Меню

Белое солнце пустыни сцена с гюльчатай

Гюльчатай

История персонажа

Гюльчатай — героиня советского художественного фильма «Белое солнце пустыни», создателем которого выступил режиссер Владимир Мотыль. Образ этой восточной девушки представлен в картине эпизодически. Однако персонаж запомнился и полюбился зрителям, получил популярность. Самая юная жена из гарема басмача Абдуллы вызвала у публики целую палитру эмоций — от улыбок, когда наивная красавица общается с Суховым, до слез, когда героиня становится жертвой мужа-бандита.

История создания персонажа

В конце 60-х годов режиссер Владимир Мотыль получил предложение снять кино о событиях конца Гражданской войны. В основу сюжета положены исторические факты, которые в частности касались и положения женщин на Востоке. Один из сценаристов картины, Валентин Ежов, проводил встречи с бывшими воинами, которые в начале 20-х годов XX столетия участвовали в сражениях с бандами басмачей в Азии. Из рассказов солдат стало известно, что, опасаясь красноармейцев, бандиты оставляли среди пустыни собственные гаремы.

В этих случаях служащие Красной армии забирали с собой женщин и отводили к ближайшим кишлакам, тем самым спасая от гибели. Эти истории вошли в сюжет фильма, раскрыв перед зрителями колорит Востока — таинственного и одновременно жестокого. В картине басмач Абдулла бросает своих жен, спасаясь от преследования командиром Рахимовым. Не желая упускать бандита, Рахимов передает гарем красноармейцу Федору Сухову, который с юным помощником Петрухой следует с женщинами к ближайшему городу.

Источник

Татьяна Федотова — биография, информация, личная жизнь

Татьяна Федотова (Гюльчатай)

Татьяна Павловна Федотова (в замужестве — Кузьмина). Родилась 26 сентября 1950 года в деревне Самша Тверской области. Советская актриса. Исполнительница роли Гюльчатай в фильме «Белое солнце пустыни».

Татьяна Федотова родилась 26 сентября 1950 года в деревне Самша Тверской области.

Когда Татьяне было четыре месяца, ее семья переехала в Ленинград. Они долго скитались, даже жили в подвалах, потом им дали двухкомнатную квартиру — десятеро детишек штабелями спали на полу.

Чтобы семье было полегче, некоторых детей, в т.ч. и Татьяну, устроили в интернат. Именно в школе-интернате она начала посещать танцевальный кружок, куда ее привела подружка.

Из интерната ее едва не отправили в школу для умственно отсталых. Как поясняла Татьяна, она с детства боролась за справедливость, за что ее наказывали. Исключили из пионеров.

Она вспоминала: «Я считала, что отметки ставили несправедливо, и решила собрать группу захвата журнала, чтобы втихаря ставить «пятерки». Но однажды выдала себя: поставила отметку за урок, которого еще не было. Учительница математики была в ярости: она несколько раз перелистывала страницы, снимала и надевала очки, смотрела на класс, наконец обратилась ко мне: «Федотова, я разве тебя спрашивала на прошлом уроке?!» Ребята: «Спрашивали, спрашивали, Мария Соломоновна!» Я вышла к доске, похлопала глазками, а теорему доказать не смогла. В этот день меня спрашивали на всех уроках и везде ставили «двойки». После чего вызвали маму, собрали пионерское собрание, где одна активистка кричала: «Выгнать ее, таким не место в училище». Когда на школьной линейке с меня сняли галстук, я рыдала: такой позор, маме будет больно, это несправедливо, все участвовали, а я одна пострадала. С тех пор я поняла, что сердца людей жестокие. Даже лучшая подруга может предать».

Позже она прошла конкурс в Вагановское училище, хотя поступить в престижное заведение было сложно: в классе учились дети актеров и влиятельных людей. Попала в 4-й класс Ленинградского Хореографического училища им. Вагановой.

