составляет 124 сантиметра в ширину и 192,5 сантиметра в длину. Картина была написана на холсте с помощью масел.
Айвазовский очень любил совершать поездки в Турцию и делал это достаточно часто. Впечатления от таких поездок были необыкновенно яркими и запоминающимися. Ведь они всегда сопровождались лишь приятными моментами, которыми была наполнена восточная культура. Айвазовский считал город Константинополь самым восхитительным и загадочным во всем мире. Поэтому на протяжении всей жизни он неоднократно писал город на своих холстах.
Таинственные состояния природы всегда привлекали много внимания романтиков. Поэтому картина «Вид Константинополя при лунном освещении» получила очень широкую популярность. Вряд ли какое-нибудь полотно может сравниться с ней в таком таинственном изображении лунной ночи.
Источник
Художник Иван Константинович Айвазовский и Турция.
Перед нами одна из картин великого русского художника-мариниста Ивана Айвазовского. Первое впечатление от вида Константинополя при лунном освещении остается самое приятное. Яркие, но в то же время мягкие приятные оттенки красного, желтого и оранжевого притягивает взгляд к картине, заставляя рассматривать ее как можно внимательнее. При прочтении названия картины сразу закрадывается мысль: “ Ну почему же свет лунный, если оттенки самые солнечные?” Но ведь картина явно изображает море на закате и, видимо, освещается оно уже не самим солнцем, а лишь лучами, отраженными от луны.
Море на картине является одним из основных элементов, здесь оно кажется как никогда спокойным и не предвещающим никакой беды. Лодки и маленькие кораблики как бы тихонько колеблются на ровных и гладких волнах. Восхищает красота отраженного в воде света, лучи играют во всегда подвижном море.
Всеобщее спокойствие поддерживают и присутствующие на изображении люди. Кто-то плывет на лодке, может, с целью наловить рыбы, а может быть и просто так, совершает вечернюю морскую прогулку. Некоторые люди на берегу явно наслаждаются красотой заката и вечернего спокойного моря. Удивляет то, что эти люди явно местные жители. Они видят эту красоту почти каждый день, но все равно не могут не задержаться на пару минут и не полюбоваться этим закатом.
Примечательно и то, что, кроме лучей света и маленького костра, разведенного на берегу, больше нет ни одного источника света в городе, ни одно окошечко не светится. Думаю, художник специально изобразил город именно таким. Темным и загадочным, отдающим все внимание небу. Кстати о загадочности, Константинополь — это ведь современный Стамбул, то есть Турция. А именно эта страна известна своими сказками, легендами и поверьями, которые любят читать по всему миру. Виды мечетей привлекают не меньше чем виды заката. Стоит отметить, что несмотря на второстепенную роль на этой картине, здания прорисованы довольно тщательно , их можно рассматривать очень долго и фантазировать, как выглядит этот город при солнечной свете, то есть днем.
Эта картина является одной из самых известных картин Айвазовского и она на самом деле заслуживает этого звания. Вид спящего города, пронизанный спокойствием и таинственностью затягивает зрителя, заставляя всматриваться в картину все дольше и дольше.
Вариант 2
Айвазовский рисовал не только своё любимое море, но ещё города и страны. Италию, Турцию. В Турции ему понравился Константинополь. Город с восточным колоритом, таинственный и загадочный. Даже побывав здесь, невозможно разгадать все его тайны. Он каждую ночь рассказывает новую сказку, как Шехерезада.
Вот одну из таких сказок удалось подсмотреть Айвазовскому. Место действия сказки – город Константинополь. На окраине города расположено много домов – многоэтажных и одноэтажных. Справа на переднем плане картины изображена старинная мечеть.
Ночь, над морем стоит тишина, полный штиль. Тёплая, южная ночь кажется приторно-сладкой как восточные сладости. Она так и обволакивает, а шёпот волн мерно убаюкивает. Это Шехерезада вполголоса рассказывает свою сказку. От неё слипаются глаза.
Как люстра, над гаванью висит луна. На поверхности воды видна золотистая дорожка. Видны какие-то корабли и лодки. Один стоит со спущенными парусами. Видны только мачты на фоне домов.
А вот корабль, который изображен на картине слева, при полном параде – подняты все паруса. Он собирается выходить из бухты в море или, наоборот, судя по положению парусов, только пришёл в бухту. Люди не спят. Некогда им слушать сказки Шехерезады. Пока не наступила жара, люди спешат по своим делам. В темноте угадываются очертания лодки и сидящие в ней люди. Они плывут в левую сторону.
С правой стороны картины тоже угадываются очертания лодки. И в ней просматривается четыре человека. Рядом, в лодке на корме сидит один человек. Это простые люди, им некогда спать, надо плыть по делам – на рыбалку или на базар. А может это разбойники отправляются на промысел под покровом ночи? Это отличное время для их плохих дел.
