Меню

Белое солнце пустыни это где

Где снимали «Белое солнце пустыни»

«Белое солнце пустыни» — кинофильм 1970 года режиссёра Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Фёдора Ивановича Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы гражданской войны.
Один из самых известных советских фильмов фразы и цитаты которого стали крылатыми.

«Белое солнце пустыни» АКТЕРЫ: Павел Луспекаев, Татьяна Федотова, Анатолий Кузнецов, Николай Бадьев, Муса Дудаев, Валентин Кадочников, Николай Годовиков, Кахи Кавсадзе, Спартак Мишулин, Татьяна Ткач, В. Деглав, Раиса Куркина, Ю. Дарумов, Д. Герами, И. Абдулрагимов

Где снимали «Белое солнце пустыни»

Съёмки фильма «Белое солнце пустыни» на производственной базе студии «Ленфильм» начались 24 июля 1968 года на натуре возле деревни Мистолово.

В августе Мотыль продолжил съемки в Дагестане, в окрестности Махачкалы, где на берегу Каспийского моря, в нескольких километрах от города Каспийска были построены декорации — несколько бутафорских домиков,

Здесь были созданы декорации маленького среднеазиатского городка Педжента (дом Верещагина, сад с виноградником, нефтеналивные баки). К берегу был подогнан старый баркас махачкалинского рабочего порта «Дербент», переименованный на время съемок в «Тверь».

В Таджикистане стояла страшная жара – 45 градусов в тени.

Саида, закопанного в песок, снимали в Махачкале. Там температура песка была плюс 75 градусов. Закопай яйцо – оно испечется. А в эту «жаровню» надо человека закапывать! И все же выход из положения нашли. Вырыли здоровенную яму, поставили в нее специально сделанный ящик из двухдюймовых досок. В него-то потом и сажали Спартака Мишулина, который играл Саида. У шеи его присыпали влажным песком.

Заключительная часть картины снята в Туркменистане. Существует миф о том, что местом съемки служила Куршская коса.

Эпизод, где у Верещагина во время схватки на баркасе кровоточит лицо совершенно натурален. Накануне, в драке с местными хулиганами, Луспекаеву рассекли бровь. После того как в Каспийске воры ночью выкрали много ценного реквизита, и для обеспечения в дальнейшем безопасности съёмок, Мотыль предложил местному криминальному авторитету Али сняться в эпизодической роли одного из бандитов Чёрного Абдуллы. В итоге, в фильме Али появился на экране два раза, играя бандита в красной рубашке.

В ноябре 1968 года съёмки были завершены. С ноября 1968 года по январь 1969 года шли павильонные съёмки, запись музыки и песни.

Рабочий материал отсмотрела комиссия творческого объединения и осталась недовольна результатами. 15 января 1969 года Григорий Чухрай, художественный руководитель ЭТК, в письме режиссёру указал на то, что качество отснятого материала неудовлетворительно и картина находится под угрозой перерасхода средств, и, следовательно, может быть закрыта. Режиссёра обвинили в профессиональной непригодности — материал, запланированный к съёмке в ходе командировки, не был готов. Фильм, уже снятый на две трети, оказался законсервирован на 4 месяца.

Министерство финансов, отказавшееся списать более 300 тыс. истраченных рублей, решило пересмотреть бюджет, выделить дополнительные средства и фильм закончить.

Комиссия указала режиссёру на то, что картина получается слишком трагической. Требовалась серьёзная доработка. Для того чтобы удовлетворить требованиям, необходимо было переснять несколько ключевых сцен и в том числе полностью изменить концовку. Так, например, в первоначальном варианте Настасья (супруга Верещагина) сходит с ума от горя. Жёны Абдуллы вылезают из нефтяного танка, в отчаянии бросаются к мёртвому мужу и рыдают. Совсем иначе выглядела финальная схватка Абдуллы и Сухова. Все эти сцены в окончательный вариант не вошли или были полностью переделаны.

18 мая 1969 года съёмочная группа вылетела во вторую командировку, теперь уже на восточный берег Каспийского моря — в Туркмению, район города Байрам-Али. В результате столь большой паузы в работе группа лишилась актрисы, игравшей Гюльчатай. Вместо Татьяны Денисовой на роль утвердили 17-летнюю студентку Вагановского училища Татьяну Федотову. С мая по июль 1969 года прошла вторая экспедиция, в результате которой фильм сильно изменился и у него фактически появилась другая концовка. Съёмки завершились в сентябре 1969 года.

На этом проблемы не закончились. Даже после второй экспедиции материалы не удовлетворили руководство студии. Владимиру Мотылю пришлось внести ещё около 30 правок.