Татьяна Федотова в детстве в балетном училище (в центре)

Именно во время обучения в Вагановском училище она была замечена ассистентом режиссёра Владимира Мотыля — Николаем Конюшевым — который предложил ей сыграть одну из заметных ролей в фильме «Белое солнце пустыни». Встреча эта получилась весьма курьезной. Конюшев отправился встречать знакомую девушку из балетного училища имени Вагановой и на входе столкнулся с симпатичной 17-летней особой — это и была Таня Федотова, которая как раз прогуливала урок (что она делала регулярно). Поначалу она очень испугалась, решив, что незнакомый человек сейчас потащит её за прогул уроков к директору училища. А когда поняла, чего на самом деле тот от неё хочет, тут же обрадовалась и согласилась прийти в студию «Ленфильм».

Сначала она появилась на съёмочной площадке фильма в конце декабря 1968 года, заменив актрису, исполнявшую до этого роль Зарины. Федотова побывала на съёмочной площадке от силы два-три раза, после чего про неё попросту забыли.

А вновь вспомнили только тогда, когда из фильма внезапно ушла младшая из «жён Абдуллы» — Татьяна Денисова, ученица Московского циркового училища (после четырех месяцев съёмок она отказалась от роли). К слову, эта же роль изначально предлагалась Ирине Печерниковой, но та, прочитав сценарий, отказалась, о чём впоследствии сожалела.

Снимали фильм в Туркмении. Во время работы произошел один инцидент, который на всю жизнь запомнился Федотовой. Как-то съёмки не проводились из-за плохой погоды. И часть группы отправилась в город развлечься. В частности, Николай Годовиков (знаменитый Петруха) и Татьяна Федотова заглянули в тамошний парк отдыха, где устраивались танцы. Но едва они появились на танцплощадке, как на Гюльчатай сразу «положили глаз» местные туркмены. Действовали они бесцеремонно, вплоть до того, что стали предлагать Годовикову деньги, чтобы тот продал свою спутницу. В конце концов молодому актёру пришлось пустить в ход кулаки, даже невзирая на то, что численное превосходство было на стороне туркменов. К счастью, рядом оказался один из его знакомых, когда-то занимавшийся боксом, появление которого несколько уравняло шансы сторон в этом поединке. Драка длилась несколько минут, в итоге Гюльчатай удалось «отвоевать» у местных туркмен.

Читайте также:  Как защитить компьютер от солнца

Роль Гюльчатай принесла ей всесоюзную известность.

Татьяна Федотова в фильме «Белое солнце пустыни»

По словам Татьяны Федотовой, роль Гюльчатай имела для её дальнейшей жизни не только положительные, но и отрицательные последствия, хотя особого актёрского таланта, по её мнению, для этой роли не потребовалось: «Честно говоря, в том, что и как я сыграла, ничего особенного нет. Мне даже странно слышать, когда говорят: «Ах, как вы хорошо сыграли Гюльчатай!». Да, определенное актёрское мастерство у меня уже было, а остальное я себе представила, вообразила».

Больше в кино Татьяна не снималась. После окончания балетного училища работала в танцевальном ансамбле в «Ленконцерте». Вышла замуж за композитора, муж писал музыку к песням, однако пробиться не смог.

У самой Федотовой отношения с коллективом также не сложились. Она слыла конфликтной персоной. В конце концов за два года дл пенсии ее уволили и с двумя детьми выставили на улицу из служебного жилья.

В 1994 году Татьяна Федотова пришла к религии, она — член христианской церкви «Источник жизни», хотя по мнению ряда православных священников — это деструктивная секта. Ходила в Библейскую школу, слушала проповеди.

«Бог меня уберег: я не стала актрисой, звездой. Могло случиться что-нибудь плохое. Судьбы звезд очень трагические. Я бы не хотела иметь такую же. Не все идут путем Божьим. Дьявол обольщает», — говорила она.

Проживает с семьей в деревне Самша Тверской области — в доме, в котором когда-то родилась.

Татьяна Федотова (Гульчатай) сейчас

Личная жизнь Татьяны Федотовой:

Муж — Геннадий Кузьмин, композитор. Познакомились в «Ленконцерте», на тот момент Геннадий был женат. В конце концов они создали свою семью.

У пары родилось двое детей — сын и дочь.

