Сергей Есенин. Черная, потом пропахшая выть.
Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать.
Серым веретьем стоят шалаши,
Глухо баюкают хлюпь камыши.
Красный костер окровил таганы,
В хворосте белые веки луны.
Тихо, на корточках, в пятнах зари
Слушают сказ старика косари.
Где-то вдали, на кукане реки,
Дремную песню поют рыбаки.
Оловом светится лужная голь…
Грустная песня, ты — русская боль.
1914
Выть — небольшой надел земли, который в Рязанской губернии выделяли семьям под посев пшеницы.
ГАТЬ, -и; ж. Настил из брёвен или хвороста для проезда, прохода через топкое место.
ВЕРЕТЬЕ, -я; ср. Трад.-нар. Грубая ткань из очёсков льна или конопли, употребляемая на подстилки, мешки и т.п.
ТАГАН, -а; м. Железный обруч на ножках, служащий подставкой для котла, чугуна и т.п. при приготовлении пищи на открытом огне.
КУКАН, -а; м. Нар.-разг. Бечева, на которую нанизывают пойманную рыбу.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.01.2017. Руми. Стихом и прозой о любви
- 30.01.2017. Давид Самойлов. А помнишь, ты была тогда.
- 29.01.2017. Сергей Есенин
- 28.01.2017. Самуил Маршак. Как призрачно моё существованье.
- 27.01.2017. Вероника Тушнова и Роберт Рождественский
- 26.01.2017. Глеб Горбовский и Игорь Северянин
- 25.01.2017. Владислав Ходасевич
- 24.01.2017. С. Есенин. Ах, метель такая, просто чёрт возьми!
- 23.01.2017. Марина Цветаева и Борис Пастернак
- 22.01.2017. Марина Цветаева. Сини подмосковные холмы
- 21.01.2017. Марина Цветаева
- 20.01.2017. Владислав Ходасевич. В заседании
- 19.01.2017. Марина Цветаева
- 18.01.2017. Глеб Горбовский. Горела осень.
- 16.01.2017. Иван Бунин и Владимир Набоков
- 15.01.2017. следы на цыпочках ушедших слов
- 14.01.2017. Борис Пастернак. Объяснение
- 13.01.2017. Сергей Есенин. Прячет месяц за овинами.
- 11.01.2017. Сергей Есенин. Покраснела рябина.
- 10.01.2017. Ричард Бротиган. Если просто
- 09.01.2017. Сергей Есенин. Черная, потом пропахшая выть.
- 07.01.2017. Игорь Царев. Я верю
- 06.01.2017. Георгий Иванов. Как всё бесцветно, всё безвкусно..
- 05.01.2017. Иннокентий Анненский
- 04.01.2017. Три стихотворения
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
«Чёрная, потом пропахшая выть. » С. Есенин
Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить.
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать.
Серым веретьем стоят шалаши,
Глухо баюкают хлюпь камыши.
Красный костер окровил таганы,
В хворосте белые веки луны.
Тихо, на корточках, в пятнах зари,
Слушают сказ старика косари.
Где-то вдали на кукане реки
Дремную песню поют рыбаки.
Оловом светится лужная голь…
Грустная песня, ты – русская боль.
Сборник «Радуница», цикл «Русь», 1914 г.
В сборнике «Радуница» вышло под названием «Выть».
Анализ стихотворения Есенина «Черная, потом пропахшая выть. »
Первые годы жизни в Москве стали для Есенина настоящим испытанием. Он не мог привыкнуть к широким столичным улицам, постоянному шуму толпы и необходимости заводить новые знакомства с людьми, которые могли помочь ему с литературной карьерой. В этот период поэт все чаще и чаще мысленно обращается к своей малой родине, селу Константиново, где прошли самые счастливые годы его жизни. И не потому, что Есенину нечего сказать о Москве, которая не перестает удивлять поэта. Просто Есенин осознает, что частичка его души навеки принадлежит рязанской глубинке, куда он мечтает вернуться, хотя и понимает, что это уже невозможно.
К произведениям этого непростого периода относится стихотворение «Черная, потом пропахшая выть!…», написанное в 1914 году. Стараясь запечатлеть то, что довелось видеть в детстве и юности, Есенин не стремится облагородить сюжетную линию, хотя и понимает, что светская публика ждет от него совершенно иного. Тем не менее, на свет появляются стихи, многие слова в которых утонченным московским критикам кажутся чужеродными и непонятными. Действительно, им трудно догадаться о том, что выть – это небольшой надел земли, который в Рязанской губернии выделяли семьям под посев пшеницы. А уж понять, почему эта делянка пахнет потом, и вовсе невозможно.