Художник целый год жил в Турции. Русское правительство оплачивало ему эту командировку. Турецкий султан выделил ему в помощь носильщиков, которые помогали ему – носили краски, холсты.
Интересна история создания картины. Сначала художник рисовал правый передний план. Потом он стал рисовать левую сторону картины. Он рисовал её в течение месяца. Надо было достоверно изобразить вечернее море. В последнюю очередь художник рисовал небо. На переднем плане картины оно тёмное, переходящее в светлое, на заднем плане картины. Там светит луна, поэтому, светло, как под фонарём.
Другие темы: ← Георгиевский монастырь↑ АйвазовскийБуря →
Art on Web — художники в сети
биография, картины
Главная → Айвазовский Иван → Картины → Вид Константинополя при лунном освещении
Над картиной «Вид Константинополя при лунном освещении» Иван Константинович Айвазовский начал работать в 1846 году (спустя год после своей самой важной поездки в Турцию) и в этом же году закончил работу. Картину сразу показали на выставке, которая проводилась в честь небольшого юбилея творческой деятельности художника. В 1877 году на протяжении нескольких месяцев полотно выставлялось в Императорской Академии художеств. Искусствоведы предполагают, что картина «Вид Константинополя при лунном освещении» некоторое время находилась в коллекции великого князя Константина Николаевича, немного позже — в собрании Мраморного дворца. Сейчас полотно находится в Государственном музее России, который расположен в Санкт-Петербурге.
На картине «Вид Константинополя при лунном освещении» Айвазовский изобразил окраину города Константинополя, которая очень плотно заставлена жилыми домами и всевозможными зданиями. Черты окраины очерчены берегом моря. Оно практически спокойно, по нему идёт лишь едва заметная рябь, от плавающих лодок.
По небу плывут только редкие воздушные облака. Ярко сияет луна, но в эту ночь от нее исходит весьма необычный свет. Вместо привычного бело-голубого блеска всё как будто закутано в дымку красно-оранжевого цвета, которое гораздо привычнее видеть на закате солнца.
Может показаться, что в Константинополе сейчас песчаная буря, которая так сильно изменила цвет, исходящий от луны либо и вовсе пожар. А еще возникает ощущение, что над городом повис туман, так как люди в лодках и все строения видны совсем нечётко и даже немного размыто.
Размер полотна «Вид Константинополя при лунном освещении» составляет 124 сантиметра в ширину и 192,5 сантиметра в длину. Картина была написана на холсте с помощью масел.
Айвазовский очень любил совершать поездки в Турцию и делал это достаточно часто. Впечатления от таких поездок были необыкновенно яркими и запоминающимися. Ведь они всегда сопровождались лишь приятными моментами, которыми была наполнена восточная культура. Айвазовский считал город Константинополь самым восхитительным и загадочным во всем мире. Поэтому на протяжении всей жизни он неоднократно писал город на своих холстах.
Таинственные состояния природы всегда привлекали много внимания романтиков. Поэтому картина «Вид Константинополя при лунном освещении» получила очень широкую популярность. Вряд ли какое-нибудь полотно может сравниться с ней в таком таинственном изображении лунной ночи.
Обсудить на форуме
Популярные сочинения
- Сочинение Данко и Ларра сравнительная характеристика по рассказу Старуха Изергиль Горького
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» присутствуют два персонажа-антипода: Ларра и Данко. Оба героя обладают внешним совершенством, они молоды и красивы, однако по характеру, жизненным убеждениям герои совершенно разные - Сочинение по картине Радуга Саврасова
Что мы видим на картине? Типично русский пейзаж – разбитая колёсами деревенская дорога с колдобинами и ухабами, по которой после продолжительного дождя вниз текут ручьи - Сочинение про Самовоспитание (9 класс)
Самовоспитание. Много раз каждый из нас слышал это кажущиеся на первый взгляд простым слово. Но верно ли мы понимаем его значение? И так ли важна роль самовоспитания в жизни человека?
Адмирал русской живописи
Именно на крымской земле, в Феодосии, в семье армянского купца Константина Айвазяна (Гайвазовского) и родился в июле 1817 года будущий «адмирал» русской живописи. Мальчика назвали Ованесом, на русский манер его звали Иваном. Талантливого живописца заметили ещё в юные годы, а феодосийский градоначальник Александр Казначеев стал его первым покровителем и предложил учиться рисованию вместе со своими детьми. После уездного училища в Феодосии он учился в симферопольской гимназии. Дальше ему помогала Наталья Нарышкина, жена таврического губернатора. В 1833 году юношу зачислили на казённый кошт в Императорскую академию художеств.
