Меню

Айзек азимов вселенная основания

Вселенная Азимова или Галактическая история. Правильный порядок чтения

Полезная страница? Поделитесь с друзьями:

Среди сотен книг, написанных Айзеком Азимовым есть те из них, которые можно отнести к одной Вселенной. Вместе книги этих циклов формируют некую Галактическую историю по версии Азимова. И эта история растянулась на несколько тысячелетий.

Кстати, именно с рассказов о роботах, Азимов начинал своё творчество, не подозревая что они станут частью большой истории.

В общем, на этой странице представлены все книги Айзека Азимова, составляющие одну большую историю будущего человечества в хронологическом порядке, удобного для чтения. Для того чтобы было интересней, добавил также некоторые пояснения.

Книги по сюжету

История фактически открывается романом «Конец вечности». Потому что действие этого романа происходит вне времени, в так называемой «Вечности». Но в целом, это самостоятельное произведение, связанное с остальными книгами только отсылкой на него в романе «Кризис Основания»:

И все же в сказке утверждается, будто на самом деле существовали те, кто умел выходить за границы времени и изучать бесконечные линии потенциальной Реальности. Эти люди назывались Вечными, а когда они покидали время, о них говорили, что они перешли в Вечность

Не будем рассказывать сюжет, далее говорится о том что произошло с «Вечными».

Эта книга Азимова является образцом виртуозной игры писателя с пространством и временем. Отличная проработка временных парадоксов, сюжет держит в постоянном напряжении, совершает крутые виражи и поражает научным подходом. Многие критики говорят, что это лучшая работа Азимова.

Роман описывает деятельность организации под названием «Вечность», существующей вне времени и зародившейся в 27 столетии. Люди «Вечности» изменяют ход развития истории во имя блага человечества. Миллиарды людей могут навсегда исчезнуть по их воле. Так бы и продолжалось дальше, но главный герой Эндрю Харлан становится участником странных событий, о которых и пойдёт речь в романе.

Своё творчество Азимов начинал с научно-фантастических рассказов, большая часть из них была про роботов. Все они были объединены одной идеей, о том как робот, наделенный разумом, должен взаимодействовать с человеком. Действие происходит в не очень далёком будущем, по крайней мере по сравнению с событиями, которые будут происходить дальше во вселенной Азимова. Из этих рассказов вы узнаете как всё начиналось, как менялось общество с появлением роботов, как люди относились к ним и что думали сами роботы. Ведь именно они в будущем помогут человеку освоить космос.

События в этом романе происходят примерно в тот же временной период, что и действия предыдущих рассказов. Повествуется в нём о роботе, с неожиданными качествами, свойственными только людям. И о том, как тот захотел стать человеком. Это самостоятельное произведение, оно слабо связано с остальными книгам, но всё происходит в той же вселенной. Кстати, этот роман был издан уже после смерти писателя, в соавторстве с Р. Сильвербергом по мотивам повести «Двухсотлетний человек». Что читать короткую повесть или роман решать вам.

Следующая повесть «Мать Земля», на временной шкале Вселенной Азимова является неким переходом от рассказов о роботах к серии романов об Элайдже Бейли и роботе Дэниела Оливо. Читая её формируется некое предчувствие событий, которые произойдут в «Стальных пещерах» и «Обнажённом солнце», ещё не написанных. Т.е. это своего рода мост. В конце повести также упоминается термин «Галактическая империя», о том что Земля даст рождение будущей Империи. Это сознательная отсылка, так как на тот момент Азимов уже написал «Камешек в небе» годом ранее, но тогда он назывался «Пусть мы стареем» («Grow Old With Me») и был издан только в журнале.

Стальные пещеры — первый в своём роде роман о роботах, многие считают его одним из лучших. Открывает новую серию романов, где Азимов впервые представляет своего любимого главного героя робота Дэниела Оливо, играющего очень важную роль в истории человечества. В общей Вселенной Азимова эта серия имеет большое значение. Она рассказывает о том, что было до Галактической империи, как осваивался космос, какие конфликты были между новыми заселенными мирами и Землей, как они разрешались, и почему в будущей Галактической Империи не будет роботов. Очень интересно читать все романы по порядку, и получать полную картину того, как развивались события и почему. Каждый роман — это новая детективная история, но которая идет всё дальше в будущее и раскрывает вселенную Азимова в новых подробностях.

