На советские экраны вышел фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни»
Кадр из кинофильма «Белое солнце пустыни»
Фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» — культовый советский «вестерн», для нескольких поколений зрителей он стал одним из самых любимых фильмов. Работа над лентой шла трудно, лента подвергалась цензуре, но была спасена после просмотра на даче Леонидом Брежневым.
Ограниченная премьера картины для создателей и руководства состоялась 14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино. Премьера на широком экране в Москве состоялась 30 марта 1970 года.
В прокат «Белое солнце пустыни» выпустили достаточно большим тиражом — 1410 копий. Наряду с комедиями Леонида Гайдая и сериалом «Семнадцать мгновений весны», «Белое солнце пустыни» стал чемпионом по числу показов на ТВ. По традиции фильм «Белое солнце пустыни» перед стартом смотрят российские космонавты — для них это хорошая примета.
Реплики героев этой знаменитой картины стали крылатыми, они вошли в пословицы, поговорки, а порой просто стали летучими фразами. Кто не знает знаменитых: «Восток — дело тонкое», «Гюльчатай, открой личико», «Таможня даёт добро», «Вопросы есть? Вопросов нет», «. за державу обидно!».
Лукавая история про Федю Сухова (которого в фильме сыграл актер Анатолий Кузнецов) и сказочный настрой был придуман Марком Захаровым, упомянутым в титрах в качестве участника создания сценария и автора текстов писем.
Фильм был удостоен Государственной премии РФ 1998 года.
Жанр «истерна» и такие его представители, как «Неуловимые мстители», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Белое солнце пустыни» стали значимым явлением советского кинематографа, вызвав волну подражаний 1960—1970-х годов, как на центральных студиях, так и на киностудиях среднеазиатских республик.
А Павел Верещагин в исполнении Павла Луспекаева стал символом таможенной службы в России и Украине. Возле отделения таможни в Кургане и Амвросиевке (Донецкая область) установлен памятник герою фильма.
Источник
Смерть на съёмках, клубничка, стычки с бандитами и голодные поклонницы. Как снимали «Белое солнце пустыни»
Лайф нашёл неизвестные факты о том, как снимали всенародно любимый хит.
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоказ»
В апреле 1970 года фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» вышел в широкий прокат. За короткое время картина, открывшая в СССР моду на вестерны, стала всенародно любимой и разошлась на цитаты. Чиновники от кино делали всё, чтобы фильм не получил ни премий, ни наград. Однако народная любовь победила, награда нашла своих героев, товарищ Сухов стал секс-символом, а «Белое солнце пустыни» считается культовым фильмом.
Рабочее название первого варианта сценария — «Басмачи». Его написали Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Изначально это была история милицейского отряда, перешедшего на сторону басмачей. В течение фильма красные пытаются вернуть его в свой стан. Комиссии сюжет показался надуманным, его отдали на переработку успешным на тот момент сценаристам Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову. Общаясь с ветеранами Гражданской войны, авторы услышали историю про гарем, который в ходе войны бросил командир басмачей, и узнали много интересного о судьбе брошенных женщин. Вокруг этой истории и закрутился сюжет, будущий фильм получил название «Спасите гарем!».
Искусствовед, инженер и проститутка в роли наложниц
Съёмки проходили в посёлке Мистолово Ленинградской области, в Дагестане, в Таджикистане и Туркменистане. Огромной проблемой было найти девушек на роль наложниц гарема Абдуллы, так как местные жительницы наотрез отказывались от участия в фильме. В результате исполнительниц ролей искали по всему Союзу. Почти все они были непрофессиональными актрисами, за исключением звезды кино и театра Татьяны Ткач. Старшую жену Саида сыграла искусствовед Светлана Сливинская, колоритную девушку с усами Зарину — инженер Алла Лименес, а на роль Зульфии пригласили профессиональную путану из гостиницы «Астория» Зинаиду Рахматову (этот факт, конечно, не афишировался). В процессе съёмок Зинаида поругалась со съёмочной группой и уехала. Её нашли… на рабочем месте в объятиях клиента и уговорили вернуться к съёмкам.