В Петербурге Ованес Гайвазовский становится Иваном Айвазовским и попадает в пейзажный класс Максима Никифоровича Воробьёва. Не всё легко давалось ему во время учёбы. У молодого человека даже был конфликт с французским художником Филиппом Таннером, к которому он был приставлен учеником. Причина конфликта была проста: ученик превзошёл учителя. В 1837 году Айвазовский получил Большую золотую медаль и возможность совершить поездку по Крыму и Европе. Академию он окончил раньше на два года, так как преподаватели решили, что учёба в классах таланту больше не нужна.
И.К. Айвазовский. Вид Константинополя при вечернем освещении
До начала своих путешествий он принял участие в боевом походе русского флота под командованием прославленного адмирала Михаила Петровича Лазарева. Он был свидетелем и участником высадки русских войск на Кавказском побережье и смог зарисовать подробности кровавой схватки.
Картины, написанные Айвазовским в итальянском путешествии (Венеция, Флоренция, Неаполь, Амальфи и Сорренто) и представленные на выставках в Риме и Неаполе, принесли ему большой успех.
Возвратился на родину молодой художник в зените славы. Он получил звание академика и императорским указом был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника, получив право носить мундир Морского ведомства. Дальнейшая карьера живописца складывалась очень успешно. Он совершил целый ряд путешествий в составе Русского географического общества, побывал даже в Египте на открытии Суэцкого канала. Решив свои финансовые вопросы, Иван Константинович обосновался в Крыму, в родной Феодосии, где построил дом, который всегда был полон гостей. Со временем Айвазовский превратил его в частный музей, открытый для посетителей, и пристроил галерею. Сегодня это Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского.
И.К. Айвазовский. Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе
Иван Айвазовский – придворный художник турецких султанов
Иван Айвазовский родился в армянской семье в 1817 г. в Феодосии, крымском городе, где бок о бок жили татары, турки, армяне, русские, евреи и арабы. С детства он увлекался рисованием и музыкой, пишет сайт fikriyat.com.
Его талант художника был замечен и в возрасте 15 лет в 1833 г. он был принят за казенный счет в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Ввиду его успехов в обучении было принято решение выпустить Айвазовского из академии на два года раньше и послать его на эти два года в Крым для самостоятельных работ, а после – в командировку за границу на шесть лет.
И. Айвазовский. “Босфор” / Источник: en.wikipedia.org
Художник посетил многие города мира, в том числе Анатолию, острова Эгейского моря, Восточное Средиземноморье. Огромное впечатление на него произвел Стамбул, который он посетил в 1845 г. Айвазовский был принят султаном Абдул-Меджидом во дворце Бейлерлебейи.
И. Айвазовский. “Галатская башня в лунную ночь” (1845) / Источник: ru.wikipedia.org
Художник запечатлел Стамбул на многих своих полотнах, особенно его привлекал город на восходе или заходе солнца. В 1845-1890 гг. художник посещал Стамбул 4 раза.
И. Айвазовский. “Вид Константинополя и Босфора” (1856) / Источник: ru.wikipedia.org
Айвазовский заслужил расположение трех турецких султанов. Его творчество высокого ценили султан Абдул-Меджид, который с юности проявлял интерес к искусству, и султан Абдул-Азиз, который сам был художником, и султан Абдул-Хамид, который покровительствовал деятелям искусства. Айвазовскому был пожалован чин придворного художника.
И. Айвазовский. “Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе” (1846) / Источник: ru.wikipedia.org
В 1874 г. Айвазовский прибыл в Стамбул, будучи уже известным художником. Его работы были представлены султану Абдул-Азизу, которому они так понравились, что он заказал 10 картин с видом Стамбула и Босфора. Среди турецких художников появилось немало подражателей Айвазовского.
И. Айвазовский. “Лунная ночь на Босфоре” (1894) / Источник: en.wikipedia.org
Между художником и султаном установились дружеские отношения, в итоге он написал не 10, а 30 работ. Султан Абдул-Азиз устроил в честь него прием во дворце Йылдыз, где наградил одной из высших наград империи – орденом «Османие» второй степени.
И. Айвазовский. “Мечеть Топхане” (мечеть Нусратие в Топхане) / Источник: en.wikipedia.org
В Турции хранится до 30 работ Айвазовского – во дворце Долмабахче, музее Сакиба Сабанчи, Морском музее, Военном музее, Константинопольском патриархате и Константинопольском патриархате Армянской апостольской церкви. Сообщается, что несколько картин Айвазовского висят в резиденции президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
И. Айвазовский. “На лодке по Кумкапы в Константинополе” (1846) / Источник: en.wikipedia.org
Так как Айвазовский знал крымскотатарский язык, то мог достаточно свободно общаться с местными жителями.
И. Айвазовский. “Вид Константинополя при лунном освещении” (1846) / Источник: ru.m.wikipedia.org
Во время последнего посещения Айвазовским Османской империи в 1890 г. султан Абдулхамид II наградил художника орденом «Меджидия» первой степени. Айвазовский же подарил ему две свои картины.
