Космонавты раскрыли, зачем смотрят «Белое солнце пустыни» перед полетом
Российские космонавты поделились традициями, которым экипаж следует перед каждым запуском в космос. Так, перед каждым вылетом космонавты, пока едут на автобусе от гостиницы «Космонавт» до стартовой площадки, слушают песню «Трава у дома» в исполнении группы «Земляне».
Кроме того, накануне каждого полета космонавты смотрят «Белое солнце пустыни». Так происходит с момента выхода киноленты на экраны в 1970 году.
По словам Героя России летчика-космонавта Александра Лазуткина, просмотр фильма стал традицией случайно. Космонавты выбрали «Белое солнце пустыни», потому что им показалось, что именно этот фильм создаст нужный психологический настрой перед полетом.
Когда появился фильм «Белое солнце пустыни», его стали часто показывать, потому что космонавты говорили: давайте мы вот этот фильм посмотрим, давайте этот фильм. Ну, и так вот постепенно, постепенно это переросло в традицию, мы смотрим этот фильм, — пояснил Лазуткин «Звезде».
Еще одной распространенной традицией Герой России летчик-космонавт Андрей Борисенко назвал использование колеса автобуса, на котором космонавтов доставляют на стартовую площадку, по непрямому назначению. Основоположником этого ритуала называют Юрия Гагарина. Рассказывают, что по пути к ракетной установке он попросил водителя автобуса остановиться, вышел из машины и помочился на правое заднее колесо.
В последнее время в обязательный ритуал подготовки космонавтов к полету добавилось благословение от священнослужителя, добавил Лазуткин.
Традиция в стартовый день делать всю работу четко по графику. Встаем тогда, когда надо, никакой задержки по времени нет, во столько-то поели, во столько-то трогаемся. У меня такое ощущение сложилось, что мы должны приехать вовремя, вот минута в минуту, — сообщил Лазуткин.
Источник
Почему космонавты любят «Белое солнце пустыни»?
Существует подтверждённый факт, что космонавты перед каждым полетом смотрят фильм «Белое солнце пустыни»
Но почему именно его. Ведь в фильме нет ни слова о Космосе.
Дело в том, что космонавты народ достаточно суеверный и свято чтящий традиции.
А суеверие космонавтам привил сам Сергей Королев. Один из отцов русской космонавтики.
Он например был уверен, что если запустить летательный аппарат в космическое пространство в понедельник, то экипаж не вернется назад. Корабль погибнет.
И сейчас этот день до сих пор не считается стартовым. И не только из за уважения к памяти Королева, но из-за того факта, что на понедельник в самом деле часто выпадали аварии.
По этой же причине космонавты не прощаются с родными перед полетом. А также не дают автографы черными чернилами, а перед полетом весь экипаж подписывается на бутылке водки, которая выпивается после возвращения на Землю. А еще один священный ритуал — пописать на колесо автобуса, который везет космонавтов на стартовую площадку. После этого космонавтов одевают в скафандры. И следующий поход по нужде будет только в Космосе. А дружеский пинок от начальника существует не только у парашютистов. Его получают перед полетом все члены экипажа.
И вот одним из таких суеверий, но на этот раз хорошим считается обязательный просмотр легендарного фильма о похождениях красноармейца – товарища Сухова.
Почему именно этот фильм есть две версии.
Одна – наиболее распространенная — фильм используется в качестве пособия для обучения космонавтов киносъемкам. Как строить план, как работать с камерой, как выставлять сцены». «Белое солнце пустыни» считается эталоном операторской работы. И конечно космонавты знают этот фильм не просто наизусть, а буквально покадрово.
Знаменитый космонавт Георгий Гречко рассказывал, что он даже составил специальный вопросник по фильму где были весьма заковыристые вопросы: «Перечислите всех жен Абдуллы». «Сколько дырок на халате у Саида?» и тому подобные.
И есть вторая версия, менее известная, что этот обычай результат курьеза.
Валерий Кубасов, Павел Попович и Алексей Губарев одни из первых космонавтов, стоящих у истоков традиции. Этот обычай пошел с экипажа корабля Союз-12. Учитывая, что полет Союза 11 закончился трагедией — все три участника полета погибли. Перед стартом Лазарев и Макаров –смотрели «Белое солнце». Экипаж был сокращён до 2 человек. Этот полет прошел удачно и после приземления бравые космонавты шутили, что бодрости духа им придавал третий член экипажа – товарищ Сухов. И правда, поведение Сухова в экстремальных ситуациях сохранявшего выдержку и хладнокровие воодушевляли космонавтов, Сухов служил им примером. а легкий юмор фильма позволял расслабиться. Так фильм и стал космическим талисманом. И что самое интересное с момента появления красноармейца Сухова на Байконуре ни один наш космонавт не погиб.
А в 1997 году, в год тридцатилетия с начала сьемок , легендарный фильм даже увековечили на просторах Космоса — на карте Венеры появились кратеры по именам жён Абдуллы: Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай, а также возлюбленной Фёдора Сухова — русской девушки Кати.