Татьяна Федотова с сыном

Татьяна Федотова и муж Геннадий Кузьмин

Фильмография Татьяны Федотовой:

1969 — Белое солнце пустыни — Гюльчатай (озвучила Надежда Румянцева)

Источник

На что променяла карьеру Гюльчатай из “Белого солнца пустыни”

Эпизодические роли актеров редко когда бывают отмечены зрителями, а их исполнители обретают признание и известность. Но именно так произошло с Татьяной Кузьминой (в титрах Федотова, прим. ред.), сыгравшей небольшую, но очень яркую роль Гюльчатай в фильме “Белое солнце пустыни”. Еще более удивительно то, что сразу после такого удачного дебюта в кино Татьяна решила не продолжать актерскую профессию. О том, по какой причине Кузьмина не связала свою жизнь с кинематографом, читайте в материале “Рамблера”.

Татьяна училась в Ленинградском хореографическом училище имени Вагановой, но по ее собственному признанию, быть балериной вовсе не мечтала. Выбор, по сути, был сделан родителями, который сначала отдали дочь в танцевальный кружок при интернате, где она училась, а затем уже оттуда ее взяли в училище, где позже ее и нашли ассистенты режиссера “Белого солнца пустыни”, срочно разыскивающего исполнительницу для роли младшей жены Абдуллы.

Гюльчатай должна была играть совершенно другая актриса, Татьяна Денисова. Но через 4 месяца из-за экзаменов в Московском цирковом училище девушка уехала со съемок, ей пришлось срочно подыскивать замену. Ассистенты режиссера бросились на поиски и в училище имени Вагановой увидели Татьяну Федотову. Сдав экзамены, девушка выехала на съемки, чтобы сыграть свою первую звездную и оставшуюся единственной роль.

Поклонники, появившиеся после выхода фильма, тщетно ожидали новых появлений красавицы Татьяны на экране. Девушка приняла решение не продолжать актерскую карьеру и, по ее признанию, ни разу потом об этом не пожалела. Истинное свое предназначение она видела вовсе не в славе.

После окончания хореографического училища Татьяна работала в танцевальном ансамбле и в “Ленконцерте” познакомилась с композитором Геннадием Кузьминым, который стал ее мужем. Татьяна полностью растворилась в семье, отыскав свое предназначение в том, чтобы быть хорошей матерью и женой.

Об утраченных возможностях стать известной актрисой Татьяна Кузьмина ни разу не пожалела, по ее словам, настоящее счастье для нее быть женой и матерью, все остальное — неважно.

Источник

Читайте также:  Как нарисовать для чего нужно солнце

Неизвестные подробности съемок «Белого солнца пустыни»

Фильм «Белое солнце пустыни» вышел на экраны в 1970 году и уже почти полвека является народным достоянием. Фразочки товарища Сухова и Петрухи давно уже перекочевали в фольклор: «Гюльчатай, открой личико!», «Восток — дело тонкое». Сейчас сложно представить, что уже готовую картину посчитали неудавшейся и хотели навсегда положить на полку.

Вестерн по-советски

Во второй половине 1960-х руководство Госкино поставило задачу снять приключенческую ленту в стиле американских вестернов, но в советских реалиях. Потом этот жанр назовут «истерн» (от английского слова East — «восток»). За основу для сценария соавторы Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков взяли реальный случай Гражданской войны, когда один из басмачей, убегая от красноармейцев, бросил в пустыне свой гарем. Изначально планировалось, что снимать фильм будет Андрей Михалков-Кончаловский, но в итоге он от предложенного сценария отказался. Поиски подходящего режиссера затянулись, в какой-то момент было решено предложить работу опальному Владимиру Мотылю, который тогда только снял вызвавшую у чиновников недовольство картину «Женя, Женечка и «катюша». Мотыль не пришел в восторг от сценария «Белого солнца. », но он находился в безвыходном положении — любое предложение о съемках для него тогда было удачей. К тому же за эту картину отвечала ЭТК — Эксперимен­тальная творческая киностудия, независимая от Госкино, которая была рассчитана на создание коммерчески успешных фильмов (сейчас бы их назвали «блокбастерами»).