И. Айвазовский. “Башни на скале у Босфора” (1859) / Источник: ru.wikipedia.org
Восточная тематика была представлена в творчестве Айвазовского не только стамбульской серией. Айвазовский ездил на открытие Суэцкого канала. В Египте он написал «Великую пирамиду в Гизе» – редкий образец его творчества, где не присутствует море. Кроме того, он бывал на Кавказе, запечатлев его на нескольких полотнах.
И. Айвазовский. “Великая пирамида в Гизе” (1871 г.) / Источник: ru.wikipedia.org
В конце жизни под впечатлением сообщений об армянских погромах в Османской империи в 1894-1896 художник выбросил в море подарки и награды турецких султанов.
И. Айвазовский. “Вид Константинополя в вечернем свете” (1846) / Источник: en.wikipedia.org
Исламосфера
Иван Константинович Айвазовский (1817–1900).
Всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
1. «Вид Леандровой башни в Константинополе» (1848).
Написана под впечатлением от путешествия в Стамбул. На картине изображена Леандрова башня, построенная на крохотной скале у входа в пролив Стамбульской гавани и издавна служившая маяком и местом швартовки кораблей. Башня возвышается в центре пролива, на заднем плане видны корабли с белыми парусами и силуэты зданий Константинополя. Название башни – Леандрова – ведёт своё начало от легенды о влюблённых: Леандре и жрице богини Артемиды Геро.
Одна из самых известных картин И. Айвазовского. Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них – девятый вал – готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Несмотря на то, что от разрушенного корабля осталась лишь мачта, люди на ней живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины смягчают суровый вид моря и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.
3. «Феодосия. Лунная ночь» (1852).
Работа находится в частном собрании. Картина написана маслом на холсте, изображает корабли в Чёрном море близ Феодосии.
Эта работа стала ответом Айвазовского на обвинения со стороны критики в том, что его «импровизационная» манера написания картин не современна. Полотно отличается от предыдущих картин художника – Айвазовский подвергает свой стиль пересмотру и модернизации. Вместо насыщенных ярких красок на полотне сдержанные, тонко разработанные оттенки. Напряжение на переднем плане постепенно сменяется спокойными и светлыми оттенками голубых, зелёных, лиловых и розовых тонов. Несмотря на свою романтичность, работа отличается несомненным уклоном в сторону реализма. На картине изображено бушующее море. Ветер срывает водяную пыль с гребней бушующих волн, сквозь вихрь едва заметны контуры скалистого берега и силуэт тонущего корабля. Измученные люди пытаются спастись на шлюпках, кормчий указывает направление. Уныние моряков сменяется оживлением – на небе появляется радуга.
5. «Чёрное море» (1881).
Другое название картины – «На Черном море начинает разыгрываться буря». На полотне изображено Чёрное море, охваченное штормом. Вдали еле просматривается корабль. Картине присущи только тёмные краски.
6. «Смотр Черноморского флота в 1849 году» (1886).
Айвазовский был свидетелем этого смотра как спутник императора Николая I. Картина с изображением парада, выставленная в Академии художеств в Санкт-Петербурге, быстро стала популярной среди публики. В дальнейшем полотно было приобретено обществом «Кавказ и Меркурий». В правом нижнем углу полотна изображён император Николай I, на «почтительном расстоянии» от него – группа офицеров, окружающих командующего флотом адмирала М. П. Лазарева: В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин. Линию боевых кораблей Черноморского флота возглавляет 120-пушечный линейный корабль «Двенадцать апостолов», за ним следуют 84-пушечные «Ростислав», «Святослав» и «Ягудиил».
7. «Сошествие Ноя с горы Арарат» (также «Ной спускается с горы Арарат») (1889).
На картине изображён эпизод ветхозаветной истории: Ной возвращается на землю после Всемирного потопа. Вместе с ним с Араратских гор спускаются его сыновья, жена, жёны сыновей и многочисленные животные, спасшиеся от потопа благодаря ковчегу. Впервые картина была выставлена в Париже, впоследствии Айвазовский подарил её школе в Новом Нахичеване. В Ереван картина была перевезена Мартиросом Сарьяном в 1921 году, во время Гражданской войны. В настоящее время выставлена в Национальной галерее Армении.
8. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (1892).
На картине изображён исторический эпизод победы российского брига «Меркурий» над превосходящими силами турецкой эскадры во время патрулирования турецкого пролива Босфор в Чёрном море. Бриг зажат между двумя турецкими кораблями, и корабли идут курсом фордевинд, что является плюсом для линейных кораблей с их преимущественно прямыми парусами. Такой расклад не оставляет «Меркурию» шансов на выживание, поэтому, согласно ряду мнений, полотно не может быть исторически достоверным. Однако, возможно, такое положение было выбрано автором для придания излишнего трагизма ситуации, для акцента на безнадёжности положения брига.
