Меню

Белое солнце пустыни награды оскар

Белое солнце пустыниWhite Sun of the Desert

Белое солнце пустыни
Режиссер Владимир Мотыль
Произведено Экспериментальная студия Мосфильма
Написано Валентин Ежов
Рустам Ибрагимбеков
В главной роли Анатолий Кузнецов
Спартак Мишулин
Павел Луспекаев
Музыка от Исаак Шварц (текст песни Булат Окуджава )
Кинематография Эдуард Розовский
Распространяется Ленфильм
Мосфильм
85 мин.
Страна Советский союз
Язык русский

Белое солнце пустыни ( русский язык : Белое солнце пустыни , латинизированный : Белое солнце пустыни ) — советский фильм Остерна 1970 года.

В нем сочетаются боевик, комедия, музыка и драма, а также запоминающиеся цитаты, что сделало его очень успешным в прокате в России, и он сохраняет высокую популярность в стране. Его главная тема — «Ваше благородство, госпожа Удача» (Ваше благородие, госпожа Удача, музыка: Исаак Шварц , слова: Булат Окуджава в исполнении Павла Луспекаева ) стала хитом. Космонавты смотрят этот фильм перед космическими запусками как ритуал удачи.

СОДЕРЖАНИЕ

Сюжет

Место действия — восточное побережье Каспийского моря (современный Туркменистан ), где солдат Красной Армии Федор Сухов в течение нескольких лет участвовал в Гражданской войне в русской Азии. Фильм открывается панорамным снимком сельской сельской местности в России. Катерина Матвеевна, любимая жена Сухова, стоит в поле. Проснувшись от этой мечты, Сухов идет по среднеазиатской пустыне, что резко контрастирует с его родиной. Он находит Саида похороненным в песке. Саид, суровый среднеазиат, приходит на помощь Сухову в неприятных ситуациях на протяжении всего фильма. Сухов освобождает Саида, и они завязывают дружеские, но сдержанные отношения. Путешествуя вместе, они участвуют в битве в пустыне между кавалерийским отрядом Красной армии и партизанами басмачей . Командир кавалерийского отряда Рахимов оставляет Сухову гарем , который оставил лидер басмачей Абдулла для временной защиты. Он также оставляет молодого солдата Красной Армии Петрухи, чтобы тот помог Сухову с заданием, и продолжает преследовать убегающего Абдуллаха.

Сухов и женщины из гарема Абдуллы возвращаются в соседнее прибрежное село. Там Сухов поручает хранителю местного музея охранять женщин и готовится отправиться домой. Сухов надеется «модернизировать» жен гарема и сделать их частью современного общества. Он призывает их снять паранджу и отказаться от полигамии . Однако жены не хотят этого делать, и, когда Сухов берет на себя роль защитника, жены объявляют его своим новым мужем.

Вскоре в поисках морского пути через границу Абдулла и его банда приходят в ту же деревню и находят жен Абдуллы. Сухов обязательно останется. В надежде получить помощь и оружие Сухов и Петруха навещают бывшего царского таможенника Павла Верещагина. Верещагин тепло относится к Петрухе, который напоминает ему о его мертвом сыне, но после обсуждения этого вопроса с придирчивой женой Верещагин отказывается. Сухов находит автомат и ящик динамита, которые он закладывает на корабль Абдуллы. Тем временем Абдулла противостоит своим женам и готовится наказать их за «бесчестие», поскольку они не убили себя, когда Абдулла оставил их. Сухову удается схватить и запереть Абдуллу в качестве заложника, но после того, как он уходит, Абдулла убеждает Гюльчатай, младшую жену гарема, освободить его, а затем убивает Гюльчатая и Петруху.

Хранитель музея показывает Сухову древний подземный ход, ведущий к морю. Сухов и женщины гарема пытаются сбежать через проход, но по прибытии на берег моря вынуждены прятаться в большом пустом резервуаре для нефти. Абдулла обнаруживает это и планирует поджечь цистерну с нефтью.