Фильм начинали снимать на базе студии «Ленфильм», а заканчивали в «Мосфильме» (в выходных данных значатся обе крупнейшие советские киностудии).

Источник

История создания «Белого солнца пустыни»: фото со съёмок, документы, факты

«Белому солнцу пустыни» Владимира Мотыля уже больше полувека. Большинство жителей России и стран СНГ знают эту картину наизусть, особенно космонавты, которые не летают в космос, не посмотрев перед вылетом приключения красноармейца Сухова. Почему именно этот фильм, где нет ни слова про космос, удостоился такой чести? Космонавты — люди суеверные, любое действие, совершенное накануне удачного полёта, получает статус традиции. Так, вечером 26 сентября 1973 года перед первым после трагедии «Союза-11» космическим полётом экипаж космонавтов смотрел «Белое солнце пустыни». «Союз-12» успешно взлетел и успешно сел, с этого началась традиция, и Сухов ещё ни разу не подвёл наших космонавтов. А ещё по «Белому солнцу пустыни» космонавтов учат азам операторского искусства, чтобы звёзды и планеты на плёнке выглядели не хуже, чем голова Саида в пустыне.

А ведь этой традиции, как и народного обожания, могло и не быть. Чиновникам картина не понравилась, и высокобюджетный потенциальный блокбастер положили на полку. Спас картину лично Леонид Ильич. Но это всё факты общеизвестные, вы их наверняка слышали или читали столько же раз, сколько смотрели «Белое солнце». Листайте дальше, надеемся, что-то из этого поста вы узнаете впервые.

Начать с того, что изначально сценарий приключенческой картины про Гражданскую войну а-ля «Неуловимые мстители» поручили Андрею Кончаловскому и Фридриху Горенштейну («Солярис», «Раба любви»). Их сюжет не устроил киностудию, другую версию сценария написали Валентин Ежов («Баллада о солдате», «Сибириада») и Рустам Ибрагимбеков («Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник»). Как вишенка на торте в сценарии, названным Кончаловским «шедевром», позже появились семь писем Сухова Катерине Матвевне. Эти письма по просьбе режиссёра Мотыля написал Марк Захаров. Так что знаменитая фраза «А еще скажу вам, разлюбезная Екатерина» принадлежит перу знаменитого режиссёра.

Постановщиком сценария Ежова и Ибрагимбекова под названием «Спасите гарем» мог стать Андрей Тарковский, но в итоге постановку доверили Владимиру Мотылю. Тарковский потом говорил, что не смог бы поставить всенародно любимый фильм, потому что с юмором у него не очень.

А Сухова должен был играть Георгий Юматов. Анатолий Кузнецов тоже проходил пробы и тоже понравился режиссёру, но худсовету показалось, что Юматов больше подходит на роль героического красноармейца. Когда пришло время начать съёмки, Юматов не явился на площадку. Режиссёр отправился в гостиницу к артисту. Юматов спал, накануне крепко приняв на грудь на поминках по лучшему другу. Ко всему прочему, на поминках случился скандал, и завязалась драка. Кто-то из гостей предъявил Юматову нелепое обвинение — якобы он виноват в смерти друга, потому что посодействовал ему в покупке «Запорожца», на котором тот и разбился. Актёр оказался крепко побит и не мог приступить к съёмкам в тот же день. Тогда Мотыль позвал сниматься Кузнецова.

Из этого документа видно, как тщательно контролировался худсоветом процесс производства картины. В этом заключении отмечаются недостатки и достоинства второго варианта режиссёрского сценария. В частности, члены совета просят создателей добавить финальный монолог Сухова, в котором бы он давал напутственные инструкции гарему и «благословлял» их на счастливую (свободную) жизнь при Советской власти». А вот некоторые поправки уже по отснятому с Кузнецовым материалу: «. нужен ли разговор Верещагина с Суховым через стенку бака. В фильме должно быть поменьше крови. Учитывая, что актёр Кузнецов не получился в фильме «суперменом», нужно подумать над тем, не убрать ли «суперменские» характеристики Сухова. Может быть, следует убрать сцену, где женщины и Сухов лезут в бак».

После того как Брежнев разрешил картину, ей ещё предстояло получить прокатное удостоверение. На наличие идеологических диверсий фильм перед выдачей удостоверения проверял Алексей Романов, председатель Комитета по кинематографии. Он попросил исправить три «недочёта»:

1. Убрать Карла Маркса с обложки книги, которую читает девушка в сцене сна Сухова (в финальной версии название загораживает цветок);

2. Сделать так, чтобы таможенник не лежал на полу, когда выбрасывает офицера;

3. Прикрыть ляжки Катерины Матвевны при переходе через ручей.