Работа над картиной началась в 1968 году. Сложности возникли сразу же. На главную роль товарища Сухова утвердили Георгия Юматова, но в первый же день съемок (эпизод снимался в Ленинграде) он в назначенное время не явился — ассистенты нашли его в номере гостиницы пьяного и с разбитым в драке лицом. Появляться в кадре с такими синяками актер не мог, поэтому Владимиру Мотылю пришлось срочно вызывать из Москвы второго кандидата на главную роль — Анатолия Кузнецова. На роль таможенника Верещагина Мотыль решил взять ленинградского актера Павла Луспекаева. К тому моменту он был тяжело болен — из-за проблем с сосудами у него были сначала ампутированы пальцы на обеих ступнях, а затем и сами ступни. Актер передвигался на протезах, каждое движение вызывало у него сильнейшую боль. Режиссеру пришла в голову идея «добавить» к образу Верещагина костыли — Мотыль даже уже продумывал сцену драки с бандитами, где таможенник пустит их в ход. Но Павел Луспекаев от такого «реквизита» наотрез отказался, мол, «еще успею сыграть инвалида в следующей картине». Более того, все трюки в фильме он хотел исполнить сам, без помощи каскадеров.

На роль Петрухи взяли молодого паренька Николая Годови­кова — он уже мелькал в кино в эпизодах «Республики ШКИД» и «Жени, Женечки и «катюши». Роль Саида отдали актеру Московского театра сатиры Спартаку Мишулину.

Вместо актрис под чадрой — солдаты

Труднее всего оказалось найти достаточное количество «жен» для гарема. Актрису на роль Гюльчатай — Татьяну Денисову — нашли в Московском цирковом училище. Но через четыре месяца съемок ей предложили выгодный контракт в цирке, и она уехала на гастроли. Замену случайно нашли среди студенток Вагановского хореографического училища. Новую Гюльчатай звали Татьяна Федотова. Осталь­ных иска­ли по всему Советскому Союзу, причем на роль восточных красавиц брали даже женщин типично европейской внешности, например, баскетболистку Велту Деглав из Риги. Лишь три из девяти жен были профессиональными актрисами, остальные снимались в кино впервые.

Место действия фильма — пустыня где-то в Средней Азии. Город Педжент — вымышленный, но по косвенным репликам героев можно понять, что он находится на восточном берегу Каспийского моря, не очень далеко от границы с Персией. Съемки проходили под Махачкалой в Дагестане и возле города Байрам-Али в Туркмении. С середины июня на берегу Каспия началась постройка декораций — на песчаных дюнах возводились бутафорские дом Верещагина, сад с виноградником, нефтеналивные баки. К берегу подогнали старый баркас «Дербент». По воспоминаниям Владимира Мотыля, декорации доставили съемочной бригаде много хлопот — при сильном ветре они заваливались, их приходилось выстраивать заново.

Съемки фильма давались тяжело. Август, температура доходила до 45 градусов жары. Жены Абдуллы, наряженные в плотную чадру, изнывали от перегрева и после съемок лежали с мокрыми платками на лбах и валидолом под языком. Сжалившись над женщинами, Владимир Мотыль для некоторых эпизодов вместо них отправлял в кадр солдат из располагавшейся неподалеку военной части, ассистентов оператора и даже плотника. Все равно под чадрой незаметно.

Одна из последних ролей Луспекаева

А вот Спартаку Мишулину, сыгравшему роль Саида, замену найти было невозможно. Сцену, где он по самую шею зарыт в песок, снимали дважды. Закопать актера просто так было невозможно — в раскаленном песке он бы «испекся».

Для Мишулина выкопали яму, в нее поставили деревянный ящик, в который он и залез. Песок около шеи полили водой. Но когда отснятый материал прислали в Москву, выяснилось, что кинопленка бракованная и кадры надо переделывать. Узнав, что ему снова придется сидеть по горло в горячем песке, актер был в ярости.

Читайте также:  Великая сила любви кладовая солнца ответ

Павлу Луспекаеву пришлось труднее всех — целый день вышагивать на своих протезах по раскаленным барханам, когда каждое движение приносило жуткую боль. Следом за ним на съемочной площадке всегда ходила его жена Инна Кириллова и несла алюминиевый стульчик. Через каждые 20 метров Луспекаев говорил ей: «Подставь». После съемок он всегда садился у моря и опускал ноги в воду, чтобы хоть немного уменьшить боль. Кстати, роль Верещагина — одна из последних ролей актера. Он умер через две недели после премьеры фильма.

