Павел Луспекаев
фотографии >>
биография
Луспекаев Павел Борисович
Павел Багдасарович Луспекян
Родился 20 апреля 1927 года в Луганске, Украинская ССР.
Заслуженный артист РСФСР (23.04.1965).
Отец — нахичеванский армянин. Мать — донская казачка.
В начале 1940-х годов поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем. В 1943 году пятнадцатилетним подростком ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»).
Во время одного из боёв Павла тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав.
Его отправили в саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Каким-то немыслимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти.
После выздоровления Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.
В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Павел переехал в Ворошиловград (ныне Луганск), где был зачислен в труппу Ворошиловградского драматического театра. Луспекаев прожил в Ворошиловграде два года и за это время сыграл в театре несколько ролей, среди которых были роли Алешки в спектакле «На дне» и Людвига в постановке «Под каштанами Праги» по произведению Константина Симонова. Летом 1946 года Луспекаев переехал в Москву и подал документы в театральное училище имени Щепкина.
Окончил Театральное училище имени М.С. Щепкина (1950, курс К. А. Зубова).
С 1950 года — актёр Тбилисского театра русской драмы, с 1957 года — актёр Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки, с 1959 года — артист Ленинградского БДТ имени Горького. Ещё в 1953 году один из видных театральных мастеров, режиссёр Л.В. Варпаховский, ставя в Тбилиси спектакль в Русском драматическом театре, заметил что-то неладное с ногами у Луспекаева. Артисту было тогда двадцать шесть лет, но его уже настигла болезнь сосудов. Сказалось военное отрочество, прошедшее в партизанском отряде, ранение. А позже — полуголодная студенческая жизнь в нелёгкие годы после войны.
Советам врачей Луспекаев не следовал. Было некогда — театр поглощал целиком. Он мог позвонить партнёру, даже режиссёру глубокой ночью, чтобы поделиться «потрясающей» идеей.
По приглашению Варпаховского Павел Борисович переехал в Киев, а Театр русской драмы имени Леси Украинки, а три года спустя Луспекаев уже в Ленинграде, в Большом драматическом театре имени Горького. . Болезнь сосудов вспыхнула снова. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Согласиться — означало отдалить конец на многие годы. А как же театр? Как профессия актёра, без которой Луспекаев не видел смысла существования?
Когда стало ясно, что выхода нет, что промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс, на ампутацию стопы обеих ног.
Операция дала отсрочку, на этот раз последнюю.
Трудно даже вообразить отчаяние пережитое Луспекаевым, когда, преодолевая адскую боль, он сделал первые шаги на пятках (обеих стоп уже не было) и понял, что о возвращении в театр не может быть и речи. В эти страшные месяцы после операции всякий раз, когда жена его и дочь уходили из дома, на дверях квартиры вывешивалась надпись: «Прошу не беспокоить меня визитами». Вставать, открывать двери было для него пыткой.
. В съёмочной группе фильма «Белое солнце пустыни» царила паника. Кончалось лето, а поиски исполнителя на роль Верещагина безбожно затягивались. Зная о состоянии Луспекаева, приглашать его на роль считали нереальным. Но когда пришли к нему домой со сценарием, он встретил гостей на ногах и без костылей. Это было в июле 1968 года, а в августе начались съёмки в Дагестане, на пустынном побережье Каспия, южнее Махачкалы.
«Своим» домом Луспекаев остался доволен. Беда была в том, что сыпучие пески мешали добираться до объектов съёмки. И если технику подтаскивали бульдозерами, то людям приходилось ежедневно проделывать более полукилометра по вязкому песку пешком.
Опираясь на палку и на плечо сопровождавшего ассистента или чаще жены — самоотверженной Инны Александровны, он вышагивал медленно, мучительно.
Работа Луспекаева в фильме «Белое солнце пустыни» была подвигом в самом высоком и буквальном смысле этого слова.
Скончался днём 17 апреля 1970 года на 43-м году жизни от разрыва сердечной аорты в гостинице «Минск» города Москвы. Похоронен на Северном кладбище в Ленинграде.
