«Катана у него не той системы»: что за клинок у подпоручика в «Белом солнце пустыни»?
Многие их тех, кто смотрел бессмертное «Белое солнце пустыни», подмечали, что подпоручик Белой армии Семен, служивший басмачу Абдулле, бегал по этой самой пустыне не со штатной шашкой или, на худой конец, с местной саблей, а с катаной. Точнее говоря, с неким странным катаноидом. )
По задумке режиссера, данное оружие на поясе Семена должно означать, что он воевал в Русско-японскую войну. В принципе, идея выглядит логично: многие русские солдаты и офицеры, сталкивавшиеся в боях с японцами хоть в 1905-м, хоть в 1939-м или 1945-м, любили брать трофеями японские мечи. Сам факт того, что в Гражданскую у кого-то из «беляков» мог болтаться на поясе неуставный клинок самурайского происхождения, вполне возможен.
Только вот маленький нюанс. В 1920-х годах, к которым относится действие фильма, таких мечей, как у подпоручика, у японцев еще не было. )
Да и, к слову говоря, вовсе даже это и не катана. )))
Рассмотрим его поближе:
К сожалению, крупным планом это оружие в фильме не показывается, к тому же сам подпоручик часто держит левую руку на эфесе своего меча (чего, кстати, никогда не делали японцы — жуткий моветон-с). Но вот на этом кадре.
Обратите внимание на 3 вещи:
1) подвес — почти вертикальный, лезвием вниз;
2) общая форма эфеса;
3) наличие на эфесе особой головки-навершия — » кабуто-ганэ «. На ней, кстати, даже просматриваются остатки темляка. ))
«Шо за нафиг?»
Пункты 1 и 3 однозначно говорят нам — это не катана. Точнее, не «классическая» катана в нашем современном понимании. Напоминаю, она носится исключительно лезвием вверх, в горизонтальном положении, засунутой за пояс.
Кроме того, особо выраженное, располагающееся поверх оплетки рукояти навершие, именуемое кабуто-ганэ — это признак мечей типа «тати». Она встречается только с оправой дзиндати-дзукури, которая подразумевает ношение меча описанным выше способом — с подвесом за кольцо почти вертикально, лезвием вниз.
Я полагаю, вдумчивый читатель уже просек или почти просек фишку. По всем вышеперечисленным признакам оружие подпоручика относится к классу «тати» — боевых, а не гражданских японских мечей. А не к катанам — никоим образом ))
Тогда что это такое?
А это — меч син-гунто — «новейший военный меч», который японцы сознательно разработали под дизайн старинного тати, а не «гражданской» катаны.
Знакомьтесь, дамы и господа:
Но главный казус даже не в этом. ))
Главный казус — в том, что мечи син-гунто стали производиться только после 1933 года. Второй пункт из нашего мини-списка — форма эфеса.
После революции Мэйдзи и до 1930-х годов японские офицеры вооружались саблями и кортиками стиля «а-ля Европа» и мечами кю-гунто, которые ни в жисть не перепутаешь с катаной из-за наличия характерной дужки на длинной рукояти:
В период русско-японской войны на вооружении самураев стояли либо сабли европейского образца (которыми они неплохо умели владеть — по европейским же методикам), либо вот такие кю-гунто — гибриды сабли и тати.
Так что либо саблю, либо кю-гунто мог привезти подпоручик Семен с русско-японской войны, но никак не син-гунто, до появления которого оставалось еще около 20 лет. ))
P. S. А по темляку, который прикреплялся к головке кабуто-ганэ, определялся воинский чин обладателя син-гунто. Но у подпоручика темляк оборван, а сам меч затрепан так, что почти ничего конкретного по нему сказать нельзя.