Ровно 40 лет в этом году исполняется любимому фильму. И вот уже сорок лет подряд мы который уже раз пересматриваем приключения Сухова, жалеем Петруху, поругиваем Абдуллу. И восхищаемся отвагой Верещагина. И конечно напеваем знаменитую песенку про «Госпожу Удачу»
Источник
Почему перед отлетом космонавты смотрят «Белое солнце пустыни»?
КОСМОДРОМ БАЙКОНУР (Казахстан), 20 дек — РИА Новости, Иван Щеглов. Экипаж космического корабля «Союз ТМА-17», который в ночь на понедельник отправится с космодрома Байконур на Международную космическую станцию, впервые рассказал о том, почему космонавты перед стартом смотрят культовый фильм «Белое солнце пустыни».
Как рассказал журналистам командир корабля Олег Котов, «просмотр «Белого солнца пустыни» стал для нас традицией в результате подготовок предыдущих экипажей по съемкам. Этот фильм используется в качестве пособия для обучения космонавтов киносъемкам. Как строить план, как работать с камерой, как выставлять сцены».
«Белое солнце пустыни — эталон операторской работы», — сказал он, добавив, что космонавты знают этот фильм «более чем наизусть».
«Белое солнце пустыни» — советский кинофильм, снятый в 1969 году режиссером Владимиром Мотылем. Фильм повествует о приключениях красноармейца Сухова, спасающего от бандита Абдуллы его гарем в годы гражданской войны. Картина снята в ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия) на производственной базе студий «Мосфильм» и «Ленфильм». Один из самых известных фильмов в истории советского кинематографа, многие критики и зрители считают его культовым, фразы героев устойчиво вошли в разговорный русский язык. Государственная премия РФ 1998 года.
Из-за изменения алгоритма последних дней предстартовой подготовки новому экипажу МКС устроили просмотр фильма «Белое солнце пустыни» практически в день отлета после пресс-конференции.
Государственная комиссия в субботу утвердила состав экипажа следующей длительной экспедиции на МКС: на борт корабля «Союз ТМА-17» поднимутся россиянин Олег Котов, астронавт НАСА Тимоти Кример и японский астронавт Соити Ногути. Старт «Союза ТМА-17» с космодрома Байконур запланирован в 00.52 мск 21 декабря. Орбитальная командировка экипажа МКС продлится полгода.
Котов, Кример и Ногути 23 декабря присоединятся на орбите к работающим там с начала октября россиянину Максиму Сураеву и американцу Джеффри Уильямсу.
Источник
Почему космонавты перед полетом смотрят «Белое солнце пустыни»?
Ровно шестьдесят лет назад Юрий Гагарин стал первым в мире человеком, который покорил космос. В 9 часов 7 минут утра по московскому времени 12 апреля наш соотечественник совершил легендарный полет, который стал началом развития мировой космонавтики. С тех пор космос перестал быть чем-то пугающим и неизведанным, за это время люди уже тысячи раз взлетали и выходили на орбиты. И перед началом каждого путешествия летчики выполняют определенные обряды. Мало, кто знает, что у космонавтов есть множество суеверий, и одно из них – обязательный просмотр «Белого солнца пустыни». Почему же спустя столько лет российские и даже иностранные космонавты продолжают соблюдать эту традицию?
В 1971 году экипаж «Союза-11» трагически погиб при возвращении на Землю. Это была последняя крупная катастрофа в истории пилотируемой отечественной космонавтики. После этого инцидента новый экипаж «Союза-12» снова отправился на орбиту, и перед полетом команде показали фильм «Белое солнце пустыни». Корабль успешно приземлился на Землю, а просмотр картины Владимира Мотыля стал неизменной традицией для всех космонавтов. Уже половину столетия ни один экипаж не рискует пренебречь этим ритуалом, и даже иностранные коллеги просматривают этот фильм с субтитрами вместе с российскими летчиками.
Однако есть еще одна причина, почему «Белое солнце пустыни» стало талисманом российской космонавтики. Говорят, что картина была пособием по обучению космонавтов видеосъемке. Этот навык необходим им для документирования полета и различных объектов на орбите, а «Белое солнце пустыни» – лучший пример качественной операторской работы. По кадрам из фильма космонавтов учили построению плана, композиции, выстраиванию сцен.
Интересно, что в фильме нет ни слова о космосе, однако все космонавты смотрят его с большим удовольствием. Как предполагает актер Анатолий Кузнецов (сыгравший в фильме товарища Сухова), их привлекает спокойствие и сдержанность героев даже в самых опасных ситуациях. А это именно те качества, которые необходимы любому человеку, работающему в космосе.
Фильм «Белое солнце пустыни» был снят в 1969 году режиссером Владимиром Мотылем и оператором Эдуардом Розовским. Действие картины происходит после окончания гражданской войны. Главный герой, солдат красной армии боец Сухов, возвращается в Самару через пустыню в Средней Азии, где до сих пор орудуют банды басмачей. По пути домой Сухов сталкивается с бандитами и пытается спасти женщин из гарема Черного Абдуллы.