На родине П.Б. Луспекаева в украинском городе Луганске в 2012 году, к 85-летию артиста, областному театру присвоено его имя – Луганский областной русский драматический театр имени Павла Луспекаева.
Ворошиловградский областной русский драматический театр
Алёшка («На дне» М. Горького)
Людвиг («Под каштанами Праги» К. М. Симонова)
Тбилисский русский театр драмы имени А. С. Грибоедова
Мартын Кандыба («Калиновая роща» А. Корнейчука, 1950)
Вожеватов («Бесприданница» А. Н. Островского, 1951)
Борейко («Порт-Артур» А. Н. Степанова, 1952)
Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1952)
Тригорин («Чайка» А. П. Чехова, 1953)
Алексей («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, 1953)
Шок («В сиреневом саду» Ц. С. Солодаря, 1955)
Жорж («Битва за жизнь»)
Киевский театр имени Леси Украинки
Военный моряк Бакланов («Второе дыхание» А. Крона)
Большой драматический театр имени М.Горького
1959 — «Варвары» А. М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов — Черкун
1959 — «Эзоп» Г. Фигейредо; режиссёр Г. А. Товстоногов — Агностос (ввод)
1959 — «Пять вечеров» А. М. Володина; режиссёр Георгий Товстоногов — Тимофеев
1960 — «Иркутская история» А. Арбузова; режиссёр Георгий Товстоногов — Виктор Бойцов
1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука; режиссёр Г. А. Товстоногов —Гайдай
1961 — «Четвертый» К. М. Симонова; режиссёр Р. С. Агамирзян — Бонар
1961 — «Не склонившие головы» по сценарию Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью»; режиссёр Г. А. Товстоногов — Галлен
1964 — «Поднятая целина» по М. Шолохову; режиссёр Г. А. Товстоногов — Макар Нагульнов
Кум — «Ночь перед Рождеством» по Николаю Гоголю (телеспектакль, постановка Александра Белинского)
Источник
Павел Луспекаев — биография, информация, личная жизнь
Павел Луспекаев
Павел Борисович Луспекаев (урожденный Луспекян). Родился 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы Ростовской области — умер 17 апреля 1970 года в Москве. Советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1965). Лауреат Государственной премии России (1997). Исполнитель роли таможенника Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни».
Павел Луспекаев родился 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы Мясниковского района Северо-Кавказского края (ныне — Ростовская область).
Отец — Богдасар Гукасович Луспекян, родом из нахичеванских армян, работал мясником.
Мать — Серафима Авраамовна Ковалева, донская казачка.
Рос хулиганом, часто дрался. Однажды в драке ему ткнули раскаленной кочергой в нескольких миллиметрах от глаза. Как он сам признавал, в юности чудом остался жив. После окончания семи классов школы поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем.
В 1943 году шестнадцатилетним подростком ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»).
Во время одного из боёв Луспекаева тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав. Его отправили в Саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Усилием воли Луспекаев выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти.
После выздоровления Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.
Родители Павла Луспекаева
Павел Луспекаев в детстве
В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Луспекаев переехал в Ворошиловград (ныне Луганск). Был зачислен в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра, среди его работ: Алёшка — «На дне» М. Горького; Людвиг — «Под каштанами Праги» К. М. Симонова.
В 1946 году поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, курс К.А. Зубова. Проявил себя как очень талантливый актер.
С 1950 по 1957 годы играл на сцене Тбилисского государственного русского драматического театра имени А.С. Грибоедова, среди его работ: Мартын Кандыба — «Калиновая роща» А. Корнейчука; Вожеватов — «Бесприданница» А. Н. Островского; Борейко — «Порт-Артур» А. Н. Степанова; Хлестаков — «Ревизор» Н. В. Гоголя; Тригорин — «Чайка» А. П. Чехова; Алексей — «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского; Шок — «В сиреневом саду» Ц. С. Солодаря; Жорж — «Битва за жизнь».
