Меню

Балтийское море вид с космоса

Как и когда появилось Балтийское море

У Балтийского моря богатая геологическая история. Когда-то на его месте были огромные ледники, река размером с Дунай, чередовались друг за другом озера. В современных границах Балтийское море появилось относительно недавно – несколько тысяч лет назад. Чтобы понять, как море формировалось, следует вернуться к истокам — на пару миллиардов лет назад.

Балтика на экваторе и Южном полюсе

Участок земной коры, на котором находится современное Балтийское море, является частью континента Евразия. Но так было не всегда. В далекие времена это был отдельный палеоконтинент под названием Балтика. Он образовался 2 — 1,7 миллиарда лет назад при столкновении Балтийского щита, Сарматской и Волго-Уральской платформ. Самый древний из них – Балтийский щит, включающий северную часть дна современного Балтийского моря, а также Карелию и Кольский полуостров. Этот массив суши сформировался более 3 миллиардов лет назад.

За все время своего существования значительная часть дна современной Балтики была выше уровня моря, за исключением южной и восточной части, которая долгое время находилась под водой.

Балтика образовалась в южном полушарии, где дрейфовала большую часть времени. Где только не находился палеоконтинент: на экваторе и на Южном полюсе. Он был частью почти всех суперконтинентов: от Колумбии до Пангеи, соединен с другими материками самым немыслимым образом. Например, когда возникла Колумбия 1,8 миллиарда лет назад, Балтика граничила с Западной Африкой и Амазонией.

Или, например, 550 миллионов лет назад Балтика была отдельным континентом и находилась недалеко от Южного полюса.

Древняя река на месте Балтийского моря

Около 40 миллионов лет назад, когда северная и восточная Европа находилась примерно на нынешних широтах, на месте будущего Балтийского моря появилась река Эридан . Поначалу это была небольшая речная система, но со временем она становилась все больше. 12 миллионов лет назад русло Эридана достигло Северного моря, где образовало огромную дельту как у современной реки Амазонки.

В длину Эридан был около 2700 километров, чуть короче современного Дуная. Могучая река исчезла с наступлением оледенения 700 тысяч лет назад. Тогда всю северную Европу накрыл гигантский ледниковый щит. Четвертичное оледенение не прошло бесследно. Под тяжестью льда часть земной коры прогнулась, и образовался вытянутый прогиб. В периоды межледниковья с таянием льда образовавшаяся впадина все чаще оказывалась под водой. В эволюции Балтийского моря наступила эпоха морей и озер.

Эемское море

Во время межледниковья, 130 – 115 тысяч лет назад, на месте Балтийского моря образовалось Эемское море. Тогда из-за таяния ледников уровень воды был заметно выше, чем сегодня.

Эемское море соединялось с Белым морем вдоль нынешнего Беломорско-Балтийского канала. Карелия была под водой, а Ладожское и Онежское озера были мелкими заливами на восточном берегу древнего моря. Пролив с Северным морем был более широким, чем сейчас. Большая часть Северной Европы находилась под водой, а Скандинавия была островом.

Балтийское ледниковое озеро

Балтийское ледниковое озеро появилось на месте южной части Балтики около 14000 лет назад. Причиной стало массовое таяние льдов в конце ледникового периода. Уровень воды в озере был на 40 метров выше, чем в океане. С потеплением он продолжал подниматься, пока 11600 лет назад не достиг критической отметки, и поток воды хлынул в океан. За 1 – 2 года Балтийское ледниковое озеро опустилось до мирового уровня. Так, водоем стал Иольдиевым морем.

Иольдиевое море

Иольдиевое море образовалось 11600 лет назад после того, как в районе возвышенности Биллинген на юге нынешней Швеции возник пролив между прежним Балтийским ледниковым озером и океаном. Датских проливов тогда не было. Иольдиевое море перестало существовать, когда поднятие южной части Скандинавии перекрыло сток из моря в океан.

Анциловое озеро

В результате подъема суши исчез пролив между морем и океаном. Так, около 10700 лет назад образовалось Анциловое озеро. Оно просуществовало примерно тысячу лет. Ледниковый щит продолжал таять и наполнять озеро водой. Около 9800 лет назад возле озера Венерн возник узкий пролив, и уровень Анцилового озера и мирового океана начал выравниваться. В некогда закрытый пресный водоем хлынула соленая вода из океана.