Между тем, Есенин, выросший среди рязанских лугов и лесов, прекрасно осведомлен о том, каких усилий требует работа пахаря. И каким отрадным бывает отдых, когда все дневные заботы отходят на второй план. «Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льнет благодать», – отмечает поэт. Природа словно бы дарит всем сельским тружениками удивительное чувство радости и умиротворения. В такие вечера нет ничего лучше, чем сидеть у костра и слушать рассказы, как это делают уставшие за день косари.
Однако не только они бодрствуют этим поздним вечером. Жизнь на селе и в его окрестностях не затихает даже ночью, и поэт с нежностью и теплотой отмечает, что «где-то вдали на кукане реки дремную песню поют рыбаки». Эта идеалистическая картина, всплывающая в воображении Есенина, настолько сильно отличается от того, что ему приходится видеть в Москве, что автор пытается хотя бы мысленно перенестись в прошлое и задержаться там подольше. Он понимает, насколько тяжел труд крестьянина, но в такие минуты готов променять свою спокойную, сытую и размеренную столичную жизнь на возможность вот так же посидеть ночью у костра или же отправиться на рыбалку. Однако этому не суждено сбыться, потому что поэт уже сделал свой выбор, оборвав последние нити, связывающие его с отчим домом.
Источник
Исследовательская работа
Исследовательская работа по творчеству Сергея Есенина, в которой автор рассматривает обра луны(месяца) в творчестве поэта. Приведны интересные авторские выводы, что же значит этот образ в разных стихотворениях поэта. Подробно анализируется цветовая гамма образа. Работа может быть использована в качестве дополнительного материала при изучении творчества Есенина как в основной, так и старшей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
id13.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
IX районная научно-практическая конференция
проектно-исследовательских работ учащихся
Силы зла или тепло дома?
(Образ луны /месяца в творчестве Сергея Есенина.)
Лен Инна Владимировна
8 класс, МБОУ ООШ №1
Мельчакова Елена Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
2.1.Образ луны-месяца в мифах и фольклоре. стр.3
2.2. Образ луны-месяца в стихах Есенина……………………..стр.3
2.3. Цветовая гамма образа……………………………………..стр.12
Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или
месяц, — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем,
когда и без того светло; а месяц – ночью.
Луна. Самое близкое к нам небесное светило. Самое загадочное, таинственное, притягательное. Ночное «солнце». Луна всегда была символом влюблённых и поэтов.
Пожалуй, Сергей Есенин – самый лунный в русской литературе поэт. Образ луны – месяца упоминается в 351 его произведении (345 стихотворений и 6 поэм) более 140 раз.
Меня очень заинтересовало, почему так часто использует поэт этот образ стихотворной атрибутики в своих произведениях.
Гипотеза: луна в произведениях Сергея Есенина символизирует силы, враждебные человеку, или ее символика связана с крестьянским укладом жизни?
Предмет исследования: стихи и поэмы Сергея Есенина.
Поэтому цель моей исследовательской работы:
выяснить значение образа луны /месяца в лирике Сергея Есенина.
-проанализировать стихи Есенина, где встречается образ луны / месяца;
-определить смысловое значение этого образа;
-понаблюдать цветовую гамму.
3 2.Основная часть.
2.1 Образ луны в мифах и фольклоре.
В мифологии образ Луны трактуется по-разному. Это и образ, противоположный Солнцу, не несущий тепло и свет; и образ, олицетворяющий темные силы. В некоторых культурах Луну представляют в виде дурного глаза, наблюдающего за происходящим.
В фольклоре же традиционно образ месяца – это образ домашнего животного, пастуха, хлеба.
Часто луну и солнце противопоставляют: день – ночь, брат – сестра, муж – жена. А вот как рассматривает этот образ в своих стихах Сергей Есенин.
2.2 Образ луны/месяца в стихах Есенина.
Сергей Есенин – певец русской природы, а без красоты лунной ночи невозможно представить среднерусский пейзаж.
Есенинская луна всегда в движении. Это не известковый шар, вознесённый в небо и наводящий на мир сон. Это обязательно что-то живое, одухотворённоё.
Луна золотою порошею
Осыпала даль деревень.
Поразительна психологическая глубина есенинского образа.
Вышел месяц из-за тучек,
Ярким светом заиграл.
Есенин не избегает сложной метафоричности этого образа.
« Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина, — писал Есенин в статье «Отчее слово». – Мы бьёмся в ней, как рыбы в воде стараясь укусить упавший на поверхность льда месяц, но просасываем этот лёд и видим, что на нём ничего нет, а то жёлтое, что казалось так близко, взметнулось ещё выше». В этом высказывании Есенин подчеркивает непостижимость и сложность поэтических образов, в том числе и луны.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Сравнения, используемые Есениным, рисуют одухотворённый, гармоничный пейзаж. Приглядитесь к отражению лунного диска в колышущейся воде. Оно, действительно, напоминает лягушку. Только поэт может увидеть красоту такого, казалось бы, прозаического образа, как лягушка.
На бугре берёза-свечка / В лунных перьях серебра.
Лунные перья – это тонкие веточки березы, которые ночью напоминают перья птиц.
Но особенно неповторимое очарование, на мой взгляд, создаёт использование образа луны в следующем ночном пейзаже.
Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт,
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе всё спит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
В этих стихотворениях луна – неотъемлемый символ красоты и одухотворённости ночного пейзажа, русской природы. Именно этот образ создают умиротворение в природе и передает гармонию в душе человека.
В творчестве Сергея Есенина есть множество стихотворений, в которых образ месяца / луны сравнивается с домашними животными или другими атрибутами крестьянского быта.
«Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к
миру, выработанный ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов».
Несомненна перекличка следующих есенинских строк с фольклором: Месяц рогом облако бодает, / В голубой купается пыли. Или Чистит месяц в соломенной крыше / обоймлённые синью рога. Две луны , рога свои качая, / Замутили жёлтым дымом зыбь. Но особенно показательны в этом аспекте строки:
Ягнёночек – кудрявый месяц / Гуляет в голубой траве.
Есть в таких стихах и образ месяца – коня (Жёлтые поводья / Месяц уронил. Или Жёлтый месяц жеребёнком / Запрягался в наши сани), и образ месяца – пастушка (…Согнув луну в пастушеский рожок). Как не вспомнить сказочную Сивку-Бурку!
Месяц – это и корова-кормилица, и главное богатство любой крестьянской семьи — конь.
Но, мне кажется, наиболее трогателен образ лунных «братьев наших меньших» в стихотворении « Песнь о собаке».
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался месяц над хатой
Одним из её щенков.
Здесь мы видим использование образа луны – месяца как домашнего животного.
В творчестве Есенина есть и другое использование образа луны- месяца при описании уклада крестьянской жизни. К таким бытовым атрибутам можно отнести образ луны / месяца в следующих стихотворных отрывках: На рассвете он завтра промчится / Шапку – месяц пригнув под кустом. Не знаю, светит ли луна / Иль месяц обронил подкову.
И, конечно, духом крестьянской избы, тёплым, только что испеченным, душистым хлебом веет от этого образа месяца / луны: Тихо-тихо в божничном углу / Месяц месит кутью на полу.
А в другом стихотворении луна сравнивается с хлебной ковригой:
Ковригой хлебною под сводом / Надломлена твоя луна . Эти строчки напоминают загадку про месяц (Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка).
Есть у Есенина стихотворение «Колоб», посвященное созданию луны. Божья мать печет луну-колоб для забавы сына. Когда сын роняет колоб с небес, он становится ночным чудом для людей, чтобы им было не так одиноко и грустно ночью.
На земле все люди человеки,
Хоть одну им малую забаву
Таким образом, во многих стихах Есенин использует образ луны / месяца как символ крестьянского уклада жизни, близкого и понятного с детства самому автору.
Особенно часто образ луны / месяца используется для передачи психологического состояния лирического героя. Часто это состояние тревоги, одиночества: ( Какая ночь! Я не могу. / Не спится мне. Такая лунность . Или Подымайте же, лунные лапы, / Мою грусть в небеса ведром. А также Неуютная жидкая лунность …). Авторский неологизм «лунность» создает отвлеченный образ какой-то вселенской тоски. Эпитеты неуютная и жидкая помогают почувствовать это подавленное эмоциональное состояние лирического героя.
Сравнение месяца с вороном в следующем стихотворении ещё больше усиливает тревогу: ( Месяц , словно жёлтый ворон, / Кружит, вьется над землей.). Традиционно в литературе символ беды – черный ворон. Но есенинский желтый ворон-месяц гораздо тревожней. Холодом веет от таких строк:( Снежная замять дробиться и колется / Сверху озябшая светит луна …).