Читайте также:  Прочнейший металл во вселенной марвел

После двух успешных романов серии, Азимова попросили продолжить историю. И он написал этот небольшой детективный рассказ. После того как рассказ был опубликован, Айзек получил письма от фанатов, в которых, все, как один, говорили «Спасибо, но мы хотели ещё один роман!». Эта детективная история увлекательная, но вселенную она не расширяет, здесь упор именно на самом детективе.

Наконец, спустя много лет было представлено продолжение романа «Обнажённое солнце». Именно в этой книге серии, Азимов стал соединять эту детективную серию романов с рассказами о роботах и циклом «Основание» в одну вселенную. В книге же со времен событий «Обнажённое солнце» прошло только 2 года. В произведении жители перенаселённой Земли впервые задумываются о начале колонизации новых систем, и это движение возглавляет наш герой Элайдж Бейли.

По хронологии событий, открывает новую серию «Галактическая империя» именно этот роман. Сам Айзек не любил данное произведение, из-за того что редактор журнала настоял на некоторых изменениях в развязке сюжета. Тем не менее это часть общей истории.

Следующий роман «Прелюдия к Основанию» был написан намного позже классической трилогии, и даже после её продолжения. Произведение является приквелом и в нём повествуется о том как всё начиналось, когда живой и здоровый Хэри Селдон только представил теоретическую возможность математического моделирования будущего.

Это самая первая книга, написанная Азимовым во Вселенной «Основание». Изначально это были четыре рассказа, опубликованные под разными названиями, вместе образующие единый сюжет. Позже был добавлен ещё один рассказ и выпущена книга. По хронологии собитий общей галактической истории этот роман должен быть здесь, но для читателей того времени, цикл «Основание» начался отсюда и полюбился, став популярным, благодаря следующим трём книгам в списке, составляющим классическую трилогию.

Первая книга большого цикла романов о распаде Галактической Империи с высочайшим уровнем развития цивилизации и история появления новой.

Учёный Гэри Селдон создаёт науку «психоисторию» и математически доказывает, что Империя через 500 лет перестанет существовать. Власти ему не поверили, но он и его последователи это предвидели и уже подготовили план по созданию новой Галактической Империи. Согласно этому плану, период варварства после краха Империи сократится с 30000 лет всего лишь до 1000 лет.

А этот роман является долгожданным продолжением классической трилогии, которого фанаты ждали 30 лет. И возможно он появился на свет только благодаря давлению на писателя со стороны фанатов и издателей, ну и большому гонорару. В итоге этот роман занесён в список бестселлеров газетой «The New York Times» и отмечен несколькими премиями.

И наконец, заключительная часть всей истории! В романе много отсылок к предыдущим произведениям, хотя он вполне может считаться самостоятельным. Здесь раскрыта тема того, что ждёт человечество в будущем, по мнению Азимова. Это некая развязка, с рассмотрением событий с перспективы далекого будущего. Заселение миров, галактическая империя, её распад, тёмные века, возрождение галактического государства и путь к чему-то большему. Будущее настолько далёкое, что люди уже не знают где их родной мир, да и как вообще зародилось человечество, высказываются множество теорий. Эту загадку и пытается раскрыть в своём приключении учёный Голон Тревиз. Он со своей командой отправляется в путешествие на самом современном космическом корабле. В нём он находит нечто древнее, узнаёт ответы. И именно ему, в итоге, предстоит выбрать путь, по которому будет дальше развиваться человечество.