Разъяренный бессердечным убийством Петрухи, Верещагин решает помочь Сухову и берет корабль Абдуллы. Саид тоже помогает Сухову, и вместе они отбиваются от банды Абдуллы. Верещагин, не подозревая о динамите на корабле и не слыша выкриков Сухова, трагически погибает на взорвавшемся корабле.

Сухов убивает Абдуллу и его банду и возвращает гарем Рахимову. Затем он начинает свой путь домой пешком, отказавшись от лошади, поскольку лошадь — это просто «неприятность». Неясно, вернется ли Сухов домой к своей любимой жене: революция в Средней Азии еще не окончена, и вполне может понадобиться образцовый солдат Красной армии, такой как Сухов.

Бросать

  • Анатолий Кузнецов в роли Федора Ивановича Сухова — бойца Красной Армии , который пешком возвращается домой через пустыню после выздоровления в госпитале от ран, полученных на войне. Он проявляет большую мудрость и умение в своих действиях и нежную человеческую сторону в своих графических снах, в которых он мысленно пишет письма своей любимой жене.

На роль был выбран Георгий Юматов , но его уволили за пьяную драку прямо перед съемками. Поэтому Мотыль позвал Кузнецова, который был вторым кандидатом на выборах.

  • Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина — бывшего царского таможенника. Верещагин живет одинокой жизнью, будучи единственным русским вместе с женой в глухой деревне. Стены его дома украшены изображениями военных походов, в которых он был награжден и ранен. Гражданская война оставила его без официальной работы и места, куда можно было бы поехать. Он крупный мужчина и простой человек, склонный к алкоголизму из-за ностальгии по своему прошлому. У него есть арсенал оружия, который в какой-то момент фильма приводит обе конфликтующие стороны (Сухова и людей Абдуллы) к нему домой. Первоначально нейтралитет, но со временем встает на сторону Сухова.
Читайте также:  Сестра солнца scp что это такое

Это была последняя роль Луспекаева. Ветеран Великой Отечественной войны и опытный актер театра, ему ампутировали обе ноги в 1960-х годах из-за прошлых травм. Учитывая состояние Луспекаева, Мотыль написал сценарий для человека на костылях . Луспекаев отказался, аргументируя это тем, что его персонаж должен предстать не калекой, а сильным человеком, скончавшимся преждевременно. Во время съемок он ходил на протезах и регулярно отдыхал из-за боли. Он умер в 1970 году.

  • Спартак Мишулин в роли Саида — немногословный человек. Он хочет отомстить Джавдету , главарюбасмачей, который убил его отца, ограбил его семью и похоронил его в песке для медленной смерти; в остальном его мотивы и реакции неясны и неожиданны. Например, после того, как Сухов выкопал его, Саид вместо того, чтобы поблагодарить его, говорит: «Зачем ты меня выкопал? Пока Джавдет жив, покоя не будет». Саид внезапно появляется то и дело, чтобы помочь Сухову против бандитов, но когда его спрашивают, почему, он просто отвечает, что он «слышал стрельбу», создавая впечатление, что он просто ищет Джавдета через любой вооруженный конфликт поблизости. Его отношения с Суховым хорошо описывает следующий диалог:

Саид — А теперь уходи. Вы не можете оставаться в одиночестве.
Сухов — не могу. Абдулла убьет женщин.
Саид — Абдулла убьет тебя. Это его жены. Через полчаса будет поздно. Я должен идти.
Сухов — Я рассчитывал на тебя.
Саид — Если меня убьют, кто отомстит Джавдету?
Сухов — Я рассчитывал на тебя, Саид.

Большинство жен Абдуллы изображали непрофессиональные актеры. Поскольку большую часть времени они носили паранджи , их часто заменяли другие женщины и даже солдаты-мужчины из воинской части, дислоцированной поблизости. Мотыль снял несколько сцен в полуобнаженном виде с участием некоторых жен для развития персонажей, но эти сцены были вырезаны цензурой.