Это машинописный экземпляр песни Верещагина с рукописными пометками Владимира Мотыля. В правом верхнем углу можно увидеть рабочее название «Спасите гарем». Также здесь вы можете видеть куплет, не вошедший в картину.

Читайте также:  Солнце красит древним светом

Источник

По следам «Белого солнца пустыни.»

Съездить в самую закрытую страну , бывшего постсоветского пространства, Туркменистан, было давней моей мечтой,которой суждено было сбыться. Я не буду описывать все трудности получения визы , приобретение билетов и тд. О столице и своих впечатлениях ,обязательно расскажу в следующих публикациях. Сейчас же речь пойдёт о месте, где проходили съёмки ,замечательного, на мой взгляд, фильма «Белое солнце пустыни.

Сегодня фильм «Белое солнце пустыни» заслуженно помещен в золотой фонд советского кинематографа, а отдельные фразы его героев давно стали крылатыми

Из воспоминаний С. Мишулина ( о съёмках фильма) : » Каждые выходные тайно покидал Москву, летел самолетом до Ашхабада, затем — до райцентра Мары, откуда добирался к месту съемок еще километров тридцать на машине .»

Я последовал этому маршруту и оказался в г. Байрам-Али , который и был местом дислокации съёмочной группы. Выбор этого города был не случаен , рядом находятся руины древнего г. Мерв ,окружённые пустыней.

Некогда г .Мерв был процветающим , важным объектом на Великом шелковом пути. Посещение руин этого таинственного древнего города – рекомендую всем , кому посчастливилось побывать в этих местах. Большая часть зданий несет в себе серьезный отпечаток прошедшего времени, но видны сильные разрушения природой.

Акуйли-Коушук , внешние стены которого гофрированы- выполнен из сырца . Местные жители прозвали это сооружение гармошкой .

Источник

Краеведение. Рефераты. Туризм

Познавательные маршруты по родному краю: теория, методика, практика

Где снимали «Белое солнце пустыни»: факты, легенды. Стиль фильма в ресторанах и туризме

Съемки у Каспийского моря фильм Белое солнце пустыни

  • Фольклор экскурсоводов о местах съемки фильма «Белое солнце пустыни» и его корни
  • Места съемок в России, Туркменистане и у берегов Каспийского моря
  • Несколько интересных фактов, которые имеют значение в туристическом и отельно-ресторанном бизнесе
  • О съемках в песчаных пустынях и на дюнах
  • Приложение от участников съемок

Фольклор экскурсоводов о местах съемки фильма «Белое солнце пустыни» и его корни

Горячая десятка мест фототуризма по мотивам съемок 1. Берег Каспийского моря, неподалёку от городов Махачкала и Каспийск
2. Город Байрам-Али в Туркмении
3. Пустыня Каракумы в Туркмении
4. Древний город Мерв в Туркмении
5. Витязево под Анапой — сомнительно, в материалах съемочной группы не упоминается
6. Окрестности города Луга и села Мистолово Ленинградской области
7. Мёртвая бухта под Коктебелем в Крыму — сомнительно, в материалах съемочной группы не упоминается
8. Лыткаринские карьеры под Москвой (?)
9. Куршская коса, Калининградская область — — сомнительно, в материалах съемочной группы не упоминается
10. Литва — сомнительно, в материалах съемочной группы не упоминается.

В Советской Прибалтике снималось в свое время множество приключенческих фильмов. Среди замков и лесов, конечно, самое место благородным разбойникам. Но есть еще удивительный пейзаж дюн, это песчаная береговая пустыня. Причем, также как в пустыне ветер перевевает и передвигает барханы, происходит и страшное движение береговых дюн, образуются и зыбучие пески, которые втягивают вглубь животных и людей. История о съемках на Куршской косе — всего лишь миф, широко распространившийся благодаря гидам Литвы и Калининградской области.

Сразу подчеркнем, что в современных прибалтийских республиках рестораны восточной кухни (хозяева в основном из Азербайджана) очень популярны. Сам по себе стиль фильма «Белое солнце пустыни», перенесенный на балтийские дюны может давать интересный веселый эффект. Небольшая костюмированная прогулка, катание верхом, фотографирование, конкурсы… А затем хороший восточный обед или ужин. — Почему нет?

Места съемок в России, Туркменистане и у берегов Каспийского моря

«Белое солнце пустыни» снимали в России, Туркменистане и Дагестане.

Съёмки на производственной базе студии «Ленфильм» начались 24 июля 1968 года на натуре возле деревни Мистолово под Лугой. Первые отснятые сцены фильма — сон Сухова, где он куёт серп и затем пьёт чай вместе с супругой и остальным гаремом.