Отрывок, характеризующий Вид Леандровой башни в Константинополе
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью. – Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете. – А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она. – Отчего слишком. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется? – Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки. Он помолчал. – Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее. Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие. – Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста. Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его. Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся. Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней. «Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул. Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем то ненужном. Они сбираются ехать куда то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время как он бессильно неловко подползает к двери, это что то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что то не человеческое – смерть – ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия – запереть уже нельзя – хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.
В музее Радищева реставрируют одну из самых больших картин Айвазовского в России
Хранившаяся последние десятилетия в запасниках и не выставлявшаяся с 1996 года на широкое обозрение картина мариниста Ивана Айвазовского «Вид Константинополя» вполне может произвести фурор отнюдь не только в художественном мире. Причин тому несколько.
Во-первых, полотно является одним из самых больших — без малого два на три метра — среди шести тысяч исполненных мастером за свою более чем полувековую творческую деятельность. Это на несколько сантиментов меньше чем масштабный «Девятый вал», представленный в питерском государственном русском музее, но заметно больше нежели любое из 42 произведений мэтра базирующихся в Третьяковской галерее. Более того, «Вид Константинополя» превосходит по размеру любую из выставленных в региональных музеях России картин Айвазовского. За исключением одной. Той, что расположена на родине художника, в Феодосии. Там есть полотна значительно крупнее.
Во-вторых, точная дата авторства картины до сих пор экспертами не установлена. 1844 год, указанный в вышедшем в 2004 году каталоге радищевского музея «Русская живопись», вызывает определенные сомнения. Дело в том, что впервые Айвазовский посетил Константинополь 6 июня 1845 года, чему есть подтверждение. В тот период по желанию великого князя Константина Николаевича, которому в итоге и был презентован шедевр, Айвазовский принимал участие в морской экспедиции. В столице Османской империи, в 1930 года переименованной в Стамбул, художник пробыл две недели. Как правило, он всегда в поездках делал зарисовки чтобы затем, иногда годы спустя, перенести увиденное на холст. Тот визит не стал исключением.
И, в третьих, «Вид Константинополя» имеет не только провенанс (история происхождения и владения), но также обладает исторической ценностью и является художественным наследием. То есть, вполне может затмить не только такие бесценные раритеты как кустодиевскую «Ярмарку», нестеровскую «За приворотным зельем» или даже написанный учеником Микеланджило Джорджио Вазари «Триумф Вакха», но и встать вровень с атмосферной репинской «Надей» — неувядаемой визитной карточкой музея Радищева.
В настоящий момент «Вид Константинополя» Айвазовского находится на реставрации. Работы под руководством реставратора первой категории Ирины Абрамовой и ее помощницы, художника-реставратора Евгении Аполлоновой ведутся с мая этого года.
Планируется, что 21 ноября картина будет представлена для всеобщего обозрения на готовящейся выставке «Морской бой. А. П. Боголюбов и И. К. Айвазовский». И если бы не эта выставка, картина наверняка хранилась бы по-прежнему в спецхране. Потому как находится в не экспозиционном виде. «Деформирована основа с прорывами холста, особенно по углам, а также зафиксировано сильное пожелтение лака с утратами красочного слоя, — уточняет Абрамова. Цифры красноречивы — 748 прорывов, сечений, утрат, проколов и дырок на кромках полотна. Чтобы снять шедевр с подрамника реставраторам пришлось вынуть более двухсот почерневших от времени гвоздей еще дореволюционных времен. Таково было состояние перед началом восстановительных работ. «Главное сейчас — это укрепление красочного слоя и устранение деформаций по кромкам», — уточнила Аполлонова.
Первым делом в музее был закрыт один из выставочных залов, где разместили стол размером 5×4 метра. Рабочие сбивали его из досок и листов ДВП. Одновременно, специально для данных реставрационных работ, было приобретено необходимое оборудование и материалы: термошпатель польского производства с фиксированной температурой, масляные краски «Рембрандт» голландской фирмы Таленс, осветительные приборы, пинен (разбавитель для укрепления красочного слоя, удаления поверхностных загрязнений), рыбий клей для укрепления красочного слоя и грунта, а также кисточки, шприцы, шпатели, вата, скальпель и некоторое другое.
Процесс реставрации будет идти в два этапа. Сначала техническая — это работа с холстом по укреплению красочного слоя и грунта, а затем живописная — все, что связано с изменением внешнего вида: утоньшение и выравнивание лака на полотне, живописные тонировки (устранение акварельными красками места утрат), коррекция и уточнение тонировки масляными красками, покрытие лаком.
По решению художественного совета, форсировать процесс реставрации не планируется. Иными словами, даже если к началу выставки «Морской бой» не все из намеченного будет выполнено, после ее завершения работы продолжатся. И только после этого шедевр мастера займет свое место в саратовском музее.