Ляп со стороны режиссера и военного консультанта, да. Но ляп простительный: в 1969-70 годах, когда снимали фильм, людей, разбирающихся в японском оружии, в СССР почти не было. Нашли для подпоручика хоть что-то катаноидное — и на том спасибо. ))
Источник
«Гранаты у него не той системы». Что стало с актером, сыгравшим подпоручика Семена
» Белое солнце пустыни » — один из лучших фильмов в истории отечественного кино. Незабываемый «истерн», занял 7-е место в списке лидеров советского проката 1969 года. Его обошла не только «Бриллиантовая рука», но и три индийских фильма, и «Виринея» с Людмилой Чурсиной. Все дело в том, что картине Владимира Мотыля дали только вторую прокатную категорию, а сначала она вообще лежала на полке, и попала на экраны по счастливой случайности: фильм посмотрел Леонид Ильич Брежнев, которому вовремя не довезли очередной американский боевичок. Генсек остался в восторге, после чего фильм «пошел в народ», быстро стал культовым и разлетелся на цитаты. А сколько актеров после выхода киноленты стало по-настоящему популярными! Зрители хорошо запомнили лица не только Павла Луспекаева (Верещагин), но и Николая Годовикова (Петруха), Татьяны Федотовой (Гюльчатай), Галины Лучай (Екатерина Матвеевна). Любопытно, что трое последних вообще не были профессиональными актерами, и после Белого солнца пустыни так и не сыграли в кино.
В фильме был еще один колоритнейший персонаж — подпоручик Семен. Белый офицер в банде Абдуллы выглядит слегка каррикатурным, и в общем, комедийным персонажем. Может быть, поэтому он очень полюбился зрителям.
Владимир Кадочников родился 24 августа 1928 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Он закончил Свердловский театральный институт (сейчас — Екатеринбургский государственный театральный институт). В этом институте учился известный актер Владимир Ильин («Президент и его внучка», «Палата номер шесть», «Турецкий гамбит»), здесь начинал свою карьеру режиссер Дмитрий Астрахан. Но намного важнее то, что в 1948 году актерское отделение Свердловского института закончил будущий режиссер Владимир Мотыль. Он работал режиссером Свердловского драматического театра, а с 1955 года — главным режиссером Свердловского театра юного зрителя, где в 1957 — 1960 годах играл Владимир Кадочников. Там они и познакомились. Поэтому, когда в 1968 году Мотыль приступил к съемкам «Белого солнца пустыни», он позвал в свою новую картину Кадочникова, которого к тому времени уже хорошо знал. Кстати говоря, примерно так же в фильм попал Спартак Мишулин — они вместе с Мотылем раньше работали в Омском драмтеатре.
Основные сцены с Кадочниковым снимали с 10 по 14 августа 1968 года. В фильме есть знаменитая фраза — » Встать, когда с тобой разговаривает подпоручик «, которая звучит так, как будто Семен как минимум генерал, а то и маршал. Вполне возможно, что герой Кадочникова получил чин подпоручика не так давно, и он стал пределом его мечтаний, отсюда и неуместный гонор. Любопытно, что у подпоручика был японский меч, по логике, привезенный им с русско-японской войны 1905 — 1907 годов, как трофей. Некоторые эксперты полагают, что меч син-гунто, с которым Семен бегает по пустыне, начали производить только в 1930-е годы, но эта промашка военного консультанта, конечно же, никак не умаляет художественных достоинств фильма.
А что же Владимир Кадочников? В 1961 — 1970 годах он играл в Волгоградском театре драмы, где сыграл множество ролей. Можно выделить роль Сирано в спектакле «Сирано Де Бержерак» и Виктора в постановке «Варшавская мелодия». Потом Владимир вернулся в родной Свердловск, и еще 22 года выступал на сцене в Свердловском театре драмы. К сожалению, 22 апреля 1993 года Владимира Павловича не стало. Он похоронен на Сибирском кладбище в пригороде Екатеринбурга. В фильмографии Владимира Кадочникова — 16 картин. Последним для актера стал фильм «Мафия бессмертна» с Дмитрием Певцовым, который снимали на Свердловской киностудии. А первой — кинокартина 1958 года «Пора таежного подснежника», тоже снятая в Свердловске. И все-таки самая яркая и запоминающаяся роль Кадочникова — подпоручика Семена в «Белом солнце пустыни».
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья, буду рад вашему лайку. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие публикации!