Сразу после этого съёмочная группа отправилась в первую командировку в Дагестан, в окрестности Махачкалы на побережье Каспийского моря. Здесь были созданы декорации маленького среднеазиатского городка Педжента, возле которого по сценарию должны были развернуться основные события. Недалеко от городка Каспийска были сооружены декорации, а у берега моря красовался баркас, который пригнали из махачкалинского порта и для съемок переименовали в «Тверь».

Декорации для фильма «Белое солнце пустыни» были на берегу Каспийского моря в Дагестане, город Каспийск

Съёмки шли тяжело и были плохо организованы. Осенью 1968 года в СССР создавалась киноэпопея «Освобождение» , и туда были брошены лучшие кинематографические силы и все ресурсы. «Белому солнцу… » даже не досталось съёмочного крана — его пришлось мастерить прямо на площадке из подручных средств. К участию в съёмках привлекли эскадрон, подразделение знаменитого кавалерийского полка, созданного для съёмок фильма «Война и мир» . Однако, в итоге в картину так и не вошли сколько-нибудь сложные конные трюки. При этом в ходе съёмок один из кавалеристов-каскадёров по неосторожности погиб. Актер Кахи Кавсадзе (Абдулла) за все время съемок так и не научился ездить верхом. На всех кадрах он либо сидит неподвижно, а лошадь крепко держат под уздцы, либо его носит на плечах другой человек.
В ноябре 1968 года съёмки были завершены. С ноября 1968 года по январь 1969 года шли павильонные съёмки, запись музыки и песни.

Фильм начинали снимать в павильонах студии «Ленфильм», а досняли уже на студии «Мосфильм», причем многие эпизоды были пересняты заново. Вполне возможно, что какой-то брак по эпизодам в пустынях снимали в окрестностях Москвы в Лыткаринских карьерах. Во-всяком случае, практика съемки батальных сцен со скачками и стрельбой, и взрывами (пиротехнические эффекты) предполагает широкое использование старых карьеров. Их легче оцепить от зевак и случайных прохожих, проще обеспечить безопасность съемок.

В Туркменистане съемки проходили в древнем городе Мерв, в окрестностях города Байрам-али и в пустыне Каракумы.

Видео: Туркмения, Мерв, Город Руин на Шелковом Пути

Рая Захарова


Опубликовано: 11 февр. 2013 г.
По Европе: http://novoe.de/

  • Фильм мог не выйти на экраны. Во-первых, руководитель Экспериментальной творческой киностудии Григорий Чухрай оказался недоволен отснятым материалом и предложил закрыть картину. Во-вторых, директор «Мосфильма» Владимир Сурин не подписал акт о приемке фильма. Мотыль внес более 30 правок в сюжет, переснял несколько ключевых сцен, полностью изменил концовку… «Добро» фильму дал лично Леонид Ильич Брежнев — большой любитель вестернов и западных боевиков. Причем, известно, что это происходило на одной из государственных дач. Возможно, даже и в Крыму.
  • Начиная с 1973 года, когда был запущен пилотируемый корабль «Союз-12», все космические экспедиции смотрят перед стартом «Белое солнце пустыни». Традиция началась после смерти экипажа «Союз-11», с тех пор ни один космонавт на Байконуре не погиб.
  • Младшую жену Абдулы играли две актрисы. В начальных сценах, в частности в эпизоде, где Сухову снится сон, роль Гюльчатай исполнила актриса Татьяна Денисова, но во время пересъемок картины девушку играла студентка Татьяна Федотова.
  • Роль русской жены Сухова Катерины Матвеевны исполнила редактор «Останкино» тележурналист по образованию Галина Лучай (собственно, именно ее колоритная походка является главной ценностью роли). Фильм в целом был малобюджетный, поэтому особо не строили декорации, использовали реальные дома и развалины, а также реальное нефтехранилище. Множество местных жителей снимались в массовых сценах.
  • Тексты писем Сухова к супруге сочинил Марк Захаров.
  • Исполнитель роли таможенника Верещагина Павел Луспекаев, несмотря на ампутированные стопы на обеих ногах, снимался без каскадеров. Кровь на лице Верещагина в эпизоде на баркасе настоящая — актеру Луспекаеву рассекли бровь в потасовке с местными жителями в ближайшей пивной.

Верещагин с реальным шрамом от потасовке с местными джигитами в пивной города Каспийск (Дагестан)

  • Верещагин (актер Павел Луспекаев) и Петруха (Николай Годовиков) очень гармонично смотрятся в фильме. Они уже встречались на одной съемочной площадке раньше, играли вместе в фильме «Республика ШКИД». Петруха также получил от местных по носу обломком железной трубы. Пришлось изменить сценарий, чтобы и по сюжету фильма герой получил по носу.