На гребне волны: Иван Айвазовский
Вкус воды
Из времен далекого-далекого детства, когда выходил еще журнал «Трамвай», помню занимательно изложенную биографию Ивана Константиновича Айвазовского и забавную реплику персонажа — посетителя выставки: «А что, вода на его картинах соленая?»
Несмотря на хрестоматийность, творчество этого мастера — и сегодня сфера весьма полемичная. Оно дает повод для новых вопросов, переосмысления. К этому призывают и организаторы выставки, которая открывается на днях в Третьяковке. Казалось бы, тема одна: море. Но для Айвазовского каждый морской пейзаж — как портрет человека. Сколько марин – столько портретов, столько «человеков». Разве это одно и тоже.
И таких портретов моря было создано порядка 6000.
«Встреча рыбаков». Государственная Третьяковская галерея
Стихия чудная – марина…
Конечно, марина – морской пейзаж – не единственный жанр, привлекавший Айвазовского. У него есть яркие батальные работы, колоритные жанрово-бытовые сценки, полотна на историческую, библейскую темы, портреты. Но марине он отдал всего себя. Справедливости ради скажем, что Айвазовский не был единственным маринистом в истории искусства.
Пожалуй, первые значительные образцы морских пейзажей созданы голландскими художниками XVII века. Так называемые «малые голландцы» подходили к изображению моря скорее практически, чем поэтически: морская гладь была, как правило, фоном для изображения торговых судов, бурной работы в доках. Искусствовед Ксения Богемская, автор замечательной работы «Пейзаж: Страницы истории», называет первым русским маринистом Сильвестра Щедрина. Правда, тут же уточняет – первым, но не до конца выявившимся.
Вот и получается, что первым русским художником моря, выявившимся в полной мере, стал Иван Айвазовский – уроженец Феодосии, блестящий выпускник Петербургской Академии художеств, меценат, коллекционер. После одной из выставок поэт Аполлон Майков назвал его художником Нептуна. Но был у Айвазовского еще один, не метафорический, а вполне официальный статус – художник русского военного флота.
А на море корабли
Это не единственный случай, когда армии был нужен художник. Самый близкий нам пример – Василий Верещагин, младший современник Айвазовского. Как известно, он погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» вместе с матросами, офицерами, адмиралом Макаровым. Иван Константинович не стремился стать художником войны. Руководство морского флота России, может быть, быстрее, чем представители мирных свободных искусств, оценило уникальную способность Айвазовского. В чем она заключалась? Подумайте: без чего невозможно перенесение на холст бесконечно изменчивой стихии моря? Что позволяло художнику работать в мастерской без предварительных зарисовок?
Девятый вал. 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Айвазовский обладал исключительной зрительной памятью. Он писал «наизусть», без эскизов-подсказок парусные суда со сложнейшей оснасткой. В течение многих лет художник был прикомандирован к Главному морскому штабу. Он портретирует корабли, запечатлевает для потомков славные морские победы.
Известно, что когда молодой Айвазовский отмечал в родной и безмерно любимой Феодосии скромный юбилей — десятилетие творческой деятельности, – его приветствовали боевые корабли во главе с адмиралом Корниловым. Эскадра специально ради этого выдвинулась из Севастополя. Неплохо для тридцатилетнего художника?
Мне кажется, что в Морском штабе ценили не только зрительную память Айвазовского, но и его чувство моря, умение покорять стихию – пусть не военно-техническими, а художественными средствами.
Житейское море
Вообще-то, с этого я хотела начать… Сегодня для нас так привычно любоваться Айвазовским, что трудно поверить в то, что один очень известный, очень талантливый человек мечтал собрать работы художника «в одну кучу и устроить из нее гигантский аутодафе». Его, этого человека, раздражали «волны, волны и волны, зеленые, серые и синие, прозрачные как стекло, с вечно теми же на них жилками пены и покачнувшимися или гибнущими кораблями, с вечно теми же над ними пасмурными или грозовыми облаками».
Среди волн, 1898. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия.
Следовало бы рассердиться на автора этих жестоких строк, если бы не два обстоятельства.
Первое — законы истории рецепции (или восприятия) искусства. Ничего не поделаешь: музыка Баха когда-то казалась средней, обычной, джаз – «музыкой духовной нищеты». Каждое время имеет свои эстетические каноны. На рубеже XIX-XX веков в тренде было отношение к работам Айвазовского как к поверхностным, декоративным, неглубоким. И это отношение какое-то время поддерживалось и ХХ веком.
Второе обстоятельство – исключительная личность ругателя Айвазовского, чьи слова потрясли меня. Это Александр Бенуа. Когда начинает ругаться такой талантливый человек, он в запале может сказать нечто-то очень ценное и не такое уж и злое. Вот, послушайте:
«А в нем было хорошее. Айвазовский действительно любил море и даже любил как-то сладострастно, неизменно, и нужно сознаться, что, несмотря на всю рутину, любовь эта нашла себе выражение в лучших вещах его, в которых проглянуло его понимание мощного движения вод или дивной прелести штиля — гладкой зеркальной сонной стихии».