В сценарии используются различные уровни почетности русского языка. Все местные жители известны только по именам. Незнакомцы зовут Верещагина по фамилии, а по имени — от жены. Сухова называют по фамилии, часто с добавлением символического названия «Красноармеец» (солдат Красной Армии) или «Товарищ» ( товарищ ). Верещагин сначала тоже называет его Суховым, но к концу фильма он переходит к менее формальному и более почтительному «Федору Ивановичу».

Источник

Наши фильмы, получившие Оскар?

За всю историю, наша страна 13 раз фигурировала в номинации
«Лучший фильм на иностранном языке»
9 раз будучи СССР и 4 — Россией.
Шесть раз отечественные фильмы получали «Оскара» .

Это тот самый первый отечественный «Оскар» ,
полученный в 1943 году режиссерами Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным
за документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», (В американском прокате — «Москва наносит ответный удар» ).
В фильме были использованы съемки 15 кинооператоров-документалистов.
В 1943 году номинация «Лучший документальный фильм» была введена впервые.

Статуэтку «Оскар» собственноручно получали только два режиссера: Никита Михалков и Александр Петров.

Отечественные фильмы, получившие премию «Оскар»

1943. «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», режиссеры Леонид Варламов, Илья Копалин.
1968 г. “Война и мир” режиссер Сергей Бондарчук .
1975 г. «Дерсу Узала» режиссер Акира Куросава (Совместно с Японией) .
1980 г. “Москва слезам не верит” режиссер Владимир Меньшов.
1994 г. “Утомленные солнцем” режиссер Никита Михалков.
2000 г. мультфильм «Старик и море» режиссер Александр Петров.

Советские и российские фильмы получали «Оскар» шесть раз :

Документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина (1942)
«Война и мир» Сергея Бондарчука (1968)
«Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии)
«Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980)
«Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (1994)
Анимационный фильм «Старик и море» Александра Петрова (2000)

Источник

Белое солнце пустыни

Из Википедии — свободной энциклопедии

Читайте также:  Откуда солнце черпает неиссякаемый источник энергии
Жанр истерн, трагикомедия Режиссёр Владимир Мотыль Автор
сценария Валентин Ежов
Рустам Ибрагимбеков
Марк Захаров В главных
ролях Анатолий Кузнецов
Павел Луспекаев
Спартак Мишулин
Кахи Кавсадзе
Николай Годовиков Оператор Эдуард Розовский Композитор Исаак Шварц Кинокомпания Киностудия «Ленфильм»
Киностудия «Мосфильм»,
Экспериментальное Творческое Объединение Длительность 83 мин. [1] Бюджет 650 тысяч рублей [2] Страна СССР Язык русский Год 1970 IMDb ID 0066565

«Бе́лое со́лнце пусты́ни» — советский художественный фильм 1970 года в жанре истерн [3] режиссёра Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Фёдора Ивановича Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы гражданской войны. Фильм снят на производственной базе студий «Мосфильм» и «Ленфильм», по сценарию, написанному Рустамом Ибрагимбековым и Валентином Ежовым.

Съёмочный коллектив и актёрский ансамбль были удостоены Государственной премии Российской Федерации 1998 года [4] .

Источник

45 фактов к 45-летию «Белого солнца пустыни»

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

В советское время жанр подобного рода лент («Неуловимые мстители», «Свой среди чужих…», «Забудьте слово „смерть“» и др.) обозначался как «историко-революционный», но впоследствии ему нашли более ёмкую замену: истерн.

Работа над картиной велась на базе Экспериментальной творческой киностудии (позже переименованной в объединение) — то был уникальный проект Григория Чухрая, альтернативный всей советской системе; несмотря на его очевидную успешность, эксперимент не затянулся: чиновникам здоровая конкуренция не понравилась.


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Когда на студии задумали снять свой истерн, то поначалу подрядили под это дело Андрея Кончаловского и Фридриха Горенштейна, но их сценарий тогдашних «продюсеров» не устроил.