Мастоглоевое море

Образовавшийся пролив оказался настолько узким, что морская вода медленно поступала в будущий Балтийский бассейн, а процесс осолонения занял тысячу лет. В период 9800 – 8500 лет назад на месте Балтики существовало Мастоглоевое море. В это время полностью растаял Скандинавский ледниковый щит. С подъемом уровня океана 8500 лет назад образовался и расширился новый пролив в районе современных Датских островов. Так, Балтийский бассейн становится слабосоленым водоемом, а Мастоглоевое море «уступает место» Литориновому морю.

Читайте также:  Космос начинается с любви

Литориновое море

С появлением нового пролива Эресунн и последующим осолонением воды начинается стадия Литоринового моря. Оно существовало 8500 – 4000 лет назад. Его отличие от предыдущих водоемов на месте Балтики в том, что морская вода в то время было намного соленее, чем сейчас.

Балтийское море

Около 4000 лет назад, когда береговая линия и уровень солености Литоринового моря стали близки к современным, появилось нынешнее Балтийское море.

Спасибо, что прочитали! Если тема вам интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Источник

Балтийское море из космоса

Дубликаты не найдены

Граждане каких стран побывали на МКС с начала её эксплуатации?

Больше интересных карт в телеграм-канале THEWORLDMAPS

Купленная SpaceX буровая платформа Phobos прибывает в порт Паскагулу для переоборудования в будущий морской старт для пусков Starship

Напомним, что идею использования морских космопортов Маск обозначил еще в 2017 году, рассказав о своих планах по сверхзвуковым перелетам вокруг Земли на кораблях Starship. Отправка грузов и пассажиров в суборбитальные полеты требует вывода стартовых комплексов подальше от населенных пунктов из-за шума, создаваемого двигателями столь мощной ракеты.

Впрочем, основная цель создания кораблей Starship – будущие полеты на Марс и участие в лунной международной программе Artemis, что потребует операции по дозаправке на орбите Земли при помощи специальных, переоборудованных в танкеры, версий Starship.

Кроме того, ограниченность временных «окон» для запуска к Марсу потребует множественных пусков в течение короткого времени в будущем. Все эти факторы усложнят запуски ракет с имеющихся двух наземных стартов в Бока-Чика и на мысе Канаверал — два морских старта (только на текущий момент, компания может в любой момент принять решение об увеличении числа своих морских космопортов) позволят разнести запуски территориально и увеличить пропускную способность.

(Рендер, показывающий величину носителя на фоне приобретенной нефтяной платформы)

Эксперты считают, что использование морских платформ начнется после первых успешных космических пусков кораблей Starship на сверхтяжелой ракете Super Heavy. Ожидается, что это может произойти уже в конце текущего года.

Официальный концепт того, как будет выглядеть будущий ‘Морской старт’ после переоборудования, еще не был опубликован, но, с учетом последних нововведений в виде необходимости ловить первую ступень с отсутствующими ради снижения веса опорами, основной акцент при модернизации будет смещен на массивную башню обслуживания, как на главный и самый сложный элемент пусковой системы.

SpaceX и «Морской старт» — для чего именно Илону Маску внезапно понадобились морские нефтяные платформы?

Испытания «Звёздного корабля»

Ещё в июне 2020 года Илон Маск написал в «Твиттере», что SpaceX построит плавающие космопорты сверхтяжёлого класса для марсианских и лунных миссий, а также будет заниматься сверхзвуковыми полётами вокруг Земли. Тогда заявления неординарного миллиардера не стали принимать всерьёз, поскольку и без морских космодромов дела компании SpaceX под управлением Маска идут в гору. Но он не унимался и на текущий момент уже купил две морские платформы, которые раньше использовались нефтяниками для добычи сырья в открытом море. Здесь Маску повезло: две платформы у нефтяной фирмы-банкрота SpaceX прикупила практически даром — по 3,5 миллиона долларов за штуку.

Одна из платформ уже отбуксирована в порт Браунсвилл в Техасе. Это неподалёку от полигона SpaceX в Бока-Чике, где испытывают самый технологичный корабль компании — Starship.
[Вторая ступень, на которую приходится 40% от высоты системы в полной сборке, и рабочий у самого ее основания для наглядного представления масштабов. По внутреннему объему она на 10% больше всей МКС]

Популяризатор космонавтики блогер Виталий Егоров пояснил, что именно для Starship Илону Маску внезапно понадобились морские платформы.

Егоров отметил, что вторая причина покупки нефтяных платформ — бизнес-идея Маска, представленная пару лет назад на одной из презентаций.

Почему платформы понадобились сейчас?