Читайте также:  Вселенная всегда была бесконечная

Источник

Основание (цикл)

Из Википедии — свободной энциклопедии

Серия Основание
Foundation series

Обложка романа с изображением «голограммы Гэри Селдона»
Автор Айзек Азимов
Жанр Научная фантастика
Страна США
Язык оригинала Английский
Издательство Astounding Magazine (англ.) русск. , Gnome Press (англ.) русск. , Spectra (англ.) русск. , Doubleday (англ.) русск.
Даты публикации 1942–1993

«Основа́ние» (англ. Foundation , другие варианты перевода: Академия, Фонд, Основатели, Установление, Организация, Фундамент, Фундация) — цикл из семи научно-фантастических романов Айзека Азимова (первоначально состоял из трёх книг, позже были написаны ещё четыре, из них две предваряют хронологию описываемого мира). В 1966 году трилогия удостоилась специальной премии «Хьюго» за «лучшую фантастическую серию всех времён» (Best All-Time Series) [1] . Серия была включена читателями журнала «Локус» в десятку лучших научно-фантастических романов всех времён [2] .

Действие «Основания» начинается в Галактической Империи — сверхгосударстве, охватывающем весь Млечный Путь. Математик Селдон с помощью разработанной им науки «психоистории» предсказывает неизбежное падение Империи и наступление тёмных веков. Селдон создаёт Основание — организацию, которая должна в соответствии с рассчитанным на тысячу лет вперед «планом Селдона» сохранить и возродить цивилизацию. Прототипом основной трилогии послужила знаменитая «История упадка и разрушения Римской империи» (1776—1788) английского историка Эдварда Гиббона.

В поздних романах Азимов связал мир Основания с другими своими циклами произведений об Империи Трантора (англ. Trantor ) и о позитронных роботах. Объединённый цикл, который носит название «Вселенная Основания» (Foundation Universe или Greater Foundation; также «Галактическая история» или «История будущего»), охватывает историю человечества на протяжении более 20 тысяч лет и включает 14 романов и несколько десятков рассказов [2] [3] .

После смерти Айзека Азимова другие авторы создали дополнительную трилогию: Г. Бенфорд в 1997 году написал приквел «Страхи Основания» (Foundation’s Fear), Грег Бир в 1998 — «Основание и Хаос» (Foundation and Chaos), Дэвид Брин в 1999 — «Триумф Основания» (Foundation’s Triumph) [3] .

Источник

«Основание» Айзека Азимова. Грандиозная научно-фантастическая эпопея.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня поговорим о фантастике «классической», повествующей о безбрежных космических пространствах, отважных и целеустремленных людях, осваивающих далекие миры, блестящих звёздных империях и столкновениях могущественных сил. Короче, о всем том, что мы любим в фантастике двадцатого столетия.

Айзек Азимов не самый мой любимый автор нашего жанра. Но, это определённо фантаст, к которому подходят такие определения как: «корифей», «мастер», «основоположник» и т.д. и т.п. Примерно тоже самое, можно отнести к его космическому циклу «Основание». В свое время его называли «лучшая фантастическая серия всех времен и народов». Много лет уже прошло с тех пор. По сравнению с космическими циклами Коула и Банча, Л. М. Буджолд, Д. Симмонса, П. Гамильтона, А. Ливадного и многих других, азимовское «Основание» уже не смотрится так глобально и шедеврально, местами даже немного наивно. Но, даже и по современным меркам, это все еще очень достойная фантастика. Некоторые романы цикла и сейчас читаются на одном дыхании.

Обычно, когда делают обзоры азимовской саги, подают сюжет не в хронологическом порядке Вселенной «Основания», а исходя из времени написания книг автором. Начинают с самого «Основания», как первоначальной серии из трех книг. Затем переходят к трилогии о Галактической Империи. Далее, о том, как фантаст связал два цикла единой канвой и о поздних романах цикла.

Я же решил рассказать о мире Вселенной «Основания», как единой цельной истории от выхода землян в космос до расцвета Второго Основания.

Итак, грандиозная эпопея начинается с открытием технологий освоения космического пространства. Люди осваивают несколько десятков планет, но затем колонизация застопоривается. Земля имеет все меньше и меньше ресурсов для освоения космоса. Огромную роль играет перенаселение. В конечном итоге побеждают изоляционисты. С течением времени, люди на Земле вынуждены уйти в огромные купола, накрывающие многомиллионные мегаполисы, с искусственной едой и климатом.

Первоначальные колонии людей избирают иной путь. Развитие робототехники и прочих технологий приводят к комфорту, победе над бедностью, болезнями, увеличению срока жизни. На планетах космической ветви человечества (спейсеров) мало людей, все в достатке, технологии развиты, люди живут несколько столетий. Однако, есть и минусы. Происходит застой культуры, прекращается космическая экспансия.