Источник
Белое солнце пустыни подпоручик катана
балое солнце пустыни
можно щитать это киноляпом . в то же время банда Абдулы это сборно щитовая субстанция из всяких отморозков и бандитов оружие разное и вооружен каждый как может
Я к тому, что у кого есть этот фильм посмотреть эту часть и сказать точно
что за штуковина у Семена. У не успел рассмотреть.
Катана это, трофей с русско-японской войны.
В фильме так и говорят? Что это трофей?
какая разница говорят не говорят?
видимо режиссер решил что априори ясно что это трофей после русско-японской войны. наверное он у него сначала висел дома просто как сувенир. но после революции, при том бардаке с властью что было в первых годах после падения царизма, любое вооружение стало ценностью. наверное так )))
Уж больно молод офицер для русско-японской. Так уж быть — дядя генерал подарил ему.
кстати да! дядя воевал оставил суувенир племяннику подростку)))
а тут революция ))) а у него от вооружения только эта сабля ))) «ну хоть боевая» — подумал он и пошел в банду ))
Скорее всего, создатели фильма специально экипировали
его таким образом, чтоб подчеркнуть разношерстность и бандитскую сущность людей Абдуллы. Мол, раз катана — то наверное где-то грабанул. Например, квартиру сбежавшего за бугор капиталиста-японофила.
еще по белому солнцу:
Семен говорил Сухову «Встать, когда с тобой разговаривает подпоручик!». Подпоручик — это маллей в пехотных войсках. А на Семене чисто кавалерийская форма (про фасон шашки ничего сказать не могу). И не помню, были ли на Семене погоны? Потом, вызывает недоумение что у туркменского басмача-ваххабита (дело происходит в Туркмении ибо Касипйское море тока там), делают русские чуваки, помните Аристарха? И даже казаки судя по форме?
не будем придираться к «блокбастеру»
Просто хотели изобразить, как Сухов (красноармейцы) борются против всякого сброда. Зато какая гениальная фраза — «встать, когда с тобой разговаривает младший лейтенант».
а начальник тамоджженного поста, это майорская должность?
кстати, Верещагин кто по званию был?
Насчет Верещагина — надо на фотках на стене их дома посмотреть, кажись по форме тоже офицер. Хотя может считать себя действующим строевым офицером, а Верещагин уже гражданский.
Насчет русских и казаков в Туркестане — возможно остатки Белой гвардии и Туркестанских дивизий царской армии. Да и всякие белогвардейцы последних формирований, которые после разгрома белого движения в центральной России махнули на юга подальше от «красного порядка».
изучать историю Гражданской войны по этому фильму
все равно, что по американским вестернам изучать историю США 😉
Мы то хоть еще обсуждаем, интересно, что сейчас школьники думают насчет Гражданской войны в России (эдак 6-8 классов)?
кажись Верещага бывший боевой офицер, судя по повадкам, даже казачий
помню что на фотах настенных у него вся грудь была в егориях. А егориев за шмон контрабандистов на давали, а только не иначе как за геройства военные.
по русской составляющей в банде Абдулы
на западе Туркмении воевали части Закаспийского белого Правительства, снабжавшиеся Деникиным. Весной 1920 их сморщили и большая часть ушла на кораблях на Кавказ. Остатки должны были упархнуть в Иран.Но по-моему басмачей там не было в отличие от узбекистана, таджикистана и киргизии, или нет?
а вы знаете, что в фильме снимались настоящие бандиты?
История такая, фильм снимали в Дагестане. Однажды ночью украли очень много реквизита, особенно старого оружия. Съемочная группа в ступоре, сезон потерян, тем более что фильм снимали почти на свои деньги, чиновиники денег практически не дали, посчитав сценарий дурацким ;-). Так вот к режисеру обратился водитель из местных, он говорит, что надо обратиться к местному пахану — вору в законе. Режисер с коньяком к нему на поклон, тот сказал, что обижать киношников последнее дело, он к этому отношения не имеет и пообещал вопрос разрулить. Так вот через день практически все чудесным образом вернулось обратно, не было вроде только одного старого ковра (который ученый показывал Сухову в музее). Утром приехала бригада, и пахан спросил все нормально, ему сказали все ОК толко ковра не хватает, тогда пахан приказал найти похожий, старый ковер ручной работы. Посмотрев как снимают фильм он попросился участвовать в массовке, режисер с радостью принял предложение. Так вот почти половина басмачей, это дагестанские братки и там крупным планом снят этот пахан — на вид русский. Вообще, настоящих актеров там по пальцам пересчитать, гарем например это фактически все женщины киногруппы: костюмеры, бухгалтерия, повара. Правда когда они бегают в чадрах это солдаты срочники из ближайшей воинской части. Вот такой вот народный фильм.