Видео: Сухов, Верещагин и Петруха (Ваше благородие, Госпожа удача)

  • Музыку к фильму написали Исаак Шварц и Булат Окуджава. Владимир Мотыль не первый раз работал с этим творческим тандемом — для предыдущей постановки режиссера «Женя, Женечка и «катюша» композиторы сочинили песню «Капли датского короля». Кроме того Луспекаев, который исполнил песню «Ваше благородие«, также не раз работал со Шварцем, писавшим музыку для спектаклей БДТ, где служил актер.
  • Саид, закопанный в песок, его снимали у Махачкалы. — Температура песка была плюс 75 градусов. Закопай яйцо — оно испечется. А тут в такую «жаровню» надо человека закапывать! Вырыли здоровенную яму, поставили в нее специально сделанный ящик из двухдюймовых досок. В него-то потом и сажали Спартака Мишулина, который играл Саида. У шеи присыпали его влажным песком. Временами он требовал: «Мужики, дайте покурить! » Приходилось держать ему сигарету. После того, как некоторые сцены фильма были сняты, пленку повезли в Ленинград проявлять. И что вы думаете? Аккурат там, где голова Саида — брак. Вызывает Спартака режиссер. Говорит, так, мол, и так. Надо тебя снова зарывать. Мишулин обматюкался как мог. Даже со злости и досады дал кому-то в морду. Но делать нечего, переснялся заново.
  • Съемки в пустыне происходили весной, когда вся она густо заросла свежей травой. Солдатам ближайшего гарнизона пришлось всю ее вырвать с корнями, таким образом был достигнут эффект «правильной» пустыни, где нет ничего, кроме песка.
  • Только три «жены Абдулы» были актрисами, других сыграли — баскетболистка, научный сотрудник и продавец. В некоторых эпизодах жен Абдулы играли переодетые солдаты, так как исполнительницам ролей приходилось уезжать на работу.
Читайте также:  Детский лагерь город солнца

А вот, с этого места, могу и подробнее ))) В 2003 году я работал аниматором на базе ЛАВАНДА, у мыса Казантип, на Азовском море. Когда погода была идеальная, особых развлечений выдумывать не надо. А вот если ветер нагоняет тучи, море становится серым и неуютным, надо как-то веселиться, а развлечений ни в Мысовом, ни в Щелкино никаких. И вот я объявил костюмированную вечеринку. Ее готовили весь день, он пролетел очень быстро и весело. Две девушки нарядились в товарища Сухова и Петруху. В руках у них был крепкие дубины. Они пригнали гарем Абдуллы его изображали парни, обернутые с ног до головы в простыни. Суть представления заключалась в распродаже гарема. Поэтому весь зал участвовал. Каждый «экспонат на продажу» гаремная должна была рассказать публике, что умеет делать и об увлечениях. Ну, как на конкурсах красоты. Итог получился очень веселым, так что можно считать такой сценарий удачным стандартом для вечеринок, когда отдыхающих надо занять на весь день с непогодой.

О съемках в песчаных пустынях и на дюнах

…»До сих пор остаётся загадкой, где именно снимался этот легендарный фильм: по одним сведениям, это было в Каракумах, по другим — в Коктебеле, по третьим — на берегу Каспия, а по словам губернатора Калининградской области Георгия Бооса, сказанным им во время предвыборной компании, «мало кто знает», что фильм был снят на дюнах Куршской косы, расположенной, естественно, во вверенной ему губернии. Думаю, что по мере наступления предвыборных компаний других губернаторов, мы узнаем больше, где именно в каждой из 88 российских губерний снимался этот удивительный фильм.

Дюны отличаются от пустынь тем, что располагаются не «в областях с постоянно или сезонно жарким климатом», а где им угодно, зачастую на берегах крупных водоёмов, таких как моря или большие озёра. Поэтому на них не так жарко, и до них, как правило, легче добраться. Например, только что упомянутые дюны Куршской косы находятся на Балтийском море (то есть, на широте Москвы). Несмотря на то, что существует целых двенадцать разновидностей дюн, отличающихся друг от друга формой хребта, рогов (хвостов), и взаимным расположением, все они представляют из себя песчаные холмы, одна из сторон которых пологая (до 15°), а другая — крутая (до 35°) и постоянно осыпается. Пологая сторона расположена с той стороны от гребня, откуда дуют преобладающие в данной местности ветры, а крутая — с противоположной. Некоторые дюны имеют склонность к бродяжничеству, чем создают немало проблем местным жителям.»