Очень выразительно, согласитесь.
Многие современники Айвазовского, работавшие в жанре марины, совсем не стремились учиться у него. Открещивался от его влияния Федор Васильев, автор поэтичных пейзажей, пробовавший себя и как маринист. Противопоставлял себя Айвазовскому Алексей Боголюбов, писавший морские баталии и мирную жизнь кораблей.
Любопытно было бы знать, какие картины художника-мариниста Айвазовского строгий Бенуа великодушно отнес бы к хорошим. Я осмелюсь предложить свой крохотный шорт-лист. В нем – три разные, интересные работы. Они уступают по популярности «Девятому валу», но их хочется так разглядывать!
Хаос (Сотворение мира). 1841.
Это одна из первых работ, созданных Айвазовским после окончания Академии. В 1841 году он был направлен, как бы сейчас сказали, на стажировку в Италию. Картину художник преподнес в дар Папе Григорию XVI. Николая Гоголь шутил по этому поводу: «Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане».
Сотворение мира. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вид Леандровой башни в Константинополе. 1848.
Я особенно люблю те работы Айвазовского, в которых соединяются море и красивая архитектура. А художник, мне кажется, был не равнодушен к морским закатам. На этой картине рождается такое сочетание цветов, тонов и оттенков, которое точно не встретишь в средней полосе России.
Кофейня у мечети Ортакей в Константинополе. 1846.
Картина ароматная. Композиция очень собранна, лаконична. Это и жанровая сценка, и архитектурный пейзаж. И образец расслабленного времяпрепровождения.
…Что ж, вот и все пока о «художнике Нептуна», художнике Главного морского штаба. Встретимся у моря — в Третьяковке!
Автор: Алевтина Бояринцева
Рекомендуем также:
ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ — ГЕНИЙ МОРСКОЙ ПУЧИНЫ
ФЕОДОСИЯ — БОГАМИ ДАРОВАННАЯ
10 САМЫХ ДОРОГИХ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
История создания
Хотя многие работы из турецкого цикла известны по сей день, самая известная, все-таки, остается «Вид Леандровой башни в Константинополе». По многим причинам, именно этот пейзаж считается лучшим из всей коллекции, и не раз выставлялся как на родине, так и за границей. Картина была написана за один год, после чего, передана в личную коллекцию султаната. Но, когда все работы переместились назад, после первой выставке во дворце, было решено оставить все картины в большой мастерской, чтобы Айвазовский сумел закончить их, поправив по рекомендациям султаната. Но художник решил бежать на родину, и под покровом ночи, вывез все работы на одном корабле, аккуратно переместив их на борт.
Стиль написания
Картина писалась в четыре этапа. Сначала создавалась сама башня, так как, именно вокруг нее и строились иные изобразительные решения. Автор делал упор на старину объекта, стараясь изобразить именно его историческую значимость. Детализировалась каждая складка камня, чтобы первое внимание зрителя приковывалось именно к ней. Вторым этапом стало создание узкой кромки еле видных домов, находящих и с боку башни, и позади нее. Они уже просто видны, словно добавлены сюда для полноты картины. Вполне возможно, что Айвазовский старался лишь немного выполнить свою задумку, тратя на нее не так много времени. Третий этап — море, и если приглядеться на созданную работу, можно заметить, что все волны имеют отличающуюся форму. Вод и правда живет, функционируя как отдельная часть всего убранства картины. Четвертым этапом стало нанесение неба. Сквозь облака якобы просачивается солнце, и благодаря цветовому драпированною, подобное стало возможным. При этом, облака не имеют четкого очертания, и еле видны на фоне солнца.
Вид Константинополя и Босфора
«Вид Константинополя и Босфора» прославляет город, который Иван Айвазовский считал самым прекрасным на свете. Ни Венеция, ни Неаполь, ни какие другие виденные им места (а путешествовать ему довелось немало) не могли сравниться для художника с городом на Босфоре. Перед нами прекрасный вид залитого солнцем Босфора. На лазурно-голубое море льются золотистые солнечные лучи. На переднем плане шлюпки рыбаков отчаливают от берега. Чуть дальше над городом поднимаются башни минарета. Вдали виднеется парусник, освещенный солнечными лучами. Город скрыт в рассветной дымке, которая постепенно рассеивается, и, кажется, через 10-20 минут солнце окончательно затопит светом весь город — и туман растает. Настроение картины тихое, спокойное, жизнь словно замерла, но не в неподвижности, а в извечности этого процесса: многие века солнце так встает над Босфором, и бесконечное множество лет такие сладостно-туманные рассветы будут повторяться снова и снова. Изящно выстроенный колорит картины создает ощущение одновременно жара и свежести, лениво-размеренного восточного темпа жизни, тихой радости и наслаждения этой жизнью.