Читайте также:  Две вселенных или две вселенные

К этому времени относится трилогия «Стальные пещеры». Главные герои этих романов, земной детектив Илайдж Бейли и спейсерский человекоподобный робот Р. Дэниэл Оливо вынуждены расследовать несколько преступлений, которые имеют политическую подоплеку. Неплохо закрученный детективный сюжет, атмосфера земной культуры «стальных пещер» (городов под куполами) и спейсерских миров, знаменитые три закона робототехники, органично сплетаются в этих книгах. При всем моем прохладном отношении к творчеству А. Азимова, это просто великолепные романы, всем рекомендую.

Илайдж Бейли — первый из землян преодолел агорафобию и изоляционизм. Из простого полицейского детектива он стал своего рода мессией – новым Моисеем увядающего земного человечества. Он повел его к звездам.

Земляне со своего перенаселённого шарика ринулись в космос, расселяясь по Галактике. Пытаясь их остановить, лидер самой сильной планеты спейсерского человечества — Аврора, доктор Келден Амадейро задумал погубить Землю. Против его козней выступают правнук Илайджа Бейли – Дэниэл Жискар Бейли, аврорианка Глэдия (она помнила еще самого Илайджа, аврориане долгожители) и роботы Р.Дэниэл Оливо и Жискар Ривентлов. Эти события описаны в романе «Роботы и Империя»

Следующие три романа цикла – «Космические течения», «Звезды как пыль», «Камешек в небе» относятся к событиям через многие века. Спейсерская культура пала, статичная и малолюдная – она была обречена. Потомки землян «стальных пещер» расселились по Галактике и образовали множество планет и звёздных государств. В центре Галактики, планета Трантор стала доминировать в своем секторе пространства и подминать по себя соседей. Именно на фоне роста Транторианской империи происходят события этих романов. Очень и очень крепкие произведения, может и не шедевры, но хорошие образцы фантастики космической. Тоже рекомендую.

Соберусь как-нибудь с духом и сделаю отдельные обзоры романов «стальных пещер» и транторианского цикла.

Прошли тысячелетия. Трантор стал единственным государством Галактики, он подмял под себя все человечество. Империя, управляющая невообразимыми космическими пространствами, была не самым плохим полтическим образованием. По форме правления — скорее конституционная монархия, где у императора были не такие уж большие права. К тому же, огромные пространства и тысячи планет, делали централизацию невозможной. В империи были большие политические права и автономия у отдельных планет.

Некто, ученый Гэри Сэлдон, создает научное направление «психоистория». Он предсказывает падение Трантора и крах цивилизации в Галактике. Сэлдон учреждает Основание (в иных переводах Фонд, Академия), которое призвано сохранить знания в Галактике и после краха цивилизации восстановит Вторую Империю. Основание располагается на одной планете, на краю Галактики.

Ну а чтобы План Селдона был застрахован от случайных сбоев, на противоположной стороне Галактике учреждается Второе Основание. Если движущими силами Основания стали технология и точные науки, то Второе Основание зиждется на социальных науках и способах контроля и управления над человечеством, ментальными технологиями.

Вокруг Первого и Второго Основания, Плана Селдона, деградации и падения Трантора, строятся события романов этой части Вселенной Азимова. И эта часть эпопеи, лично для меня, выглядит значительно слабее. Схематичные и догматичные изложения событий в романах, гигантизм и опускание деталей мира будущего (а ведь именно они — детальная проработка фантастического мира и героев, делают фантастику уникальной), местами наивность – вот за что, мне Основание не очень по душе. Единственное, что несколько оживляет эту часть эпопеи, введение в сюжет гениального мутанта Мула – рушащего планы Основания.

Опять немного своего мнения. Лучшими из этой части цикла я считаю поздние работы Азимова – «Прелюдия к Основанию» (1982) и «Основание и Земля» (1986). Всего Азимов создал семь романов про Основание. Перечислять все их названия не вижу смысла, в сети все это есть.

Источник

Adblock
detector