Превосходный раздел из книги ФОТОГРАФИРОВАНИЕ В ПУСТЫНЕ И НА ДЮНАХ

Приложение от участников съемок

Эдуард Розовский, главный оператор: «Это памятник Паше Луспекаеву»

— Если говорить о «Белом солнце…», прежде всего надо говорить о Павле Борисовиче Луспекаеве. Артист снимался не просто с больными ногами — с недавно ампутированными стопами… Теперь это уже ни для кого не секрет. По большому счету «Белое солнце пустыни» — это памятник Паше Луспекаеву. Но это и свидетельство его мужества, образец актерской самоотдачи, самопожертвования.

Пустыню мы снимали в Каракумах. Каждый день пять часов занимала дорога от гостиницы до места съемок, это автобусом, а потом еще нужно было идти пешком по разбарханенным пескам. Луспекаеву мы готовы были предоставить любое средство передвижения: лошадь, телегу — все что угодно. Каждый раз он от всего отказывался, и сам преодолевал довольно большое расстояние. Луспекаев ни разу не покинул съемочную площадку прежде других. Он всегда морально поддерживал и утешал девушек, которым тоже было трудно. Не так как ему, но все же. Лишь изредка можно было наблюдать, как свободный от работы Луспекаев берет ведерко или тазик с водой, отходит в сторонку, сбрасывает протезы и докрасна раскаленные свои культи засовывает в воду. А через несколько минут он снова такой же веселый и жизнерадостный!

Прибрежные сцены снимали на Каспии, между Махачкалой и Каспийском. Осетры для верещагинского бассейна сценарием не предусматривались. Я попросил Мотыля внести дополнение — включить в эпизоды, связанные с Верещагиным, бассейн с осетрами, балыки и икру. Я же рыбак — упустить возможность половить осетров я не мог.

Когда киногруппа приехала в Махачкалу, я первым делом побежал в рыбнадзор. Подарил сценарий, где специально отчеркнул места про осетров. Мне пообещали, что необходимую рыбу в нужном количестве нам будут поставлять. Не поставили раз, не поставили два, я — к ним:

— Давайте я сам буду ловить.

— Лови на здоровье, дорогой!

У местных рыбаков мы одолжили большую четырехвесельную лодку, на Каспии она называется петух. Сами сделали морские переметы — коллады: на толстом шнуре поводки, один от другого в полутора метрах, на толстой жилке поводка огромный крюк, на крюк насаживали по две свежемороженые кильки головами в разные стороны. Выставлять коллады уходили далеко в море. Каждое утро, часов в пять проверяли их. Однажды Луспекаев попросился с нами.

— Трудно тебе будет.

Осетров весом до 12 килограммов не брали — нельзя, детеныши. Брали по 20, 25. По 40 попадались. И только одна севрюга и пара осетров потянули на 45. Хлопотно с такой рыбой в лодке. Паша сидел на носу лодки, не шелохнувшись. Он счастлив был от причастности к происходящему. Подал голос, только, когда причалили:

— Рыбу на кухню, а потом все ко мне в номер!

В махачкалинской гостинице мы устраивали грандиозные рыбные пиры.

Да! Нам не повезло. Ни разу не попалась рыбина с икрой. Так что икру для Верещагина пришлось покупать.

Николай Годовиков в роли Петрухи

Николай Годовиков, актер:
«Зрители по губам определяют, что мой Петруха говорит»

— В кино такие вещи называются исходящим реквизитом. Значит, по окончании съемок продукт может быть… съеден. Если деревянную плошку Верещагина наполнить икрой доверху, двух банок бы не хватило. Поэтому плошку сделали с двойным дном, оно сильно уменьшало вместимость.

Перед съемкой сцены с икрой Луспекаев шепнул мне:

— Коля, ищи себе ложку! Икру отснимут, группа набросится, руками жрать станут!

Я побежал в буфет.

Первый дубль отсняли, второй, третий. Режиссер:

— Алчущие икры киношники чуть на слюну не изошли, — говорил потом дядя Паша. А меня нет! И Луспекаев громогласно — чтобы слышали все — подсказывает Мотылю:

— Владимир Яковлевич, а актерский дубль?!

Он уверен: ему Мотыль не откажет.

— Все по местам! Еще дубль — актерский.

Я появился к концу «актерского» дубля, карман оттопырен — в кармане ложка.

Все к плошке — такая халява! Цепляют кто чем. А у нас с дядей Пашей ложки!

Когда через три минуты в павильоне мы остались вдвоем, Луспекаев спрашивает:

— Ну что, Коля, перепало тебе икры?

— Да как вам, Павел Борисович, сказать…

— В таком случае — я знаю, где еще банка есть! Реквизиторы народ предусмотрительный. Пойдем.