Смерть на съёмочной площадке
Создателям фильма не везло с самого начала. Ещё в подготовительный период режиссёру Владимиру Мотылю пришлось внести в сценарий множество правок. Бюджет фильма был по тем временам скромный — всего 650 тысяч рублей, не хватало необходимого оборудования. К примеру, съёмочный кран пришлось мастерить из подручных средств. В это же самое время снималась эпопея Юрия Озерова «Освобождение», на съёмки которой были брошены почти все кинематографические ресурсы. Во время съёмки сложных конных трюков и вовсе случилась трагедия — из-за несоблюдения правил техники безопасности погиб кавалерист-каскадёр. Самое обидное, что виртуозные трюки, из-за которых он пошёл на риск, так и не вошли в финальный монтаж картины.
Пьянство, драки, поножовщина
Каждый съёмочный день начинался в шесть часов утра. Работали плотно, тем не менее организация съёмок хромала (режиссёру дали неопытных ассистентов), к тому же то и дело путали карты погодные условия — то поднималась буря, то становилось пасмурно. Вынужденный простой актёры компенсировали, проводя время в местных кабаках. Николай Годовиков, исполнивший роль Петрухи, и Павел Луспекаев, сыгравший таможенника Верещагина, часто под воздействием алкоголя дрались с местными хулиганами.
Николай Годовиков в роли Петрухи. Фото © Wikipedia
Из-за Николая Годовикова отменили два съёмочных дня, поскольку полученные синяки не позволяли ему присутствовать в кадре. С Павлом Луспекаевым вышла другая история: в один из вечеров в дагестанском ресторане он бросился разнимать двух дерущихся, один из которых ударил его кинжалом в лицо. У актёра была повреждена бровь, и она во время съёмок боя на баркасе постоянно кровоточила. Владимир Мотыль придумал сцену, в которой от выстрела разбивается стекло и осколок ранит героя. Так травма оказалась оправданной в кадре.
Экшен-сцены и обнажёнку вырезать!
Несмотря на все трудности, свалившиеся на режиссёра и съёмочную группу, все работали в поте лица, особенно когда сроки начали поджимать, а бюджет почти иссяк. Но чиновники были настроены решительно, была даже идея положить фильм на полку, а то и вовсе уничтожить отснятую плёнку. «Белое солнце пустыни» дошло до зрителя благодаря счастливому случаю. Леонид Брежнев был большим фанатом американских вестернов, особенно он ценил фильмы с участием актёра Чака Коннорса. Генсеку регулярно поставляли на правительственную дачу новинки. Но в тот период, когда решалась судьба фильма Владимира Мотыля, с поставками вестернов случился перебой, поэтому ему отправили «Белое солнце пустыни». Фильм привёл его в восторг, он похвалил советских кинематографистов и удивлённо спросил, почему фильм ещё не вышел на экраны. Картине дали зелёный свет, уже в апреле её увидели миллионы зрителей. Люди влюбились в героев, фильм разошёлся на цитаты. Лента «Белое солнце пустыни» заняла второе место в прокате 1970 года, уступив эпопее Юрия Озерова «Освобождение».
Любовницы товарища Сухова
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоиск»
Для прекрасной половины СССР актёр Анатолий Кузнецов, исполнивший роль Сухова, моментально стал главным секс-символом 1970 года — ему писали письма, всеми правдами и неправдами доставали номер его телефона. У Кузнецова был друг, который имел внешнее сходство с актёром. Он пользовался этой привилегией и соблазнял девушек. Однажды Анатолий Кузнецов получил телеграмму от одной из них. Девушка писала, что разводится с мужем, собирает деньги для того, чтобы переехать к Кузнецову в Москву, как «они и договаривались». Актёр же не был с ней знаком и очень удивился. Когда он выяснил, откуда у этой истории ноги растут, то отчитал своего предприимчивого друга.
Счастливый талисман космонавтов
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоиск»
Ещё в советское время картина стала культовой среди космонавтов. Перед каждым полётом в космос экипаж смотрел «Белое солнце пустыни», считая, что картина приносит удачу, а товарищ Сухов заряжает своим мужеством, чувством юмора и оптимизмом и является полноценным членом экипажа. Традиция жива до сих пор. Космонавт Валерий Кубасов в одном из своих интервью поделился, что с того времени, как была заведена эта традиция, ни один из космонавтов не погиб.
Владимир Мотыль стремился сделать советский вестерн (истерн), хотя и отмечал, что у него свои методы, которые отличаются от американской школы. Тем не менее изначально в фильме было больше драк и откровенных сцен. Комиссия на просмотре чернового монтажа картины единогласно решила, что лучше всего у него выходят лирические сцены, а драки часто нелепы. Что касается клубнички, то члены комиссии потребовали её свести к минимуму. Так исчезла сцена, в которой одна из девушек раздевает другую, готовя её ко встрече с Абдуллой, а также сцена, в которой обнажённая красавица кормит Абдуллу виноградом. Владимир Мотыль был расстроен. Он считал, что таким образом он мог показать красивую жизнь бандита, которой его лишил товарищ Сухов.