С 1957 по 1959 годы по приглашению Л. В. Варпаховского П. Луспекаев работал в киевском Театре русской драмы имени Леси Украинки, играл в спектакле «Второе дыхание» А. Крона — Военный моряк Бакланов.
В 1959 году по совету К. Ю. Лаврова приехал в Ленинград и был принят Г. А. Товстоноговым в труппу Большого драматического театра. На сцене БДТ Павел Луспекаев дебютировал в роли Егора Черкуна в «Варварах» М. Горького. Среди других работ на сцене этого театра: «Эзоп» Г. Фигейредо — Агностос; «Пять вечеров» А. М. Володина — Тимофеев; «Иркутская история» А. Арбузова — Виктор Бойцов; «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука — Гайдай; «Четвертый» К. М. Симонова — Бонар; «Не склонившие головы» по сценарию Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью» — Галлен; «Поднятая целина» по М. Шолохову — Макар Нагульнов; «Ночь перед Рождеством» по Николаю Гоголю (телеспектакль, постановка Александра Белинского) — Кум.
С В 1954 года начал сниматься в кино, сыграв Бориса в фильме «Они спустились с гор» режиссёра Н. Санишвили. В 1955 году снялся в фильме «Тайна двух океанов» (лейтенант госбезопасности Карцев) режиссёра К. Пипинашвили.
Павел Луспекаев в фильме «Тайна двух океанов»
Далее было несколько других небольших работ на экране.
В 1961-м вышел фильм с его участием «Балтийское небо». Его герой — Антон Кузнецов, дебошир, исключенный за злоупотребление спиртным из военного училища. На фронте получает боевую закалку, исправляется и геройски погибает. Посмертно ему присваивают звание Героя Советского Союза.
В 1962 году Луспекаев получил роль шофёра Степана в фильме Геннадия Полоки и Левана Шенгелия «Капроновые сети». Поскольку вскоре после окончания съёмок актёра положили в больницу, роль Луспекаева в «Капроновых сетях» озвучивал Леонид Галлис.
Болезнь актера была вызвана последствиями войны, когда в одном из разведывательных рейдов Павлу пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги. С тех пор кровообращение в ногах нарушилось, и уже в 26 лет у Луспекаева развился атеросклероз сосудов ног. Ему были сделаны две операции: сначала на носоглотке, а затем на ногах — ампутировали некоторые фаланги пальцев на ногах.
1 марта 1965 года официально вышел на пенсию по инвалидности.
В 1966 году снялся в фильме «Республика ШКИД» Г. И. Полоки в роли КостАлМеда. Первоначально предполагалось снять две серии, причём, Луспекаеву отводилась одна из главных ролей. Его герой должен был пережить массу различных историй, среди которых была и тайная любовь к преподавательнице ЭлАнЛюм, трогательная дружба со шкидовцем Савушкой. Однако болезнь помешала Луспекаеву завершить роль, она осталась буквально в нескольких кадрах. Поэтому интерес, проявленный к КостАлМеду критиками и зрителями на Всесоюзном кинофестивале, проходившем в Ленинграде в 1968 году, оказался для Луспекаева неожиданным.
Павел Луспекаев в фильме «Республика ШКИД»
В 1966 году в самый разгар съёмок в фильме «Республика ШКИД» у Луспекаева вновь обострилась болезнь. Актёра снова положили в больницу. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Однако это поставило бы крест на Луспекаеве как на актёре. Лишь когда стало ясно, что выхода нет, а промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс: на ампутацию пальцев ног. После этого его стала невыносимо мучить фантомная боль.
По рекомендации врачей он стал принимать сильнодействующий болеутоляющий наркотик — пантопон. Когда доза дошла до шестнадцати ампул в день, Луспекаев твёрдо решил, что от этой зависимости надо избавиться. Чтобы как-то отвлечь себя, Луспекаев попросил жену принести ему мешок подсолнечных семечек. Однако это помогло незначительно. Неделю актёр находился в полубессознательном состоянии, отказывался от пищи.