— Пойдемте, — и я подставил Луспекаеву плечо — опереться…

Это так, актерский треп. Но один съемочный день «Белого солнца пустыни» под Каспийском я умирать буду не забуду! Владимир Яковлевич говорит Луспекаеву: «Павел Борисович, на сегодня с вами всё». Я привычно подставил плечо: «Дядя Паша, идемте к стулу». А он: «Идем к морю». Мы отошли достаточно далеко от группы. Сели на песок прямо у воды. «Снимай!» Я снял с него сапоги. «Снимай!» Снял протезы. Павел Борисович сунул ноги в воду. Сидим. Он смотрит в море. А я как зачарованный смотрю на него. И вижу — по щекам его побежали слезы! Павел Борисович резко отвернулся: «Запомни, Коля! Ты ничего не видел. » Ладно, о грустном больше не будем!

Читайте также:  Ласково светится солнце золотое весело плещется синяя река

Одна из самых ярких сцен фильма: Верещагин с осоловевшим от выпитого Петрухой сидят на полу в обнимку. На переднем плане объемная бутыль самогона. Следуя завету великого Станиславского («Нетрезвый актер не может сыграть нетрезвого героя») пили газировку.

«Посиделки» в доме Верещагина снимались в Сосновой Поляне. Не раз со съемок мы в студийном «козлике» возвращались втроем: Луспекаев, Анатолий Борисович Кузнецов и я. Водитель без напоминания притормаживал у небольшого деревянного магазинчика. Скидывались, и «старшие товарищи» напутствовали меня:

Это значило: девять «маленьких» водки «Московская», по рубль сорок девять. Почему девять? Норма, определенная опытным путем.

Иной раз в компанию напрашивался Мотыль:

— Ребята, я с вами.

— Владимир Яковлевич, у вас же — «Волга», зачем вам на «козле»-то.

Случалось, особенно в экспедициях, перебирали.

Верещагин с Петрухой поют «Ваше благородие, госпожа Удача…» Голос у Луспекаева проникновенный, но осипший. Павел Борисович вечер накануне записи песни провел где-то с друзьями, попили, попели. И посадил голос! Расстроенный ехал он на студию. Встретил Абдуллу — Кавсадзе.

— Кахи, какой я дурак! — прохрипел. — Что теперь будет?!

— А что, Паша, по-твоему, Верещагин должен петь бельканто.

Петрухе с Суховым полагались башмаки и обмотки. Сухову аж по паре на ногу. Чтоб укрупнить икры. Сухов, хоть и доморощенный, да супермен! Надоело мне каждый день их наматывать. Я ж от природы лентяй. Подхожу к Мотылю:

— Владимир Яковлевич, Петруха же не в отряде, командира над ним нет, а Сухову, наверняка, не до Петрухиных обмоток. На кой черт они ему?! Посмотрите, как без них хорошо!

— Да, ты прав, — и дал команду костюмерам: вычеркните у Годовикова обмотки!

И вот, как утро, — я ботинки на ноги и готов! А Толя Кузнецов ворчит:

— Ну, ты молодец! Молодой да ранний. — И наматывает, наматывает обмотки, вначале на одну ногу, потом на вторую…

У болячки на носу моего Петрухи своя история. В «банде Абдуллы» снимался каскадер Валентин Фабер. Красивый парень был. Бабник жуткий! Валя привез с собой в Махачкалу на съемки велосипед. В киногруппе знали: если Фабер — на велосипед, значит, поехал «по бабам». Местные парни и били его, и убить грозились. Бесполезно! Против натуры не попрешь.

Я жил в одной гостинице, а «бандиты» в другой. Заскочил я как-то к Вальке на минутку — предупредить, что буду у себя во столько-то, мол, приходите в гости. А один наш актер, имя называть не стану, бухарик страшный, велосипед выпрашивает:

— Дай, Валя, съездить.

— Возьми, но только ненадолго!

— Я туда и обратно!

Возвращаюсь я к своей гостинице и вижу: бухарик наш местному кумыку велосипед продает. За пятерку! Продал уже. Тот заплатил. Я достаю свою пятерку, протягиваю кумыку:

— Держи деньги и верни велосипед, этот не хозяин — чужим торгует.

А кумык велосипед отдавать не хочет: я купил, и всё!

Я вцепился в велосипед, он тоже.

— Отдай, тебе говорят!

Кумык ударил меня. Я ударил его. А бухарик сзади меня обхватил, руки к туловищу прижал. Кумык поднял с земли кусок водопроводной трубы да как въедет мне по носу! Вырубил.

В общем, пришлось Мотылю придумывать и снимать сцену, где моего Петруху бьют. Чтоб оправдать болячку на носу.