Одна из возможных целей морской инфраструктуры, которую сейчас SpaceX собирает вокруг Техаса, — нагрузить коммерческими запусками ракеты Falcon Heavy, самую свежую разработку компании, созданную для вывода грузов в космос. Стоимость запуска Falcon Heavy, если сеть морских космодромов начнёт работать в ближайшем будущем, может быть снижена с 90–100 миллионов долларов до 70–80 миллионов. Может показаться, что отказ от наземных полигонов и пусковых платформ сэкономит лишь немного денег, но на практике ситуация может развернуться в обратную сторону — заказчики, которые ещё вчера даже не думали о выводе спутников в космос, могут начать выстраиваться в очередь ради скидки в 200–300 долларов за килограмм полезной нагрузки. Как итог — на каждом пуске Falcon Heavy (первое время возить грузы на орбиту будут ракеты Falcon 9) Илон Маск сэкономит пару десятков миллионов долларов. И его заказчики тоже. Такой подход, вероятно, обвалит рынок пусковых услуг, и SpaceX вполне может удвоить собственный рекорд в 26 запусков за год.

Читайте также:  Вклад юрий гагарина космосе

(Прим. это неофициальный дизайнерский концепт)

Эксперты в области космонавтики даже допускают, что уход в сторону морских платформ вообще может избавить SpaceX от необходимости иметь космодромы на Земле. Место старта в море есть, корабль для «ловли» обтекателей тоже есть, а сажать ракеты на морские баржи специалисты Илона Маска уже научились. Единственное, что нужно сделать с Falcon 9 после посадки первой ступени, — отмыть, изучить повреждения (если они есть), отвезти на берег, заправить, загрузить спутник и отправить обратно. В этой связи нелишним будет вспомнить, сколько Илон Маск сэкономит на выведении в космос собственных спутников для глобального интернета Starlink. И всё это происходит уже сейчас, да ещё и без значительных вложений в изменение конструкции ракет Falcon 9 и Falcon Heavy.

«Морской старт» против Илона Маска

У России тоже есть свой плавучий космодром, построенный также на базе нефтяной платформы — «Морской старт», который несколько лет назад перевезли из США в порт Славянка в 50 километрах от Владивостока. Правда, специалисты, рассмотревшие в уникальном комплексе конкурента традиционным видам запусков, до реальной эксплуатации дело так и не довели.

«Морской старт» до сих пор не работает по прямому назначению. Когда с российской морской платформы взлетит первая ракета, не знает никто. Виталий Егоров отметил, что для «Морского старта», восстановление которого потребует 35млрд. рублей и 2-3 лет работ, просто не создали подходящую ракету.

У ракеты, упомянутой Егоровым, непростая судьба. Предприятия «Роскосмоса» пока не могут приступить к её созданию, а РАН вообще рекомендовала отложить создание лунной ракеты. Вместо «Енисея» Совет по космосу РАН предложил использовать для полётов к Луне ракеты семейства «Ангара», поэтому о конкуренции со SpaceX на долгое время придётся забыть.

Эксперты по космическим технологиям отмечают, что при всех талантах Маска создавать работающие космические бизнесы, идею запускать ракеты с моря первым реализовал не он. Но в современном мире первенство по части технологий часто отходит на второй план. Российский «Морской старт» ничуть не хуже будущих конверсионных космодромов от SpaceX, однако за исключением экскурсий для блогеров и журналистов на комплексе почти нет никакой активности. И пусковая платформа, и командное судно по-прежнему стоят на Тихоокеанском побережье России без движения.

Составить реальную конкуренцию ракетам — или, если быть точным, «пусковой морской системе» SpaceX — сможет лишь сверхдешёвая, быстрая в производстве и возвращаемая ракета. В России частных космических компаний нет, а работа госкорпорации «Роскосмос» сосредоточена вокруг исполнения Федеральной космической программы. Однако специалисты и исследователи космонавтики уверены: к новым технологиям, которые не просто помогут продвинуться дальше в освоении космоса, но и будут способны приносить неплохой доход, российские ракетостроители обязательно когда-нибудь придут. Просто для этого им, видимо, требуется серьёзный и крайне опасный конкурент, способный замкнуть весь рынок пусковых услуг на себя.

SpaceX впервые поймала 6 млн долларов(обе створки обтекателя ракеты Фалкон)

Глубоководные жители, серия коллажей

Про дружбу, давление и невозможность почитать

Посмотрел отрывок концерта Галкина. Он там про туалет в поезде смешно рассказывал. А у меня есть знакомая. Ну, как знакомая?! В фейсбуке познакомились, оказалась прекрасная женщина. А все женщины и прекрасные и все остальные считают своим долгом научить мужчину быть правильным, даже если он виртуальный. И тут я что-то какой-то анекдот запостил с сантехнической тематикой, ну и она мне: «Как ты мог, туалетный юмор, недостойно, низко, пошло. По итогам, не смотря на всю её прекрасность наша дружба пошла по наклонной вниз с этого момента. Ненавидит меня теперь удалённого, но читает, скорее всего. Вот по этой причине, чтобы ей там не было скучно, а тут ещё и Галкин этот.