Помимо Кончаловского (переметнувшегося в итоге на другую картину) кандидатурами на пост режиссёра были Витаутас Жалакявичюс, прославившийся «боевиком» «Никто не хотел умирать» и Юрий Чулюкин, известный «Девчатами» — комедией из совершенно «другой оперы».

Заняться фильмом предлагали даже Андрею Тарковскому — возможно, эту идею подали те же Кончаловский и Горенштейн, которые были его соавторами на других картинах.

Но у Тарковского были свои планы, а потому поставил фильм Владимир Мотыль — режиссёр ярчайшего дарования, о чём свидетельствуют и два других его выдающихся хита: «Женя, Женечка и „Катюша“» и «Звезда пленительного счастья».


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Кинодраматург Валентин Ежов был номинирован на премию «Оскар» за сценарий «Баллады о солдате» — впрочем, в советское время этому не придавали почти никакого значения.

Зато соавтор Ежова Рустам Ибрагимбеков «оскаровский» успех познал в полной мере: «Утомлённые солнцем» по его сценарию покорили Американскую киноакадемию двадцать лет назад (недавно мы писали про новую работу сценариста — документальную ленту «Расул Гамзатов. Мой Дагестан. Исповедь»).

Чего не было в сценарии Ежова и Ибрагимбекова — так это писем Сухова жене его Катерине Матвеевне; их Мотыль попросил написать Марка Захарова, который впоследствии прославился больше других, вместе взятых.

Но единственный из создателей ленты, кто удостоен памятника в центре Москвы (правда, за заслуги, связанные не только с этим фильмом), — это автор текста песни Булат Окуджава.


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

У оператора Эдуарда Розовского есть и другой суперхит — «Человек-амфибия».

Свой «оскаровский» фильм есть и у композитора Исаака Шварца: его музыка звучит в отмеченном престижной премией картине «Дерсу Узала».

Первый вариант сценария назывался «Пустыня», но потом его поменяли на антипролетарский призыв «Спасите гарем!»; итоговый же заголовок родился после, когда «гаремом» обеспокоилось Госкино.

По признанию Кончаловского, некоторое время работавшего и над новым вариантом сценария, Фёдор Сухов появился на свет как отклик на Фому Пухова — героя повести Андрея Платонова «Сокровенный человек».

Первоначально на главную роль был утверждён Георгий Юматов, но его в срочном порядке пришлось заменить из-за пьяной драки (позже Юматова обессмертили «Офицеры»).


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Супругу Верещагина сыграла жена режиссёра — Раиса Куркина.

Роль Петрухи досталась 18-летнему Николаю Годовикову, заводскому слесарю, попавшему в кино по случайности — и вскоре из него закономерно «выпавшему»: армия, тюрьма, сейчас — кратковременные появления в сериалах.

Первый эпизод фильма был снят 24-го июля 1968-го: Сухов на лужайке в окружении своих жён — любимой Катерины Матвеевны и спасённых им женщин Востока.

Жён Абдуллы звали Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай — не то чтобы это новость, но запомнить никак не получается.

За Гюльчатай ответственны аж три актрисы: восточная традиция закрывать женское лицо позволила без особых проблем заменить выбывшую из проекта Татьяну Денисову Татьяной Федотовой (которая и попала в титры), а на этапе озвучания «голосом» героини стала Надежда Румянцева.

Читайте также:  Зимой солнце над каким полушарием


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Сыгравший в итоге Сухова Анатолий Кузнецов запомнился всем, по существу, только этой ролью — хотя в его фильмографии в общей сложности значится 112 названий.

Абдулле — Кахи Кавсадзе — повезло в творческом плане чуть больше, среди сыгранных им ролей есть и Дон Кихот, и Иван Грозный; к слову, 5-го июня актёру исполняется 80 лет.

Коронной ролью Спартака Мишулина (Саид) в Театре сатиры был Карлсон, который живёт на крыше: актёр играл его более трёх десятилетий.