«Белое солнце пустыни» – один из самых популярных фильмов советского кинематографа, многие критики по праву считают картину культовой и хвалят операторскую работу. Эдуард Розовский использовал ассиметричное построение композиции и отыскивал самые нестандартные ракурсы, которые преображали кадр. Вероятнее всего, космонавтов уже не учат видеосъемке по фильму Владимира Мотыля , но «Белое солнце пустыни» навсегда останется отличным пособием для любого человека с камерой в руках.
Источник
История создания «Белого солнца пустыни»: фото со съёмок, документы, факты
«Белому солнцу пустыни» Владимира Мотыля уже больше полувека. Большинство жителей России и стран СНГ знают эту картину наизусть, особенно космонавты, которые не летают в космос, не посмотрев перед вылетом приключения красноармейца Сухова. Почему именно этот фильм, где нет ни слова про космос, удостоился такой чести? Космонавты — люди суеверные, любое действие, совершенное накануне удачного полёта, получает статус традиции. Так, вечером 26 сентября 1973 года перед первым после трагедии «Союза-11» космическим полётом экипаж космонавтов смотрел «Белое солнце пустыни». «Союз-12» успешно взлетел и успешно сел, с этого началась традиция, и Сухов ещё ни разу не подвёл наших космонавтов. А ещё по «Белому солнцу пустыни» космонавтов учат азам операторского искусства, чтобы звёзды и планеты на плёнке выглядели не хуже, чем голова Саида в пустыне.
А ведь этой традиции, как и народного обожания, могло и не быть. Чиновникам картина не понравилась, и высокобюджетный потенциальный блокбастер положили на полку. Спас картину лично Леонид Ильич. Но это всё факты общеизвестные, вы их наверняка слышали или читали столько же раз, сколько смотрели «Белое солнце». Листайте дальше, надеемся, что-то из этого поста вы узнаете впервые.
Начать с того, что изначально сценарий приключенческой картины про Гражданскую войну а-ля «Неуловимые мстители» поручили Андрею Кончаловскому и Фридриху Горенштейну («Солярис», «Раба любви»). Их сюжет не устроил киностудию, другую версию сценария написали Валентин Ежов («Баллада о солдате», «Сибириада») и Рустам Ибрагимбеков («Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник»). Как вишенка на торте в сценарии, названным Кончаловским «шедевром», позже появились семь писем Сухова Катерине Матвевне. Эти письма по просьбе режиссёра Мотыля написал Марк Захаров. Так что знаменитая фраза «А еще скажу вам, разлюбезная Екатерина» принадлежит перу знаменитого режиссёра.
Постановщиком сценария Ежова и Ибрагимбекова под названием «Спасите гарем» мог стать Андрей Тарковский, но в итоге постановку доверили Владимиру Мотылю. Тарковский потом говорил, что не смог бы поставить всенародно любимый фильм, потому что с юмором у него не очень.
А Сухова должен был играть Георгий Юматов. Анатолий Кузнецов тоже проходил пробы и тоже понравился режиссёру, но худсовету показалось, что Юматов больше подходит на роль героического красноармейца. Когда пришло время начать съёмки, Юматов не явился на площадку. Режиссёр отправился в гостиницу к артисту. Юматов спал, накануне крепко приняв на грудь на поминках по лучшему другу. Ко всему прочему, на поминках случился скандал, и завязалась драка. Кто-то из гостей предъявил Юматову нелепое обвинение — якобы он виноват в смерти друга, потому что посодействовал ему в покупке «Запорожца», на котором тот и разбился. Актёр оказался крепко побит и не мог приступить к съёмкам в тот же день. Тогда Мотыль позвал сниматься Кузнецова.
Из этого документа видно, как тщательно контролировался худсоветом процесс производства картины. В этом заключении отмечаются недостатки и достоинства второго варианта режиссёрского сценария. В частности, члены совета просят создателей добавить финальный монолог Сухова, в котором бы он давал напутственные инструкции гарему и «благословлял» их на счастливую (свободную) жизнь при Советской власти». А вот некоторые поправки уже по отснятому с Кузнецовым материалу: «. нужен ли разговор Верещагина с Суховым через стенку бака. В фильме должно быть поменьше крови. Учитывая, что актёр Кузнецов не получился в фильме «суперменом», нужно подумать над тем, не убрать ли «суперменские» характеристики Сухова. Может быть, следует убрать сцену, где женщины и Сухов лезут в бак».
После того как Брежнев разрешил картину, ей ещё предстояло получить прокатное удостоверение. На наличие идеологических диверсий фильм перед выдачей удостоверения проверял Алексей Романов, председатель Комитета по кинематографии. Он попросил исправить три «недочёта»:
1. Убрать Карла Маркса с обложки книги, которую читает девушка в сцене сна Сухова (в финальной версии название загораживает цветок);
2. Сделать так, чтобы таможенник не лежал на полу, когда выбрасывает офицера;
3. Прикрыть ляжки Катерины Матвевны при переходе через ручей.
Это машинописный экземпляр песни Верещагина с рукописными пометками Владимира Мотыля. В правом верхнем углу можно увидеть рабочее название «Спасите гарем». Также здесь вы можете видеть куплет, не вошедший в картину.
Источник