Русский язык
Пояснительная записка
Предлагаемые контрольные работы можно использовать как в трехлетней, так и в четырехлетней начальной школе. Они составлены в соответствии с содержанием программы В.В. Репкина по русскому языку и следующими учебниками:
1. Букварь для трехлетней начальной школы (В.В.Репкин, П.С. Жедек, В.А.Левин).
2. Букварь для четырехлетней начальной школы (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин).
3. Учебник «Русский язык. 1-й класс» для трехлетней начальной школы (В.В. Репкин).
4. Учебник «Русский язык. 1-й класс» для четырехлетней начальной школы (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова).
5. Учебник «Русский язык. 2-й класс» для трехлетней начальной школы (В.В. Репкин).
6. Учебник «Русский язык. 2-й класс» для четырехлетней начальной школы (В.В. Репкин, Т.В. Некрасова).
7. Учебник «Русский язык. 3-й класс» для трехлетней начальной школы (В.В.Репкин).
8. Учебник «Русский язык. 3-й класс» для четырехлетней начальной школы (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, Л.В. Чеботкова) 1 .
Все контрольные работы являются итоговыми, то есть проводятся в конце учебного года 2 .
Каждая работа состоит из двух частей.
Цель заданий первой части: определить уровень сформированности орфографического навыка у младших школьников на каждом этапе обучения. Первая часть работы проводится в виде диктанта. В 3-м классе (1–3) или 4-м классе (1–4) эту часть работы можно проводить в виде письменной работы по тексту с пропущенными орфограммами.
Цели заданий второй части каждой работы следующие: во-первых, выявить уровень лингвистических знаний и умений учащихся в определенной языковой области; во-вторых, диагностировать, в какой степени сформированы у учащегося основные компоненты учебной деятельности: умение отличить известное от неизвестного, обнаружить новое, поставить задачу для будущего изучения, рефлексивное отношение к способам собственных действий, умение выйти за рамки собственных знаний, построить гипотезу, проверить ее.
Контрольные работы 1, 2 и 3 содержат по два задания. Первое задание нацелено на проверку языковых знаний и умений в рамках изученного материала. Второе задание (помечено *) носит диагностический характер, оно определяет уровень сформированности компонентов учебной деятельности, указанных выше. Это задание построено на материале, выходящем за рамки изученного на данный момент предметного содержания. Это означает, что успешность выполнения этих двух типов заданий в классе будет разной.
Контрольная работа 4 имеет те же две части, но вторая часть содержит пять заданий, среди которых есть задания и первого, и второго типа. Эти задания построены на материале основных разделов русского языка, изученных на конец 3-го (1–3) или 4-го (1–4) класса.
Контрольные работы 1, 2 и 3 выполняются следующим образом: за один урок учащиеся пишут диктант и выполняют одно из заданий. Задание выбирает учитель в зависимости от того, какую цель контрольной работы он ставит: проверку изученных знаний и умений или цель диагностическую.
Контрольная работа 4 выполняется за два урока: на первом уроке учащиеся пишут диктант, на втором – выполняют вторую часть работы (желательно на специальном бланке).
1-й класс (1–4)
У Миши жил кот Рыжик. Каждый день мальчик наливал Рыжику в миску воду. Давал котику свежую рыбу. А Рыжик схватит кусок и давай играть с ним. Вот чудак! (28 слов)
З а д а н и е 1
Запиши слова чудак и играть звуками. Под звуковыми записями запиши эти же слова буквами. Покажи стрелочками работу каждой буквы.
О б р а з е ц правильного выполнения задания:
З а д а н и е 2*
Найди в диктанте слова, в которых есть буква и. Под первой схемой запиши слова, в которых буква и обозначает звук [и] и мягкость предыдущего согласного звука. Под второй схемой запиши слова, в которых буква и обозначает только звук [и], то есть выполняет только одну работу. Слова, где буква и обозначает какой-то другой звук, запиши в третий столбик. Если можешь, укажи, какой именно звук обозначает буква и в словах третьего столбика. Если нет, поставь в третьей схеме знак вопроса.