Источник
История создания фильма «Белое солнце пустыни». Справка
Сорок лет назад вышел один из самых популярных отечественных фильмов «Белое солнце пустыни». Юбилей легендарного фильма Владимира Мотыля отметят 12 августа на 17-м фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге.
«Белое солнце пустыни» — советский фильм режиссера Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Сухова, спасающего от кровожадного бандита Абдуллы его гарем.
Во второй половине 1960-х на волне популярности фильмов о «Неуловимых мстителях» советское кинематографическое руководство обратилось к жанру истерна. С 1966 года в кинематографической системе СССР начала работать ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия). Она представляла собой коммерческое предприятие с широкой свободой действий по подбору кадров и выбору творческого материала и могла не согласовывать свои действия с Госкино СССР. В 1967 году руководство ЭТК пригласило к работе над сценарием нового приключенческого фильма Андрея Михалкова Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Первоначальный вариант сценария под рабочим названием «Басмачи» руководство киностудии не устроил.
Однако снять картину в этом жанре руководству студии все-таки хотелось, и сценаристу Валентину Ежову (автору «Баллады о солдате») поручили в течение полутора месяцев создать сценарий отечественного истерна.
Местом действия Ежов выбрал среднеазиатскую пустыню. Поскольку сам он в пустыне никогда не был, поэтому в соавторы взял своего товарища по Высшим сценарным курсам Рустама Ибрагимбекова как «знатока Востока».
«Скрыв, что никогда в жизни не был в Средней Азии и в революционных событиях не участвовал, – вспоминал Ибрагимбеков, – я обещал… поделиться своим восточным опытом. «.
Собирая материал для сценария, Ежов встречался с ветеранами Гражданской войны, которые в 1920-е годы сражались с басмачами в Средней Азии. Один из них вспомнил, как басмачи, спасаясь от настигавших их красных отрядов, бросали в пустыне свои гаремы. Под конец рассказчик добавил, что эти женщины в паранджах доставляли в пустыне немало хлопот. Так появился новый сценарий с рабочим названием «Пустыня».
В январе 1968 года начались пробы актеров. На роль Федора Сухова пробовалось несколько актеров. В финале остались двое: Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов, который и был утвержден на эту роль. Однако буквально накануне съемок Юматов подрался и на какое то время выбыл из строя. Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову, кандидатуру которого первоначально на пробах отклонили. Актер оказался не занят и согласился принять участие в съемках.
Долго не могли найти исполнителя на роль таможенника Павла Верещагина, неторопливого и обстоятельного, знающего цену жизни и смерти. Мотыль поделился проблемой с режиссером Геннадием Полокой, который тут же показал ему одну из актерских проб Павла Луспекаева. Проба была блестящей.
До «Белого солнца пустыни» Луспекаев как киноактер был малоизвестен, он всегда оставался верен театру. Но в 1967 году актеру сделали операцию по ампутации обеих стоп, и о возвращении в театр не могло быть и речи.
Полока уверил Мотыля, что скоро Луспекаев будет в форме, потом добавил: «Придумай сцены в воде. Он плавает как рыба. И поезжай к нему. Полюбуйся его торсом. Рубцы на плече, на руке — это же биография!»
Мотыль предложил Луспекаеву сняться на костылях и даже хотел соответствующим образом изменить сценарий. Павел Луспекаев отмел все эти варианты и поставил условие, что сниматься будет без каскадеров, и режиссер согласился.
Владимир Мотыль долго думал, кого пригласить на роль Катерины Матвеевны. В коридоре «Ленфильма» он случайно встретил Галину Лучай, тележурналистку из редакции кинопрограмм Центрального телевидения. В Ленинграде ее съемочная группа делала очередной фильм по истории кино. Режиссер сразу понял, что именно она должна сыграть Катерину Матвеевну. Галина Лучай согласилась сыграть роль русской красавицы после долгих уговоров.
Многие из приглашенных на съемки были непрофессиональными актерами. Только три «жены» Абдуллы из девятерых были актрисами. Так как после съемок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жен» пришлось дублировать солдатами. Местные девушки отказались участвовать в съемках, и «жен» подбирали со всего Союза.