Съемочную бригаду преследовали различные неприятности. В одну из ночей, когда сторож лег спать, местные воры украли из сарая часть реквизита — в том числе саблю, подаренную «Ленфильму» кавалеристом Окой Городовиковым, и часы фирмы «Буре», которые должны были надеть на руку товарища Сухова. Съемки застопорились, хотели привлечь к делу милицию. Владимир Мотыль нашел другой выход: разузнав, кто в этих краях является криминальным авторитетом, он отправился к нему «на поклон». Авторитетом оказался 26-летний дагестанец Али. Мотыль предложил ему эпизодическую роль в своем фильме, а когда тот с радостью согласился, режиссер пожаловался на кражу ценного реквизита. Новый участник съемочной группы тут же все «уладил», и уже к утру все вещи были возвращены киношникам. Али сыграл одну из эпизодических ролей в банде Абдуллы — именно он наставляет винтовку на товарища Сухова на берегу моря, в котором тот беспечно купался.

«В банде Абдуллы должны быть русские»

Съемки фильма затянулись на два года. Худсовет был недоволен результатами работы Владимира Мотыля — худрук Эксперимен­тального творческого объединения Григорий Чухрай назвал товарища Сухова «бесхарактерным», якобы он мало проявляет «мужицкой смекалки и чувства мужицкого юмора». Все сошлись на том, что главный герой — не супермен, а фильм — отнюдь не вестерн. Сам режиссер называл жанр своего детища «сказом-былиной с авантюрной пружиной». Владимир Мотыль несколько раз переписывал сценарий, многое пришлось менять по ходу съемок. Как вспоминал режиссер спустя много лет, «Белое солнце пустыни» было, наверное, единственным советским фильмом, который радикально отличался от изначально задуманного сценария.

Дирекция картины возмущалась еще и «перерасходом» — съемочная группа не смогла уложиться в выделенный бюджет и за первый период съемок израсходовала 350 тысяч рублей. К зиме было решено работу над фильмом «законсервировать» как дорогостоящую и «бесперспективную». Владимир Мотыль в отчаянии писал письма во все инстанции, чтобы ему дали возможность доснять картину. Спасение пришло от Министерства финансов — оно отказалось «списывать» уже потраченные 350 тысяч рублей, поэтому Мотылю разрешили снимать дальше.

После событий в Праге в 1968 году, к фильмам, где так или иначе всплывала международная и межнациональная тематика, относились особенно внимательно. «Белое солнце пустыни» курировал лично Владимир Баскаков — первый зампред Госкино СССР. Второй этап съемок проходил в Туркмении, и Баскаков постоянно слал туда телеграммы с указаниями, чтобы в банде Абдуллы обязательно были русские бандиты. Чинов­ник очень опасался, что иначе республиканские руководители могут обвинить Госкино в разжигании межнациональной розни — мол, все отрицательные персонажи у вас азиаты. Как потом вспоминал режиссер, бесконечные советы чиновника принесли пользу фильму: «Восток требует совершенно иного подхода, у них там другое мышление, у мусульман», — напутствовал он меня перед экспедицией, делая грозное лицо. Эти его слова и натолкнули меня вписать Сухову реплику: «Восток — дело тонкое».

Возможно, именно после замечаний Баскакова в банде Абдуллы появился нервный белогвардеец, который кричал: «Встать, когда с тобой говорит подпоручик!» Кстати, его сыграл каскадер Валентин Фабер, исполнявший в фильме почти все трюки.

Спасибо Брежневу

Мытарства фильма не закончились и после окончания съемок. Худсовет был по-прежнему недоволен результатом, требовал вносить все новые и новые поправки (например, сократил эпизоды с пьянством Вереща­гина, вырезал из кадра икону Богоматери со струйкой крови в сцене убийства хранителя музея). Но и этот вариант «Мос­фильм» не устроил, акт о приемке картины в Госкино так и не подписали.

Спас «Белое солнце пустыни», сам того не ведая, Леонид Брежнев. В те годы существовала практика закрытых «предпоказов» киноновинок на дачах высокопоставленных деятелей. Таким образом, спорный фильм оказался у генсека, который был большим любителем американских вестернов и пришел в восторг от увиденного. Естественно, после такого «высокого» признания картине был тут же дан зеленый свет, и уже в 1970-м она вышла на широкий экран. Только за первый год ее посмотрели более 34 миллионов человек.

Источник

Adblock
detector