Часто образ луны / месяца встречаются в стихах, где Есенин размышляет о конце жизненного пути. Невеселы такие раздумья. Только месяц будет оплакивать поэта: (…Слезу обронит месяц / На мой завьялый труп.).
Необычно использование в стихотворении Есенина луны
как символа времени, отсчитывающей земные часы жизни человека: ( …И луны часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час.). Возможно, здесь Есенин опирается на древнерусскую трактовку календарного месяца. В древнерусском языке слово месяц означало буквально дитя Макоши. Богиня Макошь у славян – это время. Таким образом, месяц – часть Макоши, часть времени. Часы луны в этих стихотворных строчках – земная жизнь человека, отпущенное ему на земле время.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости.
Месяц как символ старости человека: (Скор месяц , купаясь в снегу,\ Сядет в редкие кудри сына).
В этом образе и кабацкая разухабистость:
А когда ночью светит месяц,
Когда светит… черт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.
И мудрое принятие всего, что выпало тебе на жизненном пути: (У осеннего месяца тоже / Свет ласкающий, тихий такой.). Осень года – здесь и осень жизни.
Есть в стихотворениях и луна – символ влюбленных:
…И луна , напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».
Как много боли, одиночества, тоски по любви в эпитете щемящий!
Сочинитель бедный, это ты ли
Сочиняешь песни о луне ?
Напряженный поиск своего творческого пути, своего места в современном и таком теперь чужом мире.
А вот в этих строчках: ..ты тужишь / О том, что лунная метла \ Стихов не расплескала лужи – упоминание о том, что поэзия для Есенина- главное в жизни: «… Но только лиры милой не отдам».
…В две луны зажгу над бездной
Сложное восприятие Октябрьской революции тоже нашло свое отражение в образе луны / месяца: Нынче луну с воды /Лошади выпили. Или
Если этот месяц
Друг их черной силы, —
Мы его с лазури
Камнями в затылок.
Так, по-разному используя образ луны / месяца, Есенин
передает душевное состояние лирического героя, помогает почувствовать неопределенность и трагизм его положения. Таким образом, в данных стихах луна — символ сил темных, предрекющих несчастье.
2.3 Цветовая гамма лунного спектора.
Лунный спектр в стихах Есенина очень разнообразен и может быть разделен на две группы.
Первая: белый (белые веки луны), серебряный (серебряной уздой), жемчужный, бледный. Здесь, собственно, собраны традиционные цвета луны. Но ведь поэзия как раз там и получается, где традиционное преобразуется в необычное.
Во вторую группу, кроме желтого (желтым вороном), входят: алый, червонный, рыжий (рыжий месяц), золотой (как злат бугор), лимонный (лимонный лунный свет), янтарный, синий(месяц синим рогом).
Эта классификация, разумеется, условна; вот другая — по частоте употреблений — более любопытна.
Чаще всего луна / месяц у Есенина желтого цвета (12 употреблений). Затем идут золотой (8), белый (6), рыжий (3),серебряный, лимонный, янтарный (по 2), алый, червонный, бледный, синий — по 1 разу. Жемчужный цвет тоже встречается лишь однажды:
Не сестра месяца из темного болота
В жемчуге кокошник в небо запрокинула…
Поэт употребляет чистые, естественные краски, традиционные, в частности, для древнерусской живописи.
Красной луны у Есенина вообще нет. Может быть, только в « Поэме о 36» — Месяц широк / И ал… Цвет луны у Есенина не зловещ, не апкалиптичен. Это чистые теплые краски, одухотворяющие образ луны / месяца.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Образ луны / месяца в творчестве Сергея Есенина рассматривается как
- часть одухотворенной русской природы;
- образ домашнего животного или других атрибутов крестьянского быта;
- символ, передающий душевное состояние лирического героя.
Итак, подводя итоги своего исследования, я могу сказать, что у Есенина много стихотворений, в которых луна символизирует
силы, враждебные человеку. Но в большинстве произведений луна – символ красоты и умиротворения ночного пейзажа и образ родного крестьянского дома. Образ луны / месяца в поэзии Есенина – образ светлый.
Практическая значимость моей работы – возможность использовать данный материал в качестве дополнительного при изучении творчества Сергея Есенина в разных классах.
- Бельская Л. Л. /Поэтическое мастерство Есенина./ М.,1990.
- Есенин С.А. /Стихотворения. Поэмы. Письма./ М., 1986.
- Захаров А. Н. /Поэтика Есенина./ М., 1995.
- Марченко А. М. /Поэтический мир Есенина./ М., 1972.
Источник