Большую помощь Луспекаеву оказала министр культуры Екатерина Фурцева. Когда до неё дошли слухи о страдающем от болей актёре-самородке, который несмотря на это снимается в кино, министр распорядилась раздобыть для Луспекаева нужные лекарства за границей, а также протезы из Франции. В своём дневнике актёр тщательно записывал часы, а потом дни, прожитые без наркотиков. Когда наконец Луспекаев ощутил, что освободился от наркотической зависимости, первое за что он взялся, — начал рисовать себе эскизы протезов.
Наиболее известной работой Луспекаева в кино стала роль таможенника Павла Верещагина в культовой картине «Белое солнце пустыни» режиссёра Владимира Мотыля. Поначалу актер отказывался от роли, но Мотыль его уговорил, приняв условие: у Луспекаева не будет дублёров. Также Луспекаев на корню отверг идею Мотыля с костылями для своего героя. Он показал режиссёру чертёж металлических упоров, которые, будучи вделаны в сапоги, позволят ему передвигаться без палки.
Съёмки фильма начались в августе 1968 года. В оригинальном сценарии роль Верещагина была незначительной, однако во время съёмки она значительно расширилась за счёт сцен, полностью построенных на импровизации. Связь между актёром и его героем была настолько сильной, что съёмочная группа начала называть Верещагина Паша (Павел), хотя по сценарию персонажа звали Александр.
Крылатыми стали целый ряд фраз Верещагина: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!»; «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!»; «Вот что, ребята, пулемета я вам не дам»; «Ты что, не слыхал про Верещагина. Дожил! Было время, в этих краях каждая собака меня знала. Вот так держал! А щас. забыли!».
Павел Луспекаев в фильме «Белое солнце пустыни»
После выхода картины на Луспекаева обрушилась слава и всенародная любовь: его узнавали на улице, о его актёрском таланте писали журналы и газеты.
После премьеры «Белого солнца пустыни» в марте 1970 года Луспекаеву посыпались предложения на съёмки в других картинах, однако воспользоваться ими он не смог: в апреле того же года актёр скончался во время съёмок в следующем фильме.
Лауреат Государственной премии России 1997 года за художественный фильм «Белое солнце пустыни» (посмертно).
Последняя роль Луспекаева в кино — Ивана Артамонова, человека, ищущего могилу погибшего на войне сына в картине «Такая длинная, длинная дорога. ». Выход фильма задержали из-за цензуры — в первой сцене фильма герой Луспекаева пьёт пиво в Ленинграде у Таврического сада и размышляет вслух. Сцену с намёком на матерный юмор вырезали, а выход фильма на телеэкраны задержали до 1972 года, уже после его смерти.
Павел Луспекаев в фильме «Такая длинная, длинная дорога. «
Смерть Павла Луспекаева
В 1969 году во время съёмок фильма «Белое солнце пустыни» здоровье Павла Луспекаева ухудшилось. Его жена носила с собой маленький складной стул, так как актёр вынужден был отдыхать через каждые двадцать шагов. В конце 1969 года киностудия «Беларусьфильм» приступила к съёмкам художественного фильма «Вся королевская рать». На главную роль губернатора Вилли Старка был приглашён Луспекаев. Однако всю роль ему сыграть не довелось. Он скончался, когда было отснято около тридцати процентов фильма. В итоге они были пересняты с новым исполнителем — Георгием Жжёновым.
Павел Луспекаев скончался 17 апреля 1970 года от разрыва сердечной аорты в гостинице «Минск» в Москве, не дожив всего трёх дней до своего сорокатрёхлетия.
Большой драматический театр Ленинграда отказался его хоронить, сославшись на то, что актёр у них не работает. Траурные хлопоты взял на себя «Ленфильм». Актёр умер накануне столетия со дня рождения В. И. Ленина. По Союзу было объявлено всенародное празднование и траур никак не вписывался в график торжественных мероприятий. Организаторы похорон не знали, где устроить гражданскую панихиду.