Съемки фильма на производственной базе студии «Ленфильм» начались 24 июля 1968 года. Первые отснятые сцены фильма — сон Сухова, где он кует серп и затем пьет чай вместе с супругой и остальным гаремом, снимались на натуре возле деревни Мистолово под Лугой.
В августе Мотыль продолжил съемки в Дагестане, где на берегу Каспийского моря, в нескольких километрах от города Каспийска были построены декорации — несколько бутафорских домиков, дом Верещагина, сад с виноградником, нефтеналивные баки. К берегу был подогнан старый баркас махачкалинского рабочего порта «Дербент», переименованный на время съемок в «Тверь».
11 ноября 1968 года худсовет Экспериментальной студии отсмотрел проявленный материал фильма «Белое солнце пустыни». Впечатление у присутствующих было неоднозначным. Начальника главной сценарной коллегии «Мосфильма» Марианну Качалову более всего возмутила сцена, где жены Абдуллы выбираются из бака. Сухов ожидает увидеть на их лицах радость спасения, но они пробегают мимо него, падают на колени и рыдают над мертвым мужем — рвут волосы, причитают, как положено по восточному обычаю. Финал пришлось изменить.
Помимо гибели Верещагина и Петрухи, в материале еще была сцена сумасшествия Настасьи, жены Верещагина. От этой сцены в фильме остался лишь маленький кусочек. Сократили драку Верещагина на баркасе и две «эротические сцены» с Катериной Матвеевной, переходящей с задранной юбкой через ручей, и женами Абдуллы, которые разделись во время своего заточения в баке.
Руководство студии попыталось даже сменить Мотыля на Владимира Басова. После отказа Басова и вовсе решили смыть весь отснятый материал. И только на окончательном совещании в Госкино, состоявшемся весной 1969 года, зампред Баскаков вынес решение: «Производство придется завершить. И Мотыля на картине оставить».
Именно благодаря Владимиру Басову появилась реплика Сухова «Восток — дело тонкое». «Восток требует совершенно иного подхода, у них там другое мышление, у мусульман. Должен быть тонкий подход», — напутствовал он Мотыля перед экспедицией.
В мае 1969 года съемочная группа активно занялась выбором мест натурных съемок для нового финала картины, причем уже не в Дагестане, а в Средней Азии. Остановились на Туркмении, на окрестностях города Байрам-Али. В Каракумах выпало так много дождей, что пески скрылись под высокими травами. Мотыль со своими ассистентами облетел на вертолете сотни километров, однако нужной натуры не нашел. На помощь пришла армия: солдаты местного военного округа за считанные недели пропололи десятки квадратных километров пустыни. В результате столь большой паузы в работе группа лишилась актрисы, игравшей Гюльчатай. Артистка цирка Татьяна Денисова, исполнявшая эту роль, получила в цирке свой собственный номер и от съемок отказалась. На роль утвердили 17-летнюю студентку Вагановского училища Татьяну Федотову.
В результате второй съемочной экспедиции фильм сильно изменился, и у него фактически появилась другая концовка. Съемки завершились в сентябре 1969 года.
18 сентября 1969 года фильм лично смотрел генеральный директор «Мосфильма» Владимир Сурин и остался недоволен просмотром. С его подачи акт о приемке картины в Госкино подписывать не стали.
Судьбу картины решил счастливый случай. В один из осенних дней 1969 года руководитель Коммунистической партии Леонид Брежнев решил посмотреть у себя на даче какой нибудь новый отечественный фильм. И дежурный по фильмохранилищу на свой страх и риск отправил к нему «Белое солнце пустыни». Брежневу картина очень понравилась.
В марте 1970 года в Москве состоялась премьера «Белого солнца пустыни». Федор Сухов и его окружение обрели поистине легендарную славу. Отдельные образы, фразы из картины сразу пошли в народ: «За державу обидно», «Таможня дает «добро», «Восток – дело тонкое» и др.
Просмотр «Белого солнца пустыни» стал неотъемлемой частью подготовки советских, а затем и российских космонавтов. Кассета с фильмом есть даже на борту Международной космической станции.
По итогам опроса, посвященного столетию российского кино, фильм «Белое солнце пустыни» был выбран для акции «Последний сеанс тысячелетия». Сеанс этот состоялся 31 декабря 1999 года в московском киноцентре «Дом Ханжонкова».
Материал подготовлен на основе инфорации открытых источников
Источник