Трудно в это поверить, но в начале работы над фильмом Павлу Луспекаеву шёл всего 42-й год: преждевременно состарили его последствия войны; прекрасный артист умер 17-го апреля 1970-го — всего через две с половиной недели после «звёздного часа» своего Верещагина.


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

А исполнительница роли Катерины Матвеевны актрисой даже не была — но ведь и играть ей ничего не пришлось: режиссёру требовалась просто идеальная русская красавица — и такую он обрёл в лице Галины Лучай из редакции кинопрограмм Центрального телевидения.

Но ноги героини снимали отдельно, потому как ходила на них совсем другая женщина — без подобных фокусов кино ну никак не обходится.

Одного из знаменитых стариков («Давно здесь сидим») изобразил Яков Ленц, помимо прочего продавший сигареты «Друг» Юрию Деточкину.

Говорят, что компанию ему составил некий Май-Маевский, за полвека до того бывший курьером самого Ленина — только вот Ленц в титрах есть, а Май-Маевского нет.

Легендарную ныне фразу «Таможня даёт добро» произносит в фильме настоящий бандит — кажется, «вор в законе», которого режиссёр таким образом уговорил помочь киношникам, оградив их от происков далёких от искусства коллег «артиста».

Во время съёмок фильма погиб одни каскадёр.


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Отснятый в первую экспедицию материал решительно не понравился ни творческой комиссии, ни Чухраю, ни тогдашнему директору «Мосфильма» — это была катастрофа, которая могла завершиться самым печальным образом: картину хотели просто «закрыть», списав её бюджет на убытки.

Так и получилось, что актёры, проживая по сюжету всего несколько дней, постарели за время работы на год: последние съёмочные дни второй экспедиции прошли уже в конце лета 1969-го.

Для сравнения: «Бриллиантовая рука», которую Леонид Гайдай начал снимать практически одновременно с Мотылём, вышла на год раньше — несмотря на все нюансы сюжета, к ней придирались куда меньше.

Тучи над головами авторов фильма развеял лично Леонид Брежнев: ему «Белое солнце пустыни» понравилось, что сняло все вопросы и отмело все проблемы.

Но до Госпремии дело по ряду причин не дошло; историческую несправедливость исправил многие годы спустя — в 1998-м — Борис Ельцин.

Премьера картины «в узком кругу» состоялась 14-го декабря 1969-го года в ленинградском Доме кино.

Только за первый год проката (согласно официальным данным — и тут надо учесть, что наиболее популярные ленты могли то и дело вновь возвращаться на экраны) «Белое солнце пустыни» посмотрело порядка 35 миллионов зрителей (лидер современного проката «Аватар» привёл в кинозалы «всего» 14 миллионов).

Но это так только говорится, что тогда картину «посмотрели все»: Кахи Кавсадзе, например, признаётся, что впервые увидел фильм «от и до» только в 1999-м году.


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Наш истерн был продан более чем в 130 стран.

Среди легенд, окружающих картину, есть и такая: мол, фильм изначально планировался двухсерийным, но многочисленные технические проблемы и последовавшие затем претензии со стороны начальства сократили его до 1:20.

«Белое солнце пустыни» вышло в тяжёлое для отечественной космонавтики время, отчего как-то раз его показали готовящемуся к полёту экипажу в целях поднятия настроения — что стало началом доброй традиции.

Финал картины был заново отыгран спустя десятилетие в «Приключениях Петрова и Васечкина», где отважные школьники пробрались на помощь Сухову прямо из кинозала.

Классическое «Мне за державу обидно» в недавнем «Духless 2» было встречено по-современному неприятным вопросом: «И на сколько тянет твоё „обидно“? Ярда на три. »

Долгие годы некоторые из создателей фильма и потакающие им журналисты пугали народ слухами о грядущем продолжении — теперь впору опасаться появления ремейка…

Источник

Adblock
detector