Источник
«Катана у него не той системы!»: что за клинок у подпоручика в «Белом солнце пустыни»?
По задумке режиссера, данное оружие на поясе Семена должно означать, что он воевал в Русско-японскую войну. В принципе, идея выглядит логично: многие русские солдаты и офицеры, сталкивавшиеся в боях с японцами хоть в 1905-м, хоть в 1939-м или 1945-м, любили брать трофеями японские мечи. Сам факт того, что в Гражданскую у кого-то из «беляков» мог болтаться на поясе неуставный клинок самурайского происхождения, вполне возможен.
Только вот маленький нюанс.
В 1920-х годах, к которым относится действие фильма, таких мечей, как у подпоручика, у японцев еще не было.
Да и, к слову говоря, вовсе даже это и не катана!
Рассмотрим его поближе:
Но вот на этом кадре.
Обратите внимание на 3 вещи:
1) подвес — почти вертикальный, лезвием вниз;
2) общая форма эфеса;
3) наличие на эфесе особой головки-навершия — «кабуто-ганэ».
На ней, кстати, даже просматриваются остатки темляка.
Итак, пункты 1 и 3 однозначно говорят нам — это не катана. Точнее, не «классическая» катана в нашем современном понимании. Кто не помнит, она носится исключительно лезвием вверх, в горизонтальном положении, засунутой за пояс.
Кроме того, особо выраженное, располагающееся поверх оплетки рукояти навершие, именуемое кабуто-ганэ — это признак мечей типа «тати». Она встречается только с оправой дзиндати-дзукури, которая подразумевает ношение меча описанным выше способом — с подвесом за кольцо почти вертикально, лезвием вниз.
Полагаю, вдумчивый читатель уже просек или почти просек фишку. По всем вышеперечисленным признакам оружие подпоручика относится к классу «тати» — боевых, а не гражданских японских мечей. А не к катанам — никоим образом.
Тогда что это такое?
А это — Меч Син-гунто — «новейший военный меч», который японцы сознательно разработали под дизайн старинного тати, а не «гражданской» катаны.
Знакомьтесь, дамы и господа:
Но главный казус даже не в этом. ))
Главный казус — в том, что мечи син-гунто стали производиться только после 1933 года. Второй пункт из нашего мини-списка — форма эфеса.
После революции Мэйдзи и до 1930-х годов японские офицеры вооружались саблями и кортиками стиля «а-ля Европа» и мечами кю-гунто, которые ни в жисть не перепутаешь с катаной из-за наличия характерной дужки на длинной рукояти:
В период русско-японской войны на вооружении самураев стояли либо сабли европейского образца (которыми они неплохо умели владеть — по европейским же методикам), либо вот такие кю-гунто — гибриды сабли и тати.
Так что либо саблю, либо кю-гунто мог привезти подпоручик Семен с русско-японской войны, но никак не син-гунто, до появления которого оставалось еще около 20 лет.
P. S. А по темляку, который прикреплялся к головке кабуто-ганэ, определялся воинский чин обладателя син-гунто. Но у подпоручика темляк оборван, а сам меч затрепан так, что почти ничего конкретного по нему сказать нельзя.
Ляп со стороны режиссера и военного консультанта, да. Но ляп простительный: в 1969-70 годах, когда снимали фильм, людей, разбирающихся в японском оружии, в СССР почти не было. Нашли для подпоручика хоть что-то катаноидное — и на том спасибо. (#.)
Источник