Тело Луспекаева перевезли в Ленинград и похоронили на Северном кладбище.
На его могиле петербургские таможенники, которые называют Луспекаева главнейшим таможенником России, поставили памятник с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада».
Личная жизнь Павла Луспекаева:
Жена — Инна Александровна Кириллова. Познакомился с ней во время учёбы, она также была студенткой, училась на два курса старше его. Вскоре они поженились.
В браке родилась дочь Лариса.
Павел Луспекаев и жена Инна Кириллова
Супруга Павла Луспекаева Инна Кириллова до выхода на пенсию работала в БДТ, затем вела драматический кружок в Ленинградском архитектурно-строительном техникуме. Умерла в 1988 году, похоронена рядом с мужем.
Дочь Лариса окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. Работает в гостиничном бизнесе.
Внучка Дарья закончила петербургский филиал Российской таможенной академии, работает по специальности в Пулковской таможне.
Внук Александр окончил Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
Фильмография Павла Луспекаева:
1954 — Они спустились с гор (Isini chamovidnen mtidan) — Борис, сталевар
1955, 1956 — Тайна двух океанов — Карцев, лейтенант госбезопасности
1958 — Голубая стрела — начальник штаба флота
1960 — Третья, патетическая (фильм-спектакль) — Фёдор Дятлов, чекист
1960 — Рождённые жить — Вазген Арамян
1960 — Эзоп (фильм-спектакль) — Агностос, капитан стражи
1961 — Гром на улице Платанов (фильм-спектакль) — Френк Моррисон
1961 — Балтийское небо — Антон Кузнецов
1962 — Капроновые сети — Степан, шофёр грузовика
1962 — Душа зовёт (короткометражный) — Николай, сын Солянова
1964 — Человек из Стратфорда (фильм-спектакль) — Шекспир
1964 — Поезд милосердия — Лутохин, раненый
1965 — Римские рассказы (фильм-спектакль) — уличный музыкант
1965 — Обещание счастья (фильм-спектакль)
1965 — Нос (фильм-спектакль) — Полицейместер
1965 — На одной планете — матрос Маркин, Николай Григорьевич
1965 — Иду на грозу — Алексей Иванович Денисов, министр
1965 — Залп «Авроры» — толстый офицер
1966 — Три толстяка — генерал Караска
1966 — Республика ШКИД — Косталмед (Константин Апександрович Медников), преподаватель гимнастики
1966 — На диком бреге — Гладышев, командировачный, сосед Дюжева в гостинице
1966 — Долгая счастливая жизнь — Павел
1967 — Происшествие, которого никто не заметил — Тетерин
1967 — Зависть (фильм-спектакль) — Андрей Петрович Бабичев
1967 — Жизнь Матвея Кожемякина (фильм-спектакль) — Матвей Кожемякин
1969 — Рокировка в длинную сторону — Ребров
1969 — Неравный бой (фильм-спектакль) — Тихон Тимофеевич
1969 — Мёртвые души (фильм-спектакль) — Ноздрев
1969 — Завтра, третьего апреля. — завхоз Ферапонтов
1969 — Её имя — Весна — учитель
1969 — Директор — эпизод (нет в титрах)
1969 — Будет фильм! (документальный)
1969 — Белое солнце пустыни — Павел Артемьевич Верещагин, таможенник
1970 — Кандидат партии (фильм-спектакль) — Плотовщиков
1970 — Зелёные цепочки — Иван Васильевич, майор госбезопасности
1970 — Двадцать седьмой неполный (фильм-спектакль) — Голиков (Гайдар)
1970 — В прекрасном и яростном мире (фильм-спектакль)
1972 — Такая длинная, длинная дорога. — Иван Васильевич Артамонов
Озвучивание Павла Луспекаева:
1968 — Двое в пустыне
Вокал Павла Луспекаева:
1969 — Белое солнце пустыни — песня «Ваше благородие. » (слова — Булат Окуджава)
2006 — Арбатский романс (документальный) — «Ваше благородие»
Источник