А помните, как Петруха по большой нужде идет за дувал? И вдруг — Абдулла со своими абреками. Хватает Петруха винтовку. Раз осечка! Два осечка! Бросает Петруха винтовку, раздосадованный, злой. Мне нужно было разозлиться, а у меня никак не получалось. Подходит Мотыль:

— Николай, ты вроде бы матом уже научился ругаться?

— Владимир Яковлевич, так ведь с матом мы из чрева матери вылезаем…

— Ну вот, возьми и ругнись!

Я ругнулся. Все получилось. После на творческих встречах мне часто задавали вопрос:

— А правда, что вы там нецензурно выражались?

Зрители по губам определяют, что мой Петруха говорит.

История о часах Сухова. Они габаритные, Сухов почему-то носит их поверх манжета гимнастерки. И вот, когда уже довольно много отсняли Кузнецова с этими часами, они исчезли. Все за голову схватились: где такие еще найдешь?! Они ж в единственном экземпляре существуют. Под подозрение попали местные, дагестанцы, работавшие на картине разнорабочими. Многие из них были с довольно мутным прошлым. Собрали их.

— Ребята, пропали часы Сухова. Мы никого не обвиняем…

Реакции никакой. Что делать? Я знал, кто у местных в авторитете. Беру «на понт».

— Камиль, часы нужно вернуть. Пойми, мы не можем дальше снимать. Это же не настоящие часы — фикция: корпус, а внутри никаких механизмов. Они никому, кроме нас, не нужны.

И на следующий день часы подкинули! А Камиля отблагодарили тем, что «произвели» в «басмачи». Он снимался в «банде».

Татьяна Кузьмина в роли Гюльчатай

Татьяна Кузьмина (в девичестве — Федотова), актриса (Гюльчатай):
«Бог уберег меня от славы!»

— Мне так не хочется касаться всего этого… Не думаю, что кому-то что-то может быть интересно. Народу надо нести слово Божье…

Вот, говорите вы, Гюльчатай другой представить невозможно. Ну а если бы ее сыграла Таня Денисова? Вы не смогли бы представить меня. Немногие восторженные зрители «Белого солнца пустыни» знают, что роль Гюльчатай играли две актрисы. И обеих можно видеть на экране! Кто теперь не знает: «Гюльчатай, открой личико»?! А ведь Петруха так и погибает, не удостоившись счастья лицезреть юную красавицу Востока… И едва ли кто из зрителей знает, что на экране — личико исконно русской девочки Тани Федотовой.

Меня нашли в Хореографическом училище имени Вагановой. Пригласили на эпизод — не на Гюльчатай. Гюльчатай играла Таня Денисова, она тогда училась в Московском цирковом училище. В самый неподходящий момент администрация училища в ультимативной форме потребовала от Денисовой: или цирк, или кино! Таня выбрала цирк. И тогда в том же гареме Абдуллы нашлась другая Гюльчатай. Кстати, личико Тани Денисовой можно увидеть — в сцене у самовара, где Сухов сидит в окружении всех своих жен.

Честно говоря, в том, что и как я сыграла, ничего особенного нет. Мне даже странно слышать, когда говорят: «Ах, как вы сыграли Гюльчатай!» Да, определенное актерское мастерство — ему нас в училище обучали — у меня было, а остальное я себе представила, вообразила… Легко ли молоденькой девушке представить себя наложницей? Я не думала (совсем еще ребенок была!): вот, мол, я такая чистая, непорочная… Мне, шестнадцатилетней, странным казалось другое: я и вдруг — в кино!

В юности я была хороша собой, у меня были красивые волосы, длинные. Я сама себе нравилась. Часто, любуясь собой в зеркале, думала: ой, какая я красивая. Не понимая, что это заслуга Бога, Бог меня такой сотворил. Неизвестно, что бы со мной дальше было, если бы ко мне пришла слава. Господь меня сохранил, уберег от славы!

Александр Массарский, каскадер, постановщик трюков:
«Дело было в космосе»

— О большой любви космонавтов к картине «Белое солнце пустыни» знают все. Но не все знают историю, которую мы, творческая группа, услышали в Звездном городке. Дело было в космосе. Решил экипаж посмотреть «Белое солнце пустыни». Но что-то не ладилось с аппаратурой.

— Наконец мне надоело и я «пошел» в душ, — рассказывал Владимир Ковалёнок. — А Иванченков продолжал возиться. Вдруг на станции раздался громовой голос: «Здорово, отцы! — и через секунду-другую — Давно здесь сидите?» Мы оба не сразу поняли, что произошло. Один из нас (не буду уточнять кто) решил, что сошел с ума, а другой, что пришельцы объявились…

Источник

Adblock
detector