Впервые в Константинополе новоназначенный художник Адмиралтейства Иван Айвазовский оказался в 1845 году в составе Средиземноморской географической экспедиции. Тогда-то столица Османской империи запала ему в душу, и возвращался он в нее не раз.
Турецкому султану Абдул-Азизу подарили одну из картин Айвазовского. Султан пришел в полный восторг и заказал художнику серию видов Босфора. Айвазовский счел, что таким образом может способствовать налаживанию взаимопонимания между турками и армянами, и принял заказ. Он написал для султана около 40 картин. Абдул-Азиз был настолько доволен работой Айвазовского, что наградил его высшим турецким орденом «Османие». Впоследствии Айвазовских получил из рук турецкого владыки еще несколько орденов. А в 1878 году мирное соглашение между Россией и Турцией (так называемый Сан-Стефанский мир) подписали в зале, украшенном картинами кисти Айвазовского.
Но когда в 1890-х годах султан Абдул-Гамид устроил погромы, жертвами которых стали сотни тысяч армян, возмущенный Айвазовский вышвырнул в море османские ордена и сказал турецкому консулу, что его «кровавый повелитель» таким же образом может поступить с его картинами, художник об этом не пожалеет. После чего Айвазовский написал несколько картин в поддержку армян, на которых отразил преступления турок против его народа. Из своих собственных средств он активно помогал армянским беженцам. Не оставался Айвазовский в стороне и от освободительной борьбы греков против турецких захватчиков.
Удивительно, что по одной из легенд, сам Айвазовский – турецкого происхождения. Если верить этой версии, дед художника, секретарь бендерского паши, погиб во время сражения с русскими гренадерами. Воин уже занес меч и над младенцем, но армянин удержал его руку и сказал, что ребенок – его сын. Он действительно принял турецкого мальчика в свою семью, перекрестил мусульманское дитя, назвав его Константином – это и был будущий отец художника. Эту историю приводит в своих воспоминаниях об Айвазовском его друг Николай Кузьмин, при этом он ссылается на устный рассказ художника. Документальных подтверждений в пользу этой версии нет.
«Вид Константинополя и Босфора» в 2012 году на британском аукционе Sotheby’s ушел в частную коллекцию за рекордную на тот момент для произведений Айвазовского сумму: 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов.
Автор: Алена Эсаулова
Вид константинополя при лунном освещении, айвазовский
«Вид Константинополя при лунном освещении» — картина великого русского живописца Ивана Константиновича Айвазовского. Картина была написана во второй половине 40-ых годов XIX века. Холст, масло.
Размеры: 124.5 x 192.5см. На данный момент находится в Национальном русском музее, Петербург.
Картину «Вид Константинополя при лунном освещении» Айвазовский написал спустя год по окончании поездки в Турцию. Сохранив собственное чувство от очень прекрасных видов муниципальных пейзажей Константинополя (Стамбул), живописец написал немыслимое по насыщенности и красоте произведение, которое стало одним из самых известных в творчестве этого художника.
Прежде всего картина притягивает внимание зрителя собственными насыщенными красками. Константинополь на этом полотне представлен ночью. броская Луна освещает муниципальный море и пейзаж.
Свет от Луны такой необычный и броский, что создаётся чувство зарева от сильного пожара. Целый пейзаж окрашен в красноватые, розовые и золотистые оттенки.
От картины исходит немыслимое тепло. Думается, что море и город накрыла песчаная буря.
На переднем замысле живописец поместил пристань и мечеть, от которой отплывают лодки. Необходимо также подчеркнуть вертикальные элементы на картине, каковые, вероятнее, показались живописцу схожими по строению и характеру: башенки мечетей, мачты кораблей и стройные кипарисы — эти элементы весьма удачно сочетаются между собой на картине и приводят к визуальной гармонии.
«Вид Константинополя при лунном освещении» — это муниципальный пейзаж, что поделён, как и многие другие пейзажи живописца, на две части. В одной части Айвазовский уделяет внимание природе — морским просторам, в второй части — деяниям людей, строениям и зданиям.
На данной картине красота деяния и красота природы людей словно бы бы красуются приятель перед втором, пробуют продемонстрировать кто из них идеальнее. Но красота и красота природы людских строений так разноплановы, что сравнивать по красоте их нереально, возможно лишь восхищается тем, как одно перетекает в второе, как природа дополняет город, и как строения удачно соответствуют с красотой окружающего пейзажа.
Иван Айвазовский. Вид Константинополя при лунном освещении
Желаете украсить монитор собственного компьютера прекрасной картиной либо фотографией? Качественные обои на громадный экран вы сможете обнаружить On-Desktop.
Источник