2-й класс (1–4)
Весна. Река вышла из берегов. Вода залила весь луг. По реке плывут большие льдины. На одной льдине теленок. Теленок ревет от испуга. Надо спасать! Ребята взяли багры, зацепили льдину и потянули ее к берегу. Опасность миновала. Ребята отвели теленка на ферму к коровам. (43 слова)
З а д а н и е 1
В тексте есть изменения одного и того же слова. Выпиши их, выдели в них окончания.
З а д а н и е 2
Выдели окончания в словах (там, где они есть). В 1-й столбик запиши слова, в которых нет окончания, во второй – слова с нулевым окончанием, а в третий – все остальные. Если тебе не удалось выделить окончание в каком-нибудь слове, запиши его в отдельный столбик со знаком вопроса.
Число, сеть, бережок, еще, дупло, красив, метро, чучело, тепло
3-й класс (1–4); 2-й класс (1–3)
Багровое солнце медленно опускается за лесом. Его прощальные лучи еще золотят верхушки сосен. А дом лесника на поляне уже весь в тени. Вскоре солнце и совсем скрылось. Вечерняя заря на западе стала бледнеть и гаснуть. Реже и реже слышатся голоса птиц. Над поляной начал подниматься туман. Пахнет сыростью. Вокруг становится все темнее. И вот на небе сверкает первая звездочка. (59 слов)
З а д а н и е 1
Из списка слов выбери то, которое годится для проверки пропущенной орфограммы (подчеркни это слово одной чертой).
1) (с,з)двигать: сгибать, свистнуть, съехать;
2) разд_лительный: дело, деление, отдел;
3) берег_вой: резиновый, ледовый, коровий;
4) (нет) дын_: (нет) яблони, (нет) стены, (нет) ржи.
З а д а н и е 2*
1. В каждом списке слов записаны слова, в которых есть одна и та же значимая часть. Выдели ее.
2. В каждой значимой части есть подчеркнутая орфограмма слабой позиции. Если эту орфограмму можно проверять по сильной позиции (то есть по закону письма), поставь рядом с этим списком слов знак «+». Если выделенную орфограмму этим способом проверять нельзя, поставь знак «–».
3. Из списков слов, рядом с которыми ты поставил(а) знак «–», выпиши звуки в сильных позициях, которые встречаются на месте выделенной орфограммы. Какие из этих значимых частей можно считать нарушителями закона письма? Поставь рядом со словами с такими частями букву «Н».
1) залетел – полет – летучий;
2) пловец – плавать – плавучий;
3) растут – выращивать – подрос;
5) раздает – разносит – раскладывает;
6) продуманный – проигранный – прорванный.
4-й класс (1–4), 3-й класс (1–3)
На берегу лесной реки в кустах черемухи или шиповника ты можешь услышать самого замечательного певца нашей природы – соловья. Он забирается в густые заросли и начинает петь. Волшебные звуки его заполняют все окрестности. Соловей поет вечером, а в мае часто поет всю ночь. Чем больше птиц собирается вместе, тем красивее звучат их голоса. Поющий соловей прижимается к ветке, вытягивается во весь рост, расправляет, потом складывает свои крылышки. Все его маленькое тельце дрожит, а глазки блестят. Во всем мире не услышишь песен красивее соловьиной. (82 слова)
З а д а н и е 1
Сделай звуковые записи только тех слов, у которых они не совпадают с буквенными.
Юлия, окна, ужин, яд, купцы, баран.
З а д а н и е 2*
1. После букв согласных, непарных по твердости/мягкости, выбираются такие гласные буквы, каждая из которых может выполнять только одну работу – обозначать свой гласный звук. Это буквы, которые бывают в русских словах в начале слова: а, о, у, э, и. Поэтому жи-ши пишется с и, ча-ща с а, а чу-щу с у. Но, к сожалению, это правило соблюдается не всегда, и некоторые гласные буквы ему не соответствуют. Найди в списке слов те из них, в которых данное правило нарушается. Отметь их «галочкой».
2. Запиши каждое отмеченное тобой слово так, как будто бы оно подчиняется правилу выбора гласных букв после букв непарных.
жар
прыжок
жёлтый
жук
жердь
жир
час
пучок
чёлка
чулок
честь
чистый
цапля
цокот
отцу
цель
цирк
купцы