Читайте также:  Освоение космоса российская космонавтика

В общем, я ходил в море, а там качает чуть сильнее чем в поезде. Если Галкину как-то удалось потерпеть то у меня рейс был полгода, тут уж как не старайся, но сходить придётся и не раз. Так, в спокойную погоду вполне себе, кстати. Круче конечно чем в поезде намного, но терпимо. Но есть в море такая особенность, когда сильный ветер дует, то поднимаются волны и что хуже всего — судно начинает не просто качать, а ещё и подбрасывать. Кто в море ходил — знают, что если ветер в корму, то где-то раз в пять минут как будто судну кто-то пенделя прописывает. А чтобы мало не показалось, когда подбрасывает, то винт из воды поднимается и судно начинает мелко дрожать на холостых оборотах. То есть, в туалет надо ходить подготовленному, иначе быть беде по всей спине. Когда штормит по взрослому, ходить приходится по переборкам (стенам), что уж говорить о каких-то более сложных манипуляциях.

Помимо чисто природно-погодных условий, у нас ещё и конструкция в гальюне была оригинальная. Я когда первый раз там был, сильно испугался. Ты, всё что кишечник запланировал туда положил, аккуратно, как мог, ну и жмёшь на педаль. В поезде всё очевидно, а тут какой-то всасывающий механизм силой в сто пылесосов «Ракета». А кто помнит, у «Ракеты»стоял танковый двигатель и если увлечься можно было лишиться ковра. И всё это с таким звуком, как будто и тебя туда засасывает. С эхом, главное — ну, инженерное решение удачное. Но, это ладно ещё. Когда качает, там всё гораздо интереснее.

Николаевский судостроительный завод постарался на славу всем коллективом и специальные люди решили, что туалет хорошо бы разместить на самом носу судна у ящика с якорной цепью. Я не знаю, получится ли у меня передать все впечатления, но поверьте на слово — это незабываемо. Во-первых, усилие воли там требуется не только по природной нужде, но и чтобы не потерять горшок, собственно. Корму подбрасывает, да, но не так как нос. Я в детстве, вдохновлённый Гагариным, мечтал испытать невесомость и мечта сбылась. Я, конечно, по-другому себе это представлял, но тут не до выбора было. Сидишь в позе паука-буддиста упираешься всем что есть, во всё что только можно.

Пока просто сильно качает, задача несложная — не соскользнуть. Но если в самый неподходящий момент судно подбросило на волне, то никакому Гагарину и уж тем более Галкину такой приход и не снился. Самое опасное в этой ситуации — приземление. А там неизвестно ещё попал ты или нет. Хуже того — неизвестно куда ты попал, даже если попал. А земное притяжение никто не отменял, но тут оно ещё и с размаху. То есть, если у кого проблемы со стулом, в этой ситуации они решаются на раз. Даже на «ра» скорее. Самое страшное, это в момент резкого падения наступить на педаль. Механизму плевать — он будет всасывать. Если с какой-то незначительной частью себя я расстаться был не просто готов, а за этим сюда и пришёл, то всасывание всего остального тела в мои планы на будущее никак не входило.

Да, несколько раз обе части меня зависали в воздухе и это тот ещё аттракцион с совершенно непредсказуемым финалом. Но бывает, что штормит очень сильно, и тут уже не до церемоний. Ходили в гальюн парами, страшно сказать. По-другому, там просто никак, одному приходится работать земным притяжением и прижимать товарища в прибору. Там если самостоятельно, то устанешь уворачиваться от собственного произведения. Благо, когда сильно штормит, мало кто ест на судне, а значит и в «кабинет» надо не часто. Но если таки природа надавила своим авторитетом, то незабываемые впечатления гарантированы. Ах да, там же ещё и якорная цепь за стеной. Мало вот этого всего описанного выше, так ещё и цепь как громыхнёт, а страх творит, порой, немыслимые чудеса. Мне каким-то чудом всегда удавалось выйти «сухим из воды», но я видел и виновато-обречённые лица однополчан, мол ну, не повезло, качнуло не вовремя, тряхонуло, подбросило, да ещё и цепь эта зараза звякнула неожиданно.

Про то, что газету не почитать — я вообще молчу. Да, газетой!

Источник

Adblock
detector